Научная статья на тему 'История и современное состояние пресвитерианства в Санктпетербурге'

История и современное состояние пресвитерианства в Санктпетербурге Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
956
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и современное состояние пресвитерианства в Санктпетербурге»

Д. П. Макаров

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСВИТЕРИАНСТВА

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

9 июня 2009 г. отмечался 500-летний юбилей со дня рождения выдающегося реформатора церкви Жана Кальвина, богословское учение которого заложено в основу догматики Реформатской и Пресвитерианской церквей. В связи со знаменательной датой представляется интересным рассмотреть, каким образом наследие Кальвина проявляет себя в современном Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург является многоконфессиональным и религиозно толерантным городом, в котором на протяжении всей его истории были представлены, наряду с храмами Православной церкви, храмы и общины католиков, лютеран, реформатов и других христиан. Исключение из представительного списка существовавших деноминаций представляет Пресвитерианская церковь, первые общины которой появились в городе только в начале 90-х гг. XX в. Поэтому пресвитерианское движение является одним из свидетельств современной религиозной жизни Санкт-Петербурга. Общины Пресвитерианской церкви существуют в нашем городе уже на протяжении 20 лет. Вместе с тем информации о пресвитерианстве в Санкт-Петербурге, исследований его состояния и опубликованных статистических данных практически не существует1.

Предметом рассмотрения в данной статье стали пресвитерианские церкви, которые принимают «Вестминстерское исповедание веры» в качестве основного догматического документа и стараются следовать классической пресвитерианской форме служения и управления общиной. В настоящее время самой крупной структурой пресвитерианского движения в Санкт-Петербурге является «Синод Пресвитерианских Церквей Северо-Запада России», насчитывающий восемь общин в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и по одной общине в Тверской и Костромской областях. Другая часть пресвитерианства представлена двумя общинами, организованными

1 В работе использованы материалы Архива секретариата «Синода Пресвитерианских Церквей Северо-Запада России» (Фонд «Ежегодные Отчеты церквей о служении»; Фонд «Полугодовые Протоколы собрания Синода»), а также некоторые данные электронных ресурсов: Ерофеев К. Б. Кальвинизм в Санкт-Петербурге: история и современность (историко-правовой анализ). 1ШЬ: Ьйр:/Л^™ кЬоди.ги/8Ьо\«1111с1е.р11р?1с1=3882 (дата обращения: 25 мая 2009 г.); Коскелло А. Знамя Реформации над Россией. 1ШЬ: http://www.religare.ru/2_40620.html (дата обращения: 12 июня 2009 г.).

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 1

39

в пресвитерию Реформатской Пресвитерианской Церкви. Следует заметить, что в Санкт-Петербурге есть еще ряд общин, причисляющих себя к пресвитерианским. Однако эти общины отвергают пресвитерианскую форму управления церковью, кальвинистское учение о предопределении, «Вестминстерское исповедание веры» и «Каноны Дортского Синода». Это обстоятельство выводит их за пределы рассмотрения в данной работе.

Пресвитерианское движение в Санкт-Петербурге началось весной 1990 г. с приезда в город Ким Де Гвана, пастора Пресвитерианской церкви из г. Торонто (Канада). Ким являлся пастором на пенсии и совершал месячное турне по Советскому Союзу с целью начать миссионерскую практику в одном из городов бывшего СССР. Родился и вырос он в г. Пхеньяне на севере Кореи во время японской оккупации корейского полуострова. Во время гражданской войны между Севером и Югом сумел избежать расстрела и бежал на юг, где служил в армии в качестве капеллана, имел армейское звание капитана. После службы в армии Ким стал одним из пасторов в церкви «Ёнг Нак» (г. Сеул), которая входит в Генеральную Ассамблею «Тонгхап» и является самой крупной поместной пресвитерианской церковью в мире, насчитывая около 200 тыс. зарегистрированных прихожан. Через несколько лет после войны он переехал в Канаду, где основал церковь «Ёнг Нак» («Вечная радость»), старшим пастором которой являлся до своего выхода на пенсию. Торонтская Церковь, представителем которой был пастор Ким, входит в Генеральную Ассамблею Корейской Пресвитерианской Церкви в Америке, объединяющую церкви, основанные корейскими эмигрантами как в Северной, так и Южной Америке, и насчитывающую в своем составе более полумиллиона членов.

