Вестник ДВО РАН. 2008. № 2
Ю.В .КОЛЕСНИЧЕНКО
Деятельность неправославных религиозных организаций в Приморье (1991-2006 гг.)
Автор анализирует миссионерскую деятельность и причины ее активизации в 1991—2006гг. на территории Приморского края, а также процесс объединения миссионеров и их цели.
Activity of unorthodox Christian organizations in Primorsky Krai (1991-2006). U.V.KOLESNICHENKO (Primorsky Department of Federal Service on Supervision in the Field of Mass Соттитса^ош, Connections and Protection of a Cultural Heritage).
The results of investigation of protestant missions at the territory of Primorsky Krai are presented. The author analyses missionary activity and the reasons of its activation in 1991—2006, as well as the process of consolidation of missioners and their purposes.
Демократизация законодательства во время кардинальных перемен в России конца прошлого столетия отразилась и на государственно-конфессиональных отношениях. В 1990 г. был принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который существенно расширил права религиозных организаций. Кроме того, тогда же впервые после «холодной войны» появилась возможность свободного въезда иностранцев на территорию России, а в 1991 г. - и в ранее «закрытый» Приморский край. Эти события дали возможность ряду стран активизировать миссионерскую деятельность в России, и в Приморье в частности.
Напомним ситуацию в приграничном крае конца 1980-начала 1990-х годов: соседство с иной культурой и обществом на фоне неразрешенных территориальных проблем с КНР и Японией, постоянный приток китайских и северокорейских мигрантов - и в то же время непрекращающийся отток россиян, особенно интеллектуалов (из-за низкого уровня заработной платы, сокращения рабочих мест, закрытия научно-исследовательских учреждений и высокотехнологичных производств), снижение уровня жизни по сравнению с европейской частью России и прекращение преференций и дотаций из Центра. При этом западные транснациональные компании, зарубежные политические группировки, правительства ряда иностранных государств произвели значительные вложения финансовых средств, чтобы установить свое влияние в крае - в этом участвовали и зарубежные миссионерские организации. Рост религиозных организаций, инициированный в основном из-за рубежа, принял лавинообразный характер: если в 1985 г. здесь действовало 49 групп, то в 2006 г. их было зарегистрировано 276, при этом преобладали неправославные христианские организации [3, 7, 15].
Сегодня в Приморье, по данным Управления юстиции по Приморскому краю, насчитывается 21 религиозная конфессия, среди них Русская православная церковь (РПЦ), Русская православная старообрядческая церковь, Русская православная церковь за границей, Армянская апостольская церковь, Евангельские христиане, Христиане веры евангельской -
КОЛЕСНИЧЕНКО Юрий Васильевич - главный специалист-эксперт управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Приморскому краю (Владивосток).
пятидесятники, Пресвитерианская церковь, Методистская церковь, Адвентисты седьмого дня, Евангельские христиане-баптисты, Римско-католическая церковь, Евангелическо-лютеранская церковь, Российское библейское общество, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Новоапостольская церковь, Свидетели Иеговы, Сознание Кришны (вайшнавы), Вера Бахаи [4].
Традиционная классификация предусматривает следующее деление религий: мировые - христианство, ислам, буддизм; национальные - иудаизм, синтоизм, индуизм, даосизм, конфуцианство; нетрадиционные культы - Сознание Кришны, Миссия Чайтаньи, Ошо, Церковь последнего завета (последователи Виссариона), Бахаи, Белое братство, Церковь Иисуса Христа, Рэйки, Дхарма Кальки и др., зарегистрированые в Российской Федерации в начале 1990-х годов.
Нетрадиционные культы могут определяться как тоталитарные и как деструктивные. Первые предполагают тотальный контроль сознания и поведения адептов, наличие в вероучении и практике выраженного стремления лидеров религиозной группы осуществлять полный контроль над поведением, мышлением, эмоциональными отношениями, кругом общения, частной жизнью, информацией, свободным временем, собственностью адептов данного культа. Деструктивной можно назвать организацию, допускающую в своей деятельности противоправные действия в отношении личности, других организаций или государства, а также подобные деяния членов этой организации, совершающиеся по религиозным мотивам.
