Научная статья на тему 'Роль внутрифирменных коммуникаций в инновационном развитии агробизнеса'

Роль внутрифирменных коммуникаций в инновационном развитии агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / агрохолдинги / внутрифирменные коммуникации / искусственный интеллект / кибербезопасность / цифровизация / человеческий капитал / agro-industrial complex / digitalization / intra-company communications / agricultural holdings / artificial intelligence / human capital / cybersecurity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баторшина Г. Д.

Введение. Публикация посвящена роли внутрифирменных коммуникаций в процессе укрупнения и технологического развития агрохолдингов. Цель работы – аналитическая оценка сущности и функции внутрифирменных коммуникации при инновационном развитии агробизнеса. Материалы и методы. Материалами для исследования явились данные с сайтов агрохолдингов, информационных и исследовательских платформ, официальных сайтов государственных ресурсов, результаты исследований российских ученых, касающиеся роли внутрифирменных коммуникаций в инновационном развитии агробизнеса. Закономерность и правдивость полученных выводов подтверждаются методом анализа, сравнения и синтеза, а также с использованием абстрактно-логического метода и метода наблюдения. Результаты. Указывается неравномерный характер технологических преобразований в АПК из-за разного уровня технической оснащенности предприятий, финансовых сложностей, а также дефицита квалифицированных сотрудников. Отмечается существование дефицита персонала с необходимыми цифровыми компетенциями, тормозящего интеграцию в бизнес-стратегии достижений научно-технического прогресса, ухудшающего процессы взаимодействия внутри подразделений, негативно влияющего на выстраивание взаимоотношений с властными структурами, высшими учебными заведениями, с зарубежными партнерами. Отмечается, что внутрифирменные коммуникации и цифровые компетенции персонала находятся в тесном взаимодействии при реализации инновационных технологий агробизнеса. Обсуждение. В результате развития технологического сектора появляется необходимость в налаживании непрерывного процесса обучения на предприятиях. Отмечается, что внутрифирменные коммуникации выступают тем звеном, через которое представляется возможным решение многих задач, связанных с восполнением дефицита персонала в том числе. Заключение. Анализируя статистические данные, свидетельствующие об укрупнении агрохолдингов на современном этапе, делаются выводы об активном инвестировании ими средств в развитие, в том числе и через каналы внутренних и внешних коммуникаций. Характеризуя внутрифирменные коммуникации рассматриваемых агрохолдингов, отмечается рассредоточенность персонала и многообразие внутренних и внешних аудитории, являющихся объектами их воздействия. Построение эффективных коммуникаций со всеми обозначенными целевыми аудиториями представляется насущной необходимостью для успешного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of intra-company communications in the innovative development of agribusiness

Introduction. The publication is devoted to the role of intra-company communications in the process of consolidation and technological development of agricultural holdings. The purpose of the work is an analytical assessment of the essence and function of intra-company communications in the innovative development of agribusiness. Materials and methods. The materials for the study included data from the websites of agricultural holdings, information and research platforms, official websites of government resources, research results of Russian scientists regarding the role of intra-company communications in the innovative development of agribusiness. The regularity and veracity of the conclusions obtained are confirmed by the method of analysis, comparison, and synthesis, as well as using the abstract logical method and the observation method. Results. The uneven nature of technological transformations in the agro-industrial complex is indicated due to different levels of technical equipment of enterprises, financial difficulties, as well as a shortage of qualified employees. There is a shortage of personnel with the necessary digital competencies, which hinders the integration of scientific and technological progress into business strategies, worsens the processes of interaction within departments, and negatively affects the building of relationships with government agencies, higher educational institutions, and foreign partners. It is noted that intra-company communications and digital competencies of personnel are in close interaction when implementing innovative agribusiness technologies. Discussion. As a result of the development of the technology sector, there is a need to establish a continuous learning process in enterprises. It is noted that intra-company communications are the link through which it seems possible to solve many problems related to replenishing staff shortages, among other things. Conclusion. Analyzing statistical data indicating the consolidation of agricultural holdings at the present stage, conclusions are drawn about their active investment of funds in development, including through internal and external communication channels. Characterizing intra-company communications of the agricultural holdings under consideration, the dispersion of personnel and the diversity of internal and external audiences that are the objects of their influence are noted. Building effective communications with all designated target audiences seems to be an urgent need for successful development.

Текст научной работы на тему «Роль внутрифирменных коммуникаций в инновационном развитии агробизнеса»

WW^WW^V РРГМПНД пкн&я иптрлгптля яwnнпмикл

РЕ! ИОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

_5.2.3 РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 330.341.2

DOI: 10.24412/2227-9407-2024-2-59-71 EDN: YYVGWZ

Роль внутрифирменных коммуникаций в инновационном развитии агробизнеса

Галия Джавдятовна Баторшина

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия ООО «АРТ-АРТ», Москва, Россия

batorshina@yandex.т, https://orcid.org/0000-0001 -7946-127X

Аннотация

Введение. Публикация посвящена роли внутрифирменных коммуникаций в процессе укрупнения и технологического развития агрохолдингов. Цель работы - аналитическая оценка сущности и функции внутрифирменных коммуникации при инновационном развитии агробизнеса.

Материалы и методы. Материалами для исследования явились данные с сайтов агрохолдингов, информационных и исследовательских платформ, официальных сайтов государственных ресурсов, результаты исследований российских ученых, касающиеся роли внутрифирменных коммуникаций в инновационном развитии агробизнеса. Закономерность и правдивость полученных выводов подтверждаются методом анализа, сравнения и синтеза, а также с использованием абстрактно-логического метода и метода наблюдения. Результаты. Указывается неравномерный характер технологических преобразований в АПК из-за разного уровня технической оснащенности предприятий, финансовых сложностей, а также дефицита квалифицированных сотрудников. Отмечается существование дефицита персонала с необходимыми цифровыми компетенциями, тормозящего интеграцию в бизнес-стратегии достижений научно-технического прогресса, ухудшающего процессы взаимодействия внутри подразделений, негативно влияющего на выстраивание взаимоотношений с властными структурами, высшими учебными заведениями, с зарубежными партнерами. Отмечается, что внутрифирменные коммуникации и цифровые компетенции персонала находятся в тесном взаимодействии при реализации инновационных технологий агробизнеса.

Обсуждение. В результате развития технологического сектора появляется необходимость в налаживании непрерывного процесса обучения на предприятиях. Отмечается, что внутрифирменные коммуникации выступают тем звеном, через которое представляется возможным решение многих задач, связанных с восполнением дефицита персонала в том числе.