Пастор Ким, приехав на неделю в Санкт-Петербург, поселился в гостинице «Москва» и вскоре встретил российского корейца, который знал корейский язык. Это знакомство стало решающим для Ким Де Гвана в плане принятия решения о начале своей миссионерской деятельности именно в Санкт-Петербурге. Было проведено несколько собраний-богослужений в гостиничном номере, где жил пастор Ким, на которых присутствовали представители корейской диаспоры, проживавшие в Санкт-Петербурге.

Получив новую визу для пребывания в России, пастор Ким прибыл в Петербург осенью 1991 г. уже как официальный миссионер от Пресвитерианской церкви «Вечная радость» г. Торонто. Он вновь обосновался в гостинице «Москва». Для евангелизации был избран следующий метод: каждое воскресенье в гостинице арендовался ресторан, в котором сначала проводилось богослужение, а затем давался обед. Последствия не заставили себя долго ждать: среди членов корейской диаспоры и их знакомых распространилась новость, что приехал кореец из Канады, который по воскресеньям кормит всех желающих в ресторане, соответственно народ прибывал в больших количествах. Надо отметить, что изначально миссионерство пастора Кима было направлено не только на российских корейцев, но на любого человека независимо от национальности.

Весной 1991 г. прошло первое официальное богослужение Санкт-Петербургской Пресвитерианской церкви. Для этого богослужения был арендован зал у Центральной Церкви Евангельских христиан-баптистов «Дом Молитвы» (ул. Большая Озерная, 27). Весной 1992 г. богослужения Пресвитерианской церкви начали проводиться в арендованных помещениях дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. Для воскресного богослужения использовался «Зеркальный зал» на 400 мест, для детской

воскресной школы — «Дубовый зал» на 200 мест. До 1995 г. шел устойчивый рост прихожан, затем началось снижение посещений богослужений. В 2000 г. Пресвитерианская церковь стала проводить богослужения в выкупленном и отреставрированном здании бывшего детского садика на улице Таллинской, д. 9.

В 1991 г. в Санкт-Петербург прибывают для миссионерской деятельности первые два пастора непосредственно из Южной Кореи. Это были представители двух самых крупных Генеральных Ассамблей Пресвитерианских Церквей в Корее — «Хаптон» и «Тонхап». Слова «Хаптон» и «Тонхап» являются аббревиатурами и могут быть переведены на русский язык как «Корейская христианская пресвитерианская церковь» и «Пресвитерианская церковь Кореи». Обе эти деноминации появились в результате раскола Пресвитерианской церкви Кореи в 1945 г. Деноминация «Хаптон» является более консервативной, не допускает рукоположения в пасторы женщин. Деноминацию «Тонхап» нельзя назвать либеральной в западном понимании: есть рукоположение женщин в пасторы, но нет либерального богословия, нет благословения однополых союзов. Основная масса корейских миссионеров прибыла в Петербург в период с 1991 по 1997 г., в основном это представители разных пресвитерий от Ассамблеи «Тонхап». От Ассамблеи «Хаптон» в город было направлено два миссионера.

Пресвитерианская форма церковной организации имеет «ступенчатый» вид. На уровне местной церкви решения принимаются собраниями. Церкви, принадлежащие к одному округу, управляются пресвитериями. Следующий уровень является промежуточным и не обязательным, имеется в виду — Синод. Высшим же органом является Генеральная Ассамблея2.

В Санкт-Петербурге до осени 1997 г. не было пресвитерии, несмотря на наличие пресвитерианских церквей. Действовавшие в городе миссионеры корейской национальности для координации своих служений и взаимопомощи организовали «Совет корейских миссионеров», куда входили миссионеры-корейцы от нескольких протестантских деноминаций, представленных в Северной Столице (четырех пресвитерианских деноминаций, церкви Святости, методистов, евангелистов, пятидесятников).

В 1997 г. в России был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Сомневаясь, что положения этого закона позволят им остаться в России и продолжать деятельность, миссионеры решили рукоположить в пасторы русскоязычных проповедников, чтобы передать тем, в случае необходимости, созданные общины. Для этого осенью 1997 г. был образован «Совет миссионеров Санкт-Петербургских Пресвитерианских Церквей», в который входили миссионеры от четырех пресвитерианских Ассамблей: Пресвитерианской Церкви США, Корейской Пресвитерианской Церкви в Америке, Пресвитерианской Церкви «Хаптон», Пресвитерианской Церкви «Тонхап».

