УДК 342.98
DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-60-70
государственные должности российской федерации и её субъектов: административно-правовая регламентация общих и специальных требований
Нагорных Р.В.
Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена актуальной в теоретическом и прикладном отношении проблеме определения сущности и содержания государственных должностей Российской Федерации и её субъектов в системе государственного управления, их административно-правовой природы. Рассмотрено использование понятия "государственная должность" со времён Петра I и до наших дней. Делается вывод, что в современных условиях административное законодательство в рассматриваемой сфере не в полной мере отвечает потребностям государственно-правового развития современной России. Автором обосновывается позиция о необходимости принятия федерального конституционного закона Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации», который позволит систематизировать перечень государственных должностей, а также определить основы административно-правового регулирования их общего и специального статусов.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование, государственная служба, государственная должность, профессионализм, компетентность, персональная ответственность.
public offices of the Russian federation and its subjects: administrative and legal regulation of general and special requirements
R. Nagornykh
Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service 2, Shchetinin st., Vologda, 160002, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the problem of determining the administrative and legal nature and content of public offices of the Russian Federation and its subjects, which is topical in both theoretical and applied aspects. The use of the concept of "public office" since the time of Peter the Great till our days is considered. The conclusion is made that in modern conditions the administrative legislation concerning public offices does not fully meet the requirements of the state-legal development of modern Russia. The author argues the necessity of enactment of the Federal Constitutional Law of the Russian Federation "On Public Offices of the Russian Federation and Public Offices of the Subjects of the Russian Federation", which will allow to
© CC BY Нагорных Р.В., 2018.
systematize the list of public offices and also to determine the bases for administrative and legal regulation of their general and special statuses.
Key words: administrative and legal regulation, public service, public office, professionalism, competence, personal responsibility.
Современное состояние административно-правового регулирования в системе государственной службы характеризуется множеством теоретических и прикладных проблем. В их массиве одной из менее исследованных является фактическое состояние теоретического определения и правового регулирования системы государственных должностей Российской Федерации и её субъектов, неопределённость правовой природы, сущности и содержания государственных должностей, соотношения с должностями государственной службы, определения их административно-правового содержания и ряд других вопросов.
Государственная должность как правовая категория широко используется в отечественном праве. Этимология слова "должность" тесным образом связана с понятием "долг" в значении обязанность [20, с. 261], которое в процессе исторического развития приобрело сначала социальное, а затем и юридическое значение. Впервые юридическое закрепление понятие "должность" в законодательстве получило в связи с принятием Петром I Генерального регламента 1720 г. (Устава государственной гражданской службы), в котором использованы понятия "присяжная должность", "должность президента и вице-президента", "должность нотариуса", "должность переводчика", "должность актуариуса" и др. [2]. Именно с тех пор данное понятие стало устойчиво применяться в законодательстве, а его смысловое
значение фактически не претерпело сколь-либо существенных изменений до настоящего времени. Под должностью обычно понимается правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.
В дореволюционном государственном праве должность рассматривалась как «постоянное установление, предназначенное к непрерывному осуществлению определённых целей государства» [3, с. 176]. В первом в России учебнике по государственному праву, подготовленном профессором И.Е. Андреевским, под должностью понималась «определённая совокупность точных обязанностей, соединённых с определённой в законе ответственностью» [1, с. 468]. При этом Андреевский совершенно справедливо отделял понятие службы от понятия должности и отмечал, что «не всякое служащее лицо есть должностное, но всякое должностное лицо есть служащее» [1, с. 468].
В советский период, когда понятие государственной службы приобрело расширительное толкование и отождествлялось со всей совокупностью управленческой деятельности граждан в государственных организациях
(органах, учреждениях, предприятиях и т. п.), под государственной должностью понимался «установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющий место и роль служащего в государственном или общественном органе, предприятии или учреждении» [8, с. 199].
В.С. Манохин, который одним из первых исследовавал советскую государственную службу, рассматривал государственно-служебную должность как «часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленной и закреплённой в официальных документах (штаты, схемы, должностные оклады и др.), соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях её практического осуществления» [7, с. 72]. В более поздний период в советском административном праве получило распространение понимание государственной службы в узком значении (службы непосредственно в органах государственного управления), в рамках которого должность рассматривалась уже как служебное место, которое «определяет круг служебных обязанностей, прав и границы ответственности служащего, требования к его профессионально-служебной подготовке» [9, с. 125].