Заключение. Анализируя статистические данные, свидетельствующие об укрупнении агрохолдингов на современном этапе, делаются выводы об активном инвестировании ими средств в развитие, в том числе и через каналы внутренних и внешних коммуникаций. Характеризуя внутрифирменные коммуникации рассматриваемых агрохолдингов, отмечается рассредоточенность персонала и многообразие внутренних и внешних аудитории, являющихся объектами их воздействия. Построение эффективных коммуникаций со всеми обозначенными целевыми аудиториями представляется насущной необходимостью для успешного развития.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, агрохолдинги, внутрифирменные коммуникации, искусственный интеллект, кибербезопасность, цифровизация, человеческий капитал

© Баторшина Г. Д., 2024

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Вестник НГИЭИ. 2024. № 2 (153). C. 59-71. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 2 (153). P. 59-71. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW пгппыл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

Для цитирования: Баторшина Г. Д. Роль внутрифирменных коммуникаций в инновационном развитии агробизнеса // Вестник НГИЭИ. 2024. № 2 (153). С. 59-71. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-2-59-71

The role of intra-company communications in the innovative development of agribusiness

Galia D. Batorshina

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia «ART-AR» LLC, Moscow, Russia

[email protected], https://orcid.org/0000-0001 -7946-127X

Abstract

Introduction. The publication is devoted to the role of intra-company communications in the process of consolidation and technological development of agricultural holdings. The purpose of the work is an analytical assessment of the essence and function of intra-company communications in the innovative development of agribusiness. Materials and methods. The materials for the study included data from the websites of agricultural holdings, information and research platforms, official websites of government resources, research results of Russian scientists regarding the role of intra-company communications in the innovative development of agribusiness. The regularity and veracity of the conclusions obtained are confirmed by the method of analysis, comparison, and synthesis, as well as using the abstract logical method and the observation method.

Results. The uneven nature of technological transformations in the agro-industrial complex is indicated due to different levels of technical equipment of enterprises, financial difficulties, as well as a shortage of qualified employees. There is a shortage of personnel with the necessary digital competencies, which hinders the integration of scientific and technological progress into business strategies, worsens the processes of interaction within departments, and negatively affects the building of relationships with government agencies, higher educational institutions, and foreign partners. It is noted that intra-company communications and digital competencies of personnel are in close interaction when implementing innovative agribusiness technologies.

Discussion. As a result of the development of the technology sector, there is a need to establish a continuous learning process in enterprises. It is noted that intra-company communications are the link through which it seems possible to solve many problems related to replenishing staff shortages, among other things.

Conclusion. Analyzing statistical data indicating the consolidation of agricultural holdings at the present stage, conclusions are drawn about their active investment of funds in development, including through internal and external communication channels. Characterizing intra-company communications of the agricultural holdings under consideration, the dispersion of personnel and the diversity of internal and external audiences that are the objects of their influence are noted. Building effective communications with all designated target audiences seems to be an urgent need for successful development.

Key words: agro-industrial complex; digitalization; intra-company communications; agricultural holdings; artificial intelligence, human capital, cybersecurity

For citation: Batorshina G. D. The role of intra-company communications in the innovative development of agribusiness // Bulletin NGIEI. 2024. № 2 (153). P. 59-71. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-2-59-71

Введение

Агропромышленный комплекс (АПК) входит в число приоритетных отраслей Российской Федерации, подлежащих цифровой трансформации, однако уровень внедрения инноваций в нем значительно отстает от других направлений экономики и социальной сферы^ Основные причины - это него-

товность инфраструктуры и дефицит квалифицированных кадров. Кроме того, многие агропроизводи-тели испытывают нехватку финансовых ресурсов для интеграции новых технологических решений. Россия в качестве мирового лидера по продвижению цифровых решений ставит перед отраслью задачи, выполнение которых также должно прости-

VWWWWW рргипнл пкнля u птрл г tifra я ч wn нп м и к a VWWWWW ¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, ре! ИипАЛРпАЯ И УМГЛСЛЕВАП жипимпкн

мулировать цифровизацию отрасли. Прогнозируется, что в ближайшие 10-15 лет АПК страны должен стать одной из самих привлекательных отраслей для ГГ-специалистов по уровню применения высокотехнологичного оборудования2. Вместе с тем уровень цифровизации ведущих российских агрохолдингов уже сегодня соответствует использованию ГГ-решений зарубежных конкурентов, но этого недостаточно для изменения ситуации в целом по отрасли. Как правило, продукция таких агрохолдингов ориентирована на работу с требовательными конечными потребителями и поставляется на экспорт. Технологическая модернизированность этих предприятий представляется необходимым фактором для конкурирования на международных рынках. Таким образом, экспорт выступает в качестве ускорителя внедрения инновационных процессов. Стоит отметить, что в рамках предпринимаемых властными структурами действий по обеспечению государственной поддержки отечественной экономики существуют и программы финансовой поддержки для малых и средних предприятий, направленные на стимулирование экспорта, включающие в том числе и проведение маркетинговых кампаний для продвижения (на внутреннем, так и на международном рынках). Например, на сайте «Национальные приоритеты. РФ»3 зарегистрировано более 370 тысяч предпринимателей со всей страны, с введенными в работу более 500 мерами поддержки. На платформе «Мой экспорт» доступно более 100 услуг. Самые востребованные из них - участие с господдержкой в международных выставках и ярмарках, товарно-страновой отчет со списком потенциальных покупателей, подбор международных маркет-плейсов (в настоящее время их более 150), оформление сертификата свободной продажи и компенсация части затрат на логистические затраты продукции АПК. Таким образом, у предприятий МСП из агропромышленной сферы сейчас благоприятный период для выхода на зарубежные рынки при наличии достаточных компетенций у сотрудников для работы с цифровыми продуктами, что может послужить для них также стимулом для технологического развития.

Стремительное развитие технологий в современном мире делает инновации необходимым условием для достижения успехов в деятельности компаний. Наличие цифровых навыков у персонала предприятий АПК необходимо не только для интеграции в бизнес-стратегии достижений научно-технического прогресса, но и для взаимодействия

внутри подразделений, общения с властными структурами, высшими учебными заведениями, с зарубежными партнерами [1]. Поддержание и развитие внутрифирменных коммуникаций в современной компании является ключевым моментом для успешного его функционирования [2]. Вместе с тем сочетание внутрифирменных коммуникаций, с учетом модернизации коммуникационных инструментов, и наличия при их реализации цифровых компетенции, дают синергетический эффект в реализации инновационных технологий предприятий АПК.

Тему цифровой трансформации АПК можно встретить в научных публикациях Машевской О. В.

[1], Анохиной М. Е. [5], Коптевой Ж. Ю., Томако-вой И. А. [6]. Роли и значению внутрифирменных коммуникаций посвящены работы Болдыревой Н. В.

[2], Селиверстовой М. В. [3], Ивашовой В. А. [4], Гроссман О. Ю. [11]. Хайритдинова Д. У. и Сайда-лиева Ф. Х. [8], Хаддур З. А. [14] и Пылова П. А. [15] рассматривают в своих статьях различные аспекты, касающиеся использования искусственного интеллекта в эпоху технологического развития общества. Вопросам, касающимся кибербезопасности, посвящено незначительное количество публикаций по причине малоизученности темы, тем не менее в материалах Корниенко В. В. [19] и Кирничука А. В. [20] затрагиваются негативные последствия, источником которых может явиться развитие технологий. Предполагается, что данная тема по мере активизации процессов цифровизации в стране будет дополняться новыми материалами и исследованиями.

