К ВОПРОСУ О РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ ДОИСТОРИЧЕСКИХ ПЛЕМЁН (ЧАСТЬ 1 - ПАЛЕОЛИТ, МЕЗОЛИТ)
Забелина Г.А., Забелин В.И.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
ТО THE QUESTION OF THE ROLE OF WOMEN IN THE LIFE OF PREHISTORICAL TRIBES (PART 1 - Paleolithic, Mesolithic)
Zabelina G.A., Zabelin V.I.
Tuvan state university, Kyzyl
Представление о роли женщины в первобытном обществе сформировано на основе анализа археологического материала и описаний быта современных племён, стоящих на начальной стадии социального развития и пользующихся каменными орудиями. В каменном веке женщина разделяла с мужчиной все тяготы жизни охотников-собирателей, особенно трудно приходилось в периоды похолоданий и недостатка пищи. В верхнем палеолите-мезолите роль женщины как матери и хранительницы семейного очага постепенно увеличилась и это нашю отражение в изобразительном искусстве того времени.
Ключевые аюеа: роль женщины, первыботное общество.
The conception of the women's role in primitive society is formed on the basis of the analysis of archaeological materials and description of everyday life of modern tribes, which stand in the initial stage of social development and use the stone tools. In the Stone Age woman shared with the man all the burden of hunters-gatherers's life. The period of cooling and food shortage were particularly difficult. The role of woman as mothers and keepers of the hearth gradually increased with time and the signs of spiritual recognition are marked in the Upper Paleolithic and Mesolithic.
Key words: the role of women, primitive society.
Сложности изучения вынесенной в заголовок проблемы заключаются в том, что в ранний период существования человека, включающий эпохи палеолита и неолита, не было и не могло быть создано письменных источников, а представление о роли женщины в первобытном обществе в те далёкие времена можно создать лишь по результатам исследования культурных слоев, оставшихся на месте стоянок в результате хозяйственной деятельности людей. по произведениям древнего искусства - петроглифам, статуэткам, украшениям и др., находкам каменных, костяных и металлических орудий, а также привлекая описания быта некоторых существовавших в недавнее время племён, пользовавшихся каменными орудиями и находившихся на низшей ступени социального развития.
Становление человека и его культуры на территории Северной Евразии - это сложный процесс, происходивший на протяжении около полумиллиона лет. Важнейшими факторами, обусловившими его, являлись изменения природных условий: рельефа, климата, растительности и животного мира, вызванного чередованием не ледниковых (доледниковых и межледниковых) и ледниковых обстановок. Похолодания вызывали кардинальные перестройки ландшафтов, что сказывалось
на расселении древних людей и их материальной культуре.
Свидетельствами существования первых людей каменного века в Туве являются находки архаических каменных орудий в долине р. Южный Торгалык, когда в 1988 г здесь было выявлено обширное древ не палеолитическое местонахождение Торгалык А [1, 2, 3], продолжение которого на территорию Монголии на северном побережье оз. Убсу-Нур было установлено В.И. Кудрявцевым [8]. Каменные изделия ашельской эпохи (400-100 тыс лет назад), найденные здесь, вероятно, принадлежали питекантропам в раннем ашеле и неандертальцам — в его конце [5], но из-за отсутствия остеологических материалов (скелетов и их фрагментов) достоверно установить таксономический статус самых древних поселенцев Тувы пока не удаётся. Найденные каменные орудия имели большое сходство с аналогичными изделиями Западной Монголии, что и послужило предположению о проникновении в Туву первых людей с юга.
