Ткаченко И.Ю.
к.филос.н., профессор, Всероссийская академия внешней торговли
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИИ СО СТРАНАМИ ШОС
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, интеграция, кооперация, сотрудничество, внешняя торговля, инвестиционное сотрудничество.
Keywords: The Shanghai Cooperation Organization, integration, cooperation, foreign trade, investment cooperation.
2020 год был годом председательства России в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В качестве председателя Россия предложила повестку взаимодействия, концентрируясь на следующих направлениях взаимодействия стран:
- консолидация внешнеполитического сотрудничества в целях противостояния новым вызовам и угрозам, в том числе, через модернизацию и повышение функционального потенциала Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС;
- формирование институциональных основ ШОС через складывание наднационального политического механизма координации действий стран через межпарламентское взаимодействие;
- выработка подходов по гармонизации национальных стратегий устойчивого развития;
- расширение экономического сотрудничества, прежде всего в транспортно-логистической, инфраструктурной, научно-технологической, инновационной сферах, содействие малому и среднему бизнесу;
- продвижение общих межцивилизационных ценностей через сотрудничество в гуманитарной сфере;
- развитие взаимодействия ШОС с международными и региональными организациями, членами которых выступают страны-члены ШОС1
Несмотря на то, что ШОС создавалась как организация по противодействию терроризму и обеспечению мира и безопасности в регионе2, ШОС последовательно ставила и продвигала задачи экономического взаимодействия стран-участниц. Это нашло отражение в Стратегии развития ШОС до 2025 года3, а также в Циндаоской декларации Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества4. Расширение повестки ШОС - от вопросов обеспечения мира и безопасности до экономического взаимодействия и межцивилизационного сотрудничества вполне закономерно, поскольку мир и коллективная безопасность объективно являются главным условием стабильного социально-экономического процветания стран и региона.
В настоящее время внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество в рамках ШОС обусловлено разным уровнем экономического потенциала стран-участниц (табл. 1):
Таблица 1
Макроэкономические показатели стран ШОС, 2019
Экономика ВВП, млрд. долл. США ВВП (ППС), млрд. долл. США ВВП на душу населения, долл. США Экономический рост (постоянные цены), % Уровень инфляции (год к году), % Уровень безработицы, %
Республика Индия 2875 9612 7034 5,02 7,7 5,4
Республика Казахстан 180,2 508,8 27 400 4,5 5,2 4,6
Китайская Народная Республика 14 327 22 527 10 261 6,1 2,9 4,4
Кыргызская Республика 8,455 35,32 5 223 4,5 1,1 6,6
Исламская Республика Пакистан 278,2 1058 4691 1,0 10,6 4,4
Российская Федерация 1 718 4,28 29 181 1,3 4,5 4,4
Республика Таджикистан 8,117 32.28 3379 7 6 11
Республика Узбекистан 57,9 244,571 6998 5,6 Нет данных 6,1
Источник: составлено по данным Всемирного банка.
1 Приоритеты председательства России в ШОС в 2019-2020 годах. - https://sco-russia2020.ru/russia_in_sco/20190531/ 297/Prioritety-predsedatelstva--Rossii-v-ShOS-v-2019-2020-godakh.html
2 Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. - https://sco-russia2020.ru/images/17/25/172524.pdf
3 Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества. - http://infoshos.ru/ru/?id=125
4 Циндаоская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. - http://www.kremlin. ru/supplement/5315
Приведенные данные с очевидностью показывают, что все страны ШОС не относятся к группе стран с высокими доходами, характеризуются невысоким уровнем жизни населения, и для всех стран одинаково актуально найти эффективные пути обеспечения количественного и качественного роста в современных условиях.
В 2020 году вследствие пандемии СОУГО-19, по расчетам, среднее падение экономик государств - членов ШОС в 2020 году составит 3,2%. Это меньше, чем в мире, где ожидаемый показатель составит - 4,4%1.