Материалы и методы Укрупнение агробизнеса является одним из трендов последних лет5, - агрохолдинги увеличивают активы за счет покупки предприятий из различных регионов РФ, расширяя географию своего присутствия. Проведение экономико-

статистических анализов динамики развития агро-холдингов показывают, что крупнейшие агрохол-динги страны продолжают доминировать в отрасли. Среди них можно выделить такие известные своими брендами компании, как: Группы Компаний «Ру-сагро», Группу «Черкизово», АПХ «Мираторг» (табл. 1). К примеру, у агрохолдинга РФ - Группы Компаний «Русагро» основные активы расположены в Белгородской, Тамбовской, Свердловской, Ульяновской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Воронежской, Курской и Орловской областях, а также в Приморском крае. «Русагро» осуществляет поставки продукции больше чем в 80 регионов РФ и более чем в 49 зарубежных стран по следую-

^^WWW^^WW вггтмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

щим направлениям бизнеса: сахарному, масложиро-вому, мясному6. Группа «Черкизово» также в последние годы интенсивно занимается капитализацией активов. В настоящее время предприятия «Черкизово» рассредоточены в 18 регионах страны, от Калининграда до Алтайского края. В группу «Черкизово» входят 16 брендов, в том числе и ведущие на рынке колбасы и мяса птицы: «Черкизово», «Пе-телинка», «Куриное царство», «Пава-Пава», «Империя вкуса» и т. д. В условиях санкций и ухода многих западных компаний группа «Черкизово» наравне с АПХ «Мираторг» стали одними из главных поставщиков мясной продукции в России и близлежащих странах (Белоруссия). Важным фактором увеличения доходов «Черкизово» является также экспорт продукции более чем в 20 зарубежных стран, не попадающих под санкционные ограничения: Казахстан, Саудовскую Аравию, Китай, Вьетнам и т. д. Стоит также отметить, что, несмотря

на изменения, произошедшие на рынке международной торговли из-за текущей геополитической ситуации, экспортные продажи компании выросли в 2023 году на 25 % в натуральном выражении и 41 % в стоимостном. Тем не менее российский рынок остается для «Черкизово» основным для ведения бизнеса, и именно на него приходится более 90 %

7

всех его доходов .

Подразделения АПХ «Мираторг» функционируют в 10 отраслях сельского хозяйства 16 регионов. Компания является крупнейшим инвестором в своей отрасли. В 2008-2010 гг. была проведена реорганизация, в рамках которой группы компаний были объединены в единый холдинг с прозрачной структурой. По итогам 2023 года компания показала рост по многим направлениям деятельности: увеличила производство говядины на 19,4 %, нарастила производство мяса птицы на 14 %, удвоила выпуск кормов для животных и т. д.8.

Таблица 1. Рейтинг крупнейших АПХ в РФ по выручке в 2022 г.

Table 1. Rating of the largest agricultural holdings in the Russian Federation by revenue in 2022

Строка рейтинга / Rating line

Наименование / Name

Динамика в % к 2021 году / Dynamics in % by 2021

1 ГК «Содружество» («С-Соя», «Агропродукт» + ТДС) / Group of Companies «Sodrugestvo» («S-Soya», «Agroprod-uct» + TDS)

2 ГК«Эфко» / GC «Efko»

3 ГК «Русагро» / GC «Rusagro»

4 АПХ «Мираторг» / ABH «Miratorg»

5 КДВ Групп / KDV Group

6 ТД РИФ / TD RIF

7 Группа «Черкизово» / Cherkizovo Group

8 ГК «Агропромкомплектация» / GC «Agropromkomplektatsiya»

9 Группа Агропредприятий «Ресурс» / Group of Agricultural Enterprises «Resource»

10 ООО «Каргилл» (ГПК «Ефремовский») / LLC «Cargill» (GPK «Efremovsky»)

Источник: Таблица составлена автором на основании данных9

4,5

53.8 40,2

35.9 20

41.8 22,6

23

53,7

20.9

Популяризации брендов агрохолдингов способствуют не только продажи широкого ассортимента товаров на полках российских магазинов, но и значительные инвестиционные вложения в их продвижение через каналы маркетинговых коммуникаций, включая рекламу. По итогам 2023 года группа «Черкизово» вошла в топ-30 крупнейших рекламодателей России. АПХ «Мираторг» с 2019 по 2021 годы также занимал высокие позиции в этом рейтинге^. Интеграция цифровых решений позво-

ляет компаниям придерживаться единых стандартов в продвижении продуктов, формировании имиджа, организации внутрифирменных коммуникаций, несмотря на географическую рассредоточенность подразделений.

Однако успешность функционирования предприятий, способность производить качественную и пользующуюся спросом продукцию определяется также слаженностью функционирования внутрикорпоративных процессов, согласованностью рабо-

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА ]

ты различных подразделений. Цифровизация компаний позволяет наладить взаимодействие между подразделениями в онлайн-формате, пользуясь универсальными и доступными форматами коммуникации. Внутрифирменные коммуникации становятся одним из важнейших направлений в деятельности, так как именно они дают возможность поддерживать и мобилизовывать деятельность подразделений и сотрудников, позволяя обмениваться профессиональной информацией [3]. В агрохолдингах с большим количеством персонала коммуникации имеют достаточно разветвлённую и сложную структуру, с использованием различных каналов передачи сообщений (рисунок 1), как традиционной уже ГР-

телефонии, обеспечивающей функционирование внутренних линий связи; так и через Email-сообщения между корпоративными почтовыми ящиками; внутренними чатами в CRM (customer relationship management)-системах; мессенджерами; социальными сетями; взаимодействиями через видеоконференции и т. д. В этой связи видится актуальной необходимостью умение персонала пользоваться современными коммуникационными каналами, так как внутрифирменные коммуникации и цифровые компетенции персонала находятся в тесном взаимодействии при реализации инновационных технологий агробизнеса.

Рис. 1. Основные коммуникационные каналы современной организации Fig. 1. The main communication channels of a modern organization Источник: составлено автором

Инновационные технологии способствуют также выстраиванию универсальной схемы для разработки сложного и многоуровневого коммуникационного процесса между различными подразделениями, совершенствуя используемые инструменты по мере их развития. К примеру, в компании «Ру-сагро» в настоящее время работают около 20 тыс. человек. Компания декларирует, что «рассматривает своих сотрудников как главную и самостоятельную ценность», с предоставлением им возможности реализовать свой потенциал, «совершенствовать имеющиеся знания и навыки, а также участвовать в интересных инновационных проектах». В группе

«Черкизово» количество сотрудников превышает 30 000 человек, и они также относят человеческий капитал к ключевым факторам успеха компании. АПХ «Мираторг» обеспечивает работой более 39 тысяч человек. Обширная клиентская сеть холдинга насчитывает более 16 тысяч заказчиков в различных субъектах РФ. По итогам 2023 года компания декларирует о самых высоких зарплатах сотрудников в отрасли [8].

