Научная статья на тему 'Первокурсник негосударственного вуза: несколько штрихов к социально-педагогическому портрету'

Первокурсник негосударственного вуза: несколько штрихов к социально-педагогическому портрету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первокурсник негосударственного вуза: несколько штрихов к социально-педагогическому портрету»

Во-вторых, необходимо создать некую ситуацию успеха для большинства сотрудников организации, чтобы нейтрализовать психологический дискомфорт отрицательного опыта.

В-третьих, организуя очередной инновационный процесс, важно тщательно продумать и довести до сведения всех сотрудников механизмы внедрения новых форм и методов работы. Только уверенность сотрудников в том, что руководство отчетливо себе представляет процесс и результат инновационного пути, поможет им перебороть в себе последствия отрицательного отношения к нововведениям.

Помимо всех вышеназванных причин сопротивления инновациям следует отметить, что характеры людей различаются по сопротивлению переменам и способности приспосабливаться к ним. Есть люди сдержанные и спокойные, а есть «бунтари» по природе. Последние всегда будут на начальных этапах возражать и критиковать. Важно эту критику направить в конструктивное русло и отчетливо продемонстрировать преимущества организационных измене-

ний. При этом следует помнить, что всегда в организации найдутся и люди-новаторы, которые любят экспериментировать, верят в возможность эффективных перемен и готовы рискнуть ради достижения успеха. Такие люди воздействуют на других как на эмоциональном уровне, заражая своей увлеченностью, так и на уровне деятельности, показывая, что, применяя новаторство, можно добиться более высоких результатов в работе.

В целом для успешного внедрения инноваций важно, чтобы руководство поощряло новаторов, показывая на их примере, чего может добиться организация, и умело работало с возникающими возражениями, используя их как возможность еще раз донести сотруднику информацию о важности организационных перемен. Каждый сотрудник должен отчетливо понимать, что изменения в вузе - не самоцель, а лишь средство, помогающее приспособиться к новым условиям, повысить эффективность профессиональной деятельности, обеспечить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Е.П. АЛЕКСАНДРОВ,

д-р пед. наук, профессор кафедры философии и социологии ТИУиЭ

ПЕРВОКУРСНИК НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА:

НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ

В общественном сознании весьма распространенным является мнение, что в негосударственные вузы в основном поступают абитуриенты, посредственно учившиеся в школе и вследствие этого неспособные выдержать конкурс и претендовать на бюджетное финансирование своего обучения. Этому мнению сопутствует еще одно - оплачивая образовательные услуги, студенты как бы обретают «индульгенцию», позволяющую им не напрягаться в учебном процессе: опасаясь потерять источник финансовых средств, администрация и преподаватели придерживаются попустительских позиций. Отсюда возникает предубеждение к обладателям дипломов негосударственных вузов, что уровень их общей и профессиональной подготовки заведомо ниже, чем у выпускников государственных образовательных учреждений. У значительной части российского общества можно наблюдать своеобразный «обвинительный синдром» по отношению к новой для страны образовательной структуре и ее субъектам. Чтобы проверить обоснованность этих установок, необходимы социально-педагогические исследования, компаративистские сопоставления хода и результатов учебно-воспитательных практик как в государственных, так и в негосударственных вузах. С материалами одного из таких исследований, проведенного на базе ТИУиЭ, мы и собираемся познакомить читателя.

Поскольку периферийные негосударственные вузы, размещенные в средних городах (каковым и является г. Таганрог), как правило, небольшие по массивам студентов и преподавателей, то и исследование, о котором пойдет речь, носило локальный характер. При этом отметим, что в «камерном» формате вуза нам видится ряд существенных достоинств, связанных, например, с возможностями гибкой настройки и перестройки образовательного процесса, согласования набора специальностей с потребностями рынка труда в конкретном регионе, с образовательными интересами населения, а также с организацией «штучной» подготовки специалистов посредством глубокой индивидуализации, персонификации, диалогиза-ции учебно-воспитательных взаимодействий, социокультурных образовательных сред и т.д.

Как известно, успешность интеграции личности в социокультурные (образовательные и профессиональные) среды прямо зависит от эффективности адаптационных процессов, посредством которых обеспечивается встречное структурно-функциональное приспособление организма и среды. Подчеркнем, социокультурная среда функционирует как подвижная система. В ходе интеграции в нее новых субъек-тов, развития уже интегрированных, в результате трансформаций, претерпеваемых социумом и его институтами, она сама неизбежно изменяется. Поэтому в рассуждениях о социокультурной адаптации

речь должна идти о диалогическом взаимодействии человека и среды, о взаимосогласовании ценностных оснований активности с требованиями, условиями социокультурных сред, реализующих определенные (выраженные явно или имплицитно) потребности общества. В адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и к профессии, в уровне успешности и основных векторах профессионального развития центральную роль играют интенции или, говоря иначе, мотивационно-смысловые структуры субъектов образовательного процесса и самой социокультурной среды. Вот почему анализ интенций субъек-тов и среды должен находиться в центре внимания организаторов учебного процесса. На этой базе корректируются стратегия и тактика планирования и развития образовательного процесса, осмысливаются направления и динамика необходимых изменений, обеспечивается созвучность этих изменений наличным и перспективным ожиданиям общественного и индивидуального сознания.

В нашем исследовании выборка формировалась из студентов, обучающихся по четырем специальностям: «Финансы и кредит», «Юриспруденция», «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление», «Мировая экономика» (в дальнейшем мы будем использовать первую букву названия специальностей в качестве шифра для экономии места в таблицах: Ф, Ю, М, У, МЭ). Объем выборки составил 28,1% от общего числа первокурс-ников, что дает основания говорить о репрезента-тиен ости данных для ТИУиЭ.

