6) на наш взгляд, предложенный перечень мероприятий, направленный на совершенствование института законотворчества в Российской Федерации, может способствовать повышению эффективности правотворческой деятельности, что в конечном итоге скажется на качестве урегулирования общественных отношений в государстве;
7) следует констатировать, что вопросы, связанные с теоретико-правовым анализом законотворчества как вида правотворчества, по нашему мнению, нуждаются в дальнейшем рассмотрении и исследовании.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993.
- 25 дек.; СЗ РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 1, 2; 2014. - № 6. - Ст. 548; № 30 (ч. I). - Ст. 4202.
2. Федеральный закон РФ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральный конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801; 2012. - № 53 (ч. I). - Ст. 7579.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. // Российская газета. - 2014. - 5 дек.
4. Илларионов, А. В. Акты правотворчества в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2009.
5. Калинин, А. Ю. Правообразование в России: понятийно-категориальный и структурно-функциональный состав (историко-теоретическое исследование) : дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 2010.
6. Кайтаева, Х. И. Правотворчество в правовом государстве : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
7. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014.
8. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права : учебник / 4-е изд., испр. и доп.
- М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
9. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник. - М.: Норма; Инфра-М, 2014.
10. Синюков, С. В. Механизм правотворчества : дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2013.
11. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.
УДК 340.1
В.Г. Вишневский*
Теоретические начала связи права и культуры по Л.И. Спиридонову (в иллюстрациях)
Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.
Д.С. Лихачев. Раздумья о России
Статья посвящается теоретическим началам (положениям) связи права и культуры, разработанных Л.И. Спиридоновым. Настоящие начала определяют направления историко-теоретических исследований природы права и культуры как взаимозависимых сфер единой духовной культуры. Начала раскрывают эстетическую ценность в познании права его возникновения, сущности и развития. В статье излагается взгляд, по которому корни и истоки права уходят в мустьерскую эпоху периода деятельности неандертальского человека и т.д. Статья адресуется преподавателям и студентам юридических образовательных организаций.
Ключевые слова: культура, эстетика, право, правосознание, первобытное общество.
V.G. Vishnevsky*. Early theoretical context of law and culture by L.I. Spiridonov (illustrations).
The article is devoted to the theoretical principles of the connection between law and culture (according to L.I. Spiridonov). These principles point to the directions of the theoretical researches concerning the nature of law and culture and their interrelationship. The article reveals the aesthetic value in knowledge of law including the law origin, its essence and development. The article presents the conception according to which the roots of law should be looked for in the Mousterian period of the Neanderthal Man's activity.
Keywords: culture, aesthetics, law, justice, primitive society.
* Вишневский, Владимир Григорьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Иркутского юридического института (филиал) Государственного университета юстиции РФ. Адрес: Россия, 664011, г Иркутск, ул. Некрасова 4. Тел.: 89149566333; E-mail: [email protected].
* Vishnevsky, Vladimir Grigoryevich, PhD, Associate Professor of the Theory and History of State and Law of the Irkutsk Law Institute (branch) of the State University of Justice. Address: Russia, 664011, Irkutsk, Nekrasov str., 4. Tel .: 89149566333. E-mail: [email protected].
© Вишневский В.Г., 2016
В настоящее время идея познания права через эстетическое освоение и восприятие человеком правовой действительности становится всё более настоятельной, ибо сфера искусства имеет социальную природу, порождена и развивается в ней как в единственно возможной среде деятельности человека. «Эстетическое восприятие представляет собой такую форму сознания, которая имеет место на всех этапах истории человечества, у любых народов независимо от уровня их развития» [7, с. 367].
Примером такого понимания может служить гл. 9 учебника «Теории государства и права» Льва Ивановича Спиридонова. Автор учебника первый сделал попытку дать теоретические основы познания связей права и культуры (художественной культуры). В учебнике излагаются теоретические начала взаимозависимости «культуры, права и правосознания». При этом необходимо сделать оговорку по поводу рассматриваемых категорий, начал (положений). Сам автор не даёт им названия, поэтому они выделены нами достаточно условно. Содержание излагаемых положений наполнено пониманием культуры в широком смысле этого слова. Это даёт возможность выстроить модель познания связи права и художественной культуры как сфер или сегментов единой духовной культуры общества.
