Научная статья на тему 'ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация персонала / лояльность / приверженность персонала / staff adaptation / loyalty / staff commitment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Солодкина, О.Е. Подвербных

В статье рассмотрена проблема первичной адаптации сотрудников в организации. Проанализирована взаимосвязь успешной адаптации персонала и формирования лояльности к компании. Изучены составляющие компоненты приверженности сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY ADAPTATION OF PERSONNEL AS A FUNDAMENTAL BASIS FOR THE FORMATION OF COMMITMENT TO THE ORGANIZATION

The article deals with the problem of primary adaptation of employees in the organization. The relationship between successful adaptation of personnel and the formation of loyalty to the company is analyzed. The constituent components of the employee's commitment are studied.

Текст научной работы на тему «ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК: 336.565.2

ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.В. Солодкина Научный руководитель - О.Е. Подвербных

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: katerina-s9@yandex.ru

В статье рассмотрена проблема первичной адаптаци сотрудников в организации. Проанализирована взаимосвязь успешной адаптаци персонала и формирования лояльности к компании. Изучены составлящие компоненты приверженности сотрудника.

Ключевые слова: адаптация персонала, лояльность, приверженность персонала.

PRIMARY ADAPTATION OF PERSONNEL AS A FUNDAMENTAL BASIS FOR THE FORMATION OF COMMITMENT TO THE ORGANIZATION

E.V. Solodkina Scientific supervisor - O.E. Podverbnih

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: katerina-s9@yandex.ru

The article deals with the problem of primary adaptation of employees in the organization. The relationship between successful adaptation of personnel and the formation of loyalty to the company is analyzed. The constituent components of the employee's commitment are studied.

Keywords: staff adaptation, loyalty, staff commitment.

В настоящее время ключевым ресурсом эффективного функционирования любого предприятия является его персонал. Конкурентоспособность, рентабельность производства, уровень доходов собственников капитала и персонала - все это и многое другое в решающей степени зависит от степени реализации трудового потенциала персонала. Чтобы его мобилизовать, необходимо совершенствовать систему управления человеческими ресурсами [1].

Одним из важнейших элементов кадровой работы любой организации является создание эффективного процесса адаптации персонала. В связи с ежедневным освоением новых правил, привыканием к новому профессиональному окружению для каждого нового сотрудника на начальных этапах работы существует риск возникновения огромного стресса. Для грамотной организации данного процесса и помощи сотруднику начать работать с максимальной эффективностью, как можно быстрее, руководству организации следует обратить внимание на проработанность такой серьезной процедуры как адаптация нового сотрудника.

Управление адаптацией новых сотрудников в коллективе является одной из важнейших задач, которую приходится решать службе персонала. Недостаточное внимание службы

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

персонала к созданию эффективного механизма адаптации сотрудников способно повлечь за собой недовольство работника организацией, снижение производительности труда и, в конечном итоге, уход из компании. В данном случае эффективность мероприятий по комплектованию организации персоналом снижается, что приводит к тому, что эффективность деятельности организации в целом может упасть [3].

Развивая и совершенствуя систему первичной адаптации новых сотрудников, можно не только ускорить процесс вхождения нового сотрудника в трудовую деятельность организации, но и сформировать первое положительное впечатление о компании, которое, в свою очередь, может стать фундаментом формирования лояльности, а в дальнейшем и приверженности.

Под лояльностью понимается качественная характеристика, которая определяет степень приверженности сотрудников, и то насколько открыты у данных сотрудников трудовые мотивы для компании, а также то, в какой степени сотрудники одобряют её цели, средства и способы их достижения.

Повышение лояльности персонала является одним из лучших направлений, в которые следует вкладывать средства компании. Такое вложение способно, в значительной мере, повысить эффективность организации. Лояльность персонала является важнейшим условием безопасности любой компании, так как она оказывает существенное влияние на благонадежность сотрудников. Это также является условием формирования у них высокой профессиональной мотивации, которая, как известно, способна отразиться на всех сторонах деятельности предприятия [2].

Каждая из перечисленных выше составляющих имеет свое зарождение на начальном адаптационном этапе сотрудника:

- Эмоциональная сторона лояльности заключается в формировании у сотрудника чувства привязанности к компании, которое тесно связано с дружескими отношениями с коллегами, с произошедшими за период работы воспоминаниями о значимых событиях. Основой такой привязанности является чувство отожествления сотрудника и компании, заинтересованности в её делах, преодолевания её неудач и искренней радости за ее успехи.

- Прагматическая составляющая опирается на трезвый расчёт и сопоставлении выгод, которые даёт работа в компании, и ожидаемых возможных потерь, связанных с уходом. Осознание сотрудником того, что потери, которые понесет лично он при уходе, гораздо больше, чем выгода, которую он будет иметь от этого, способно заставить работника понять всю ценность организации и быть лояльным к ней с практической точки зрения.

- Нормативная сторона связана с наличием определённых обязательств, которые необходимо выполнять в силу формальных обязательств, вытекающих из трудового договора, так и по причине личной ответственности сотрудника[4].

Лояльность персонала представляет собой уровень мотивации сотрудника, при котором он проявляет преданность компании, заинтересованность в ее успехе и готовность качественно и эффективно выполнять свои должностные обязанности.

Положительное или отрицательное мнение о компании формируется у нового сотрудника на первых этапах работы в зависимости от того, какое первое впечатление было на него произведено. Первое впечатление в дальнейшем будет очень трудно изменить.

Таким образом, формирование уважительного отношения к компании способно стать фундаментом для зарождения приверженности в новом сотруднике. Приверженные сотрудники испытывают обязанность перед компанией сделать все точно, правильно в срок, с необходимым качеством. Такие сотрудники остаются верны компании в кризисные для нее моменты. Они готовы переждать трудные для компании времена и остаться работать не из страха перед новым местом, а из верности и чувства сопричастности. Этот фактор достаточно важен в современных российских условиях.

Приверженные сотрудники способны быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям. Очень важно, в особенности в современных российских условиях быть гибким, уметь работать в быстро меняющихся условиях, приспосабливаться к новым принципам управления и организации производства [5].

Библиографические ссылки

1. Дуракова И.Б. Управление персоналом. Учебник /И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, С.М. Талтынов и др.; ИНФРА -М; Москва 2016. -569c.

2. Егоршин А. П. Управление персоналом: учеб. пособие / А. П. Егоршин. - Н. Новгород: Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса.- 2016. - 624 с.

3. Соловьева Нелли Сергеевна, Болотова Ольга Владимировна ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ // Скиф. 2020. №12 (52). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problema-adaptatsii-personala-v-organizatsii (дата обращения: 06.04.2022).

4. Матолыгина, Н. В. Формирование лояльности персонала как маркетинговый инструмент обеспечения конкурентного преимущества предприятия/ Н.В. Матолыгина, Л.В. Руглова// Интернет-журнал «Науковедение», 2016. -№ 6. - С.1-7.

5. Формирование приверженности и развитие лояльности у персонала/ Библиофонд: электронная библиотека студента. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id= 827899& (дата обращения: 06.04.2022).

© Солодкина Е.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.