Вопрос: Что оказало наиболее з,

В дальнейшем пространство текста будет организовано следующим образом: вначале разместим цифровые данные в виде таблиц, а затем - краткие комментарии. В качестве заголовков таблиц используются тексты вопросов. Цифровые данные выражены в процентах, но поскольку отдельные вопросы предполагали одновременный выбор нескольких ответов, то общая сумма показателей в части таблиц может превышать стопроцентный рубеж.

Как показывают данные, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава является наиболее значимым мотивом выбора вуза. Фактически именно этот показатель находится в фундаменте общественного престижа вуза. Среди других весомых мотивов - уровень материально-технической базы учреждения. Подчеркнем, что свыше трети поступающих в ТИУиЭ абитуриентов заведомо рассчитывают на высокую требовательность профессорско-преподавательского состава - это один из ведущих мотивов, что идет вразрез со стереотипными установками, о которых мы рассуждали выше. Одновременно отметим, значимое место в структуре мотивов выбора занимают базирующиеся на высоких самооценках абитуриентов претензии на получение элитного образования. Выбор небольшого негосударственного вуза связан с ожиданиями высокой степени индивидуализации учебной работы, отказом от политики «крупного помола», когда за студенческими массами неразличимы отдельные личности и судьбы.

Таблица 1

<лмое влияние на ваш выбор вуза?

Мотив ационно-смысловая позиция Ф Ю М, У МЭ ВСЕГО

Мои школьные результаты недостаточно хо- 5,2 13,3 0 0 4,8

рошие, чтобы претендовать обучаться в вузе на бюджетной основе

Мои школьные результаты достаточно хоро- 36,8 (3) 13,3 (5) 18,1 47 (2) 30,6 (6)

шие, чтобы претендовать на получение элитного образования

Родители не отпустили меня для обучения в 26,3 (4) 13,3 (5) 9 29,4 (5) 20,9

другой город

Мне не хотелось уезжать для обучения в дру- 21 29 (4) 27,2 (5) 0 16,1

гой город

Знакомые, обучающиеся (обучавшиеся) в вузе 42,1 (2) 60 (2) 45,4 (3) 47 (2) 48,3 (2)

и хорошо отзывающиеся о нем

Хорошая материально-техническая база вуза 36,8 (3) 26,6 36,3 (4) 41,1 (3) 35,4 (3)

Высококвалифицированный преподаватель- 52,6 (1) 73,3 (1) 63,3 (1) 64,7 (1) 62,9 (1)

ский состав вуза

Высокий авторитет вуза в городе 26,3 (4) 33,3 (3) 45,4 (3) 35,2 (4) 33,8 (4)

Высокий уровень требовательности профес- 21 (5) 13,3 (5) 54,5 (2) 47 (2) 32,2 (5)

сорско-преподавательского состава

Низкий уровень требовательности профес- 0 0 0 0 0

сорско-преподавательского состава, вьсшее образование дается «малой кровью»...

Несложные вступительные экзамены 15,7 0 9 0 6,4

Другие причины 5,2 6,6 0 0 3,2

Примечание: а) здесь и далее в скобках приводится ранжирование ведущих интенциональных позиций; б) в графах «Ф», «Ю», «М,У» и «МЭ» процентные соотношения приведены к количеству опрошенных по специальностям, в графе «всего» - к общему количеству опрошенных.

Таблица 2

Вопрос: Считаете ли вы поступление в институт жизненным успехам ?

Мотив ационно-смысловая позиция Ф ю М, У мэ ВСЕГО

Да, я считаю, что это жизненный успех 0 93,3 (1) 100 (1) 70,6 (1) 59,7 (1)

Нет, я считаю это неудачей, так как у меня была ориентация на другой вуз 78,9 (1) 6,7 (2) 0 5,8 (3) 27,4 (2)

Нет, я считаю это неудачей, так как у меня была ориентация на другую профессию 21,1 (2) 0 0 11,8 (2) 9,7 (3)

Нет, я воспринимаю свое пребывание в данном вузе как вынужденный неудачными жиз-ненными обстоятельствами период 0 0 0 11,8 (2) 3,2

Таблица 3

Вопрос: Что оказало наиболее значимое влияние на ваш выбор профессии ?

Мотивационно-смысловая позиция Ф ю М, У МЭ ВСЕГО

Образы специалиста, создаваемые кино, тежвидением и другими средствами массовой коммуникации 10,5 6,6 0 11,7(5) 8

Образы специалиста, создаваемые художественной литературой 0 0 0 0 0

Образы авторитетных для вас людей из ближнего социального окружения 47,3(4) 20 (4) 9 (3) 29,4(4) 29(5)

Рекомендации родителей и родственников 52,6(3) 46,6(2) 36,3(2) 12 53,2(2)

Мнение товарищей 10,5 0 0 0 3,2

Престиж профессии в обществе 84,2 (1) 60 (1) 63,6 (1) 52,9 (2) 66,1 (1)

Возможности, которые открывает профессия в плане материального достатка 57,8(2) 33,3(3) 63,6(1) 41,1(3) 48,3(3)

Возможности, которые открывает профессия в плане личностной самореализации 26,3(5) 0 63,6(1) 64,7(1) 37 (4)

Рекомендации школьныхучитежй 0 13,3(5) 0 5,8 4,8

Рекомендация псижлога 0 0 9 (3) 5,8 3,2

Я не считаю, что это мой самостоятельный выбор ... 5,2 0 9 (3) 0 3,2

Выбор случаен 0 0 0 11,7(5) 3,2

Мне все равно, какую профессию осваивать, так как у меня имеются совершенно иные планы самореализации. Поэтому чем меньше затрат на получение диплома, тем лучше. 0 0 0 0 0

Я плохо представляю себе профессию и себя в профессии, там будет видно. 0 0 0 0 0

Другие мотивы 0 13,3(5) 9 (3) 0 4,8

Обращает на себя внимание существенный раз -брос показателей в зависимости от избранной специальности. В частности, претензии на академическую элитарность наиболее свойственны первокурсникам, обучающимся по специальностям экономического профиля, в то время как самооценки учебной успешности у юристов и управленцев находятся на довольно низком уровне. Требовательность профессорско-преподавательского состава как мотив выбора вуза слабо представлена в интенциональности студентов-юристов и имеет значительный вес для студентов -управленцев.