Как отмечается в документах ШОС, сотрудничество государств-членов ШОС осуществляется по следующим направлениям:
экономика и торговля; финансы и инвестиции; транспорт;
таможенное сотрудничество; сельское хозяйство; охрана окружающей среды; образование, наука и техника; здравоохранение; культура, спорт и туризм; миграция;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
молодежная политика;
клуб Послов ШОС;
Межбанковское объединение;
Деловой совет2.
Анализ состояния и особенностей развития экономик стран ШОС позволяет выделить набор общих проблем, которые могут быть успешно решены в результате консолидации усилий национальных правительств в рамках сотрудничества в ШОС. К числу этих проблем можно отнести неравномерность регионального развития, рост конкурентоспособности национальных экономик, необходимость расширения внутреннего спроса, развитие инфраструктуры и связанности. Как показала пандемия СОУШ-19, большинство стран ШОС испытывает сложности в области здравоохранения и оказания медицинской помощи. Объективная необходимость требует от стран объединения усилий в этой сфере с целью обмена лучшими практиками, опытом подготовки кадров. Казахстан, Россия и Киргизия могли бы объединить свои системы здравоохранения в рамках ЕАЭС и распространить свой опыт на страны ШОС. Можно предположить, что по всем странам произойдет усугубление проблем, связанным с ресурсообеспечением стран, в первую очередь, с продовольственной безопасностью. В большинстве стран ШОС одновременно происходит рост населения и, как следствие, рост спроса на продукты питания. При этом ряд стран ШОС является экспортерами продовольствия (Россия, Казахстан, Индия, Пакистан), в то время как Китай, Таджикистан, Киргизия являются импортерами продовольствия. Это обстоятельство позволяет рассматривать аграрный сектор как наиболее вероятную сферу международного сотрудничества по производству и торговле продовольственными товарами. Предпосылкой такого сотрудничества для всех стран ШОС может стать повышение эффективности сельскохозяйственного производства через использование современных технологий. Если принять во внимание то, что значительная доля населения стран ШОС до настоящего времени занята в аграрном секторе и живет в сельской местности, развитие АПК на новой высокопроизводительной основе станет как условием для повышения продовольственной безопасности стран ШОС, так и направлением роста экономического благополучия значительной доли населения стран организации.
Показатели внешней торговли стран также вряд ли могут свидетельствовать об их активном участии (за исключением КНР, Индии и России) в международной торговле, что во многом обусловлено низким уровнем конкурентоспособности производимых товаров и недостаточной диверсифицированностью экономик (табл. 2):
Таблица 2
Основные показатели внешней торговли стран ШОС
Экономика Экспорт, млрд. долл. США Импорт, млрд. долл. США Торговый баланс, млрд. долл. США Доля экспорта в ВВП, % Доля импорта в ВВП, % Доля внешней торговли в ВВП, % Рост экспорта, % Рост импорта, %
Республика Индия 536,6 614, 0 -77,4 18,7 21,4 28,3 -1,9 -5,5
Республика Казахстан 65,8 50,2 15,6 36,5 27,9 52,8 2,2 11,6
КНР 2641 2476 164,99 18,4 17,3 36 Нет данных Нет данных
Кыргызская Республика 3,160 5,555 -2,394 37,4 65,7 103,0 19,8 2,9
Исламская Республика Пакистан 28,153 56,6 -28,379 10,1 20,3 30,4 14,5 4,3
Российская Федерация 481,3 352,9 128,4 28,3 20,8 39,7 -2,4 3,4
1 World Economic Outlook, October 2020: A Long and Difficult Ascent. - https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/ 09/30/world-economic-outlook-october-2020
2 Общие сведения. - http://rus.sectsco.org/structure/20190717/565661.html
Республика Таджикистан 1,125 2,93 -1,804 15,7 40,9 56,6 -10 1,1
Республика Узбекистан 18,127 24,2 -6,152 31,2 41,8 73,0 23,9 24,9
Источник: составлено по данным Всемирного банка.
