Научная статья на тему 'Обеспечение взрывопожаробезопасности автозаправочных станций и эстакад'

Обеспечение взрывопожаробезопасности автозаправочных станций и эстакад Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1425
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ / СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО / УСТРОЙСТВА ЗАЗЕМЛЕНИЯ АВТОЦИСТЕРН / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТОПЛИВА / ЕХ-ОБОРУДОВАНИЕ / GAS STATION / STATIC ELECTRICITY / GROUNDING DEVICES TRUCKS / AUTOMOBILE FUEL / EX-EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Черкасов В. Н., Харламенков А. С.

Рассматриваются вопросы взрывопожаробезопасности автозаправочных станций и топливо-наливных эстакад с учетом современной проектно-эксплуатационной и нормативной практики, в частности проблема образования взрывоопасных концентраций паров и накопления зарядов статического электричества в процессе слива и налива легковоспламеняющихся жидкостей и сжиженных горючих газов. Показано, что приведенный материал необходим для освоения и применения современных методов обеспечения взрывопожаробезопасности на АЗС и эстакадах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Черкасов В. Н., Харламенков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring of Explosion and Fire Safety Gas Stations and Trestles

In this paper consider improving explosion and fire explosion safety of gas stations and fuel loading trestles in accordance with modern design and the operational and regulatory practices, in particular the problem of formation of explosive concentration of vapours and accumulation of static electricity charges in the process of loading and unloading of the highly flammable liquids and liquefied flammable gases. The material required for the development and application of modern methods of providing explosion and fire safety at gas stations and trestles.

Текст научной работы на тему «Обеспечение взрывопожаробезопасности автозаправочных станций и эстакад»

В. Н. ЧЕРКАСОВ, канд. техн. наук, профессор, академик НАНПБ, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры специальной электротехники, автоматизированных систем и связи Академии ГПС МЧС РФ, г. Москва, Россия А. С. ХАРЛАМЕНКОВ, преподаватель кафедры специальной электротехники, автоматизированных систем и связи Академии ГПС МЧС РФ, г. Москва, Россия

УДК 621.314.22

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗРЫВОПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ И ЭСТАКАД

Рассматриваются вопросы взрывопожаробезопасности автозаправочных станций и топливо-наливных эстакад с учетом современной проектно-эксплуатационной и нормативной практики, в частности проблема образования взрывоопасных концентраций паров и накопления зарядов статического электричества в процессе слива и налива легковоспламеняющихся жидкостей и сжиженных горючих газов. Показано, что приведенный материал необходим для освоения и применения современных методов обеспечения взрывопожаробезопасности на АЗС и эстакадах.

Ключевые слова: автозаправочная станция; статическое электричество; устройства заземления автоцистерн; автомобильные топлива; Ех-оборудование.

Современные технологические процессы сопровождаются образованием и накоплением зарядов статического электричества. К наиболее опасным с этой точки зрения можно отнести процессы слива и налива нефтепродуктов и других пожаровзрывоопас-ных веществ на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях, нефтебазах, складах ГСМ, автозаправочных станциях (АЗС) и комплексах (АЗК), автогазозаправочных станциях (АГЗС), автоматических автозаправочных станциях (ААЗС). Воспламеняющая способность разрядов статического электричества часто становится потенциальным источником возгорания, что приводит к нарушениям технологического процесса, повреждению оборудования и, как следствие, к пожарам, взрывам и травмам обслуживающего персонала.

При сливоналивных операциях регулярно происходят возгорания, связанные с накоплением зарядов статического электричества. Так, 2 ноября 1997 г. крупный пожар возник в Москве на 1-й ул. Ямского Поля при сливе топлива в подземный резервуар [1]. 27 января 2010 г. в Томске произошел пожар при заполнении сжиженным газом одного из наземных резервуаров. Причиной пожара стало плохое заземление резервуара [2]. 17 февраля 2011 г. в Между-реченске Кемеровской области на заправочной станции произошел взрыв при сливе бензина из бензовоза в емкость для хранения топлива. Причиной взрыва стало воспламенение паров бензина от разряда статического электричества [3]. 1 июня 2011 г. в Костроме произошло возгорание с последующим

© Черкасов В. Н., Харламенков А. С., 2012

взрывом на АЗС во время перекачки сжиженного газа из автоцистерны в емкости [4]. Эти примеры свидетельствуют о том, что защита от статического электричества на производствах, связанных с применением легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и сжиженных горючих газов (СГГ), является одной из приоритетных задач в области взрывопожаробез-опасности.