Данная позиция вызвана тем, что художественная культура есть наиболее яркое проявление творческих сил человека, создававшего в истории своего развития ориентиры социального бытия уже в древности. Например, освоение сферы духовной культуры и позволило человеку выделить из мира телесных вещей бестелесные и разделить в дальнейшем гражданское право на вещное и обязательственное.
В художественной культуре как части духовной культуры общества человек достиг вершин совершенства в своей творческой деятельности. Виды художественной культуры, получившие в дальнейшем всеобщее признание, и были отнесены к сфере искусства как высшей степени мастерства в той или иной сфере человеческой деятельности, например, пещерное искусство Альтамиры, Нио, Фон-де-Гом, Ласко и др. К видам художественной культуры мы относим архитектуру, скульптуру, литературу, музыку, изобразительное искусство и театр. Настоящее понимание не должно смущать нас своей ограниченностью выбора видов искусств, потому что в целом они отражают наиболее характерные черты проявления творческой деятельности человека в её совершенных формах.
Отмечая связь науки и искусства, А. Эйнштейн писал: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса... Воображение важнее знания, ибо знание ограниченно, воображение же охватывает все на свете.» [8, т. 4, с. 142].
И если всмотреться в росписи пещерного искусства эпохи мадлен (18-15 тыс. лет назад), мы можем заметить, что у художников первобытного общества обнаруживается удивительное воображение, которым они в своём мыслительном процессе охватывали окружавшую их реальную действительность в целом, отражая её образ, сущность и красоту в изображаемых объектах. В связи с этим следует признать развитие эстетического чувства человека одним из важнейших элементов формирования сознания и воли.
Наскальный рисунок бизона в пещере Фон-де-Гом (Франция)
Наскальный рисунок бизона в пещере Альтамира (Испания)
Глядя на эти фрески, можно с уверенностью сказать, что древний человек был наделён достаточно высокой степенью эстетического восприятия и отражения окружающей его реальной действительности. Следовательно, эстетическое чувство присуще человеку по своей природе, а поэтому оно входит в правовую сферу как один из элементов правосознания.
Теоретические начала, разработанные Л.И. Спиридоновым, указывают нам пути исследования связей права и культуры, их взаимное влияние и взаимодействие между собой. В настоящей статье данные начала пронумерованы нами для выделения их в качестве основ познания права как эстетической ценности.
1. «Поскольку культура - выражение специфически человеческого способа деятельности, постольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию» [5, с. 119]. Таким образом, и культура, и право имеют одну природу, вытекая из общего источника - производственных и социальных отношений.
2. «Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая» [5, с. 119]. Художественная культура во всех своих проявлениях и видах есть яркое отражение социальных отношений и связей. Поэтому произведения искусства оказывают активное влияние на формирование общественного сознания. Наглядным примером может служить художественная галерея А.М. Шилова. Его портретная галерея является своеобразной энциклопедией частной жизни людей, и через их эстетическое восприятие оказывается непосредственное влияние на сознание человека и российского общества в целом. Особенность эстетического сознания заключается в том, что человек осваивает эту действительность (портретную галерею, в частности) через призму эстетического созерцания, получая удовольствие либо другое чувство в зависимости от индивидуальных качеств зрителя. И в этом случае эстетическая оценка галереи тесно переплетается с этической, политической, правовой и морально-нравственной.
Так через искусство формируется общественное сознание, общественное мнение о происходящих событиях и явлениях в жизни людей, общества и государства.
3. «Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое» [5, с. 119]. Родовая община ориньякской культуры (40-20 тыс. лет назад) уже создала и обеспечила координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Австралийские аборигены (каменный век), например, считали, что «человек здесь неотделим от своего социального окружения. Аборигены воспринимали друг друга и самих себя в неразрывном единстве с другими членами коллектива» [1, с. 36].