Тем не менее агрохолдинги по-прежнему находятся на стадии развития, направляя большое количество средств на модернизацию и наращивание мощностей, а также на приобретение активов у

^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUWUMILb_

конкурентов. К примеру, у группы «Черкизово» в 2022 году капитальные затраты прибавили 12 %, достигнув рекордных 19,5 миллиардов рублей^. Компания инвестировала значительные средства в новое производство, приобретя готовые предприятия и интегрировав их в существующие бизнес-модели. В январе компания консолидировала активы СП «Тамбовская индейка», в мае купила предприятие быстрого питания «Сибилла Рус», в августе запустила в производство высокопротеиновые масличные культуры, в октябре приобрела селекционно-генетический центр, в декабре добавила к своим активам предприятие крупнейшего агрохолдинга в Башкирии. Человеческие ресурсы присоединенных предприятий встраиваются в существующие внут-рикоммуникационные процессы в компании, становясь членами общей команды [4].

По итогам 2023 рост АПК страны составил более 10 процентов^. Однако для дальнейшего развития агарной отрасли необходимо продолжить технологическую модернизацию для достижения более высокого уровня интенсивности производства. Несмотря на громадные земельные и водные ресурсы, первенствующие позиции по производству минеральных удобрений, Российская Федерация по-прежнему уступает некоторым государствам по производительности труда от трех до семи раз по разным характеристикам [5]. Для осуществления этих задач и продолжения преобразований отрасли не хватает не только финансовых ресурсов и мер государственной поддержки, но и квалифицированных сотрудников. Исследуя кадровый дефицит в АПК, отмечается, что нехватка в специалистах, чьи профессии связаны с цифровыми компетенциями, и тормозит технологическое развитие отрасли. В этой связи внутрифирменные коммуникации можно рассматривать в качестве направления, способного восполнить недостаток в квалифицированном персонале при наличии достаточных инновационных решений в деятельности, ускорив таким образом инновационное развитие агробизнеса.

Результаты Характеризуя внутрифирменные коммуникации современной компании, необходимо отметить кроме рассредоточенности персонала еще и многообразие аудитории, являющихся объектами воздействия: внутреннюю аудиторию (действующие сотрудники компании и их семьи); внешнюю аудиторию (потенциальный персонал), для построения имиджа привлекательного работодателя, а также формирования HR-бренда; работавший ранее (быв-

ший) персонал, для сохранения положительного отношения к компании. Построение эффективных коммуникаций со всеми обозначенными целевыми аудиториями с использованием разнообразных информационных каналов и социальных сетей способствуют привлечению человеческого капитала в предприятия агропромышленной сферы.

При этом коммуникационная деятельность в современной компании осуществляется как специалистами в области коммуникаций (отделы маркетинга, департаменты по связям с общественностью, РЯ-специалисты), отделами кадров и HR-специалистами, так и сотрудниками структурных подразделений, которые могут выступать в качестве экспертов, давать комментарии на актуальные темы на онлайн-платформах организации.

В результате развития внутрикорпоративных коммуникаций с использованием современных цифровых продуктов создаётся и совершенствуется не только корпоративная культура, являющаяся сама по себе важным стратегическим ресурсом, но и регулируются многие проблемы компании. Использование цифровых продуктов помогает решению кадрового вопроса не только из-за использования искусственного интеллекта, в качестве замены сотрудника, но и из-за возможности совмещения обязанностей сотрудниками похожих профессий, замещению отсутствующих на работе коллег даже из других офисов.

Таким образом, внутрифирменные коммуникации в современной компании находятся в тесной связи с цифровыми компетенциями персонала и оказывают непосредственное влияние на реализацию инновационных технологий агробизнеса. Однако для ускорения процессов цифровизации отрасли необходимо решать проблему с дефицитом квалифицированных специалистов [6], обладающих необходимыми компетенциями.

Внутрифирменные коммуникации выступают тем звеном, через которое представляется возможным решение многих задач, связанных с восполнением дефицита персонала. К основным направлениям коммуникационных процессов в этом направлении можно отнести: обучение персонала; сотрудничество с образовательными учреждениями; развитие внешних и внутрифирменных коммуникаций для эффективного рекламного и PR продвижения компании.

Обучение сотрудников является важным направлением в деятельности современного предприятия из-за стремительного развития технологий,

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ! И ОПАЛЬНАЯ И и 1 РАСЛЕРАЯ ЭКОНОМИКА

требующих от персонала постоянного повышения квалификации. Стоит учесть и тот факт, что в результате технологических преобразований многие работающие сегодня люди потеряют работу именно из отрасли АПК из-за несоответствия новым требованиям. Поэтому через какое-то время перед предприятиями отрасли возникнет необходимость по сокращению персонала, чьи профессии перестанут быть актуальными. Благодаря развитию цифровых инструментов и совершенствованию каналов внутрифирменных коммуникаций, процесс обучения сотрудников одинаковых специальностей, но работающих в различных подразделениях компании, может проводиться дистанционно благодаря проведению вебинаров или с использованием онлайн-тренажеров. Таким образом, использование цифровых технологий может сократить количество персонала, занимающегося обучением, в рамках одного агрохолдинга. В настоящее время в агрохолдингах процессы по обучению и совершенствованию навыков у сотрудников уже реализуются. Такие компании на постоянной основе инвестируют средства в образование и повышение квалификации сотрудников. С использованием каналов внутренних коммуникаций до персонала доводится ценность самого процесса обучения, необходимость в добросовестном к нему отношении. Не секрет, что многие взрослые люди относятся с настороженностью к учебе, в том числе и из-за сложившегося стереотипа в обществе о трудном восприятии ими новой информации, а также из-за страха быть все равно уволенными из-за возраста. Этот психологический фактор довлеет над людьми, не позволяя пробовать новое дело из опасения показать себя некомпетентными. Как показывают исследования, взрослые люди хотят учиться, если понимают необходимость этого процесса и видят возможности для применения его результатов для улучшения своей деятельности [7]. Грамотная организация процесса обучения, с учетом возрастных и психологических особенностей персонала, возможна при интеграции инновационных цифровых инструментов и внедрения адаптивных методик в образовательные процессы, с использованием возможностей искусственного интеллекта [8]. Применение современных технологий для обучения позволят компаниям восполнить дефицит в сотрудниках не только за счет молодежи, но и людей среднего и старшего возраста с целью освоения ими новых профессий.

Процесс обучения персонала новой профессии или повышения квалификации старой специ-

альности, с учетом развития цифровых технологий, требует и времени, и финансовых средств. Агро-холдинги активно инвестируют в человеческие ресурсы значительные средства, в то время как у среднего и малого бизнеса они могут вызвать затруднения, поэтому государственные образовательные начинания, такие как программа «Кадры для села»13, 14, или проекты крупного бизнеса в поддержку небольших хозяйств, такие как инициативы «Россельхозбанка» в рамках функционирования экосистемы «Своё» [9; 10], могут оказать значительную помощь небольшим предприятиям и фермерским хозяйствам.