Для рукоположения в пасторы были подготовлены необходимые документы: рекомендации от миссионеров, автобиографии, признание дипломов о богословском образовании. Все кандидаты в пасторы прошли квалификационные экзамены по следующим предметам: история церкви, систематическое богословие, администрирование церкви, знание Библии. На основании документов, экзаменов и личных собеседований до рукоположения было решено допустить восемь человек. Шестеро из них являлись выпускниками «Ханаанской Теологической семинарии», двое окончили библейский институт «МИР».

2 Эриксон М. Христианское богословие / Пер. с англ.— СПб., 1999.— С. 909.

Первая петербургская церемония рукоположения в пасторы Пресвитерианской церкви прошла 30 мая 1998 г. в Евангелической церкви по адресу ул. Боровая, д. 52. Буквально через месяц и неделю после своего возведения в сан, 13 июня 1998 г., шесть новоиспеченных русских пасторов организовали «Совет пасторов Пресвитерианских Церквей». Собрания «Совета пасторов Пресвитерианских Церквей» проходили на регулярной основе, один раз в месяц, велись протоколы заседаний. В дальнейшем один из членов Совета убыл на учебу в институт им. Муди (Чикаго, США), где и остался на постоянное место жительства, а два пастора присоединились к Совету немного позже.

Таким образом, с июня 1998 г. в Санкт-Петербурге действовали две организационные структуры Пресвитерианской церкви: «Совет миссионеров Санкт-Петербургских Пресвитерианских Церквей» и «Совет пасторов Пресвитерианских Церквей». 13 мая 2002 г. было принято решение об образовании «Совета пасторов Пресвитерианских церквей Санкт-Петербурга и Ленинградской области», куда вошли почти все члены «Совета пасторов» и «Совета миссионеров». В составе Совета было образовано четыре отдела: законодательный, образования, евангелизации и благотворительности.

27 октября 2008 г. членами Совета в качестве основного документа была принята «Конституция Пресвитерианской Церкви». Новый документ был разработан на основе Конституций нескольких Пресвитерианских церквей США и Южной Кореи. По сравнению с Уставом Совета «Конституция Пресвитерианской Церкви» объемнее в 10 раз и подробно описывает все нюансы церковной жизни. Содержание Конституции состоит из трех разделов: преамбулы, доктрины и описания способа управления церковью. На собрании Совета 27 октября 2008 г. произошло изменение названия Совета на «Синод Пресвитерианских Церквей Северо-Запада России». Термин «синод» был введен в название намеренно. Как уже было сказано, территориальное объединение пресвитерианских церквей называется пресвитерией. В данном случае было обращено внимание на то, что для российской среды слово «пресвитерия» является неинформативным и непонятным, а слово «синод» всем известно и ассоциируется с Православным Синодом и Синодальным переводом Библии.

Пресвитерианское движение, инициированное корейскими миссионерами, изначально обратило большое внимание на духовное образование прихожан. Для подготовки потенциальных служителей церкви были основаны религиозные учебные заведения.

Весной 1992 г. начала свою деятельность «Петровская школа», которая была задумана как курсы преподавания элементарных библейских знаний в связи с полной «духовной безграмотностью» прихожан церкви. Осенью 1992 г. «Петровская школа» была преобразована в «Ханаанскую Теологическую семинарию» с трехлетним курсом обучения. Это учебное заведение располагалось в арендуемых помещениях до приобретения в 1993 г. квартиры в доме на Бассейной улице, площадью около 60 кв.м. Вторая квартира была приобретена на набережной реки Мойки, д. 64, площадью около 200 кв. м., в непосредственной близости от Исаакиевской площади. В 2000 г. семинария переехала на ул. Таллинскую, д. 9, в бывший детский садик.