Экспериментальные и аналитические исследования [5] показывают, что в летнее время в зоне заправки бензином легковых и грузовых автомобилей на АЗС взрывоопасная смесь (далее ВС) горючих паров с воздухом может образоваться в объемах соответственно до 2,5 и до 8,0 м3.

При сливе бензина из автоцистерны (АЦ) объем образующейся взрывоопасной паровоздушной смеси, выходящей из дыхательной арматуры, может быть во много раз больше, чем при заправке автомобилей. Так, при взятии нескольких проб паров бензина при наливе АЦ на НПЗ компании "Лукойл" (г. Ухта) было установлено, что при температуре 0 °С в окружающее пространство выделяется в среднем около 500 г/м3 смеси. Следует учитывать, что при температурах выше 0 °С, а также в зависимости от способа слива бензина конечные потери могут оказаться в несколько раз больше, в то время как по международным стандартам они не должны превышать 35 г/м3 [6]. Все это ведет не только к финансовым потерям, но и к образованию взрывоопасных концентраций паров бензина с воздухом. Для решения данной проблемы используют закрытую техноло-

гию слива и налива ЛВЖ, которая заключается в установке на АЗС оборудования для улавливания и возврата (рекуперации) паров, позволяющего возвращать паровоздушную смесь из емкости АЗС в отсеки АЦ. В современной практике используется две системы газовозврата (рециркуляции):

• вакуумная — с использованием вакуумного электронасоса;

• балансовая — основанная на вытеснении паров ЛВЖ из емкости давлением, создаваемым поступающим в нее топливом.

Данные системы позволяют повысить взрывопо-жаробезопасность на АЗС, снизить финансовые потери и улучшить экологическую обстановку

На проблему потерь нефтепродукта особое внимание должны обратить проектировщики, занимающиеся разработкой и внедрением в эксплуатационную практику ААЗС. На таких АЗС обслуживающий персонал присутствует не постоянно, а контроль процесса заправки бензином осуществляется оператором диспетчерского центра. Посредством установленных камер и датчиков контролируется только подача и прием топлива, а количество выделяемых при этом в окружающее пространство паров бензина не замеряется. Таким образом, на ААЗС необходимо предусматривать системы газовозврата и контроль за потерей паров ЛВЖ и СГГ во избежание образования взрывоопасных зон.

В соответствии с ГОСТ Р МЭК 60079-10-1-2008 [7] при сливоналивных операциях могут образоваться взрывоопасные зоны:

• класса 0 — зона, в которой взрывоопасная газовая среда (смесь с воздухом горючих веществ в виде газа, пара или тумана) присутствует постоянно, или в течение длительных периодов времени, или часто;

• класса 1 — зона, в которой существует вероятность образования взрывоопасной газовой среды (смеси с воздухом горючих веществ в виде газа, пара или тумана) в нормальных условиях эксплуатации;

• класса 2 — зона, в которой вероятность образования взрывоопасной газовой среды (смеси с воздухом горючих веществ в виде газа, пара или тумана) в нормальных условиях эксплуатации маловероятна, а если она и возникает, то существует непродолжительное время.

Примером расположения классов взрывоопасных зон 1и2 при операциях налива автомобильных топлив может служить схема установки для заправки бензином АЦ, которую располагают снаружи и заполняют сверху без улавливания паров ЛВЖ (рис. 1 [7]).

Аналогичный пример представлен на рис. 2.

Дренажный канал

Рис. 1. Классы взрывоопасных зон и их размеры при операциях налива автомобильных топлив в АЦ: а = 1,5 м; Ь =1,5 м; с = 1,5 м; d = 1 м; е = 4,5 м;/= 1,5 м; g = 1 м

Примечание. Основные факторы, влияющие на класс и размеры зоны: вентиляция (тип — естественная, уровень — средний, готовность —хорошая), источник и степень утечки (отверстие в крыше — первая, течь на уровне земли — вторая, переполнение цистерны — вторая), горючее вещество (температура вспышки ниже температуры процесса и окружающей среды, плотность пара больше плотности воздуха).

