Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Правовая политика государства: теория, история, практика
УДК 342.565.2 С. А. Фоменко
ПЕРВИЧНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИК
Аннотация. В статье рассматривается первичное правовое регулирование основ конституционного строя в конституциях республик.
Ключевые слова: основы конституционного строя, первичное правовое регулирование.
S. A. Fomenko
PRIMARY LEGAL REGULATION OF BASES OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM IN SEPARATE PROVISIONS OF CONSTITUTIONS OF THE REPUBLICS
Abstract. The article analyzes primary legal regulation of bases of the constitutional system in constitutions of the republics.
Key words: bases of the constitutional system, primary legal regulation.
Наряду с закреплением основ конституционного строя Российской Федерации в конституциях республик имеются отдельные положения, присущие только данной республике. Так Конституция Республики Ингушетия установила норму о возвращении политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия как важнейшую задачу государства [1]. Эта норма конституции республики указывает на имеющиеся территориальные претензии к соседним субъектам РФ и опирается на положение части 3 статьи 67 Конституции РФ о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Следовательно, возможность изменения границ субъекта РФ закреплена в федеральной Конституции.
В Конституции Кабардино-Балкарской Республики закреплено, что Кабардино-Балкарская Республика основана на един-
Фоменко С. А., 2013
1
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Правовая политика государства: теория, история, практика
стве равноправных народов Кабардино-Балкарии и неделима. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Кабардино-Балкарии, являются антиконституционными [2, ст. 3].
Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия установила, что Республика Калмыкия привержена принципам мира и добрососедства, ее территория не может быть использована для угроз и применения силы в отношении соседей, вмешательства в их дела [3, ст. 6]. В другой статье указанной конституции говорится, что Республика Калмыкия разделяет ответственность за существующие глобальные общечеловеческие проблемы и обязуется прилагать усилия к их разрешению в духе любви, сострадания, милосердия и прогресса, содействуя устройству мира на Земле [4, ст. 10].
Учитывая географические и национальные особенности Республики Саха (Якутия), Конституция республики в основах конституционного строя установила, что государство обеспечивает защиту экологических интересов общества в хозяйственной, промышленной и иной деятельности. На территории Республики Саха (Якутия) не допускаются действия по хранению и использованию промышленных отходов ядерного, химического, бактериологического и иных видов производства, а также испытания оружия массового поражения, нарушающие права и охраняемые законом интересы населения [5, ст. 6]. Между тем, эта норма не безупречна, поскольку в соответствии со статьей 71 Конституции РФ оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества относится к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, анализируемой правовой нормой Республика Саха (Якутия) вторглась в предметы ведения Российской Федерации.
Исходя из географического положения и этнических особенностей Конституция Республики Северная Осетия - Алания закрепила положение о том, что Республика Северная Осетия -Алания строит свои отношения с Республикой Южная Осетия в соответствии с федеральным законодательством на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции [6, ст. 16].
Отдельные правовые нормы в основах конституционного строя имеются, и в Конституции Республики Татарстан. Ее статья 1 закрепляет, что Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном деле-
Фоменко С. А., 2013
2
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Правовая политика государства: теория, история, практика
гировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан. При этом, как установлено в статье 123 Конституции республики, положения статьи 1 Конституции Республики Татарстан и настоящей статьи могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан. Часть 1 статьи 3 Конституции республики установила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ. Несмотря на то, что Конституционный Суд РФ в ряде своих решений признавал положения республиканских конституций о суверенитете не соответствующими Конституции РФ, законодатель Республики Татарстан не внес изменений в указанную статью Конституции республики. Кроме того обращает на себя внимание положение анализируемой статьи об объединении Республики Татарстан с Российской Федерацией. Это положение далеко от исторических реалий, поскольку Российская Федерация не договорная федерация, а конституционная. Она стала федерацией потому, что была провозглашена таковой в Основном законе страны. Не субъекты федерации образовали Российскую Федерацию на основе договора, а Российская Федерация учредила субъекты федерации на основе Конституции.
Не соответствующими Конституции РФ являются нормы Конституции Республики Татарстан, устанавливающие республиканское гражданство: Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации [7, ст. 21]. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» не допускает гражданства республик [8, ст. 2041], в отличие от закона РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР» [9,ст.243]. Ю. А. Дмитриев по этому поводу пишет, что новый федеральный закон о гражданстве не содержит указания на наличие в республиках собственного гражданства, но и не запрещает его им устанавливать [10].
Фоменко С. А., 2013
3
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Правовая политика государства: теория, история, практика
Отсюда можно сделать вывод, что республики могут устанавливать свое гражданство. Однако с этими размышлениями трудно согласиться, поскольку институт гражданства относится к правовым институтам конституционного права, которое, в свою очередь, является публичным правом, в котором действует правовая аксиома о том, что субъекты праву дозволено то, что прямо предусмотрено законом. Применительно к нашему случаю, это означает, что раз федеральный закон не закрепил право республик на установление своего гражданства, то этого права они и не имеют.