Обучение велось на дневном и вечернем отделениях. Вечернее отделение занималось подготовкой по специализации «Библеистика», основным контингентом были пожилые люди, в силу возраста не принятые на дневную форму обучения. На дневном отделении первоначально предполагалось трехлетнее обучение, при условии, что студент учится две сессии, четыре дня в неделю, со вторника по пятницу,

а в воскресенье посещает богослужение церкви. На дневном отделении официально существовало два факультета — «Теологии» и «Христианской педагогики». Разницы в образовательных программах у них не было, студенты обоих факультетов получали одинаковые знания, но сертификат «Теология» официально мог получить только студент с высшим образованием. С 1995 г. к основному трехлетнему обучению прибавился двухгодичный курс продолжения образования по программе «Пасторское исследование». За 15 лет работы семинария осуществила 13 выпусков студентов и в мае 2007 г. была закрыта.

Вслед за «Ханаанской» семинарией в 1994 г. был основан Библейский институт «МИР». Его организовали представители миссионерской организации «Миссия Иисуса — России» (отсюда, сокращенное «МИР»). В основании института приняли участие представители Пресвитерианской церкви «Хаптон», Корейской деноминации «Святость», отдельные служители Церкви Христиан веры евангельской-пятидесятни-ков. В дальнейшем к деятельности института подключились многие пресвитерианские миссионеры и миссионер Методистской церкви из Кореи. В 2007 г. в результате реорганизации Библейский институт «МИР» изменил статус на колледж.

Наряду с проповедью христианского вероучения пресвитерианские церкви оказывали широкую благотворительную помощь различным слоям населения Санкт-Петербурга. Руководством к этому стало для них наставление Жана Кальвина постоянно делать добро нуждающимся: «Господь велит нам творить добро всем без исключения. А большинство людей этого недостойны, если мы станем их оценивать по их собственным заслугам.. .но Писание увещевает нас не смотреть на то, что люди заслуживают сами по себе, а видеть в каждом человеке прежде всего образ Божий. Так что если перед нами предстанет кто-либо нуждающийся в нашей помощи, у нас не будет причин не потрудиться ради него»3. Проведению щедрой благотворительной политики способствовали наличие спонсоров и относительная дешевизна продукции советского, а затем российского производства. Благотворительные акции носили как разовый, так и долгосрочный характер. Долгосрочные благотворительные проекты развивались по трем направлениям: больницы, детские приюты, социально незащищенные слои населения.

В 1992 г. одна из миссионерок от Ассамблеи «Тонхап» начала социальное служение в больницах Санкт-Петербурга. В качестве помощников привлекались студенты «Ханаанской» Теологической семинарии, деятельность которых засчитывалась как практика и оплачивалась. Основной упор в больницах делался на проведении еженедельных богослужений, с пением гимнов, проповедью, общей молитвой и молитвой за конкретных пациентов. Периодически для пациентов и медицинского персонала в больницы привозили гуманитарную помощь, в основном одежду. После каждого богослужения для всех присутствующих устраивалось чаепитие. Отдельным пациентам могли оказать более существенную помощь в виде приобретения лекарств, оплаты дополнительных процедур, но никогда помощь не оказывалась наличными деньгами. К 1998 г. еженедельные богослужения проводились в более чем десяти больницах разного профиля. Кроме оказания гуманитарной помощи, целью служения являлась проповедь Евангелия и привлечение новых людей в церквь после их выздоровления.

3 Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 3 т. / Пер. с фр. А. Д. Бакулов.— М., 1998.— Т. 2.— С. 160.

С 1998 г. больничное служение Пресвитерианской церкви постепенно прекращается. Этому способствовали два фактора. Во-первых, экономический кризис 1997 г. в Южной Корее и, как следствие, снижение спонсорской помощи и нехватка средств для оплаты труда больничных проповедников. Во-вторых, усилившееся в больницах влияние представителей Русской Православной церкви — Московского Патриархата, благодаря которому пациенты смогли найти более привычную религиозную среду.

В нескольких детских приютах, по согласованию с руководством, проводились еженедельные занятия, копировавшие занятия в воскресной школе при церкви. Дети разучивали евангельские песни, читалась проповедь, проводились игры, в заключение устраивалось чаепитие. Периодически приютам оказывали гуманитарную помощь в виде хозяйственного инвентаря, средств гигиены и продуктов. Часто приютам предоставлялась людская и материальная помощь для уборки дворовой территории и ремонта внутренних помещений. Отдельным детям приобретали одежду, обувь, школьные принадлежности. Однако к 2000 г. деятельность представителей пресвитерианских церквей в приютах полностью прекратилась.