Стоянка позднепалеолитических охотников (худ. Зденек Буриан)
В настоящее время общество существует в этой же системе координат.
4. «Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения» [5, с. 120]. В период ориньякской культуры мы отчётливо наблюдаем дифференциацию общества по производственному принципу, что и было следствием институционализации отношений между людьми и появления первобытного общества.
5. «Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию» [5, с. 120]. Родовая община эпохи неолита Х-Ш тыс. до н.э. находилась на стадии сформировавшейся институциональной системы социальной организации общества. В это время и произошло возникновение этнических групп населения, появление этноса как самостоятельного общественного института, вызвавшего формализацию и стандартизацию в социальных отношениях и становления племенной организации.
6. «Сформировавшаяся институциональная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества». Первобытное общество отличается от всех иных социальных объединений животных разумом и способностью выразить свою волю во вне, что оказалось недоступным для других видов.
7. «Нормы культуры институционализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения» [5, с. 120]. Человек разумный появляется около 200 тыс. лет назад, а неандертальский - около 300 тыс. лет назад. Следовательно, культурные нормы эпохи мустье
Селение людей ново-каменного века (худ. Зденек Буриан)
(150 - 50 тыс. лет назад) уже должны были быть развитыми, так как в этот период люди активно совершенствуют орудия труда, приемы охоты, развиваются зачатки домостроительства, появляются погребальные обряды, примитивные религии.
8. «То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно» [5, с. 120]». Первые примитивные культуры появляются в начале орудийной деятельности человека 2 - 3 млн лет тому назад. Изготовление орудий труда разумной рукой человека является подтверждением возникновения в это время ранней, примитивной материальной культуры. «Габилисы, по мнению большинства исследователей, являлись творцами ранней олдовайской культуры древностью до 2,5 млн. лет» [2,
с. 216]. Формирование культурных норм, таким образом, уходит в период Плейстоцена, а может, и глубже.
9. Культурные нормы «...составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, этики, эстетики, права. (Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества» [5, с. 120]. Нормативная система эстетики раскрывает и развивает новые качества человеческой природы - чувства гармонии, справедливости и свободы. Справедливость есть категория прекрасного в правовых отношениях и нормах права, признаки которых выражаются в соразмерности, пропорциональности и соподчиненности отражающих гармоничное развитие общественных отношений либо наоборот.
10. «Мораль, религия, право суть институты культуры» [5, с. 120]. Эти институты и составляют духовную культуру общества, которая включает в себя и иные институты, например, художественную культуру.
Скульптура была одним из таких видов искусства эпохи Верхнего палеолита и отражала социальное мироощущение древнего человека через создание образов природы (животных) и человека как социального существа (преимущественно женщин), их смысл и назначение.
11. «Культура определяет их содержание (морали, религии, права): сформировавшееся вследствие эффективной практики правило поведения, выполнение которого чаще всего оказывается результативным, прежде всего закрепляется как культурная норма и лишь затем приобретает или не приобретает форму нравственного или религиозного долга, правового требования и т. п.» [5,
Орудия питекантропов (художник Зденек Буриан)
с. 120]. В эстетической сфере культурная норма выражается в форме прекрасного или безобразного. Эстетическое сознание человека осваивало окружающую действительность через удовольствие или другие эмоции, наполняя индивида особым чувством гармонии или дисгармонии, справедливости или произвола и т. д. Человек начинает осознавать и усваивать принцип долженствования, устанавливая меру свободы и справедливости.
12. «Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы» [5, с. 120]. Нормы художественной культуры, в большей степени относятся к сфере морали и нравственности, но в первобытном обществе они охватывали собой широкий круг связей и отношений, и имели общеобязательный характер. «Нарушители религиозных предписаний и требований экзогамии потому наказываются обязательно и жестоко, что, по представлениям австралийцев, они своими действиями ставят под угрозу благополучие всей группы» [1, с. 37].
13. «Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого» [5, с. 120]. Наиболее остро происходил отбор культурных норм (социальных норм) в начале деятельности человека разумного, в период 200 - 150 тыс. лет назад, когда начинается освоение человеком земли. Это было время не только трагических, но и революционных изменений в развитии общества.
