Научная статья на тему 'Анализ развития досудебного порядка разрешения налоговых споров в Российской Федерации'

Анализ развития досудебного порядка разрешения налоговых споров в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
758
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ СПОР / TAX DISPUTE / ЖАЛОБА / COMPLAINT / АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА / ДОСУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / TAX AUDIT / НАЛОГОВЫЙ АУДИТ / APPEAL COMPLAINT / A PRE-JUDICIAL APPEAL / TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобошко Н.М., Савельева Е.Н.

Развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров служит базой для совершенствования внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of development of pre-judicial order of the resolution of taxing dispute in Russian Federation

The development of the pre-court tax dispute resolution is a base for the improvement of out-ofcourt resolution mechanisms of tax disputes, allowing seek resolution of tax disputes without involving the court, including the development of conciliation, and other non-judicial procedures to resolve conflicts when applying to the Federal Tax Service, improving the transparency of complaints, simplifying interaction methods, creating conditions and incentives to resolve disputes out of court.

Текст научной работы на тему «Анализ развития досудебного порядка разрешения налоговых споров в Российской Федерации»

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДОСУДЕБНОГО ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.М. Бобошко,

доктор экономических наук, профессор Московского университета МВД России;

Е.Н. Савельева,

слушатель Московского Университета МВД России Научная специальность 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит E-mail: v.boboshko@mail.ru

Аннотация. Развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров служит базой для совершенствования внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке.

Ключевые слова: налоговый спор, жалоба, апелляционная жалоба, досудебное обжалование, налоговая проверка, налоговый аудит.

THE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF PRE-JUDICIAL ORDER OF THE RESOLUTION OF TAXING DISPUTE IN RUSSIAN FEDERATION

N.M. Boboshko,

doctor of economic sciences, professor of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

E.N. Savelyeva, listener of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

Annotation. The development of the pre-court tax dispute resolution is a base for the improvement of out-of-court resolution mechanisms of tax disputes , allowing seek resolution of tax disputes without involving the court , including the development of conciliation , and other non-judicial procedures to resolve conflicts when applying to the Federal Tax Service , improving the transparency of complaints , simplifying interaction methods , creating conditions and incentives to resolve disputes out of court.

Keywords: tax dispute, complaint, appeal complaint, a pre-judicial appeal, tax control, tax audit.

История развития института досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации показывает, что до недавнего времени налогоплательщики и иные участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному

урегулированию конфликтов. Важнейшим этапом в развитии института досудебного урегулирования налоговых споров является законодательное закрепление с 1 января 1999 года процедурных вопросов обжалования актов налоговых органов, действий и

бездействия их должностных лиц в части I Налогового кодекса Российской Федерации.

Количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2%, то в 2008 г. она составила более 60 процентов. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» была изменена процедура судебной защиты — с 1 января 2009 года досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее — в судебном порядке. Избранная организационно-правовая модель имеет существенные достоинства с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, среди которых — институт апелляционного обжалования, невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы.

В 2006 году в ФНС России было создано соответствующее управление, а в региональных управлениях и в территориальных налоговых органах — специальные отделы налогового аудита, основными задачами которых является тщательный контроль за качеством документов, которые готовятся сотрудниками контрольных блоков налоговых органов по результатам мероприятий налогового контроля: выездных и камеральных налоговых проверок. Объективная проверка обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулирование налоговых споров до суда, доведение до судебной стадии разрешения спора только обоснованных и законных решений. Подразделения налогового аудита, прежде всего, обеспечивают разрешение споров в рамках двух основных стадий:

• на стадии рассмотрения возражений (разногласий) по материалам налоговой проверки (от момента вручения акта по результатам мероприятий налогового контроля до вынесения решения);

• на стадии рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (долж-

ностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров уже в первые два года (2006-2007 гг.) свидетельствуют о том, что налогоплательщики стали отдавать предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора. Так, по состоянию на конец 2007 года темп роста числа жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, в 4 раза превысил темп роста споров, рассматриваемых в судебном порядке.

По сведениям о результатах работы по урегулированию споров в досудебном порядке, представленных подразделениями досудебного аудита налоговых органов г. Москвы, за первые кварталы 2010 и 2011 года количество актов налоговых органов, оспоренных налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов налогового контроля, составило 1 354 и 1 348 соответственно. Количество решений налоговых органов, при вынесении которых доводы налогоплательщиков удовлетворены, составило 744. Соотношение количества решений, при вынесении которых доводы налогоплательщиков удовлетворены, и количества оспоренных в отчетном периоде актов налоговых проверок составляет 55%. Оспариваемая налогоплательщиками сумма требований налоговых органов в представленных возражениях по актам за 1 квартал 2011 г. составила 17 млрд. руб., сумма удовлетворенных требований налогоплательщиков по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и представленных возражений равна 4,2 млрд. руб., что составляет 24 % суммы, оспариваемой налогоплательщиками.

