Научная статья на тему 'Первая Балканская война 1912 года: противостояние или взаимодействие албанцев с членами Балканского союза? (по материалам газеты «Речь»)'

Первая Балканская война 1912 года: противостояние или взаимодействие албанцев с членами Балканского союза? (по материалам газеты «Речь») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1223
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Первая Балканская война / албанцы / Балканский союз / сербы / the first Balkan war / 1912 / the Albanians / the Balkan Union / the Serbs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В О. Рожко

Рассматриваются действия албанских вооруженных формирований в условиях Балканской войны 1912 г. Исследование основано на анализе статей из ежедневной газеты «Речь», подвергавшей всевозможной критике попытки албанцев противостоять захвату своих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The First Balkan War of 1912: the Resistance or the Cooperation of the Albanians with the Members of the Balkan Union? (on the materials of the newspaper «Rech (Speech)»)

The actions of the Albanian armed formations in course of the Balkan war of 1912 are investigated. The research is based on the analysis of the articles from the daily newspaper «Speech», which criticized in different ways the attempts of the Albanians to resist the conquest of their territories

Текст научной работы на тему «Первая Балканская война 1912 года: противостояние или взаимодействие албанцев с членами Балканского союза? (по материалам газеты «Речь»)»

2009 История Выпуск 1 (8)

УДК 94(496.5+497+497.11)(054)"1912"

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ЭПОХИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

ПЕРВАЯ БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА 1912 ГОДА: ПРОТИВОСТОЯНИЕ

ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛБАНЦЕВ С ЧЛЕНАМИ БАЛКАНСКОГО СОЮЗА? (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «РЕЧЬ»)

В. О. Рожко

Рассматриваются действия албанских вооруженных формирований в условиях Балканской войны 1912 г. Исследование основано на анализе статей из ежедневной газеты «Речь», подвергавшей всевозможной критике попытки албанцев противостоять захвату своих территорий.

Ключевые слова: Первая Балканская война, албанцы, Балканский союз, сербы.

Современная историография и общественно-политический дискурс изобилуют резкими оценками, даваемыми при освещении истории албанского народа и сербско-албанских отношений. В частности, принято противопоставлять интересы сербов и албанцев в Балканских войнах 1912-1913 гг., которые считаются роковой «точкой невозвращения». Историографическая ситуация в отечественной науке в некоторой степени стала меняться благодаря трудам известного балканиста П. А. Искендерова, который выделяет пять ведущих мифов о характере сербско-албанских отношений в начале XX в.: 1. «Албания, созданная в 1913 г. по решению Совещания послов великих держав в Лондоне - искусственное образование, детище Австро-Венгрии и других государств Тройственного союза». 2. «Вплоть до Первой Балканской войны 19121913 гг. интересы Сербии и Албании не пересекались, в связи с чем вообще нет основания говорить о наличии и развитии сербско-албанских отношений применительно к началу XX в.» 3. «Действия Сербии и ее балканских союзников носили однозначно антиалбанский характер, в связи с чем они фактически похоронили любую возможность будущего сербско-албанского сближения». 4. «Принятая в Лондоне карта сербо-албанского разграничения являлась односторонней, ущемлявшей исторические и актуальные политические интересы Сербии и Албании (конкретное наполнение этого тезиса зависит от национально-государственной принадлежности автора), а также шла в разрез с основополагающими правовыми и этнорелигиозными принципами». 5. «Сербско-албанский конфликт в Косово и в целом на Балканах есть столкновение непримиримых этнорелигиозных интересов, чуть ли не цивилизационный конфликт между православным... и мусульманским миром» [1, 223-239].

Этот набор суждений дополняется представлением о том, что албанцы в 1912 г. воевали с турками против сербов, грабили христианское население, что и определило жесткость сербской позиции [2; 3; 4, 194-195; 5]. А в албанской историографии подчеркивается фатальная роль России - противницы свободолюбивых устремлений албанского народа [6, 6].