В целом можно заключить: значительная часть абитуриентов, поступающих в негосударственный вуз, не ищет «легкой жизни», рассчитывает на высокий, качественный уровень учебной работы и непосредственно ориентируется на преимущества, которые им могут быть обеспечены конкретным учреждением.

Преобладающая часть первокурсников считают поступление в ТИУиЭ жизненным успехом. Однако студенты, обучающиеся по специальности «Финансы и кредит», являются в указанном смысле исключением, видимо, потому, что среди них значительную часть составляют лица, имевшие в школе повышенный уровень учебных успехов, что и формировало установку на получение высшего образования на

бюджетной основе либо в вузах крупных культурных центров. В современных социальных и экономических условиях семьи, опасаясь за жизнь, физическое и нравственное здоровье своих детей, часто препятствуют их поступлению в вузы крупных городов, предпочитая отыскивать иные пути получения качественного образования.

Однако 40,3% первокурсников воспринимают свое пребывание в институте как вынужденное неблагоприятными жизненными обстоятельствами, что коррелирует с 37°% респондентов, предпочитающих получить образование в других городах, но уступивших мнению родителей или отказавшихся от этой мысли под влиянием собственных опасений.

Среди наиболее весомых мотивов выбора профес-сии - ее общественный престиж, рекомендации родителей и родственников, потенциальная доходность и возможности, которые профессия открывает в плане личностной самореализации. Выбор профессии воспринимается первокурсниками как самостоятельный шаг. Ответами подчеркивается лишь совещательная роль ближнего окружения и родителей. Профориентационные практики школы, психологических служб и современных средств массовой коммуникации обнаруживают чрезвычайно низкую эффективность.

Таблица 4

Вопрос: Имеет ли избранная вами профессия общественный престиж?

Мотив ац и он но -смысловая позиция Ф ю М, У МЭ ВСЕГО

Да, в настоящее время профессия имеет высокий общественный престиж, но в будущем он, вероятно, несколько упадет 15,7 (2) 6,7 (2) 27,3 (2) 5,9 (2) 12,9(2)

Да, в настоящее время профессия имеет высокий общественный престиж и в будущем он, вероятно, еще более возрастет 84,3 (1) 86,6 (1) 72,7 (1) 94,1 (1) 85,5(1)

Нет, в настоящее время профессия не имеет высокого общественного престижа, но в будущем он, вероятно, существенно возрастет 0 6,7 (2) 0 0 1,6

Нет, в настоящее время профессия не имеет высокого общественного престижа, и в будущем это положение, вероятно, сохранится 0 0 0 0 0

Таблица 5

Вопрос: Оказывает ли влияние духовное развитие специалиста на профессиональную карьеру?

Мотив ац и он но -смысловая позиция Ф Ю М, У МЭ ВСЕГО

Нет, не оказывает существенного влияния 10,5 (3) 13,3 (3) 0 5,9 (3) 8 (3)

Оказывает слабое позитивное влияние 5,3 13,3 (3) 9 (3) 0 6,6

Оказывает среднего уровня позитивное влияние 36,8 (2) 26,6 (2) 27,4 (2) 41,2 (2) 33,9 (2)

Оказывает сильное позитивное влияние 47,4 (1) 40 (1) 54,6 (1) 47 (1) 46,7 (1)

Оказывает скорее отрицательное влияние 0 6,8 9 (3) 5,9 (3) 4,8

Оказывает отрицательное влияние 0 0 0 0 0

Таблица 6

Вопрос: Имеется ли на рынке труда конкуренция среди специалистов избранного вами профиля?

Мотив ационно-смысловая позиция Ф Ю М, У МЭ ВСЕГО

Да, существует жесткая конкуренция, к которой я хочу подготовиться 47,4 (1) 60 (1) 36,4 (1) 70,6 (1) 54,9 (1)

Да, существует жесткая конкуренция, к которой я готов 0 6,7 (3) 0 11,8 (2) 4,8

Да, существует умеренная конкуренция 10,5 (3) 13,3 (2) 36,4 (1) 0 12,9 (3)

Нет, профессия дефицитна и конкуренция фактически отсутствует 0 6,7 (3) 0 0 1,6

Затрудняюсь ответить 21,05 (2) 0 9 (3) 5,8 (3) 9,8 (4)

Думаю, когда придет время трудоустраиваться, я найду способы и средства победить в конкурентной борьбе за выгодное место 21,05 (2) 13,3 (2) 18,2 (2) 11,8 (2) 16 (2)

Подавляющая часть первокурсников не только считают избранную профессию престижной, но и полагают, что престиж в некоторой временной перспективе возрастет, что выступает дополнительным стимулирующим фактором активности по ее освоению, формирует позитивно окрашенные социальные надежды, социальный оптимизм. Профессия «в развертке в будущее» выступает как определенный гарант социальной успешности личности, стабильности ее положения в обществе.

