The article examines the characteristics of two methods for determining the optimal number of clusters. The first method is well known; it is based on the Rand index and consists in calculating membership matrices. The second method is proposed for the first time, it is based on calculating the distances between centroids on a training and test sample.
Key words: content, quality assessment, data science, clustering, KMeans, agglomerative clustering, scikit-learn, nearest neighbor method, kNN, pandas, numpy.
Mosin Vladimir Gennadievich, candidate of physical and mathematical sciences, docent, yanbacha@yandex. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University
УДК 004.413
DOI: 10.24412/2071-6168-2024-2-615-616
ПЕРВИЧНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВОСТРЕБОВАННОГО
ПОТРЕБИТЕЛЯМИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ ПРИ ВЫХОДЕ КОМПАНИИ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА НОВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ
А.С. Клентак, В.Н. Козловский, А.В. Гусев
В работе представлены первичные результаты разработки методологии, на основе использования которой машиностроительная компания может спрогнозировать востребованную у потребителей оценку качества продукции, при выходе на новые конкурентные рынки.
Ключевые слова: конкурентоспособность, машиностроение, автомобилестроение, качество, прогнозирование.
Выход машиностроительной компании на новые конкурентные рынки должен сопровождаться серьезными аналитическими исследованиями в области оценки востребованного качества продукции со стороны потенциальных потребителей. С этой целью требуется разработка и реализация методологии прогнозирования востребованного потребителями качества продукции машиностроения при выходе компании производителя на новые конкурентные рынки
Для достижения цели связанной с определением прогнозной оценки требуемого потребителю качества продукции требуется решение следующих задач [1 - 3]:
1. выделение социокультурных доминант исследуемой территории и определение закономерностей их соответствия тенденциям и потребительским стандартам;
2. определение рациональных и символических способов повышения заинтересованности в наличии автомобиля с вскрытием закономерностей, мотивации и ожидания потенциальных потребителей;
3. дать оценку динамики автомобильного рынка (сегменты, емкость, производители) с определением его основных двигателей, а также с разработкой стратегии дальнейшего развития рынка;
4. определение типа потенциальных потребителей на автомобильном рынке, исходя из их психосоциального профиля.
Далее в работе, рассмотрим некоторые из первичных аспектов предлагаемых в рамках разрабатываемой методологии на примере выхода на компании - производителя на новый конкурентный автомобильный рынок [4].
Для решения задачи выделения социокультурных доминант исследуемой территории и определения закономерности их соответствия тенденциям и потребительским стандартам требуется оценить экономическую ситуацию внутри рассматриваемой территории, описать социальную структуру общества, рассмотреть механизмы стимулирования спроса и в заключение на основании этих данных описать социокультурные аспекты общества: его профиль, структурные детерминанты и факторы его стратификации [5].
Согласно анализу российского общества отечественный автомобильный рынок представляется сложной структурой. В области автомобильного спроса определяющим фактором является уровень дохода на той или иной территории, вследствие чего, в автомобильной рынок делится фактически на два крупных сегмента - это автомобильный рынок «Больших городов» и «Провинция» [6, 7].
Большие города. В данной категории можно выделить следующие детерминанты:
- высокий уровень обеспеченности;
- открытость к западным товарам и стилю образа жизни;
- большее внедрение иностранных автомобильных марок;
- большее разнообразие моделей (марки, модели).
Провинция. В данной категории можно выделить следующие детерминанты:
- более низкий уровень жизни и образования;
- меньшее проникновение товаров иностранного производства (в том числе автомобилей);
- меньшее влияние новых тенденций;
- большая дефектность дорог;
- большее влияние природных факторов и традиционных способов провождения свободного времени на природе (охота, рыболовная ловля).
Кроме того, можно выделить также яркие отличия рынка по направлениям западной и восточной территории. На восточной территории прослеживается ввоз большого количества поддержанных японских автомобилей (85% автомобилей на Дальнем Востоке имеют расположение руля справа, по сравнению с 8-9% в среднем по стране).