В данной статье предпринимается попытка по-новому взглянуть на эту проблему. Рассматриваются действия албанских вооруженных формирований, которые повлияли на исход Балканской войны 1912 г. На полях сражений в 1912 г. албанцы принимали активное участие в военных действиях не только на территории Албании, но и в прилегающих к ней областях. Однако, вопрос о том, кого поддерживали и какие цели преследовали албанцы в этом балканском вооруженном конфликте, невозможно рассматривать вне контекста этнической и культурной ситуации, сложившейся к моменту начала войны. К началу ХХ в. албанский этнос заселял территорию современной Албании, и был представлен в виде национальных меньшинств в Македонии, Греции, Сербии, Болгарии, Черногории и Турции. Исключительными факторами национальной самоидентификации албанцев был их язык - албанский и культурные традиции. Само-

© В. О. Рожко, 2009

сознание албанского народа имело ярко выраженный националистический характер. Наряду с этим жизнь в албанском обществе регулировалась традициями фисового (от алб. "fis" - род) или родоплеменного строя. Албанский этнос был конфессионально неоднороден. В горных северных районах преобладало мусульманское население, в южных - христианское. Албанские мусульмане исповедовали бекташизм, сунитизм и шиитизм, а христиане - православие и католицизм. Албанские мусульмане охотнее, чем христиане вступали в сотрудничество с оттоманскими властями и пользовались различными административными и налоговыми привилегиями. В борьбе с балканскими славянами в 1912 г. они склонны были поддерживать своих «братьев мусульман» турок в обмен на обещания реформ на территории Албании и вступали в ряды регулярных турецких войск.

Несмотря на то, что процент мусульманского населения преобладал в Албании, число албанцев-христиан и сербов, проживавших на их землях, было велико. В Скутарийском вилайете, граничащем с Черногорией, проживали албанцы-католики - мальсоры (жители Мальсии -горной области на границе современной Албании и Черногории), которые симпатизировали Черногории, и после начала войны соединились с черногорцами в борьбе против турецких правительственных войск. Албанцы-христиане в ряде случаев дружественно встречали болгарские и сербские войска, вступающие на их земли, так как освободительное движение этих войск избавляло территории албанских христиан от турецкого присутствия. Но албанцы-мусульмане, напротив, ожесточенно боролись с сербами, вступая в четы (шайки) башибузуков (название отрядов турецкой иррегулярной пехоты, существовавших во времена Османской империи). В Албании в период анархии, вызванной военными действиями, этническое и религиозное противостояние между албанцами и сербами приобретает кровопролитный характер.

Таким образом, различные группы албанского народа преследовали различные цели в этой войне и сражались на стороне разных, зачастую противоборствующих друг с другом, народов. Поэтому оценки действий албанцев в этой войне противоречивы и неоднозначны.

Данное исследование основано на анализе статей из ежедневной кадетской газеты «Речь». Она была официальным и центральным органом конституционно-демократической партии и сыграла исключительную роль в истории предреволюционной русской журналистики. Выходила в Петербурге с февраля 1906 по 1917 гг. Тираж издания колебался в пределах 12-20 тыс. экземпляров. Ее редакторами были видные деятели кадетской партии П. Н. Милюков и И. В. Гессен. В 1912-1913 гг. отдел иностранной политики в газете «Речь» вел приват-доцент Санкт-Петербургского университета, журналист К. Н. Соколов (псевдоним: К. Дверницкий). Издателями в разные периоды были И. И. Петрункевич, В. Д. Набоков, Ю. Б. Бак. Как признавали современники, благодаря их усилиям «Речь» стала популярной газетой столичной интеллигенции и представителей «среднего класса».

Это издание подвергало всевозможной критике попытки албанцев противостоять захвату своих территорий. Таким образом, оно является ярким примером того, как в тот период в глазах российской общественности могли выглядеть албанцы: как сила, немилосердно истребляющая братский народ России - сербов и действующая в интересах своих крупных феодалов и знати - оплота незыблемости власти турецких султанов в Албании. Однако в этом издании представлена информация и иного характера. Так какова же была роль албанцев в первой Балканской войне 1912 года? По этому вопросу по-прежнему нет единого мнения, а рассмотрение его может стать ключом к пониманию современных конфликтов между сербами и албанцами.