Для церковной работы с социально незащищенными слоями населения было основано несколько пресвитерианских общин. Во-первых, хочется отметить возникшую в 1994 г. и действующую по сию пору общину «Истинный свет», основной контингент которой составили незрячие и люди с ослабленным зрением. Община была основана и долгое время проводила богослужения в Доме Культуры им. Шелгу-нова на Петроградской стороне, специализированном культурном учреждении для инвалидов по зрению. С момента основания до 2007 г. возглавлял общину незрячий пастор. Во-вторых, тоже на Петроградской стороне, была основана община «Вечная радость», основной контингент которой составили люди пенсионного возраста. В силу естественной убыли прихожан и трудностей экономического характера в 2007 г. община прекратила существование.

Какова динамика роста пресвитерианских церквей в Санкт-Петербурге? Пресвитерианские общины имели устойчивый рост числа прихожан до 1997 г. Фактор роста был обусловлен новизной протестантского движения в постсоветской России и постоянной гуманитарной помощью, оказываемой прихожанам пресвитерианских церквей. В связи с экономическим кризисом 1997 г., затронувшим Южную Корею, которая была основным спонсором петербургских миссионеров, резко сократились объемы благотворительной помощи. Это привело к оттоку прихожан из пресвитерианских церквей. Начиная с 1998 г. наблюдался устойчивый спад количества прихожан, который в некоторых общинах достиг 90 % состава. К 2002 г. ситуация в пресвитерианских церквях Синода стабилизировалась, и до настоящего времени не наблюдается серьезных скачков в приращении или снижении количества прихожан.

Первая основанная в Санкт-Петербурге пресвитерианская община начиная с 1992 г. проводила богослужения в «Зеркальном» зале дворца Белосельских-Бело-зерских. До 1997 г. зал, рассчитанный примерно на 400 посадочных мест, заполнялся полностью, за исключением дачного сезона. На 1998 г. списочный состав прихожан церкви насчитывал три тысячи членов, при этом воскресные богослужения посещало около ста человек. Данная ситуация сохраняется до настоящего времени. Количество прихожан, посещающих воскресные богослужения, колеблется от 70 человек в рядовое воскресенье до 150 в дни религиозных праздников.

В настоящее время общины Синода обычно собирают на воскресное богослужение от 20 до 40 человек. С началом дачного сезона количество прихожан может снижаться

на 50 %. Необходимо учесть, что некоторые прихожане посещают несколько церквей и имеют двойное членство. Общее количество зарегистрированных членов восьми церквей Синода в Санкт-Петербурге насчитывает около трех тысяч человек. Среднее количество прихожан, посещающих воскресные богослужения церквей Синода, составляет примерно триста человек.

Кроме миссионеров корейской национальности, пресвитерианское движение представляет коренной американец пастор Блейк Перселл. Он начал миссионерскую деятельность в Санкт-Петербурге в 1990 г. в качестве представителя христианской миссии «Навигаторы». Будучи внеденоминационной организацией, «Навигаторы» ведут миссионерскую деятельность, не имея целей направлять своих сподвижников в определенные деноминации. Б. Перселл был представителем «Навигаторов» до 1997 г., когда порвал отношения с этой организацией и отбыл в США для обучения и получения духовного сана пастора в Пресвитерианской Церкви в Америке (Presbyterian Church in America, PC A).

В новом качестве — пастора-миссионера от Пресвитерианской церкви, которая является второй по распространенности пресвитерианской церковью в США с количеством членов в 250 тысяч человек, Б. Перселл начал действовать в Санкт-Петербурге с 1999 г. В январе 1999 г. пастор Перселл основывает в нашем городе «Реформатскую Пресвитерианскую Церковь», первыми прихожанами которой в количестве 30 человек стали бывшие участники движения «Навигаторов» и их семьи. На Пасху 2000 г. в церкви насчитывалось 75 прихожан, но затем количество постепенно снижалось. В 2003 г. «Реформатская Пресвитерианская церковь» входит в союз с Пресвитерианской церковью г. Пушкина. Союз двух церквей дал возможность организовать первую в Санкт-Петербурге пресвитерию — основную, после поместной церкви, организационную структуру пресвитерианской деноминации. Необходимость в пресвитерии подчеркивается в «Форме пресвитерианского церковного руководства» (раздел «О классических собраниях»)4.

