Научная статья на тему 'Перцептивный образ концепта «Женщина» в идиолекте Ф. М. Достоевского'

Перцептивный образ концепта «Женщина» в идиолекте Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
338
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНЫЙ СЛОЙ КОНЦЕПТА / ВИЗУАЛЬНЫЕ / ТАКТИЛЬНЫЕ / ЗВУКОВЫЕ / ВКУСОВЫЕ / ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА / IMAGERY LAYER OF THE CONCEPT / VISUAL / TACTILE / AUDITORY / GUSTATORY / OLFACTORY SIGNS OF THE CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никанорова Ирина Владимировна

В статье представлена проблема, связанная с природой концепта и его структурой. В работе предпринято описание перцептивного составляющего образа концепта. Выявляются когнитивные признаки, являющиеся актуальными для перцептивного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perceptual Image of the Concept "Woman" in F.M. Dostoevsky’s Idiolect

The article describes a problem with the nature of the concept and its structure. In the article is has been undertaken to describe the perceptual component of the image concept; the cognitive features that are relevant to the perceptual image are identified.

Текст научной работы на тему «Перцептивный образ концепта «Женщина» в идиолекте Ф. М. Достоевского»

УДК 81’42 ББК 81.1

Никанорова Ирина Владимировна

аспирант кафедра русского языка Шадринский государственный педагогический институт

Г. Шадринск Nikanorova Irina Vladimirovna Post-graduate Chair of the Russian Language Shadrinsk State Pedagogical Institute Shadrinsk

Перцептивный образ концепта «Женщина» в идиолекте

Ф.М. Достоевского Perceptual Image of the Concept "Woman" in F.M. Dostoevsky’s Idiolect

В статье представлена проблема, связанная с природой концепта и его структурой. В работе предпринято описание перцептивного составляющего образа концепта. Выявляются когнитивные признаки, являющиеся актуальными для перцептивного образа.

The article describes a problem with the nature of the concept and its structure. In the article is has been undertaken to describe the perceptual component of the image concept; the cognitive features that are relevant to the perceptual image are identified.

Ключевые слова: образный слой концепта; визуальные, тактильные, звуковые, вкусовые, обонятельные признаки концепта.

Key words: imagery layer of the concept, visual, tactile, auditory, gustatory, olfactory signs of the concept.

Развитие когнитивного направления в современном языкознании говорит

об актуальности термина «концепт». Ученые интерпретируют концепт по-разному, но все лингвисты сходятся в одном, что концепт имеет сложную структуру, в которой четко обозначены понятийный, образный и ценностный компоненты.

Наличие образного слоя - один из важнейших признаков концепта. С точки зрения Н.Ф. Алефиренко, образ - первичная форма концептного воплощения в виде воображаемого предмета или отношения предмета к идее, благодаря которой концепт становится явлением и приобретает определенное оформление [1. С. 59].

По мнению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, наличие в концепте образного компонента определяется самим нейролингвистическим характером универсального предметного кода: чувственный образ кодирует концепт, формируя единицу

универсального предметного кода [4. С. 106]. Мы, вслед за указанными авторами, в образном слое концепта выделяем перцептивные и когнитивные составляющие. Перцептивный образ формируется в результате отражения действительности при помощи органов чувств [4. С. 108]; когнитивный образ формируется в результате метафорического осмысления предмета или явления [4. С. 108].

Итак, образное содержание концепта «Женщина» в идиолекте Ф.М. Достоевского включает перцептивные и когнитивные образные признаки. В данной работе осуществляется описание перцептивного составляющего образа концепта.

В произведениях Ф.М. Достоевского концепт «Женщина» объективируется разными языковыми единицами, речевыми употреблениями (далее - РУ), которые методом когнитивной интерпретации представлены нами в виде набора когнитивных признаков. Когнитивный признак - это отдельный признак объекта, осознанный человеком и отображенный в структуре концепта как отдельный элемент его содержания [4. С. 128].

Перцептивные образные признаки (1116 РУ), входящие в образный компонент концепта «Женщина», возникают на основе визуальных, тактильных, звуковых, вкусовых ощущений.

