Научная статья на тему 'Что год грядущий нам готовит?'

Что год грядущий нам готовит? Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Игорь Селин

Уверен, что этим вопросом озадачены почти все производители оборудования для АЗС. Последние тенденции рынка топливораздаточного оборудования показывают, что наличие в продукции трёх главных компонентов (доступной цены, европейского дизайна и надежности, входящих в состав ТРК узлов) отнюдь не гарантируют покупку такого оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что год грядущий нам готовит?»

8 АЗС

14 (34) июнь 2007 г. ЭКСПОЗИЦИЯ

Уверен, что этим вопросом озадачены почти все производители оборудования для АЗС. Последние тенденции рынка топливораздаточного оборудования показывают, что наличие в продукции трёх главных компонентов (доступной цены, европейского дизайна и надежности, входящих в состав ТРК узлов) отнюдь не гарантируют покупку такого оборудования.

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

Владельцы АЗС всё чаще примеряются к роли того самого рыночного рычага, который заставляет работать производителей в необходимом им направлении. В результате возникают всё новые и новые требования к экономичности, точности, экологичности топливозаправочного оборудования.

И ВОТ ПОЧЕМУ...

В настоящее время большинство компаний, занимающихся розничной продажей светлых нефтепродуктов потребителю, сталкиваются с дилеммой расширения сети автозаправочных станций. С одной стороны, все труднее в границах большого города отыскать земельные участки, а с другой стороны - размещение АЗС на данных участках зачастую невозможно, поскольку не проходит по нормам проектирования ввиду приближенности АЗС к жилым зданиям и объектам.

ВЫХОДОВ ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО.

Новая технология позволит АЗС «дышать ровно»

Одним из выходов является установка на АЗС оборудования для улавливания и возврата (рекуперации) паров. Это не только помогает преодолеть экологические барьеры при проектировании АЗС, но и позволяет прилично сэкономить. Ведь ни для кого не секрет, что суточные потери усредненной АЗС от «больших и малых дыханий» составляют 50-80кг, годовые потери составляют примерно 18-20 т с учетом выбросов паров при заправке автомобилей до 60т в год. Кроме того, при наливе любых емкостей открытым способом из последних вытесняется паро-воздушная смесь с концентрацией, в зависимости от температуры, от 500 до 1500 мл. жидкого продукта в 1м3 смеси, что увеличивает опасность пожаров, влияет на здоровье человека, наносит вред окружающей среде.

Реализация технологии утилизации паров нефтепродуктов на АЗС при заправке автомобилей и приемке нефтепродуктов из автоцистерн осуществляется следующим способом:

1. В процессе заправки автомобилей ТРК с системой газовозврата возвращает вытесненные из бака пары нефтепродуктов в емкость АЗС.

2. При сливе нефтепродуктов из автоцистерн пары нефтепродуктов, вытесняемые из емкости, проходят, через установкуулавливанияивозврата(рекупе-рации) паров, где с помощью технологии

абсорбции улавливаются. Очищенный от паров воздух выбрасывается в атмосферу. Степень очистки при использовании установки составляет от 80 до 95%.

Концентрация паров нефтепродукта зависит от температуры окружающей среды и находится в пределах 20-80% от объема смеси воздуха-пара, в переводе на чистый продукт составляет от 600 до 2400 г на куб нефтепродукта.

Главным недостатком данного технического решения является то, что оно позволяет лишь преодолеть ограничения по нормам проектирования ввиду приближенности АЗС к жилым зданиям и объектам, но не решает проблему ограниченности пространства на АЗС.

АЗС БЕЗ ОПЕРАТОРА? ЭТО РЕАЛЬНО!

В связи с этим всё большее число топливных компаний предпочитают вместо строительства полновесных автозаправочных комплексов устанавливать на своих земельных участках «безоператорские» автоматические заправочные станции - ААЗС. Это позволяет:

1. Значительно сократить площадь земельного участка для размещения ААЗС до 0,18Га, в том числе подъездные пути - до 0,06Га;

2. Сократить затраты на строительство до четырех раз (отсутствует операторная, нет необходимости в подводе коммуникаций водоснабжения, канализации и теплоснабжения);

3. Сократить затраты на обслуживающий персонал, ААЗС работает в автоматическом режиме, что существенно снижает эксплуатационные расходы;

4. Использовать возможность зеркального расположения (схема АЗС+ААЗС);

5. Осуществить круглосуточную работу ААЗС в автоматическом режиме;

6. Располагать достоверной информацией об уровне и объеме топлива в резервуарах и своевременно планировать доставку топлива на ААЗС;

7. Предотвратить кражи топлива за счет исключения человеческого фактора в обслуживании клиентов;

8. Организовать обслуживание клиентов по кредитной или дебетовой системе и таким образом увеличить лояльность клиентов;

9. Увеличить скорость обслуживания и пропускную способность ААЗС до 10 раз.

Однако и этого порой бывает недостаточно для того, чтобы учесть все интересы владельцев АЗС. Ведь многие из них заботятся не только об экологической безопасности и

экономической целесообразности устанавливаемого на объектах топливораздаточного оборудования, но и о своей репутации в среде автолюбителей. И речь здесь идёт не столько о чистоте топлива, сколько об избежании недоливов в процессе заправки автотранспортных средств.

КАК БОРОТЬСЯ С НЕДОЛИВОМ? СОВРЕМЕННЫЕ КОЛОНКИ ЭТО УМЕЮТ!

Напомним, что в силу физических свойств топлива его объем существенно зависит от температуры - с повышением температуры плотность уменьшается, приводя к увеличению объема топлива; с понижением температуры - наоборот. Это в свою очередь ведет к тому, что выдаваемая потребителю номинально одна и та же объемная доза топлива при различных температурах будет иметь различные массы. Так как же оценить и обеспечить передачу потребителю от АЗС оплаченное количество топлива в соответствии с его реальной стоимостью?

Решение данной проблемы кроется в учёте нефтепродуктов при заправке на АЗС в единицах массы, для чего используются бензоколонки с термокоррекцией. Для этих целей на ТРК устанавливаются измерительные устройства автоматической температурной компенсации, которые позволяют пересчитывать плотность топлива в зависимости от температуры оного и выводить результат, сопоставимый с условиями идеальной среды топлива (около 15°С). В свою очередь, такой подход не только устраняет недоливы топлива при торговле через ТРК, но, как это ни удивительно, помогает владельцам АЗС избежать переливов ценного нефтепродукта в зависимости от времени года, и им не приходится постоянно подкручивать верньер, намеренно переливая в бак автовладельца п-ую часть топлива.

Подводя итоги, следует сказать, что производителям топливораздаточного оборудования придётся в новом году учитывать такой важный аспект, как нераскрытая потребительская заинтересованность. Владельцам АЗС, в свою очередь, всё большее внимание придётся уделять экологичности АЗС, рациональному использованию пространства, соответствию строгим проектировочным нормам при строительстве и вводе в эксплуатацию АЗС, имиджу своей торговой марки у автолюбителей...

Игорь СЕЛИН, ОАО «Промприбор» www.prompribor.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.