Военные корреспонденты отчасти повторяют типичные оценки. При описании военных действий они часто называют албанцев союзниками турецких властей. Албанцы упоминаются как солдаты, воюющие в турецкой армии. «4 (17) октября Общая война началась. Турецкие войска с албанцами напали в Мердаре и Преполаце на сербов. Сербская артиллерия ответила огнем»1. «5 (18) октября Черногорцы отступают перед свежими турецкими подкреплениями. Отряды турок или албанцев стоят на сербской территории в нескольких километрах от границы у Преполаца. Все сообщения о присоединении албанцев к сербам ошибочны»2. «6 (19) октября. Вчера арнауты [албанцы, проживавшие в Греции] напали на Преполац, но были отбиты сербами, которые преследовали их до Подуева. Важнейший в стратегическом отношении мост у Би-льянована охраняли 500 арнаутов. Сербские войска, рассеяв их, заняли мост»3. «7 (20) октября. Вождь албанцев Измаиль-Кемаль-бей высказался в том смысле, что в минуту опасности, угро-

жающей Турции, нет албанского вопроса, и албанцы примкнут к Турции, за исключением только мальсоров, если последним не будут даны реформы».

Описание боеспособности албанских войск носит в газете уничижительный характер. «7 (20) октября Черногорцы овладели Тузи, исключительно благодаря помощи мальсоров, оказавшихся предателями собственного отечества»4. «9 (22) октября. Сербы приближаются к главным позициям около Куманова. После поражения близ Приштины наступила полная демобилизация среди албанцев, которые разбегаются в разные стороны»5. «16 (29) октября. Ускюб, насколько известно, занят сербами после незначительного сопротивления, ибо постоянного войска там оказалось мало, а албанцы-волонтеры разбежались»6.

Газета освещала действия не только албанских боевых группировок. В поле зрения корреспондентов попадали также другие слои албанского населения, которые участвовали в сопротивлении и отстаивали свои интересы, организуя восстания и шествия. «5 (18) октября. 500 албанских студентов под командованием дервиша Хима, бывшего албанского революционера, отправляются на греческую границу»7. «6 ноября. Вена. Албанские студенты в Константинополе заявили протест против жестокой расправы сербов с албанцами в Косово».

Некоторая часть албанского населения занималась разбоем и грабежом сербских селений, которые не были защищены от враждебных посягательств со стороны разбойников и мародеров, так как все мужское население этих селений ушло на войну. Эти территории, являлись легкой добычей для разбойничьих шаек. Подобные злодеяния, безусловно, не могли получить одобрение ни у корреспондентов, которые крайне негативно отзывались об албанских и турецких разбойниках, ни у российской общественности. Это еще больше укрепило её уверенность в правомерности сербской политики экспансий по отношению к Албании. «31 октября (13 ноября). Афины. Загорский округ (Эпир) - во власти четы из 100 турок и албанцев, наводящей повсюду ужас. Женщины и дети ищут убежища в горах, покрытых снегом. Беглецы умирают с голоду. Деревни этого округа к северо-востоку от Янины, вследствие зажиточности населения, представляются лёгкой и завидной добычей для турецко-албанских шаек, тем более что все мужское население разбрелось в разные стороны, примкнув добровольцами к армиям балканских государств».

Полная деморализация турецкой армии привела к массовому дезертирству. Как известно, в регулярном турецком войске служили не только арнауты, но и простые наемники из числа албанского населения, так называемые, башибузуки («сорвиголовы»). При разорении и распаде турецкой армии солдаты перестали получать жалование, а отсутствие дисциплины и контроля со стороны военного руководства привело к тому, что турецкие солдаты и башибузуки начали заниматься мародерством.