Крупный бизнес, в рамках реализации стратегии по привлечению персонала в компанию, налаживает партнерские отношения с университетами и образовательными центрами, проводя активную коммуникационную деятельность в этом направлении. К примеру, АПХ «Мираторг» еще в 2015 году запустил программу по сотрудничеству с высшими учебными заведениями страны. На сегодняшний день агрохол-динг взаимодействует с 115 профильными средними и высшими учебными заведениями, организует оплачиваемые стажировки на своих производственных площадках. За 2022-2023 годы стажировку в компании прошли более 1800 студентов, благодаря чему компания смогла закрыть 400 редких вакансий. Как итог, по результатам 2023 года «Мираторг» возглавил молодежный рейтинг в качестве лучшего работодателя в агропромышленной сфере"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, обучение персонала является важным направлением в работе современной компании из-за цифровой трансформации отрасли и, как следствие, совершенствования форматов общения между сотрудниками. Стремительное развитие технологий подталкивает персонал предприятий осваивать новые методы работы для их эффективного использования в коммуникационном процессе. В этой связи важно, чтобы в компаниях процесс обучения синхронизировался с внедрением технических достижений и носил непрерывный характер.

Вместе с тем важным аспектом успешного функционирования внутрифирменных коммуникаций является наличие квалифицированного персонала, отвечающего за развитие коммуникационных процессов. В первую очередь к ним относятся специалисты по рекламе и PR, ответственные за налаживание процессов по взаимодействию в компании, а также за продвижения товаров и услуг и самого бренда [11]. Стремительное развитие digital-инструментов делают актуальными и востребован-

^^WWW^^WW вггтмА! л Ain сггтпп л I ргл дм м/гс ШЙЛЛЛЛЙЛЙЛЛ^

nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMlLà_

ными продвижение продукции АПК через его каналы: социальные сети, e-commerce, поисковые системы, мобильные приложения, digital наружную рекламу, мета-вселенные и т. д. [12]. Помимо этого, АПК необходимо совершенствовать и имидж отрасли благодаря PR-продвижению, при активном сотрудничестве со СМИ и с лидерами мнений [13]. Развитие PR-деятельности агрохолдингов не может не включать тесного сотрудничества со СМИ: в качестве экспертов, аналитиков, спонсоров мероприятий и т. д. Присутствие в медиапространстве способствует формированию имиджа как компаний, так и отрасли в целом. Поэтому представители группы «Черкизово», АПХ «Мираторга», группы компаний «Русагро» все время находятся в информационном пространстве^. Небольшие компании, не имея возможностей для организации широкомасштабных коммуникационных кампаний, могут благодаря доступности социальных сетей использовать их функционал без значительных финансовых вложений для выстраивания взаимодействия с различными аудиториями, а также продвижения своих товаров и услуг.

Установление и поддержание эффективных коммуникаций с сотрудниками компании, выстраивание внутрифирменных коммуникаций в некоторых организациях является приоритетным направлением общей PR-стратегии, поскольку существуют исследования, которые доказывают, что потери компании от нелояльного отношения персонала в среднем в три раза выше, чем от деятельности конкурентов или недружественных СМИ. Таким образом, внутрифирменные коммуникации в деятельности современных предприятий агробизнеса с каждым годом становятся все более и более значимой, самостоятельной и стратегически важной функцией бизнеса вследствие использования цифровых инструментов, способствуя интеграции инновационных технологий в их деятельность. Развитие технологий меняет форматы каналов коммуникаций, расширяет возможности. К стандартным функциям по общению внутри структур и подразделений добавляются коммуникации с экспертами, поставщиками, логистами, метеослужбами, а также коллегами из других направлений, находящимися иногда в других географических точках, неизменным остается лишь необходимость в выстраивании эффективных коммуникационных процессов с учетом требований текущего момента. В этой связи нельзя не отметить значение разработок, связанных с развитием искусственного интеллекта, охватывающего все

новые сферы из жизни общества. Данные Росстата свидетельствуют об использовании в своей деятельности технологий, связанных с искусственным интеллектом у 44 % крупных российских предприятий. Несмотря на то, что в целом доля российских компаний, использующих технологию, сегодня составляет всего 5,7 %, она может значительно вырасти в ближайшее время, с учетом той стремительности, с ко-

17

торой развивается сегодня это направление .

В настоящее время понятию «искусственный интеллект» посвящено большое количество публикаций в научной сфере из-за возрастающей его роли в деятельности современной организации [14; 15]. Мы уже привыкли к его активному применению компаниями для общения с клиентами, партнерами, сотрудниками. Сам по себе искусственный интеллект нельзя назвать каналом коммуникации, но использование его технологий, благодаря чатам и различным виртуальным помощникам, призвано улучшить процесс коммуникации при взаимодействии потребителя с брендом, при общении между сотрудниками, при обучении персонала. Наиболее часто технологии искусственного интеллекта применяются для того, чтобы дать потребителям и сотрудникам наиболее востребованную и важную информацию, оперативно ответив на часто задаваемые вопросы и сократив время ожидания ответа от реального человека, а также для упрощения процесса поиска информации среди большого количества источников.

Возможности искусственного интеллекта также используются предприятиями агропромышленной направленности при создании приложений, набирающих все большую популярность в качестве каналов коммуникации. Разработка собственного мобильного приложения и наличие персонала, способного работать с этим инструментом, является важным направлением в деятельности современной агропромышленной компании. Мобильные приложения - это удобный инструмент коммуникации, обладающий большим количеством преимуществ, способным значительно разнообразить, упростить и улучшить процессы взаимодействия между аудиториями [16]. В отличие от сайтов, с огромным объемом информации, не всегда удобным для просмотра с мобильного телефона, мобильные приложения содержат только необходимые данные.

Помимо этого, с учетом развития тренда на мобильные приложения, появляется необходимость и в создании специальных приложений для фермеров, например, с информацией о погоде, урожайности, с рекомендациями по уходу за растениями и

VWWWWW рргипнл пкнля и птрлгtifra я жпнпмнк'л VWWWWW

¿^¿m^i^^i^^^i^^i^, РЕ1 И ОПАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

скотом, с популяризацией данных через каналы внутрифирменных коммуникаций.

