пропорции. В этом жанре тоже есть национальные особенности: немецкая школа предпочитала изображать властителя на троне, любила темные тона, во Франции появляются иллюстрации к Библии и житиям святых; в Италии возрастают реалистические тенденции; испанская живопись наиболее аскетична.
В прикладном искусстве раннего Средневековья преобладают варварские традиции, особенно в предметах быта, украшениях и вооружении. Предметы декорировались яркими камнями, золотыми и серебреными нитями, стеклом, эмалью. Богатство выставляется напоказ, господствует культ физической силы. В это же время появляется техника выемчатых эмалей, в ней специализировались ювелиры французского города Лиможа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Токарев. С.А. Ранние формы религии. [Текст] / С.А. Токарев М., 1990.
2. Тяжелов В.Н., Сопоцинская О.И. История Средних веков. [Текст]/ В.Н. Тяжелов. М.,1975.
3. Углова В.И. Античное наследие и средневековье. [Текст] / В.И. Углова. М., 1989.
4. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1992.
5. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983.
6. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. [Текст] / З. Фрейд М., 1992.
7. Фромантен Э. Старые мастера. [Текст] / Э.Фромантен. М , 1966.
8. Хачатурян В.М. История мировых цивилизации. [Текст] / В.М. Хачатурян. М., 1996.
9. Хейзинг И. Осень Средневековья. [Текст] / И. Хейзинг. М., 1988.
10. Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина М., 1961-1963. Т.1-2.
11. Цивилизации. Сборник статей / Отв. ред. М.А. Барг - М 1985.
12. Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурное взаимодействие. М., 1992
13. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры / Отв. ред. А.Я. Гуревич. М., 1990.
14. Человек и общество. Основы современной цивилизации/Сост. П.А.Белоусов. М., 1992
15. Человек и природопользование: Сборник статей / Под ред.Н.Н. Филипповского. М., 1992.
16. Шар Ю. Очерки теории культуры. [Текст] / Ю. Шар Л., 1989.
PRIMITIVE SOCIETY: MATERIAL AND SPIRITUAL CULTURE
Morozov S.
Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department "History and Philosophy" of the State Educational Establishment "Penza State University of Architecture and Construction"
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Морозов С.Д.
д.и.н., профессор кафедры «История и философия» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»,
Abstract
The article is devoted to the study of the characteristics of the material and spiritual culture of the era of primitive society. Their main spheres are considered in the general cultural and historical context of a particular era.
Аннотация
Статья посвящена исследованию характеристик материальной и духовной культуры эпохи первобытного общества. Их основные сферы рассматриваются в общем культурно-историческом контексте конкретной эпохи.
Keywords: primitive society, primitive culture, material culture, spiritual culture, the origin of art, instruments of labor.
Ключевые слова: первобытное общество, первобытная культура, материальная культура, духовная культура, зарождение искусства, орудия труда.
До сих пор специалисты спорят о том, умели ли питекантропы делать орудия труда, так как вместе с их костными останками орудий не найдено. Зато с костями животных, живших в одно время с питекантропами, имеются архаичные каменные рубила и другие орудия. Возможно, что они и принадлежали питекантропам. Синантропы, жившие немного позднее на территории современного Китая, уже умели пользоваться огнем. Огонь грел, отпугивал животных, обжигал деревянные орудия, давал
свет в темноте; на огне жарили (или варили в бурдюках, бросая в них раскаленные камни) пищу. Огонь добывали высеканием из камня и трением дерева.
Самыми древними каменными орудиями были грубо обитые гальки- чопперы. В Европе распространены ручные рубила, имевшие яйцевидную форму и сколы, расположенные с двух сторон так, что они сходились к острому концу. Возможно, были и более мелкие орудия труда, но они остались
незамеченными археологами XIX в., впервые описавшими европейские ручные рубила. Древнейшие люди использовали для жилья пещеры, а там, где их не было, делали большие шалаши (длиной до 15 м и шириной до 5 м). Внутри имелись очаги, выложенные камнем. Какими были наземные жилища до овладения огнем, мы пока не знаем.