Факты насилия и зверств, которые чинили башибузуки над мирным населением дружественных России христианских народов, вызывали негодование у корреспондентов, что нашло отражение в их статьях и могло повлиять на отношение российской общественности к албанцам. «31 октября (13 ноября). Афины. Министерством иностранных дел получено из Арты следующее донесение: "Турки предают Эпир огню и мечу. Жители городов и сел бежали в большом числе, те же, которые остались, подвергаются жестоким насилиям. Турки прошлись по провинции, подобно вихрю, все сметающему на своем пути. Зверства совершаются не только албанцами-башибузуками, но и солдатами регулярной армии. Не представляется возможным дать полный отчет о совершенных турками зверствах. В частности, можно привести следующие факты, достоверность которых не подлежит сомнению. Отряд из 750 пехотинцев, 50 жандармов и 300 албанцев-башибузуков под командованием начальника янинской полиции прошел по Янинскому округу и, разграбив предварительно попутные селения, предал их огню. Таким образом, весь Янинский округ состоит исключительно из сожженных деревень"»8. «3 ноября. Афины. Афинское телеграфное агентство сообщает: "Грабежи и насилие турецко-албанских чет, прибывших в Эпир из Северной Албании и состоящих лишь из мусульман, продолжается. Северный Эпир и округ Аргиро-Кастро, - местности, населенный главным образом греками, - опустошены"»9. «7 ноября. София. "Мир" сообщает: "Болгарский отряд, подвигавшийся близь Ортакиоя по направлению к Гумальджине, встретил около селений Демирлер и Папаскиой турецкий отряд, состоявший из регулярных солдат и башибузуков, и после двухчасового боя обратил его в бегство. Продолжая марш, болгарские войска нашли в селе два трупа

молодых болгарок, которые были изувечены и обезглавлены, а в деревне Каратепе несколько

трупов мужчин, страшно изувеченных, с отрезанными носами и ушами и выколотыми глаза-

10

ми » .

Журналисты в своих донесениях для того, чтобы определить групповую принадлежность албанцев, участвующих в военных действиях на той или иной стороне, используют племенные названия для каждой из групп: «мальсоры», «башибузуки», «арнауты» и просто «албанцы». Однако насколько точными и непогрешимыми можно считать их представления об албанцах? Могли ли они отличить албанцев от турков, или албанцев от черногорцев? Часто по внешним признакам албанцев и турок трудно различить, кроме того, албанцы были билингвами, т.е. владели и албанским и турецким языками, а в районах межэтнического взаимодействия с сербами знали сербский язык.

«30 сентября (11 октября). По полученным здесь сведениям 6 тысяч вооруженных мале-соров (курсив мой - В.Р.) выступили против турок, произошли перестрелки между турецкими войсками и малесорами у Штибы. Несколько сот малесоров пробились в Подгорицу и соединились с черногорцами. Албанцы сражаются на стороне турок: 600 албанских добровольцев прибыли на черногорскую границу»11. «6 (19) октября. Сахвим-бей, стоящий близ Плавы, усиленным маршем направился с 2 тыс. арнаутов в Берану, с целью взять город обратно, но попал в засаду, устроенную ему северным черногорским отрядом. После ожесточенного боя почти весь турецкий отряд был уничтожен»12. «7 (20) октября. Находившиеся в городе Плаву турецкие регулярные и нерегулярные войска были рассеяны черногорцами во всех направлениях. Общее число турецких войск и действующих с ними арнаутов в Плаве и Гусинье около 15 тыс. чел. В числе пленных 100 арнаутов из Руговы и Рожая»13. «Албанцы еще не все присоединились к туркам. Янинские и дебринские албанцы пока окончательно не высказались, выжидая исходов переговоров известного албанского депутата Измаиль-Кемаля, находящегося здесь с турецким правительством. Он требует выполнения всех обещаний, данных Портой: самоуправление в албанских вилайетах (административная единица Османской Империи), облегчение налогов, раздача оружия, серьезных гарантий реформ. Оружие уже раздается в некоторых местностях. По остальным вопросам Порта также уступает, почему вполне вероятно, что правительство сговориться с Измаилом-Кемалем. В таком случае албанцы-мусульмане примкнут к туркам»14.