Технологии и возможности искусственного интеллекта активно развиваются, появляются новые разработки, продукты и предложения по улучшению и упрощению процесса коммуникации, стимулируя сотрудников компании к постоянному повышению своих знаний в этой области. Стоит также помнить, что необходимым условием использования искусственного интеллекта является умение управлять им, применяя его в разумных масштабах и определяя вектор его развития. К рекомендациям по применению искусственного интеллекта можно отнести: использование его для автоматизации рутинных задач; для оптимизации процессов в разных сферах; для прогнозирования событий и трендов; для принятия обоснованных и конкурентоспособных решений; повышения уровня безопасности и поддержание правопорядка; сохранности данных; в digital-рекламе - для улучшения таргетинга и оптимизации рекламных кампаний. В качестве преимуществ использования данной технологии в рекламных целях также можно выделить: высокую скорость обработки информации; минимизацию количества неподходящей рекламы; повышение уровня лояльности аудитории; увеличение конверсии. Идеальным результатом развития искусственного интеллекта должна стать передача роботам рутинной и однообразной работы, с предоставлением людям возможности заниматься творческими и интеллектуальными проектами.

Необходимо учитывать и тот факт, что вследствие технологического развития экономики произойдет не только сокращение рабочих мест, но и перестанут существовать профессии, потерявшие свою актуальность. Таким образом, в ближайшее время в мире ожидается упразднение 75 миллионов рабочих мест, при одновременном возникновении 133 миллионов новых вакансий18. Цифровая трансформация в АПК приведет и к появлению огромного количества анахроничных профессий в секторе. В этой связи важным условием для функционирования предприятий агропромышленной сферы является интеграция технологических решений параллельно с запуском процессов по переобучению сотрудников, внедрение искусственного интеллекта только в невостребованные направления деятельности, для проявления, таким образом, заботы о сотрудниках и избежания глобальных сокращений. Социальная ответственность бизнеса перед обществом находит все большее распространение в со-

временной мировой повестке дня, российские агро-компании ее тоже учитывают в своей деятельности, активно внедряя принципы ESG в свои бизнес-стратегии [17]. Таким образом, применение искусственного интеллекта накладывает ответственность на пользователей с учетом этических и юридических аспектов, с прогнозированием потенциальных рисков и последствий для человечества [18].

Обсуждение

Цифровая среда способствует налаживанию взаимодействия между большим количеством людей, в том числе и через каналы внутрифирменных коммуникаций. В результате огромные потоки информации или передаются через эти каналы, или размещаются на цифровые платформы для дальнейшего совместного использования. И для самих компании, и отдельных сотрудников появляется необходимость в обеспечении безопасности как своих данных, так и в сохранении профессиональной информации, передаваемой или используемой в работе. Поэтому при развитии коммуникационных процессов на новом технологическом уровне появляются риски, связанные с угрозами, касающимися кибератак, а также с увеличением опасности утечки данных [19]. От квалификации специалистов по ки-бербезопасности зависит корректность в использовании искусственного интеллекта, умение совершенствовать используемые программы с учетом развития технологий и изменения трендов. Поэтому обучение персонала данной направленности также является постоянной необходимостью для современной компании, которую также можно проводить консолидированно через каналы внутрифирменных коммуникаций [20].

В настоящее время на государственном уровне разрабатываются различные механизмы регулирования и управления данной сферой. С учетом стремительности происходящих изменений в секторе компаниям необходимо и самим тоже вносить необходимые коррективы в рабочие процессы для обеспечения соблюдения этических норм и сохранения безопасности данных.

Заключение

Таким образом, наличие цифровых компетенций персонала напрямую влияет на развитие компании и его успешное функционирование. Вместе с тем цифровизация отражается и на способах общения внутри и за пределами организации, способствуя достижению ключевой цели внутрикорпоративных коммуникаций - созданию и поддержанию единого образа бренда, формированию в среде со-

^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUWUMILb_

трудников корпоративного духа и благоприятного психологического микроклимата, а также популяризации продуктов и услуг компании среди потребителей и партнеров.

В текущих условиях современные российские агрохолдинги работают не просто с внутренними коммуникациями, а с целой системой внутренних коммуникаций. Системы современных внутренних коммуникаций компании представляют собой комплекс информационных каналов, предоставляющих возможность транслировать данные делового, интеллектуального и эмоционального характера внутри организации между сотрудниками с использованием различных цифровых инструментов.

Благодаря использованию современных внутрифирменных каналов коммуникации сотрудники компании могут взаимодействовать друг с другом в онлайн-формате: устраивать онлайн-встречи между различными подразделениями, заниматься обучением, делиться опытом по возделыванию культур и разведению скота, хранению продукции, логистике. Грамотно выстроенные отношения внутри компании, как при общении вживую, так и благодаря использованию цифровых инструментов, позволяют налаживать прямые контакты между руководителями и персоналом компании. Внутренние коммуникации уверенно становятся отдельной стратегиче-

ски значимой функцией бизнеса, непосредственно подчиняющейся руководителям компаний как ключевым заказчикам коммуникации с сотрудниками и влияющих на достижение бизнес-результата.

Технологическое развитие совершенствует качество и возможности внутрикорпоративных коммуникации, привнося в них решения с использованием искусственного интеллекта, расширяя возможности и сферы влияния. Однако оно же чревато и появляющимися киберугрозами, которые необходимо предугадывать для сохранения уникальной информации и баз данных клиентов и сотрудников компаний.

Важность формирования эффективных внутренних коммуникационных процессов при интеграции технологических решений в агробизнес определяется большим количеством персонала агрохолдин-гов, географической рассредоточенностью предприятий, продолжающимся развитием компаний.

Для более эффективного формирования процессов управления человеческим капиталом необходимы институциональные преобразования и реформы, направленные на изменение отраслевой структуры за счет реформирования системы образования и повышения роли государства в процессах формирования сельской местности в качестве привлекательного места проживания.

Примечания:

1 Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»/ Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/783750202.html.

2 Предприятия АПК обновят производство с учетом защиты окружающей среды / Российская газета Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2023/06/26/mlechnyj-punkt.html

3 Национальные приоритеты / Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80aapamcavoccigmpc9ab4d0fkj .xn--p1ai/our_resources/

4 Мой экспорт / Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://myexport.exportcenter.ru/

5 Агробизнес в России укрупнился и окреп // Рамблер. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finance.rambler.ru/economics/49801916/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

6 Группа компаний Русагро // Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rusagrogroup.ru/ru/o-kompanii/cennosti/

7 Пресс-центр / Черкизово. Собственный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cherkizovo-group.com/press/

8 Пресс-центр / Мираторг. Собственный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://miratorg. ru/press/?PAGEN_ 1=1

9 Рейтинг крупнейших компаний АПК России в 2022 году / Журнал «Эксперт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://expert.ru/apk/2022/.

