Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА РОССИЙСКИХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА РОССИЙСКИХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / стратегии интернационализации / вертикальная интеграция / agro-industrial complex / internationalization strategies / vertical integration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Н. Александрова, В.В. Мишукова

В данной статье рассматриваются особенности организации деятельности российских продовольственных компаний в рамках стратегий расширения деятельности на зарубежных рынках. Детальный анализ ключевых показателей и ресурсов отечественных агрохолдингов дает представление о их готовности интегрироваться на рынки дружественных стран в условиях текущих санкций. Также работа может помочь в выявлении рекомендация по выбору оптимальной формы интернационализации российских продовольственных компаний с потенциалом развития их в ТНК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR RUSSIAN FOOD COMPANIES TO ENTER FOREIGN MARKETS

This article examines the specifics of the organization of the activities of Russian food companies within the framework of strategies for expanding activities in foreign markets. A detailed analysis of the key indicators and resources of domestic agricultural holdings gives an idea of their readiness to integrate into the markets of friendly countries under the current sanctions. The work can also help in identifying recommendations for choosing the optimal form of internationalization of Russian food companies with the potential for their development in TNCs.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА РОССИЙСКИХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫХОДА РОССИЙСКИХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ

Е.Н. Александрова, канд. экон. наук, доцент В.В. Мишукова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-1-143-147

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации деятельности российских продовольственных компаний в рамках стратегий расширения деятельности на зарубежных рынках. Детальный анализ ключевых показателей и ресурсов отечественных агрохолдингов дает представление о их готовности интегрироваться на рынки дружественных стран в условиях текущих санкций. Также работа может помочь в выявлении рекомендация по выбору оптимальной формы интернационализации российских продовольственных компаний с потенциалом развития их в ТНК.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, стратегии интернационализации, вертикальная интеграция.

Агропромышленный комплекс является одной из важнейших сфер экономики России, поскольку удовлетворяет базовые потребности населения, обеспечивает продовольственную безопасность страны, способствует решению проблемы всемирного голода. Хотя многие эксперты критикуют значительную аграрную составляющую в структуре экономики России, эту сферу можно развивать в ключе транснационализации продовольственных предприятий по примеру крупнейших ТНК-трейдеров продовольствия, как Cargill, ADM, Bunge. Огромнейшие площади сельскохозяйственных земель и благоприятный климат определяют значительный потенциал развития России как важнейшего поставщика сельхоз продукции на мировые рынки.

В этом контексте основная задача стратегического управления компаниями сводится к грамотной разработке и выбору стратегии интернационализации. Стратегии роста наиболее часто применяются компаниями и предполагают внедрение на новые рынки, постепенное расширение своей деятельности, интеграцию. Альтернативным вариантом служит повышение качество выпускаемой продукции и ее характеристик, а также диверсификация производства. Репликационная стратегия

предполагает стандартизированную продукцию и общие принципы деятельности на различных рынках, создание материнских компаний той же организационной структуры, что и материнская. Транснациональная стратегия помимо характеристик репликационной стратегии, включает адаптацию и локализацию товара с учетом национальной специфики зарубежного рынка. Альтернативой выступает стратегия этноцентрической ориентации: продукция, переносимая в другой регион, не подвергается никакой адаптации под местные условия, что дает некую уникальность и эксклюзивность товару. Данная стратегия способствует развитию национальных преимуществ [1].

В крупных продовольственных компаниях возникает еще и потребность в контроле и управлении всей цепочкой производства, переработки и сбыта продукции. Такие задачи наиболее эффективно осуществляются посредством вертикальной интеграции в рамках агрохолдинга. Крупнейшими агрохолдингами России являются ГК «Русагро», ГК «Черкизово», «АПХ «Мираторг», ГК «ЭФКО», ГК «Содружество», их рейтинг по выручке представлен в таблице 1.

Таблица 1. Динамика выручки крупнейших российских агропромышленных предприя-

тий за 2018-2022 гг., млрд. руб. [31

Компания 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

ГК «Содружество» 180,6 202,0 287,0 300,0 318,0

ГК «Русагро» 83,0 138,2 159,0 222,9 240,2

ГК «ЭФКО» 114,0 122,0 145,0 211,0 277,0

АПХ «Мираторг» 111,6 119,2 139,2 189,2 414,0

Группа «Черкизово» 102,6 120,1 128,8 156,5 184,3

ГАП «Ресурс» 49,5 61,2 81,8 98,0 125,6

Динамика роста выручки по отрасли положительная, что подтверждается данными, представленными в таблице 1. Развитие агрохолдингов способствует повышению эффективности использования земельных, трудовых, материально-денежных ресурсов, сельскохозяйственной продукции как сырья для перерабатывающих предприятий, защищает участников интеграции от неблагоприятной конъюнктуры на рынках продовольствия, позволяет решать проблемы финансового обеспечения инвестиционных проектов. Хотя сельскохозяйственные предприятия подвержены и группе рисков, среди которых: неустойчивость природно-климатических условий; риск заболеваний животных и растений; постоянная конкуренция отечественной и импортной продукции; быстрые темпы инфляции; снижение уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей; удорожание финансовых ресурсов; природные и техногенные чрезвычайные ситуации [2].

