Научная статья на тему 'ПЕРВОЕ РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО «КАРТЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН - ЧЛЕНОВ СЭВ» (6-10 ИЮНЯ 1983, Г. КИЕВ)'

ПЕРВОЕ РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО «КАРТЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН - ЧЛЕНОВ СЭВ» (6-10 ИЮНЯ 1983, Г. КИЕВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРВОЕ РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО «КАРТЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН - ЧЛЕНОВ СЭВ» (6-10 ИЮНЯ 1983, Г. КИЕВ)»

И. Ю. СУ МЕРИН А, В. В. ЛИПАТОВА

ПЕРВОЕ РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО «КАРТЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН - ЧЛЕНОВ СЭВ» (6—10 июня 1983 г., Киев)]

С 1979 г. ботаники европейских стран ведут работу по созданию «Карты растительности Европы». В 1979 г. в г. Либлице, ЧССР, состоялось первое международное совещание,1 на котором обсуждался проект карты. Второе международное совещание (г. Тржебонь, ЧССР), задача которого состояла в утверждении структуры легенды, проходило в 1980 г.2 На нем было высказано мнение о целесообразности разработки на первом этапе карт растительности двух региональных блоков: одной — стран СЭВ, другой — стран Европейского экономического сообщества. Начиная с 1981 г. карта европейских стран — членов СЭВ выполняется по программе СЭВ «Экологические основы оптимального использования и охраны биогеоценозов» в рамках темы III.1.4.1 «Картирование биогеоценозов и их составных компонентов». Будущая карта рассматривается как крупный территориальный блок «Карты растительности Европы».

Проходившее в Киеве в 1983 г. с 6 по 10 июня рабочее совещание впервые было посвящено карте растительности европейских стран — членов СЭВ. Организаторами его выступили Ботанический институт им. В. Л. Комарова АН СССР (ВИН) и Институт ботаники им. Н. Г. Холодного АН УССР (Киев). Программа была предварительно подготовлена в БИН лри участии доктора Р. Нейхейсла (Институт ботаники АН ЧССР) и чл.-кор. АН УССР Ю. Р. Шеляг-Сосонко (Институт ботаники АН УССР). В БИН же были подготовлены и размножены все основные рабочие материалы: легенды по всем формациям 3 на русском и немецком языках, проект плана пояснительного текста и др. Перед участниками совещания стояли следующие задачи: 1) ознакомиться с состоянием работ по «Карте растительности европейских стран — членов СЭВ» и легенде к ней; 2) рассмотреть представленные национальные макеты карт и согласовать их; 3) решить ряд организационных вопросов (проект пояснительного текста к карте, программа второго рабочего совещания и др.)-

В работе совещания приняли участие ученые из 7 стран: Болгарии — И. А. Бондев (I. А. Вопс1еу); Венгрии — А. Борхиди (А. ВогЫсН); ГДР —

1 Грибова С. А., Исаченко Т. И. К итогам первого международного •совещания по «Карте растительности Европы». — В кн.: Геоботаническое картографирование 1980. Л., 1980, с. 52—68.

2 Нейхейс л Р., Нейхейслова 3. Второй международный коллоквиум по проблеме «Карта растительности Европы». — В кн.: Геоботаническое картографирование 1982. Л., 1982, с. 51—60.

3 Напомним, что формации в легенде «Карты растительности Европы», согласно концепции европейских ботаников щколы Браун-Бланке, трактуются как физиономические категории. Они соответствуют типам растительности и классам формаций (тундры, степи, темнохвойные леса и т. д.), устанавливаемым по эколого-фитоценоти-ческому принципу советскими геоботаниками.