В 1999 г. в Приморье начался процесс объединения протестантских миссионеров: в ноябре было создано Приморское объединение миссионерских церквей евангельских христиан (в 1991-2006 гг. в крае прошло три съезда, где были представлены более 100 церквей различных конфессий и деноминаций). Главная цель объединения - необходимость концентрации ресурсов и сил для превращения протестантизма в реальную общественную силу, что, как предполагалось, позволит более эффективно отстаивать свои позиции в российском обществе и консолидированно противостоять доминирующей в конфессиональной сфере Русской Православной церкви [5].
На территории Приморья зарегистрировано несколько крупных протестантских миссионерских объединений: Приморское объединение миссионерских церквей евангельских христиан (ПОМЦЕХ), Северо-восточный союз церквей евангельских христиан (СВСЦЕХ), ассоциация «Дом жизни», объединение «Центр Бога живого христиан веры евангельской», Союз миссионеров Кореи. Основной задачей ПОМЦЕХ является развитие миссионерской стратегии в Приморском крае, где было создано 11 церквей и 12 религиозных групп евангельских христиан. СВСЦЕХ активно участвует в обучении будущих пасторов посредством краткосрочных миссионерских курсов, организованных протестантскими организациями Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки и других стран.
Основными направлениями деятельности протестантских миссионеров являются внедрение (экспансия) в образование, политику, медицину, вооруженные силы, правоохранительные органы, культуру, сферу социальной поддержки населения, а также миссионерская работа среди коренных малочисленных народов Севера Приморского края (удэ -гейцев, нанайцев, орочей, тазов).
В первые годы перестройки деятельность миссионерских организаций зачастую воспринималась населением и властью положительно, так как они вкладывали значительные финансовые средства в социальную сферу. Другой причиной такого отношения, по мнению автора, являлась утрата позиций Русской православной церкви в российском обществе в советский период.
Анализ уставных документов миссионерских организаций показывает, что их основная цель - распространение своего вероучения. Иные цели (например, политические) никогда не указываются, но их можно определить, проанализировав практическую деятельность.
На основании ст. 4, п. 1 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 24.10.1997 г. (который выделяет четыре традиционные конфессии России - христианство, ислам, буддизм, иудаизм и признает особую роль православия в истории России) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, поэтому правовая политика государства в отношениях с ними строится на принципах «равноудаленности» [14]. Но на практике государство поддерживает «титульную» религию и дает ей значительные преференции. Это активная передача бывших культовых сооружений, допуск священников во все сферы общественной жизни - образование, медицину, вооруженные силы (кстати, патриарх РПЦ Алексий II полагает, что национальная идея нашего общества должна строиться на тысячелетней истории Руси и православной церкви) [2]. Другие конфессии, даже упомянутые в преамбуле Закона, такими преференциями не пользуются, им лишь дана возможность участвовать в работе ряда советов (например, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ). Государство не обязано сотрудничать со всеми религиозными организациями, за которыми оно признало право на существование, тем не менее его активная поддержка Русской Православной церкви ведет к ограничению прав других религий, что нарушает свободу вероисповедания, провозглашенную Конституцией РФ.