Поскольку на всех объектах по заправке автомобильным топливом транспортных средств производятся сливоналивные операции, связанные с образованием взрывоопасных газовых сред, характеризующихся взрывоопасными зонами (см. рис. 1 и 2), необходимо также знать основные показатели по-жаровзрывоопасности веществ (табл. 1). Эти показатели приводятся в ГОСТе [8] и другой справочной литературе.

Важно отметить, что не следует наполнять дизельным топливом те емкости, в которых до этого хранился бензин. К сожалению, в реальной практике в одних и тех же емкостях часто хранят и перевозят различные нефтепродукты. В закрытом сосуде пары оставшегося бензина становятся невзрывоопасными, так как за короткое время преодолевают верхний концентрационный предел воспламенения (взрываемости). Опасность заключается в том, что

Рис. 2. Взрывоопасные зоны и их классы при операциях слива автомобильного топлива и при заправке автомобилей

Таблица 1. Основные параметры и показатели пожаровзрывоопасности веществ

Вещество Плотность пара по воздуху, отн. ед. Температура вспышки, °C Концентрационный предел распространения пламени Температура самовос-пламе-нения, °C Концентрация смеси ЛВЖ, % об. БЭМЗ*, мм Температурный класс Ex-обору-дования (группа ВС) Подгруппа Ex-обору-дования (категория ВС)

% об. г/м3

нижний верхний нижний верхний

Бензин (газолин) - -46 1,4 7,6 - - 280 - - T3 IIA

Дизельное топливо № 2 - 52-96 0,6 6,5 - - 254-285 - - T3 IIB

Бутан СН3 (СН^^СН^ 2,05 Газ 1,4 9,3 33 225 372 3,2 0,98 T2 IIA

Пропан СН3СН2СН3 1,56 Газ 1,7 10,9 31 200 450 4,2 0,92 T2 IIA

* БЭМЗ — безопасный экспериментальный максимальный зазор.

при иаливе дизельного топлива в емкость с парами бензина концентрация паров последнего начинает снижаться за счет способности дизельного топлива абсорбировать (поглощать) его пары. В результате этого концентрация паров бензина может опуститься до верхнего предела воспламенения и стать взрывоопасной. При низких температурах данный процесс протекает более интенсивно, поэтому важно учитывать особенности взаимодействия ЛВЖ при организации их хранения и транспортировки.

На большинстве АЗС для заправки автомобилей используются различные виды автомобильного топлива — это и дизельное топливо, и бензин различных марок, и СГГ. Такие АЗС называются комплексными (АЗК).

При решении задач по обеспечению взрывобез-опасности на АЗК необходимо отдавать предпочтение показателям с более высоким уровнем взрыво-опасности (см. табл. 1). Например, если на АЗС имеется бензин с категорией взрывоопасной смеси IIA и дизельное топливо с категорией IIB, то выбор Ex-оборудования следует осуществлять по показателям дизельного топлива. Ex-оборудование — это оборудование для работы во взрывоопасных средах: электрооборудование, технологическое и вентиляционное оборудование, средства контроля за взрыво-опасностью среды, устройства контроля заземления АЦ и т. п., в которых предусмотрены конструктивные меры для устранения или затруднения возможности воспламенения окружающей взрывоопасной среды в определенных условиях [9]. В связи с этим при выборе и применении Ex-оборудования на АЗС следует пользоваться указаниями ГОСТов [9, 10] и учитывать рекомендации авторов настоящей статьи, изложенные в рубрике "Вопрос-ответ" в журнале № 5-7 [11] и книгах [12, 13].

Обязательным условием проведения сливона-ливных операций является заземление всех металлических частей оборудования для предотвращения накопления зарядов статического электричества и, как следствие, для исключения возможного воспламенения паров ЛВЖ.