Палеоантропы вели относительно оседлый образ жизни, имели свою охотничью территорию. Охота, по-видимому, была загонной, так как в одиночку на крупных млекопитающих охотиться было невозможно. Неандертальцы имели низкий лоб, резко выступающие надбровья, широкий приплюснутый нос и скошенный к шее подбородок. Они ходили прямо, но сильно наклоняясь вперед, руки их свисали ниже колен. Неандертальцы мустьерской эпохи (средний палеолит) были более изящными, а их черты лица - менее грубыми.
Их орудия труда более совершенны и разнообразны по форме, рубила стали меньше, до 5-8 см в длину; появились скребла и остроконечники. Найдены также орудия из кости - проколки и шилья. Рабочие края кремневых и обсидиановых орудий обкалывались мелкими сколами; эта техника получила название ретуши. Наряду с цельными находят и составные орудия: кремневые пластинки, вложенные в прорезь на кости. Эта техника называется вкладышевой, и получила полное развитие у в верхнем палеолите. Неандертальцы по-прежнему использовали в качестве жилищ пещеры или гроты (небольшие пещеры). Наземные жилища стали гораздо сложнее. Их каркасы могли строить из костей мамонта и других крупных животных. Охота и собирательство продолжали быть основой их экономики.
Очень трудно представить себе организацию общества наших предков. Первоначальную его форму чаще всего называют первобытным человеческим стадом, иногда - праобщиной. Возникает оно с началом орудийной деятельности палеонтро-пов, а его коночным рубежом становится переход от раннего палеолита к среднему или верхнему. Возможно, первобытная община, следующий этап развития человеческого общества, появилась у неандертальцев. В праобщине могло быть, по подсчетам специалистов, не более 20-30 взрослых особей. Их совместная жизнь, несомненно, регулировалась какими-то правилами, иначе такой коллектив, оказался бы нежизнеспособным. Наиболее устойчивыми и сытыми были первобытные общины, где были сильнее взаимопомощь и сотрудничество.
Верхний палеолит - эпоха новых достижений в материальной культуре древнего человека. Орудия труда становятся мельче и разнообразнее. Вся их поверхность обрабатывается мелкими сколами, так называемой отжимной ретушью. Исчезают грубые и крупные ручные рубила, появляются небольшие ножи, проколки, шилья, скребки, резцы и т.д. Большое количество разнообразных орудий из камня и кости позволило кроманьонцам более ра-
ционально и удобно организовать свою жизнь, усовершенствовать хозяйственные навыки, расселиться далеко от своей прародины.
Верхнепалеолитические стоянки еще не укреплены, поскольку люди вели полукочевой образ жизни. Жилища стали более разнообразны: не только пещеры и гроты, но землянки и полуземлянки. В них жили большие и парные семьи. На территории нашей страны пещерные стоянки найдены в Крыму, в Абхазии, в Грузии, в Сибири, на Урале; землянки и полуземлянки - в бассейне Дона, на окраине г. Владимира и во многих других местах. Люди научились сохранять и поддерживать огонь, добывать его сами трением или ударами твердых камней друг об друга. В меню кроманьонца появилось жареное и вареное мясо. Человек верхнего палеолита получил название кроманьонца, по первой находке его останков во Франции (грот Кро-Маньон). Внешний его вид ничем не отличался от современного человека; кроманьонца с полным правом можно назвать Homo sapiens знаем [1, c. 103].
В верхнем палеолите начинается эпоха расооб-разования. Границы между «молодыми» расами примерно совпадали с границами материков. Между ними существовали пограничные зоны смешения. В эту эпоху окончательно формируется общинно-родовой строй, впервые описанный Л.Г.Морганом материнский род. Приблизительно в это же время появляется экзогамия, то есть обычай брать в жены женщину из другой общины. До сих пор нет однозначного объяснения этому обычаю. В эпоху верхнего палеолита были заселены Северная Америка и Азия.
К началу мезолита закончился ледниковый период. Изменился климат, а вместе с ним - животный мир. Исчезают мамонты и носороги, австралийские крупные сумчатые и др. Исчезновение или резкое сокращение многих крупных млекопитающих связывают также с хищнической охотой и нарушением экологического равновесия нашими предками. В мезолите появляется первое дальнобойное оружие: лук со стрелами, духовая стреломе-тательная трубка, тяжелая копьеметалка. Большое распространение получила индивидуальная охота. Первым прирученным человеком животным стала собака. Мезолит - это время расцвета рыболовства, а на побережье океанов и морей возник морской зверобойный промысел.