В Приморье зарегистрированы следующие протестантские миссионерские организации: Евангельские христиане, Христиане веры евангельской - пятидесятники, Евангельские христиане-баптисты, Пресвитерианская церковь, Методистская церковь. Эти протестантские организации действовали в крае еще в первой трети XX в., но в 1930-х годах они были ликвидированы (Российский государственный исторический архив. Ф. 1, оп. 2, д. 2020, л. 10). Если методизм, одно из крупнейших церковных образований, характеризуется строгим централизмом и собственным методом спасения души, то евангельские христиане - одна из самых политизированных конфессий в крае. Они прямо заявляют о том, что считают своим долгом участвовать в политике. В июле 2006 г. к участию в работе Общественной палаты Владивостока присоединились представители Альянса церквей евангельских христиан. Евангельские организации, по их заявлению, «...пришли к участию в Общественной палате не для того, чтобы что-то взять или кому-то навязать, а для того, чтобы дать... Хотим всегда неуклонно следовать закону, верим в «особый путь» развития России. Но мы тоже хотим быть услышаны и поняты» [10].
Другая, самая многочисленная в крае и влиятельная группа, - пресвитериане и методисты Республики Корея. Их активность в миссионерском освоении территории Приморья после 1990 г. вполне понятна: не прерывается историческая связь географически близких Кореи и России, в Приморье есть корейская диаспора. Необходимо учесть и тот факт, что у протестантства Республики Корея - американские корни, оно в определенной мере контролируется Соединенными Штатами. Поэтому именно Республика Корея как стратегический партнер США начала массированную миссионерскую «атаку». К концу рассматриваемого периода на территории Приморья действовала 31 протестантская религиозная организация, где официально аккредитованы 36 миссионеров-пасторов из Республики Корея. В этих организациях насчитывается до 2300 прихожан [7]. В миссионерской работе корейские церкви делают ставку на молодежь и детей. Многие молодые приморцы проходят обучение и стажировку в миссионерских центрах Южной Кореи и США. Студенты пресвитерианской и методистской семинарий не скрывают, что многие из них вступили в религиозную организацию в надежде трудоустроиться, выехать на стажировку в Корею и США, получить бесплатное образование, стипендию или для того, чтобы уклониться от воинской службы в российской армии.
Протестантская миссионерская деятельность в Приморском крае ведется не только с целью духовного приобщения населения, но и с целью реализации геополитических планов, связанных с расширением деятельности корейской диаспоры. Как считают Н.А.Трофимчук и М.П.Свищев: «В последние годы воплощается в жизнь следующий этап
в распространении духовной экспансии западной цивилизации в странах АТР. Для Южной Кореи в этом сценарии отведена явно заглавная роль проводника религиозно-нравственных ценностей Запада в сопредельные страны, в том числе как непосредственно в Россию, так и с использованием ее территории в качестве плацдарма для деятельности в Китае и КНДР» [13, с. 150]. Действительно, корейские миссионеры не ограничиваются религиозной деятельностью и активно внедряются в социальную сферу. Так, пастор Христиан-скопротестантской церкви в беседах с представителями администраций, предприятий и учреждений края предлагал начать совместную реализацию масштабных экономических проектов и гуманитарных программ. Каждая корейская церковь по мере возможности занимается благотворительностью в своем районе: еженедельно производится раздача продовольствия и одежды, посещаются детские дома.
В 2006 г. 10 корейских церквей Владивостока имели здания и помещения молитвенных домов на правах собственности. Еще в декабре 1994 г. на ул. Восточной, 55, был построен первый молитвенный дом, который принадлежал Методистской церкви ст. Угольная. Затем во Владивостоке были построены здания Методистской церкви (ул. Светланская, 108ж), Восточной христианской церкви (ул. П.Лумумбы, 12г), выкупили помещения Христианская методистская церковь (ул. Спортивная, 12), Владивостокская христианская пресвитерианская церковь глухих (ул. Котельникова, 12), Владивостокская христианская пресвитерианская церковь (ул. М. Расковой, 2), Пресвитерианская церковь Владивостока (пер. Почтовый, 5), Пресвитерианская духовная семинария (ул. Менделеева, 3/16), Церковь христиан веры евангельской - пятидесятников «Грейс» (ул. 4-я Восточная, 75). В сентябре 2005 г. церковь «Истина и свобода» приобрела за 175 тыс. долл. помещение под церковь по адресу: Владивосток, ул. Фокина, 7/2. Причем 100 тыс. долл. выделила церковь «Кун По» (Корея), 10 тыс. долл. - церковь «Ань Янь» (Корея), и только 40 тыс. долл. было собрано прихожанами церкви «Истина и свобода» (Текущий архив управления культуры и молодежной политики администрации г. Владивостока. Д. 16, л. 49). Приобретение и закрепление собственности, недвижимости - рычаг воздействия, позволяющий удерживать под контролем головных миссионерских организаций Республики Корея созданные в Приморье церкви. Приобретя недвижимость, зарубежная миссия считает, что она прочно обосновалась на территории и удалить ее теперь будет непросто. Миссия может апеллировать к правительству своей страны за поддержкой в случае угрозы ее существования на российской территории.
