Научная статья на тему 'ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БРИТАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДЕЯТЕЛЯ Р. ДЖ. КЭМПБЕЛЛА'

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БРИТАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДЕЯТЕЛЯ Р. ДЖ. КЭМПБЕЛЛА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЭМПБЕЛЛ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / НОНКОНФОРМИСТЫ / КАПЕЛЛАНЫ / ВОЕННЫЕ МЕМУАРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Забелина Н. Ю.

Проведен анализ различных аспектов той части обширного философско-литературного наследия английского протестантского проповедника Реджинальда Джона Кэмпбелла (1867-1956), которая посвящена событиям Первой мировой войны и участия в ней Великобритании. Его работы, с одной стороны, выступают живым документом еще незавершенной на момент их написания эпохи, с другой - представляют философские и теологические размышления в данном контексте, с третьей - являются достаточно интересным осмыслением общественных процессов, выходящих далеко за рамки вопросов веры, и даже попыткой предсказать структурные изменения в общественной жизни после завершения войны. Эта многоплановость создает достаточно интересную стереоскопическую картину событий, воспринятую влиятельным, оригинальным, высокообразованным религиозным деятелем, который к моменту создания рассматриваемого корпуса текстов был уже зрелым и проницательным человеком. Автор статьи делает попытку раскрытия многогранности суждений Р. Дж. Кэмпбелла, погруженных в контекст событий эпохи, что представляет интерес для исследователей церковной и общественной жизни Великобритании этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT WAR IN THE WRITINGS OF BRITISH CLERGYMAN REGINALD JOHN CAMPBELL

The analysis of various aspects of the part of the extensive philosophical and literary heritage of the English Protestant preacher Reginald John Campbell (1867-1956), which is devoted to the events of the First World War and the participation of Great Britain in it, is represented. His works, on the one hand, serve as a living document of an era still incomplete at the time of their writing; on the other hand, they represent philosophical and theological reflections in this context. At the same time, they are quite significant insights into social processes that went far beyond questions of faith, and even an attempt to predict structural changes in public life after the end of the Great War. This multi-dimensionality creates a rather interesting ‘stereoscopic’ picture of events, perceived by an influential, original, highly educated religious figure, who at the time of the creation of the corpus of texts under consideration was already a mature and insightful person. The author of the article attempts to reveal the versatility of R. J. Campbell’s judgments, immersed in the context of the events of the era, which is of interest to researchers of Church history and public life in Great Britain during this period.

Текст научной работы на тему «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БРИТАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДЕЯТЕЛЯ Р. ДЖ. КЭМПБЕЛЛА»

Первая мировая война в произведениях британского религиозного деятеля Р. Дж. Кэмпбелла

Забелина Н. Ю.

Проведен анализ различных аспектов той части обширного философско-литературного наследия английского протестантского проповедника Реджинальда Джона Кэмпбелла (1867-1956), которая посвящена событиям Первой мировой войны и участия в ней Великобритании.

Его работы, с одной стороны, выступают живым документом еще незавершенной на момент их написания эпохи, с другой — представляют философские и теологические размышления в данном контексте, с третьей — являются достаточно интересным осмыслением общественных процессов, выходящих далеко за рамки вопросов веры, и даже попыткой предсказать структурные изменения в общественной жизни после завершения войны. Эта многоплановость создает достаточно интересную стереоскопическую картину событий, воспринятую влиятельным, оригинальным, высокообразованным религиозным деятелем, который к моменту создания рассматриваемого корпуса текстов был уже зрелым и проницательным человеком. Автор статьи делает попытку раскрытия многогранности суждений Р. Дж. Кэмпбелла, погруженных в контекст событий эпохи, что представляет интерес для исследователей церковной и общественной жизни Великобритании этого периода.

Ключевые слова: Кэмпбелл, Первая мировая война, Великобритания, Англиканская церковь, нонконформисты, капелланы,военные мемуары.

Отношения и деятельность: не оказывают влияния на представленный материал.

Забелина Наталия Юрьевна, кандидат исторических наук, независимый исследователь. Сфера научных интересов — история Первой мировой войны, история Великобритании, история пропаганды, национальные стереотипы, ORCID: 0000-0001-5674-5085.

Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): [email protected]

Рукопись получена 04.10.2020 Рецензия получена 26.10.2020 Принята к публикации 22.01.2021

Для цитирования: Забелина Н. Ю. Первая мировая война в произведениях британского религиозного деятеля Р. Дж. Кэмпбелла. Российский журнал истории Церкви. 2021;2(1):31-52. doi:10.15829/2686-973X-2021-1-42

The Great War in the writings of British clergyman Reginald John Campbell

Natalia Yu. Zabelina

The analysis of various aspects of the part of the extensive philosophical and literary heritage of the English Protestant preacher Reginald John Campbell (1867-1956), which is devoted to the events of the First World War and the participation of Great Britain in it, is represented.

His works, on the one hand, serve as a living document of an era still incomplete at the time of their writing; on the other hand, they represent philosophical and theological reflections in this context. At the same time, they are quite significant insights into social processes that went far beyond questions of faith, and even an attempt to predict structural changes in public life after the end of the Great War. This multi-dimensionality creates a rather interesting 'stereoscopic' picture of events, perceived by an influential, original, highly educated religious figure, who at the time of the creation of the corpus of texts under consideration was already a mature and insightful person.

The author of the article attempts to reveal the versatility of R. J. Campbell's judgments, immersed in the context of the events of the era, which is of interest to researchers of Church history and public life in Great Britain during this period.

Keywords: Campbell, the First World War, Great Britain, Church of England, religious dissenters, chaplains, wartime memoirs.

Relationships and Activities: none.

Natalia Yu. Zabelina, PhD, independent researcher. Interests: history of the First World War, history of Great Britain, history of propaganda, national stereotypes, ORCID: 0000-0001-5674-5085.

Corresponding author: [email protected]

Received: 04.10.2020 Revision Received: 26.10.2020 Accepted: 22.01.2021

For citation: Zabelina N. Yu. The First World War in the writings of British clergyman Reginald John Campbell. Russian Journal of Church History. 2021;2(1):31-52. (In Russ.) doi:10.15829/2686-973X-2021-1-42

Реджинальд Джон Кэмпбелл (1867-1956) — британский религиозный деятель, христианский социалист, известный протестантский проповедник — был заметной фигурой в общественной жизни Великобритании конца XIX — начала XX вв. Хотя он оставил значительное по объему и разнообразное публицистическое и эпистолярное наследие, не ограниченное религиозной тематикой, историки предпочитают видеть в Кэмпбелле либо только религиозного деятеля, либо, если исследование посвящено рабочему движению, — социалиста, не принимая во внимание его принадлежность к духовенству [Robbins 1993:83]. В фундаментальных трудах британских историков церкви А. Маррина [Marrin 1974], Э. Р. Нормана [Norman 1976], Д. У. Беббингтона [Bebbington 1982], М. Снейпа [Snape 2005, 2008], А. Уилкинсона [Wilkinson 2010] Кэмпбелл лишь упоминается. В свою очередь, для военных историков Кэмпбелл и другие подобные фигуры, не являющиеся непосредственными участниками войны, обычно находятся на периферии исследовательского интереса. Это утверждение справедливо и в отношении работ, касающихся истории общественного мнения и пропаганды в годы Первой мировой войны. Первым, кто обратился к наследию Кэмпбелла комплексно, стал британский историк К. Роббинс, считавший этого представителя церкви одним из лидеров мнений эдвардиан-ской Англии [Robbins 1979].

Автор статьи намеренно не останавливается подробно на религиозных воззрениях и духовных исканиях Кэмпбелла. Они достаточно полно представлены в диссертации Ж. Дэвид из Даремского университета (Великобритания) [David 1991], целиком посвященной Кэмпбеллу, а также в монографии К. Роббинса [Robbins 1993], где Кэмпбеллу отведена целая глава. При этом отражение событий Первой мировой войны в творчестве Кэмп-белла эти историки подробно не изучали. Между тем его труды предо-

ставляют богатый материал для исследователя Первой мировой войны, поскольку в разных сочинениях он выступает в разном качестве — как религиозный мыслитель, как гражданский очевидец происходящего на фронте и христианский миссионер, как автор мемуаров о собственном духовном пути. Использование разноплановых источников дает возможность составить стереоскопическую картину восприятия британским клириком событий войны. Автор настоящей статьи ставит перед собой задачу рассмотреть восприятие Р. Дж. Кэмпбеллом Первой мировой войны, включая следующие аспекты: отношение к участию в ней Великобритании, образ врага и образ соотечественника, социальное значение войны.

В качестве источника используются три сочинения Кэмпбелла, опубликованные в 1916 г. Первое, "Война и душа", представляет собой сборник статей, написанных для основанного в 1915 г. издания The Illustrated Sunday Herald, где Кэмпбелл рассуждал о взаимоотношении гражданского долга и христианского мироощущения в условиях войны, о послевоенной судьбе христианской цивилизации [Campbell 1916a]. Во второй книге — "С нашими войсками во Франции" — Кэмпбелл отразил свой опыт пребывания на фронте в составе гуманитарных миссий [Campbell 1916b]. Книга основана на текстах для авторских колонок, которые Кэмпбелл писал для изданий Daily Chronicle, The British Weekly и The Illustated Sunday Herald. В том же году увидела свет автобиографическая книга "Духовное паломничество", в которой Кэмпбелл отразил свой путь между разными традициями христианства, уделяя немалое внимание событиям периода Первой мировой войны1. Немаловажно, что указанные произведения были написаны очень оперативно, когда военное противостояние было далеко от завершения, а энтузиазм армии и общества по поводу войны еще не был окончательно утрачен. Соответственно, эти источники не содержат рефлексии, характерной для более поздних мемуаров участников и очевидцев Первой мировой войны.