На АЗС и топливозаправочных эстакадах заземлению подлежат АЦ, наливные стояки эстакад, а также средства транспорта и хранения нефтепродуктов и СГГ. При наличии фланцевых соединений и шунтирующих перемычек необходимо следить за тем, чтобы переходное сопротивление гп соединения между шасси, резервуаром, трубопроводом и арматурой было менее 106 Ом. Заземляющие проводники должны быть соединены с машиной прежде, чем начнется любая операция (например, прежде, чем человек откроет люк приемной емкости, или прежде, чем будет присоединена сливная труба). Рекомендуется применять блокировку, исключающую начало сливоналивной операции, если проводник заземления не присоединен [14].

Важно отметить, что существуют конструктивные различия между устройствами заземления АЦ, применяемыми на нефтебазах и складах ГСМ и АЗК, и устройствами заземления на АЗС общего пользования и ведомственных пунктах заправки топливом. Подобные различия существуют и при оснащении АЦ заземляющими проводниками, конструктивно непригодными для применения при сливе (наливе) топлива на АЗК и АЗС. Из этого следует, что заземляющие устройства не всегда обеспечивают требуемый уровень взрывопожаробезопасности технологии сливоналивных операций с топливом и СГГ. Для его повышения на АЗС и топливозаправочных эстакадах необходимо применять взрывобезопас-ные устройства заземления АЦ (далее УЗА), отвечающие требованиям к Ех-оборудованию.

Типы и модификации современных устройств заземления автоцистерн

УЗА предназначены для заземления АЦ и других транспортных емкостей в процессе налива и слива нефтепродуктов и других ЛВЖ; для блокировки и запуска слива, что исключает техническую возможность слива без предварительного подключения к устройствам заземления; для обеспечения эквипо-тенциальности электропроводящих узлов объекта защиты и сливного оборудования. Данные устройства обеспечивают также непрерывный контроль наличия цепи "заземляющее устройство - автоцистерна" и световую сигнализацию о состоянии данного участка электрической цепи.

В настоящее время наиболее часто применяются УЗА серий 2МК04, 2МК05 и 2МК06.

УЗА состоит из самого заземляющего устройства, устанавливаемого в зоне топливоналивной эстакады или сливного устройства АЗС (т. е. в пределах взрывоопасной зоны); заземляющего проводника, представляющего собой универсальный провод со специальным зажимом для подключения УЗА к АЦ. Подключение данного провода к АЦ допускается только при разомкнутой коммутационной цепи УЗА. Размыкание его осуществляется специальной кнопкой на ее корпусе (рис. 3).

Питание коммутационных устройств предусмотрено либо от промышленной цепи переменного тока напряжением 220 В (например, УЗА-2МК04), либо от цепи постоянного тока напряжением 12 В (УЗА-2МК05), либо от батареи аккумуляторов напряжением 6,3 В, служащей автономным источником питания (УЗА-2М06).

Применение той или иной модификации диктуется технической оснащенностью сливоналивных эстакад нефтебаз и наливных пунктов, узлов слива на АЗС, АГЗС и АЗК.

Рис. 3. Общий вид устройств контроля заземления автоцистерн УЗА-2МК: а — УЗА-2МК04, УЗА-2МК05; б — УЗА-2МК06

Основные технические данные УЗА-2МК приведены в табл. 2.

Устройства разработаны в соответствии с требованиями ГОСТов [9, 15].

УЗА имеют все необходимые разрешительные документы на изготовление и применение — разрешение на применение Ростехнадзора, сертификат соответствия требованиям нормативных документов.

Перед началом эксплуатации УЗА должны быть надежно закреплены, заземлены и установлены рядом с устройством налива (слива), желательно с левой стороны по ходу движения АЦ, на высоте 1,5-1,7 м от земли.

Проводник заземления должен быть жестко закреплен с помощью разъема к элементам крепления устройства заземления (рис. 4). Сопротивление между УЗА и контуром заземления должно быть не более 100 Ом [16].

