ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В
НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ РФ
Е.В. Кузьмина, канд. экон. наук, доцент Е.И. Семина, студент
Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-2-48-50
Аннотация. В налогообложении важна точность, эффективность и быстрота в работе с большим количеством документов и данных. Трудно представить эту отрасль без технологий искусственного интеллекта. В качестве эффективных инструментов налогового администрирования используют различные электронные данные, облачные и компьютерные системы, которые повышают эффективность налогового контроля. В целях данной статьи проанализировать о положении искусственного интеллекта и о его взаимодействие с налогами.
Ключевые слова: инновации, налогообложение, внедрение, искусственный интеллект, правительство.
Сейчас жизнь без технологий и инноваций представить крайне сложно, так как они находятся буквально в каждой отрасли нашей жизни, зарубежные страны, такие как США, Китай, Япония внедряют уже в свое законодательство. Так и в российском праве вопрос «искусственного интеллекта» находится в разработке. Момотов Виктор Викторович сказал, что давно обсуждается вопрос об упрощении процедуры вынесения судебных приказов с помощью новейших технологий. Так уже в Белгородской области уже запустили пилотную версию к трем судебных участкам мировых судей подключили искусственный интеллект для подготовки судебных приказов по взысканию налогов с граждан.
Принятие решения в электронном виде с помощью слабого искусственного интеллекта позволит оперативно направлять приказ гражданину, в том числе через портал государственных и муниципальных услуг. Кроме того, существующую проблему с уведомлением должника также можно решить через сервис госуслуг, предусмотрев возможность в личном кабинете не только ознакомиться с содержанием судебного приказа, но и направить несогласие с взысканием, что упростит для граждан процесс защиты своих прав.
В сфере налогообложения искусственный интеллект уже используют в качестве
инструмента для точности, эффективности и быстроты обращения с большим количеством данных. Так, по мнению Филипповой И.А., искусственный интеллект используют для:
1. Обработки налоговых уведомлений, когда робот берёт информацию со сканированных фотографий и вносит в базу данных;
2. Высчитывания остатка по налоговой базе, т.е., прогнозирование по остаткам на счетах, а также произведение внесение корректировок, по средствам вычетов;
3. Мгновенной оплаты налогов (например, налог на прибыль, налог на транспорт и т.д.);
4. Создания чат-ботов, которые, обладая базой, смогут проконсультировать и помочь произвести определённые базовые налоговые действия.
Правительство Российской Федерации, в лице премьер-минстира Михаила Мишу-стина, поддерживает развитие искусственного интеллекта и считает, что это то, с чем будет иметь дело Россия в ближайшем будущем. Он уверен, что именно искусственный интеллект ставит множество вопросов в сфере налогового администрирования. ФНС РФ уже начала использовать искусственный интеллект в личном кабинете налогоплательщиков при помощи создания робот-бота «Таксик», который по-
могает людям решать вопросы налогового администрирования и отвечает на более чем 300 тыс. вопросов.
В качестве эффективных инструментов налогового администрирования используют различные электронные данные, облачные и компьютерные системы, которые повышают эффективность налогового контроля.
Искусственный интеллект в сфере налогового контроля может анализировать кредитоспособность, риски, при этом, благодаря, робототехнике быстрыми темпам происходит развитие налогового администрирования, которое в ближайшее время будет снабжено новыми инновационными процессами. Например, ФНС активно внедряет блокчейны, робот-ботов, различных платформ для повышения эффективности сбора налогов.
Не смотря на то, что робот четко выполняет свои функции и его работа гораздо быстрее человеческой, он не должен вредить человеку; ему следует подчиняться человеку. Российское законодательство не предусматривает ответственности за деятельностью робототехники и, следовательно, в случае, например, нарушение в расчёте, компания недоплатит налог и к ответственности привлекут компанию.
Примерами использования «искусственного интеллекта» в сфере налогообложения служат:
- обработка налоговых уведомлений, когда сканированная фотография счета превращается в текст, считывается роботом и заносится в базу данных, но для этого важно специфически помечать ту информацию, которую из документа надо извлечь;
- прогнозирование остатков по счетам и оборотно-сальдовым ведомостям, чтобы точнее высчитать налоговую базу, определить вычеты и внести нужные корректи-
- рутинную работу по уплате налога на прибыль, начиная со сбора информации по ведомостям, заканчивая собственно подачей декларации;
- создание чат-бота, который, обладая солидной базой данных, консультировал бы клиентов по вопросам налогообложения.
Исходя из вышесказанного появляется проблема правосубъектности искусственного интеллекта. На данном этапе развитее российского права был принят Федеральный закон РФ, согласно которому деятельность России направлена на развитие программы искусственного интеллекта, целью которого получить искусственный интеллект сопоставимый с интеллектуальной деятельностью человека. Так же Правительство РФ стимулирует граждан на разработку искусственного интеллекта снижением налогов.
Уже на данном этапе развития российского налогового права, мы видим как искусственный интеллект активно внедряется в налоговую систему государства. Это:
- создание различных платформ, позволяющие упрощённую деятельность в сфере налогообложения,
- налогового контроля, построение идеальной налоговой системы;
- использование робот-ботов для помощи налогоплательщикам.
Но тем не менее, такой вопрос как наделение искусственного интеллекта правосубъектностью, по средствам которой он сможет нести юридическую ответственность остаётся на уровне научной дискуссии.
Таким образом, внедрение искусственного интеллекта является актуальной темой, правительство видит важным его внедрение в систему налогообложения, это значительно облегчит работу, ее выполнение будет быстрее.
ровки;
Библиографический список
1. Как искусственный интеллект помогает взыскивать налоги с граждан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/amp/2021/05/25/reg-cfo/kak-iskusstvennyj-intell ekt-pomogaet-vzyskivat-nalogi - s-grazhdan. html
2. Цифровой пристав: как применяется искусственный интеллект в налогах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5d9dc03f9a79472a1a2056ee
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24. 04. 2020 № 123 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологии искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - города федерального значения Москве и внесение изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона « О персональных данных»» // «Российская газета», № 92, апрель 2020.
4. Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. - Н. Новгород.: Нижегородский университет. 2020. - 90 с.
PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE INTO THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
E.V. Kuzmina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
E.I. Semina, Student
Volgograd State Technical University
(Russia, Volgograd)
Abstract. In taxation, accuracy, efficiency and speed in working with a large number of documents and data are important. It is difficult to imagine this industry without artificial intelligence technologies. Various electronic data, cloud and computer systems are used as effective tax administration tools, which increase the efficiency of tax control. For the purposes of this article, analyze the situation of artificial intelligence and its interaction with taxes.
Keywords: innovation, taxation, implementation, artificial intelligence, government.