Г. Гофманн (G. Hofmaiiii); Польши — А. Матушкевич и В. Матушкевич. (А. et W. Matuszkiewicz); Румынии — Н. Доница (N. Doni^ä); Чехословакии — Сл. Гейны (Sl. Hejny), Р. Нейхейсл (R. Neuhäusl), Я. Михалко-(J. Michalko), К. Рыбничек (К. Rybniöek); СССР — С. А. Грибова, Т. И. Исаченко, 3. В. Карамышева, Т. К. Юрковская, И. Н. Сафронова, В. В. Липатова, Г. Д. Катенина (БИН АН СССР, г. Ленинград); Ю. Р. Ше-ляг-Сосонко, Т. Л. Андриенко и др. (Институт ботаники АН УССР); Д. С. Голод (Институт экспериментальной ботаники АН БССР, г. Минск); П. Л. Горчаковский (Институт экологии растений и животных УНЦ. АН СССР, г. Свердловск); Н. И. Зазанишвили, К. И. Джандиери (Институт ботаники АН ГССР, г. Тбилиси),

ХРОНИКА СОВЕЩАНИЯ

Совещание открыл директор Института ботаники АН УССР акад. АН УССР, вице-президент АН УССР К. М. Сытник. Он приветствовал участников совещания, подчеркнул важность создаваемой карты для решения многих научных и практических задач, стоящих перед странами социалистического содружества, и отметил большую работу, проделанную-сотрудниками БИН АН СССР при подготовке этого совещания.

Р. Нейхейсл напомнил о совещании редколлегии «Карты растительности Европы», его результатах4 и проделанной с тех пор работе. Существенным шагом вперед явилось получение авторами карты от Института ботаники АН ЧССР единой топографической основы м. 1:2 5С0 СС0~ Создание национальных макетов карты на единой основе значительно облегчает работу по их согласованию. Р. Нейхейсл информировал участников совещания о том, что работа по карте растительности стран — членон СЭВ включена в программу СЭВ III.1 с 1981 г., а работа по Карте растительности Европы — в программу Международного Союза биологических наук на 1982—1985 гг. (тема 4.4).

С. А. Грибова сообщила о включении обсуждаемой карты в план изданий ГУГК СМ СССР на 1985—1990 гг. Это сообщение было встречено собравшимися с энтузиазмом. Авторы карты оказались поставленными перед необходимостью завершить создание авторского макета к концу 1984 г., т. е. отработать легенду, согласовать национальные макеты и оформить карту.

Поскольку принципы построения легенды, список высших единиц растительного покрова (формаций), основное содержание разделов легенды были обсуждены на предыдущих совещаниях, кураторы разделов легенды в своих сообщениях останавливались в основном на дополнениях и изменениях, внесенных в текст легенды.

С. А. Грибова ознакомила участников совещания с привпгиалш построения легенды и основными ее подразделениями по разделу «Тундры и альпийская растительность», содержание которого было незначительно изменено по сравнению с проектом 1982 г.

Т. И. Исаченко рассказала о дополнениях к легенде по разделу «Бо-реальные хвойные леса». В частности, она сообщила об изменении его наименования. Новое название — «Мезофитные, гигромезофитные хвойные и широколиственно-хвойные леса» — более соответствует содержанию этого раздела легенды, так как он включает как равнинные (таежные) хвойные леса, так и горные еловые, пихтовые и сосновые леса неморальной зоны.

Ю. Р. Шеляг-Сосонко подробно изложил содержание легенды по разделу «Мезофитные летнезеленые широколиственные в хвоёнс-тироколист-

4 Г рибов а С. А., Юрковская Т. К. Заседание редакционной коллегии «Карты растительности Европы» (ЧССР, Выходна, 1981 г.). — В кн.: Геоботаническое картографирование 1983. Л., 1983, с. 69—76.

6* 83

венные, частично не моральные широколиственно-хвойные леса». Характеризуя все многообразие широколиственных лесов, особое внимание он уделил сопоставлению классификационных единиц, принятых советским* геоботаниками, с соответствующими категориями западноевропейских ученых, что очень важно для согласования национальных макетов карт.

В разделе легенды «Степи», разработанном 3. В. Карамышевой и Н. Доницей, отражена подзональная дифференциация степной растительности, а также особенности ее, связанные с увеличением континенталь-ности климата и влиянием почвенных условий. Установлены рубежи географических подразделений степной растительности.

Н. Доница доложил подготовленный им в соавторстве и А. Борхиди и И. Бондевым проект легенды по разделам «Жестколистные ксеротерм-ные леса и кустарники» и «Ксеротермные хвойные леса и редколесья». Авторы легенды высказали предположение о вторичном происхождении кустарниковых сообществ из Quercus coccifera и Pistacia lentiscus.