Таблица 2. Основные технические характеристики УЗА

Технические данные УЗА-2МК04 УЗА-2МК05 УЗА-2МК06

Напряжение питания, В 220 +15 %, 50 Гц (переменный ток) 12+5 % (постоянный ток) 6,3 + 0,5 %

Температурный диапазон, °С От -40 до +40 От -40 до +40 От -20 до +40

Относительная влажность воздуха, % (при температуре воздуха 35 °С) 98+2

Степень защиты корпуса от внешних воздействий по ГОСТ 14254-96 (код 1Р) 1Р23 1Р23 1Р54

Длина проводника заземления, м, не менее 6

Контроль цепи "транспортная емкость - УЗА" Есть

Световая сигнализация Есть

Габаритные размеры, мм 190x190x70 190x190x70 190x250x70

Масса, кг, не более 2,5 2,5 1,3

Срок службы, лет 6

Зона 2

■ч

Зона 1 2 1

Рис. 4. Пример подключения АЦ к заземляющему контуру АЗС через УЗА: 1 — УЗА; 2 — заземляющий проводник между АЦ и УЗА; 3 — зажим; 4 — заземляющий проводник между УЗА и заземляющим контуром АЗС; 5 — заземляющий контур АЗС

В свою очередь, на АЦ должно быть предусмотрено место для присоединения зажима проводника заземления. Это может быть пластина (сторона уголка и т. п.) с размерами 25x25 мм и толщиной не более 15 мм.

Все соединительные элементы должны быть тщательно зачищены от грязи, краски и коррозии и покрыты слоем антикоррозийной смазки для обеспечения стабильного электрического контакта УЗА с АЦ.

Маркировка УЗА по взрывозащите

С учетом требований современных нормативных документов область применения УЗА распространяется на взрывоопасные зоны классов 1 и 2 [7], поэтому данные устройства выполняются взрыво-безопасными с соответствующей Ех-маркировкой (маркировкой по взрывозащите).

В России применяется Ех-маркировка УЗА-2МК по ГОСТ Р 52350.0-2005 — Ш^ЬПВТб X [15]. При поставках Ех-оборудования в зарубежные страны, являющиеся членами Международной электротехнической комиссии (МЭК), необходимо выполнять маркировку в соответствии с ГОСТ Р МЭК 60079-02011 — Е^ЪПВТбОЪ X [9].

Ех-маркировку УЗА по вышеуказанным ГОСТам следует читать следующим образом:

1 и СЬ — уровень взрывозащиты электрооборудования;

Ех — знак, указывающий, что электрооборудование соответствует одному или нескольким стандартам на взрывозащиту конкретного вида; к и Ш — виды взрывозащиты (соответственно "специальный вид взрывозащиты" [17] и "искро-безопасная электрическая цепь" [18]); 11В — подгруппа электрооборудования (категория ВС);

Т6 — температурный класс электрооборудования (группа ВС);

X — специальные условия применения (указываются в сертификатах на данное электрооборудование).

Дополнительные методы обеспечения взрывопожаробезопасности

При всех преимуществах использования устройств заземления АЦ необходимо помнить о том, что заземление не всегда решает проблему защиты от статического электричества. Заземление резервуара, заполняемого наэлектризованной жидкостью, исключает только накопление заряда (натекающего из объема) на его стенках, но не ускоряет процесс рассеяния заряда в жидкости. Это объясняется тем, что скорость релаксации зарядов статического электричества в объеме диэлектрической жидкости нефтепродуктов определяется постоянной времени релаксации т (с). В результате этого в заполняемом наэлектризованными нефтепродуктами резервуаре в течение всего времени заполнения жидкостью и в течение отрезка времени, приблизительно равного 3т, после его окончания существует электрическое поле зарядов независимо от того, заземлен этот резервуар или нет. Именно в этот период есть вероятность воспламенения паровоздушной смеси нефтепродуктов в резервуаре от разрядов статического электричества. Представленную выше информацию необходимо учитывать при заборе проб из резервуаров и замере уровня жидкости.

Для обеспечения безопасности заполнения заземленного резервуара и дальнейших операций после окончания заполнения нужно учитывать время задержки воспламенения:

Т = 3Кт,

где К — коэффициент, учитывающий увеличение времени релаксации за счет поверхностного заряда нефтепродукта [1].

Необходимое время задержки Тдля светлых нефтепродуктов, имеющих низкий уровень электропроводности (ру > 1011 Омм), должно быть не менее 10 мин после успокоения жидкости. Только в этом случае будет обеспечена безопасность дальнейших операций.