Визуальные образные признаки (971 РУ) в структуре концепта «Женщина» многочисленны, они акцентирует внимание на внешнем облике женщины.

Когнитивный признак «производит хорошее внешнее впечатление» (97 РУ): очень хорошенькая, хороша собой. Например: «Говорят, что его мать была очень хороша собой, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж»[2. Т.1. С. 53]. Автор подчеркивает любование женской

привлекательностью, употребляя прилагательные с приставкой пре- , которая указывает на высокую степень качества: прехорошенькая, премиленькая.

Женская красота - вечный предмет восхищения и вдохновения, не зря женский пол называют прекрасным, поэтому многочислен когнитивный признак «красивая» (87 РУ) - для украшения природы созданная, очаровательная. Стремление к красоте - это извечное, неотъемлемое желание женщины, так как внешняя красота всегда производит впечатление на окружающих, поэтому желание иметь приятную

внешность вполне естественно для любого человека. Описывая красоту женщины, автор употребляет и слова, подчеркивающие лишь привлекательную наружность образа: недурна собой, совсем не урод - и слова, которые указывают на идеальную красоту женщины: красавица, красоты необычайной, раскрасавица и др. Красивыми женщинами, по мнению автора, не только восхищаются, но и ненавидят... за...красоту. [2. Т. 2 С. 36]. Анализ когнитивного признака «красивая» показал, что для Ф.М. Достоевского важнее забота, внимание, сопереживание и

даже болезненность вида женщины, нежели ее холодная внешняя привлекательность.

Визуально обращается внимание и на одежду, в которую одета женщина (111 РУ): в сапогах, в туфлях, в шубке. Многочисленность примеров

подтверждает русскую пословицу «По одежке встречают...», эта мудрость никогда не утратит своей актуальности. И с этим, мы думаем, трудно поспорить, ведь при знакомстве с человеком мы обращаем внимание на внешний вид, на так называемую материальную оболочку. Автор помогает оценить женщину по её одежде, так как одежда может рассказать о материальном достатке: дорогое выездное платье, бедно одетая, о вкусе: одета очень безвкусно и ярко, о принадлежности к тому или иному социальному классу: платье у француза сшито, в бальном платье, в стоптанных козловых башмаках.

Визуально автор обращает внимание читателей и на цвет одежды, в которую одета женщина (30 РУ). Самыми распространенными оказываются черные (9 РУ) и белые одежды (9 РУ). Например: «...в черном коротеньком платьице» [2. Т.6. С.239]. «Одета в белое платье [2. Т.4. С.191]. После этих цветов автор отдает предпочтение зеленому (8 РУ). Например: «Одетая как мещанка, в головке и в зеленой шали» [2. Т.4. С.99]. Кроме того, Ф.М. Достоевский упоминает светло-зеленый, светло-голубой, розовый, красный, желтый, пожелтелый, коричневый цвета.

По мнению Л.Е. Шепелева, самой типичной и неотъемлемой принадлежностью женского туалета того времени была шаль, которую иногда

закалывали брошью [6. С.49-52]. В рассмотренных нами произведениях Ф.М. Достоевского этот предмет дамского гардероба упоминается 7 раз. Нельзя не отметить тот факт, что автор выступает как знаток женской одежды и обращает внимание читателей на мелкие детали наряда: белые воротнички; с белой кружевной отделкой; на предметы дамского гардероба: платочек, в чепце; на ткань, из которой сшит наряд: бархат, ситец, тюль, шерсть; на фасон и покрой одежды: платье путешественницы, выездное платье. Всё это далеко не полный перечень необходимых предметов при создании костюма, именно так автор помогает читателям сформировать образное впечатление и подтверждает, что мужской взгляд обращает внимание на мелочи в образе женщины.