Так как институт осуществляет подготовку специалистов социально-гуманитарного профиля, то оценки студентами степени влияния духовной культуры человека на профессиональную карьеру представляют значительный интерес. Примечательно, что 86,9% опрошенных первокурсников считают, что духовное развитие специалиста является статистически значимым фактором его профессиональной ус -пешности. Думается, это еще один, и весьма существенный, аргумент, разрушающий стереотипы восприятия студентов негосударственного вуза: в своей профессиональной практике подавляющее большинство из них намерены руководствоваться духовно-нравственными критериями.

Борьба (иногда весьма жесткая) за достижение высоких уровней профессиональных иерархий связана с надеждами на дополнительные преимущества и привилегии в модусах власти, престижа, дохода. Факт наличия конкуренции в профессиональной сфере может оказать существенное влияние на ход профессиональной самореализации. Осознание студентами конкуренции в сфере занятости может стимулировать поиск и выбор эффективных образовательных поведенческих моделей. Студенты, которые понимают, что за высокие «места», позиции в профессиональной иерархии предстоит бороться и к этой борьбе следует заранее готовиться, с большей вероятностью проявят прилежность и активность в учебном процессе. Разумеется, способы ведения конкурентной борьбы могут быть и бывают различными. Например, 16% (вторая по значимости позиция) опрошенных первокурсников явно надеются на традиционные для российского общества корпоративные механизмы конкурентной борьбы, которые условно можно выразить через фамусовскую формулу: «Ну, как не порадеть родному человечку!».

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос: Способна ли избранная профессия в перспективе принести вам тот уровень жизни, о котором вы

мечтаете?

Мотив ац и он но -смысловая позиция Ф Ю М, У МЭ ВСЕГО

Материальный уровень, который может обеспечить профессиональная деятельность в избранной сфере, меня вполне устраивает 84,2 (1) 73,3 (1) 82 (1) 82,4 (1) 80,6 (1)

Материальный уровень, который может обеспечить профессиональная деятельность в избранной сфере, меня не вполне устраивает 10,5 (2) 20 (2) 18 (2) 11,8 (2) 14,6 (2)

Материальный уровень, который может обеспечить профессиональная деятельность в избранной сфере, вряд ли меня устроит 0 0 0 0 0

Затрудняюсь ответить 5,3 (3) 6,7 (3) 0 5,8 (3) 4,8 (3)

Таблица 8

Вопрос: Согласны ли вы работать в профессии, даже если она не приносит достойного уровня жизни?

Мотив ац и он но -смысловая позиция Ф Ю М, У МЭ ВСЕГО

Да 5,3 (3) 13,3 (3) 0 5,9 (3) 6,5 (3)

Нет 36,8 (2) 40 (2) 45,5 (2) 35,3 (2) 38,7 (2)

Затрудняюсь ответить 57,9 (1) 46,7 (1) 54,5 (1) 58,8 (1) 54,8 (1)

Таблица 9

Вопрос: Связана ли избранная вами профессия с возможностями получения нелегальных доходов

Мотив ац и он но -смысловая позиция Ф Ю М, У МЭ ВСЕГО

Профессия открывает возможности получения нелегальных доходов, и это обстоятельство кажется 10,5 (3) 6,7 (4) 0 0 4,8

мне привлекательным

Профессия открывает возможности получения нелегальных доходов, но это обстоятельство не ка- 10,5 (3) 33,3 (1) 9 (3) 11,8 (4) 16,2 (3)

жется мне привлекательным

Профессия открывает возможности получения нелегальных доходов, но к этому обстоятельству я отношусь нейтрально 10,5 (3) 20 (3) 18,2 (2) 47 (1) 24,2 (2)

Профессия не открывает возможностей для получения нелегальных доходов, и это обстоятельство от- 0 6,7 (4) 0 0 1,6

рицательно влияет на мое отношение к ней

Профессия не открывает возможностей для получения нелегальных доходов, и это обстоятельство по- 0 0 36,4 (1) 17,6 (3) 11,3 (5)

ложительно влияет на мое отношение к ней

Профессия не открывает возможностей для получения нелегальных доходов и это обстоятельство ни- 31,7 (2) 6,7 (4) 18,2 (2) 0 14,5 (4)

как не влияет на мое отношение к ней

Профессия открывает возможности получения нелегальных доходов, и это обстоятельство меня на- 0 0 0 0 0

стораживает

Затрудняюсь ответить 36,8 (1) 26,6 (2) 18,2 (2) 23,6 (2) 27,4 (1)

Таблица 10

Вопрос: Соответствуют ли ваши личностные качества избранной профессии?

Мотив ац и он но -смысловая позиция Ф Ю М, У МЭ ВСЕГО

Мои личностные качества полностью соответствуют избранной профессии 0 20 (2) 36,4 (2) 0 11,3 (3)

Мои личностные качества в значительной степени соответствуют избранной профессии 78,9 (1) 40 (1) 54,6 (1) 70,6 (1) 62,9 (1)

Мои личностные качества частично соответствуют избранной профессии 21,1 (2) 40 (1) 9 (3) 29,4 (2) 25,8 (2)

Мои личностные качества не соответствуют избранной профессии 0 0 0 0 0

Подавляющее число первокурсников в материальном отношении оценивают свою профессию как вполне соответствующую своим запросам. Конечно, нельзя рассматривать эти ответы как окончательные, они фиксируют лишь текущую интенциональную позицию студентов и во многом опосредованы отсутствием жизненного и профессионального опыта. Мы

оцениваем эту позицию как высокого уровня социальный оптимизм, который в перспективе может принести как позитивные (например, в смьсле стимуляции учебной активности), так и негативные (в частности, в смысле неизбежно ожидающих студентов разочарований) результаты.

