Прохоров В.Ю. ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ АЗС В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Устойчивая тенденция роста автомобильного парка в лесопромышленном комплексе страны, в том числе, возросшая доля дорогостоящей, сложной и требовательной к качественному топливу автомобильной техники, требует развивать инфраструктуру в ЛПК обеспечивающую потребителя качественными расходными материалами и учётом их расходования.
Известно, что технический прогресс обеспечения автотранспортных средств характеризуется не только увеличением автопарка, но и увеличением потребления нефтепродуктов и специальных жидкостей. На фоне роста парка автотехники значительно возросло количество автозаправочных станций для обеспечения техники нефтепродуктами. За последние 10 лет уменьшилось количество строящихся нефтебаз и отмечается бурный рост сооружения автозаправочных станций (АЗС).
Автозаправочная станция (АЗС), это комплекс зданий с оборудованием, предназначенный для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов транспортным средствам, продажи масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к транспортным средствам и оказания услуг владельцам индивидуальных транспортных средств.
Принята следующая классификация АЗС:
1. Стационарная автозаправочная станция - капитальное долговременное сооружение с топливнораздаточными колонками, вынесенными на специально оборудованные заправочные островки, к которым проведены трубопроводы от мест хранения топлива, а также с помещением операторской отдельно стоящим или совмещенным с другими объектами сервиса входящими в состав АЗС, возведенными как из каменных материалов (кирпич, бетон и т.д.), так и из легких металлоконструкций.
Различают несколько видов стационарных АЗС, отличающихся друг от друга технологической схемой:
- с подземным размещением резервуаров для хранения топлива;
- с наземным размещением резервуаров для хранения топлива;
- с полузаглубленным размещением резервуаров для хранения топлива;
- с размещением ТРК над резервуарами для хранения топлива (компакт-АЗС).
Объём хранящегося топлива составляет: 40-80 м3.
Количество топливораздаточных колонок может составлять: 2-10.
Пропускная способность: 500-700 машин в сутки
Заводы изготовители: ЗАО ПО «ПНСК», Санкт-Петербург; ПО «Марийский машиностроитель», республика Марий Эл.
2. Контейнерная автозаправочная станция - временное, легко демонтируемое сооружение, представляющее собой несколько блоков-контейнеров, состоящих из блока операторской и блока, в который вмонтированы резервуар для хранения топлива и топливно-раздаточные колонки. Применяемые блок-контейнеры,
павильоны, киоски, в том числе из сборно-разборных конструкций, должны иметь свидетельства или сертификаты соответствия ГОСТу. Общая вместимость резервуаров КАЗС не должна превышать 40 м3, при
размещении ее на территории населенных пунктов, и 60 м3 - вне населенных пунктов.
Объём хранящегося топлива составляет: 10-20 м3. Количество топливораздаточных колонок может со-
ставлять: 1-2.
Пропускная способность: 150-200 машин в сутки
Заводы изготовители: г. Серпухов, НПО АЗТ; г. Калуга, ЗАО «Феррум»;
г. Пенза, Грабовский завод специальных автомобилей.
3. Передвижная автозаправочная станция - предназначенная для розничной продажи топлива (мобильная технологическая система), которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие. ПАЗС в настоящее время выпускаются на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе, на которые устанавливается топливный резервуар и колонка типа "НАРА-27М1". Резервуар обычно имеет емкость от 5 м3 до 20 м3 и может состоять из одного или из двух отсеков (для заправки двумя видами топлива), причем, емкость одного отсека не должна превышать 10 м3. В зависимости от количества отсеков резервуара ПАЗС содержит одну или две топливораздаточные колонки.
Объём хранящегося топлива составляет: 6,5-11 м3. Количество топливораздаточных пистолетов: 1-2.
Пропускная способность: 150-200 машин в сутки. Заводы изготовители: г. Воскресенск, ОАО «Алексеев-
ка» - ХИММАШ; завод КАМАЗ.
4. Модульная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения
топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топ-
лива, выполненного как единое заводское изделие.
Объём хранящегося топлива составляет: 20- 40 м3.
Количество топливораздаточных колонок может составлять: 2-4.
Пропускная способность: 100-150 машин в сутки.
Заводы изготовители: Сосновоборский машиностроительный завод, Ленинградская область; Ростовский
опытный завод, г. Ростов.
5. Газовые автозаправочные станции. Предназначены для заправки автомобилей, оборудованных газовым оборудованием, газами: пропан, бутан, метан.
Объём хранящегося топлива составляет: 10-20 м3.
Количество топливораздаточных колонок может составлять: 1-3.
