ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШНИЙ
УДК 34
ПЕРСПЕКТИВЫ УНИФИКАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ,
ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Е.М. Казакова, студентка ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
E-mail: [email protected] А.М. Шилкин, к.и.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», зав. кафедрой «Гуманитарные и общеправовые дисциплины» E-mail: [email protected]
Аннотация
Данная статья содержит предложения по оптимизации федерального законодательства Российской Федерации и законодательства Челябинской области в части регулирования правового статуса лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности Челябинской области в целях противодействия коррупции.
Ключевые слова: правовой статус; лица, замещающие государственные должности РФ и субъектов РФ; Трудовой кодекс РФ; противодействие коррупции, конфликт интересов, ограничения и запреты.
Актуальность исследования определяется тем, что при возникновении правоотношений, связанных с оформлением трудоустройства лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ, определением способов урегулирования конфликта интересов, установлением порядка привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, выявляется отсутствие правовых норм, регулирующих эти отношения и возникают вопросы у правоприменителей, в т. ч. у должностных лиц кадровых служб, о правильности действий и порядке их совершения в указанных выше случаях.
Объектом исследования является правовой статус лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Предметом исследования - нормативные акты и судебная практика, устанавливающие правовой статус лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.
Цель данного исследования - исследование и оптимизация законодательства Российской Федерации в части регулирования правового статуса лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- определить нормативно-правовые основы правового статуса лиц, замещающих государственные должности РФ;
- исследовать федеральные нормативно-правовые основы правового статуса лиц, замещающих государственные должности РФ;
- определить нормативно-правовые основы правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ;
- исследовать региональные нормативно-правовые основы правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ;
- выработать рекомендации по устранению коллизий, связанных с определением правового статуса лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.
В Трудовой кодекс РФ необходимо внести изменения, касающиеся правового статуса лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, т. к. ТК РФ должен включать в себя те нормы права, которые регулируют возникновение правоотношений, связанных с оформлением трудоустройства, определением способов урегулирования конфликта интересов, установлением порядка привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения.
В соответствии с пп. ж) п.1 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017гг.1 Правительству РФ поручено обеспечить совместно с Генеральной прокуратурой РФ подготовку методических рекомендаций, определяющих порядок соблюдения лицами, замещавшими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, при заключении ими после увольнения трудовых и гражданско-правовых договоров по новому месту работы. Однако ст.12 ФЗ-№273 «О противодействии коррупции» не обязывает получать чьё-либо согласие на трудоустройство после увольнения указанных лиц, замещавших государственные должности РФ и субъектов РФ2. Аналогичные нормы не содержатся и в Трудовом кодексе РФ, что делает бессмысленным подготовку методических рекомендаций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. N 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» утвержден перечень типовых государственных должностей субъектов РФ.
В Уставе Челябинской области от 25.05.2006 № 135 в п.1 ст.63 для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти области и иных государственных органов области устанавливаются государственные должности Челябинской области.
В Указе Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» содержится наименование должности «мировой судья», а в статье 63 Устава (Основной закон) Челябинской области от 25.05.2006 № 135 отсутствует наименование должности мировой судья. В Челябинской области должность мировой судья в перечень государственных должностей не включена, поэтому ограничения и запреты, связанные с противодействием коррупции не распространяются на мировых судей исходя из положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Ст.63 Устава Челябинской области3 и ст.1 Закона Челябинской области от 02.12.2016 № 462-ЗО «О государственных должностях Челябинской области» устанавливает полный перечень государственных должностей Челябинской области4.
В ст.7,8 Закона Челябинской области от 02.12.2016 № 462-ЗО «О государственных должностях Челябинской области» установлены требования к служебному поведению лица, замещающего государственную должность Челябинской области. Однако отсутствуют какие-либо указания на механизм привлечения к ответственности указанных лиц за нарушение антикоррупционных требований и не определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов лицами, замещающими государственные должности Челябинской области.
Закон Челябинской области от 28.02.2006 N 4-ЗО (ред. от 31.01.2017) «О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области» устанавливает две антикоррупционных обязанности депутата Законодательного Собрания.
Процедура проверки соблюдения этих обязанностей вызывает вопросы как законодательного, так и правоприменительного порядка:
- представление в комиссию Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами соответствующих сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей (своего) супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- представление в письменной форме уведомления о личной заинтересованности, которая привела или может привести к конфликту интересов в комиссию Законодательного Собрания Челябинской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;
- депутат, осуществляющий полномочия на профессиональной постоянной основе, в соответствии со статьей 7 Закона Челябинской области «О государственных должностях Челябинской области» уведомляет Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Челябинской области о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения5.
