Научная статья на тему 'Статистика и основные причины возникновения налоговых споров'

Статистика и основные причины возникновения налоговых споров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1481
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ СПОР / ДОСУДЕБНЫЙ АУДИТ / НЕСОГЛАСИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА / МОНИТОРИНГ ПРЕТЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЗРАЖЕНИЯ / ЖАЛОБА / TAX DISPUTE / PRE-JUDICIAL AUDIT / DISAGREEMENT OF THE TAXPAYER / MONITORING OF PRETENSION ACTIVITY / OBJECTION / COMPLAINT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угрюмова М. А.

В статье рассматривается сущность налогового спора и основные причины его возникновения. Формулируется понятие досудебного аудита и основные направления данного вида аудиторской деятельности. В статье рассматриваются наиболее распространенные налоговые споры, а также причины их удовлетворения в пользу налогоплательщиков. Приводятся статистические данные по разрешению налоговых споров на досудебной и судебной стадиях их рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICS AND MAIN REASONS FOR EMERGENCE OF TAX DISPUTES

In article the essence of tax dispute and the main reasons for its emergence is considered. The concept of pre-judicial audit and the main directions of this type of auditor activity are formulated. In article the most widespread tax disputes, and also the reasons of their satisfaction in favor of taxpayers are considered. Statistical data on permission of tax disputes at pre-judicial and judicial stages of their consideration are provided.

Текст научной работы на тему «Статистика и основные причины возникновения налоговых споров»

СТАТИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВЫХ

СПОРОВ

Угрюмова М.А., аспирантка кафедры «Аудит и контроль», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве РФ»

В статье рассматривается сущность налогового спора и основные причины его возникновения. Формулируется понятие досудебного аудита и основные направления данного вида аудиторской деятельности. В статье рассматриваются наиболее распространенные налоговые споры, а также причины их удовлетворения в пользу налогоплательщиков. Приводятся статистические данные по разрешению налоговых споров на досудебной и судебной стадиях их рассмотрения.

Ключевые слова: налоговый спор, досудебный аудит, несогласие налогоплательщика, мониторинг претензионной деятельности, возражения, жалоба.

STATISTICS AND MAIN REASONS FOR EMERGENCE OF TAX DISPUTES

Ugrumova M., The post-graduate student, Audit and Control chair, FGOBU VPO «Finance Academy under the Government of RF»

In article the essence of tax dispute and the main reasons for its emergence is considered. The concept of pre-judicial audit and the main directions of this type of auditor activity are formulated. In article the most widespread tax disputes, and also the reasons of their satisfaction in favor of taxpayers are considered. Statistical data on permission of tax disputes at pre-judicial and judicial stages of their consideration are provided.

Keywords: tax dispute, pre-judicial audit, disagreement of the taxpayer, monitoring of pretension activity, objection, complaint.

Одной из форм осуществления финансового контроля является налоговый контроль, который нацелен исключительно на проверку соблюдения налогового законодательства как со стороны налогоплательщиков, когда основными формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральные и выездные налоговые проверки, так и со стороны налоговых органов, когда основными формами контроля за их деятельностью выступают органы внутриведомственного контроля на различных уровнях управления, а также специально созданные в рамках Федеральной налоговой службы подразделения досудебного аудита, участвующие в досудебном разрешении налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органа-

Налоговые споры между хозяйствующими субъектами и властными структурами, интересы которых являются противоположными по характеру и назначению своей деятельности, возникают по целому ряду причин. Постоянное внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, неоднозначность толкования некоторых статей Налогового кодекса, неурегулирование отдельных правовых отношений, появление новых форм ведения бизнеса, введение специального налогового учета зачастую требует применения индивидуального подхода налоговых аудиторов к рассмотрению деятельности каждой конкретной организации. Как правило, первоисточником возникновения налогового спора являются допущенные ошибки (случайные или преднамеренные) в определении хотя бы одного из базовых элементов налогообложения, таких как налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также в определении налоговых льгот и оснований для их использования. Досудебное урегулирование налоговых споров, главным образом, направлено на повышение ответственности налогоплательщиков и должностных лиц налоговых органов за соблюдение норм законодательства о налогах и сборах, сокращению числа обращений в судебные органы.

С 2009 года обжаловать в суде решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения можно лишь после его обжалования в вышестоящем налоговом органе. Это правило введено п.5 ст.101.2 НК РФ, положения которого применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2009г'. Таким образом, процедура досудебного обжалования в настоящее время носит обязательный характер и осуществляется на различных уровнях налоговой системы РФ специальными подразделениями досудебного аудита.

Досудебный аудит можно определить как деятельность, направленную на формирование и выражение независимого экспертного мнения специалиста подразделения досудебного аудита по поводу обоснованности возникшего налогового спора, включающую анализ правомерности и законности позиций субъектов налогового спора с учетом оценки перспективы принятия решения при обра-

1 п.16 ст.7 Федеральный закон от 27.07.2006г. №1Э7-ФЗ

щении налогоплательщика в судебные органы.