14. «Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или во всяком случае связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, т. е. стать правом» [5, с. 120]. Устанавливаемые правила поведения диктовались общественными интересами, ибо признание принципа общественного интереса способствовало самосохранению общества уже в эпоху мустье (150
- 50 тыс. лет назад). Следовательно, принцип общественного интереса лежал в основе социальных норм, становившихся общеобязательными и таким образом, предшествовавших правовым нормам.
15. @При первобытно-общинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, т. е. правовыми, не становились» [5, с.120]. Напротив, в первобытно-общинном строе уже сложилась целостность первобытного коллектива. Кровное родство и стало тем фактором, который обусловил единство первобытного общества. Объединение людей на основе кровнородственных связей оказалось единственно возможным условием формирования постоянных трудовых коллективов и появление нового социального образования
- кровнородственной материнской общины. Поэтому, будучи социальными нормами, они имели общеобязательный характер и предшествовали праву. Так как правовые отношения еще не созрели, в виду низкого уровня развития производства и производительных сил общества.
Однако в первобытном обществе возникла новая мотивация в том, что на раннем этапе Верхнего палеолита (52 - 35 тыс. лет назад) произошла встреча и сосуществование кроманьонского и неандертальского человека. Палеолитические культуры перегора или раннего шательперона, ориньякской и граветской культур (45 -25 тыс. лет назад), в разных регионах переплетались, наслаивались друг на друга и находились в тесной взаимосвязи между собой. Это также была революционная эпоха первобытно-общинного строя, в которой произошло первое великое разделение труда по половому признаку и слияние культур кроманьонцев и неандертальцев.
Археологи и антропологи, детально исследуя период мустьерской эпохи на территории Европы, единодушны в признании существования в это время преемственности в развитии не только производственных, но и социальных отношений первобытного общества. Это приводит к пониманию того, что ранние истоки природы права уходят своими корнями в мустьерское время, эпоху господства неандертальского человека.
16. «Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой» [5, с.121]. Но это положение относится к эпохе, предшествовавшей Верхнему палеолиту, - мустье. Данная эпоха и была временем становления общеобязательных правил поведения, таких как: производственные и половые табу, обычаи, мораль, погребальные обряды, ранние формы религии, ритуалы. Таким образом, в начале Верхнего палеолита уже сформировалось культурное единство первобытного общества, вышедшее из эпохи мустье и создавшее целый ряд культур Верхнего палеолита, взаимосвязанных между собой на значительной территории Западной и Восточной Европы, Азии и Сибири.
17. «Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно,
- часть культуры, ее сторона)» [5, с.121]. Не согласиться с этим положением нельзя. Правильно. Но мы бы уточнили, что право есть «сегмент» духовной культуры - так же, как и художественная культура. Следовательно, право возникает гораздо раньше, чем мы это себе представляем. Его корни уходят в социальные нормы эпохи мустье, когда материальная культура древнего человека создаёт необходимые условия для возникновения и широкого развития духовной культуры.
Культурные нормы, вырабатываемые кровнородственными коллективами первобытнообщинного строя, приобретают всеобщее значение, становясь общеобязательными, т.е. правовыми. Таким образом, потенциально право уже существовало в первобытном обществе в форме мононорм. С появлением же производящего хозяйства формируются регулярные и постоянные меновые отношения на основе каменной промышленности, каменного ремесла, земледелия и скотоводства. В результате нового хозяйствования стали появляться излишки, вытеснившие принцип жизнеобеспечивающего продукта, вызвав возникновение частной собственности, ремесла и торговли. Нормы культуры как
общеобязательные правила поведения с возникновением письма, а затем и институтов государства стали записываться и переходить в нормы обычного - писаного права: Древнешумерийское законодательство, Законы царя Хамураппи, Законы Драконта, Законы XII таблиц и т. д.