Кроме вышеописанных направлений также есть ряд территорий с «местными особенностями». Данные территории представляют собой совокупность частных случаев на уровне города или отдельных регионов.
Формирование понимания отношения к автомобилю происходит на фундаменте анализа социокультурных аспектов, в виде сформированного профиля общества с его структурными детерминантами и факторами стратификации (аспекты его возможной трансформации изнутри).
Отношению к автомобилю трансформируется с течением времени и изменением внешних обстоятельств (рисунок 1).
Рис. 1. Структурные детерминанты и факторы стратификации
Далее рассматривается, какое влияние на отношение к автомобилю оказывает каждая структурная детерминанта и/или фактор стратификации.
Дифференциация по половому признаку. В данном случае разбирается влияние структурной детерминанты «Консерватизм» и его подфактора «Дифференциация по половому признаку».
Влияние традиций на отношение к автомобилю всегда ощутимы, но стереотипы в отношении к автомобилю (с обеих сторон) у мужчин и женщин остаются основным фактором различия в данном вопросе.
Женщины, согласно опросам, уделяют большее внимание дизайну, типу, и относительно подходящей цене. Женщины предпочитают плавность линий, компактность, практичность, роскошный дизайн и оснащение. Приоритет внешним характеристикам свойственен в первую очередь женскому выбору.
За последние 5 лет большую часть выданных водительских прав получают женщины», однако это не говорит на прямую именно о доли рынка.
На уровне рынка, роль женщины ощутима: значительная доля докризисного роста приходится на факт доступа женщины к владению автомобилем. На 2020 год доля женщин за рулем колеблется около 20%.
В основном среди женщин-водителей автомобиля можно выделить две группы:
- молодые служащие/ управляющие;
- женщины среднего возраста/ домохозяйки, с целью благоустройства быта.
В обоих случаях автомобиль решает тройную задачу:
- -функциональную: добраться до места работы, ежедневные нужды семьи (дети, покупки);
- правонаделительную: автомобиль как средство независимости, шаг к личной свободе (от мужчин в общем смысле и супруга, в частности).
- функцию поддержания статуса: как и у мужчин, когда речь идет о демонстрации статуса (собственного, или чаще всего своей семьи, и в редких случаях статус супруга).
Мужчины в свою очередь предпочитают размер, мощность, солидность, выражение состоятельности в социальном и семейном плане. В более глобальном плане, у мужчин прослеживает приоритетность, в отношении внешнего вида автомобиля, говорящая о превосходстве функциональных качеств над внешней формой. «Настоящая мужественность» «предполагает» задумываться в основном о функциональности и технических характеристиках.
Семья. В данном случае разбирается влияние структурной детерминанты «Консерватизм» и его подфак-тора «Семья».
Значение семьи (и наличие друзей, как членов семьи) в нашей стране проявляется в форме оказания взаимопомощи, которая возникает в момент планирования бюджета, позволяющего приобрести автомобиль:
- непосредственная помощь родителей (в дар, совместное финансирование);
- займы у друзей/ коллег.
Для периферии среднего класса, автомобиль часто является общественным приобретением.
Ностальгия. Патриотизм. В данном случае разбирается влияние структурной детерминанты «Консерватизм» и его подфакторов «Ностальгия и Патриотизм».
Влияние «прошлого» на владение автомобилем основывается в основном на том, что на территории нашей страны долгое время было единственной возможности иметь автомобиль - это иметь автомобиль марки местного производителя. Отсюда есть фактически два направления:
- персональный опыт, основывающийся на успешном использовании автомобиля Лада, Москвич и т.д. (для людей старше 55 лет);
- персональный опыт, основывающийся на позитивном или негативном опыте использования автомобиля, в последствии приведший к отказу от автомобиля.
