Научная статья на тему 'Совершенствование правового и организационного регулирования приема осужденных в исправительные учреждения'

Совершенствование правового и организационного регулирования приема осужденных в исправительные учреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ИУ / ПРИЕМ ОСУЖДЕННЫХ В ИУ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ИУ / ОПЕРАТИВНЫЙ ДЕЖУРНЫЙ / КОМИССИЯ ПО ПРИЕМУ ОСУЖДЕННЫХ / ПСИХОЛОГ / ROUTINE PRISON REGULATIONS / ADMISSION OF THE IMPRISONED PERSON TO A PLACE OF DETENTION / SPECIAL WING IN A PRISON / A PRISON OFFICER ON DUTY / ADMISSION UNIT / A PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Егор Евгеньевич

в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы приема осужденных в исправительные учреждения, анализируется деятельность комиссии по приему лиц в места лишения свободы, а также вносятся некоторые предложения по совершенствованию обозначенного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMISSION PROCEDURES OF THE IMPRISONED PERSON TO A PLACE OF DETENTION: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

the article deals with legal and organizational challenges of first arrival of the imprisoned person in a place of detention. The author concentrates on the Admission Unit which deals with first admission of detainees and prisoners to a place of detention and suggests steps for development of the procedures

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового и организационного регулирования приема осужденных в исправительные учреждения»

УДК 343.82 ББК 67.409.13 Н73

E.E. NOVIKOV

ADMISSION PROCEDURES OF THE IMPRISONED PERSON TO A PLACE OF DETENTION: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

Annotation: the article deals with legal and organizational challenges of first arrival of the imprisoned person in a place of detention. The author concentrates on the Admission Unit which deals with first admission of detainees and prisoners to a place of detention and suggests steps for development of the procedures.

Key words: routine prison regulations, admission of the imprisoned person to a place of detention, special wing in a prison, a prison officer on duty, Admission Unit, a psychologist.

ЕГОР ЕВГЕНЬЕВИЧ НОВИКОВ,

адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права (Академия ФСИН России).

E-mail: mavr-85@mail.ru.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИЕМА ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы приема осужденных в исправительные учреждения, анализируется деятельность комиссии по приему лиц в места лишения свободы, а также вносятся некоторые предложения по совершенствованию обозначенного процесса.

Ключевые слова: Правила внутреннего распорядка ИУ, прием осужденных в ИУ, специальный отдел ИУ, оперативный дежурный, комиссия по приему осужденных, психолог.

В настоящее время основания и порядок при- рата, учителя общеобразовательных школ и т. д.

ема осужденных в исправительные учреждения (ИУ), по сути, регламентируются двумя нормативными правовыми актами, входящими в состав уголовно-исполнительного законодательства: Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ) и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ). При этом ст. 79 УИК РФ является бланкетной, «поэтому она устанавливает лишь самые общие правила», не раскрывающие важнейших процедурных вопросов приема осужденных в ИУ.

Представляются важными замечания В.Е. Южанина, касающиеся того, что до принятия УИК РФ исправительно-трудовое законодательство РСФСР (ст. 4, 6, 12, 13, 62-67, 75, 76 ИТК РСФСР, разд. 3, 6 ПВР ИТУ, приказы МВД) регулировало три вида приема осужденных в места лишения свободы. Наиболее распространенным был комиссионный прием во главе с начальником учреждения. В состав комиссии входили заместители начальника ИТУ, работники отдела учета, оперативного отдела, отдела безопасности, интендантской и медицинской служб, службы проф-техподготовки. По решению начальника учреждения к работе комиссии могли привлекаться оперативный дежурный учреждения, начальники отрядов, работники производственного аппа-

Следующий вид касался приема осужденных, прибывших в индивидуальном порядке. Он осуществлялся оперативным дежурным учреждения совместно с работником отдела учета. В нерабочее время прием небольших групп осужденных производил оперативный дежурный колонии. Это и был третий вид приема осужденных в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы2.