Такое понимание юридической природы должности сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Под государственной должностью в широком значении следует понимать любую должность в государственном аппарате, связанную с реализацией основных полномочий государственного органа. Государственная должность выступает первичным организационным эле-
ментом государственного органа и в отличие от должностей, создаваемых в негосударственных организациях, обладает рядом специфических признаков.
Общим характерным для государственной должности признаком является значительный объём компетенций, предполагающий полномочия по формированию и реализации государственной воли в различных сферах государственного управления. Осуществление государственно-властных полномочий от имени государства является, с одной стороны, признаком государственной власти, а с другой -сущностной характеристикой государственной должности. Соответственно, за лицами, замещающими государственные должности, закрепляются функции носителей государственной власти, в отношении них действуют специальные требования, имеющие довольно заметные отличия от требований, применяемых в системе государственной службы.
В целом государственные должности обладают рядом сущностных черт и характеристик, выделяющих их из общего массива должностей государственной службы, а также должностей в предприятиях, организациях, учреждениях:
- особый законодательный порядок учреждения государственных должностей;
- закрепление государственно-властных полномочий, в том числе прав и обязанностей непосредственного формирования и реализации государственной воли;
- установление дополнительных требований и ограничений к лицам, замещающим государственные должности;
- наличие специальных административных процедур назначения на государственные должности и освобождения от государственных должностей;
- повышенная персональная ответственность за недобросовестное исполнение обязанностей по государственной должности.
Современное нормативное понимание государственной должности оформилось сравнительно недавно и тесным образом связано с изменениями, обусловленными общими новеллами в теории и в законодательстве о государственной службе. Впервые термин "государственная должность" был использован и получил широкое распространение в 1995 г. в связи с принятием федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) [17]. В соответствии со ст. 1 названного закона под государственной должностью понималась должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Все должности государственной службы относились к категории государственных и делились на три группы. При этом к первой группе должностей категории "А" (политические или политико-судебные) относились именно
государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т. е. должности, предназначенные для непосредственного исполнения государственных полномочий. Должности категорий "Б" и "В", также относимые в тот период к государственным, предназначались для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", и для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов соответственно.
Схема классификации государственных должностей, предусмотренная федеральным законом «Об основах государственной службы...» [17], позволяла обеспечить соблюдение основополагающего принципа государственной службы - единства её организационных и правовых основ, который, собственно, и предполагает единый подход к организации государственной службы, в том числе единство требований к государственным служащим, запретов, ограничений и т. д.
Вместе с тем в связи с принятием федерального закона от 23 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» [15] должности категории "А" были исключены из перечня должностей государственной службы и фактически изъяты из системы государственной службы Российской Федерации.
Следует подчеркнуть, что сущность государственных должностей данного вида (категории "А") состоит прежде всего в наделении их государственными полномочиями Российской Федерации либо субъектов Российской
Федерации, определёнными ст. 71-73 Конституции Российской Федерации [6], а точнее - полномочиями носителя государственной власти и осуществления её от имени государства. Данные должности обладают некоторыми признаками, присущими должностям государственной службы, в том числе формальной определённостью, объёмом компетенции, организационной обособленностью, т. е. общими признаками, присущими должностям любой организации как первичным организационно-штатным единицам внутренней структуры. Однако гораздо сложнее дело обстоит с определением видов и, соответственно, классификацией государственных должностей, порядком их учреждения, замещения, установлением требований и ограничений при осуществлении деятельности лицами, замещающими государственные должности.
В настоящее время перечни государственных должностей утверждены указами Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 (с изменениями и дополнениями) «О государственных должностях Российской Федерации» [10] и от 4 декабря 2009 г. № 1381 (с изменениями и дополнениями) «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» [11], а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом содержание правовых статусов государственных должностей дифференцируется по различным основаниям и устанавливается самостоятельными законодательными актами.