Стоит отметить, в большинстве известных опубликованных свидетельств теме религии и взаимоотношениям с духовными лицами на фронте уделяется, как правило, не много внимания. Поэтому такие источники, как книги Кэмпбелла, восполняют этот пробел и позволяют историкам изучать вопросы организации духовной жизни на фронте, восприятия религии и духовенства в армии, межконфессиональных отношений и т.д.

Свои произведения военного периода Кэмпбелл издавал, будучи уже широко известным в Великобритании автором. Будущий проповедник родился в семье, имевшей шотландские корни. Ввиду слабого здоровья детство он провел с дядей и родителями матери в Ирландии, тогда как его родители оставались в Англии [David 1991:17]. Его отец и дед были священниками свободных церквей [Death of Dr. Reginald John Campbell 1956:1]. В частности, его отец был представителем Объединенной методистской свободной церкви, а дед по отцу — конгрегационалистом2. За свою жизнь

1 Автор статьи использует американское издание 1917 г. [Campbell 1917].

2 Конгрегационалисты — религиозное направление, возникшее в Англии в XVII в. и строившее свою церковную организацию на основе автономности местной церковной общины.

Кэмпбелл сменил несколько деноминаций. Крещен он был в пресвитерианской традиции. Затем, после смерти деда и дяди и возвращения к родителям в Англию, посещал вместе с членами семьи методистскую церковь [Campbell 1917:13]. Как писал он сам в автобиографии, его против воли "пересадили на английскую почву", где ему пришлось привыкать к собственной семье, чувствуя себя в ней чужаком. Конфирмацию он прошел в Англиканской церкви, поскольку эта традиция превалировала в его школе, а семья не возражала [Campbell 1917:24-27]. Церковную карьеру он начал как конгрегационалист и уже в зрелом возрасте вернулся к англиканству.

В двадцать четыре года Кэмпбелл поступил в Оксфорд, что было достаточно типично для молодого англичанина того времени, желающего сделать церковную карьеру [Haig 1984:33]. Кэмпбелл изучал историю и политологию, хорошо зарекомендовав себя среди преподавателей как способный и старательный студент, а среди товарищей по учебе — как приветливый, искренний, всегда готовый прийти на помощь молодой человек. Ему предсказывали большое будущее [David 1991:28]. Наличие у Кэмпбелла исторического образования во многом повлияло на его литературный стиль — в своих работах он часто обращался к сюжетам из прошлого и любил проводить аналогии. Несмотря на то, что после учебы Кэмпбелл принял приглашение возглавить нонконформистский приход в Брайтоне, он не порывал отношений с преподавателями, в частности, переписывался с деканом колледжа Крайст-Черч, известным англиканским богословом Ф. Пейджетом [Campbell 1917:66-67].

Карьера Кэмпбелла началась в конгрегационалистской церкви в Брайтоне. Весной 1900 г. он направился в Южную Африку, где шла англо-бурская война, в качестве капеллана. В отличие от большинства английских священников-нонконформистов, Кэмпбелл поддержал войну и даже стал членом совета Либеральной лиги, политической организации империалистической направленности [David 1991:64].

Подлинную известность Кэмпбелл снискал, став в 1903 г. настоятелем нонконформистской церкви Сити Темпл в Лондоне, куда его первоначально пригласили для ведения служб раз в неделю, чтобы помочь настоятелю, который по состоянию здоровья не мог выполнять полный круг обязанностей. Еженедельные проповеди имели ошеломляющий успех, отзывы о них появлялись в ведущих столичных газетах. В прессе описывалась масса прихожан, стекавшихся на богослужение "из домохозяйств и офисов, банков и магазинов, Биржи и рынков" лондонского Сити. "Мы порой слышим, что религия стала чем-то вялым и дряблым, потерявшим искренность (...) Но так ли это? Пусть толпа в Сити Темпл ответит", — писала The Daily Telegraph, восхищаясь новым проповедником и радуясь, что "духовность в Англии еще жива" [David 1991:68].

Прихожане Сити Темпл — свыше 7000 человек — составляли самую большую церковную общину лондонского Сити [David 1991:91]. О популярности нового настоятеля свидетельствует тот факт, что открытки с его портретом и подписью широко продавались. Сити Темпл называли ведущей нонконформистской кафедрой Лондона, отмечая искренность

и ораторское искусство настоятеля [The death of Mr. Reginald John Campbell 1956:1]. В своих произведениях Кэмпбелл неоднократно подчеркивал, что любил своих прихожан, при этом в сообществе священников-нонконформистов чувствовал себя аутсайдером. В этой среде у него было мало близких знакомых. Впоследствии он сожалел, что не попытался установить более тесные связи с коллегами, не сразу осознав, что это сообщество представляет собой своего рода "тред-юнион" [Campbell 1917:78].

Кэмпбелл регулярно публиковал тексты своих проповедей в журнале Christian Commonwealth. В этом же издании он вел колонку, где отвечал на вопросы читателей по широкому кругу тем, включая богословие [Campbell 1909]. Также его тексты печатались в виде брошюр ценой в 1 пенни. Проповеди Кэмпбелла переводились на другие языки, он вел переписку со своими почитателями из зарубежных стран, включая Японию [Campbell 1917:153]. Поскольку тексты проповедей в Сити Темпл были общедоступны, у Кэмпбелла появилось немало как поклонников, так и противников. В 1907 г. в попытке объясниться с публикой он опубликовал "Новое богословие"3, свой самый известный труд, который вызвал широкий общественный резонанс, включая немало негативных отзывов [The death of Mr. Reginald John Campbell 1956.1]4. Кэмпбелла критиковали известные свя-щенники-конгрегационалисты (Э. М. Фэрбейн, Дж. Г. Джоуэтт, П. Т. Форсайт), равно как и высокопоставленные англиканские иерархи (А. Уиннин-тон-Инграм, Г. Скотт Холланд) [David 1991:131]. "Некоторые последователи преподобного Р. Дж. Кэмпбелла, с их слишком утонченной духовностью, принимают божественную безгрешность, которой они и во сне не видали, но, в сущности, отрицают человеческий грех, с которым мы сталкиваемся каждый день", — писал соотечественник священника, писатель и известный острослов Г. К. Честертон [Честертон 2003:23].

В те годы Кэмпбелл характеризовал свои воззрения как "духовный социализм" и "религию науки": "На основах, созданных современной наукой, поднимается основание веры, более величественное и благородное, чем мир видел прежде. Наука подкрепляет факты, которые вплетает в ткань религиозного опыта" [Campbell 1907:14]. Наследником подлинного христианства он провозгласил социализм, тем самым снискав поддержку таких писателей, как Дж. Б. Шоу и Г. Уэллс [Geoghegan 1999:53]. "Многие из тех, кто пугается слова "социализм", на самом деле уже в большой степени симпатизируют его целям", — писал Кэмпбелл в одной из брошюр [Campbell 1909:12].

По мнению британского исследователя К. Роббинса, большинство современных историков религии рассматривают "Новое богословие" как хаотическое сочинение, не стоящее внимания, хотя сам Роббинс считает

3 Кэмпбелл подчеркивал, что сам термин "Новое богословие" существовал довольно давно, под ним понималось стремление части верующих Великобритании и США переосмыслить основы христианства с позиции учения об имманентности Бога [Campbell 1907:3].

4 Кэмпбелла критиковали за отказ от дуалистических концепций понимания Бога в пользу имманентности, трактовку мира как средства самовыражения Бога (божественного эксперимента без риска неудачи), определение греха как ошибки или поиска Бога в неверном направлении. Критике также подверглась непоследовательность и произвольный характер выбора библейских текстов для интерпретации.

его важным для понимания английской общественной жизни начала ХХ в. [Robbins 1993:83]. Впоследствии, уже во время Первой мировой войны, Кэмпбелл отрекся от своего сочинения, назвав его "поспешно написанным и непродуманным", и выкупил права на него, чтобы не допустить переиздания [Campbell 1917:165]. Несмотря на неоднозначные отзывы соотечественников5, книга Кэмпбелла сразу после выхода в Англии была издана и в США, где также привлекла внимание читателей [Jonston 1907:496]. В 1910 г. работа была опубликована в Германии. В 1903 и 1911 гг. Кэмпбелл посетил Северную Америку, где с успехом провел турне как проповедник [Campbell 1917:184]. Американская религиозная пресса отзывалась о нем благосклонно [David 1991:97]. До войны Кэмпбелл часто покидал Англию. Он называл себя "большим путешественником", так как бывал и в европейских странах, что, несомненно, расширило его кругозор [Campbell 1917:59].

Значение религии в целом, и христианства в частности, в жизни Великобритании накануне Первой мировой войны в научной литературе оценивается по-разному6. Позиции официальной Англиканской церкви ослабевали: численность городских приходов сокращалась, в городах подавляющее большинство не посещало богослужения регулярно [Robbins 1993:121]. Священники в большинстве своем происходили из обеспеченных слоев общества, и это только усиливало отчуждение представителей рабочего класса. Попытки официальной церкви найти общий язык c суфражистским движением тоже были не слишком удачными [Barbeau 2016:29-30]. В то же самое время влияние христианских свободных церквей усиливалось: выходцами из нонконформистской среды были многие политики и активисты рабочего движения [Robbins 1993:122]. Среди них — лидеры Независимой рабочей партии Дж. Кейр Гарди7, Ф. Сноу-ден, А. Хендерсон. Партия имела социалистическую, но не марксистскую, ориентацию [Machin 1987:250]. Еще в 1907 г. Кэмпбелл предсказал, что когда-нибудь лейбористы будут сильны настолько, что смогут сформировать правительство [Robbins 1993:144].