По оценкам экспертов миссионерского отдела Русской православной церкви, именно южнокорейские религиозные миссионеры призваны подготовить позитивное отношение жителей Приморского края к возможному массовому переселению корейцев на территорию края. Эти опасения небеспочвенны. Так, есть сведения, что спецслужбы иностранных государств предпринимают усилия по формированию на нашей территории позиций для проведения своего внешнеполитического курса. Эта деятельность проявляется, в частности, в активизации идеологического воздействия на население через корейские протестантские религиозные организации. По данным УВД края, южнокорейские власти с помощью этих религиозных организаций и различных корейских ассоциаций в России целенаправленно осуществляют политику поэтапного переселения корейцев из различных районов бывшего СССР в Приморье [11].
Корейские общины были созданы в каждом крупном городе Приморья практически одновременно. В рамках реализации данного проекта, например, для прибывающих в край корейцев в с. Михайловка Михайловского района построена корейская деревня. Таким образом, Республика Корея проводит политику, направленную на рост численности в Приморском крае корейской этногруппы, чтобы затем создать национальную территориальную автономию корейцев. В дальнейшем, по некоторым сведениям, предусматривается выдвижение автономией требования о воссоединении в той или иной форме с родиной предков [6]. Кроме того, был подготовлен проект программы переселения в Приморье
к 2000 г. до 100 тыс. корейцев, которому представители Южной Кореи были готовы оказать финансовую поддержку. Создаваемые в регионе с участием южнокорейского капитала коммерческие структуры нацелены на приобретение крупной недвижимости, в том числе богатых полезными ископаемыми земельных участков, а также на установление финансового контроля над торговлей и бытовым обслуживанием - сферами, где позиции корейской общины достаточно сильны [9]. При этом для лиц корейской национальности на месте создаются более благоприятные условия проживания, чем для остального населения [8, с. 14].
Особое место среди миссионерских организаций Республики Корея занимает международная христианская религиозно-филантропическая организация «Армия спасения». Она организует для социально незащищенного населения бесплатное питание, реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков, выступает против проституции. Но есть сведения, что «Армия спасения», представляя собой евангельскую протестантскую ветвь христианства, по существу является военизированной религиозной организацией с отлаженной вертикальной структурой управления, а ее руководство и финансирование осуществляются из-за рубежа [11].
Одним из главных направлений деятельности протестантских миссионеров (инициатива исходит от представителей Южной Кореи) является христианизация китайского населения, проживающего как в Приморском крае, так и в самом Китае [12], куда, как и в Северную Корею, они попадают через Приморье. В течение двух лет лидеры подпольных церквей Китая (в этой стране около 20 тыс. местных протестантских лидеров) и Северной Кореи обучаются южнокорейскими миссионерами. В октябре 2002 г. 43 таких лидера из Китая прошли курс недельного обучения в Приморском крае, курсы были организованы за счет корейских церквей. Всего в Приморье действует 15 церквей для китайских прихожан [1].