Внешняя торговля стран и осуществляется главным образом на двусторонней основе. Для всех стран ШОС главным страновым партнером по внешней торговле выступает КНР.
Таблица 3
Место КНР в торговом балансе среди стран-членов ШОС
Экономика Торговый баланс, млрд. долл. США Место КНР среди страновых партнеров стран ШОС
Республика Индия -51,204 3
Республика Казахстан 1,286 2
Кыргызская Республика -1,6522 6
Исламская Республика Пакистан -10,381 2
Российская Федерация 2,665 1
Республика Таджикистан -0,550 5
Республика Узбекистан -3,285 3
Источник: составлено по данным ITC. https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS
Данные торгового баланса показывают, что среди стран-членов ШОС только Россия и Казахстан имеют положительное сальдо торгового баланса с КНР, в то время как остальные страны выступают нетто-импортерами китайской продукции, что вполне объяснимо, если иметь в виду существенные различия в национальных экономических потенциалах. Кроме того, страны ШОС достаточно уязвимы в международной торговле. Бесспорно, что уязвимость национальных экономик стран ШОС во многом специфична, но существуют общие факторы, характерные для всех стран ШОС. К их числу следует отнести зависимость стран ШОС от конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров, недостаточную диверсификацию (если исключить Индию и КНР) товарной структуры экспорта, низкую конкурентоспособность многих национальных товаров вследствие использования старых технологий и оборудования в производстве.
Место России во внешнеторговом балансе стран ШОС обусловлено разной степенью и глубиной взаимодействия с ними (табл. 4):
Таблица 4
Внешняя торговля России со странами ШОС, 2019 г.1
Экономика Экспорт, млрд. долл. США Импорт, млрд. долл. США Торговый баланс, млрд. долл. США Место экономики среди страновых партнеров России
Республика Индия 7308,101 3921,794 3386,307 14
Республика Казахстан 14 050,846 8479,853 5570,993 8
КНР 56 791,577 54 126,998 2664,579 1
Кыргызская Республика 1526,765 1044,456 482,309 44
Исламская Республика Пакистан 168,663 370,300 -201,637 89
Республика Таджикистан 953,101 36,906 916,195 56
Республика Узбекистан 3908,165 1177,681 2730,484 23
Источник: составлено по данным ITC.
Так, например, Россия и Индия на протяжении многих лет являются традиционными торговыми партнерами. В 2019 году было особо подчеркнуто, что между Россией и Индией развивается «особо привилегированное стратегическое партнерство», а отношения между странами «охватывают самый широкий спектр областей сотрудничества, носят уникальный, доверительный и взаимовыгодный характер»2. По результатам саммита была подписана, в том числе, Стратегия действий по активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Торгово-экономические связи Казахстана, Таджикистана, Киргизии и России основаны на тесном историческом взаимодействии. Российская Федерация является одним из основных торговых партнеров этих республик. Что касается Пакистана, Россия не входит в число его главных торговых партнеров. Торговля Пакистана с Россией, хоть и характеризуется отрицательным сальдо, но демонстрирует положительную динамику, а объем отрицательного сальдо в 2019 году существенно сократился (с -218,401 в 2018 году до -81,603 - в 2019)3.
В условиях пандемии СОУГО-19 торговля между странами ШОС сократилась. Так, в январе-августе 2020 г. товарооборот России с другими государствами-членами снизился на 7%, что объясняется сокращением национальных производств.
1 List of partners markets for a product commercialized by Russian Federation. Metadata Product: TOTAL All products. -https://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx
2
Совместное заявление по итогам XX российско-индийского саммита «Через доверие и партнерство - к новым вершинам сотрудничества», 4 сентября 2019 года. - http://www.kremlin.ru/supplement/5438
3 Bilateral trade between Pakistan and Russian Federation. - https://www.trademap.org/Bilateral_TS
Совершенно очевидно, что возможности расширения торговли России со странами ШОС лежат в области конкурентных преимуществ России и связаны с продвижением продукции АПК, энергетического сектора, оборонно-промышленного комплекса, что, бесспорно, будет существенно осложнено тем обстоятельством, что КНР - единственная страна, восстановление которой произошло в максимально короткие сроки. В силу этого к очевидным преимуществам КНР добавляется скорость и эффективность восстановления позиций на мировом рынке.