Ответы первокурсников убедительно показывают, что уже в самом начале профессионального пути альтруистические настроения составляют исключение из общего правила. Освободившись от романтического ореола восприятия действительности, столь характерного для советской молодежи, современное студенчество формирует позицию необходимости достойного заработка за квалифицированный и полезный обществу труд.

Полученные ответы показывают, что фактор оплаты за образовательные услуги вуза и экономическое положение семей, в которых воспитывались студенты, не обнаруживает жесткой связи с ожиданиями нелегитимных доходов от профессиональной деятельности. На данном этапе своего становления первокурсники «не планируют» участие в противоправной деятельности в профессиональной сфере. Эти данные опровергают бытующие в некоторых слоях российского общества представления о противоправной специфике морально-психологических установок студентов негосударственных вузов.

Сопоставляя профессию и себя, большинство студентов приходят к явно оптимистическому прогнозу. Однако правильная самооценка профессионально значимых качеств возможна лишь в случае, если в сознании студента имеется адекватный образ специалиста, а также самоидентификационный образ, который мы условно можем обозначить, как «Я в роли специалиста». Разумеется, сформировать эти образы большинство первокурсников еще не могут, так как они фактически выключены из профессионально ориентированных общительных сред, не имеют реальной возможности социализироваться в них. В построении само идентификационного образа первокурсники ориентируются на доступные им внешние источники информации, которые нередко слабо отражают суть профессиональной практики, дают ее внешние, весьма приблизительные, либо даже искаженные контуры. Этим и объясняется большое количество разочарований, возникающих в результате «прозрений» на старших курсах или уже в ходе профессиональной практики. Поэтому приведенные цифры иллюстрируют состояние внутренней позиции первокурсников, ноне реалии, в которых регистрируется большое количество самоидентификационных сбивок, ошибок и неточностей. Студенты, избравшие экономические специальности, обнаруживают более высокий уровень самокритичности, чем управленцы и юрис ты.

Обратим внимание на то, что в ряду наиболее значимых признаков после «целеустремленности» и «общительности» находятся «порядочность и честность». Выделяя эти качества, студенты в очередной раз «голосуют» за духовно-нравственную опосредо-ванность профессиональной деятельности. Вместе с тем ответы первокурсников по ряду позиций достаточно отчетливо дифференцируются в зависимости от профессии, которой они обучаются. Например, по признаку «отзывчивость, чуткость и сострадание» диапазон оценок располагается в интервале от 0 (у

студентов экономического профиля) до 20% (у юристов), а по признаку «склонность к саморазвитию и самообразованию» от 0 (у юристов) до 36,4% (у управленцев). Конечно, мотивационно-смысловые позиции первокурсников еще не устоялись, в них много хаотичного, случайного, как во многом хаотичен и случаен самоидентификационный образ профессионального Я, что иллюстрируется, например тем, что студенты-юристы дали нулевую оценку признаку «правовая компетентность» (?!).

К уже имеющимся у себя качествам первокурсники относят те, которые присущи скорее общечеловеческим, чем узко профессиональным компетенциям. Они выделяют в себе «общительность», «целеустремленность» и «порядочность», «вежливость», «добросовестность», «упорство и настойчивость». Однако разброс выделяемых профессионально значимых качеств подталкивает к мысли, что размытые, диффузные «образ специалиста» и само идентификационный образ «Я в роли специалиста» пока не позволяют большой части первокурсников четко дифференцировать, соотносить и «примерять на себя» актуальные с точки зрения профессии качества и признаки.

Интересно, что в плане развития у себя профес-сионально значимых качеств первокурсники, прежде всего, акцентируют признаки, связанные с волевым импульсом: «терпеливость», «упорство», целеустремленность», «внимательность», «последовательность и логичность». Вероятно, с их точки зрения, именно волевой потенциал личности является основ -ным залогом профессиональной успешности. Нам представляется, что этот акцент на феномене воли находится в русле базовых тенденций, характерных для юношеского возраста. Упражнение волевого импульса - необходимая (но, конечно же, далеко не единственная) составляющая процессов самовоспитания и саморазвития. Чем более активно студент реализует волевой импульс в своей жизненной практике, проявляя способность преодолевать внутрен-ние и внешние препятствия на пути к личности о и общественно значимой цели, тем более он возвышается как человек и как будущий специалист. Одновременно отметим чрезвычайно широкий разброс (как по перечню позиций, так и по процентным соотношениям оценок) упоминаемых студентами профессионально значимых личностных качеств. В частности, по критерию «требовательность» интервал разброса находится в зоне от 0 (у юристов) до 52,6% (у финансистов), по критерию «правовая компетентность» - от 0 (у юристов - ?!) до 29,4% (у обучающихся по специальности «Мировая экономика»), по критерию «взвешенность реакции» - от 9 (у менеджеров) до 23,5% («Мировая экономика») и др. Столь широкий разброс, по нашему мнению, - еще одно свидетельство того, что ни обобщенный образ специалиста избранного профиля, ни самоидентификационный образ «Я специалиста» еще не сложились и большинство первокурсников находятся в периоде интенсивного поиска этих моделей.

Таблица 11

Вопрос: Какие качества специалиста выбранного вами профиля вы считаете наиболее важными?