В целом, культура ашельцев относится к нижнему палеолиту - заре человеческой истории и находки их памятников единичны. Каменные орудия самых древних людей были изготовлены из галек, взятых в речных отложениях. Орудия были получены путем обкалывания галек с разных сторон с целью получения относительно острых
краев. И хотя поверхность каменных орудий за длительное время нахождения иод влиянием атмосферных факторов подверглась сильному выветриванию, среди них можно определить ручные рубила, скрёбла и острия. Ими пользовались мужчины при добыче, свежевании и разделке туш животных. Они составляли небольшие группы охотников-собирателей, двигавшиеся за стадами диких животных. Жили в примитивных хижинах, шалашах, в пещерах. Снятые С животных шкуры, по всей вероятности, обрабатывались женщинами для последующего
изготовления меховой одежды. Скреблом женщина могла добывать из костей костный мозг, а остриём - выкапывать корни съедобных растений в относительно твёрдом грунте, где нельзя было воспользоваться заострённой палкой. Судя по разрозненным местам нахождений каменных орудий, здесь располагались кратковременные сезонные стоянки, характерные для подвижного охотничьего хозяйства [3] Стоянки находились на берегах реки, поскольку у людей ашельской эпохи ещё не было сосудов для хранения воды Но огонь им уже был известен, поэтому поддержание костра на стоянке, сбор и доставка для него дров, приготовление на огне жареной и печёной пищи были уделом женщин, также как кормление и воспитание детей и уход за пожилыми и немощными. Впрочем, по наблюдениям в 1832 г за кочевыми племенами тасманийцев, в своём развитии не знавших железа, в трудные голодные времена они могли оставить умирать старых и слабых, и даже детей. К женщинам они относились без особого почтения и пока мужчины охотились, им доставалось выполнение всей остальной работы на стоянке. Важным и ответственным делом было добывание огня - путем трения тупым концом палки по деревянному жёлобу, пока от трения не начинала тлеть помещённая туда древесная труха. Огонь сохраняли в виде тлеющего трута» от которого потом можно было разжечь костёр. Скручивая длинные волокна травы или древесной коры, делали верёвки, которыми пользовались, когда появлялась необходимость забраться за плодами на высокое дерево. Вместо верёвок использовали также сухожилия животных и ремни, нарезанные из шкур. В пищу употребляли всё съедобное, включая моллюсков и ракообразных, которых женщины добывали, обшаривая подводные скалы. Пищу готовили, бросая добытых животных и птиц в костёр безо всякой
предварительной подготовки. После о паления огнём шерсти и перьев тушу разрезали кремниевым ножом, потрошили, куски мяса насаживали на острую палку и жарили над костром. Во время трапезы женщины сидели позади мужчин и получали от них наиболее жёсткую пищу [6].
По некоторым представлениям, племена первобытных людей в Англии были похожи на большие семьи, во главе которых стоял вождь - самый отважный охотник. Мужчины занимались охотой, добычей рыбы деревянными острогами и её разделкой кремниевыми рубилами. Женщины добывали пчелиный мёд, улиток, личинок, жуков, гусениц, а осенью собирали съедобные ягоды, плоды дикой яблони, вишни, сливы, орехи и корни папоротника. Вся хозяйственная работа лежала на женщинах, которые присматривали за детьми и были настолько значимы, что происхождение в племенах прослеживалось не по мужской, а по женской линии [6].
В Туве каменные орудия более поздней мустьерской эпохи найдены в южных и центральных районах, когда на просторах Евразии широко расселились неандертальцы. Это время датируется в пределах 100-40 тыс. лет назад и относится к среднему палеолиту. Немногочисленные мустьерские памятники изучены в долинах рек Саглы, Чаданы, Шагонара, Улуг-Хема и Хемчика Они располагались недалеко от русел рек, чаще на краях террас или мысах и представляли собой общинные стойбища. Кроме того имелись стоянки возле ОХОТНИЧЬИХ угодий и мастерские ПО первичной обработке кремнистых пород, из которых изготовляли различные каменные Орудия. Стоянки были временными и менялись в зависимости ОТ успехов ОХОТЫ в прилегающих угодиях. По-видимому, социальная организация общества была достаточна сложна, а уровень его развития был относительно высок.