Проведем более подробный анализ одного из ведущих агрохолдингов РФ - ГК

«Русагро». Компания занимает лидирующие позиции в производстве сахара, свиноводстве, растениеводстве и масложиро-вом бизнесе, производя и реализуя, соответственно, сахар, свинину, растительное масло, маргарин, майонез, а также промышленные продукты (жиры, масла, сыворотки). Производство компании расположено в центральной части России, а также в Приморском крае. Компания включает в себя помимо российских производств и подконтрольных предприятий зарубежные представительства в Гонконге и на Кипре. Что касается географии продаж, то в нынешних санкционных условиях за 2023 год «Русагро» экспортировала продукцию в 23 страны. Основными торговыми партнерами являются страны Юго-Западной Азии и СНГ [4]. «Русагро» входит в число крупнейших землевладельцев в России, ее земельный банк - 689 тыс. га., занимая 4 место в рейтинге крупнейших владельцев сельскохозяйственной земли в России по состоянию на 2023 г. после Ми-раторга, Агрокомплекса и Продимекса по версии БЕБЬ (табл. 2).

Таблица 2. Рейтинг крупнейших владельцев сельскохозяйственной земли в России по

состоянию на 2023 г. [9]

№ Компания Земельный банк, тыс. га

1 Мираторг 1105

2 Агрокомплекс 1104

3 Продимекс 900

4 Русагро 689

5 ГК ЭкоНива 630

Что касается остальных ключевых показателей и ресурсов ООО «ГК «Русагро», то по состоянию на 2023 г. согласно официальному сайту компания

По данным, представленным на сайте компании, а также в их годовом отчете можно сделать вывод о том, что агрохол-динг действительно располагает большими ресурсами. ГК «Русагро» уже экспортирует свою продукцию в 23 страны и имеет два представительства, поэтому имеет все перспективы стать новой российской ТНК. Кроме того, огромный инвестиционный и ресурсный потенциал могут обеспечить значительную амортизацию компании при столкновении с рисками при выходе на новые рынки.

Еще одним вертикальным агрохолдин-гом, превосходящим по некоторым показателям «Русагро», является ООО «АПХ «Мираторг». Компания также занимается производством и продажей сельскохозяйственной продукции, среди которой мясо, снеки, замороженные полуфабрикаты и овощи, напитки, корма для животных и т.д. Производственные мощности также сосредоточены в центральной части России, а также в Ленинградской области [7]. Сегодня «Мираторг» поставляет мясо в почти 30 стран Персидского Залива, Юго-Восточной Азии, Африки, Таможенного Союза и СНГ. В условиях санкций компания быстро адаптируется к изменениям и нарастила производство говядины почти на 20% [6]. А с переориентацией российской экономики на Ближний Восток и Азию «Мираторг» запустил производство продукции со знаком «Халяль» Международного Центра стандартизации и серти-

продемонстрировала наилучший результат за все время своей деятельности, что представлено в таблице 3.

фикации, что является гарантией качества и строгого соблюдения норм ислама. Согласно таблице 1 выручка агрохолдинга с каждым годом растет, а в 2022 г. увеличилась особенно резко.

ПАО «Группа «Черкизово» также находится в рядах крупных вертикальных агро-холдингов России, производство которого расположилось от Калининградской области до Алтайского края. Основная продукция - мясная (курица, индейка, свинина), но есть направление растениеводства (пшеница, кукуруза, соя) и масло-экстракционный завод. Объем продаж продукции составил в 2022 г. 1069 тыс. тонн, 100 тыс. т из которых пришлись на зарубежные поставки. Выручка составила 184,3 млрд. руб. [8]. Что касается внешнеэкономической деятельности, то Группа «Черкизово» экспортирует свою продукцию в более, чем 20 стран, включая Азию, некоторые страны Африки, Саудовскую Аравию и страны СНГ. В 2022 г. рост экспортной выручки составил более 40%, что говорит об эффективности и перспективах компании к расширению производства и продаж на новых рынках [10].

Анализ деятельности российских агро-холдингов показал, что они обладают достаточными возможностями для интернационализации своего бизнеса. Если рассматривать на примере рынка Исламской Республики Иран, как одного из самых перспективных на сегодняшний день для России после Китая и Индии, то россий-

Таблица 3. Ключевые показатели ООО «ГК «Русагро» [5]

Наименование показателя Значение

Выручка 277,3 млрд руб.