Распространяется новая техника обработки кремня - микролитическая (1 - 2 см длиной заостренные пластинки из твердого камня). Они служили наконечниками стрел или вкладышами. В костяной или деревянной оправе делались пазы, в которые вставлялись микролиты. Появились различия в хозяйственной деятельности, а вместе с ними - и в материальной культуре населения отдельных территорий.
Внутри общин существовала коллективная собственность на землю, охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Это засвидетельствовано этнографическими наблюдениями
в Австралии, Южной Америке и Восточной Африке. Имелась и индивидуальная собственность. Постепенно появляется избыточный продукт и трудовое распределение. Параллельно зародился обмен. Появляются зачатки производящего хозяйства - скотоводства и земледелия.
Изменяется и раннепервобытная община. Развиваются социальные нормы - правила поведения, за соблюдением которых следят старейшины. Сюда вошли правила разделения труда, сотрудничества, распределения, взаимозащиты, экзогамии и др. Постепенно они становятся обычаями и позже получают идеологическое оформление через религиозные предписания и мифы. Ученые пока не пришли к единому мнению: считать ли их правовыми или моральными, скорее всего, их следует называть предправовыми, включающими в себя мораль, этикет и зачатки права.
В ГХ-УШ тыс. до н.э. появились первые попытки освоить земледелие и скотоводство. Это случилось в Передней Азии. Данная эпоха сопровождается изменениями и в технике обработки камня: люди научились его полировке и сверлению. Тогда же появляются первые глиняные сосуды. Весь комплекс этих нововведений английский археолог Г.Чайлд назвал «неолитической революцией». Первыми культурными растениями стали полбаэммер, пшеница, ячмень, чечевица. Первыми домашними животными — овцы и козы, а крупный рогатый скот, ослы, лошади, верблюды и северные олени были приручены гораздо позже.
Неолитические люди научились обрабатывать более твердые минералы, чем кремень - нефрит, жадеит, обсидиан и др. Появились первые шахты, рудники и крупные мастерские по изготовлению орудий, новые виды орудий труда - мотыги, серпы, зернотерки и ступки с пестами. К этой же эпохе относятся первые эксперименты в области мелиорации почв. Совершенствуются орудия труда и охоты. Начали применяться лодки долбленки, волокуши, сани, лыжи. Археологи находят в погребениях искусно иготовленную одежду; меховые комбинезоны, шерстяные, вязаные, тканые вещи и одежду из растительных волокон.
Совершенствовалось разделение труда. Молодые мужчины брали на себя более тяжёлые и опасные работы, пожилые - более сложные. Появляется специализация, но она еще не передавалась по наследству. Из общей массы выделились племена с производящим хозяйством, что привело к усложнению и расширению обмена. Обменивались сырье, скот, пищевые продукты. Труд по-прежнему оставался коллективным. Отдельные семьи не могли в одиночку расчищать лес, пасти стадо, заниматься эффективной охотой или рыболовством. В начале земледелие и скотоводство были даже менее продуктивными, чем старые и надежные охота и рыболовство. Постепенно избыточный продукт все-таки появился и стал регулярным. Это означало расширение личной собственности и создание предпосылок для возникновения частной. Уравнительное распределение производственного продукта сокращалось, все большее значение приобретало трудовое. В конце неолита возникают условия для увели-
чения масштабов частной собственности и становления социальной дифференциации внутри общины.
В неолите материнский род постепенно замещается отцовским. Укрепляются межобщинные отношения. Усложняются внутриродовые отношения. В общинах видное место стали занимать «большие люди», то есть превосходящие других богатством, щедростью, количеством жен, то есть имеющие высокий престиж. Они занимали такое положение благодаря силе, уму, знаниям, организаторским способностям. В позднепервобытной общине этот статус не наследовался, но дети «больших людей» имели больший первоначальный старт.