По результатам исследования костных остатков европейских неандертальцев, они имели некоторые морфологические отличия от современных людей, но объём мозговой коробки черепа был таким же. При относительно небольшом росте (155-165 см у мужчин) кости скелета были более массивными. Неандерталец обладал большой ловкостью и точностью, сбалансированностью походки и хорошей координацией движения [9]. Он зачастую заселял пещеры, но был способен устроить жилище с применением деревянных конструкций и шкур, использовал ОГОНЬ,
умел изготавливать одежду, обувь и относительно сложные каменные орудия. Животный мир того времени был богат, и травоядные животные подпускали сравнительно близко — на бросок копья или специально связанных ремнём камней -боласов. Широко применялась охота загоном, главным образом, на крупного зверя - мамонта, шерстистого носорога, лося, северного оленя, винторогую антилопу, лошадь и др.
Быт мустьерского человека, по мнению Спенсера и Джилена, можно сравнить с жизнью австралийских аборигенов, живущих в подобных условиях и стоящих примерно на той же ступени развития [6]. Аборигены не имели постоянных жилищ и одежды, владели только деревянными, КОСТЯНЫМИ и каменными орудиями, не запасали пищи на чёрный день, не имели представлений о возделывании земли и в их языке не было слов для чисел больше трёх. Они изготавливали специальные приспособления для метания копья с наконечниками из кремня или из твёрдого дерева и использовали защитные щиты, что свидетельствовало о возможных вооружённых схватках. Камень использовали для изготовления ножей, резцов, копалок, при этом применяли склеивание смолой и привязывание сухожилиями. Их жилища просты и представляли собой шалаши из сучьев и веток, в которых они останавливались на короткое время, чтобы сделать перерыв во время переходов. Женщины носили накидки из шкуры или шерстяной бахромы вокруг талии и украшали себя ожерельями из ракушек и звериных зубов, а также палочкой в виде перемычки между ноздрями. Аборигены намазывали себя жиром и красной охрой, а также отрубали фалангу у мизинца. Огонь они добывали при помощи вращения деревянной палочки, зажатой между ладонями и упирающейся в углубление в куске дерева, в котором от трения загоралась древесная труха. Надо полагать, что все заботы об устройстве жилища и домашнем очаге лежали на женщине. Она же готовила пищу - чаще всего мясо всех обитающих вокруг и добытых мужчинами-охотниками птиц и зверей, а также личинок и куколок Муравьёв, рыбу, моллюсков, ящериц и других мелких животных, которых она добывала сама заострённой палкой. Тушу добытого животного потрошили и готовили в яме на раскалённых углях. Австралийские аборигены пользовались
примитивным веретеном для плетения шерстяной нити и умели из бечёвок плести сумки. Заметным новшеством был сбор женщинами семян различных растений, отделение их от шелухи отвеиванием и размалывание давлением между камнями. Подобным образом в мустьерскую эпоху могли быть заложены основы возникновения земледелия и выращивания зерновых культур.
В Туве особо благоприятным для обитания животных и человека был период межледниковья между 55 и 25 тыс. лет назад. Вскоре, однако, началось похолодание и около 35-40 тыс. лет назад произошла смена мустье верхним палеолитом, а человек современного типа сменил неандертальцев, от которого, вероятно и произошёл.
На основании находок памятников верхнего палеолита в Туве можно сделать вывод, что обитатели жили небольшими родовыми общинами, занимаясь охотой и собирательством. Свои орудия они по-прежнему изготавливали из камня, но применяли множество новых видов изделий, изготовленных из небольших кремниевых и микрокварцитовых пластин, откалываемых от ядрищ или нуклеусов [7]. Вероятно, эту тонкую работу выполняли женщины. Использовали также рога, кость и дерево. Их жилища имели вид чума или нескольких примыкающих друг к другу аналогичных чуму построек. Изготавливали костяные иглы, бусины, подвески, скульптурные изображения животных. В качестве СШИВНЫХ нитей использовали тонкие сухожилия животных Позд непалеолитический человек имел язык, владел зачатками математических и астрономии-ческих знаний, мифологией, религиозными представлениями и началами искусств, в частности, древней живописью. Особенно выразительна пещерная многоцветная живопись, скульптура и гравюра. Основными сюжетами были образы зверей, в меньшей степени - человека, главным образом женщины прародительницы хозяйки зверей, охранительницы очага, повелительницы стихий [9].