Начиная с 2006 г. происходит активизация сотрудничества между консервативными Пресвитерианскими церквями в России и СНГ. Ныне осуществляется регулярное взаимодействие десяти церквей в России, Казахстане, на Украине. На Украине в Союз входят 3 церкви, пасторы которых были студентами Реформатской Теологической семинарии. На Дальнем Востоке в Союз вошли 3 церкви, которые были основаны при помощи миссионеров из Республики Кореи. Также в Союз входят по одной церкви из Краснодара и Казахстана. Общее количество прихожан Союза около одной тысячи человек.

В настоящее время реформатское пресвитерианское движение в Санкт-Петербурге представлено двумя церквями, в каждой из которой есть пастор, пресвитеры и примерно по 30 регулярно практикующих членов. С самого начала их деятельности богослужения проводились на русском языке, поэтому девять десятых прихожан являются коренными жителями Санкт-Петербурга. Членство в церкви подразумевает уплату десятой части дохода, хотя это не контролируется. На пожертвования прихожан церкви имеют возможность оплачивать аренду помещений для проведения богослужений, проводить благотворительную работу с беженцами и выплачивать часть зарплаты пасторам.

4 Вестминстерское исповедание веры. Полный катехизис. Краткий катехизис / Пер. с англ.— Glasgow, 2000.— С. 458-459.

Реформатская Пресвитерианская церковь Санкт-Петербурга входит в Конфедерацию Реформатских и Евангелических Церквей США и Канады (консервативное движение, возникшее в США в 1994 г. и объединяющее порядка 75 церквей Северной Америки, большинство из которых являются пресвитерианскими; второй по численности группой, входящей в Конфедерацию, являются баптистские церкви, принимающие кальвинистскую теологию).

Основными отличительными чертами реформатских пресвитериан считаются следующие моменты: 1) «Вестминстерское исповедание веры» является не только историческим документом, но действительным и обязательным для применения в Пресвитерианской церкви; 2) нет рукоположения женщин и благословения гомосексуальных пар; 4) совместное богослужение взрослых и детей; 5) причащение малых детей (этот аспект в пресвитерианском движении встречается только в церквях Конфедерации).

Объявляя себя самой консервативной частью пресвитерианского движения, Реформатская Пресвитерианская Церковь придерживается особой литургической практики, которая включает в себя классический пятичастный подход к богослужению: 1) призвание к богослужению; 2) исповедь грехов; 3) чтение слова (отрывок из Библии) и проповедь; 4) Причастие; 5) отпускание прихожан. На воскресном официальном богослужении не допускается никаких вольностей для священнослужителей в плане одежды, только богослужебная мантия. Нет евангельских песен и даже гимнов, поются переложенные на музыку псалмы. Для таинства Причастия используют квасной хлеб и неразбавленное крепкое вино. В Евхаристии могут принимать участие наравне с взрослыми и дети любого возраста.

В литургической практике Реформатской Пресвитерианской Церкви имеется два момента, которые не соответствуют традиционному реформатскому подходу. Во-первых, это вышеупомянутое причащение детей и, во-вторых, белая мантия священнослужителей на всех богослужениях. Исторически сложилось, что в Реформатских и Пресвитерианских церквях пастор носит черную мантию, кроме особых торжественных дней (Рождество, Пасха, бракосочетание, крещение), когда некоторые пасторы надевают белую мантию. Дело в том, что «.. .большинство ранних реформатских богословов происходило из академического окружения»5, а магистры и профессора в Европе получали вместе с научным званием перстень и во время лекций должны были быть облачены в мантию черного цвета. Отметим, что традиция облачать выпускников ВУЗов в черную мантию возрождена сейчас и во многих университетах России. Черный цвет является признаком печали и должен указывать прихожанам, слушающим проповедь, на их гибельное греховное состояние. С другой стороны, в реформатских документах нет прямого запрета на ношение стулы (богослужебной мантии) белого цвета; черная стула может использоваться при похоронах, в дни траура, в страстную пятницу.