Газета отмечает случаи прямого сотрудничества сербов и албанцев в Первой Балканской войне. «Из Софии сообщают, что племена северной Албании определенно обещают помощь в балканской коалиции. Исса Болетинац обещает 20 тыс. человек, Байрамцур столько же, Ата-Бей значительно больше. Ускюбские крестьяне верят в искренность албанцев, которая подтверждается энергичной поддержкой, оказанной за последние дни черногорцами малесорам. Операции черногорцев до сих пор весьма успешны. Многие дикие пленена под влиянием агитации Ата-Бея отказываются поддерживать турков»15.

К концу октября появляется информация о том, что сербские войска, вступившие на территорию Косовского вилайета, достигли определенных успехов. Реакция албанского населения на подобные события описывается корреспондентами как вялая попытка отстоять свои земли, которая вскоре превращается в «смирение». «16 (29) октября. По всей территории, прилегающей к Приштине, введена сербская администрация с управлением в Приштине. Всем арнаутам предложено возвратиться по домам и сдать оружие. Арнауты везде сдаются»16. «17 (30) октября. Албанцы начинают изъявлять покорность сербам. В Приштине 15-го октября муллы впервые со времени занятия города сербами призывали православных с минарета к вечерней молит-ве»17. «19 октября (1 ноября). Сербские войска на пути от Велеса к Прилепу заняли важную позицию Тетово. Отряды третей армии подошли почти беспрепятственно к Призрену. Полагают, что Призрен в ближайшем будущем должен сдаться, ибо турецкие и албанские войска, бежавшие из-под Велеса по нескольким направлениям, отступили». «19 октября (1 ноября). Все арнаутские села на Косовом поле и к югу от Феризовичей до Саренича сдались сербам. Сербам нигде не пришлось прибегать к оружию. Арнауты под предводительством своих вождей, добровольно являются массами к ближайшим вождям с изъявлением покорности и представляют списки хранящихся у них оружия и военных припасов»18. «3 (16) ноября Ускюб. Албанские племена дукаджине, миридиты, мати и племена, обитающие в местности за Дрином, изъявили сербам покорность. Сербские войска, не встречая сопротивления, быстро двигаются к Адриа-

тическому морю». На территории Албании в некоторых городах христианское население приветствовало оккупацию сербскими войсками их территорий, в частности такие тенденции были в Дибре, население которой с помощью сербской армии пыталось освободиться от турецкого военного присутствия, что также нашло отражение в статьях: «8 (21) ноября. Белград. Бой под Монастырем длился беспрерывно 4 дня. Благодаря албанцам-проводникам, сербским войскам удавалось подходить к турецким позициям оврагами, незамеченными турками, что немало содействовало успеху. После занятия Монастыря немедленно был выделен отряд и усиленным маршем направлен в Дибру, где албанцы обезоружили местный турецкий гарнизон низама (нижние чины под знаменами действующей армии) и начались серьезные беспорядки»19.

Материалы газеты «Речь» позволяют оспорить мнение о том, что Россия решительно выступала против предоставления независимости Албании. На ее страницах завязался спор между А. И. Беличем (сербский ученый) и П. Н. Милюковым. Оба они выступали за независимость новопровозглашенного государства (28 ноября 1912 г.), но первый сомневался: «С политической точки зрения независимая Албания сербам даже желательна. Они с нею не могут только тогда согласиться, когда ею прикрывается чужой протекторат, направленный против интересов Сербии и Балканского союза. Независимая Албания, провозглашенная Измаилом Кемалем, судя по всем признакам, должна быть именно такого пошива. Вот почему сербы восстают против нее... Сербы должны только сожалеть о том, что у албанцев до сих пор не проявилось надлежащей силой и широтой то чувство национального единства и самосознания, которое должно было бы быть положено в основании единого независимого албанского государства. Ибо при положительном констатировании его наличности можно было бы смело утверждать, что при создании автономной Албании совершенно разрешиться албанская проблема». Лидер кадетов был непреклонен: «Я продолжаю несколько расходиться с А. И. Беличем относительно степени национальной зрелости (или, лучше сказать незрелости) албанцев. Архаическая фигура теперешних балканских вождей меня так же мало смущает, как отжившие и отживающие типы болгарских «чорбаджиев», македонских и боснийских вождей национально движения. Между ними и молодежью, учившейся где-нибудь в Каире или теперь учащейся в европейских столицах,

- разница только одного поколения, но эта разница совершенно меняет дело и упраздняет

20

спор» .