Владение автомобилем, как главным статусным маркером подвергается непосредственному влиянию процессов медленной социальной стабилизации, а именно «Утончение вкусов потребителя», которое проявляется в увеличение объемов предложений автомобилей и в стремлении к выделению из общей массы: показатели статуса
развиваются и становятся все более разнообразными, теперь статус выражается не только габаритами автомобиля; появился целый ряд возможностей выражения индивидуальности и выделения из массы на одном статусном уровне (эквивалентное потребление); модели снабжаются воображаемыми отличительными особенностями, мотивирующими покупателя и свидетельствующие о его индивидуальных качествах (модели hatch, SUV, даже MPV); символическая или статусная функция автомобиля ограничивается его функциональностью и физическими потребностями.
Долгое время сдерживаемая плохим состоянием дорог и невозможностью автомобилей этому противостоять (недостаточный уровень надежности и комфорта) начинает появляться тенденция требования функциональности автомобиля в категории «отдых»: желание сохранить комфортность во время передвижения в отпуск или на выходные.
На дороге появляется тенденция соблюдения правил дорожного движения: тенденции более спокойного вождения (спокойствие, четкое соблюдение правил, вежливость, уважение к другим водителям); потенциальная связь машины с процессом вождения: апселлинг (особенно у моделей SUV) подразумевает более внимательное поведение на дороге (защита автомобиля, стремление к правильному типу вождения).
Тем не менее, новые тенденции поддерживаются не всеми водителями, во многом по результатам опросов, поддерживается в местах установки камер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения: дорога все еще остается местом конкуренции (автомобилей, автомобилистов и пешеходов).
После проведенного анализа ключевых социокультурных детерминант необходимо оценить объективные факторы построения ожиданий, такие как погодные условия, как фактор риска, и степень развитости дорожной инфраструктуры.
Погодные условия, как фактор риска и дискомфорта. Условия дорожного движения на территории нашей страны сопряжены с резкими перепадами температур (лето/зима), некоторыми погодными явлениями при низких температурах (снег, гололед, дождь и т.д.) из чего следует ряд факторов риска при вождении: риск механических и электронных поломок (поломка, преждевременный износ, недостаточная оснащенность); риск, связанный с безопасностью (потеря управления автомобилем); слабая мотивация к долгим поездкам (которые в зимнее время могут нанести ущерб здоровью и жизни), из чего вытекает отсутствие положительного образа дороги.
Критерии оценки автомобиля складываются из его общей стоимости, надежности, безопасности, комфорта, многофункциональности, дизайн и марки выбираемого автомобиля. Первым критерием, по которому оценивают автомобиль является его общая стоимость.
На примере можно выделит основные принципы покупки автомобиля: учитывая финансовые и символические затраты в процессе покупки автомобиля, объем информации для осуществления выбора крайне важен. В большинстве это касается мужчин: приоритет функциональности и технических характеристик. Женщины составляют меньший процент: частота покупок, обусловленная «мгновенной симпатией» к внешнему виду автомобиля, влияние мнения мужа (изучение технических характеристик).
Желаемые модели обычно уже хорошо изучены, особенно это касается места производства и уровня надежности;
Многочисленные источники информации (интернет, дилеры, масс-медиа, семья и друзья) действующими в равной степени;
В стране, где господствует групповой конформизм, признание популярности марки или самого автомобиля — это очень мощный фактор влияния на выбор человека.
Кроме того, становится нормой обращать внимание на стоимость эксплуатации автомобиля. Здесь также есть широкий перечень критериев: покупная цена автомобиля; эксплуатационные расходы (стоимость отдельных деталей, стоимость прохождения технического обслуживания); расход горючесмазочных материалов; налоги на автомобиль (зависит от мощности лошадиных сил); оперативность перепродажи (легкость сбыта и цена перепродажи); стоимость кредита (в рамках кредита, предоставляемого дилером); качество гарантийных услуг (обслуживание, прием, гарантия) в перспективе дальнейшего технического обслуживания.
Критерий расхода горючесмазочных материалов обычно принимается во внимание в процессе покупки, и в период использования: учет реального расхода (и его сопоставление с расходом, указанным производителем); учет бюджета на расход топлива за неделю, или за длительную поездку.
Однако, здесь есть ряд технических характеристик, оказывающих принципиальное влияние на количество потребляемых горючесмазочных материалов: от рабочего объема цилиндров (в большинстве случаев) и в остальных от мощности двигателя (л.с.); манеры вождения (агрессивная и быстрая, или экономичная); использования кондиционера.