Еще в конце неолита начинается использование металлов. Первым металлом, поставленным на службу человеку, стала самородная медь. С начала была открыта холодная ковка, затем - горячая, наконец - плавка медных руд. Так был совершен переход к новой эпохе - энеолиту (меднокамен-ному веку). В течение энеолита камень еще успешно соперничал с дорогой и редко встречающейся медью. Процесс совершенствования металлургии привел к изобретению бронзы - сплава меди с оловом, свинцом, цинком, сурьмой, мышьяком. Наступает бронзовый век. Бронза была тверже меди, орудия из нее были острее, и плавилась она при более низкой температуре, чем медь.
Лишь железо превзошло медь и бронзу по всем параметрам. Оно шире распространено в природе, орудия из него качественно превосходят медь и бронзу. Однако человек освоил железо в массовом порядке лишь с I тыс. до н.э. и сразу везде - в Европе, Азии, Африке. В Америку, Австралию и Океанию железо принесли с собой конквистадоры в XVI в. Медь и бронза вошли в материальную культуру в У-ИУ тыс. до н.э. На Ближнем Востоке, в большинстве стран Европы, Азии и Северной Африки бронзовый век начинается лишь в конце II тыс. до н.э., а кое-где (области высоких цивилизаций Центральной и Южной Америки) - лишь с Г тыс. н.э. [2, с. 154].
Бронзовый век принес с собой возникновение ремесел, прежде всего - металлургии. Появился особый, почитаемый слой населения. Им приписывалось знание колдовства и магии, перед ними испытывали суеверный ужас. Развивалось гончарное ремесло, были изобретены ручной и ножной гончарные круги, керамические печи. Керамика стала производиться на продажу. Изобретение ткацкого станка привело к возникновению ткацкого ремесла.
Происходит дальнейшее совершенствование обмена, возникает необходимость в наличии эквивалента, меры стоимости и обмена. Таковыми в разное время были связки красивых перьев, редких раковин, бобы какао, бусы и т.п. Затем эквивалентом при обмене стал скот (откуда произошло наименование денег: рупия - санскритское, пекуниа - латинское, скот - древнерусское). Наконец, на эту роль стал претендовать металл - слитки, пластинки, прутья или готовые изделия. Развитие обмена привело к улучшению средств сообщения. Появились настоящие дороги, сооружались мосты, распространились грузовые колесные повозки, весельные и парусные корабли. В середине II тыс. до н.э.
начали использовать лошадей в качестве упряжного животного, в I тыс. до н.э. - верблюдов.
В конце неолита и в начале бронзового века появились профессио-нальные или полупрофессиональные торговцы. Это стало треть им крупным общественным разделением труда. Начинается эпоха классообразования. Важнейшим институтом классового общества является частная собственность -итог процесса роста производительности труда и его специализации. Производство все больше становится индивидуальным. Это ведет к появлению прибавочного продукта, который создается одним человеком, а присваивается другим. С другой стороны, производство продукта, специально предназначавшегося для обмена, приводило к регулярному отчуждению продукта от производителя. Так появилась частная собственность. Она отличалась от коллективной и личной тем, что открывала путь для эксплуатации одного человека другим.
О начале этого процесса свидетельствуют знаки собственности на личных предметах из древнеегипетских погребений додинастической эпохи (Амратская культура), из энеолитических культур Передней Азии и Греции (культуры Халафа и Убайд в Месопотамии). Резко возрастает общественная и имущественная дифференциация, возникают отношения эксплуатации. Выделяют внут-риобщинную эксплуатацию(кабальничество) и межобщинную (военный грабеж, контрибуцию и данничество). Военнопленные становятся младшими членами семьи, а затем и рабами. Но пожизненное рабство таких «принятых» младших домочадцев постепенно превращается в наследственное (примитивное) рабство. Оба пути в дальнейшем приводят к оформлению рабовладельческой общественно-экономической формации.
Духовная культура первобытного общества в начале развивается как часть материальной: формируются трудовые навыки и умения. И лишь позднее формируется вторая сигнальная система - речь и язык. Практически мы располагаем об этом лишь косвенной информацией, следовательно, выводы ученых условны, гипотетичны. Духовная культура формируется, по мнению ряда ученых, стихийно; факторами ее возникновения становятся голод, страх, любовь, слово (язык). Согласно одной из гипотез, звуковому языку предшествовал язык жестов и специальные сигналы - звуки животных, выражающие ярость, угрозу, страх и т.д.