Мотив ационно-смысловая позиция Ф ю М, У МЭ ВСЕГО

Принципиальное тъ 10,5 13,3 (5) 0 5,9 8,1

Порядочность и честность 31,6 (3) 40 (1) 27,3 (4) 41,2 (2) 35,5 (3)

Целеустремленность 57,9 (1) 40 (1) 45,5 (2) 58,8 (1) 51,6 (1)

Добросовестность 5,3 26,7 (3) 18,2 (5) 11,8 14,5

Упорство и настойчивость 21,1 (4) 26,7 (3) 18,2 (5) 35,3 (3) 25,8

Последовательность и логичность 21,1 (4) 33,3 (2) 45,5 (2) 29,4 (4) 30,6 (5)

Внимательность 57,9 (1) 40 (1) 18,2 11,8 33,9 (4)

Общительность 21,1 (4) 33,3 (2) 81,8 (1) 41,2 (2) 40,3 (2)

Хладнокровие 10,5 13,3 (5) 0 5,9 8,1

Отзывчивость, чуткость и сострадание 0 20 (4) 18,2 (5) 0 8,1

Строгость и взыскательность 0 0 0 0 0

Вежливость 21,1 (4) 13,3 (5) 9 17,6 16,1

Рациональность 21,1 (4) 6,7 0 17,6 12,9

Открытость 15,8 (5) 0 9 0 6,5

Снисходительность 0 0 0 0 0

Наблюдательность 5,3 20 (4) 0 17,6 11,3

Демократичность 0 0 0 0 0

Склонность к саморазвитию и самообразованию 21,1 (4) 0 36,4 (3) 23,5 (5) 19,4

Аккуратность и пунктуальность 10,5 20 (4) 9 5,9 11,3

Гибкость оценок 5,3 0 9 17,6 8,1

Скрытность 0 0 0 0 0

Сдержанность 10,5 20 0 0 8,1

Быстрота реакции 21,1 (4) 20 (4) 18,2 (5) 17,6 19,4

Взвешенность реакции 15,8 (5) 0 0 5,9 6,5

Чувство достоинства и самоуважения 10,5 20 (4) 9 23,5 (5) 16,1

Смелость 0 6,7 9 0 3,2

Креативность 5,3 6,7 18,2 (5) 17,6 11,3

Авторитарность 5,3 0 0 17,6 6,5

Правовая компетентное тъ 5,3 0 0 11,8 4,8

Миролюбие 0 13,3 (5) 9 0 4,8

Доверительное тъ 0 0 0 5,9 1,6

Требовательность 42,1 (2) 6,7 27,3 (4) 5,9 20,9

Настороженность, критическая оценка всего 0 0 0 5,9 1,6

Терпеливость 31,6 (3) 26,7 (3) 18,2 (5) 17,6 24,1

Таблица 12

Вопрос: Какими качествами специалиста вы уже обладаете?

Мотивационно-смысловая позиция Ф Ю М, У МЭ ВСЕГО

Принципиальное тъ 5,3 26,7 (4) 11,8 (5) 23,5 17,4

Порядочность и честность 47,4 (1) 33,3 (3) 36,4 (3) 70,6 (1) 48,4 (2)

Целеустремленность 42,1 (2) 40 (2) 54,5 (2) 58,8 (2) 48,4 (2)

Добросовестность 31,6 (4) 20 (5) 9 47,1 (3) 29 (4)

Упорство и настойчивость 26,3 (5) 13,3 36,4 (3) 35,3 (5) 27,4 (5)

Последовательность и логичность 5,3 13,3 18,2 (4) 23,5 14,5

Внимательность 21,1 6,7 18,2 (4) 29,4 19,4

Общительность 36,8 (3) 67 (1) 81,2 (1) 41,2 (4) 53,2 (1)

Хладнокровие 10,5 0 0 5,9 4,8

Отзывчивость, чуткость и сострадание 5,3 13,3 9 29,4 16,1

Строгость и взыскательность 0 6,7 9 0 3,2

Вежливость 31,6 (4) 20 (5) 54,5 (2) 29,4 33,1 (3)

Рациональность 15,8 0 9 0 6,5

Открытость 31,6 (4) 0 18,2 (4) 11,8 16,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снисходительность 5,3 0 0 0 1,6

Наблюдательность 10,5 33,3 (3) 18,2 (4) 17,6 19,4

Демократичность 0 0 9 0 1,6

Склонность к саморазвитию и самообразованию 0 0 9 17,6 6,5

Аккуратность и пунктуальность 15,8 6,7 0 17,6 11,3

Гибкость оценок 0 0 0 0 0

Окончание табл. 12

Мотивационно-смысловая позиция Ф Ю М, У мэ ВСЕГО

Скрытность 5,3 20 (5) 0 0 6,5

Сдержанность 21,1 6,7 9 11,8 12,9

Быстрота реакции 10,5 20 9 11,8 12,9

Взвешенность реакции 10,5 6,7 0 11,8 8,1

Чувство достоинства и самоуважения 15,8 20 (5) 9 11,8 14,5

Смелость 15,8 0 36,4 (3) 11,8 14,5

Креативность 10,5 6,7 9 11,8 9,7

Авторитарность 0 0 0 0 0

Правовая компетентное тъ 0 0 0 0 0

Миролюбие 15,8 33,3 (3) 0 5,9 14,5

Доверительное тъ 5,3 20 (5) 18,2 (4) 5,9 11,3

Требовательность 10,5 6,7 9 0 6,5

Настороженность, критическая оценка всего 0 0 0 5,9 1,6

Терпеливость 10,5 6,7 9 11,8 9,7

Таблица 13

Вопрос: Какие качества специалиста вам необходимо развить у себя в ходе обучения в вузе?