В свою очередь рабочий объем цилиндров зависит от категории автомобиля: от 5 до 6 литров/100 км в автомобилях категории A-B; от 10 до 12 литров/100 км в моделях hatch или sedan категории B-C; 15 литров/ 100 км в моделях SUV.
Есть также ряд дополнительных детерминант выбора: при отсутствии на рассматриваемой территории верности определенным маркам, обнаруживается чувствительность потребителей к рекламным акциям (иногда делая скидку на мощность и разновидность двигателя, уровень современности или цвет автомобиля); конкуренция среди дилеров одной марки. Потребители с одной территории могут приехать покупать автомобиль на другую территорию, чтобы сделать это как можно выгодней; государственная программы помощи местной автомобильной промышленности, позволяющая брать кредит с минимальной процентной; на экономически нестабильных территория возможность покупки в кредит, как один из решающих факторов выбора, в следствии страх внезапного повышения цены, сбоев в поставках, долгого срока ожидания (превышающий несколько недель); выбор «нового автомобиля» или «автомобиля бывшего в эксплуатации [8, 9]
Надежность автомобиля. Можно выделит основные критерии оценки потребительской надежности автомобиля: в основном, во всех целевых группах (даже в категории женщин), места сборки всегда известны и принимаются во внимание, даже тщательно изучаются; негласная иерархия стран-производителей. Производство автомобиля в стране происхождения марки считается залогом подлинности и гарантией качества; местная сборка до сих пор воспринимается с большим недоверием: общий низкий уровень качества (металла, используемых материалов, пластика), низкий уровень надежности (механических деталей), низкая квалификация рабочих, воспоминания о русской устаревшей и изношенной производственной базе.
Однако, в последний время формируется новый тренд, в котором местная сборка таит в себе потенциал фактора уверенности и убеждения, так как сама марка производителя становится залогом аутентичности сборки: имидж производителя и понятие о качестве сборки неразрывно связаны; чем более знаменита своим качеством марка (немецкие, японские), тем лучше воспринимается факт российской сборки.
При выборе модели, категория страны сборки равнозначна категории цены: финансовая рациональность уступает место символичности автомобиля, покупка более дешевого автомобиля оправдывается и объясняется (относительно низкая стоимость рабочей силы, отсутствие налогов на экспорт).
Однако, несмотря на это, если местная сборка автомобилей класса A и B может положительно восприниматься потребителями, прослеживается негативное отношение к ней в имиджевых моделях (Toyota Camry, VW Passat), к которым эмоциональная привязанность покупателя играет ведущую роль.
В меньшинстве случаев, различие между «100% национальным предприятием» и российско-иностранными совместными предприятиями проявляется в ущерб последним: если производитель является владельцем завода, он имеет право устанавливать там свои правила, внедрять свои методы работы и свое оборудование; совместное предприятие усиливает опасения по отношению к русскому производству (иностранный производитель не диктует условия, а должен согласовывать их с условиями функционирования российского предприятия).
Безопасность автомобиля. Безопасность автомобиля можно рассмотреть с двух сторон - это потребительская безопасность автомобиля и его техническая безопасность.
Потребительская безопасность автомобиля: большие габариты автомобиля, свидетельствующие о его силе, мощности, надежности: «Машина-крепость» (SUV, Jeep, в некоторых категориях даже sedan) или агрессивность, уверенность, угроза (авто hatch «быстрый» категории B-C): «машина-кокон» (анализ мнений женщин в большинстве); высокое положение водителя, позволяющее больший обзор дороги (психологическое преимущество возможного ухода назад в непредвиденной ситуации, продуманной защиты и отдаления опасности); толщина металла; объем багажника: расстояние между задним отделением (багажник) и передними сидениями.
Техническая безопасность: количество подушек безопасности; мощность двигателя в контексте скорости (легко обгонять, быстро выезжать из ряда); наличие полного привода.