Инвестиции в производство 18,4 млрд руб.

Скорректированная EBITDA 56,6 млрд руб.

Численность персонала 23,1 тыс. человек

Производство сахара 925 тыс. тонн

Производство свинины в живом весе 334 тыс. тонн

Урожай сельскохозяйственных культур 6 306 тыс. тонн

Производство сырого растительного масла МЖБН 563 тыс. тонн

Производство сырого растительного масла НМЖК 325 тыс. тонн

ским компаниям необходимо придержи- 3. при успешном экспорте стремиться к

ваться транснациональной стратегии, что- открытию представительств и филиалов за бы максимально адаптировать и локализо- рубежом с предварительной оценкой дело-вать продукцию. Ведь данный рынок име- вой среды бизнеса;

ет отличительную национальной специфи- 4. уделить внимание локализации про-

ку со своими традициями, вкусами, куль- дукции под местного потребителя; турой. Хотя интеграция на ближневосточ- 5. участвовать в стимулирующих ярма-

ные рынки достаточно трудоемка, но усло- рочных, выставочных и конгрессных ме-виях санкций для российских продоволь- роприятиях, бизнес-миссиях, чтобы акку-ственных компаний переориентация на но- мулировать опыт.

вые рынки является хорошей альтернати- В целом, будь то расширение географии

вой утерянным западным партнерам. В экспорта или открытие очередного пред-связи с этим, можно дать следующие ре- ставительства, продовольственные компа-комендации по развитию элементов стра- нии России в виду вертикальной интегра-тегий интернационализации и интеграции ции успешны на зарубежных рынках даже на зарубежные рынки: в условиях рисков таких, как санкции, ин-

1. наращивать экспортные поставки в фляция, природно-климатические и техно-пределах изученных регионов; генные риски и т.д. Объемы производства

2. осуществлять пробный экспорт на со- сельскохозяйственной продукции демон-вершенно новые рынки или близкие к уже стрируют высокую самообеспеченность изученным регионам (в пределах Азии или России продовольствием, что открывает Ближнего Востока); широкий спектр возможностей для развития.

Библиографический список

1. Горбунова М.Л., Приказчикова Ю.В. О стратегиях выхода российских инновационно активных несырьевых компаний на внешние рынки // Российский журнал менеджмента. -2016. - №4. - С. 49-80

2. Моисеева Е.И. Проблемы и риски управления предприятием АПК в современных условиях. // Экономика и социум. - 2020. - №11 (78). - С. 918-922

3. Солодилов Д.Г., Кузнецов В.В., Евдокимов С.В. Анализ состояния российской сельскохозяйственной отрасли и перспективы электронной коммерции агропромышленных компаний // Журнал прикладных исследований. - 2022. - №11. - С. 776-781

4. Годовой отчет ООО «ГК «Русагро» за 2023 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rusagrogroup.ru/fileadmin/files/reports/ru/pdf/Rusagro-AR23-RUS.pdf.

5. Ключевые показатели ООО «ГК «Русагро» за 2023 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rusagrogroup.ru/ru/investoram/.

6. «Мираторг» увеличил производство говядины на 17,3% и сдерживает цены. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meat-expert.ru/news/11451-miratorg-uvelichil-proizvodstvo-govyadiny-na-173 -i-sderzhivaet-tseny?ysclid=lwnqmi3r7z870015273.

7. Общая информация о холдинге «Мираторг». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://miratorg.ru/about/.

8. Отчет об устойчивом развитии Группы «Черкизово» за 2022 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cherkizovo-group.com/upload/uf/014/Cherkizovo%2027-02-2024%20RUS.pdf?ysdid=lwnsw3g592184480630.

9. Рейтинг крупнейших владельцев российских сельхозземель в 2023 г. по версии BEFL. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/reitingi/befl-rejting-2023.html.

10. Экспорт продукции Группы «Черкизово». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cherkizovo-group.com/export/?ysclid=lwnsl8w4hu376311372.

PROSPECTS FOR RUSSIAN FOOD COMPANIES TO ENTER FOREIGN MARKETS

E.N. Aleksandrova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.V. Mishukova, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article examines the specifics of the organization of the activities of Russian food companies within the framework of strategies for expanding activities in foreign markets. A detailed analysis of the key indicators and resources of domestic agricultural holdings gives an idea of their readiness to integrate into the markets of friendly countries under the current sanctions. The work can also help in identifying recommendations for choosing the optimal form of internationalization of Russian food companies with the potential for their development in TNCs.

Keywords: agro-industrial complex, internationalization strategies, vertical integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.