Еще одним из эффективных методов, позволяющих снизить электризацию нефтепродуктов, является применение специальных антистатических веществ (присадок), не влияющих на их физико-химические свойства. Добавление присадок в тысячных и десятитысячных долях процента позволяет на несколько порядков уменьшить удельное сопротивление нефтепродуктов и обезопасить операции с ними.

Электрическую проводимость углеводородов и нефтепродуктов наиболее эффективно повышают

Таблица 3. Предельные значения скорости потока для АЦ с учетом диаметра загрузочной трубы

Диаметр загрузочной трубы, мм Скорость потока, м/с, при универсальном пределе j, м2/с

0,25 0,35 0,38 0,5

50 5,0 7,0 7,0 7,0

80 3,1 4,4 4,7 6,3

100 2,5 3,5 3,8 5,0

150 1,7 2,3 2,5 3,3

200 1,25 1,75 1,9 2,5

олеаты и нафтенаты хрома и кобальта, соли хрома синтетических жирных кислот. Для получения "безопасной" электропроводности нефтепродуктов в любых условиях необходимо введение 0,001-0,005 % присадок. Например, в Германии все моторные топлива производятся с антистатическими присадками, поэтому они допускают большие скорости перекачки.

При сливе нефтепродуктов и других горючих жидкостей следует избегать падения и разбрызгивания струи с высоты; сливной шланг (рукав) нужно опускать до самого дна цистерны или другой емкости.

Важно отметить, что на накопление статического электричества влияет и скорость потока при сливе и

наливе топлива. Для бензина с учетом универсального предела] = уй < 0,5 м2/с эта скорость не должна превышать 7 м/с (где у — средняя скорость потока в трубе, м/с; й — диаметр трубы, м). Такая скорость обоснована защитными свойствами, характерными для сочетания высокой летучести и ограниченности доступа воздуха к нижней области загружаемой емкости, а также опытом эксплуатации. Значения скорости потока с учетом диаметра загрузочной трубы, соответствующие предельным значениям ], представлены в табл. 3 [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленные методы позволяют снизить риск возникновения разрядов статического электричества и возможных последствий воспламенения горючей среды. Правильное понимание процессов образования взрывоопасных концентраций паров ЛВЖ и накопления зарядов статического электричества при сливоналивных операциях на АЗС и топливозаправочных эстакадах даст возможность сотрудникам государственных надзорных органов и специалистам, связанным с проектированием и эксплуатацией взрывопожароопасных объектов, грамотно и оперативно делать выводы о соответствии принятых мер защиты от статического электричества нормативным требованиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВерёвкинВ. Н., СмелковГ. И., Черкасов В. Н. Электростатическая искробезопасность и молние-защита. — М. : МИЭЭ, 2006.

2. Сайт Главного управления МЧС России по Томской области. URL: http://www.kchs.tomsk.gov.ru.

3. Сайт ежедневной интернет-газеты "Брянск.га". URL: http://briansk.ru/world/vzryv-na-azs-ranil-dvuh-shkolnic.2011217.246315.html.

4. Возгорание на АЗС в Костроме произошло во время перекачки газа // Российская газета. URL : http://www.rg.ru/2011/06/01/reg-roscentr/ gaz_kostroma-anons.html.

5. Волков О. М., Назаров В. П. Безопасность АЗС // Пожарное дело. — 1985. — № 6.

6. Кобылкин Н. И., Гельфанд Б. Е. Безопасный слив/налив — это возможно? // Современная АЗС.

— 2010. — № 1(94).

7. ГОСТ РМЭК 60079-10-1-2008. Взрывоопасные среды. Часть 10-1: Классификация зон. Взрывоопасные газовые среды. — Введ. 01.07.2010 г. — М. : Стандартинформ, 2009.

8. ГОСТ Р МЭК 60079-20-1-2011. Взрывоопасные среды. Часть 20-1: Характеристики веществ для классификации газа и пара. Методы испытаний и данные. — Введ. 01.07.2012 г. URL : http: //www.protect.gost.ru/ document.aspx.

9. ГОСТ РМЭК 60079-0-2011. Взрывоопасные среды. Часть 0: Оборудование. Общие требования.

— Введ. 01.07.2012 г. — М. : Стандартинформ, 2012.