Комфорт автомобиля. Можно выделит основные требования покупателей к уровню комфорта автомобиля: заторы на дорогах (маленькие масштабы дорожных сетей), провоцирующие увеличение времени, проведенного в пути (чтобы доехать на работу, семейные дела и отдых); плохое состояние дорог (низкое качество дорожного покрытия), что усугубляется погодными условиями; уменьшение значения дома (вынужденное или добровольное), ведущее к расширению понятия дома относительно автомобиля и соответственно увеличивающее ожидания относительного него: тепло, интимность, покой и безмятежность, защита; слабое внимание процессу вождения (отсутствие удовольствия, иногда ассоциируемое с трудностями) сопровождаемое интересом к технологиям, как к продолжению человека.
В итоге потребители ожидают от автомобиля достаточно высокий уровень комфорта и облегченности быта.
Функциональность автомобиля. Ключевой чертой функциональности автомобиля является ожидание универсального автомобиля, как практичного инструмента в городе и вне его пределов. Приведем ряд факторов влияние которых одним из ключевых требований к автомобилю делают его многофункциональность или способность противостоять плохому состоянию дорог (неасфальтированные дороги, с разрушенным дорожным покрытием, труднопроходимые): риск поломки автомобиля: удар камнем, провалы в покрытии, снежные заносы). Опасность механической поломки или ржавчины, а значит затрат на ремонт/замену деталей, или преждевременный износ автомобиля (уменьшение стоимости перепродажи); неудобство вождения и парковки в городе; два фактора обеспокоенности при наличии дачи и состоянии дорог, ведущих к ней, и в более общем смысле частота семейных поездок загород (пикники, выезд на шашлыки, лыжные катания) по трудным дорогам, от состояния внутригородских дорог; от противного, наличие второго автомобиля, предназначенного для профиля «природа» (охота, рыбалка) снижает стремление к многофункциональности авто (в небольшом проценте случаев модельного ряда).
Восприятие уровня «адаптированности автомобиля к российским дорогам» является одним из факторов выбора автомобиля, из которого вытекает ряд требований к нему: жесткая подвеска, которая облегчает преодоление препятствий; высокий клиренс, как повышение его проходимости и соответственно защита от неровностей на дороге.
Часто также с целью защиты автомобиля от рисков механического и эстетического повреждения докупается дополнительное оборудование такое, как пластиковые панели обвеса, защита картера, мощный амортизатор.
Трансмиссия во внедорожниках SUV является предметом неопределенности в отношении цена/проходимость-безопасность. Для владельцев внедорожников SUV, трансмиссия такого автомобиля остается предметом обсуждения, прежде всего по функциональным причинам: повышения уровня проходимости автомобиля; безопасности: устойчивость на обледенелых дорожных покрытиях.
Психологически, выбор трансмиссии 4x4 является символическим приближением к категории «Jeep» (большие внедорожники SUV) на которых существует большой спрос. Выбор трансмиссии 4x2 определяется двумя причинами: доступность в категории «Цена», особенно для типа «компенсаторы» (см. раздел Типы автомобилистов); отсутствием необходимости передачи 4x4, по причине редких выездов на дальние расстояния (особенно в городском цикле) или же если дача находится относительно близко.
Дизайн автомобиля. Основными факторами, влияющими на формирование вкусовых предпочтений (дизайна) автомобиля, являются: усредненный дизайн (все категории предложения) однообразный выбор (даже если он находится на стадии разработки вследствие появления новых марок или сетей распространения заграницей в сфере потребления товаров потребления, оборудования или жилья); дорогостоящий дизайн, который преобладает над функциональностью, и традиционностью; классовый конформизм действует как объединяющий фактор и усреднитель ожиданий (не отдаляясь от консенсуса, изменять его оригинальность); инвестирование в дизайн связанно с сегментом автомобиля (т.е с его стоимостью): формальные различия более многочисленны в коммерческих сегментах; покупатели автомобилей категории B+ и C (за исключением женщин), чьи функциональные нужды удовлетворены, обращают особое внимание дизайну.