10 Топ-30 крупнейших рекламодателей России 2023, млн руб. без НДС / Sostav.ru. Собственный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/advertisers-media-rating-2023-59820.html

11 ПАО «Группа Черкизово». Сводная консолидированная отчётность / Центр раскрытия корпоративной информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=6652&type=4&attempt=3

12 В АПК растет спрос на цифровые решения / RG.ru. Собственный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2023/07/06/v-apk-rastet-spros-na-cifrovye-resheniia.html

WW^WW^V рргмпнд nun л я и птрлгптля я wn нп м ПК л

РЕ1 ИОПАЛЬНАЯ И 01 ГАСЛЕРАЯ ЭКиПиМИКА

13 Программа подготовки команд молодых специалистов для реализации социальных проектов «Кадры для села» // Молодежь села. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80ahddxdcqb6a6ioc.xn--p1ai/upload/iblock/a56/s0iko565hruh9tg1o0l9i31cvvd18qdx.pdf

14 Кадры для села / Молодежь села. Собственный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80ahddxdcqb6a6ioc.xn--p1ai/kadry-selo/

15 «Мираторг» возглавил молодёжный рейтинг лучших работодателей 2024 года в агропромышленной сфере / Мираторг. Собственный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://miratorg.ru/press/?PAGEN_1=1#miratorg-_vozglavil_molodyezhnyy_reyting_luchshikh

16 Интервью генерального директора группы «Черкизово» С. Михайлова РБК.тв / Черкизово. Собственный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cherkizovo-group.com/press/generalnyj_direktor_gruppy_cherkizovo_ sergej _mihaj lov%3 A_intervyu_dlya_rb

17 Нейросети вытесняют сотрудников / RG.ru. Собственный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2023/03/26/nejroseti-vytesniaiut-sotrudnikov.html

18 Reports «The Future of Jobs Report 2018» // WEF. 2018. 17 September 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Машевская О. В. Цифровые технологии как основа цифровой трансформации современного общества // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2020. № 1. С. 37-44. EDN LECURE.

2. Болдырева Н. В. Роль и значение внутренних коммуникаций в условиях современного бизнеса // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10. № 1. С. 3. EDN XNHVOP.

3. Селиверстова М. В. Особенности организации внутренних коммуникаций в деятельности современных организаций // Экономика и общество. 2019. № 2-3 (9). С. 16-21. EDN IGZZXG.

4. Ивашова В. А. Исследование внутренних коммуникаций в организации // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6-3 (108). С. 181-185. DOI 10.23670/IRJ.2021.108.6.093. EDN YCDMYA.

5. Анохина М. Е. Аграрный рост: параметры и ограничения // Экономика сельского хозяйства России. 2023. № 6. С. 80-89. DOI 10.32651/236-80. EDN JUHJUF.

6. Коптева Ж. Ю., Томакова И. А. Управление человеческим капиталом в условиях цифровой трансформации АПК // Вестник НГИЭИ. 2022. № 5 (132). С. 77-88. DOI 10.24412/2227-9407-2022-5-77-88. EDN EUNVPX.

7. Ананьев Б. Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) // Человек и образование. 2008. № 1 (14). С. 45-53. EDN IJTVPR.

8. Хайритдинов Д. У., Сайдалиева Ф. Х. Понятие об искусственном интеллекте и адаптивное обучение, как одна из возможностей использования искусственного интеллекта в образовании // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2021. С. 10-12. EDN DUGFBU.

9. Баторшина Г. Д. Решение проблем человеческого фактора в сфере АПК через создание современных цифровых продуктов на примере экосистемы АО «Россельхозбанк» // Экономика. Налоги. Право. 2022. № 6. С. 84-94. DOI 10.26794/1999-849X-2022-15-6-84-94. EDN VCICOY.

10. Баторшина Г. Д. Цифровые технологии в АПК на примере электронной платформы «Россельхозбан-ка» svoe-rodnoe.ru» // Вестник НГИЭИ. 2022. № 10. С. 151-163. DOI 10.24412/2227-9407-2022-10-151-162. EDN GCNCWG.

11. Гроссман О. Ю. Концепция внутренних коммуникаций компании на основе принципов маркетинга // Технологии PR и рекламы в современном обществе. 2017. С. 48-53. EDN VXAQPY.

12. Головко О. В., Куликова Е. С. Инструменты digital-маркетинга в цифровой экономике // Умная цифровая экономика. 2021. Т. 1. № 1. С. 102-106. EDN BNHHSI.

13. Варачев И. Н. Социальный медиа-маркетинг как вид современной бизнес-коммуникации // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 94. С. 40-42. DOI: 10.22250/20730284_2021_94_40. EDN NOLKSE.

14. Хаддур З. А. Искусственный интеллект и права человека: юридическая и этическая ответственность за ущерб, причиненный технологиями искусственного интеллекта // Право и управление. 2023. № 3. С. 18-23. DOI 10.24412/2224-9133-2023-3-18-23. EDN GYTPNH.

Вестник НГИЭИ. 2024. № 2 (153). C. 59-71. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 2 (153). P. 59-71. ISSN 2227-9407 (Print)

^^WWW^^WW nrrinwл i л мп сггтппл т сглилмггг

Jjfyify^^^p^^ nZUlUWAL SEL1 ипяь CLUlVUMILb_

15. ПыловП. А. Человек управляет искусственным интеллектом или искусственный интеллект управляет человеком? // Россия молодая. 2021. С. 94703.1-94703.5. EDN LSBOPZ.

16. Марочкина С. С., Суворова Ю. В. Тренды и новые инструменты в работе цифровых маркетологов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 4. С. 195-204. DOI 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.21. EDN TCNNGS.

17. Баторшина Г. Д. ESG стратегии российских компаний в современных условиях // Экономика образования. 2022. № 3 (130). С. 81-90. EDN IMJHRY.

18. Права человека в эпоху Искусственного Интеллекта: Европа как созидатель международных стандартов в области искусственного интеллекта // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2021. № 2 (224). С. 142-144. EDN WJVQBD.

19. Kornienko V. V. Relationship of business and cyber security in conditions of economy digitalization // Научный альманах. 2022. № 12-2(98). C. 42-45. EDN QRFVIU.

20. Кирничук А. В. Цифровизация и кибербезопасность в контексте национальной безопасности РФ: вызовы и ответы // Социальная политика и социальное партнерство. 2023. № 5. С. 307-317. DOI 10.33920/pol-01-2305-04. EDN ZZYKFQ.

Дата поступления статьи в редакцию 23.11.2023; одобрена после рецензирования 25.12.2023;

принята к публикации 27.12.2023.

Информация об авторе:

Г. Д. Баторшина - доцент Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, генеральный директор, Spin-код: 1224-6400.

REFERENCES

1. Mashevskaya O. V. Tsifrovyye tekhnologii kak osnova tsifrovoy transformatsii sovremennogo obshchestva [Digital technologies as the basis for the digital transformation of modern society], Vestnik Polesskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya obshchestvennykh i gumanitarnykh nauk [Bulletin of Polesie State University. Social Sciences and Humanities Series], 2020, No. 1, pp. 37-44, EDN LECURE.

2. Boldyreva N. V. Rol' i znacheniye vnutrennikh kommunikatsiy v usloviyakh sovremennogo biznesa [The role and importance of internal communications in modern business conditions], Vestnik Yevraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2018, Vol. 10, No. 1, pp. 3, EDN XNHVOP.