18. «Институционализируются, а следовательно, и нормируются самые разные виды человеческой деятельности, превращаясь в часть культуры независимо от того, положительную или отрицательную роль они играют в обществе». Институализация человеческой деятельности приводит к дифференциации общества по производственному принципу, что является следствием культурного процесса развития и становления нормативности в общественных отношениях.
19. «Непременной предпосылкой институционализации культуры как социальной ценности является существование того или иного сообщества, функционирующего в рамках целого. (Такие сообщества могут образовываться на этнической, религиозной, профессиональной основе и по интересам)» [5, с. 121]. В первобытном обществе это произошло при возникновении единого языка и формировании этнических групп, что стало вторым решающим фактором объединения людей после установления кровнородственных связей и переходом к племенной организации.
20. «Социализация индивида, т.е. включение его в наличную систему общественных отношений, сопровождаемое овладением им культурными ценностями всякого рода, есть вместе с тем усвоение им права» [5, с. 122]. Таким образом, культурные ценности уже в первобытную эпоху становились главными ориентирами социального развития, а категория ценности определяла и направляла пути его дальнейшего развития. С появлением же права оно приобретает различные ценностные качества: религиозная, этическая, юридическая и эстетическая ценность права. Однако эстетическая оценка является важным признаком, потому что эстетическое сознание отражает эмоциональное состояние индивида непосредственно в момент возникшего ощущения, чтобы сделать выбор и принять юридически значимое поведение.
21. «Законы становятся частью культуры постольку, поскольку они совпадают с правом, санкционируя сложившиеся культурно-правовые правила поведения» [5, с.122]. Закон не совпадает с правом, а образует его новый источник, что способствует в дальнейшем появлению и развитию позитивного права.
22. «Правовые нормы входят не только в структуру личности, будучи усвоенными ею, но и становятся фактом правосознания» [5, с. 122]. Время первобытного общества, когда происходила социализация человека, было временем господства обычаев, морали, религии, экономических и технических норм как единого целого. Поэтому сознание первобытного человека осваивало окружающую природную и социальную действительность нераздельно. Следовательно, указанные выше нормы культуры сливались в одно целое и выступали в форме мононорм. Только с появлением государства и права в общественном сознании выделяется новый вид - правосознание.
Если провести аналогию социального сознания первобытного человека с правосознанием современного, то по своей структуре его также можно разделить на социальную психологию и социальную идеологию. Социальная психология опережала в своем развитии социальную идеологию. Социальная психология развивалась в сложном процессе выживания древнего человека, когда оценочное, психологическое выражение отношения людей к возникавшим социальным явлениям первобытного общества оказывалось решающим фактором в установлении правил поведения. Только после создания устойчивой системы норм социального регулирования стали появляться общие принципы или идеи нового социального порядка - свободы, равенства и справедливости. Они и сформировали новый элемент общественного сознания - социальную идеологию. Таким образом, социальная психология и социальная идеология уже существовали в первобытном обществе, предшествуя правосознанию.
В первобытном обществе нарушение социальных норм, обычаев, традиций, обрядов, празднеств, табу, морали и др. преследовалось обществом, а нарушители подвергались наказанию, поэтому в первобытном обществе социальное сознание было одной из форм общественного сознания, отражая существующую социальную действительность, в которой развивался и существовал человек.
Правосознание переплетается с другими формами общественного сознания и в своих оценках оно воспринимает эти формы общественного сознания; иначе и быть не может. Общественное сознание охватывает в своём проявлении одновременно все сферы и формы жизнедеятельности человека по освоению окружающей действительности. Правосознание в своей оценочной функции осваивает правовую действительность в форме правовой психологии, отражающей культуру, традиции наций, народов, слоев общества, но для этого оно должно пройти через эстетическое сознание, которое воспринимает правовую действительность в форме удовольствия или ужаса, радости или страха, прекрасного или безобразного. Это и позволяет субъекту права выбрать и принять юридически значимое поведение, соответствующее правовой норме, общественному правосознанию.
23. «Правосознание, как и общественное сознание вообще, - объективный факт, относительно самостоятельный социальный феномен, который отнюдь не сводится к сумме индивидуальных правосознанию» [5, с. 123].