В соответствии со ст. 79 УИК РФ и ПВР ИУ действует лишь один способ приема осужденных, который согласно п. 3 § 2 ПВР ИУ, осуществляется комиссионно, с обязательным участием оперативного дежурного (в тюрьме - дежурного помощника начальника тюрьмы), оперативного работника и работника медицинской части учреждения3. Именно комиссионный прием осужденных в места лишения свободы наиболее целесообразен в данной деятельности ИУ, так как только совокупность действий всех членов комиссии, а не отдельных должностных лиц позволит наиболее эффективно произвести указанную процедуру, что будет способствовать заложению основ успешной адаптированности осужденных уже на этой стадии исполнения наказания. А. С. Макаренко писал: «Впечатление первых часов и дней в учреждении надол-

го, а иногда и навсегда определяет отношение ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 2 -----------

воспитанника к учреждению, а следовательно, его поведение и процесс воспитания в целом»4.

На первый взгляд может показаться, что ПВР ИУ достаточно четко определяют круг лиц, осуществляющих прием осужденных в ИУ, но, как показывает практика, эта деятельность далека от совершенства.

Так, в теории уголовно-исполнительного права ученые-юристы акцентируют свое внимание на том, что при приеме осужденного в ИУ обязательно должен присутствовать работник специального отдела ИУ, который принимает попутный список на прибывших осужденных, проверяет правильность его заполнения, наличие в нем подписи представителя конвойного подразделения о приеме осужденных под охрану В попутном списке должно быть указано: откуда и куда этапируется осужденный, основание к этапированию (например, указание ФСИН России), фамилия, имя, отчество, год рождения осужденного, статья УК РФ, срок наказания, подписи начальника колонии (СИЗО) и начальника специального отдела подразделения, откуда этапируется осужденный. После ознакомления с попутным списком работник специального отдела сверяет количество прибывших осужденных, наличие их личных дел. Установив принадлежность личного дела данному осужденному путем опроса и сверки его ответов с анкетными и другими сведениями, имеющимися в личном деле (по опознавательной фотокарточке, особым приметам, а в необходимых случаях по дактилоскопической карте), он расписывается в попутном списке о приеме личных дел.

Справедливо будет согласиться с мнением Л.Б. Смирнова, который отметил, что данное направление деятельности сотрудников отдела специального учета - это урегулированный ведомственными нормативными правовыми актами порядок собирания, систематизации, анализа в учетных документах достаточно полных социально-демографических, уголовноправовых, уголовно-исполнительных данных о каждом осужденном, а также хранения полученных сведений с целью использования их в профилактической и воспитательной работе5. Именно от четкости этой деятельности во многом зависит реальное обеспечение законности в ИУ, направленное на предусмотренное уголовно-исполнительным законодательством исполнение наказания и исправление осужден-ных6.

Содержание § 2 ПВР ИУ позволяет утверждать, что законодатель не акцентирует своего внимания на обязательном присутствии работника отдела специального учета при приеме осужденных в ИУ, хотя их роль достаточно важна при осуществлении данного элемента первоначального этапа отбывания наказания. Отметим, что в практической деятельности при приеме осужденных в ИУ почти всегда присутствует работник этого отдела: на этот факт указали 83 % опрошенных (в анкетировании приняли участие 840 осужденных). Однако приведенные достаточно высокие процентные показатели не уменьшают значимости правового закрепления обязательного участия работников спецотдела при приеме осужденных.

В регламентировании данного вопроса законодательство некоторых стран ближнего зарубежья имеет определенные отличия. Так, ПВР ИУ республик Казахстан (п. 3) и Узбекистан (п. 55) определяют обязательное участие работников специального отдела в проведении рассматриваемой процедуры, что является положительным примером в осуществлении успешного приема осужденных в места лишения свободы.

Рассматривая п. 3 ПВР воспитательных колоний (далее - ПВР ВК), можно прийти к выводу о том, что законодатель определил сотрудника отдела специального учета в качестве обязательного субъекта, участвующего в комиссионном приеме осужденных, игнорируя, как уже было отмечено выше, ПВР ИУ. Интересен тот факт, что ПВР ИТУ СССР содержали в себе норму, регулирующую обязательное участие работников отдела специального учета при приеме осужденных в колонии.

Не менее важное место в организации надлежащего приема осужденных в места лишения свободы занимает оперативный дежурный ИУ, который выполняет основную роль в проверке личных дел и устанавливает их принадлежность прибывшим осужденным.