Таким образом, характер сербско-албанских отношений во время Первой Балканской войны по материалам газеты «Речь» представляется более сложным чем то представление о них, которое легло в основу выше упомянутой классификации П. А. Искендерова. Перед читателями представали факты сербско-албанского и черногорско-албанского взаимодействия. Корреспондентами отмечалось, что на стороне турок албанцы воевали нехотя, цельной албанской идентичности еще не сложилось, среди албанцев сохранялись серьезные племенные, религиозные и социальные различия21. Иногда события 1912 г. принимали характер гражданской войны: албанские подразделения оказывались «по разные стороны баррикад», осуществляли террор против собственного населения22. Последнее не являлось прерогативой албанцев: разбоем занимались также турки, сербы, черногорцы. В российском обществе были представлены разные точки зрения на «албанский вопрос». Если правительство в согласии с Сербией решительно выступало против предоставления независимости Албании, то русские либералы были скорее сторонниками этого политического решения.

Примечания

1 Речь. 1912. № 273 (2227). 5 (18) окт.

2 Речь. 1912. № 274 (2228). 6 (19) окт.

3 Речь. 1912. № 275 (2229). 7 (20) окт.

4 Речь. 1912. № 276 (2230). 8 (21) окт.

5 Речь. 1912. № 278 (2232). 10 (23) окт.

6 Речь. 1912. № 285 (2239). 17 (30) окт.

7 Речь. 1912. № 274 (2228). 6 (19) окт.

8 Речь. 1912. № 300 (2254). 1 (14) нояб.

9 Речь. 1912. № 303 (2257). 4 (17) нояб.

10 Речь. 1912.№ 307 (2261). 8 (21) нояб.

11 Речь. 1912. № 269 (2223). 1 (14) окт.

12 Речь. 1912.№ 275 (2229). 7 (20) окт.

13 Речь. 1912. № 276 (2230). 8 (21) окт.

14 Речь. 1912. № 274 (2228). 6 (19) окт.

15 Речь. 1912. № 272 (2226). 4 (17) окт.

16 Речь. 1912. № 285 (2239). 17 (30) окт.

17 Речь. 1912. № 286 (2240). 18 (31) окт.

18 Речь. 1912. № 288 (2242). 20 окт. (2 нояб.)

19 Речь. 1912. № 308 (2262). 9 (22) нояб.

20 Речь. 1912. № 335 (2289). 6 (19) дек.

21 Ситуация повторится в период политической нестабильности Албании в 1920-е гг., когда деятели Коминтерна столкнуться с трудным выбором: какие силы поддерживать и как отличить интернационалистов среди шовинистов [7, 18, 31, 163-164, 339].

22 В конце ХХ в. столкновение интересов разных групп албанского общества отзовется «малой» гражданской войной 1996-1997 гг., унесшей около 2 тыс. жизней [8, 65-81].

Список литературы

1. Искендеров П. А. Сербо-албанские отношения в начале XX в.: мифы и реальность // Двести лет новой сербской государственности. СПб., 2005.

2. Рябинин А. А. Балканская война. СПб., 1913.

3. Валецкий О. В. Истоки и течение сербско-албанской борьбы за Косово и Метохию. Ч. 1. URL: http:// artofwar.ru/w/waleckij_o_w/istokiitechenieserbsko-albanskojborxbyzakosowoimetohijuchastxperwaja.shtml (Дата обращения 20.12.2008).

4. ПелевиН Б. Кроз исторщу Косова и Метохще. Београд, 2005.

5. Batakovic D. The Kosovo Chronicles. Beograd, 1992. URL: http://www.rastko.org.yu/kosovo/istorija/kosovo_chronicles/index.html (Дата обращения 20.12.2008).

6. Shatri M., Abdyli R. Parathenie // Dokumente ruse per levizjen kombetare shqiptare me 1912. Prishtine. 2006.

7. Национальный вопрос на Балканах через призму мировой революции. М., 2003. Ч. 2.

8. Худолей К. К. История Албании. СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.