Впервые на международном совещании были доложены принципы построения раздела легенды «Пустыни». Автор легенды И. Н. Сафронова рассказала об основных закономерностях географии пустынной растительности, распространенной на крайнем юго-востоке европейской части СССР« Она подчеркнула неоднородность растительного покрова и разнообразие •его эдафических вариантов (псаммо-, гемипсаммо-, галофитных и др.)» что и нашло отражение в легенде.

Р. Нейхейсл познакомил соавторов с легендами по разделам «Приморская и галофитная растительность», «Прибрежно-водная растительность», «Лесные топи», «Пойменная растительность» (последний раздел подготовлен совместно с В. В. Липатовой). Докладчик указал на то, что в легенде выявлены зональные особенности растительности пойм, тогда как обычно подчеркивается ее интразональный характер. В результате дискуссии было решзно отказаться от показа на карте водной растительности как по причине нздостаточности сведений о ней, так и вследствие трудности отражзния ее в данном масштабе.

Последний доклад был посвящен проекту легенды по разделу «Болота» (авторы Т. К. Юрковская и К. Рыбничек). Т. К. Юрковская сообщила об изменениях и дополнениях, внесенных в основной проект легенды после совещания в с. Выходна (ЧССР, 1981). В прениях Бондев и Рыбничек подняли вопрос о необходимости показа на карте хотя бы внемасштабными знаками горных болот Болгарии, имеющих специфический флористический состав.

В дискуссии по заслушанным докладам приняли участие все присутствующие на совещании. Многие выступавшие в прениях предлагали изменить формулировки отдельных номеров легенды. Не останавливаясь на этом подробно, отметим, что некоторые дополнения и уточнения относительно флористической характеристики, географии и объема картируемых единиц были внесены в раздел легенды по бореальным лесам (Гофманн, Нейхейсл, Михалко, Бондев), широколиственным лесам (Михалко, Борхиди, Гофманн, Бондев, Рыбничек, Нейхейсл), степям (Горчаковский, Бондев), пойменной растительности (Шеляг-Сосонко, Борхиди, Голод, Липатова, Грибова, Гофманн), растительности болот (Бондев, Михалко, Горчаковский, Голод). Ниже укажем на наиболее существенные из обсуждавшихся в дискуссии вопросы.

На совещании было принято решение об унификации географических названий картируемых единиц. Рекомендовано для стран Средней и Юж~ ной Европы использовать схему ботанико-географического разделения Г. Мейзеля, для территории Советского Союза — ботанико-географиче-ское районирование Лавренко и Исаченко.5

6 М eusel Н., Jäger Е., Weinert Е. Vergleichende Chorologie der zentraleuropäischen Flora. Jena, 1965. Bd 1, 583 S; Bd 2, 258 S. ИсаченкоТ. И., Лавренко E. M. Ботанико-географическое районирование. — В кн.: Растительность европейской части СССР. Л., 1980, с. 10—20.

Гофманн отметил, что составление легенды по всем разделам является важным этапом в работе над ней, а возможность издания карты растительности в м. 1:4 ООО ООО, которая появилась благодаря большим организационным усилиям ботаников БИН АН СССР, отчетливо обрисовывает реальные перспективы работы по данной проблеме.

Были высказаны замечания по структуре легенды. В частности, Кара-мышева отметила, что нет однообразия в подходе к выделению равнинных, горных и предгорных вариантов картируемых единиц в разных подразделениях легенды. Однако другие участники совещания (Нейхейсл, До-ница, Юрковская, Гейны) не считают это недостатком, так как в каждой формации важно отразить дифференциацию растительности в соответствии с главнейшими экологическими и географическими факторами, одновременно учитывая специфику самой растительности.

Много выступлений было посвящзно обсуждению показа растительности Балкан. Бондев дополнил раздел легенды, касающийся растительности альпийского и субальпийского поясов этой горной страны.

Гофманн поднял вопрос о необходимости показа на карте коренных среднеевропейских сосновых лесов на бедных почвах, которые в проекте легенды не получили отражения. Нейхейсл пояснил, что это трудно сделать из-за большого сходства этих лесов со вторичными сосняками. Однако впоследствии дополнение Гофманна было учтено.