Обязанность проверки возложена на Комиссию, включающую депутатов, замещающих должности заместителей председателя Законодательного Собрания, председателей комитетов Законодательного Собрания, государственных гражданских служащих аппарата Законодательного Собрания. Однако если предметом проверки выступит исполнение антикоррупционных обязанностей председателем Законодательного Собрания, то у гражданских служащих аппарата, входящих в состав комиссии, возникнет конфликт интересов, т. к. по отношению к ним он выполняет функции представителя нанимателя.
В соответствии со ст. 6-2 Закона Челябинской области от 28.02.2006 N 4-ЗО «О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области»6, заседания комиссии, проводимые по результатам проверки, являются открытыми. Заседания комиссии, проводимые для предварительного изучения представленных сведений, послуживших основанием для проведения проверки, могут быть закрытыми. Решение о проведении закрытого заседания, проводимого для предварительного изучения представленных сведений, принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. Однако указанное положение вступает в противоречие с п.6 ч.1 ст.6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором предусматривается развитие общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а не его ограничение путем проведения закрытых заседаний. Кроме того, данной нормой нарушается принцип публичности и открытости деятельности государственных органов, закрепленный ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»7.
Комиссия в порядке, установленном решением президиума Законодательного Собрания Челябинской области, проводит проверки:
1) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;
2) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, иными законами Челябинской области.
При этом результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке. В данной норме не указывается, в какой форме этот результат должен быть представлен, и если он содержит сведения, подлежащие предварительному изучению, то возникает возможность проведения закрытого заседания.
Закон не содержит регламентации правовых последствий в виде конкретных мер ответственности депутатов Законодательного Собрания Челябинской области за нарушения, выявленные комиссией, что лишает смысла ее создание и деятельность.
Решенные в процессе работы задачи, выявили содержательные проблемы, требующие законодательного решения.
- в Трудовой Кодекс РФ8 необходимо внести поправки, касающиеся лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, т. к. ТК РФ должен включать в себя те нормы права, которые регулируют возникновение правоотношений, связанных с оформлением трудоустройства, определением способов
урегулирования конфликта интересов, установлением порядка привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
- в Законе Челябинской области от 02.12.2016 № 462-ЗО «О государственных должностях Челябинской области»9 не определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов лицами, замещающими государственные должности Челябинской области, не установлены требования к служебному поведению лица, замещающего государственную должность Челябинской области, и отсутствуют какие-либо указания на механизм привлечения к ответственности указанных лиц за нарушение антикоррупционных требований;
- Закон Челябинской области от 28.02.2006 N 4-ЗО «О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области»10 не содержит регламентации правовых последствий в виде конкретных мер ответственности депутатов Законодательного Собрания Челябинской области за нарушения, выявленные комиссией, что лишает смысла ее создание и деятельность;
- в Указе Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации»11 содержится наименование должности мировой судья, а в статье 63 Устава (Основной закон) Челябинской области от 25.05.2006 № 13512 отсутствует наименование должности мировой судья.
Для совершенствования федерального законодательства при возникновении правоотношений, связанных с оформлением трудоустройства лиц, замещающих государственные должности РФ, определением способов урегулирования конфликта интересов, установлением порядка привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, отсутствием правовых норм, регулирующих эти отношения, необходимо:
- изменить содержание ст.12 ФЗ-№273 «О противодействии коррупции»13 и сделать субъектами ограничения, указанными в ней не только государственных и муниципальных служащих, но и лиц, замещавших государственные должности РФ и субъектов РФ;
- внести поправки в закон уточняющей расторжение трудового договора с лицами, ранее замещавшими государственные и муниципальные должности, за нарушение требований антикоррупционного законодательстваст.12 ФЗ-№273 «О противодействии
14
коррупции»14;
- в ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации15 внести изменения и добавить пункт «14. прекращение трудового договора с лицами, замещавшими государственные и муниципальные должности по обстоятельствам, независящим от воли сторон».
- внести нормы об определении порядка увольнения в Трудовой кодекс РФ16 лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ, т. к. он определен в ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»17.