Большое внимание уделяется женской фигуре (52 РУ). На наш взгляд, идеалом красоты для писателя являлась женщина с внушительными формами, пышной грудью, бедрами, округлыми плечами и руками, так как полнота и объемные формы являлись хорошим знаком материнства и здоровья. Лишь в одном случае в произведениях Ф.М. Достоевского мы можем выделить негативное отношение к полноте женщины: совершенно расплывшаяся барыня [2. Т.2. С.154], все остальные случаи подтверждают любование женскими формами: «легкая плотная полнота, легкая полнота здоровой деревенской молодки» [2. Т.7. С.381]; «пышная аристократка» [2. Т.7. С.224] и другие.

Уделяется внимание лицу женщины. Здесь мы выделили несколько когнитивных признаков: «привлекает глазами» (297 РУ), «привлекает губами» (58 РУ), «привлекает щечками» (40 РУ); автор обращает внимание на нос (23 РУ), рот (5 РУ), лоб (5 РУ), улыбку (82РУ).

Художник обращает внимание и на волосы женщины (46 РУ), т.к. прическа может говорить о красоте и ухоженности дамы. Он описывает цвет волос женщины: блондинка (8 РУ), брюнетка (6 РУ), рыжая (3 РУ), с седыми волосами (3 РУ). Как мы видим, образ блондинки или женщины белокурой больше притягивает внимание писателя, возможно, потому, что этот образ ассоциируется с беззащитностью, мягкостью и добротой. Ф.М. Достоевский

254

уделяет внимание и прическе: с двухаршинным хвостом, со взбитыми локончиками, что еще раз подтверждает, что представители сильного пола очень наблюдательны и для них важны различные мелочи в облике женщины.

Ф.М. Достоевский обращает наше внимание на женские руки (40 РУ) -хорошенькая маленькая ручка; худенькая, костлявая ручка. Писатель замечает и сухую кожу на ладонях [2. Т.6. С.60] женщины, и точеные дивные пальчики, и даже ноготки на женской руке не остаются не замеченными: «вымытые и вычищенные щеточкой розовые ноготки» [2. Т.4. С.365].

При встрече с женщиной в глаза бросается ее походка, осанка, манера двигаться (52 РУ) - поступь королевская, походка легкая, что-то такое прелестное в походке, ведь в движении женщины есть своя, особая магия, трудно отвести взгляд от грациозно движущейся дамы, и умение красиво двигаться может скрыть женские недостатки.

Визуальные образы отражают внимание писателя к женской груди (30 РУ), т.к. она с древнейших времен является символом красоты: с могучей, дивной грудью; предметом преклонения: что за бюст!; сексуального влечения: волнующая грудь; грудь колыхалась, волновалась; кроме того, на нее возложена еще одна почетная и важная миссия - кормление новорожденного. Например: «А то возьмет, да и прикусит матери грудь, коль уж зубки прорезываются» [2. Т.2. С.349].

Тактильные образы (13 РУ) отражают стереотипные представления женского образа - ласковая (7 РУ), нежная (6 РУ): весьма ласкова, довольно ласкова, ласкова до лести, грубо ласкова. Автор дает иерархическое представление такого качества женщины, как ласка: женщина может быть довольно ласковой, весьма ласковой и грубо ласковой. Эта положительная черта может приобрести у женщины отрицательный оттенок, когда не соблюдается граница между лаской и откровенной лестью: ласкова до лести.

Звуковые образы (117 РУ) в структуре концепта «Женщина» достаточно многочисленны, они отражают устоявшиеся в обществе стереотипы типичного женского образа - женщины болтливой, передающей

сплетни и создающей шум вокруг себя - «ворчливая» (63 РУ): кричала, бранит, ворчит, распекала. Например: « Дома у нас хозяйка только кричит» [2. Т.1. С. 94].

Бывают моменты, когда женщина может быть молчаливой и «немногословной» (35 РУ) - бессловесная, молчала, не болтлива. Считается, что женщина не умеет молчать, но Ф.М. Достоевский показывает, что прекрасная половина в состоянии «упорно молчать, и ни одного звука, ни одного крика, ни одной жалобы не проронить» [2. Т.4. С.101].