Основой существования позднепалео-литического человека была охота, преимущественно на стадных животных (северного оленя, дикую лошадь и др.) и рыбная ловля. Совершенствование орудий труда и сооружение жилищ делало человека более приспособленным к неблагоприятным условиям природной среды и позволяло широко расселиться по всей Евразии. Из 3
млн. человек, населявших в то время планету, в Туве обитало, вероятно, около одной - двух тысяч. Их стоянки были в Центральной Туве (несколько десятков) и в южных районах (около десятка) [5].
О роли женщины в жизни родовых общин верхнего палеолита можно было только догадываться. Она, безусловно, первенствовала в собирательстве, на ней лежали все заботы о жилище, о домашнем очаге, о приготовлении пищи, о воспитании детей, изготовлении одежды как меховой, так и новой - тканевой. Скорее всего, физическая нагрузка на женщину возросла. Но увеличилась И духовность, о чём говорит широкое распространение украшений из кости животных и раковин моллюсков, в частности ожерелий из бус, изготовленных из бивня мамонта и зубов животных [9]. Существуют предположения, что некоторые рисунки животных в пещерах могли быть сделаны рукой женщины [4].
В период 40-18 тыс. лет назад достоверных данных о присутствии человека в Туве не имеется. По всей вероятности, это связано с тем, что из-за суровости климата, обусловленного вначале коношельским похолоданием, а затем сартанским оледенением (22-12 тыс. л. н.), многие животные покинули горы Алтае-Саянской области, а вслед за ними в благоприятные для жизни области мигрировали и люди
По окончании сартанского оледенения, охватившего преимущественно горные системы, наступило сравнительно резкое и значительное потепление. Приспособленный к суровым климатическим условиям оледенения животный мир переживает кардинальные изменения: вымирают мамонты, шерстистые носороги, стада северных оленей уходят в северные тундры и горные массивы. Пространства бывших тундр покрываются тайгой и в них заметно увеличивается население лесных обитателей - лосей, кабанов, косуль. В степях Тувы появляются страусы, с увлажнением возрастает численность таких массовых степняков как дзерен и кулан, но изменившиеся условия и более осторожные виды охотничьих животных потребовали освоения и новых способов их добычи. Этот переходный период в жизни первобытных охотничьих сообществ в финале палеолита выделяется как мезолит с хронологическими рамками 12-6 тыс. л. н. Археологических памятников этого периода в Туве выявлено немного: в устье Хемчика, на хр Аргалыкты и в других местах
Потепление климата, отступление ледников, обилие водных потоков и повышенная влажность сыграли заметную роль в развитии хозяйства и культуры народов Евразии. И хотя они продолжали вести охотничье-собирательский образ жизни и по-прежнему пользовались орудиями из камня, им удалось создать первый механизм древних людей - лук со стрелами. Это величайшее изобретение значительно упростило ведение охотничьего промысла и намного расширило список добываемых животных. Среди находок мезолитического времени в Туве известны наконечники стрел, сделанные из кремня и микрокварцита Маленькие наконечники-микролиты, имеющие форму резца, находили широкое применение во время охоты на небольших зверьков и птиц и это открыло возможность участия в добыче охотничьих трофеев женщинам и детям. Охотиться помогали и только что прирученные человеком первые животные-собаки. Необходимость в кочевом образе жизни по сравнению с другими эпохами палеолита заметно уменьшилась и это дало возможность сооружать относительно постоянные коллективные жилища. Охотились и ловили рыбу преимущественно мужчины, а женщины и дети занимались сбором съедобных дикоросов. Найденные в ряде исследованных стоянок фигурки и наскальные изображения женщин свидетельствовали о том, что женщины занимали достойное место в жизни мезолитического общества.