Особенно сильна дифференциация в требованиях к лицам, замещающим государственные должности, в зависимости от принадлежности к опреде-
лённой ветви государственной власти и её уровню. Например, первоначальные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должности федерального судьи, наряду с общими (гражданство, состояние здоровья) предусматривают дополнительные - к возрасту, уровню профессионального образования, стажу работы, отсутствию судимости и ряду других. Отличительной особенностью назначения гражданина на должность федерального судьи является и необходимость сдачи соответствующего квалификационного экзамена [6], что позволяет оценить реальный уровень профессиональной подготовки лица, претендующего на государственную должность.
Требования к замещению государственных должностей в системе органов исполнительной и законодательной власти имеют более вариативный характер. Например, государственная должность чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации предполагает наличие определённых требований к образованию и состоянию здоровья гражданина, а также к его профессиональным и личным качествам [16]. При этом закон не раскрывает содержания понятия "профессиональные и личные качества", наличие которых является основанием для осуществления полномочий по должности.
Требования к лицам, претендующим на замещение государственных должностей членов Правительства Российской Федерации в соответствии со ст. 9-10 федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» [18], связаны с отношением к
гражданству Российской Федерации, а также с установлением ограничений и запретов в основном имущественного характера. Аналогичные требования и ограничения применяются в отношении государственных должностей в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во всех случаях в системе органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов требования к личностным и профессиональным качествам кандидатов на замещение государственных должностей нормативно не закреплены.
Довольно абстрактная дефиниция использована и при определении требований, предъявляемых к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В частности, в ст. 2 федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [13] в качестве одного из требований к кандидату для наделения полномочиями члена Совета Федерации установлено наличие "безупречной репутации", что, однако, также не раскрывается в законе. В свою очередь, первоначальные требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы, установленные в ст. 4 федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [12], предусматривают ограничения по отношению к гражданству, осуждению к уголовному наказанию за тяжкие и особо тяжкие преступления, неснятой или непогашенной судимости за эти преступления.
Таким образом, в современном законодательстве единые требования к кандидатам на замещения государственных должностей отсутствуют. Общие ограничения, распространяющиеся как на лиц, замещающих государственные должности, так и на лиц, замещающих должности государственной службы, закреплены федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» [14], носят в основном имущественный характер и не предусматривают требований к личностным и профессиональным качествам кандидата на должность.
Вместе с тем первая редакция закона «Об основах государственной службы.» [17] распространяла общие требования, ограничения и запреты, применяемые к государственным служащим, и на лиц, замещающих должности категории "А" (государственные должности), поскольку они формально входили в систему государственной службы. Эти первичные требования сводились к наличию гражданства, состоянию здоровья, уровню профессионального образования и владению государственным языком. В числе основных ограничений, препятствующих принятию гражданина на государственную службу, указывались: недееспособность (ограниченная дееспособность), лишение права занимать государственные должности, наличие определённого медицинского заболевания, отказ от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, близкое родство с другими государственными служащими, наличие иностранного гражданства. Большинство из них сохранились в той или иной ре-
дакции в действующем законодательстве о государственной гражданской, военной службе и государственной службе иных видов.
Особый интерес представляют и нормы закона «Об основах государственной службы...» [17] о конкурсном замещении государственных должностей государственной службы, что, по мысли законодателя, также должно было обеспечивать реализацию принципа равного доступа граждан на государственную службу. Конкурсное замещение должностей в нашей стране в постсоветский период было впервые введено именно названным законом в 1995 г. и предполагало прохождение определённого испытания на соответствие государственной должности государственной службы. Устанавливалось, что конкурсная комиссия оценивала участников на основании конкурса документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы. Конкурс завершался государственным квалификационным экзаменом, что явилось значимой вехой в развитии системы профессиональной государственной службы в нашей стране.
Как отмечается в специальных исследованиях, в советский период конкурсному замещению подлежали только консультативные и ряд исполнительных должностей, а управленческих должностей это не касалось. При этом «конкурс на замещение должностей на государственной службе прак-
тически не применялся» [4, с. 57-60]. Однако отказ от господствовавшей в советский период номенклатурной системы комплектования кадрового состава государственных органов позволил внедрить в практику государственного управления нового времени систему конкурсного замещения должностей государственной службы, что наряду с установлением испытательного срока и принятием присяги было известно и широкого применялось в нашей стране в дореволюционный период [19, с. 633-635].