Поскольку «Карта растительности европейских стран —членов СЭВ» будет издаваться в м. 1 : 4 ООО ООО, а рабочие материалы и макеты карт в настоящий момент делаются на единой основе м. 1 : 2 500 ООО, многие выступавшие в прениях (Грибова, Нейхейсл, Рыбничек, Доница, Кара-мышева) говорили о том, что в связи с необходимостью генерализации легенды и макетов карт следует решить, какие картируемые единицы могут быть показаны в м. 1 : 4 ООО ООО контурами, а какие — с помощью только внемасштабных знаков.

Особо был поднят вопрос (Голод) о показе на карте природоохранных объектов: национальных парков, заповедников и т. д. Карамышева предложила сделать карту-врезку охраняемых объектов растительности. Интересное предложение внес Рыбничек: в отличие от широко распространенной тенденции показывать растительность заповедных участков он считает целесообразным выделить растительность, сохранившую природные черты. Это особенно важно, так как на создаваемой карте будет отражен восстановленный (реконструированный) растительный покров.

При обсуждении плана пояснительного текста выступали Грибова, Гор-чаковский, Бондев, Гофманн, Нейхейсл, Шеляг-Сосонко, В. Матушкевич, Доница, Голод, А. Матушкевич. Предложенный план с некоторыми поправками был принят; более подробное его обсуждение предполагается на следующем совещании. К будущему совещанию предложено подготовить образцы текстов одной картируемой единицы в каждом разделе легенды. Было высказано пожелание иллюстрировать книгу большим количеством фотографий, карт и т. д.

Важным моментом работы совещания явилось согласование национальных макетов карт. Все участники привезли с собой авторские эскизы национальных карт, выполненные в м. 1 : 2 500 ООО. Для европейской части СССР был приготовлен фрагмент карты территории, простирающейся вдоль западной границы от Балтийского до Черного моря, что дало возможность согласовать конкретные контуры карты СССР и сопредельных стран. Однако эту работу удалось выполнить только частично, так как представленная В. Матушкевичем карта растительности ПНР выполнена с использованием классификационной системы Браун-Бланке, т. е. на иных, чем было принято на предыдущих совещаниях, принципах. Поэтому было признано целесообразным, чтобы В. Матушкевич передал в координационный центр (Институт ботаники АН ЧССР) более детальный макет и легенду карты растительности. Согласование карты по границе с Польшей отложено до следующего совещания.

Очередное рабочее совещание по «Карте растительности стран — членов

СЭВ» намечено провести в г. Бургасе (НРБ) в 1984 г. На нем предполагается обсудить единый макет карты европейской части СССР и сопредельных территорий.

В заключение работы совещания в Киеве была единодушно принята резолюция, которая подвела итоги его работы и наметила конкретные планы на будущее.

Для участников совещания были организованы экскурсии в Ботанический музей Института ботаники АН УССР, в Ботанический сад АН УССР, в широколиственный лес (урочище «Феофания» близ Киева) и в пойму Днепра.

На одном из заседаний Шеляг-Сосонко рассказал о структуре и тематике научных исследований Института ботаники им. Н. Г. Холодного АН УССР. Большое внимание он уделил работе отдела геоботаники.

После завершения намеченной программы был заслушан доклад Гоф-манна об использовании карт растительности для практических целей. Для лесной потенциальной растительности ГДР определена биологическая продуктивность (фитомасса). Для этого были использованы данные,, полученные по Международной биологической программе. На основе этих материалов составлена карта потенциальной продуктивности, ибо только карта позволяет дать пространственную ее характеристику. Сравнение полученных данных с фактическим материалом лесных хозяйств позволяет судить о том, рационально ли используются природные-возможности территории.

После совещания в Киеве состоялось заседание авторского коллектива карты растительности всей Европы (сентябрь 1983 г., Вацратот, Венгрия),, которая разрабатывается одновременно с картой европейских стран — членов СЭВ. В резолюции этого заседания были поддержаны принципы создания карты растительности европейских стран — членов СЭВ, которые учтены при составлении карты всей Европы. Признано важным подготовить к очередному заседанию Международного союза биологических наук (ШВЭ) в Будапеште (1985 г.) макет карты растительности Европыг а также доклад об использовании карт растительности в научных и практических целях. Рекомендовано организовать в рамках ШВЭ международную коллегию по теме «Мелкомасштабное картографирование растительности и возможности его использования».1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.