УДК 343.815
Е. Е. Новиков
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ В КАРАНТИННОМ ОТДЕЛЕНИИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
В представленной статье рассматриваются правовые и организационные аспекты функционирования карантинных отделений, обосновывается необходимость конкретизации временных пределов содержания осужденных в карантине, а также вносятся конкретные предложения, направленные на успешное развитие первоначальной адаптации осужденных в исправительных учреждениях.
Центральная идея статьи заключается в том, что работа по организации успешной первоначальной адаптации осужденных в исправительных учреждениях (ИУ) начинается в карантинных отделениях и связана с зачислением вновь прибывших в ИУ с одновременным осуществлением профилактических, психолого-педагогических, режимных, организационно-технических мероприятий. Это сложный процесс, требующий серьезного отношения к нему со стороны сотрудников мест лишения свободы, деятельность которых должна основываться на глубоких знаниях права, педагогики, психологии, психиатрии и соприкасаться с изучением поведения осужденных как субъектов адаптации к условиям изоляции.
Кроме того, делается вывод, что особое значение для успешной процедуры приема осужденных и дальнейшей их адаптации имеет организация взаимодействия администрации ИУ с органами следствия, правосудия, СИЗО, так как именно в ходе данной деятельности можно наиболее полно изучить личность вновь поступившего осужденного в карантинном отделении.
Ключевые слова: карантинное отделение; правила внутреннего распорядка; адаптация осужденных; история развития карантинных отделений; исправительные учреждения.
E. E. Novikov
ADAPTATION OF CONVICTS IN QUARANTINE IN PRISON
In the present article the author considers the legal and organizational aspects of the quarantine unit, justified the need to define the time limits of detention of prisoners in quarantine, and make specific proposals towards the successful development of the original adaptation of convicts in prisons
The central idea of the article is that the work on the organization of a successful initial adaptation of convicts in prisons started in the quarantine unit, and is connected with the enrollment of new arrivals in prison while the implementation of prevention, psycho-pedagogical, regime, organizational and technical measures. This is a complex process that requires a serious attitude towards him on the part of prison staff, whose activities should be based on a profound knowledge of law, pedagogy, psychology, psychiatry, and in contact with the study of the behavior of convicted persons as subjects of adaptation to the conditions of isolation.
Furthermore, the author concludes that the special importance for the successful procedure of receiving convicts and their further adaptation is the organization of interaction of the prison administration with the bodies of investigation, justice, investigation and,
© Новиков Е. Е., 2015.
as it was in the course of this activity can be more fully explore the identity of newly arrived convict in quarantine office.
Keywords: quarantine department; internal regulations; adaptation of convicts; the history of quarantine offices; prisons.
Работа по организации успешной первоначальной адаптации осужденных в исправительных учреждениях (далее — ИУ) начинается в карантинных отделениях и связана с зачислением вновь прибывших в ИУ с одновременным осуществлением профилактических, психолого-педагогических, режимных, организационно-технических мероприятий [4, с. 20]. Это сложный процесс, требующий серьезного отношения к нему со стороны сотрудников мест лишения свободы, деятельность которых должна основываться на глубоких знаниях права, педагогики, психологии, психиатрии и соприкасаться с изучением поведения осужденных как субъектов адаптации к условиям изоляции.
Необходимость повышения эффективности рассматриваемого вида работы определяет и то, что «наиболее сильное и неизгладимое впечатление у осужденных остается в первые часы и дни их пребывания в местах лишения свободы» [6, с. 41]. В связи с этим, как справедливо подчеркивал И. В. Шмаров, процесс адаптации вновь прибывших осужденных к условиям отбывания наказания с первых дней должен быть активно управляемым [8, с. 66].
Основания и порядок содержания осужденных в карантинном отделении ИУ, по сути, регламентируются только двумя нормативно-правовыми актами, входящими в состав уголовно-исполнительного законодательства: ст. 79 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) и блоком ведомственных документов (Правилами внутреннего распорядка), причем ст. 79 УИК РФ является бланкетной и устанавливает лишь самые общие правила, не раскрывающие вопросов функционирования карантина. Можно утверждать, что на
федеральном уровне рассматриваемый вид деятельности практически не регулируется, что значительно снижает важность данного процесса и отрицательно сказывается на первоначальной адаптация вновь прибывших осужденных.
Основные нормы, регламентирующие содержание осужденных в карантине, содержатся в Правилах внутреннего распорядка, к которым относятся:
1. Правила внутреннего распорядка ИУ, утвержденные приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205 (далее — ПВР ИУ);
2. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России 11.10.2006 № 311 (далее — ПВР ВК);
3. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 (далее — ПВР СИЗО).
