Научная статья на тему 'Первоначальные методы распространения евангелического протестантизма'

Первоначальные методы распространения евангелического протестантизма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кузьминых М. С.

Методология и методы современной мировой христианизации не явились случайными; они сформировались проповедниками-евангелистами при условии хорошего знания психологии переселенцев, недостатков социальной политики, интересов молодежи. Некоторые методы христианизации определили и подходы к современному процессу глобализации. Механизмы глобализации это отработанный способ, которым в мировой практике шла христианизация. Необходимость исследования этого явления позволит нам понять методы и методологию глобализационных процессов, т.к. и мировая христианизация, и глобализация дети одной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первоначальные методы распространения евангелического протестантизма»

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УДК 21: 001. 12

РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКОГО

ПРОТЕСТАНТИЗМА М.С. Кузьминых, аспирантка

каф. «Социальная антропология, философия и культура», ЧитГУ

Научные интересы: религиоведение, философия культуры, философская антропология

Методология и методы современной мировой христианизации не явились случайными; они сформировались проповедниками-евангелистами при условии хорошего знания психологии переселенцев, недостатков социальной политики, интересов молодежи. Некоторые методы христианизации определили и подходы к современному процессу глобализации. Механизмы глобализации - это отработанный способ, которым в мировой практике шла христианизация. Необходимость исследования этого явления позволит нам понять методы и методологию глобализационных процессов, т.к. и мировая христианизация, и глобализация - дети одной культуры ■

ORIGINAL METHODS OF EVANCELICAL PROTESTANTISM EXTENDING

Methods and methodology of the contemporary World Christianization have been worked out by evangelistic preachers. The necessary condition for their work was the sound knowledge of the immigrants' psychology, lacks of social policy, and the interests of the youth. Some of the methods of christianization have determined approaches to the contemporary process of globalization. The mechanisms of globalization have common roots with the World's Christianization ones. Globalization and the World Christianization are the children of the same culture. Thus the study of this phenomenon will help us to have better understanding of methods and methodology of the globalization processes ■

* * *

Эпоха глобализации не открывает новых механизмов и форм распространения своих идей. Это

- отработанный способ и «выверенный» путь, которым в мировой практике шла христианизация. Необходимость исследования этого явления позволит нам понять методы и методологию глобализационных процессов, т.к. и мировая христианизация, и глобализация - дети одной культуры.

Духовному обновлению и численному росту североамериканских церквей в ХУШ-Х1Х вв. способствовало Великое Пробуждение, следствием чего

стало появление и дальнейшее развитие новых, несколько нетрадиционных методов распространения протестантизма в форме духовного возрождения личности, которые в последующем, в период мировой христианизации, стали ведущими методами работы с населением.

Великое Пробуждение строит свою деятельность на организации многочисленных добровольных ассоциаций, посвященных различным аспектам христианской миссионерской деятельности, в рамках которой начинают издаваться Библии и различная христианская литература, появляются проекты

по поддержанию христианского образования [1]. Выдвигаются социальные интересы (пропаганда здорового образа жизни, помощь бездомным и инвалидам), которые становятся основным предметом их деятельности, поэтому многие ассоциации стали брать на себя социальные государственные функции. Но для традиционных церквей данные задачи на тот момент не являлись существенными в их миссии, поэтому прихожане объединили свои усилия и ресурсы для удовлетворения этих потребностей. Активизация мирян была жизненно важным и долговременным результатом движений Возрождения.

Возможность объединить всех переселенцев и таким образом «сгладить» у них чувство одиночества, была реализована посредством собраний под открытым небом. Они представляли собой ряд служений Возрождения, длившихся обычно несколько дней, на которых присутствовало большое количество людей. Без сомнения, сильнее всего их привлекали непосредственные свидетельства и приглашения тех, кто уже участвовал в подобных собраниях. Интерес возрастал по мере того, как эти люди делились своими впечатлениями с родными, друзьями и соседями. Энтузиазм был заразителен. Многие повторно участвовали в подобных служениях, обретя в них источник большой духовной помощи, а так же социального и эмоционального удовлетворения. Это происходило на фоне общения близких и знакомых, которые в разный период времени покинули Старый Свет. Таким образом, собрания стали единственной возможностью массовой встречи.

В этот период протестантскими проповедниками разрабатываются программы посещения прихожан на дому,

обретают популярность личные консультации пасторов, проводятся собрания с ответами на вопросы мирян, применяются методы отслеживания степени влияния работы пасторов на жизнь прихожан, которые добавляют действенности мощной евангелизаторской проповеди [2]. Взяв на себя социальные функции, проповедники за лозунгами заботы и любви, тем самым осваивали формы будущей христианизации. Поэтому результаты возрождения начинают рассматриваться как достижения одаренных проповедников, которые смогли убедить грешников уверовать и спастись, а не как могущественные дела Божьи, которыми Он обращает и преображает людей.

