ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ
Е.В. Кузьмина, канд. экон. наук, доцент Р.Г. Маркосян, студент
Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-2-45-47
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об использовании налоговыми органами искусственного интеллекта для своей деятельности, но, известно, что на законодательном уровне деятельность робототехники по-прежнему не урегулирована. Поэтому до сих пор непонятна, какую позицию занимают роботы: объекты или субъекты налоговых отношений, какую ответственность они могут нести, в случае сбоя в системе. Цель статьи - рассмотреть положение искусственного интеллекта и его взаимодействие с налогами.
Ключевые слова: налог, налогообложение, искусственный интеллект, робот, робототехника.
Технологии искусственного интеллекта сегодня интенсивно развиваются. При этом общемировой сегодня является проблема практически полного отсутствия нормативного правового регулирования и нормативного технического регулирования основ, условий и особенностей разработки, запуска в работу, функционирования и деятельности, интеграции в другие системы и контроля применения технологий искусственного интеллекта. Следует отметить, что вопросы правового обеспечения использования и развития искусственного интеллекта не раз становились предметом интереса исследователей, как российских, так и зарубежных.
На сегодняшний день c применением искусственного интеллекта осуществляется, как правило, автоматизация ряда функций в медицине (например, IBM Watson и DeepMind Health), промышленности, при осуществлении бухгалтерских расчетов, а также в консультировании. Надо полагать, что развитие науки и техники обуславливает дальнейшее активное внедрение феномена искусственного интеллекта в различные сферы жизнедеятельности, что обусловлено его возможностями показывать максимально эффективный результат при решении различных задач с минимальными затратами. Именно поэтому данная тема является актуальной для со-
временного общества и требует законодательного урегулирования.
Для полного понимания данной темы рассмотрим понятие искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект, робот и робототехника взаимосвязанные понятия. Робот - автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе. Робототехника - это отрасль науки и техники, которая занимается проектированием, конструированием и эксплуатацией роботов, а также компьютерных систем для их управления, сенсорной обратной связи и обработки информации. Искусственный интеллект - это технология, которая изучает способы обучить компьютер, роботизированную технику, аналитическую систему разумно мыслить также как человек.
Искусственным интеллектом обладают интеллектуальные системы - технические и программные комплексы, способные решать творческие задачи, принадлежащие к конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти данной интеллектуальной системы. Основными составляющими интеллектуальных систем являются: - база знаний (программные средства, позволяющие искать, хранить и преобразовывать информацию); - реша-
тель задач (блок, способный находить решения задач благодаря встроенной в него общей стратегии нахождения решения, к примеру, путем поиска альтернатив или логического вывода); - интеллектуальный интерфейс для общения с человеком.
В сфере налогообложения искусственный интеллект уже используют в качестве инструмента для точности, эффективности и быстроты обращения с большим количеством данных. Так, по мнению Филипповой И.А., искусственный интеллект используют для:
1. Обработки налоговых уведомлений, когда робот берёт информацию со сканированных фотографий и вносит в базу данных;
2. Высчитывания остатка по налоговой базе, т.е., прогнозирование по остаткам на счетах, а также произведение внесение корректировок, по средствам вычетов;
3. Мгновенной оплаты налогов (например, налог на прибыль, налог на транспорт и т.д.);
4. Создания чат-ботов, которые, обладая базой, смогут проконсультировать и помочь произвести определённые базовые налоговые действия.
Правительство Российской Федерации, в лице премьер-минстира Михаила Мишу-стина, поддерживает развитие искусственного интеллекта и считает, что это то, с чем будет иметь дело Россия в ближайшем будущем. Михаил Мишустин убеждён, что именно искусственный интеллект ставит множество вопросов в сфере налогового администрирования. ФНС РФ уже начала использовать искусственный интеллект в личном кабинете налогоплательщиков при помощи создания робот-бота «Таксик», который помогает людям решать вопросы налогового администрирования и отвечает на более чем 300 тыс. вопросов.
Ье§а1Шеск -компании (это различные платформы, программы, продукты, деятельность которых направлена на упрощённую профессиональную деятельность юристов) начали разрабатывать специальные технологии по точечному решению конкретных задач. Так, по их мнению, искусственный интеллект уже может анализировать и систематизировать налоговые
обязательства, которые непосредственно связаны с оплатой труда.
Одним из последних дополнений в сфере налогов было предложено компанией Selesforce (платформа, позволяющая добиться максимального успеха для выполнения задач по продажам, анализу, обслуживанию с клиентами). Она предоставила рынку искусственный интеллект, который может наиболее точно создать идеальную модель налоговой системы. Именно благодаря нему страна может оценивать, насколько справедливы вводимые ей налоги.
В качестве эффективных инструментов налогового администрирования используют различные электронные данные, облачные и компьютерные системы, которые повышают эффективность налогового контроля. Искусственный интеллект в сфере налогового контроля может анализировать кредитоспособность, риски, при этом, благодаря, робототехнике быстрыми темпам происходит развитие налогового администрирования, которое в ближайшее время будет снабжено новыми инновационными процессами. Например, ФНС активно внедряет блокчейны, робот-ботов, различных платформ для повышения эффективности сбора налогов.
Таким образом, уже на данном этапе развития российского налогового права мы видим, как искусственный интеллект активно внедряется в налоговую систему государства. Это: создание различных платформ, позволяющие упрощённую деятельность в сфере налогообложения, налогового контроля, построение идеальной налоговой системы; использование робот-ботов для помощи налогоплательщикам. Но тем не менее, такой вопрос как наделение искусственного интеллекта правосубъектностью, по средствам которой он сможет нести юридическую ответственность остаётся на уровне научной дискуссии. Искусственный интеллект развивается очень быстро и если Российская Федерация хочет развиваться на уровне зарубежных стран, таких как США, Китай, Южная Корея, Япония, где роботы используют во всех отраслях права в том числе и в сфере налогообложения, то
необходимо закрепить искусственный ин- субъекта, в данном случае, налогового теллект либо в качестве объекта, либо права.
Библиографический список
1. Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - №2. - С. 79-102.
2. Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. - Н. Новгород.: Нижегородский университет, 2020.
3. Понкин И.В., Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2018. - Т. 22. №1. - С. 91-109.
4. Лютова О.И. Налог на искусственный интеллект: перспективы развития в Российской Федерации // Финансовое право. - 2020. - №11. - С. 20-22.
5. Об искусственном интеллекте в налоговом администрировании и налоговиках будущего программе «Налоги» рассказал глава ФНС России Михаил Мишустин. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/7084090/
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN TAX LAW
E.V. Kuzmina, Candidate of Economics, Associate Professor R.G. Markosian, Student Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd)
Abstract. This article discusses the use of artificial intelligence by tax authorities for their activities, but it is known that at the legislative level, the activities of robotics are still not regulated. Therefore, it is still unclear what position the works occupy: objects or subjects of tax relations, what responsibility they can bear in case of a failure in the system. The purpose of the article is to consider the position of artificial intelligence and its interaction with taxes. Keywords: tax, taxation, artificial intelligence, robot, robotics.