Научная статья на тему 'Республики в составе Российской Федерации и их правовой статус'

Республики в составе Российской Федерации и их правовой статус Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1435
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ / CONSTITUTIONAL LAWS / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / FEDERAL LAWS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ТЕРРИТОРИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / ГРАНИЦА / BORDER / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECTS OF THE FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громов К.Э.

Анализ законодательства показывает, что в отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Автор раскрывает вопрос о том, что конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. На основании этого сделал вывод, что Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику герб, флаг, гимн, определяют столицу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Republic within the Russian Federation and their legal status

Analysis of the legislation shows that, in contrast to other constituent entities of the Russian Federation of the Republic recognized by States. The author explores the question of what the Constitution of the Russian Federation establishes the right not to release the republics of the Federation, which does not make any other Federation in the world. On this basis, concluded that Republic to claim their State symbols-coat of arms, the flag, the anthem, the capital.

Текст научной работы на тему «Республики в составе Российской Федерации и их правовой статус»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС

К.Э. Громов,

адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный

судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Анализ законодательства показывает, что в отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Автор раскрывает вопрос о том, что конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. На основании этого сделал вывод, что Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу.

Ключевые слова: Конституция, правовой статус, конституционные законы, федеральные законы, принципы, территория, дискриминация, граница, субъекты Федерации.

REPUBLIC WITHIN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR LEGAL STATUS

K.E. Gromov,

graduated in a military academy of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. Analysis of the legislation shows that, in contrast to other constituent entities of the Russian Federation of the Republic recognized by States.The author explores the question of whatthe Constitution of the Russian Federation establishes the right not to release the republics of the Federation, which does not make any other Federation in the world.On this basis, concluded that Republic to claim their State symbols-coat of arms, the flag, the anthem, the capital.

Keywords: The Constitution, legal status, constitutional laws, federal laws, principles, discrimination, the border, the subjects of the Federation.

В состав Российской федерации входит 21 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия. В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реали-

зовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным за-коном1. Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения население республик давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы

122

Вестник Московского университета МВД России

№ 7 / 2014

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации. До принятия Конституции РФ в 1993 г., ряд республик — Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. — закрепили в своих конституциях статус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией». В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто Российская Федерация является объединением, получившим полномочия из рук независимых республик, что противоречит историческим фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством. Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации2. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах3. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей. С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия — Алания и Республикой Ингушетия. Ошибочное представление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов. «Республика Саха (Якутия) закрепила в Конституции 1992 г. положение о своей территории как «исконной земле традиционного расселения ее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромных

просторах в 3,1 млн. кв. км могли утвердиться «коренные народы», которых и сейчас насчитывается не более 1 млн. человек. Произвольно определенные в советское время границы некоторых республик ныне рассматриваются в республиках как якобы сложившиеся исторически». Между тем происходившая в то время частая перекройка границ имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации. Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека. «Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане». Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, не учитывая, что гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, но правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация. Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

1 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ. СЗ РФ — 2006

2 Автономов А.С., Иванов В.В. Новое в конституционном праве России: договоры как источники регулирования объединения субъектов Российской Федерации//Государство и право. — 2011.

3 Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. (в редакции от 25 октября 2006 г.)//СЗ РФ. — 2006. — №1. — Ст. 10; ст. 13; ст. 14; № 23. Ст. 2380; №29. Ст. 3124; №30. Ст. 3287; №31 (1 ч.). Ст. 3427; Ст. 3452; №44. Ст. 4537.

№ 7 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.