Необходимым условием индивидуального сознания является общественное сознание первобытного общества, способное усваивать окружающую социальную действительность опытным путем. Обучение навыкам охоты (процесс социализации человека) проводилось в форме организованного охотничьего обряда, в котором каждому отводилась своя особая роль. Через охотничьи обряды (тотемизм) формировались нормы, правила поведения, такие как производственные и охотничьи табу, за нарушение которых устанавливались наказания; эти нормы и становились социальными повелениями предшествующие правовым.
Медвежье святилище (художник Зденек Буриан)
Известный советский этнограф С.А. Токарев пишет: «Одним из первых этнологов, обративших внимание на социальную сторону тотемизма, был С.П. Толстов, определивший тотемизм как форму отражения внутренней сплоченности первобытного общества, его отличий от других таких же сообществ» [6, с. 568]. Таким образом, институты социализации индивида и были направлены на усвоение общественного сознания, иначе, к нарушителям применялось принуждение. Исследования австралийскими учёными каменной культуры аборигенов показывают, что «социальные нормы связывают членов австралийских коллективов многочисленными взаимными обязательствами, ставят их в положение взаимной зависимости, а совместная жизнь - совместный труд и совместный отдых, общие беды и общие радости - вырабатывает в них чувство сильной взаимной привязанности, духовной близости» [1, с. 37].
Картина погребального обряда охотников на мамонтов, основанная на археологических материалах, показывает высокоразвитое общество со сложившимися правилами поведения -социальными нормами и институтами, а следовательно, с высокоразвитым социальным сознанием.
24. «Правовую действительность отражает - каждая форма сознания под своим углом зрения - и нравственная, и политическая, и экономическая, и религиозная и другие формы общественного сознания» [5, с. 123]. Поэтому нельзя изолировать в процессе освоения окружающей правовой действительности
Погребальный обряд охотников на мамонтов (художник Зденек Буриан)
элемент эстетического восприятия человеком этой действительности. «Это сближает правосознание с другими аналогичными формами и означает, что между ними нет непроницаемых перегородок» [5, с.124].
И эстетическая оценка, и правовая отражают социальную действительность, в которой только и может существовать человек. Можно привести лишь косвенные доказательства того, что человек ориньякской культуры обладал эстетическим чувством, на примере аналогии с австралийскими аборигенами. Этнограф О.Ю. Артемова пишет: «Немалое место в жизни австралийцев принадлежит таким занятиям, единственной целью которых является эмоциональное, эстетическое удовлетворение» [1, с. 42]. Мы не проводим прямой аналогии с бытом, обычаями и духовностью австралийцев и ориньякских людей. Но можно предположить некоторое сходство образа их духовной жизни, исходя из сходства производственных отношений их каменных культур, тем более что росписи пещер Нио, Фон-де-гом, Альтамира и наскальные рисунки австралийских аборигенов дают нам серьёзные основания говорить об эстетическом мироощущении человека Верхнего палеолита и австралийских аборигенов.
Важнейшим фактором развития социального сознания являлась речь. «У неандертальцев она не достигла высокого уровня развития. Но их простая, примитивная речь означает значительный, даже решающий шаг на пути прогрессивного развития человечества, так как речь служит первейшей основой человеческого сознания» [3, с. 12].
На иллюстрации изображены неандертальцы, уже использовавшие речь в качестве средства передачи информации. Это дает нам основание говорить, что неандертальский человек уже осваивал окружавшую его социальную действительность через нормы социального регулирования.
Венера из Пршедмости (художник Зденек Буриан)
Стоянка неандертальцев (художник Зденек Буриан)
Только после усвоения социальных норм индивидуальным сознанием можно говорить о восприятии норм социальной культуры, а значит, и норм правовой культуры. Иной последовательности нет и быть не может. Поэтому таким важным является развитие индивидуального сознания. Без усвоения окружающей человека социальной среды индивидуальным сознанием невозможно усвоить ни групповое, ни общественное правосознание. В связи с этим особенно актуально в настоящее время звучат слова из «Декларации прав культуры» Д.С. Лихачева: «Как субъект власти государство обязано: рассматривать культуру как основу духовной безопасности, как базовую предпосылку и критерий выработки моделей общественных преобразований» [4, ст. 14].