Пропускная способность: 100-150 машин в сутки
Заводы изготовители: ЗАО ПО «ПНСК», г. Санкт-Петербург.
Эксплуатируемые в настоящее время в ЛПК заправочные пункты для автотехники находятся в состоянии не удовлетворяющем требования норм пожарной безопасности, что может привести к аварийному разливу нефтепродуктов в лесах и уничтожению на загрязнённых площадях кустарников, подвоя, а также к замедлению или прекращению роста деревьев. В результате взрывов и пожаров также может быть уничтожено значительное число древесины.
В 1985 году на территории всего СССР эксплуатировалось 16 тысяч АЗС. В настоящее время в России компании, автохозяйства и малые предприятия различных форм собственности эксплуатируют около 28 тысяч автозаправочных станций, комплексов и заправочных пунктов.
Пропускная способность АЗС возросла в несколько раз, за счёт использования высокопроизводительных колонок для отпуска топлива.
Одной из главных задач развития лесопромышленного комплекса является наиболее полное и рациональное использование лесосырьевых ресурсов страны на основе комплексной механизации работ, сооружение лесовозных дорог, развитие производственных мощностей по заготовке и вывозке древесины.
Основные пути улучшения использования лесозаготовительной техники видятся в повышении ритмичности лесозаготовительного производства и увеличения объёмов вывозки леса на основе расширения сети лесовозных дорог круглогодичного действия.
Учитывая общие тенденции развития экономической ситуации в стране и в ЛПК в частности, немаловажную роль играет своевременное обеспечение качественным топливом, призванное значительно снизить простои техники по техническим причинам.
В процессе лесозаготовок наиболее сложные вопросы возникают при транспортном освоении лесосырьевых районов. Расстояния вывозки леса ежегодно возрастает, что приводит к значительному объёму транспортных работ. Повышение производительности труда и снижение себестоимости лесопродукции в условиях полной механизации лесозаготовок может быть достигнуто только при правильной эксплуатации машин и механизмов.
Расположение контейнерной автозаправочной станции (КАЗС) в условиях ЛПК позволяет свести до минимума расходы связанные с порожним пробегом автотехники для заправки топливом, при значительном удалении централизованных нефтебаз от места лесозаготовок.
Принимая во внимание, что деятельность по хранению нефтепродуктов и эксплуатации АЗС требует лицензирования по действующему законодательству, становится очевидным необходимость замены устаревшей системы хранения нефтепродуктов и отпуск его эксплуатирующим высокоэффективную технику организациям.
Техническая эксплуатация контейнерных АЗС представляет собой комплекс научно- производственных и организационных мероприятий обеспечивающих получение выгоды от безаварийного, безопасного для персонала и окружающей среды, использования оборудования для заправки автотехники топливом и специальными жидкостями. Техническая эксплуатация должна обеспечивать: поддержание в рабочем состоянии и в нормативных пределах параметры работы оборудования КАЗС в течение всего срока службы, заданный уровень эксплуатационной надёжности КАЗС при минимальных материальных и трудовых затратах, отрицательное минимальное воздействие на обслуживающий персонал, население и окружающую среду.
В сравнении с традиционными способами хранения нефтепродуктов в ЛПК (стальные резервуары различной ёмкости установленные на бетонных ложементах) конструкция КАЗС позволяет оперативно перемещать её и эксплуатировать приближенно к зонам освоения и вырубки леса. Учитывая динамику роста цен на нефтепродукты, одной из составляющих стоимости древесины, актуально стоит вопрос о сохранности нефтепродуктов. В КАЗС предусмотрен отпуск топлива через топливно-разливные колонки (ТРК), исключающий необоснованное расходование нефтепродуктов, их контроль и учёт. Дополнительный учёт и контроль необходимы в межсезонный период эксплуатации автотехники, например осень-зима, когда необходим переход на зимние виды топлива.
Мероприятия по хранению нефтепродуктов в КАЗС позволяют исключить пересортицу топлива. Использование топлива, не предусмотренного для данного времени года может привести к простоям, поломкам дорогостоящей высокоэффективной техники. КАЗС является частью системы нефтепродуктообеспечения страны, обеспечивающей её энергетическую безопасность и составляющей важнейшее звено в снабжении автотранспорта различного назначения горюче-смазочными материалами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мартынюк Н.П. Топливозаправочные пункты на автотранспортных предприятиях: организация и экс-
плуатация. - М.: Транспорт, 1995. - 144 с.
2. Волгушев А.Н., Сафонов А.С., Ушаков А.И. Автозаправочные станции: Оборудование. Эксплуатация.
- СПб.: ДНК, 2001.- 176 с.