Автор указывает, что женщина может обратить на себя внимание и своим голосом: «привлекает голосом» (39 РУ) - голосок звонкий, голосок хорошенький. Действительно, голос - это не просто звуковая передача мыслей, он озвучивает эмоции, состояние человека, то есть, если в глазах отражается человеческая душа, то голос является зеркалом характера. Приятный голос может только дополнить образ женщины. Писатель наделяет голос женщины такими эпитетами: беспокойный, густой, дрожащий, звонкий, звучный,

обидчивый, отчаянный, прерывающийся. Однако встречаются такие моменты, когда женщину «неприятно слушать» (6 РУ) - неприятный голос, истерический голос, отвратительно слушать и др.

В структуре образного компонента концепта «Женщина» выделяются вкусовые образы (10 РУ), которые переносятся либо на фигуру, либо на голос, либо на отдельные части тела или на весь образ женщины. Образ женщины может восприниматься как сахарный: «Фигурка сахарная» [2. Т.1. С.120]. Если женщина поправляется, ее часто сравнивают с хлебобулочными изделиями, например, с лепешкой’, «...сказал, что в деревне я растолстею, как лепёшка» [2. Т.1. С.139]. Интересен вкусовой образ женщины, связанный с медом: «Голосок был хорошенький, - звонкий, медовый!» [2. Т.1. С.89]. Женщину иногда называют ягодка, это обращение употребляется как ласкательное, чаще для обозначения хорошенькой девочки, молодой и привлекательной женщины [4. С.702]. В произведениях Ф.М. Достоевского встретилась лексема ягода (2 РУ): «Марья Александровна, своего поля ягода»

256

[2. Т.2. С.48]. В данном словоупотреблении уже не наблюдается нежности по отношению к женщине.

Внешний вид женщины может вызывать в целом ассоциации с вкусной едой, которую хочется немедленно съесть или хотя бы попробовать. См., например: «Между нами: объеденье, а не дамочка, то есть так бы и проглотил ее всю целиком от удовольствия» [2. Т.2. С.185].

Единичный образ «крошечки» указывает либо на хрупкость, либо на близость женского образа.

Обонятельные образы представлены пятью речевыми употреблениями - всегда скверно пахнет, несет духами, яблоком пахнет. См., например: «От нее всегда скверно пахнет» [2. Т.2. С.289]. Женщина ассоциируется либо с запахом духов, либо с запахом собственного тела, в целом запах может стать удачным или неудачным дополнением женского образа.

Итак, перцептивные образные признаки, входящие в образный компонент концепта «Женщина», в рассмотренном нами творчестве Ф.М.Достоевского представлены 1116 речевыми употреблениями. Они возникают на основе визуальных, тактильных, звуковых, вкусовых ощущений. Согласно результатам анализа, доминируют визуальные образные признаки (971 РУ), которые акцентирует внимание на внешнем облике женщины. Наименее выражен обонятельный образный признак, который выступает лишь в пяти речевых употреблениях.

Библиографический список

1. Алефиренко, Н.Ф. Спорные проблемы семантики. [Текст] / Н.Ф.Алефиренко. -Волгоград. 1999.

2. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений: В 20 т. - М.: ТЕРРА, 1998.

3. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика [Текст] /З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: Восток-Запад. 2007. - 314 с.

4. Толковый словарь русского языка: В 4т. Т.4/ Под ред. проф. Д.

Ушакова. - М.: ТЕРРА, 1996. - 752 с.

5. Шепелев, Л.Е. Шляпа должна быть галуном [Текст] / Л.Е. Шепелев. //Родина. - 1996. - №7. - С.49-52.

Bibliography

1. Alefirenko, N.F Controversial Issues of Semantics [Text] / N.F.Alefirenko. -Volgograd, 1999.

2. Dictionary of Russian: In 4 V. V.4 / Ed. by Professor D. Ushakov. - Moscow: Terra, 1996. - 752 p.

3. Dostoevsky, F.M. Collected Works: In 20 Volumes - Moscow: Terra, 1998.

4. Popova, Z.D. Cognitive Linguistics [Text] / Z.D. Popova, I.A. Sternin. - M.: East-West, 2007. - 314 p.

5. Shepelev, L.E. A Hat Should Be Laced [Text] / L. E. Shepelev // Homeland. -1996. - № 7.- P. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.