Прохождение конкурсных процедур, необходимых для определения уровня профессиональной подготовки кандидата на государственную должность, на наш взгляд, должно сопровождаться установлением испытательного срока для лиц, впервые назначаемых на государственную должность и не имеющих необходимого стажа службы на должностях государственной или муниципальной службы и принятием присяги. При этом принципы профессионализма, компетенции и персональной ответственности должны быть положены в основу правового регулирования процедур замещения государственных должностей на всех уровнях государственной власти.
Таким образом, отсутствие единых требований к кандидатам на государственные должности затрагивает сущностные основы формирования демократической системы государственного управления в современной России и препятствует реализации базовых конституционно-правовых ценностей, предусмотренных ст. 32 Конституции РФ [5]. В этой связи решение государственной задачи совершенствования системы государственных
^ббу
должностей возможно посредством принятия федерального конституционного закона Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации». Принятие названного закона позволит комплексно решить давно назревшую проблему установления единых требований к лицам, замещающим государственные должности, определить их общий административно-правовой статус. В свою очередь, особенности административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности, могут определяться законодательными актами Российской Федерации и её субъектов в отдельных отраслях государственного управления в зависимости от принадлежности к определённой ветви государственной власти и её уровня, а также специфики выполняемых должностных функций. Законодательство должно определить первоначальные
требования к уровню профессионализма и личностным качествам кандидатов на замещение государственных должностей. В тех случаях, когда государственная должность не является выборной, в обязательном порядке должен быть предусмотрен конкурсный отбор при её замещении.
Возложенные на государственные органы задачи и реализуемые ими функции в различных сферах государственного управления оказывают прямое влияние на структуру и содержание административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности. Это должно выражаться в установлении дополнительных требований при замещении государственной должности, предоставлении дополнительных прав и возложении дополнительных обязанностей на них, установлении дополнительных запретов и ограничений, связанных с выполнением государственно-властных полномочий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреевский И.Е. Русское государственное право. Т. 1. Введение, Часть 1. О правительстве. СПб.: М.О. Вольф, 1866. 508 с.
2. Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданейше поступать имеют // Реформы Петра I: сборник документов / сост. В.И. Лебедев. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. С. 108-135.
3. Градовский А.Д. Начала русского государственного права: в 3 т. Т. 2. СПб., 1876. 504 с.
4. Ефремова Е.П. Конкурсный порядок замещения вакантных должностей в период СССР // История государства и права. 2013. № 23. С. 57-60.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398..
6. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) «О статусе судей в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/1992/07/29/status-sudey-dok.html (дата обращения: 28.02.2018).
7. Манохин В.М. Советская государственная служба. М.: Юридическая литература, 1966. 194 с.
8. Петров Г.И. Советское административное право. Часть общая. Л.: Ленинградский государственный университет, 1960. 344 с.
9. Советское административное право: учеб. М.: Юридическая литература, 1985. 544 с.
10. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (с изм. и доп.) «О государственных должностях Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 173.
11. Указ Президента РФ от 04.12.2009 № 1381 (с изм. и доп.) «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 49 (ч. II). Ст. 5921.
12. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
13. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6952.
14. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
15. Федеральный закон от 23.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
16. Федеральный закон от 23.06.2016 № 186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представите (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3855.
17. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
18. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
19. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. для студ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 674 с.
20. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. 3-е изд., стереотип. Т. 1. М.: Русский язык, 1999. 560 с.
REFERENCES
1. Andreevsky I.E. Russkoe gosudarstvennoe pravo. T. 1. Vvedenie i Chast' 1. O pravitelstve.
[Russian Public Law. Vol. 1 Introduction and part 1. On the Government. ]. St. Petersburg, M.O. Wolf Publ., 1866. 508 p.
2. [General Regulations, or a Charter, for All State Committees and their Public Servants]. In:
Lebedev V.I., comp. Reformy Petra I: sbornik dokumentov [Peter the Great's Reforms. The Collection of Documents]. Moscow, The State Socio-Economic Publishing House Publ., 1937, pp. 108-135.