Итак, начало Первой мировой войны Кэмпбелл встретил в качестве руководителя популярного столичного прихода, признанного религиозного оратора, автора многочисленных опубликованных текстов, известных в том числе и за пределами страны. Вступление Великобритании в войну разделило национальное духовенство на две неравные по численности группы. Большинство поддержало правительство, тогда как количество убежденных пацифистов, в основном представителей свободных церквей, было невелико. Вторжение немецких войск в нейтральную Бельгию в нарушение международного договора потрясло и сплотило христианское сообщество Великобритании [Pennell 2012:63]. 6 сентября 1914 г. епископ Лондонский А. Уиннингтон-Инграм в проповеди, произнесенной перед

5 Критике идей Кэмпбелла посвящались многостраничные сочинения. См., например, книгу священника-конгрегационалиста У. Л. Уокера [Walker 1907].

6 Подробнее о дискуссии см. [Остапенко 2018:28-31].

7 С Гарди Кэмпбелла связывала личная дружба [Robbins 1993:144].

солдатами, назвал войну священной. Подобные обращения звучали и со стороны членов свободных церквей [Остапенко 2018:75-76]. Архиепископ Кентерберийский Р. Дэвидсон призывал каждого оказать посильную помощь своей стране [Barbeau 2016: 35].

Война значительно повлияла на различные аспекты функционирования религиозных учреждений — от выбора духовной музыки в пользу работ британских композиторов до изменения расписания церковной службы из-за официальных ограничений в использовании освещения [Doyle 2016:50]. Очевидно, что война изменила не только церковный быт, но и содержание проповедей: представители духовенства стали важным идеологическим ресурсом правительств своих стран. Религиозные институты и риторика играли заметную роль в мобилизации во имя военных нужд. Церкви Великобритании, России, Германии и других воюющих стран почти без исключения включились в поддержку войны как национального крестового похода и борьбы за правое дело. Помимо обращения к народу с церковных кафедр, использовались другие способы обращения духовенства к массовому сознанию — публикации в прессе, издания памфлетов [Barbeau 2016:26].

На старте конфликта культурные, династические и религиозные связи Великобритании и Германии несколько затрудняли демонизацию последней в глазах британского общества. Однако, как отмечает итальянский историк У. Маццоне, по мере расширения антигерманской коалиции отношение английского духовенства стало напоминать аналогичную позицию представителей духовенства других стран. В ход пошла риторика о битве между "воинством Христовым" и "последователями Одина" [Mazzone 2012:160]. Кэмпбелл высказывался в схожем ключе: Германия и ее союзники должны быть сокрушены, в противном случае мир "вместо царства Божьего станет царством сатаны" [Campbell 1916b:65]. Немецкая религия, по его мнению, тоже превратилась в поклонение дьяволу. "Я всегда без тени сомнения публично молился о Божьем благословении наших войск и об окончательном успехе дела, касающегося не только нас, но и всего человечества", — писал Кэмпбелл [Campbell 1916b:65-66]. Он всецело поддержал вступление Великобритании в войну, расходясь, таким образом, во взглядах с некоторыми соратниками, оставшихся верными пацифистским идеям8. Часть адептов "Нового богословия" чувствовала себя обманутой, поскольку считала, что учение говорит о пацифизме [Robbins 1993:146]. Кэмпбелл же утверждал, что даже убежденный пацифист может помочь своей стране, например, участвуя в работах по разминированию [Campbell 1916a:65]. К тому же, его добровольное участие в Англо-бурской войне в качестве капеллана и отношение к ней не позволяют называть его пацифистом. Так что в данном случае можно сказать о последовательности его позиции.

О возможности погибнуть как мученик уходившим на фронт говорили в церквах всех конфессий в воюющих странахра [Barbeau 2016:26].

8 Число представителей духовенства, призывавших к миру, было мало, и они ощущали себя в изоляции. Известны отдельные случаи, когда армейских капелланов отправляли домой из-за открыто выражаемых пацифистских взглядов. См.: [Barrett 2014].

10 ноября 1914 г. в Сити Темпл выступил канцлер казначейства Д. Ллойд Джордж, агитируя британцев идти на призывные пункты. На мероприятии, помимо Кэмпбелла, также присутствовали другие лидеры свободных церквей: У. Робертсон Николл9, Дж. Клиффорд, Дж. С. Лиджетт [David 1991:232]. На фронт шли не только прихожане, но и сами священники. Архиепископ Дэвидсон выступал против участия духовенства в военных действиях, считая возможным службу в только в качестве капелланов [Остапенко 2018:75-76]. Кэмпбелл писал о схожей позиции епископа Лондонского: капелланы, сотрудники Красного Креста и санитары сталкиваются с не меньшими трудностями, чем солдаты в окопах — почему бы при возможности не взять на себя одну из указанных миссий [Campbell 1916b: 10]. Небольшая победа в области религиозного равенства произошла, когда Д. Ллойд Джордж настоял, чтобы военный министр Г. Китченер назначил в вооруженные силы капелланов из нонконформистских церквей на тех же условиях, что и представителей государственной церкви [Machin 1987:312].

В первые месяцы войны часть представителей англиканского духовенства и нонконформистских церквей присоединились к армии в качестве сотрудников Королевских армейских медицинских частей (Royal Army Medical Corps, RAMC). Как полагает английский историк М. Снейп, для них это было "наименее противоречивой возможностью" [Snape 2010:98]. С 1915 г., когда в английской армии стала ощущаться нехватка фронтовых священников, многих их них перевели в Департамент военных капелланов. Но некоторые изначально шли на фронт именно сражаться. Кэмп-белл заявлял, что лично у него не хватило бы духу остановить тех представителей духовенства, которые горели желанием "сменить рясу на военную форму" [Campbell 1916b:12]. По подсчетам М. Снейпа, только англиканских священников — как бойцов, так и сотрудников RAMC — за время войны было несколько сотен [Snape 2010:98], в то время как англиканских капелланов было около трех тысяч [Norman 1976:239].

Мотивы, по которым представители духовенства отправлялись на фронт, были разными. Если говорить об англиканских священниках, то тут было распространенное разочарование неэффективностью Департамента военных капелланов (Army Chaplain's Department) под руководством епископа Дж. Тейлора Смита10. Кого-то привлекала деятельность, схожая с миссионерской, и желание "быть с народом". Веским аргументом стал призыв в армию французских "солдатских священников" [Snape 2010:98]. "Епископское начальство возражало против участия священников в бое-

9 Робертсон Николл все четыре года, пока шла война, активно поддерживал участие в ней Великобритании, став одним из самых деятельных агитаторов правительства. С начала войны он призывал прихожан-нонконформистов без промедления идти на призывные пункты [Machin 1987:312].

10 До начала Первой мировой войны главный военный капеллан епископ Дж. Тейлор Смит разработал схему мобилизации, которая предполагала трех англиканских, одного римско-католического и одного пресвитерианского капеллана на каждую дивизию. Они должны были быть прикреплены к полевым госпиталям. Однако схема не была включена в итоговое мобилизационное расписание, поэтому, когда 65 армейских капелланов прибыли вместе с Британским экспедиционным корпусом во Францию, то обнаружили, что официально на них нет пайков, транспорта, возможностей для размещения [Pollock 2002:407].

вых действиях, хотя немало клириков ослушалось наставлений и отправились на передовую. Некоторые из них пали в бою. Многие молодые священники испытали раздражение из-за ограничений, наложенных на них начальством, и протестовали против решения епископов твердо держаться древнего канонического правила, что духовное лицо не должно служить в армии", — писал Кэмпбелл [Campbell 1916b:9-10]. Сам он выражал желание пойти на фронт и готов был участвовать в войне в любом качестве, но у него было слабое здоровье и возраст, приближающийся к 50 годам. Летом 1914 г. его состояние ухудшилось, и он принял решение оставить кафедру в Сити Темпл. Подобные мысли посещали его еще за два года до этого, после поездки в Америку и прохождения медицинского осмотра [Campbell 1917:246].

Здоровье уже не позволяло Кэмпбеллу полноценно руководить приходом, зато годы войны стали для него периодом благотворительной и публицистической деятельности. Стоит отметить, что в 1914-1918 гг. британские подданные демонстрировали беспрецедентную творческую активность. В результате длительной реформы образования Великобритания подошла к 1914 г., имея более грамотное население, чем когда-либо, и тяга к самовыражению ярко проявилась за четыре года войны [Hammond 2007:2-3]. По справедливому замечанию М. Хаммонд и Ш. Тау-ида, исследователей издательского дела в Великобритании в 1914-1918 гг., потребность в новостях, понимании, успокоении, оправдании, да и просто в развлечении, побудила множество людей к чтению и сочинительству [Hammond 2007:2]. По словам Артура Во, управляющего директора крупного издательства "Chapman & Hall", опубликовавшего фронтовые записки Кэмпбелла, "казалось, что работа — единственное успокоительное от тревог войны" [Potter 2007:23]. Спрос на подобный материал для чтения был огромен, кроме того, он заключал в себе мощный пропагандистский потенциал.

Хотя коммерческие вопросы были, безусловно, важны для ведения бизнеса, издатели времен Первой мировой войны обладали чувством долга перед обществом, полагает английская исследовательница Дж. Поттер, добавляя, что это, по ее мнению, не оправдывает публикации ими полуправды, гиперболизированных сантиментов, пугающих историй как по заказу органов пропаганды, так и по собственной инициативе [Potter 2007:24]. До образования в августе 1917 г. Национального комитета постановки военных целей (National War Aims Committee, NWAC) большинство пропагандистских материалов публиковалось с выходными данными известных издательств [Colclough 2007:42]. Частные издательские дома использовались для публикации книг и памфлетов, чтобы создать впечатление, что британская пропаганда — детище исключительно частных лиц [Buitenhuis 1987:XVI-XVII]. Издатели получали от правительства некоторую финансовую поддержку, впрочем, довольно незначительную, и рынок сбыта благодаря Бюро военной пропаганды (British War Propaganda Bureau) [Potter 2007:21].