Дизайн автомобиля выполняет две функции: статусную: является маркером социальной принадлежности (реальной или желаемой) и психологическую: эмоциональное удовольствие от внешнего вида автомобиля (удовольствие, уверенность, радость, и т.д.).
Марка автомобиля. Существует сформировавшаяся иерархия производителей, расположенных на оси: Функция-Престиж.
Марки автомобилей имеют достаточно четкую связь и принадлежность к социальной стратификации (российские/ базовый класс, средний класс, высший средний класс, элитарный, престижный класс).
Марки часто декодируются по одной эмблемной модели, которая своим успехом характеризует производителя.
Некоторые марки принимают негативные элементы имиджа, среди таких моделей.
Верность маркам на территории страны довольно слабо распространена. Перемены производителей очень часты, подкрепляемые двойной целью: поиск нового, нового опыта; повышение категории автомобиля в стремлении к постоянному личностному росту внутри предложения на рынке.
Базовый класс марок автомобилей.
Покупка нового автомобиля уже воспринимается, как одна из составляющих самореализации.
Социально маркированная группа (обыкновенный русский, деклассированный, несерьезный, безответственный)
Двойная внутренняя динамика: падающий тренд на покупку российских автомобилей до 2022 года и возрастающий со 2-квартала 2022 года; растущий тренд на покупку китайский марок.
Низкое качество сборки и в отношении всех характеристик автомобиля: технологии (автоматическая коробка передач), безопасность (металл, тормоза, подушки безопасность), оснащенность, комфорт (звукоизоляция, мягкость сидений), дизайн, отсутствие инноваций и высокая цена.
Экономический класс.
Оптимальные марки, представляющие наиболее рациональное решение в выборе автомобиля по критериям финансовой доступности, технических параметров комфорта и надежности, имиджа производителя.
Группа, обозначающая об уходе от русского мира автомобилей и автомобилей б/у и доступ к современности автомобильного средства. Она расценивается как переходный этап к маркам высшего среднего класса.
Высший средний класс.
Марки, переживающие рост спроса на рынке автомобилей под влиянием имиджа производителя, качества материалов и оборудования, а значит ощутимый подъем внутри социальной структуры России для владельца. Однако, в силу изменившейся ситуации н рынке, количество предложений на описываемые автомобили резко упало.
Группа, представляющая собой подготовительную стадию к престижной категории автомобилей (принадлежащих к бизнес-классу)
Китайский автопром.
Еще один заметный тренд — переход россиян на китайские автомобили. До 2022 г. структура рынка по автобрендам была сбалансирована и отличалась стабильностью. Однако, начиная со 2-го квартала 2022 г. потребители начали адаптироваться к новым реалиям, наращивая покупки автомобили российских и китайский марок. По оценкам В1, совокупная доля продаж китайских автомобилей по итогам 2021 г. составила около 33%, по итогам 2022 г. — около 56%.
Рассмотри пример анализа конкретной марки внутри рассматриваемого рынка.
Выбор модели базируется на двух факторах: стремление к продвижению (автомобиль как предмет и показатель статуса), с одной стороны, и финансовыми трудностями с другой стороны. Эта проблема решается посредством балансирования в выборе марки, типа кузова, модели и уровня его оснащенности.
Целевые группы с финансовыми трудностями оценивают общую сумму собственности: размеры расходов на обслуживание, расхода топлива, легкости и цены перепродажи, изучаются вплотную, так же, как и сумма ежегодного налога на индивидуальный транспорт.
Роль марки прослеживается на двух уровнях: надежность, которая остается требованием потребителей в стране, где состояние дорог подвергает опасности как автомобиль, так и жизнь человека, и в контексте поломок, которые стереотипно свойственны российским автомобилям (собственный или замеченный опыт); статус выражается через четкую иерархизация марок по критерию престижности. Эта стратификация предполагает калькирование социальной структуры российского общества (базовый класс, низший средний класс, высший средний класс и элита)
Место сборки автомобиля говорит о его качестве. Безопасность и постоянная обеспокоенность с целью противостоять дорожным и климатическим неблагоприятным условиям.