В вышестоящий налоговый орган по г. Москве за первое полугодие 2011 года поступило 1811 жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых инспекций и акты ненормативного характера налоговых инспекций города Москвы, в аналогичном периоде 2010 года 2784 жалоб. Из общего количества рассмотренных жалоб удовлетворено 45,7%.

На основе статистики рассмотрения возражений и жалоб налогоплательщиков можно выделить основные причины удовлетворения требований на-логоплательщиков.(Диаграмма 1. )

Оперативное реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, обобщение результатов и устранение внутриведомственных ошибок способствовали повышению качества администрирования и обусловили тенденцию к сокращению количества жалоб, подаваемых на решения по результатам налоговых проверок. Начиная с 2010 года наблюдается тенденция сокращения числа жалоб в среднем на 10% ежегодно.

Диаграмма 1.

Причины удовлетворения жалоб налогоплательщиков за первое полугодие 2011 года

Результатом качественного досудебного урегулирования налоговых споров явилось существенное снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15 — 20 процентов.

Важным шагом в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать введение в эксплуатацию в 2012 году интернет-сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Данный ресурс позволил организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу. С 1 января 2013 года подобная государственная услуга доступна и в отношении обращений, поступивших в региональные управления Федеральной налоговой службы.

Институт досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации развивается также в рамках Российского законодательства.

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 02.07.2013 № 153 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Закон). Закон направлен на совершенствование установ-

ленного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядка досудебного рассмотрения налоговых споров в целях создания для налогоплательщиков благоприятных условий для урегулирования споров без обращения в суд. С 1 января 2014 года указанный закон вводит обязательное досудебное обжалование всех без исключения актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц перед обращением в суд.

Закон легитимно закрепляет понятие жалобы налогоплательщика (статья 138 Закона), уже используемое в настоящее время на практике.

Кроме того, согласно статье 139 указанного Закона изменены сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Теперь жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации указанный срок составляет три месяца.

Увеличивается до одного месяца срок подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В настоящее время срок апелляционного обжалования составляет 10 дней.

Статьей 139.2 Закона закреплены требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы

(апелляционной жалобы). Здесь внимание обращено на одну из новаций закона, устанавливающую требования к содержанию жалобы.

Новая редакция статьи 140 Закона дает право налогоплательщику кроме материалов, приложенных к жалобе, представлять дополнительные документы, не предоставленные ранее налоговому органу, решение которого обжалуется. При этом налогоплательщик должен дать пояснения о причинах, по которым эти документы не были своевременно предоставлены налоговому органу, решение которого обжалуется. Положение распространяется на жалобы по решениям налоговых органов о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, так как в ходе проведения проверки или на этапе рассмотрения возражений налогоплательщик имеет возможность представить документы, подтверждающие его позицию. Доказать невозможность предоставления данных документов налоговому органу при вынесении решения должен налогоплательщик.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создала предпосылки к формированию новых подходов к результатам контрольной работы, налоговому администрированию, что позволило налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства. В целях создания благоприятных условий по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности

досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо дальнейшее развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.

К мерам в области налоговой политики, планируемым к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов, относятся развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях, что послужит базой для снижения налоговых нарушений, совершенствованию досудебного порядка разрешения налоговых споров ,а так же существенному снижению нагрузки на судебную систему Российской Федерации.

Литература

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации» Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013)

2. Федеральный закон от 02.07.2013 № 153 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

3. «Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 — 2018 годы» от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@

4. Осипова Е.С. Эволюция и сущность налоговых отношений. / Е.С.Осипова. // Власть и управление России, 2010, № 4. — С.85-93.

5. Петрова Г.В. Налоговые споры практика рассмотрения М.: Юриспруденция,2010. — С. 57-82

Уголовно-исполнительное право

7-е издание

Под редакцией С.Я. Лебедева, С.М. Иншакова ISBN 978-5-238-02352-6

Рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и предмета уголовно-исполнительного права, системы уголовно-исполнительного законодательства, правового положения лиц, в отношении которых исполняется наказание, общих принципов исполнения наказания.

Освещены вопросы исполнения всех видов уголовных наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, арест) и наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих. Рассмотрены освобождение от отбывания наказания, участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека, тюремные системы зарубежных стран. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических образовательных учреждений, а также специалистов уголовной юстиции и исполнения наказания.

I

EU

УГОЛОВНО-НСПОЛНИТЕЛЪНОЕ ПРАВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.