В 1997 г. в Хабаровске прошла вторая конференция пасторов и лидеров Дальнего Востока, на которой значительное внимание было уделено миссионерской деятельности протестантских церквей в Китае. Через год, в августе 1998 г., делегация российских протестантов из Ассоциации христианских церквей (зарегистрирована в г. Санкт-Петербург) провела работу в Хабаровске по активизации деятельности местных церквей в направлении христианского миссионерства в КНР [13].
Есть мнение, что исходя из геополитических интересов России было бы целесообразно поддерживать миссионерскую деятельность корейских протестантских церквей в Северном Китае: «...в целом же России в этом поясе целесообразно прикладывать усилия для поддержания особого варианта религиозных традиций, способствуя, таким образом, расстыковке цивилизационных платформ и ослаблению китайского влияния на наш восток» [13]. Деятельность южнокорейских миссионеров в Северной Корее может иметь для России и негативные последствия: так как они активно работают на свержение существующего в Северной Корее авторитарного режима Кореи, то в случае объединения этих стран становится возможным реализация проекта «Туманган» - строительство крупного морского порта в устье р. Туманная, что, по некоторым прогнозам, приведет к экономическому коллапсу в Приморье.
Положительными аспектами миссионерской деятельности в Приморском крае можно считать духовную поддержку определенной части населения в условиях ломки традиционных устоев российского общества, а также социальную работу с малообеспеченными слоями населения и расширение культурного обмена. К числу негативных аспектов следует отнести дифференциацию жителей Приморья по религиозному признаку и возникновение межконфессиональных напряжений (преимущественно между православием и протестантизмом), а также создание предпосылок для территориальных претензий со стороны сопредельного государства.
1. Благовест // Агентство религиозной информации. - http://www.blagovest-info.ru.
2. Верховский А. Религиозный фактор в парламентской кампании 1999 г. // Национал-патриоты, Церковь и Путин. М.: Панорама, 2000. 36 с.
3. Владивосток-Новости (информационное агентство). - http://vl.vladnews.ru.
4. Владимиров Д. А. Религиозная ситуация в Приморье в конце XX века. - http://www.fegi.ru/PRIMORYE/ RELIG/situ.htm.
5. Высоцкая А.В. Международный и российский статус евангельского христианства // Второй съезд евангельских церквей Приморского края: сб. докл. Владивосток, 2005. С. 21-23.
6. Демкин Д. Генерала беспокоят корейцы, а губернатора китайцы // Коммерсанть^аіїу. 1996. 17 июля.
7. Дмитренко А.В. Религиозная ситуация и особенности государственно-конфессиональных отношений в Приморье в начале XXI века // Межконфессиональные отношения на Дальнем Востоке России на рубеже тысячелетий: науч. сб. Владивосток, 2002. С. 13-16.
8. Информационное сообщение депутата Государственной Думы РФ Кривельской Н.В. от 31 октября 1997 г. о религиозной экспансии южнокорейских религиозных организаций на российском Дальнем Востоке // Миссионерское обозрение. 1997. Дек.
9. Николаев А. Пограничные войска и военная доктрина России // Обозреватель-Observer. № 16/17. -http://www.rau.su/observer/N16-17_94/16-17_04.htm.
10. Первый съезд евангельских христианских церквей Приморского края. Владивосток, 2001. 76 с.
11. Предложения Дальневосточного федерального округа о мерах по совершенствованию работы в области развития приграничного сотрудничества, торгово-экономических и культурных связей с партнерами по СНГ и сопредельными государствами, озвученные на 9-м заседании Госсовета «О текущих вопросах международной деятельности Российской Федерации» 22.01.2003 г. - http://2004.kremlin.ru/text/docs/2003/01/42077.shtml.
12. Слово Веры: газета ассоциации христианских церквей. 2000. № 2(6).
13. Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. М.: Бузулукская типография, 2000. 217 с.
14. Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 01.10.1997 г. // Российская газета. 1997. 1 окт.
15. Христианство Приморья: газета евангельских церквей Приморского края. 2003. 2 марта.