Осенью 1999 г. в городе начала работу реформатская теологическая семинария, которая в настоящее время носит название Библейская Теологическая Семинария. Изначально семинария была ориентирована только на мужчин, которым выплачивалась полная стипендия, т. е. средств хватало на аренду жилья и обеспечение семьи. Первый набор состоял из семи студентов. Пять человек приехали из Сибири, один из Уфы, один из Санкт-Петербурга. Шесть человек обучались по заочной программе, приезжая несколько раз в год на учебные сессии. В связи с серьезностью академической программы

5 Маграт А. Богословская мысль Реформации / Пер. с англ.— Одесса, 1994.— С. 19.

до получения диплома дошел только один студент из Санкт-Петербурга. В настоящее время обучение построено по очно/заочной программе, студенты приезжают два раза в год на двухнедельные сессии и участвуют в богословских конференциях. За десять лет в Библейской Теологической Семинарии проходили обучение около 30 студентов, пять из которых получили дипломы магистров теологии.

Основателем, первым ректором и поначалу единственным преподавателем семинарии являлся Блейк Перселл, имеющий официальную степень бакалавра от Университета штата Техас. Начиная с весенней сессии 2002 г. постоянным преподавателем семинарии является профессор Дж. Джордан (М. ТЬ., Б. Ш:.), приезжающий на каждую учебную сессию. В штате семинарии есть как местные преподаватели, так и порядка десяти профессоров из США.

Подводя итог, можно отметить следующие черты эволюции пресвитерианского движения в Санкт-Петербурге. Переживавшие бурный рост в начале 90-х гг. прошлого века пресвитерианские общины начиная с 1998 г. стали стремительно терять прихожан. На наш взгляд, эта проблема связана с изначальной ставкой на привлечение прихожан в церкви через оказание им гуманитарной помощи. В связи с уменьшением объема финансирования миссионерской деятельности и почти полным прекращением поставок гуманитарных грузов из Южной Кореи после 1997 г. прихожане стали покидать общины. Основанные в последнее десятилетие прошлого столетия учебные заведения, призванные готовить священнослужителей для пресвитерианских общин, либо закрылись, либо испытывают острую нехватку студентов. Немаловажным фактором здесь является отсутствие лицензий на образовательную деятельность и, как следствие, непризнание богословского образования выпускников государственными и частными организациями и невозможность найти работу, обладая сертификатом пресвитерианского учебного заведения.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, нет причин полагать, что пресвитерианское движение в Петербурге «умирает». Пресвитерианские церкви обладают юридическим статусом в составе имеющих государственную регистрацию евангельских деноминаций. Количество прихожан в пресвитерианских общинах примерно соответствует числу прихожан большинства евангельских церквей города. Несколько таких общин возглавляют коренные петербуржцы, практически во всех миссионерских церквях есть русскоязычные пасторы-помощники или проповедники, которые в будущем смогут возглавить общину. В руководстве и отделах Синода широко представлены россияне. Желающие получить качественное богословское образование члены пресвитерианских общин имеют возможность учиться в действующих христианских семинариях и университетах и затем быть назначенными на служение в церкви. Все это позволяет предположить, что Пресвитерианские церкви останутся на карте города и будут иметь дальнейшее развитие в Санкт-Петербурге.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив секретариата «Синода Пресвитерианских Церквей Северо-Запада России» (Фонд «Ежегодные Отчеты церквей о служении»; Фонд «Полугодовые Протоколы собрания Синода»).

2. Вестминстерское исповедание веры. Полный катехизис. Краткий катехизис / Пер. с англ.— Glasgow, 2000.

3. Ерофеев К. Б. Кальвинизм в Санкт-Петербурге: история и современность (историкоправовой анализ). 1ЖЬ: http://www.kbogu.ru/showarticle.php?id=3882 (дата обращения: 25 мая 2009 г.).

4. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 3 т. / Пер. с фр.— М., 1998.— Т. 2

5. Коскелло А. Знамя Реформации над Россией // 1ЖЬ: http://www.religare.ru/2_40620. Ы:т1 (дата обращения: 12 июня 2009 г.).

6. Маграт А. Богословская мысль Реформации / Пер. с англ.— Одесса, 1994.

7. Эриксон М. Христианское богословие / Пер. с англ.— СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.