В эпоху мустье (средний палеолит) количество информации о духовной культуре возрастает. Появляются зачатки религиозной теологии, о которой можно судить по обнаруженным археологами погребениям. Большинство из них открыто в Европе, Передней и Средней Азии. Все они ориентированы по линии Запад-Восток. Возможно, неандертальцы пришли к выводу о сопоставлении движения Солнца по небу и его заходе с человеческой жизнью и смертью. (Например: человек подобен Солнцу -днем активен, ночью спит. Смерть - это вечный сон и т.д.). Вокруг погребения в среднеазиатской пещере Тешик-Таш уложены рога горного козла, на которого жители охотились [3, а 68].
Все покойники захоронены в неглубоких ямах внутри жилой пещеры, вокруг них часто лежат ка-
менные орудия. Костяки лежат на боку в позе спящего, сверху присыпаны камнями и землей. В некоторых французских пещерах находят грубые фигурки животных и рядом - камни, как будто брошенные в них. Возможно, это следы древнейшей охотничьей магии.
В 70-90-х гг. XX в. была выдвинута новая гипотеза о происхождении искусства и религии, связывающая их становление и развитие в единый процесс. Первой его стадией являлся так называемый «натуральный макет». Труп или чучело животного укрепляется глиной или палками. Над ним совершаются древнейшие магические обряды. Затем появляется искусственно-изобразительная форма. Она представлена крупной глиняной скульптурой, барельефом, профильным контуром. И, наконец, уже к верхнему палеолиту относятся пещерные росписи и гравировка на кости [4, а 128].
Появление религии и искусства свидетельствует о довольно развитой духовной культуре людей верхнего палеолита. Первобытное мышление еще не носило системного характера. Люди еще не были способны к широким обобщениям, их понятийный аппарат находился на низком уровне. Знания об окружающей природной среде накапливались очень медленно, постепенно, как и зачатки физических, химических, медицинских и математических знаний. Из наблюдений над аборигенами Австралии можно судить о существовании у них (а, следовательно, вообще на аналогичной стадии развития) хирургических операций, лечения простуды, нарывов, ядовитых укусов и т.п.
Памятники верхнепалеолитической живописи были открыты еще в XIX в. Они находились в пещерах Испании (Альтамира), Франции (Ля Мут, Ле-Комбатель, Фон де Гом и др.). В середине XX в. была открыта роспись в Каповой пещере (Шульган-Таш) в Башкирии. Изображались промысловые животные: дикие лошади, мамонты, бизоны, олени, медведи. Есть и изображения человека, в большинстве - в масках. Художники знали всего четыре краски: черную, белую, красную и желтую [5, а 89].
В верхнем палеолите люди достигли той ступени развития, на которой они стали ощущать потребность в объяснении мира и их места в нем. Так наряду с другими формами общественного сознания возникает религия, как отражение в сознании первобытного человека своего бессилия перед окружающим его миром. Люди еще не выделяли себя из среды обитания. Появляется вера и культ. Со временем стала ощущаться необходимость в специалистах, профессионалах. Ими стали знахари и колдуны. Так в научной литературе называют специалистов по белой и черной магии.
В ранней первобытной общине продолжается совершенствование языка. Лингвисты выделяют несколько так называемых праязыковых совокупностей (близких диалектов):
1) Ностратическая совокупность имеет центр в Передней Азии;
2)Сино-Тибетская охватывает территорию Тибета и современного Китая;
3)Аустрическая находилась в Юго-Восточной Азии;
4)Конго-Сахарская (зинджская) - имела центром регион между Нилом и Нигером;
Что касается Австралии и Америки, то вопрос о праязыке, его источниках и родстве еще открыт. Языковые общности тесно связаны с этническими и археологическими (археологические культуры).
В неолите продолжается совершенствование духовной культуры человечества. Резкий толчок этому процессу дало производящее хозяйство. Обмен способствовал развитию математики. Расселение людей во все стороны способствовало расширению представлений о времени и пространстве. Пространство представляется в виде концентрических кругов, затухающих к горизонту. В это время появляются первые карты и развивается пиктография - рисуночное письмо.