Для совершенствования регионального законодательства при возникновении правоотношений, связанных с оформлением трудоустройства лиц, замещающих государственные должности РФ, определением способов урегулирования конфликта интересов, установлением порядка привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, отсутствием правовых норм, регулирующих эти отношения этого необходимо:
- в Закон Челябинской области от 02.12.2016 № 462-ЗО «О государственных должностях Челябинской области»18 внести в ст.7,8 указания на механизм привлечения к ответственности указанных лиц за нарушение антикоррупционных требований;
- в Закон Челябинской области от 28.02.2006 N 4-ЗО «О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области»19 внести регламентации правовых последствий в виде конкретных мер ответственности депутатов Законодательного Собрания Челябинской области за нарушения, выявленные комиссией;
- в статью 63 Устава (Основной закон) Челябинской области от 25.05.2006 № 135 включить наименование должности «Мировой судья»20, в соответствии с Указом Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации».
Таким образом, требуется совершенствование федерального и регионального законодательства при возникновении правоотношений, связанных с оформлением трудоустройства лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ, определением способов урегулирования конфликта интересов, установлением порядка привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, отсутствием правовых норм, регулирующих эти отношения.
Примечания
:Указ Президента РФ N 147 от 01.04.2016 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.- 01.04.2016
2 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228
3 Закон Челябинской области от 25.05.2006 № 22-ЗО (ред. от 31.03.2016) «Устав (Основной Закон) Челябинской области» // "Южноуральская панорама", N 114-115, 16.06.2006.
4 Закон Челябинской области от 02.12.2016 № 462-ЗО "О государственных должностях Челябинской области // «Южноуральская панорама», N 124, 12.12.2016.
5Закон Челябинской области от 28.02.2006 N 4-ЗО (ред. от 31.01.2017) «О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области» // «Южноуральская панорама», N 47, 21.03.2006.
6 Там же.
7 Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
8Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30.12.2001 //Собрание законодательства РФ.- 07.01.2002.-N 1 (ч. 1).- Ст. 3.
9О государственных должностях Челябинской области: Закон Челябинской области от 02.12.2016 № 462 -ЗО // «Южноуральская панорама», N 124, 12.12.2016.
10 О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области: Закон Челябинской области № 4-ЗО от 28.02.2006 года // Ведомости Законодательного собрания Челябинской области. - 2006. - выпуск N 2; Южноуральская панорама. - 21.03.2006. - N 47;
11О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 (ред. от 05.10.2015) // "Собрание законодательства РФ". -07.12.2009.- N 49 (2 ч.), ст. 5921.
12 Устав (Основной Закон) Челябинской области: Закон Челябинской области от 25.05.2006 № 135 // "Южноуральская панорама", N 114-115, 16.06.2006.
13 О противодействии коррупции: Федеральный закон N 273-ФЗ от 25.12.2008 года // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6228;
14 О противодействии коррупции: Федеральный закон N 273-ФЗ от 25.12.2008 года // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6228;
15Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30.12.2001 //Собрание законодательства РФ.- 07.01.2002.-N 1 (ч. 1).- Ст. 3
16Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ от 30.12.2001 //Собрание законодательства РФ.- 07.01.2002.-N 1 (ч. 1).- Ст. 3
17 О противодействии коррупции: Федеральный закон N 273-ФЗ от 25.12.2008 года // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6228;
18 О государственных должностях Челябинской области: Закон Челябинской области от 02.12.2016 № 462-ЗО // «Южноуральская панорама», N 124, 12.12.2016.
19 О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области: Закон Челябинской области № 4 -ЗО от 28.02.2006 года // Ведомости Законодательного собрания Челябинской области. - 2006. - выпуск N 2; Южноуральская панорама. - 21.03.2006. - N 47;
20 Устав (Основной Закон) Челябинской области: Закон Челябинской области от 25.05.2006 № 135// "Южноуральскаяпанорама", N 114-115, 16.06.2006.
PROSPECTS OF UNIFICATION OF THE LEGAL STATUS OF PERSONS HOLDING STATE POSITIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE STATE POSTS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
E.M. Kazakova, Chelyabinsk, South-Ural Institute of management and Economics, student of the 3rd course "State and municipal management" E-mail: [email protected]
A.M. Shilkin, Ph. D., associate Professor, head. the Department of "Humanitarian and legal disciplines" South-Ural Institute of management and Economics E-mail: [email protected]
Abstract
This paper involves the optimization of the Federal law of the Russian Federation in the part regulating the legal status of the persons occupying the state posts of the Russian Federation.
Keywords: legal status; persons holding public office; persons replacing the state positions.