10. ГОСТ Р МЭК 60079-14-2008. Взрывоопасные среды. Часть 14: Проектирование, выбор и монтаж электроустановок : постановление Ростехрегулирования от 15.12.2008 г. № 396-ст. —Введ. 01.07.2010 г. — М. : Стандартинформ, 2009.

11. Черкасов В. Н., Харламенков А. С. Рубрика "Вопрос-ответ" // Пожаровзрывобезопасность. — 2012.—Т. 21, №5-7.

12. Черкасов В. Н., Зыков В. И. Обеспечение пожарной безопасности электроустановок : учебное пособие. — М. : ООО "Изд-во "Пожнаука", 2010. — 406 с.

13. Черкасов В. Н., Зыков В. И. Пожарная безопасность электроустановок : учебник / Под общ. ред. В. Н. Черкасова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. — 391 с.

14. IEC TR 60079-32:2010. Explosive atmospheres — Part 32: Electrostatics (Взрывоопасные среды. — Ч. 32: Электростатика), 2010.

15. ГОСТ Р 52350.0-2005 (МЭК 60079-0:2004). Электрооборудование для взрывоопасных газовых сред. Часть 0: Общие требования. — Введ. 01.01.2007 г. — М. : Стандартинформ, 2005.

16. ГОСТ Р 52274-2004. Электростатическая искробезопасность. Общие технические требования и методы испытания. — Введ. 01.01.2006 г. — М. : ИПК Изд-во стандартов, 2005.

17. ГОСТ 22782.3-77. Электрооборудование взрывозащищенное со специальным видом взрывоза-щиты. Технические требования и методы испытаний. —Введ. 01.01.80 г. —М.: Изд-во стандартов, 1978.

18. ГОСТ Р 52350.11-2005 (МЭК 60079-11:2006). Электрооборудование для взрывоопасных газовых сред. Часть 11: Искробезопасная электрическая цепь'Т'. —Введ. 01.01.2007 г. —М.: Стан-дартинформ, 2007.

Материал поступил в редакцию 12 июля 2012 г.

Электронный адрес авторов: [email protected].

КАБЕЛИ^ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ для СИСТЕМ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Кабели огнестойкие для систем пожарной сигнализации с изоляцией из кремнийорганической резины и оболочкой из ПВХ-пласгиката пониженной пожарной опасности без экрана и с экраном из фольгированного композиционного материала с контактным проводником из медной луженой проволоки ТУ 16.К121 -021-2011.

КПСнг(А)-РШ.8 Ре180, КПСЭнг(А)-РР1.5 Ре180, КПСЭЭнг(А)-РШ.8 Ре180, КПСГнг(А)-РШ.8 Ре180, КПСЭГнг(А)-РШ.5 Ре180, КПСЭЭГнг(А)-РШ.5 Ре180.

ОГНЕСТОЙКИЕ

НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТ ГОРЕНИЕ

Кабели симметричные для систем пожарной сигнализации, не распространяющие горение с низким дымо- и газовыделением, с изоляцией и оболочкой из ПВХ-пласгиката пониженной пожарной опасности, без экрана и с экраном из фольгированного композиционного материала с контактным проводником из медной луженой проволоки ТУ 16.К121 -020-2011.

Кабели огнестойкие для систем пожарной сигнализации, не распространяющие горение с оболочкой из полимерных композиций, не содержащих галогенов, без экрана и с экраном из фольгированного композиционного материала с контактным проводником из медной луженой проволоки ТУ 16.К121 -021-2011.

КПСнг(А)-Р11НР Ре180, КПСЭнг(А)-Р1МР Ре180, КПСЭЭнг(А)-Р1)НР Ре180 КПСГнг(А)-РИНР Ре180, КПСЭГнг(А)-Р1МР, Ре180, КПСЭЭГнг(А)-Р1МР РЕ180.

1 и 2 витые пары с однопроволочными или многопроволочными медными токопроводящими жилами. Номинальное сечение 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5 мм2.

UfWUf CUCDPnifAB Dl I Московская область, Ногинский район, г. Электроугли, ул. Полевая, д. 10 WWW.tNtKbUIVAB.KU тел + 7 (4д5) 221-89-93; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.