Отметим, что в ч. 2 ст. 79 УИК РФ, п. 6 ПВР ИУ, п. 7 ПВР ВК законодатель установил, что осужденные, прибывшие в ИУ, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. Исходя из смысла рассматриваемых норм, срок карантина может быть и меньше 15 суток. Исследования показывают, что около 17 % осужденных к лишению свободы находились в карантинном отделении от 5 до 10 суток, 20 % осужденных — от 10 до 15 суток, и только около 63 % осужденных содержались в карантине 15 суток. Практика показывает, что лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы (не имеющие судимость) или переведенные из других ИУ в связи с признанием злостными нарушителями (например из колонии-поселения в ИК общего режима), как правило, содержатся в ка-
рантинном отделении в течение сокращенного периода, а ведь именно на эту категорию осужденных требуется более тщательно воздействовать со стороны администрации ИУ во время их нахождения в карантинном отделении.
Легитимность установленной законодателем возможности уменьшения срока нахождения осужденных в карантине нецелесообразна, так как за 15-дневный срок карантина достаточно сложно изучить личность осужденного, а сокращение периода содержания лиц в карантинном отделении делает невозможным осуществление позитивной адаптации осужденных. К тому же в ИУ не решены многие организационные вопросы: не определены штаты нужных специалистов (педагогов, психиатров), не налажена система сбора информации прибывших осужденных, не оборудованы надлежащим образом общежития карантина.
Для создания соответствующей системы воздействия на осужденных срок нахождения вновь прибывших в карантинном отделении должен быть не менее 15 суток. Логично будет в ч. 2 ст. 79 УИК РФ словосочетание «до 15 суток» заменить на «не менее 15 суток», определив тем самым четкий минимальный срок нахождения осужденных в карантине.
Следует отметить, что проблема определения временных промежутков функционирования карантинных отделений существовала всегда, практическое же ее разрешение в нашей стране начало осуществляться с 1971 г. В предыдущие годы на этом вопросе, как правило, внимание не акцентировали, а полагали, что сам осужденный в среде себе подобных сможет успешно адаптироваться. Однако такой путь провоцировал отрицательное влияние на процесс исправления новичков со стороны «бывалых» осужденных. К тому же осужденный в первый период пребывания в ИУ, когда происходит приспособление к условиям отбывания наказания, противодействует и попыткам актива
влиять на него. В связи с этим возникла необходимость проведения недельного карантина для вновь прибывших осужденных (указание МВД России от 03.12.1971 № 239) [5, с. 101].
Предпринимались попытки организации более длительного периода пребывания осужденных в карантине. Интересен опыт ИТК Коми АССР, в которой в 1973-1974 гг. проводили эксперимент по внедрению отряда-распределителя, осуществлявшего и карантинные мероприятия. Осужденные находились в отряде четыре недели. В нем организовывалось первоначальное изучение поступивших в колонию осужденных и дифференциация их по степени моральной запущенности; составлялась первичная программа индивидуальной воспитательной работы; осуществлялась первоначальная психологическая подготовка осужденных к исправлению и перевоспитанию в процессе отбывания наказания. Проводились и другие мероприятия, связанные с изучением личности осужденных [2, с. 3].
Заслуживает внимания опыт организации работы в ИТК Рязанской области по приему вновь прибывших осужденных, а также по их изучению (19771978 гг.) [7, с. 12]. Исходя из указаний МВД СССР, методический совет отдела ИТУ УВД Рязанского облисполкома разработал рекомендации «О введении единого порядка приема и распределения по отрядам осужденных, прибывших в исправительно-трудовые учреждения для отбывания наказания». Осужденные, прибывшие в колонию, размещались в течение недели в специально выделенном помещении, которое было укомплектовано необходимым инвентарем и предметами обихода, а также оформлено наглядной агитацией. В течение первой недели с вновь прибывшими осужденными проводили занятия по специальной тематике, рассчитанной на 13 часов. Главная цель занятий заключалась в предотвращении возможности попадания новичков под
влияние лиц, не вставших на путь исправления, ускоренном приобщении к труду и жизни коллектива. При этом указывалось, что карантин должен быть не менее 15 суток.
В 1983 г. в ИТК Ленинградской области существовала практика проведения особой 7-дневной воспитательной работы в карантине. Отмечалось, что внедренная программа работы в карантинном отделении на 25 % повышала степень адаптированности осужденных
[1, с. 56].
Существует мнение, что срок нахождения осужденных в карантинном отделении должен быть не менее 1-2 месяцев, причем данный временной промежуток является неотъемлемой частью 6-месячного социально-психологического адаптационного периода. Указанный период рекомендуется разбить на 5 основных этапов:
1) общее ознакомление осужденных с официальными правилами поведения (1-2 недели);
2) ознакомление с неофициальными правилами поведения среди осужденных (0,5-1 месяц);
3) оценка и избирательное принятие выдвигаемых правил и требований (1-3 месяца);
4) реализация избранной тактики поведения (2-4 месяца);
5) занятие определенной позиции в социальной сфере осужденных (3-6 месяцев) [1, с. 15].