Динамика инвестиционного сотрудничества в рамках ШОС обусловлена тем, что все страны ШОС, за исключением России и Индии, выступают партнерами КНР в проекте «Пояс-путь». К настоящему времени проект охватывает 65 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Европы, которые или уже являются рынками для китайских кредитов, инвестиций и технологий в рамках проекта или могут стать таковыми в ближайшем времени1.
Таблица 5
Динамика ПИИ стран ШОС, 2018-2019, %2
Экономика Приток, млрд. долл. США Доля в ВВП, % Отток, млн. долл. США Доля в ВВП, %
Республика Индия 50,610 1,8 13,141 0,5
Республика Казахстан 3,588 2,0 -2,221 -1,2
Китайская Народная Республика 155,815 1,1 97,703 0,7
Кыргызская Республика 0,211 2,5 0,0229 0
Исламская Республика Пакистан 2,218 0,8 -7,000 0
Российская Федерация 31,975 1,9 21,293 1,3
Республика Таджикистан 0,212 2,6 -0,23 0,3
Республика Узбекистан 2,315 4,0 0,025 0
Источник: составлено по данным Всемирного банка
Для Китая в настоящее время актуально выстраивание зарубежных цепочек добавленной стоимости, поскольку их построение увеличивает добавленную стоимость и способствует росту ВВП страны. За счет переноса трудоемких и экологически вредных производств за пределы страны КНР отчасти решает свои экологические проблемы. Проект также решает проблемы повышения уровня занятости среди национальных строителей и обеспечивает выход китайских технологий и капитала на внешние рынки. Реализация проекта означает изменение приоритетов в региональном развитии и перенос акцента развития с восточных приморских провинций КНР к развитию внутренних западных, создание зон свободной торговли с соседними странами, учитывая сложившиеся тенденции к региональной интеграции, осуществление свободного перемещения капитала, рабочей силы, а также товаров и услуг. Особенности инвестиционных процессов в странах ШОС во многом обусловлены тем, что за исключением Индии и России страны ШОС являются территорией реализации китайской инициативы «Пояс путь», вследствие чего главным инвестором в экономику этих стран является КНР. Так, например, Пакистан с 2015 года является участником китайской инициативы «Пояс - путь», вследствие чего стал крупным получателем инвестиций из КНР для реализации, в рамках китайской инициативы, инфраструктурных проектов, реализуемых по его территории. Создаваемый в рамках данной инициативы Китайско-пакистанский экономический коридор (China-Pakistan Economie Condor - CPEC) с объемом анонсированных в 2015 году китайских инвестиций в 46 млрд. долл. США3 позволит Китаю связать свои восточные районы с Индийским океаном. Этот проект, кроме прочего, соединяет Синьцзян-Уйгурский автономный округ КНР с глубоководным портом Гвадар (пакистанская провинция Белуджистан)4. Финансирование данного проекта в объеме 143 млн. долл. США было предоставлено в качестве беспроцентного займа на строительство скоростной автомагистрали Гва-дар-Ист-Бэй в пакистанской провинции Белуджистан и 29 млн. долл. США - в качестве гранта для финансирования проектов в области социального обеспечения5. Проблема состоит в том, что часть коридора проходит по территории Кашмира, который Индия считает своей территорией.
После включения Пакистана в 2015 году в проект «Пояс - путь» Китай стал крупнейшим инвестором в страну, в основном благодаря строительным и энергетическим проектам, связанным с китайско-пакистанским экономическим коридором. Инвесторами проекта являются China Development Bank, Asian Infrastructure Investment Bank, Silk Road Fund, Exim Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China. Вместе с тем, завершение некоторых проектов приводит к тому, что приток ПИИ в Пакистан со стороны КНР начинает замедляться в 2019 и в 2020 годах6.