Мотивационно-смысловая позиция Ф Ю М, У МЭ ВСЕГО

Принципиальное тъ 15,8 6,7 (4) 0 5,9 8,1

Порядочность и честность 15,8 6,7 (4) 18,2 (3) 5,9 11,3

Целеустремленность 31,2 (4) 13,3 (3) 36,4 (1) 11,8 30,6 (3)

Добросовестность 15.8 20 (2) 18,2 (3) 5,9 14,5

Упорство и настойчивость 36,8 (3) 26,7 (1) 27,3 (2) 35,3 (2) 33,1 (2)

Последовательность и логичность 21,1 (5) 13,3 (3) 27,3 (2) 41,2 (1) 25,8 (4)

Внимательность 36,8 (3) 26,7 (1) 18,2 (3) 35,3 (2) 30,6 (3)

Общительность 21,1 20 (2) 27,3 (2) 17,6 (5) 20,9

Хладнокровие 5,3 20 (2) 9 (4) 5,9 9,7

Отзывчивость, чуткость и сострадание 0 6,7 (4) 9 (4) 0 3,2

Строгость и взыскательность 15,8 20 (2) 18,2 (3) 11,8 16,1

Вежливость 5,3 6,7 (4) 36,4 (1) 5,9 11,3

Рациональность 10,5 6,7 (4) 18,2 (3) 0 8,1

Открытость 15,8 13,3 (3) 18,2 (3) 5,9 12,9

Снисходительность 5,3 0 0 5,9 3,2

Наблюдательность 10,5 13,3 (3) 18,2 (3) 11,8 12,9

Демократичность 0 0 18,2 (3) 0 3,2

Склонность к саморазвитию и самообразованию 21,1 (5) 6,7 (4) 9 (4) 11,8 12,9

Аккуратность и пунктуальность 5,3 13,3 (3) 36,4 (1) 17,6 (5) 16,1

Гибкость оценок 10,5 13,3 (3) 0 23,5 (4) 12,9

Скрытность 0 0 0 0 0

Сдержанность 10,5 20 (2) 9 17,6 (5) 12,9

Быстрота реакции 21,1 (5) 26,7 (1) 36,4 (1) 17,6 (5) 24,1 (5)

Взвешенность реакции 10,5 6,7 (4) 9 (4) 23,5 (4) 12,9

Чувство достоинства и самоуважения 5,3 6,7 (4) 9 (4) 0 4,8

Смелость 5,3 6,7 (4) 36,4 (1) 11,8 12,9

Креативность 10,5 6,7 (4) 18,2 (3) 11,8 11,3

Авторитарность 5,3 13,3 (3) 9 (4) 5,9 8,1

Правовая компетентное тъ 10,5 0 0 29,4 (3) 11,3

Миролюбие 0 6,7 (4) 0 0 1,6

Доверительное тъ 0 0 9 (4) 5,9 3,2

Требовательность 52,6 (1) 0 9 (4) 11,8 20,9

Настороженность, критическая оценка всего 0 0 0 11,8 3,2

Терпеливость 42,1 (2) 20 (2) 36,4 (1) 35,3 (2) 33,9 (1)

Свыше половины студентов претендуют после получения образования на высокие позиции в социально-профессиональной иерархии. Причем здесь обнаруживает себя высокая «кучность» позиций, вне зависимости от профессиональной специализации, что в предыдущих вопросах составляло скорее ис-ключение, чем правило. Если эта интенциональная

позиция действительно занимает ведущее положение в мотивационно-смысловой структуре личности, то она вполне может стимулировать повышенный уровень познавательной активности. Однако нередко это всего лишь вербальная установка - не более чем «декларация намерений», не подкрепляемая соответствующей ей активностью.

Большинство опрошенных студентов обнаружили социальную зрелость, отметив, что полнота ответственности за результаты учебной работы лежит, прежде всего, на них самих. На второй позиции, по мнению первокурсников, стоят преподаватели вуза, на третьей - родители.

Ответы первокурсников свидетельствуют, что чаще всего время и силы распределяются таким образом, чтобы не страдали интересы в видах и формах активности, лежащих за пределами учебного процесса. В случае, если складываются противоречия

между учебными обязанностями и внеучебными интересами, то манкируются, прежде всего, первые. В ответах на этот вопрос отчетливо просматривается внутренняя противоречивость позиций студентов: с одной стороны, они ориентированы на самореализацию в профессиональной сфере, с другой - цена, которую они «готовы заплатить» за это (в виде трудозатрат и личного времени), не должна быть, по их мнению, слишком высокой и существенным образом ущемлять их повседневные интересы.

Таблица 14

Вопрос: Считаете ли вы, что совокупность ваших личностных качеств в перспективе поможет вам

занять высшие уровни профессиональной иерархии?

Мотив ационно-смысловая позиция Ф Ю М, У мэ ВСЕГО

Я могу претендовать на должности, относящиеся к высшим уровням профессиональной иерархии 57,9 60 72,7 47,1 58,1 (1)

Я могу претендовать на должности, относящиеся к средним уровням профессиональной иерархии 26,3 20 0 41,1 24,2 (2)

Я могу претендовать на должности, относящиеся к нижним уровням профессиональной иерархии 0 0 0 5,9 1,6

Я не планирую реализоваться в профессиональной сфере, по которой получаю высшее образование 0 0 0 0 0

Я пока не могу определенно утверждать, что нацеливаюсь на самореализацию в профессиональной сфере, по которой получаю высшее образование 15,8 20 27,3 5,9 16,1 (3)

Таблица 15

Вопрос: Кто несет полноту ответственности за результаты вашей учебной работы ?