Изложенные и перечисленные выше начала (положения) Л.И. Спиридонова дают основания сделать некоторые выводы.
1. Следует признать эстетическое чувство человека одним из важнейших элементов формирования сознания и воли, которое, отражая окружающую человека правовую действительность, входит в структуру правосознания.
2. Признание идеи общественного интереса в мустьерскую эпоху повлияло на формирование признака общеобязательной силы социальных норм и установления принципа долженствования.
3. Кровное родство стало фактором, обусловившим создание экономического единства первобытного общества, а возникновение языка вызвало становление этнических групп и племенной организации.
4. Ранние истоки права уходят своими корнями в мустьерское время, когда формируются признаки социальных норм: нормативности, общеобязательности и принудительности.
5. В мустьерскую эпоху возникают необходимые условия и предпосылки, вызвавшие в конце Верхнего палеолита появление мононорм, а затем права и правовых отношений.
6. Художественная культура способствует отражению эстетической оценки человеком права и правовой действительности, позволяющей проводить теоретические исследования в познании сущности права.
Список литературы
1. Артемова, О. Ю. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине. - М.: Наука, 1987.
2. Бутовская, М.-Л., Файнберг, Л. А. У истоков человеческого общества. - М.: Наука, 1993.
3. Аугуста, Йозеф, Буриан, Зденек. Жизнь древнего человека. - Прага: Артия, 1960.
4. Лихачев, Д. С. Раздумья о России. - СПб.: Logos, 1999.
5. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права : учебник. - М.: Проспект, 2001.
6. Токарев, С. А. Ранние формы религии. - М.: Политиздат, 1990.
7. Философия права. Курс лекций : учебное пособие. - Т. 1 / С.Н. Бабурин, А. Г. Бережнов, Е. А. Воротилин и др.; отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2013.
8. Эйнштейн, А. Соб. науч. тр.: в 4 т. - Т 4. - М., 1974.
УДК 343.357 Ю.С. Рубцова*
Историко-правовые аспекты
установления ответственности за должностную халатность
при производстве предварительного расследования в форме дознания
в России и зарубежных странах
Статья посвящена ретроспективному анализу отечественного законодательства об ответственности за должностную халатность при производстве дознания, выделению периодов его развития. Проведён анализ уголовно-правовых норм зарубежного законодательства об ответственности за невыполнение служебных обязанностей, рассмотрен положительный опыт их реализации.
Ключевые слова: дознание, должностное лицо, зарубежные страны, исторический опыт, качественное проведение, небрежное исполнение, неосторожное преступление, периоды развития, обязанности по службе, полиция, уголовная ответственность, халатность.
J.S. Rubtsova*. Historical-legal aspects of establishing responsibility for official negligence in the preliminary investigation in the inquiry form in Russia and foreign countries. The article is devoted to a retrospective analysis of domestic legislation on liability for official negligence in the inquiry, the allocation of the periods of its development. The analysis of criminal-legal norms of foreign legislation on liability for failure to comply with their duties, the positive experience of their implementation are considered.
Keywords: inquiry, official, foreign countries, historical experience, quality conducting, negligent performance, careless crime, periods of development, service duties, police, criminal liability, negligence.
Сегодня вопрос о преступлениях должностных лиц против интересов государственной службы и тем самым интересов государственной власти, противодействия им, весьма актуален, поскольку указанные преступления представляют ощутимую угрозу интересам общества в целом.
Преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов, вызывают особую обеспокоенность государства. Факты должностной халатности при производстве предварительного
* Рубцова, Юлия Сергеевна, адъюнкт кафедры уголовного права, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-68. E-mail: [email protected].
* Rubtsova, Julia Sergeyevna, postgraduate of criminal law department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Address: Russia, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., d. 1. Ph.: 744-70-68. E-mail: [email protected].
© Рубцова Ю.С., 2016