О возросшем интересе к информации свидетельствует увеличение газетных тиражей. Например, газета The Daily Express увеличила свой

ежедневный тираж с 295 485 экземпляров в 1914 г. до 578 832 в 1918 г. [Colclough 2007:30]. Кроме того, книжный рынок страны захлестнуло большое количество брошюр, памфлетов, свидетельств очевидцев войны, в основном гражданских лиц.

Как уже упоминалось, годы войны стали для Кэмпбелла весьма плодотворными в творческом отношении. Он, очевидно, понимал, что его военные заметки встанут в ряд с большим количеством других изданий на эту тему. Поэтому в предисловии книги "С нашими войсками во Франции" автор предупредил читателей, что, хотя он ранее сам критиковал гражданских, массово публикующих военные впечатления, ему пришлось поддаться на уговоры и обнародовать свои фронтовые наблюдения. Еще одна цель книги — выразить восхищение сражающимся британцам и всем тем, кто помогает им "держаться благородно в этой жестокой битве" [Campbell 1916b:3]. Вряд ли можно заподозрить Кэмпбелла в работе на органы пропаганды — для этого он был слишком противоречивой фигурой. Очевидно, Кэмпбелл надеялся, что его сочинения заметят среди сотен других — ведь к тому времени он уже был популярным автором.

Кэмпбелла раздражало, что после кратковременных поездок на фронт гражданские считали нужным делиться с общественностью не только своими впечатлениями, но и мнением, как выиграть войну. Сам он находил свое сочинение "безвредным" и подчеркивал, что не сообщает в нем никаких подробностей, касающихся боевых действий [Campbell 1916b:16-17]. В начале третьего визита во Францию военные власти заставили его подписать бумагу о неразглашении информации, касающейся военной ситуации, поскольку возникли предположения, что Кэмпбелл собирается "описывать войну" [Campbell 1916b:21-22].

Стоит отметить, что мемуары и биографии британских фронтовых священников периода Первой мировой войны издавались и переиздавались не только в годы войны, но и после 1918 г. В этих свидетельствах можно проследить общий мотив, связанный с первоначальным запретом для англиканских священников, в отличие от римско-католических, пребывать на фронте [Davie 2015:46]. А. Уилкинсон полагает, что в годы войны духовные лица заслужили негативную репутацию из-за неразумного запрета администрации, и, хотя приказ нередко игнорировался, а потом и был отменен, клеймо сохранилось [Wilkinson 2014:131]. Впрочем, ряд исследователей считает мнение, будто англиканские капелланы прятались за спины гибнущих солдат, "вредным мифом" [Davie 2015:46]. Что касается отношения к духовенству в целом в британском обществе в годы Первой мировой войны, мнения исследователей разнятся. Как полагает Ж. Дэвид, многие считали, что церковники комфортно себя чувствовали дома, тогда как вся нация отправилась на войну [David 1991:234].

В этом вопросе Кэмпбелл проявил себя как подлинный представитель нонконформистских церквей с их особым отношением к свободе личности. Он описывал колебания ряда священников, встреченных им на фронте. Они находились в сомнениях относительно своего долга — стоит ли остаться с паствой или разделить все тяготы фронтовой жизни [Campbell 1916b:11]. Некоторые из них были уже в годах, они оставили свои

приходы и служили водителями машин медицинской службы. Кэмпбелл не считал, что представители духовенства обязаны непременно отправляться на фронт, так как дома тоже было много работы [Campbell 1916b:13].

Кэмпбелл совершил несколько визитов на Западный фронт [Campbell 1916b:17]. В феврале 1915 г. он пребывал на континенте в течение двух недель [Campbell 1916b:18]. Летом того же года использовал часть отпуска, чтобы работать в экспедиционных войсках. Кэмпбелл раздавал солдатам подарки (вязаные шарфы, нижнее белье, табак и сласти), собранные прихожанами Сити Темпл, и проводил богослужения для желающих [Campbell 1916b:19]. В том же году он провел несколько месяцев во Франции, занимаясь благотворительной деятельностью под эгидой Ассоциации молодых христиан (Young Men's Christian Association, YMCA).

10 октября 1915 г. Кэмпбелл отслужил свою последнюю службу в Сити Темпл, после чего покинул кафедру. В этом же месяце в жизни Кэмп-белла произошло одно из ключевых событий: он распрощался с нонконформизмом и вернулся в лоно Церкви Англии. После этого решительного шага Кэмпбелл отправился во Францию и пробыл там почти до Рождества. Как он сам признавался, не только моральный долг побудил его предпринять эту поездку: он также хотел избежать повышенного внимания прессы из-за возвращения в англиканство [Campbell 1917:255]. Некоторые нонконформисты, бывшие соратники Кэмпбелла, осудили его переход [Robbins 1993:134]. В частности, унитарианский священник и лидер Движения свободных католиков11 Дж. М. Ллойд Томас упрекал Кэмпбелла в "сектантстве" и неспособности следовать канонам хоть какой-нибудь известной деноминации. Были и критические анонимные статьи в периодической печати [David 1991:265].

Представители религиозной прессы просили Кэмпбелла сделать официальное заявление и прояснить свою позицию, но тот отказался, сославшись на то, что его личные дела слишком незначительны по сравнению с тем, что происходит на полях сражений. Тем не менее, он посчитал нужным объясниться с читателями относительно своего перехода в официальную церковь, но не на страницах газет, а в книге, чтобы пресечь слухи о корыстной подоплеке предпринятого им шага. "Мне не предлагали продвижения по службе, да я и не просил этого. Я был рукоположен на общих основаниях", — подчеркивал Кэмпбелл [Campbell 1917:253-256]. Среди деятелей Англиканской церкви, оказавших ему поддержку, был епископ Ч. Гор, известный богослов и оксфордский преподаватель, называвший себя, также как и Кэмпбелл, христианским социалистом12. В автобиографии Кэмпбелл вспоминал, что после принятия им приглашения по завершению учебы возглавить конгрегационалистский приход, Гор показал себя "настоящим пророком". Он предсказал возврат Кэмпбелла в англи-

11 Движение свободных католиков оформилось в 1912 г. Своей целью оно провозглашало "перевести послание свободных церквей скорее в католические, чем протестантские понятия". Движение включало в себя представителей различных деноминаций, как духовных лиц, так и мирян. Кэмпбелл симпатизировал как движению в целом, так и лично Ллойду Томасу. См.: [David 1991:220-221].

12 Известны случаи, когда люди переходили в англиканство из других деноминаций, прочитав труды Ч. Гора. См.: [Saunders 2019].

канство, поскольку нонконформизм не соответствовал его темпераменту [Campbell 1917:66].

Кэмпбелл объяснял смену деноминации исключительно духовными причинами и "волей Божьей". По словам Кэмпбелла, он чувствовал, что меняет не "ложную религию на истинную", а менее совершенную систему веры и почитания Бога на более совершенную. Церковь Англии Кэмпбелл называл своим "духовным домом" и отмечал, что всегда ценил в ней сочетание интеллектуальной свободы и католической традиции. Судя по всему, ему жаль было покидать паству Сити Темпл, о мире свободных церквей в целом он не сожалел, отмечая свою слабую связь с организованным нонконформистским движением [Campbell 1917:257]. Часть прихожан Сити Темпл осталась ему лояльной и продолжала посещать службы Кэмпбелла уже в Англиканской церкви [David 1991:265].

Во Франции Кэмпбелл выбрал в качестве своей "штаб-квартиры" один из крупных госпиталей и при необходимости посещал другие объекты на автомобиле, который был даром общины Сити Темпл [Campbell 1916b:34]. Богослужения и беседы о религии, которые он проводил для участников боевых действий, имели столь большой успех, что военному начальству пришлось назначить дополнительные встречи вне церковной службы [Campbell 1916b:54]. Офис YMCA стал полевым клубом, доступным для представителей всех конфессий, где проходили концерты и другие мероприятия, а также богослужения и изучение Библии. Подобного рода деятельность закрепилась за представителями духовенства начиная с зимы 1914/1915 г.: ожидалось, что капелланы будут не только проводить богослужения и похороны убитых, но и организовывать различные развлечения для военных, когда те не заняты в боевых действиях. Эта тенденция усилилась с назначением в конце 1915 г. главнокомандующим Британскими экспедиционными силами Д. Хейга, который уделял большое внимание поддержанию боевого духа армии, в том числе с помощью спортивных игр и других развлечений. Капелланов он видел в качестве духовных наставников, поддерживающих необходимый настрой фронтовиков. В этом отношении он возлагал на лиц духовного звания большую надежду, говоря, что "хороший капеллан так же ценен, как и хороший генерал" [Snape 2008:219].

Добровольные воскресные службы, проводимые Кэмпбеллом и другими священниками во временных часовнях, пользовались популярностью даже в непогоду. "Едва ли какая-нибудь лондонская церковь была бы полна в таких обстоятельствах, и вряд ли все эти люди регулярно посещали службы еще полтора года назад", — отмечал Кэмпбелл [Campbell 1916b:78]. Полны были и французские церкви, мессу стало посещать больше прихожан, чем до войны, в годы, как выразился Кэмпбелл, "агрессивного атеизма" [Campbell 1916b:76]. Однако он отдавал себе отчет, что присутствие на церковной службе было для многих психологической разрядкой, редкими моментами покоя, и люди в целом не стали более религиозными [Campbell 1916b:69].

Трудно полностью оценить эффект, который произвела Первая мировая война на религиозное сознание. И здесь можно было наблюдать две

противоположные тенденции. Одна была связана с утратой лояльности церкви, когда духовенство отказалось от проповедей о мире, воинственным патриотизмом поддержав свои правительства. С другой стороны, как писала английская пресса, военный горький опыт "заново пробудил интерес к духовной ценности жизни, и религия приобрела новое значение в мыслях и опыте многих, кто ранее не уделял этому внимания" [Machin 1987:310].