Таким образом, и теоретики, и практики пытались решить вопрос о создании такой системы функционирования карантинного отделения, которое будет осуществлять полноценное положительное воздействие на личность осужденного. Но локальность применения рассмотренных нами внедрений, т. е. использование нововведений только в некоторых колониях, а также отсутствие четких общих рекомендаций по приему осужденных, которые могли бы быть использованы в рамках функционирования всех видов мест лишения свободы, не привели к стабильному
правовому и практическому развитию деятельности карантинных отделений.
Далее отметим, что п. 7 ПВР ИУ, п. 8 ПВР ВК и п. 13 ПВР СИЗО определяют, что во время нахождения в карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами, проходят вводный инструктаж о мерах пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ИУ. Отметим, что ПВР ВК, в отличие от ПВР СИЗО и ПВР ИУ, не содержат в себе обязанности администрации воспитательной колонии информировать осужденных о предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия, а также об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.
Несмотря на наличие п. 7 ПВР ИУ и п. 8 ПВР ВК, в настоящее время в ИУ фактически отсутствует четкая система работы с вновь прибывшими осужденными. Проблема состоит в том, что уголовно-исполнительное законодательство не содержит норму, определяющую обязательную разработку и создание какой-либо программы работы с осужденными в карантинном отделении.
В заключение отметим, что особое значение для успешной процедуры приема осужденных и дальнейшей их адаптации имеет организация взаимодействия администрации ИУ с органами следствия, правосудия, СИЗО, так как именно в ходе данной деятельности можно наиболее полно изучить личность вновь поступившего осужденного в карантинном отделении.
Подобная информация собирается разрозненно, несистемно, отсутствует преемственность между органами следствия, правосудия, СИЗО и ИУ.
Информация об обвиняемом, подсуди- увлечениях (37 %); типе темперамента,
мом, а затем осужденном практически психологическом портрете преступника
каждый раз собирается заново. В итоге (45 %); стремлении поддерживать связь
при выборе воспитательных и профи- с отрицательной средой (53 %); склон-
лактических мер, средств и методов ра- ности к каким-либо правонарушениям
боты с прибывшими в колонию осуж- (нападениям, притеснениям, побегам и
денными остаются неучтенными целые пр.) (60 %), к спиртному, наркотикам
блоки сведений. Опрошенные нами (49 %), о поведении в СИЗО (43 %) [В,
практические работники ИУ отмечали, с. 235-236].
что к началу срока отбывания наказания Подчеркнем, что 65 % работников
хотели бы иметь информацию о поведе- не удовлетворяет содержание информа-
нии осужденного по месту жительства ции о личности осужденных, имеющей-
(61 %), отрицательные или положитель- ся в их личных делах. Таким образом,
ные характеристики родственников взаимодействие органов следствия, су-
(28 %); сведения об отношении к со- дов, СИЗО и администрации ИУ осу-
вершенному преступлению (30 %); дан- ществляется на крайне низком уровне,
ные об отрицательных чертах характе- что в конечном итоге отрицательно вли-
ра, волевых и иных личных качествах, яет на первоначальную адаптацию
выявленных в процессе разбирательства осужденных в карантинном отделении. уголовного дела (45 %); интересах,
Литература
1. Кадыров С. К. Новичок в карантине // Исправительно-трудовые учреждения : бюл. ВНИИ МВД СССР. — 1983. — № 23. — С. 55-63.
2. Клокова Л. Отряд-распределитель // К новой жизни. — 19l4. — № 3. — С. 3-В.
3. Новиков E. E. Правовое регулирование направления осужденных в исправительные учреждения, их приема и размещения : дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2011. — 239 с.
4. Новиков E. E. Совершенствование правового и организационного регулирования приема осужденных в исправительные учреждения // Уголовно-исполнительное право. — 2010. — № 2. — С. 19-21.
5. Перков И. М. Классификация осужденных к лишению свободы и распределение их по ИТУ. — Рязань, 1978. 145 с.
6. Суров А. К. Прием осужденных в ИТУ и ритуал досрочного освобождения // Вестн. передового опыта (по линии УИТУ). — 19l2. — № 12 (13). — 65 с.
l. Хохлов П. К. Прием осужденных в исправительно-трудовые учреждения и их
размещение : лекция. — Рязань, 1978. — С. 6-13. В. Шмаров И. В. Воздействие на среду осужденных // Воспитание и правопорядок.
— 1981. — № l. — С. 63-l0. 9. Южанин В. E. Методические рекомендации по работе с вновь прибывшими осужденными в исправительные учреждения: библиотека работника ИТУ. — Рязань, 1996. — 21 с.
Сведения об авторе
Новиков Егор Евгеньевич: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
information about the author
Novikov Egor Evgenyevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), assistant professor of the chair of penal law and criminology, candidate f law. E-mail: [email protected]