Деятельность оперативного дежурного ИУ не исчерпывается проверкой и установлением соответствия личных дел. Действительность показывает, что в ряде случаев оперативные дежурные ИУ интересуются у вновь прибывших осужденных наличием претензий к караулу. Подчеркнем тот факт, что лишь около 37 % осужденных отметили, что при приеме в места лишения свободы им задавался вопрос, касающийся претензий к специальной службе по кон-

Т88М2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 2

воированию. Основная причина столь низкого показателя заключается в том, что на законодательном уровне не закреплена обязанность оперативных дежурных ИУ опрашивать осужденных с целью выявления существующих претензий к караулу. В связи с этим представляется уместным изучить опыт в подобной области законодателя Республики Беларусь, который в п. 61 ПВР ИУ определил, что оперативный дежурный «в обязательном порядке уточняет личность каждого осужденного и сведения об осуждении, а также наличие претензий к караулу. Заявленные поименно каждым осужденным обоснованные претензии к караулу рассматриваются на месте либо решаются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь».

Следует подчеркнуть, что ПВР ИУ не акцентируют внимание на участии психолога при приеме осужденных, хотя в п. 4 ПВР ВК отмечается, что в состав данной комиссии должен входить психолог, который во время рассматриваемого нами процесса обязан проводить индивидуальные беседы с вновь прибывшими «с целью выявления неприязненных отношений с другими осужденными для последующего размещения в карантинном отделении». В данном случае законодатель исходил из того, что в период направления лиц в колонии возможно возникновение конфликтных ситуаций между осужденными, которые могут иметь свое продолжение и в помещениях карантинного отделения. Логично подчеркнуть, что конфликты возникают в среде не только несовершеннолетних осужденных, но и взрослого контингента, что и определяет обязательное участие специалиста-пси-холога в процессе приема лиц в места лишения свободы. Законодатель Республики Казахстан в п. 6 ПВР ИУ также это отмечает, указывая, что «психологами учреждения проводится работа по изучению личности вновь прибывших осужденных, адаптации их к новым условиям» с целью выявления лиц, склонных к суициду, членовредительству и другим противоправным действиям, и составления психологических портретов на каждого вновь прибывшего осужденного. В связи с этим для создания более комфортных условий адаптации осужденных в местах лишения свободы деятельность психолога ИУ должна осуществляться уже с момента прибытия указанной категории лиц.

Подводя итог, необходимо отметить, что для более успешного вхождения осужденных в жизнь ИУ уже на стадии приема должна осуществлять-

ся целенаправленная работа сотрудников ИУ со своими подопечными. Важную роль в данном процессе следует отвести комиссии по приему осужденных в ИУ, эффективная деятельность которой существенно уменьшит число недостатков, выявленных при анализе некоторых правовых норм уголовно-исполнительного законодательства. С учетом изложенного полагаем необходимым внести следующие изменения в ПВР ИУ.

1. Изменить редакцию п. 3:

«3. Прием осужденных в ИУ осуществляется комиссионно, с обязательным участием оперативного дежурного (в тюрьме - дежурного помощника начальника тюрьмы), сотрудниками отделов специального учета, оперативного, медицинской частью и психологом».

2. Дополнить п. 31:

«31. Оперативный дежурный (в тюрьме - дежурный помощник начальника тюрьмы) в обязательном порядке уточняет личность каждого осужденного и сведения об осуждении, а также наличие претензий к караулу. Заявленные каждым осужденным поименно обоснованные претензии к караулу рассматриваются на месте либо решаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

3. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Во время приема осужденных сотрудник

отдела специального учета устанавливает принадлежность личных дел прибывших осужденных, проверяет наличие в них необходимыхдо-кументов Медицинский работник проводит наружный осмотр осужденных, результаты которого, а также особые приметы записываются в амбулаторную карту осматриваемого. С каждым вновь прибывшим индивидуально проводят беседы оперативный сотрудник и психолог с целью выявления неприязненных отношений с другими осужденными для последующего размещения в карантинном отделении».

1 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. А.С. Михлина. М., 2008.

2 См.: Южанин В.Е. Методические рекомендации по работе с вновь прибывшими осужденными в исправительные учреждения. Рязань, 1996. С. 12.

3 См.: Абдулакимова А.Н. Правила внутреннего распорядка в исправительных учреждениях: дис. ... канд. юрид. наук Махачкала, 2006. С. 79.

4 Макаренко А.С. Сочинения. М., 1958. Т. 5. С. 62-63.

5 См.: Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: курс лекций. СПб., 2002. С. 119.

6 См.: Там же. С. 120.

--------—————

ІХЖУ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.