Несогласие или протест налогоплательщика может быть выражен в форме:

1.Возражения (разногласия) на акт, составленный по итогам проведения контрольных мероприятий (камеральной или выездной налоговой проверки) и при обнаружении правонарушения, допущенного налогоплательщиком;

2. Апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа, или жалобы (в случае пропуска срока подачи апелляционной жалобы и вступления в силу решения налогового органа);

3.Жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

По каждому из вышеперечисленных документов обязательно проводится аудиторская проверка сотрудниками подразделений досудебного аудита, входящих в состав налоговых органов на всех уровнях вертикальной системы управления ФНС.

Одной из основных задач функционирования подразделений досудебного аудита в налоговых органах является оценка обоснованности и соответствия действующему законодательству о налогах и сборах действий должностных лиц и принимаемых актов (и решений) по итогам проведения камеральных или выездных налоговых проверок. Отслеживание процедуры проведения налоговой проверки, анализ заявлений и возражений налогоплательщиков, обобщение судебной практики по аналогичным заявленным фактам нарушения прав налогоплательщиков позволяют выявить основные проблемы в практике применения налогового законодательства и сформировать меры, направленные на устранение нарушенных прав налогоплательщиков. По итогам каждого квартала в налоговом органе проводится анализ результатов деятельности подразделений досудебного аудита и мониторинг основных разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом (мониторинг претензионной деятельности) для обобщения основных причин возникающих налоговых споров и путей их преодоления с учетом сложившейся положительной и отрицательной судебной практики.

При исследовании вопроса разрешения налоговых споров все споры, возникающие при взаимодействии между налогоплательщиком и налоговым органом, были условно разделены автором на три группы (Схема 1).

Если налогоплательщиком обоснована справедливость одной из причин возникновения налогового спора, то по итогам рассмотрения представленных возражения или жалобы, решение выносится в пользу налогоплательщика.

Особо следует выделить несоблюдение должностными лицами налогового органа требований, касающихся соблюдения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (1 группа споров, указанных на схеме 1), поскольку такие нарушения являются основанием для безоговорочной отмены вы-

Схема 1. Группы налоговых споров

шестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится2:

-во-первых, обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

-во-вторых, обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для удовлетворения жалоб налогоплательщиков вследствие нарушения налоговым органом процедурных и процессуальных норм часто являются:

1.Нарушение процедуры вручения актов, решений по налоговым проверкам налогоплательщику;

2.Неприглашение налогоплательщика на рассмотрение Возражений;

3.Неознакомление налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля;

4.Неполучение налогоплательщиком от налогового органа тре-

бования о представлении необходимых документов для проведения проверки;

5.Невручение налогоплательщику приложений к акту налоговой проверки.

Ко второй группе споров автор относит наиболее часто встречающиеся спорные ситуации. Мониторинг претензионной деятельности показывает, что наиболее распространенными причинами возникновения налоговых споров на сегодняшний день являются (Таблица 1).

При анализе статистики представленных возражений, жалоб в налоговый орган и вышестоящий налоговый орган, сотрудниками отдела досудебного аудита анализируются причины удовлетворения жалоб налогоплательщиков.

Наибольшее количество жалоб на решения налогового органа по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок (почти 50%) удовлетворяется по причине неправильного применения налоговыми органами норм налогового законодательства и отсутствия доказательств недобросовестности налогоплательщика (недостаточность доказательной базы; отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих вывод о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения).

sv2_12.P65

6/3/11, 1:10

4

Таблица 1. Наиболее распространенные причины налоговых споров

В соответствии с ежегодным обзором по досудебному урегулированию, представленному ФНС России3 для ознакомления сотрудниками отделов досудебного аудита территориальных налоговых органов, общее число жалоб рассмотренных за 2010 год всеми подразделениями досудебного аудита ФНС России составило около 53 000 жалоб4, что по сравнению с 2009 годом меньше на 10 процентов.

Отмечается сокращение общего числа жалоб и в 1 квартале 2011 года по сравнению с 1 кварталом 2010 года на 20 процентов. В среднем по России почти половина жалоб при их рассмотрении вышестоящим налоговым органом удовлетворяются. В 1 квартале 2011 года соотношение количества рассмотренных и удовлетворенных жалоб составило около 40%. По результатам рассмотрения жалоб в 1 квартале 2011 года удовлетворено требований налогоплательщиков на 16%5.

Также стоит отметить, что согласно статистическим данным, с момента введения процедуры обязательного урегулирования налоговых споров в досудебном порядке (ст. 101.2 НК РФ) количество судебных споров уменьшилось более чем на 40%. Соотношение количества жалоб на стадии досудебного аудита по сравнению с

исками в суде составляет почти 2 к 16. В связи с возрастающим интересом налогоплательщиков к досудебному урегулированию налоговых споров, включением мер по совершенствованию процедур досудебного аудита в перечень наиболее приоритетных направлений налоговой политики РФ, актуальным становится вопрос исследования процесса досудебного урегулирования налоговых споров и разработки единой методики проведения досудебного аудита.

Список используемых источников:

1.Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ;

2. Федеральный закон от 27.07.2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»

3.Интервью главы ФНС Мишустина М.В. «Российская Бизнес-газета» №824 (42) ,2011;

4. www.nalog.ru.

2 п. 14 ст. 101 и п. 12 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ

3 Информация не публикуется, представляется для служебного пользования

4 Представлены приблизительные данные в связи с конфиденциальностью информации

5 www.nalog.ru

6 Интервью главы ФНС Мишустина М. В. «Российская Бизнес-газета» №824 (42) ,2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.