Кэмпбеллу не пришлось сталкиваться с нелояльным отношением к церкви и ее представителям. "Неверно, что солдат безразличен к религии и не воспринимает ее всерьез, хотя я встречал разные мнения на этот счет", — писал он [Campbell 1916b:51]. Солдаты, предполагал Кэмпбелл, стесняются показать свой интерес к религии. Он был уверен, что такой интерес в реальности существует, поскольку солдаты ежедневно сталкиваются со смертью. Кэмпбелл сообщал читателям, что "не видел и не ожидал увидеть от солдат ничего, кроме почтения к Искупителю" [Campbell 1916b:51-53]. Изучив свидетельства очевидцев, английский историк Э. Р. Норман делает вывод, что капелланы были потрясены невежеством английских солдат в вопросах веры. Тем не менее, их впечатляла сохранившаяся в выходцах из беднейших слоев "низовая духовность", "не артикулированная религия", своего рода "религия товарищества" [Norman 1976:239]. Кэмпбелл сомневался, что после войны народы вернутся "к освященным веками обычаям христианской веры" [Campbell 1916b:73].

В книге "С нашими войсками во Франции" Кэмпбелл уделил значительное внимание вопросу единства, в том числе духовного. Встреченный им на фронте капеллан, представитель одной из нонконформистских церквей, передавал озабоченность солдат тем фактом, что люди разного вероисповедания не собираются вместе и не держатся вместе. Они не находили оправдания постоянному разделению по конфессиональному признаку [Campbell 1916b:52]. "Девиз "Объединяйтесь!" звучит практически повсеместно. Католик или англиканин, пресвитерианин или иудей, главное для Томми13 — чтобы капеллан был человеком Бога" [Campbell 1916b:34]. Кэмпбелл также подчеркивал, что отношения между клириками различных христианских традиций были вполне благожелательными [Campbell 1916b:35]. Говоря о совместной деятельности с капелланами разных деноминаций и сотрудниками гуманитарных миссий, он отмечал ценность христианского фронтового братства и маловажность различий в традиции: "Когда кругом война, какими тривиальными кажутся наши разногласия" [Campbell 1917:261].

Многие католические священники служили как простые солдаты, будучи готовыми при необходимости утешить раненых или исповедовать умирающих, отмечал Кэмпбелл, и "сейчас над ними нет насмешек, как это бывало ранее" [Campbell 1916b: 12-13]. По данным, представленным в исследовании английского историка А. Уилкинсона, деятельность католических капелланов в британской армии действительно заслужила высокую оценку фронтовиков [Wilkinson 2014:131]. Несмотря на картину все-

13 Прозвище английских солдат.

общей толерантности, представленную Кэмпбеллом, он признавался, что старался избегать щекотливых вопросов, связанных с различиями между англиканской, римско-католической и другими христианскими традициями [Campbell 1916b:77]. Люди, сражающиеся плечом к плечу за общее дело, ежедневно связанные друг с другом общими трудностями и опасностями, вряд ли станут чужими друг другу после окончания войны, как бы далеки они не были в своих взглядах, полагал Кэмпбелл. Он видел в войне инструмент демократизации общества [Campbell 1916b:54]. В некотором отношении так оно и было: по мнению британского историка Э. Р. Нормана, на фронте многим представителям духовенства впервые пришлось столь тесно взаимодействовать с выходцами из беднейших слоев. В результате у священников возникало убеждение, что социальной реформе и более справедливому распределению благ нужно уделить особое внимание в планах по преодолению последствий войны [Norman 1976:239].

Кэмпбелл считал борьбу, которую вела Великобритания в качестве участницы Антанты, необходимой. Его страна защищала как светские институты, так и христианскую веру. "Христианским идеалом был всеобщий мир; но на пути к нему, надо признать, христианин должен порой обнажить меч в столь неидеальном мире, как наш", — писал Кэмпбелл [Campbell 1916a:70]. Победа Германии14, по его мнению, грозила попранием христианства и воцарением антихриста [Campbell 1916a:113]. Он признавал значительный вклад Германии в мировую культуру, и в частности, в христианскую философию [Campbell 1917:134]. До войны Кэмпбелл, как и многие британские церковные деятели того времени, имел тесные связи с немецкими коллегами. Предвоенный период, как отмечает в своем исследовании Э. Барбе, характеризовался функционированием различных совместных журналов, советов, награждением друг друга почетными званиями, взаимными визитами делегаций [Barbeau 2016:35]. Кэмпбелл тоже был частью этого процесса и вынашивал планы по организации серии встреч своих прихожан в Сити Темпл с учеными-богословами из Германии и Франции, и уже имел предварительные договоренности [Campbell 1917:229]. Но начавшаяся война не позволила этим намерениям осуществиться.

Складывается впечатление, что военный конфликт держав Кэмпбелл переживал не так остро, как разрушение культурных связей. Он высказывал сожаление, что немецкий философ, Нобелевский лауреат 1908 г. Р. Эйкен, которого он почитал, называл великим мыслителем и к творчеству которого нередко обращался в своих сочинениях, после объявления войны поддержал прусский милитаризм и объявил Англию главной причиной проявления жестокости, сторонницей варварства, а не просвещения [Campbell 1917:228-229]. Действительно, профессор Йенского университета Эйкен не только публично одобрил действия германского правительства, подписав печально известный "Манифест девяноста трех"15, но

14 Под врагом Кэмпбелл подразумевал прежде всего Германию, ее союзники по военному блоку в его произведениях практически не упоминаются.

15 Открытое письмо группы немецких интеллектуалов, опубликованное 4 октября 1914 г. в центральных газетах Германии. В письме выражалась поддержка действиям правительства и армии Германии и отрицалось жестокое поведение немецких военных на территории Бельгии.

и одним из первых среди немецких интеллектуалов отказался от почетных степеней британских учебных заведений [Stibbe 2006:31]. Кэмпбелл принял демарш Эйкена близко к сердцу и называл его "одним из самых горьких для себя разочарований, связанных с войной" [Campbell 1917:228].

Общение с немецкими интеллектуалами не мешало Кэмпбеллу задолго до войны выступать критиком предвоенной гонки вооружений, культа силы и амбиций Германии [Campbell 1909:10-11]. Он считал, что немцы как нация лучше интеллектуально подготовлены и дисциплинированы, лучше материально обеспечены в повседневной жизни, чем британцы. Но все это сопровождается высокомерием, желанием доминировать, неспособностью уважать права других и воспринимать чужую точку зрения [Campbell 1916a:72]. Он сравнивал Германию в ее агрессивности и беспощадности с Римской империей [Campbell 1916a:112]. Победа Германии в войне означала бы, что весь мир будет управляться с помощью "прусской палочной системы" [Campbell 1916a:225].

Кэмпбелл обращался к образу, растиражированному властями и прессой и поэтому понятному любому соотечественнику: маленькая Бельгия, ставшая жертвой вооруженной до зубов Германии, преступно нарушившей договор о бельгийском нейтралитете. Великобритания, в свою очередь, представала защитницей слабых и гарантом международного права [Campbell 1916a:73]16. В первые месяцы войны тема нарушения и, соответственно, защиты международных договоров была одной из важнейших в информационной повестке Великобритании, однако постепенно исчерпала себя, уступив место обсуждению жестокости и разрушений, учиненных армией противника.

Несколько раз в книге "Война и душа" Кэмпбелл упоминал английскую медсестру Эдит Кэвелл, казненную немцами в 1915 г. и ставшую в Великобритании символом неоправданной жестокости противников, равно как и примером гражданского мужества для самих британцев17. "После того, как [британские] солдаты увидели, что сотворили немцы во Франции и Бельгии, они преисполнились решимости сражаться до последней капли крови, лишь бы нога немца не ступила на их любимую родину", — писал Кэмпбелл [Campbell 1916b:29]. Кэмпбелл отмечал, что при хорошей научной подготовке и современном инструментарии, немецкие хирурги черствы даже по отношению к собственным раненым, не говоря уже о солдатах противника. По его убеждению, британский медицинский персонал "гораздо более сердечный" [Campbell 1916b:23-24]18.

Одной из причин жестокого поведения немцев на занятых территориях Кэмпбелл называл материалистическую цивилизацию, которая "ничего

16 Подробнее об образе Бельгии в британской пропаганде и общественно-политической риторике см.: [Забелина 2010].

17 Культ Эдит Кэвелл существует в стране и поныне. См.: [Забелина 2016].

18 Кэмпбелл писал, что в британских госпиталях раненые находились в хороших условиях — временные госпитали были чистыми, хорошо отапливаемыми, оснащенными оборудованием, включая рентгеновские аппараты и хирургические инструменты. В оценке Кэмпбелла они управлялись не хуже ведущих лондонских больниц: "В этом отношении мы можем гордиться, как подготовились к войне", — делал вывод Кэмпбелл [Campbell 1916b:24-25].

не давала душе" [Campbell 1916b:93]. Для него Германия — олицетворение материализма [Campbell 1916a:225]. Впрочем, вину за бездуховность современного общества он возложил не только на Германию, но и на всю цивилизацию. Лейтмотив его произведений военного времени — в последние 50-60 лет люди чересчур увлеклись изучением материального мира, что повлекло за собой появление человека, "не склонного к религии" [Campbell 1916a:114].

Кэмпбелл не призывал уничтожить всех немцев до последнего19. Войну он воспринимал как акт восстановления справедливости, борьбу за лучший мир. Немцы в его представлении — жертвы неверных нравственных установок, усвоенных с детства. Враг как участник боевых действий для него достаточно абстрактен и почти не имеет персонифицированных воплощений.