В изобразительном искусстве выделилась особая область - орнамент, который связан с распространением керамического ремесла. Геометрическими узорами украшались браслеты, фигурки из бивня мамонта и др. Распространенным узором на сосудах стали композиции из ямок, полосок и зигзагов, которые наносились костяными штампами. Такие узоры называют ямочно-гребенчатыми, ямочно-зубчатыми. Зигзаги имитировали воду.
Продолжают развиваться другие виды искусств. На рубеже бронзового века, в энеолите усиливается дифференциация культур. В ностратической совокупности выделились афразийская, индоевропейская, картвельская, эламодравидская, уральская и алтайская семьи.
Бронзовый век можно назвать началом эпохи цивилизации. Впрочем, в долинах великих рек -Нила, Тигра, Евфрата, Хуанхэ и Янцзы (так называемый плодородный «полумесяц») начало ее относится к неолиту. На остальной территории Европы до образования городов и государств, все еще было далеко. Но изменения в духовной культуре продолжались.
Об этом свидетельствует дифференциация археологических культур и усложнение погребального обряда. На территории нашей страны выделяются два высококультурных очага: северокавказский и северопричерноморский. В III тыс. до н.э. на Северном Кавказе развивается Майкопская культура, ее территория простиралась от Таманского полуострова до Дагестана. По уровню своего социального развития ее население находилось на пред-государственной стадии (военная демократия), а по культурному - она не уступала Криту и Хеттской державе. Однако городов, в полном смысле этого слова, на ее территории не найдено. Поселения представляют собой небольшие крепости, сложенные из огромных камней, так называемой циклопической кладки. Погребения Майкопской культуры - подкурганные с ярко выраженной имущественной дифференциацией.
Другой крупный культурный очаг называется Трипольской культурой. В последнее время исследователи начали считать ее цивилизацией. Есть крупные укрепления - города, могильники со сложным погребальным обрядом. Ее ареал огромен - от
Балкан до Дона. Трипольцы имели развитое земледелие и скотоводство, разнообразные ремесла, среди которых выделяется керамическое. Идеологические представления трипольцев были сложными, их отголоски вошли затем в скифскую и славянскую мифологии. К сожалению, об их письменности известно очень мало.
В начале 1960-х гг. были найдены глиняные таблички с клинописью, напоминающей шумерскую, в местечке Тэртерия (Трансильвания, Румыния). Ее относят к V тыс. до н.э. Удалось частично их расшифровать, все они имеют религиозное содержание, упоминается имя бога Шауэ. Древние индоевропейцы, жившие в лесостепи Восточной Европы, хоронили покойников в подкурганных ямах (ямная культура) на вершине курганов ставились грубые каменные бабы (скульптуры). Впервые в III тыс. до н.э. появляется образ человека в монументальной скульптуре [6, с. 54].
Еще одно интересное явление духовной культуры бронзового века составляют мегалитические погребения дольмены. Они встречаются на огромной территории от Западной Европы до Северного Кавказа. К сожалению, многие из них разбиты и разграблены. Отдельно стоящие каменные столбы называются менгирами.
Самая известная композиция из менгиров -Стоунхендж в Англии, (такая конструкция называется - кромлех). Это круговая структура неизвестного назначения, но самая распространенная гипотеза считает ее древней обсерваторией.
Бронзовый век - время выделения умственною труда (жрецов, организаторов-управленцев, певцов, сказителей, танцоров, знахарей и др.) и изобретения письменности. Путь шел от рисуночного письма - пиктографии к понятийно-слоговому письму (идеографии, или логографии) и, наконец, к буквенно-алфавитному. Первые идеографические системы возникают в IV тыс. до н.э. (с датировкой табличек из Тэртерии многие лингвисты не согласны).
Таким образом, материальная и духовная культура человечества имеет очень долгую историю, многие этапы которой для нас еще загадочны и не исследованы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Высш. школа, 1982. - 223 с.
2. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. - 462 с.
3. Мириманов Б.Б. Первобытное и традиционное искусство. М.: «Искусство», 1973. - 320 с.
4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
5. Злобин Н С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. - 293 с.
6. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.