Дополнительно к сказанному можно привести аргументы Конституционного Суда РФ, который в своем постановлении от 7 июня 2000 г. и определениях от 27 июня 2000 г. и 19 апреля 2001 г. отказал республикам в наличии их собственного суверенитета, поскольку Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многонационального народа Российской Федерации, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Использование в Конституции РФ понятия «республика» также не означает государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера [11]. С. А. Авакьян в этой связи отмечает, что разрешая указанным образом вопрос о суверенитете республик, Конституционный Суд тем самым предопределяет и решение производного вопроса о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами. По позиции Конституционного Суда РФ, Конституция РФ, устанавливающая принцип единого гражданства Российской Федерации, не предусматривает гражданство республик и их правомочия в этой области [12]. С этой точкой зрения следует согласиться.
Отдельная статья Конституции Республики Татарстан закрепила положение о том, что Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" - составная часть правовой системы Российской Федерации и Республики Татарстан. Между тем такие положения конституции республики вряд ли можно отнести к основам конституционного строя, поскольку договоры заключаются и расторгаются, а основы конституцион-
Фоменко С. А., 2013
4
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Правовая политика государства: теория, история, практика
ного строя тем и отличаются, что являются стабильными и долговременными, устанавливающими правовые нормы-принципы, цели, задачи, имеющие основополагающее значение во всех сферах государственной и общественной жизни. Как писал по этому поводу О. Е. Кутафин, в основах конституционного строя следует отличать группы общественных отношений, складывающихся в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации общества и лежащие в ее основе, а также общественные отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются. Это могут быть отношения, определяющие основы правового статуса человека и гражданина, систему органов государственной власти, гражданства, федерализма и т.п. [13].
Отдельные правовые нормы имеются и в Конституции Республики Тыва. В ней устанавливается, что государственная власть в Республике Тыва не вмешивается в соответствующую закону деятельность общественных объединений, оказывает поддержку развитию институтов гражданского общества в Республике Тыва. В целях обеспечения взаимодействия граждан, общественных объединений с органами государственной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления, учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания формируется Общественная палата Республики Тыва. Порядок формирования и деятельности Общественной палаты Республики Тыва устанавливается конституционным законом Республики Тыва [14, ст. 4].
Таким образом, отдельные положения конституций республик, равно как и их общие положения, касающиеся основ конституционного строя, вытекают из положений Конституции РФ и обеспечивают на республиканском уровне правовое наполнение основ конституционного строя Российской Федерации. Отдельными нормами конституций осуществляется первичное правовое регулирование основ конституционного строя республик. Оно осуществляется на основе закрепленных в первой главе Конституции РФ принципов, которые одновременно выступают пределами в формулировке особенных и отдельных норм конституций республик в части, касающейся основ конституцион-
Фоменко С. А., 2013
5
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Правовая политика государства: теория, история, практика
ного строя. Отдельные положения конституций республик выражают особенности их географического положения, социальноэкономические, национально-этнические, культурные и иные особенности республик.
Список использованной литературы
1. Конституция Республики Ингушетия. Ст. 11.
2. Конституция Кабардино-Балкарской Республики. Ст. 3.
3. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия. Ст. 6.
4. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия. Ст. 10.
5. Конституция Республики Саха (Якутия). Ст. 6.
6. Конституция Республики Северная Осетия - Алания. Ст.16.
7. Конституция Республики Татарстан. Ст. 21.
8. СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
9. Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 6. - Ст. 243.
10. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий / под ред. Ю. А. Дмитриева. - М., 2009. - С. 34.
11. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2000. - М., 2001. - С. 123; 381; 2001. М., 2002. -С. 314.
12. Авакьян С. А. Конституционное право России. Т. 1. - М., 2005.- С. 523-524.
13. Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. - М., 2001.
- С. 23.
14. Конституция Республики Тыва. Ст. 4.
Referenses
1. Konstitutsiya Respubliki Ingushetiya. St. 11.
2. Konstitutsiya Kabardino-Balkarskoj Respubliki. St. 3.
3. Stepnoe Ulozhenie (Konstitutsiya) Respubliki Kalmykiya. St. 6.
4. Stepnoe Ulozhenie (Konstitutsiya) Respubliki Kalmykiya. St. 10.
5. Konstitutsiya Respubliki Sakha (YAkutiya). St. 6.
6. Konstitutsiya Respubliki Severnaya Osetiya - Alaniya. St.16.
7. Konstitutsiya Respubliki Tatarstan. St. 21.
8. SZ RF. - 2002. - № 22. - St. 2031.
9. Vedomosti s"ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta Rossijskoj Federa-tsii. - 1992. - № 6. - St. 243.
10. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii. Doktrinal'nyj kommentarij / pod red. YU. A. Dmitrieva. - M., 2009. - S. 34.
11. Konstitutsionnyj Sud Rossijskoj Federatsii. Postanovleniya. Opredeleniya. 2000. - M., 2001. - S. 123; 381; 2001. M., 2002. - S. 314.
12. Avak'yan S. A. Konstitutsionnoe pravo Rossii. T. 1. - M., 2005.
- S. 523-524.
Фоменко С. А., 2013
6
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)
Правовая политика государства: теория, история, практика
13. Kutafin O. E. Predmet konstitutsionnogo prava. - M., 2001. -
S. 23.
14. Konstitutsiya Respubliki Tyva. St. 4.
Информация об авторе
Станислав Александрович Фоменко - аспирант, Пензенский государственный университет, г. Пенза, e-mail: [email protected]
Author
Stanislav Alexandrovich Fomenko - post-graduate student, Penza State University, Penza, e-mail: [email protected]
Фоменко С. А., 2013
7