Если противник у Кэмпбелла часто характеризуется с помощью обобщений (пруссачество, ницшеанство и т.д.), то описание соотечественников-фронтовиков — это галерея конкретных образов. Как уже говорилось ранее, многим священникам, в основном происходившим из среднего или высшей прослойки среднего класса, впервые пришлось столь тесно взаимодействовать с выходцами из низов20. В том, как Кэмпбелл, выпускник Оксфорда, описывает простых солдат, есть некоторый элемент фольклорности. Он сам обращал внимание читателей, что в проповедях и беседах нередко приходилось подстраиваться под аудиторию, чтобы не выглядеть слишком заумным.

Британских солдат Кэмпбелл характеризует как стойких, терпеливых, сохраняющих чувство юмора даже в самых безнадежных ситуациях, любителей шуток и розыгрышей. Один солдат в результате контузии утратил память, но Кэмпбелл подозревал, что тот просто разыгрывает окружающих, симулируя потерю памяти [Campbell 1916b:30]. Британский солдат — "Томми" — еще и простодушен, чем пользуются торговцы-французы, выставляя ценники на английском языке и прося за все товары втридорога. Но Кэмпбелл не осуждал французов, полагая, что едва ли британские торговцы, если бы французская армия размещалась на их земле, избежали бы аналогичного искушения [Campbell 1916b:19].

В своих наблюдениях Кэмпбелл обращался к образу, сложившемуся в прошлом — веселый, бодрый солдат, выходец из низов Томми Аткинс. "Томми великолепен. Ничто его не угнетает, ничто не страшит. Для него дело чести — не терять присутствие духа и поддерживать его в товарищах. Для него это что-то вроде игры, состязания", — писал Кэмпбелл, сравнивая военных со спортсменами [Campbell 1916b: 36]. Надо сказать, что восприятие войны как "большой игры", соревнования, где надо соблюдать определенные правила, было характерно для британцев на начальных этапах войны. Российская исследовательница Ю. Ю. Хмелевская полагает, что для многих подданных Британской империи акт выступления на сто-

19 К милосердию к врагу призывал, в частности, Архиепископ Кентерберийский Р. Дэвидсон. См.: [Pennell 2012:95].

20 По приблизительным подсчетам, к августу 1915 г. число мобилизованных выходцев из рабочего класса и крестьянства составляло около 1,4 млн чел. См.: [Silbey 2005:37-48].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

роне Бельгии был примером истинно спортивного поведения [Хмелев-ская 2001]. Впоследствии война постепенно перестала восприниматься исключительно как честный поединок: подобные представления уступили место психологии тотальной войны. Важнейшим моментом спортивной этики Хмелевская называет стремление довести борьбу до конца. Кэмп-белл в соответствии с традицией призывает нацию держаться, пока жестокий враг не будет сокрушен и "тень пруссачества над миром не исчезнет навсегда" [Campbell 1916b:64].

Кэмпбелл подчеркивает благородное поведение своих соотечественников по отношению к местным женщинам, что тоже вписывается в концепцию войны как "большого матча", где есть место джентельменскому поведению [Campbell 1916b:51]. Немцы же, наоборот, грубы не только с местными женщинами, но и со своими тоже. Они не понимают рыцарского уважения француза или англичанина к матери и жене. Это часть немецкого милитаристского воспитания, уверен Кэмпбелл, когда женщин воспринимают как производительниц новых подданных государства [Campbell 1916b:92].

Гендерная проблематика занимает значительное место в книге Кэмп-белла "С нашими войсками во Франции". Было очевидно, что большие людские и материальные потери в войне потребуют длительного периода восстановления, и Кэмпбелл связывал его с активной ролью женщины в различных сферах жизни [Campbell 1916b:70]. Стоит отметить, что Кэмп-белл на протяжении многих лет выступал за предоставление женщинам избирательных прав. Возможно, в этом вопросе он находился под влиянием епископа Ч. Гора, известного своей поддержкой женского движения21.

Если раньше многие англичанки, по мнению Кэмпбелла, "жили в праздности", то теперь у них была возможность принять участие "в формировании общего благосостояния". Во время войны женщины работают медсестрами в Бельгии и Сербии — такие, как Эдит Кэвелл и ее соратницы на Западном и Восточном фронтах, — подвергая себя смертельной опасности. "Мы не ожидали такой большой степени участия женщин в деловой жизни, производстве и т.д. Женщины заняли свое место и более не отступят. Уже раздаются встревоженные голоса, что женщины заменят мужчин на рынке труда, но сопротивляться этому бессмысленно", — писал Кэмпбелл [Campbell 1916b:83-84].

Однако этим Кэмпбелл не ограничился и сделал более радикальное предположение, что женщины вполне могут быть военачальниками, поскольку "современных Наполеонов среди мужчин не видно, а физическая сила в современной войне — значит немного". Он привел примеры из европейской истории — героиня Столетней войны француженка Жанна д'Арк, легендарная кельтская предводительница Боудикка. "Мы [британцы] на своей шкуре знаем, что могла сделать Жанна д'Арк во главе армии", — иронично заметил Кэмпбелл [Campbell 1916b:86-87]. Он призывал своих читателей приветствовать участие женщин во всех сферах функционирования государства, включая выборы [Campbell 1916b:92].

21 См.: [Saunders 2019].

Относительно будущего Кэмпбелл предположил, что вслед за суровым военным временем начнется период свободы нравов и динамичной культурной жизни — то, что позже назовут "ревущими двадцатыми". Грядущее послевоенное время он сравнивал с другой эпохой в английской истории — реставрацией династии Стюартов в 1660 г., последовавшей за периодом господства пуритан. "Нет ничего плохого в шутках и веселье после пуританской серьезности, но все это привело к упадку морали и ослаблению роли страны на международной арене", — напоминал Кэмпбелл [Campbell 1916b:67].

После Первой мировой войны Кэмпбелл продолжал церковную деятельность, преподавал и публиковался, находясь уже в преклонном возрасте [David 1991:304-308]. Однако его популярность как проповедника прошла, и он доживал свои дни, сознательно избегая публичности [Robbins 1993:133]. Он скончался 1 марта 1956 г., и несколько британских изданий опубликовали скупые некрологи. Согласно завещанию Кэмпбелла, после смерти его архив был уничтожен [David 1991:14]. Тем не менее, произведения клирика, в частности, "Война и душа", продолжают переиздаваться и в наше время.

Исследователи, обращающиеся к персоне Р. Дж. Кэмпбелла, любят писать о его противоречивости. Как отметила Ж. Дэвид, наиболее полно изучившая его биографию и творческое наследие, "либералы считали его слишком ортодоксальным, а ортодоксы — слишком либеральным"22 [David 1991:13]. Детство и отрочество он провел погруженным в свой внутренний мир, в годы расцвета обрел популярность, а в старости делал все, чтобы не привлекать излишнего внимания. Возможно, отчуждение, которое он чувствовал в собственной семье и в среде коллег-нонконформистов, отчасти побудило его искать успеха у публики, в том числе, с помощью многочисленных печатных трудов. В политическом отношении Кэмпбелл сочетал империализм и поддержку суфражистского и рабочего движений. Как верующий человек он постоянно находился в поиске правды, что в некоторой степени объясняет его "духовное паломничество" в зрелые годы между разными ответвлениями христианства.

Современник и очевидец Первой мировой войны Кэмпбелл оставил интересное, прежде всего своей комплексностью, наследие. В его трудах отражены события войны и миссионерская деятельность, равно как и духовные переживания британского клирика. Именно в силу относительной неангажированности, открытости и подвижности взглядов Кэмп-белла его видение войны представляет особый интерес. Военные годы стали для него периодом личного кризиса, совпавшего по времени с кризисом всеобщим. В качестве терапевтических средств он использовал не только написание сочинений, но и практическую работу на фронте, включая благотворительную деятельность.

Кэмпбелл считал войну необходимым злом и одобрял участие в ней Великобритании. В плане идеологии военного времени он не отличался оригинальностью, приводя общеупотребительные постулаты о борьбе

22 В ее диссертации слова "противоречивый" и "противоречия" встречаются более 70 раз.

против Германии как "царства Одина" за сохранение подлинного христианства и т.д., но такова была риторика подавляющего числа представителей британского духовенства. Тем не менее, Кэмпбелл не возлагал ответственность за развязывание войны исключительно на противника, полагая, что виновато все человечество, слишком увлекшееся материальным. В войне он видел прежде всего противостояние государств, а не народов, и остро переживал разрыв культурных связей с Германией.

Что касается образа соотечественника-фронтовика, то он относится скорее к предыдущей эпохе — бравый, но простодушный английский солдат Томми Аткинс, выходец из низов. Такое восприятие можно отчасти объяснить происхождением и образованием Кэмпбелла, несмотря на его симпатии к лейбористам. Привычный ныне образ участника Первой мировой войны сформировался позднее, во многом под влиянием писателей-фронтовиков, а произведения Кэмпбелла увидели свет, когда противостояние было в разгаре, поэтому он обращался к привычной, знакомой символике, характерной для довоенной эпохи. Образ соотечественницы в произведениях Кэмпбелла гораздо более содержателен: они могли быть не только хранительницами очага и сестрами милосердия. Он видел в них силу, способную творить историю наравне с мужчинами. Кэмпбелл надеялся, что война послужит демократизации британского общества благодаря братству фронтовиков разного социального происхождения и активной роли женщин.

Как духовное лицо Кэмпбелл демонстрировал трезвый взгляд на отношение участников войны к религии и на ее значение в послевоенном устройстве общества. В отличие от времен "Нового богословия", когда им высказывалась уверенность, что возвращение к духовности неизбежно, он не обольщался относительно особого значения религии и роли духовенства на фронте. Кэмпбелл готов был исполнять функции капеллана, проповедника, психотерапевта, просветителя, организатора мероприятий и делал это для представителей разных конфессий. Его книги дают нам довольно полное представление о деятельности духовных лиц во время войны, поскольку он писал не только о себе, но и о других священниках, встреченных на фронте. Можно сделать вывод, что их функции были весьма широкими, а организационная активность находила отклик у солдатских масс.