Ожидания комфорта базируются на этих же двух элементах. Добавим передачу автомобилю характеристики дома (комфорт, удобство, тепло, семейный очаг).
Стремление к полной автоматизации автомобиля является характерной чертой русского автомобилиста. «Умная машина-автомат», обладающая всем необходимым комфортом и частично снимающая ответственность с водителя.
Для противостояния состоянию дорог и погодным условиям, основным является стремление к многофункциональности автомобиля (высота клиренса, защита, подвеска).
В независимости от типа кузова, сфера дизайна требует значительного внимания и вложений (в основном у женщин, в меньшей степени у мужчин, и представляет все более волнующий фактор постепенного повышения классовости автомобиля): в условиях полного несоблюдения правил дизайна, классовый/групповой конформизм действует как усреднитель вкусов; выделяется 5 основных параметров оценки: современность, лаконичность, экспрессивность, динамичность, мощность.
Список литературы
1. Дебелов В.В. Моделирование электронной системы регулирования скорости движения легкового автомобиля в режимах поддержания и ограничения скорости / В.В. Дебелов, В.В. Иванов, В.Н. Козловский, В.И. Строганов // Электроника и электрооборудование транспорта. 2013. № 6. С. 2-7.
619
2. Козловский В.Н. Потребительская ценность качества автомобилей / В.Н. Козловский, Г.Л. Юнак, Д.В. Айдаров, С.А. Шанин // Стандарты и качество. 2017. № 12. С. 76-80.
3. Panyukov D. Development and research FMEA expert team model / D. Panyukov, V. Kozlovsky, Y. Klochkov // International Journal of Reliability, Quality and Safety Engineering. 2020. Т. 27. № 5
4. Козловский В.Н. Концепция методологии комплексной программы улучшений / В.Н. Козловский, Д.И. Благовещенский, Д.В. Айдаров, Д.И. Панюков, Р.Д. Фарисов // Стандарты и качество. 2022. № 7. С. 36-42.
5. Строганов В.И. Математическое моделирование основных процессов электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой / В.И. Строганов, В.Н. Козловский, А.Г. Сорокин, Л.Х. Мифтахова // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 7. С. 129-132.
6. Панюков Д.И. Новое руководство по FMEA: структурный анализ процессов / Д.И. Панюков, В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров // Методы менеджмента качества. 2020. № 10. С. 36-42.
7. Козловский В.Н. Моделирование электронной системы VVT управления двигателем легкового автомобиля / В.Н. Козловский, В.В. Дебелов, М.А. Пьянов // Электроника и электрооборудование транспорта. 2014. № 4. С. 5-12.
8. Козловский В.Н. Стратегическое планирование конкурентоспособности с точки зрения качества / В.Н. Козловский, С.А. Шанин, Д.И. Панюков Стандарты и качество. 2017. № 3. С. 76-80.
9. Дебелов В.В. Электронная система управления автомобиля "Start-Stop" / В.В. Дебелов, В.Н. Козловский, В.Е. Ютт // Электроника и электрооборудование транспорта. 2014. № 2. С. 6-9.
Клентак Анна Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Гусев Алексей Викторович, аспирант, gusevav@aviacor. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет
PRIMARY ASPECTS OF DEVELOPING A METHODOLOGY FOR FORECASTING THE QUALITY OF MECHANICAL ENGINEERING PRODUCTS DEMANDED BY CONSUMERS WHEN A MANUFACTURING COMPANY ENTERS NEW
COMPETITIVE MARKETS
A.S. Klentak, V.N. Kozlovsky, A. V. Gusev
The paper presents the primary results of developing a methodology based on the use of which a machinebuilding company can predict the assessment of product quality that is in demand among consumers when entering new competitive markets.
Key words: competitiveness, mechanical engineering, automotive industry, quality, forecasting.
Klentak Anna Sergeevna, candidate of technical sciences, docent, anna_klentak@mail. ru, Russia, Samara, Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolev (National Research University),
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Gusev Alexey Viktorovich, postgraduate, gusevav@aviacor. ru, Russia, Samara, Samara State Technical
University