При этом надо иметь в виду, что только 5,9 млрд. долл. США из 18,9 млрд. долл. США, предоставленных китайскими компаниями до настоящего времени для инфраструктурных проектов, представляют собой займы с 2%-ной ставкой, подлежащей выплате с 2021 года. Остальная сумма предназначена для энергетических проектов, финанси-
1 The Belt and Road Initiative: 65 Countries and Beyond. - https://www.fbicgroup.com/sites/default/files/B%26R_Initiative_65_ Countries_and_Beyond.pdf
2 Foreign direct investment, net (BoP, current US$) - Kyrgyz Republic, Pakistan, Tajikistan, Uzbekistan, Russian Federation, India, China, Kazakhstan. - https://data.worldbank.org/indicator/BN.KLT.DINV.CD?locations=KG-PK-TJ-UZ-RU-IN-CN-KZ
3 http://cpec.gov.pk/
4 Yasir Masood China economic corridor is debt reliever for Pakistan. - https://www.telegraph.co.uk/china-watch/business/cpec-not-debt-trap-pakistan/
5 Военная сделка на 9 млрд.: откуда у Пакистана деньги на оружие России. - //tsargrad.tv/news/voennaja-sdelka-na-9-mlrd-otkuda-u-pakistana-dengi-na-oruzhie-rossii_196033
6 World Investment Report 2020. - https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2020_en.pdf
руемых китайскими компаниями и другими партнерами. В рамках китайских инвестиционных проектов ссуды используются для финансирования менее 20% всех проектов CPEC, а более 80 % проектов финансируются с использованием различных механизмов финансирования в соответствии с международными правилами. Проект задумывался как комплексная система различных инфраструктурных объектов: сеть портов, автомобильных и железных дорог, трубопроводов, а также особых экономических зон. По мнению экспертов, это не столько увеличивает внешнюю задолженность Пакистана, сколько должно привести к усилению экономического развития страны1. Вместе с тем, пандемия COVID-19 выявила проблемы в реализации CPEC, который связывает Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР с пакистанским портом Гвадар на Аравийском море. Главная из проблем, если не рассматривать вопросы финансирования, связана с использованием рабочей силы, оборудования и кредитов Китая, поскольку закрытие КНР на карантин, запрет поездок для граждан КНР и другие ограничения в связи с пандемией COVID-19 привели к тому, что планы строительства застопорились.
Позиция России по участию в проекте неоднозначна: в настоящее время единственным реальным совместным проектом в контексте этой китайской инициативы является участие китайского Фонда Шелкового пути, которому принадлежит 9,9%, в проекте «Ямал СПГ» («Новатэк» - 50,1%, Total - 20%, CNPC - 20%)2. По мнению российского руководства, китайская инициатива перекликается с российской идеей создания Большого евразийского партнерства, которое предполагает идею сопряжения строительства ЕАЭС и китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути в смысле возможности состыковать Северный морской путь и китайский «Морской Шелковый путь». Это сопряжение позволяет создать глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой, что будет выгодно всем странам ШОС3. Такой контекст взаимодействия, с одной стороны, характеризует очевидную позицию автономного продвижения российских интересов в регионе, но, с другой, демонстрирует позитивное отношение к развитию интеграции в регионе ШОС.
Таким образом, проведенный анализ взаимодействия России со странами ШОС на экономическом треке показывает, что кооперация в рамках ШОС представляется очевидно перспективным направлением внешнеэкономического сотрудничества, расширения влияния России в Азии, процесса складывания нового мирового макрорегиона.
1 Александрова О. СОУ1Б-19 задержался в китайско-пакистанском коридоре. - https://www.ng.ru/courier/2020-03-29/12_ 7829_covid.html
2 Проект «Ямал СПГ». - http://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/
3 Заседание круглого стола форума «Один пояс, один путь». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/ events/president/news/60393