3. Seliverstova M. V. Osobennosti organizatsii vnutrennikh kommunikatsiy v deyatel'nosti sovremennykh or-ganizatsiy [Features of the organization of internal communications in the activities of modern organizations], Ekonomika i obshchestvo [Economy and Society], 2019, No. 2-3 (9), pp. 16-21, EDN IGZZXG.

4. Ivashova V. A. Issledovaniye vnutrennikh kommunikatsiy v organizatsii [Research of internal communications in an organization], Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Scientific Research Journal], 2021, No. 6-3(108), pp. 181-185, DOI 10.23670/IRJ.2021.108.6.093, EDN YCDMYA.

5.Anokhina M. E. Agrarnyy rost: parametry i ogranicheniya [Agricultural growth: parameters and limitations], Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Agricultural Economics of Russia], 2023, No. 6, pp. 80-89, DOI 10.32651/236-80, EDN JUHJUF.

6. Kopteva Zh. Yu., Tomakova I. A. Upravleniye chelovecheskim kapitalom v usloviyakh tsifrovoy transformatsii APK [Human capital management in the context of digital transformation of the agro-industrial complex], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2022, No. 5 (132), pp. 102-88, DOI 10.24412/2227-9407-2022-5-77-88, EDN EUNVPX.

7. Ananyev B. G. Intellektual'noye razvitiye vzroslykh lyudey kak kharakteristika obuchayemosti (k postanovke voprosa) [Intellectual development of adults as a characteristic of learning ability (to pose the question)], Chelovek i obrazovaniye [Man and education], 2008, No. 1(14), pp. 45-53, EDN IJTVPR.

8. Khayritdinov D. U., Saydalieva F. Kh. Ponyatiye ob iskusstvennom intellekte i adaptivnoye obucheniye, kak odin iz vozmozhnostey ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [The concept of artificial intelligence and adaptive learning, as one of the possibilities for using artificial intelligence in educationy, Fundamental'nyye i pri-kladnyye nauchnyye issledovaniya: aktual'nyye voprosy, dostizheniya i innovatsii [Basic and applied scientific research: current issues, achievements, and innovations], 2021, pp. 10-12, EDN DUGFBU.

VWWWWW рргипнд пкнля и птрлгtwra я жпипмикд VWWWWW

РЕ1 ИипАЛРПАЯ И УМГЛСЛЕВАП ЭКипиМИКА

9. Batorshina G. D. Resheniye problem chelovecheskogo faktora v sfere APK cherez sozdaniye sovremennykh tsifrovykh produktov na primere ekosistemy AO «Rossel'khozbank» [Solving human factor problems in the agricultural sector through the creation of modern digital products using the example of the ecosystem of Rosselkhozbank JSC], Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economy. Taxes. Right], 2022, No. 6, pp. 84-94, DOI 10.26794/1999-849X-2022-15-6-84-94, EDN VCICOY.

10. Batorshina G. D. Tsifrovyye tekhnologii v APK na primere elektronnoy platformy Rossel'khozbanka «svoe-rodnoe.ru» [Digital technologies in the agro-industrial complex using the example of the electronic platform of Rosselkhozbank «svoe-rodnoe.ru»], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2022, No. 10, pp. 151-163, DOI 10.24412/22279407-2022-10-151-162, EDN GCNCWG.

11. Grossman O. Yu. Kontseptsiya vnutrennikh kommunikatsiy kompanii na osnove printsipov marketinga [The concept of internal company communications based on marketing principles], Tekhnologii PR i reklamy v sovremen-nom obshchestve [PR and advertising technologies in modern society], 2017, pp. 48-53, EDN VXAQPY.

12. Golovko O. V., Kulikova E. S. Instrumenty digital-marketinga v tsifrovoy ekonomike [Digital marketing tools in the digital economy], Umnaya tsifrovaya ekonomika [Smart digital economy], 2021, Vol. 1, No. 1, pp. 102-106, EDN BNHHSI.

13. Varachev I. N. Sotsial'nyy media-marketing kak vid sovremennoy biznes-kommunikatsii [Social media marketing as a type of modern business communication], Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of Amur State University. Series: Humanities], 2021, No. 94, pp. 40-42, DOI: 10.22250/20730284_2021_94_40. EDN NOLKSE.

14. Haddur Z. A. Iskusstvennyy intellekt i prava cheloveka: yuridicheskaya i eticheskaya otvetstvennost' za ush-cherb, prichinennyy tekhnologiyami iskusstvennogo intellekta [Artificial Intelligence and Human Rights: Legal and Ethical Responsibility for Harm Caused by Artificial Intelligence Technologies], Pravo i upravleniye [Law and Governance], 2023, No. 3, pp. 18-23, DOI 10.24412/2224-9133-2023-3-18-23, EDN GYTPNH.

15. Pylov P. A. Chelovek upravlyayet iskusstvennym intellektom ili iskusstvennyy intellekt upravlyayet che-lovekom? [Does a person control artificial intelligence or does artificial intelligence control a person?], Rossiya mo-lodaya [Russia is young], 2021, pp. 94703.1-94703.5, EDN LSBOPZ.

16. Marochkina S. S., Suvorova Yu. V. Trendy i novyye instrumenty v rabote tsifrovykh marketologov [Trends and new tools in the work of digital marketers], Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya [Human Science: Humanistic Studies], 2021, Vol. 15, No. 4, pp. 195-204, DOI 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.21, EDN TCNNGS.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Batorshina G. D. ESG strategii rossiyskikh kompaniy v sovremennykh usloviyakh [ESG strategies of Russian companies in modern conditions], Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education], 2022, No. 3 (130), pp. 81-90, EDN IMJHRY.

18. Prava cheloveka v epokhu Iskusstvennogo Intellekta: Yevropa kak sozidatel' mezhdunarodnykh standartov v oblasti iskusstvennogo intellekta [Human rights in the era of Artificial Intelligence: Europe as a creator of international standards in the field of artificial intelligence], Byulleten' Yevropeyskogo Suda po pravam cheloveka [Bulletin of the European Court of Human Rights], 2021, No. 2 (224), pp. 142-144, EDN WJVQBD.

19. Kornienko V. V. Relationship of business and cyber security in conditions of economy digitalization [Relationship of business and cyber security in conditions of economy digitalization], Nauchnyy al'manakh [Scientific almanac], 2022, No. 12-2 (98), pp. 42-45, EDN QRFVIU.

20. Kirnichuk A. V. Tsifrovizatsiya i kiberbezopasnost' v kontekste natsional'noy bezopasnosti RF: vyzovy i otve-ty [Digitalization and cybersecurity in the context of national security of the Russian Federation: challenges and answers], Sotsial'naya politika i sotsial'noye partnerstvo [Social policy and social partnership], 2023, No. 5, pp. 307-317. DOI 10.33920/pol-01-2305-04, EDN ZZYKFQ.

The article was submitted 23.11.2023; approved after reviewing 25.12.2023; accepted for publication 27.12.2023.

Information about the author: G. D. Batorshina - Associate Professor of the Department of Mass Communications and Media Business, General Director, Spin-code: 1224-6400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.