Таким образом, в течение нескольких сотен тысячелетий палеолита и мезолита сложились сообщества людей, живущие в рамках природного годового цикла и целиком зависящие от окружающей среды, которая была необходима для поддержания и возрождения жизни и которая нередко ставила сообщества на грань выживания. Женщина среднего палеолита разделяла с мужчиной все тяготы жизни охотников-собирателей, усугублявшиеся в периоды похолоданий и недостатка пищи. Заметные изменения в жизни женщины, как и в целом в первобытном сообществе, произошли в верхнем палеолите-мезолите, когда с ростом народонаселения, совершенствованием орудий труда и сооружением жилищ роль женщины как матери и хранительницы семейного очага намного увеличилась и это нашло отражение в изобразительном искусстве того времени.
Литература:
1. Астахов СЛ. Палеолит Тувы: Автореф. дис...докт. ист. наук. - СПб, 1993. - 56 с.
2. Астахов С.Н. Палеолитические памятники Тувы. - СПб: Нестор-История, 2008. - 180 с. 1993.-56 с.
3.Астахов СЛ. Первоначальное заселение челевеком территории Убсунурской котловины. Труды Государственного природного биосферного заповедника «Убсунурская котловина» Вып. 2. Природа заповедника «Убсунурская котловина». -Красноярск: Дарма - печать, 2011. - С. 113-118.
4. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. - Прага: Артая, 1982. -560 с.
5. История Тувы, т. I. - Новосибирск: Наука, 2001.-С. 8-66.
6. Квеннелл М. и Ч. Первобытные люди. Быт. религия, культура. - М: Центрполиграф, 2005. -238 с.
7. Кудрявцев В.И. Физико-механические свойства сырья каменных индустрий древнего человека) // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. -Кызыл: Изд-во ТИКОПР СО РАН, 2001 - С. 152-159.
8. Кудрявцев В.И., Забелин В.И. Ранние этапы заселения человеком центральной часта Улуг-Хемской котловины (по материалам палеоэкологических исследований) И Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. Вып.8. - Кызыл: Изд-во ТИКОПР СО РАН, 2005 - С. 181-187.
9. Лазуков ГЛ., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я. и др. Природа и древний человек. - М: Мысль. 1981.-223 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ С СОВЕТСКОЙ РОССИЕЙ В
1921 - 1944 гг.
Саая С.В.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
THE PROBLEM OF COMPLETING AND FULFILLING INTERNATIONAL AGREEMENTS BETWEEN THE TUVAN NATIONAL REPUBLIC AND SOVIET RUSSIA
FROM 1921-1944
Saaya S.V.
The Tuvan State University, Kyzyl
В данной статье проанализированы содержания советско-тувинских договоров. В рамках двусторонних соглашений закреплялись основы внешнеполитических, внешнеэкономических и дипломатических отношений. Досконально оговаривались весь механизм приграничного режима между двумя государствами. В конечном счете, эти договоры были направлены на укрепление международного статуса тувинского государства.
Ключевые слова: международный договор, международный статус государства, дипломатия, представительство, государственные границы, приграничный режим.
In this article we look at the content of the Soviet-Tuvan agreements. Within the framework of these Ыю-sided agreements were fixated the foundations for external political, externa! economical and diplomatic relations. These agreements established communicative relations, and as a result, played a role strengthening the international status of the Tuvan government.
Key words international agreements, international status of a government, diplomacy, representation, national boundaries, borderland conditions
Тувинская Народная Республика (ТНР) в период своего исторически короткого существования, с августа 1921 г. по октябрь 1944 гг., как субъект международных отношений заключила ряд международных трехсторонних и двухсторонних договоров и соглашений с двумя соседними государствами. Заключению каждого договора предшествовала кропотливая дипломатическая работа по правительственной, партийной линии, по линии Коминтерна Неизменно основными вопросами, затрагивавшимися в период
подготовки и после подписания договоров, были международный статус тувинского государства, пограничный вопрос, торгово-экономическое сотрудничество и др. В рамках данной статьи остановимся лишь на одном, но на самом важном, на наш взгляд, договоре ТНР, - советско-тувинском.
С момента провозглашения суверенитета тувинского народа в августе 1921 г. правительство ТНР, стремясь укрепить международное положение республики, неоднократно осуществляло зондаж по различным каналам относительно придания