Мотив ационно-смысловая позиция Ф ю М, У МЭ ВСЕГО

Преподаватели 5,3 26,7 0 11,8 11,3 (2)

Вуз 0 0 9 5,9 3,2

Родители 0 0 18,2 5,9 4,8 (3)

Я сам 100 86,6 100 94,1 95,2 (1)

Страна 5,3 0 0 5,9 3,2

Система управления образованием 0 0 0 5,9 1,6

Президент 0 0 0 0 0

Другие 0 0 0 0 0

Таблица 16

Вопрос: Устанавливаете ли вы пределы трудозатрат в домашней учебной работе?

Мотив ационно-смысловая позиция Ф ю М, У МЭ ВСЕГО

Да, обычно я ориентируюсь на количество времени, которое могу уделить домашней работе. Если работа требует большего количества времени, то я ее игнорирую или выполняю в усеченном виде 15,8 (3) 26,6 (2) 27,3 (1) 11,8 (3) 19,4 (3)

Да, обычно я ориентируюсь на собственные ощущения усталости. Если работа требует повышенного напряжения, то я ее игнорирую или выполняю в усеченном виде 15,8 (3) 6,7 (4) 27,3 (1) 5,9 (4) 12,9 (4)

Да, обычно я ориентируюсь на учебные предметы, которые представляют для меня интерес. Если у меня не остается времени и сил на другие дисциплины, то я их игнорирую или выполняю в усеченном виде 21,1 (2) 20 (3) 9 (2) 35,3 (1) 30,6 (2)

Да, в домашней работе я учитываю мои интересы за пределами учебного процесса, стремясь таким образом перераспределять время и силы, чтобы не ущемлять свои внеучебные интересы 47,3 (1) 40 (1) 27,3 (1) 23,4 (2) 35,5 (1)

Нет, обычно все мое время и силы подчинены учебным задачам 0 6,7 (4) 9 (2) 23,4 (2) 9,6 (5)

Таблица 17

Вопрос: Считаете ли вы, что в расписании представлены учебные дисциплины, неактуальные для избранной вами профессии и получаемого уровня образования?

Мотивационно-смысловая позиция Ф ю М, У МЭ ВСЕГО

Да 57,9 (1) 20 (2) 0 11,8 (2) 25,8 (2)

Нет 42,1 (2) 60 (1) 81,8 (1) 76,4 (1) 62,9 (1)

Затрудняюсь ответить 0 20 (2) 18,2 (2) 11,8 (2) 11,3 (3)

Преобладающая часть первокурсников «на входе» с доверием относится к высшей школе, к организаторам учебного процесса, высказывая точку зрения, что содержательная часть обучения соответствует тем задачам, которые жизнь и профессиональная практика выдвигают перед специалистами со-циогуманитарной сферы. Определенный дисбаланс регистрируется в ответах студентов специальности «Финансы и кредит». Одна из наблюдаемых причин этого лежит в том, что будущие финансисты склонны акцентировать в своей профессиональной практике аспекты принятия рационально, логически обоснованных профессиональных решений, несколько недооценивая при этом значение коммуникативных умений. С одной стороны, деньги действительно

«любят» тишину. Но с другой - эффективно работать они могут только в том случае, если управляющие финансовыми потоками понимают мотивы, психологию взаимодействующих в ходе общественного производства субъектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение статьи выскажем мнение, что предубеждения общественного и индивидуального сознания относительно обучающихся в негосударственных вузах студентов, качественного уровня обучения, профессорско-преподавательского состава должны быть преодолены. Данные проведенного нами локального исследования косвенно свидетельствуют, что интенсивно развивающаяся в современной России система негосударственных вузов постепенно становится важ-ной частью образовательной системы страны.

И.А.ЕГОРОВА,

канд. соц. наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ТИУиЭ

СФЕРА И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

В условиях активизации процесса вузовского образования все большую актуальность приобретают поиск, разработка и внедрение новых форм, методов и технологий обучения. Одним из наиболее ярких и интересных направлений этого процесса является разработка творческих заданий, связанных с порождением художественно-образных продуктов: текстов, рисунков, презентаций. В этих продуктах творческой деятельности обучающихся в виде художественных образов, аналогий и метафор отражаются не только знания, которые уже накоплены ими в процессе обучения, но и отношение к профессии в целом и ее отдельным составляющим, представления о своем месте в профессии и в жизни, ценностные ориентации личности. Педагогические приемы, средства и методы, связанные с такими заданиями, в последнее время получили название «арт-технологий» [6].

Говоря об арт-технологиях, необходимо указать их место в общей системе педагогического процесса, и особенно среди педагогических технологий.

Г.К. Селевко [11] выделяет в образовательной практике три иерархически соподчиненных уровня педагогических технологий: общепедагогический, частнометодический (предметный) и локальный (модульн ый).

Общепедагогическая технология характеризует целостный педагогический процесс на определенной ступени образования. Понятие педагогической технологии на данном уровне раскрывается через совокупность содержания, целей, средств, методов обучения, алгоритмы деятельности субъектов и объектов педагогического процесса.

Предметный уровень педагогических технологий соотносится с частными методиками преподавания тех или иных дисциплин.

Локальные технологии обеспечивают решение отдельных дидактических и воспитательных задач. Сюда относятся технологии отдельных видов деятельности: формирования конкретных понятий, умений и навыков, воспитания отдельных личностных качеств [8].

Разумеется, в современных условиях арт-технологии не могут претендовать на статус предметных и тем более общепедагогических технологий. По большому счету, в этом и нет необходимости, поскольку в любой учебной дисциплине существует четкий набор дидактических единиц, которые должен усвоить обучающийся, а также перечень компетенций, которые необходимо сформировать. Применение арт-технологий целесообразно в том случае, когда студент уже имеет определенный интеллекту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.