Научная статья на тему 'Перспективы введения обязательного досудебного урегулирования налоговых споров'

Перспективы введения обязательного досудебного урегулирования налоговых споров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ / ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК / ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / TAX PAYER''S RIGHTS / TAX LITIGATIONS / OUT-OF-COURT PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каманин Виталий Игоревич

В данной статье рассматривается вводимый в законодательство РФ механизм обязательного досудебного урегулирования налоговых споров. Рассматриваются возможныеположительные и отрицательные последствияданной новеллы законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы введения обязательного досудебного урегулирования налоговых споров»

Перспективы введения обязательного досудебного урегулирования налоговых споров Каманин В. И.

Каманин Виталий Игоревич / Kamanin Vitaly Igorevich - студент, направление подготовки «Юриспруденция»,

Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматривается вводимый в законодательство РФ механизм

обязательного досудебного урегулирования налоговых споров. Рассматриваются возможные положительные и отрицательные последствия данной новеллы законодательства.

Abstract: this article discusses a mechanism of mandatory out-of-court procedure for the settlement of tax litigations that is being introduced in Russian Federation. Possible positive and negative consequences of the new legislation are examined.

Ключевые слова: налоговые споры, досудебный порядок, права налогоплательщиков.

Keywords: tax litigations, out-of-court procedure, tax payer’s rights.

Обязательное досудебное рассмотрение налоговых споров является новеллой российского законодательства. Хотя отдельные положения, предусматривающие обязательный досудебный порядок для рассмотрения споров по привлечению к ответственности за совершение правонарушений, выявленных в результате налоговых проверок, существовали с 2009 года, с 1 января 2014 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие, что споры, связанные с оспариванием актов Федеральной налоговой службы (кроме нормативных), с обжалованием незаконных действий либо бездействий должностных лиц, должны быть рассмотрены в вышестоящем налоговом органе, и лишь затем появляется право налогоплательщика на судебный порядок рассмотрения [3].

Изменения коснулись статей Налогового кодекса, регулирующих порядок вынесения решения по результатам проверки налоговым органом, порядок вступления данного решения в силу, порядок обжалования, сроки подачи жалобы, а также апелляционной жалобы, предъявляемые к ней требования [1].

Следует отметить, что данные нововведения были осуществлены на основании Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы, которая содержит в себе подробное описание целей, принципов, задач, которые ФНС РФ необходимо будет соответственно достигать, придерживаться и решать в данной области [4]. Центральное место в Концепции принадлежит мерам по развитию внесудебного порядка разрешения налоговых споров без участия суда, а также по внедрению примирительных и иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликты при обращении в ФНС без подачи письменной жалобы, и мерам по повышению прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощению способов взаимодействия, созданию условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке.

За время действия обязательного досудебного порядка рассмотрения налоговых споров стало возможным обсуждение положительных и отрицательных черт данного явления на основе реальной сложившейся практики.

К сожалению, несмотря на постулируемую Федеральной налоговой службой пользу для налогоплательщика от нововведения в виде простоты оформления жалобы, рассмотрения ее в сжатые сроки, быстроту исполнения решения по жалобе, отсутствия судебных издержек, ряд исследователей отмечает серьезные проблемы, решение которых может существенно повысить эффективность данной процедуры [6].

Во-первых, возможность ухудшения положения налогоплательщика по результатам рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе удерживает некоторых налогоплательщиков от подачи жалобы. Вместе с тем, данная возможность вышестоящего органа нарушает общеюридический принцип справедливости.

Во-вторых, не закреплен статус представителей налогоплательщика, подобный судебному представительству, а ведь налоговый досудебный спор по сложности может не уступать судебному, могут потребоваться квалифицированные защитники, расходы которых необходимо будет оплатить. Стимулировать привлечение профессионалов в досудебные налоговые споры без возможности отнесения расходов на счет проигравшей стороны затруднительно.

В-третьих, отсутствует открытый регламент рассмотрения налоговых споров в налоговом органе. Существуют лишь служебные документы внутреннего пользования, недоступные налогоплательщику. Неясно, каким образом происходит процедура рассмотрения жалобы, не определено место налогоплательщика на процессе, правовое регулирование не отвечает на вопросы проведения экспертиз, привлечения свидетелей, оценки доказательств.

Таковы, на наш взгляд, наиболее существенные проблемы в области досудебного порядка разрешения налоговых споров. Как можно отметить, данные вопросы в Российской Федерации уже были решены процессуальным законодательством. Представляется интересной позиция Т. В. Колесниченко, которая

предлагает использовать процессуальные нормы в рассмотрении налоговых споров [5]. С учетом данной позиции можно предложить следующие решения данных проблем.

1. Для реализации принципа справедливости и стимулирования налогоплательщиков к активному отстаиванию своих прав в налоговых органах необходимо закрепить невозможность ухудшения положения налогоплательщика по результатам проверки.

2. С целью стимулирования привлечения квалифицированных представителей (бухгалтеров, налоговых консультантов, юристов, аудиторов) налогоплательщиками необходимо учесть возможность отнесения понесенных издержек на проигравшую сторону.

3. Детальный регламент рассмотрения жалобы в налоговом органе, который будет зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и будет носить открытый, общедоступный характер, существенно улучшит правовое регулирование досудебной процедуры урегулирования налоговых споров. В данном регламенте следует предусмотреть возможность привлечения налогоплательщика либо его представителя к рассмотрению жалобы, установить порядок проведения экспертиз и оценивания доказательств.

Таким образом, обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, введенный с 2014 года для всех категорий решений налоговых органов, преследует цели снижения нагрузки на судебную систему, освобождения налогоплательщиков от лишних издержек по ведению дел, ускорения приведения решений в исполнение. Данная новелла законодательства имеет положительный эффект для налогоплательщика, однако существует ряд нерешенных проблем в правовом регулировании досудебного порядка. Выявленные проблемы возможно решить, прибегнув к положениям процессуального законодательства о рассмотрении споров в суде.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.06.2015).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

3. Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

4. Приказ ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы».

5. Колесниченко Т. В. Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Российская академия правосудия. Москва, 2011.

6. Махрова Е. Н. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров: преимущества и недостатки. Контентус. Информационная Мордовия: Саранск. 2015. № 2 (31). С. 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.