3. Gradovsky A.D. Nachala russkogogosudarstvennogo prava. T. 2 [The Beginning of the Russian
State Law. Vol. 2]. St. Petersburg, 1876. 504 p.
4. Yefremova E.P. [Competitive Procedures for Filling Vacancies in the Soviet Period]. In: Istoriyagosudarstva iprava [History of State and Law], 2013, no. 23, pp. 57-60.
5.[The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation
from 30.12.2008 No. 6-FKZ, from 30.12.2008 No. 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL)]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 04.08.2014, no. 31, article 4398.
6. [The law of the Russian Federation from 26.06.1992 № 3132-1 (ed. 05.12.2017, rev. from
19.02.2018) "On the status ofjudges in the Russian Federation"]. In: Rossiiskayagazeta [Russian newspaper]. Available at: https://rg.ru/1992/07/29/status-sudey-dok.html (accessed: 28.02.2018).
7. Manokhin V.M. Sovetskaya gosudarstvennaya sluzhba [Soviet State Service]. Moscow, Legal
Literature Publ., 1966. 194 p.
8. Petrov G.I. Sovetskoe administrativnoe pravo. Chast' obshchaya [Soviet Administrative Law.
General Part]. Leningrad, LGU Publ., 1960. 344 p.
9. Sovetskoe administrativnoe pravo [Soviet Administrative Law]. Moscow, Legal Literature Publ., 1985. 544 p.
10. [The Decree of the President of the Russian Federation dated 11.01.1995 No. 32 (with changes and additions) "On the State Offices of the Russian Federation"]. In: Sobranie Zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 1995, no. 3, art. 173.
11. [The Decree of the President of the Russian Federation dated 04.12.2009 no. 1381 (with changes and additions) "On Standard Public Offices of the Subjects of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2009, no. 49 (p. II), art. 5921.
12. [Federal law dated 22.02.2014 no. 20-FZ (ed. on 18.06.2017) "On the Elections of the Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 8, art. 740.
13. [Federal Law dated 03.12.2012 no. 229-FZ (ed. on 01.07.2017) "On the Procedure of Forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2012, no. 50 (p. 4), art. 6952.
14. [Federal Law dated 25.12.2008 no. 273-FZ (as amended on 03.04.2017) "On Countering Corruption"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2008, no. 52 (p. 1), art. 6228.
15. [Federal Law dated 23.05.2003 no. 58-FZ (as amended on 23.05.2016) "On the System of State Service of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2003, no. 22, art. 2063.
16. [Federal Law dated 23.06.2016 no. 186-FZ "On the Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of the Russian Federation to a Foreign State and Permanent Representative or Permanent Observer of the Russian Federation to the International Organizations (to a Foreign State)"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 2016, no. 26 (p. I), art. 3855.
17. [Federal Law dated 31.07.1995 no. 119-FZ (with changes and additions) "On the Bases of Public Service of the Russian Federation" (repealed)]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 1995, no. 31. Art. 2990.
18. [Federal Constitutional Law dated 17.12.1997 no. 2-FKZ (ed. on 28.12.2016) "The Government of the Russian Federation"]. In: Sobranie zakonodatel'stva RF [Legislation of the Russian Federation], 1997, no. 51, art. 5712.
19. Cherepanov V.V. Osnovy gosudarstvennoi sluzhby i kadrovoi politiki [The Foundations of Public Administration and Personnel Policy]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012. 674 p.
20. Chernykh P.Ya. Istoriko-etimologicheskii slovar'sovremennogo russkogo yazyka. T. 1 [Historical-Etymological Dictionary of the Modern Russian Language. Vol. 1]. Moscow, The Russian Language Publ., 1999. 560 p.
V69y
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Нагорных Роман Вадимович - доктор юридических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры административно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Roman V. Nagornykh - Doctor of Law, associate professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, professor at the Department of Administrative and Legal Disciplines, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Нагорных Р.В. Государственные должности Российской Федерации и её субъектов: административно-правовая регламентация общих и специальных требований // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 1. С. 60-70. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-60-70
FOR CITATION
Nagornykh R.V. Public Offices of the Russian Federation and Its Subjects: Administrative and Legal Regulation of General and Special Requirements. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 1, рр. 60-70. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-1-60-70