Практика работы евангелистов способствовала тому, что был положен вклад в методологию евангелизации, который был сделан американским проповедником Чарльзом Г рандисоном Финнеем (1792-1875). Наиболее заметными были его «новые меры», к которым относились «длительные собрания»

- по образцу собраний Возрождения на открытом воздухе - и «скамья обеспокоенных», место в передней части зала, куда могли выйти те, кто искал обращения, для особой молитвы и служения. Больше, чем кто-либо до него, Финней настаивал на разработанных, хорошо организованных рекламных кампаниях, по образцу политических кампаний, для того, чтобы вызвать интерес, волнение и надежду у слушателей. Группы мирян активно распространяли приглашения на собрания. Города наполнялись плакатами и листовками. За несколько дней или недель до собраний Возрождения устраивались молитвенные собрания в домах, чтобы просить о Божьей помощи и поддержать интерес к этому событию.

Методология Возрождения Фин-

нея и его богословие вызывали много споров. В его работе видели попытку откровенного пересмотра классического кальвинизма. Однако необходимо отметить, что Финней в значительной степени сформировал теорию и практику американской возрожденческой еванге-лизации. Влияние его идей и трудов становится очевидным при анализе современной динамики развития и распространения американского протестантизма через посредство мировой христианизации.

Другим проповедником возрождения, новаторские идеи которого прочно вошли в методологию распространения евангельского протестантизма, был Дуайт Лайман Моуди (1837-1899), который выработал свой уникальный и эффективный стиль. Проповедь Моуди была простой и непротиворечивой, характеризовалась искренностью, теплотой, ясностью, колоритностью и конкретностью, что располагало к себе людей [3].

Одним из важных аспектов его метода проповедования была сравнительная краткость, в отличие от проповедей большинства священнослужителей, которые продолжались обычно в течение часа и более, исполненные силой выступления Моуди длились двадцать-сорок минут. Для помощи в организации его проповедей в каждом районе, куда он прибывал, привлекались местные евангелические лидеры. Большое внимание уделялось акустике в зданиях для служений, а помещение для беседы с пастором имело обстановку, способствующую возникновению ощущения комфорта и спокойствия. В процессе подготовки кампаний по евангелизации создавались молитвенные группы, собирались пожертвования по домам и широко распространялись различные

проспекты. Прежде всего использовалась межконфессиональная поддержка местных церквей и служителей. Финансирование обеспечивалось из местных источников, все поездки широко освещались в прессе, порождая любопытство и ожидание у местных жителей.

Дополнительным фактором, способствовавшим достижению Моуди значительных упехов в его евангелической деятельности, была совместная работа с Айрой Д. Сэнки, музыкантом, который, под аккомпанемент гармони, привлекал слушателей своими песнями и руководил их вдохновенным групповым пением. Песни, в большинстве своем его собственного сочинения, были простыми и очень напевными, несли весть о христианской надежде и утешении, вызывали у многих слушателей вдохновение и радость. Стоит отметить, что подобного рода музыкальный аккомпанемент в настоящее время является неотъемлемой частью служений большинства американских протестантских церквей.

Наиболее важным аспектом деятельности Моуди явилось то, что его кампании создали устойчивый и широко распространившийся интерес к движениям возрождения в США, которые основывались на следующих формах:

1) объединенная поддержка от евангелических церквей;

2) просторные помещения для служений;

3) отсутствие конкурирующей деятельности церквей во время его запланированных собраний;

4) соответствующее финансирование [4].

Впоследствии, разработанные Мо-уди методы проведения кампаний по евангелизации были заимствованы многими протестантскими евангелическими

церквями.

Таким образом, лидеры движения Возрождения заложили основы развития качественно новым методам распространения евангелического протестантизма.

По существу, необходимой составляющей всех методов евангелиза-ции являются личности самих протестантов. Действенными методами можно считать те, которые позволяют максимально увеличивать взаимодействие между христианами и нехристианами. В настоящее время число техник и приемов евангелизации значительно увеличилось. Разработано множество подходов, некоторые из которых представляются весьма творческими и действенными в привлечении большего числа людей в сообщество протестантской церкви.

Представленный экскурс в историю зарождения христианизации дает

нам основания отметить, что методология и методы современной мировой христианизации не явились случайными; они сформировались проповедни-ками-евангелистами при условии хорошего знания психологии переселенцев, недостатков социальной политики, интересов молодежи. Некоторые методы христианизации определили и подходы к современному процессу глобализации, так, например - принятие во внимание массового спроса и востребованность быстрой реализации потребностей. Это и было представлено в данной статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Antoun, R.T. Understanding Fundamentalism. - Altamira Press, 2001. - P. 55-72.

2. Hick, J., Hebblethwaite B. Christianity and Other Religions. - Oxford, 2001. - P. 5-58.

3. Кернс Э.Е. Дорогами христианства. - М.: «Протестант», 1992. - С. 300-353.

4. www:utoronto.ca/knox/

ДРЕВНЕЙШЕЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ УДК 299 (925 16)

НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ

А.В. Жуков, аспирант каф. «Социальная антропология, философия и культура», ЧитГУ

Научные интересы: религиоведение, социальная антропология, этнические конфессии Забайкалья. Исторический и онтологический аспект межкультурного диалога на территории Северной Азии. Архаический, традиционный и современный пласт культуры социума. Нетрадиционные религиозные движения.

В настоящее время перед наукой стоит задача осмысления развития религиозной жизни древнейшего общества на территории Забайкалья. Согласно данным археологии, человек палеолитического и неолитического времени уже имел развитый комплекс религиозно-мифологических представлений. Организующим началом культуры человека в древности было осознание необходимости принесения жертвы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.