Один из важных мотивов произведений Кэмпбелла — важность единства и военные невзгоды, объединяющие людей различной классовой и конфессиональной принадлежности. Кэмпбелл увидел в этом предпосылки к демократизации общества. Как показали дальнейшие исторические исследования, схожее мнение разделяло немало представителей британского духовенства, прошедших войну.

Взгляд Кэмпбелла был обращен в будущее, что не совсем типично для авторов свидетельств о войне. Несмотря на утопичность представлений о фронтовом братстве, которое должно сохраниться и после войны, многое он предсказал верно: подъем левых сил, усиление роли женщин в экономике, бурную культурную жизнь. Он понимал, что война рано или поздно закончится, и обществу придется решать другие проблемы, касающиеся как материальной, так и духовной жизни.

Литература

1. Barbeau 2016 — Barbeau, A. E. (2016). Christian Empire and National Crusade: the Rhetoric of Anglican Church in the First World War, Anglican and Episcopal History, 85(1), 24-62. Эл. ресурс: www.jstor.org/stable/43973280. (Дата обращения 25.08.2020).

2. Barrett 2014 — Barrett, C. (2014). Subversive Peacemakers: War-Resistance 1914-1918: an Anglican Perspective, Lutterworth Press, Cambridge, UK. ISBN: 978-0718843120.

3. Bebbington 1982 — Bebbington, D. W. (1982). The Nonconformist Conscience. Chapel and Politics, 1870-1914, George Allen & Unwin, London, UK. ISBN: 0-04-942173-5.

4. Buitenhuis 1987 — Buitenhuis, P. (1987) The Great War of Words: British, American and Canadian Propaganda and Fiction, 19141933, University of British Columbia Press, Vancouver, Canada. pp. XVI-XVII. ISBN: 0774802707.

5. Campbell 1907 — Campbell, R. J. (1907). The New Theology, The Macmillan Company, New York, USA.

6. Campbell 1909 — Campbell, R. J. (1909). Primitive Christianity and Modern Socialism, Christian Commonwealth Co. Ltd., London, UK.

7. Campbell 1916a — Campbell, R. J. (1916a). The War and the Soul, Dodd, Mead & Company, New York, USA.

8. Campbell 1916b — Campbell, R. J. (1916b). With Our Troops in France, Chapman & Hall, London, UK.

9. Campbell 1917 — Campbell, R. J. (1917). A Spiritual Pilgrimage, D. Appleton and Company, New York, USA.

10. Colclough 2007 — Colclough, S. (2007). "No Such Bookselling Has Ever before Taken Place in This Country": Propaganda and the Wartime Distribution Practices of W. H. Smith & Son in Hammond, M., and Towheed, S. (ed.), Publishing in the First World War: essays in book history. Palgrave Macmillan, Basingstoke, UK, 27-45. ISBN: 978-1-349-35287-6.

11. David 1991 — David, J. (1991). A Spiritual Pilgrimage: a Biographical Study of R. J. Campbell. Durham University, Durham, UK. Эл. ресурс: http://etheses.dur.ac.uk/6254/. (Дата обращения: 20.08.2020).

12. Davie 2015 — Davie, G. (2015). The Military Chaplain: a Study in Ambiguity. International journal for the Study of the Christian Church. 15:1, pp. 39-53. doi: 10.1080/1474225X.2014.998581.

13. Death of Dr. Reginald John Campbell. Glasgow Herald, March 2, 1956.

14. Doyle 2016 — Doyle, E. H. L. (2016). Cathedral Music and the First World War: a View from the Archives of Durham, St Paul's, and York Minster, University of York, York, UK. Эл. ресурс: http://etheses.whiterose.ac.uk/17312/Vww1%20cathedrals.pdf. (Дата обращения: 25.08.2020).

15. Geoghegan 1999 — Geoghegan, V. (1999). Socialism and Christianity in Edwardian Britain: A Utopian Perspective, Utopian Studies, 10(2), 40-69. Эл. ресурс: www.jstor.org/stable/20718094, (Дата обращения: 21.12.2020).

16. Haig 1984 — Haig, A. (1984). The Victorian Clergy, Croom Helm, London — Sydney, UK-Australia. p. 33. ISBN: 0-7099-1230-7.

17. Hammond 2007 — Hammond, M., and Towheed, S. (2007) Introduction in Hammond, M., and Towheed, S. (ed.), Publishing in the First World War: Essays in Book History. Palgrave Macmillan, Basingstoke, UK, 1-8. ISBN: 978-1-349-35287-6.

18. Jonston 1907 — Jonston, С. (1907). The New Theology in England, The North American Review, 185(618), 495-504.

19. Machin 1987 — Machin, G. I. T. (1987). Politics and the Churches in Great Britain, 1869-1921, Clarendon Press, Oxford, UK. ISBN: 0-19-82-0106-0.

20. Marrin 1974 — Marrin, A. (1974). The Last Crusade: The Church of England in the First World War, Duke University Press, Durham, UK. ISBN: 9780822302988.

21. Mazzone 2012 — Mazzone, U. (2012). Western Christian Churches and the First World War в Новикова, И. Н., Павлов А. Ю. (ред.), Первая мировая война, Версальская система и современность: сборник статей (по материалам Второй международной научной конференции, 7-8 октября 2011 г., Санкт-Петербург). СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 156-172. ISBN: 978-5-288-05279-8.

22. Norman 1976 — Norman, E. R. (1976). Church and Society in England, 1770-1970: a Historical Study, Clarendon Press, Oxford, UK. ISBN: 0-19-826435-6.

23. Pennell 2012 — Pennell, C. (2012). A Kingdom United: Popular Responses to the Outbreak of the First World War in Britain and Ireland, Oxford University Press, Oxford, UK. ISBN: 978-0-19-959058-2.

24. Pollock 2002 — Pollock, J. (2002). Kitchener, Constable & Robinson Limited, London, UK. p. 407. ISBN 10: 184119462X.

25. Potter 2007 — Potter, J. (2007). For Country, Conscience and Commerce: Publishers and Publishing, 1914-1918 in Hammond, M. and Towheed S. (ed.), Publishing in the First World War: Essays in Book History, Palgrave Macmillan, Basingstoke, UK, 11-26. ISBN: 978-1-349-35287-6.

26. Robbins 1979 — Robbins, K. (1979). The Spiritual Pilgrimage of the Rev. R. J. Campbell, The Journal of Ecclesiastical History, 30(2), 261-276. doi:10.1017/S0022046900034916.

27. Robbins 1993 — Robbins, K. (1993). History, Religion and Identity in Modern Britain, The Hambledon Press, London and Rio Grande, UK, USA. ISBN: 1-85285-101-5.

28. Saunders 2019 — Saunders, R. (2019). 'A Great and Holy War': Religious Routes to Women's Suffrage, 1909-1914, The English Historical Review, 134(571), 1471-1502. doi:10.1093/ehr/cez360.

29. Silbey 2005 — Silbey, D. (2005). The British Working Class and Enthusiasm for War, 1914-1916, Frank Cass, London, New York, UK, USA. ISBN: 0-415-35005-0.

30. Snape 2005 — Snape, M. (2005). God and the British Soldier: Religion and the British Army in the First and Second World Wars, Routledge, London, New York, UK, USA. ISBN: 9780415334525.

31. Snape 2008 — Snape, M. (2008). The Royal Army Chaplains' Department, 1796-1953: Clergy Under Fire, Boydell Press, Woodbridge, UK. ISBN: 1843833468, 9781843833468.

32. Snape 2010 — Snape, M. (2010). 1882. Re Journal Intelligence: Priests as combatant officers in the First World War, Journal of the Society for Army Historical Research, 88(353), 98-101. Эл. ресурс: www.jstor.org/stable/44231732. (Дата обращения 23.06.2020).

33. Stibbe 2006 — Stibbe, M. (2006). German Anglophobia and the Great War, 1914-1918, Cambridge University Press, Cambridge, UK. p. 31. ISBN: 0521027284.

34. Walker 1907 — Walker, W. L. (1907). What about the New Theology? T&T Clark, Edinburgh, UK.

35. Wilkinson 2010 — Wilkinson, A. (2010). Dissent Or Conform: War, Peace and the English Churches 1900-1945, Lutterworth Press, Cambridge, UK. p. 131. ISBN: 0718892070, 9780718892074.

36. Wilkinson 2014 — Wilkinson, A. (2014). The Church of England and the First World War, The Lutterworth Press, Cambridge, UK. ISBN: 978-0-7188-4165-2.

37. Забелина 2010 — Забелина, Н. Ю. (2010). Бельгийские союзники в восприятии британцев во время Первой мировой войны, Вестник Московского университета, Серия 08, 1, 85-94.

38. Забелина 2016 — Забелина, Н. Ю. (2016). Героиня Эдит Кэвелл как элемент исторической памяти британцев в Степанов С. С., Шкундин Г. Д. (ред.), Первая мировая война: взгляд спустя столетие, 1915 год (материалы V Международной научно-практической конференции), Т. 2. Издательство МНЭПУ, М., 797-802. ISBN: 978-5-7383-0416-3.

39. Остапенко 2018 — Остапенко, Г. С. (2018). Британские церкви во второй половине XIX — первой четверти XXI вв.: социальный и исламский вызовы, Алетейя, СПб. ISBN: 978-5-907115-28-6.

40. Хмелевская 2001 — Хмелевская, Ю. Ю. (2001). "Большая игра"? Роль спортивной этики в поддержании морального духа британской армии в Первой мировой войне в Нарский И. В., Никонова О. Ю. (ред.), Человек и война (война как явление культуры): сборник статей, М. АИРО-XX, 82-97. ISBN: 5-88735-075-Х.

41. Честертон 2003 — Честертон, Г. К. (2003). Ортодоксия, In Честертон Г. К. Ортодоксия. Эссе, Translated by Сумм Л. Б. и Трауберг Н. Л., Православный Свято-Тихоновский богословский институт, М. с. 23. ISBN: 5-7429-0028-7.

References

1. Barbeau 2016 — Barbeau, A. E. (2016). Christian Empire and National Crusade: the Rhetoric of Anglican Church in the First World War, Anglican and Episcopal History, 85(1), 24-62. Available at: www.jstor.org/stable/43973280. (Accessed: 25.08.2020).

2. Barrett 2014 — Barrett, C. (2014). Subversive Peacemakers: War-Resistance 1914-1918: an Anglican Perspective, Lutterworth Press, Cambridge, UK. ISBN: 978-0718843120.

3. Bebbington 1982 — Bebbington, D. W. (1982). The Nonconformist Conscience. Chapel and Politics, 1870-1914, George Allen & Unwin, London, UK. ISBN: 0-04-942173-5.

4. Buitenhuis 1987 — Buitenhuis, P. (1987) The Great War of Words: British, American and Canadian Propaganda and Fiction, 19141933, University of British Columbia Press, Vancouver, Canada. pp. XVI-XVII. ISBN: 0774802707.

5. Campbell 1907 — Campbell, R. J. (1907). The New Theology, The Macmillan Company, New York, USA.

6. Campbell 1909 — Campbell, R. J. (1909). Primitive Christianity and Modern Socialism, Christian Commonwealth Co. Ltd., London, UK.

7. Campbell 1916a — Campbell, R. J. (1916a). The War and the Soul, Dodd, Mead & Company, New York, USA.

8. Campbell 1916b — Campbell, R. J. (1916b). With Our Troops in France, Chapman & Hall, London, UK.

9. Campbell 1917 — Campbell, R. J. (1917). A Spiritual Pilgrimage, D. Appleton and Company, New York, USA.

10. Colclough 2007 — Colclough, S. (2007). "No Such Bookselling Has Ever before Taken Place in This Country": Propaganda and the Wartime Distribution Practices of W. H. Smith & Son in Hammond, M., and Towheed, S. (ed.), Publishing in the First World War: essays in book history. Palgrave Macmillan, Basingstoke, UK, 27-45. ISBN: 978-1-349-35287-6.

11. David 1991 — David, J. (1991). A Spiritual Pilgrimage: a Biographical Study of R. J. Campbell. Durham University, Durham, UK. Available at: http://etheses.dur.ac.uk/6254/. (Accessed: 20.08.2020).

12. Davie 2015 — Davie, G. (2015). The Military Chaplain: a Study in Ambiguity. International journal for the Study of the Christian Church. 15:1, pp. 39-53. doi:10.1080/1474225X.2014.998581.

13. Death of Dr. Reginald John Campbell. Glasgow Herald, March 2, 1956.

14. Doyle 2016 — Doyle, E. H. L. (2016). Cathedral Music and the First World War: a View from the Archives of Durham, St Paul's, and York Minster, University of York, York, UK. Available at: http://etheses.whiterose.ac.uk/17312/Vww1%20cathedrals.pdf. (Accessed: 25.08.2020).

15. Geoghegan 1999 — Geoghegan, V. (1999). Socialism and Christianity in Edwardian Britain: A Utopian Perspective, Utopian Studies, 10(2), 40-69. Available at: www.jstor.org/stable/20718094. (Accessed 21.12.2020).

16. Haig 1984 — Haig, A. (1984). The Victorian Clergy, Croom Helm, London — Sydney, UK-Australia. p. 33. ISBN: 0-7099-1230-7.

17. Hammond 2007 — Hammond, M., and Towheed, S. (2007) Introduction in Hammond, M., and Towheed, S. (ed.), Publishing in the First World War: Essays in Book History. Palgrave Macmillan, Basingstoke, UK, 1-8. ISBN: 978-1-349-35287-6.

18. Jonston 1907 — Jonston, C. (1907). The New Theology in England, The North American Review, 185(618), 495-504.

19. Machin 1987 — Machin, G. I. T. (1987). Politics and the Churches in Great Britain, 1869-1921, Clarendon Press, Oxford, UK. ISBN: 0-19-82-0106-0.

20. Marrin 1974 — Marrin, A. (1974). The Last Crusade: The Church of England in the First World War, Duke University Press, Durham, UK. ISBN: 9780822302988.

21. Mazzone 2012 — Mazzone, U. (2012). Western Christian Churches and the First World War in Novikova, I. N., Pavlov A. Yu. (ed.), The First World War, the Versailles System and Modernity: Collected Articles (Based on the Materials of the Second International Academic Conference, October 7-8, 2011, Saint Petersburg). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University publ., 156172. ISBN: 978-5-288-05279-8.

22. Norman 1976 — Norman, E. R. (1976). Church and Society in England, 1770-1970: a Historical Study, Clarendon Press, Oxford, UK. ISBN: 0-19-826435-6.

23. Pennell 2012 — Pennell, C. (2012). A Kingdom United: Popular Responses to the Outbreak of the First World War in Britain and Ireland, Oxford University Press, Oxford, UK. ISBN: 978-0-19-959058-2.

24. Pollock 2002 — Pollock, J. (2002). Kitchener, Constable & Robinson Limited, London, UK. p. 407. ISBN 10: 184119462X.

25. Potter 2007 — Potter, J. (2007). For Country, Conscience and Commerce: Publishers and Publishing, 1914-1918 in Hammond, M. and Towheed S. (ed.), Publishing in the First World War: Essays in Book History, Palgrave Macmillan, Basingstoke, UK, 11-26. ISBN: 978-1-349-35287-6.

26. Robbins 1979 — Robbins, K. (1979). The Spiritual Pilgrimage of the Rev. R. J. Campbell, The Journal of Ecclesiastical History, 30(2), 261-276. doi:10.1017/S0022046900034916.

27. Robbins 1993 — Robbins, K. (1993). History, Religion and Identity in Modern Britain, The Hambledon Press, London and Rio Grande, UK, USA. ISBN: 1-85285-101-5.

28. Saunders 2019 — Saunders, R. (2019). 'A Great and Holy War': Religious Routes to Women's Suffrage, 1909-1914, The English Historical Review, 134(571), 1471-1502. doi:10.1093/ehr/cez360.

29. Silbey 2005 — Silbey, D. (2005). The British Working Class and Enthusiasm for War, 1914-1916, Frank Cass, London, New York, UK, USA. ISBN: 0-415-35005-0.

30. Snape 2005 — Snape, M. (2005). God and the British Soldier: Religion and the British Army in the First and Second World Wars, Routledge, London, New York, UK, USA. ISBN: 9780415334525.

31. Snape 2008 — Snape, M. (2008). The Royal Army Chaplains' Department, 1796-1953: Clergy Under Fire, Boydell Press, Woodbridge, UK. ISBN: 1843833468, 9781843833468.

32. Snape 2010 — Snape, M. (2010). 1882. Re Journal Intelligence: Priests as combatant officers in the First World War, Journal of the Society for Army Historical Research, 88(353), 98-101. Available at: www.jstor.org/stable/44231732. (Accessed: 23.06.2020).

33. Stibbe 2006 — Stibbe, M. (2006). German Anglophobia and the Great War, 1914-1918, Cambridge University Press, Cambridge, UK. p. 31. ISBN: 0521027284.

34. Walker 1907 — Walker, W. L. (1907). What about the New Theology? T&T Clark, Edinburgh, UK.

35. Wilkinson 2010 — Wilkinson, A. (2010). Dissent Or Conform: War, Peace and the English Churches 1900-1945, Lutterworth Press, Cambridge, UK. p. 131. ISBN: 0718892070, 9780718892074.

36. Wilkinson 2014 — Wilkinson, A. (2014). The Church of England and the First World War, The Lutterworth Press, Cambridge, UK. ISBN: 978-0-7188-4165-2.

37. Zabelina 2010 — Zabelina, N. Yu. (2010). Belgian Allies in Perception of the British during the First World War. Vestnik Moskovskogo Universiteta, Series 08, 1, 85-94. (In Russ.).

38. Zabelina 2016 — Zabelina, N. Yu. (2016). Image of Edith Cavell as an Element of Historical Memory of the British in Stepanov, S. S., Shkundin, G. D. (ed.), World War I: Analysis a century later. The Year 1915: Proceedings of the V International Research and Practical Conference, vol. 2. Publishing House of IIUEPS Academy, Moscow, 797-802. ISBN: 978-5-7383-0416-3. (In Russ.)

39. Ostapenko 2018 — Ostapenko, G. S. (2018). British Churches in the Second Half of the XIX - First Quarter of the XXI Centuries: Social and Islamic Challenges, Aletheia, Saint Petersburg. ISBN: 978-5-907115-28-6. (In Russ.)

40. Khmelevskaya 2001 — Khmelevskaya, Yu. Yu. (2001). "Big game?" The Role of Sport Ethics in Maintening the Moral Spirit of the British Army in World War I in Narskii I. V., Nikonova O. Yu. (ed.), A Man and a War (a War as a Culture Phenomenon): Collected Articles, AIRO-XX, Moscow, 82-97. ISBN 5-88735-075-X. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Chesterton 2003 — Chesterton, G. K. (2003). Orthodoxy in Chesterton G. K. Orthodoxy. Essays, Translated by Summ V. B. u Trauberg N. L., Pravoslavnyj Svyato-Tihonovskij Bogoslovskij Institut, Moscow. p. 23. ISBN: 5-7429-0028-7. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.