Научная статья на тему 'Перспективы углеродного кредитования и финансирования БРИКС в современных условиях'

Перспективы углеродного кредитования и финансирования БРИКС в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / углеродное финансирование / кредитование / развитие экономики / углеродные банки / BRICS / carbon finance / lending / sustainable development / carbon banks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярыгина Ирина Зотовна

В современных условиях мировой экономики углеродное финансирование является растущей отраслью, в рамках которой широко применяются различные механизмы кредитования инвестиционных проектов. Однако в ряде случаев имеют место проблемы, связанные с администрированием бизнес-процессов, обеспечивающих измеримое сокращение выбросов, что требует тщательного отбора и мониторинга многосторонних проектов. Практика показала, что межгосударственная поддержка механизмов углеродного финансирования и кредитования способствует реализации программ защиты окружающей среды и изменения климата. Углеродное финансирование — инновационный механизм, разработанный для смягчения последствий изменения климата, который основан на предоставлении финансовых стимулов в целях сокращения выбросов парниковых газов за счет продажи углеродных кредитов и использования различных методов управления рисками производственных процессов. Участие субъектов хозяйствования БРИКС в операциях на рынке углеродных компенсаций является одним из направлений деятельности субъектов хозяйствования, содействующей расширению сотрудничества стран — партнеров и формированию ресурсной базы развития БРИКС. В настоящей работе рассматриваются основные проблемы, перспективы и механизмы углеродного финансирования и кредитования, применение которых способствует сокращению выбросов парниковых газов и содействует устойчивому развитию экономик развивающихся стран. Предложения, направленные на использование в рамках БРИКС наиболее распространенных методов работы компаний по управлению экологическими процессами, способствуют решению важных вопросов расширения финансирования проектов и программ развития БРИКС в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of BRICS carbon financing in modern environment

In contemporary environment of the global economy, carbon finance is a growing industry, within which various mechanisms for lending and financing investment projects are widely used. However, in some cases, there are problems associated with the administration of business processes that ensure measurable emission reductions, which requires careful selection and monitoring of projects. Intergovernmental support for carbon finance and credit mechanisms contributes to the implementation of environmental protection and climate change programs. Carbon finance is an innovative mechanism developed to mitigate the effects of climate change, which is based on providing financial incentives to reduce greenhouse gas emissions through the sale of carbon credits and the use of other risk management methods for production processes. The participation of BRICS business entities in operations on the carbon compensation market is one of the activities that contribute to the expansion of cooperation between partner countries and the formation of a resource base for the development of BRICS. This paper examines the main problems, prospects and mechanisms of carbon financing and lending, the use of which contributes to reducing gas emissions and sustainable development of the economies of developing countries. Proposals aimed at using the most common working methods of companies within the BRICS, whose activities are linked to environmental process management, contribute to solving important issues of expanding financing of BRICS development projects and programs.

Текст научной работы на тему «Перспективы углеродного кредитования и финансирования БРИКС в современных условиях»

Ярыгина Ирина Зотовна

доктор экономических наук, профессор, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: jiz4@yandex.ru

Перспективы углеродного кредитования и финансирования БРИКС в современных условиях

В современных условиях мировой экономики углеродное финансирование является растущей отраслью, в рамках которой широко применяются различные механизмы кредитования инвестиционных проектов. Однако в ряде случаев имеют место проблемы, связанные с администрированием бизнес-процессов, обеспечивающих измеримое сокращение выбросов, что требует тщательного отбора и мониторинга многосторонних проектов. Практика показала, что межгосударственная поддержка механизмов углеродного финансирования и кредитования способствует реализации программ защиты окружающей среды и изменения климата. Углеродное финансирование — инновационный механизм, разработанный для смягчения последствий изменения климата, который основан на предоставлении финансовых стимулов в целях сокращения выбросов парниковых газов за счет продажи углеродных кредитов и использования различных методов управления рисками производственных процессов. Участие субъектов хозяйствования БРИКС в операциях на рынке углеродных компенсаций является одним из направлений деятельности субъектов хозяйствования, содействующей расширению сотрудничества стран — партнеров и формированию ресурсной базы развития БРИКС. В настоящей работе рассматриваются основные проблемы, перспективы и механизмы углеродного финансирования и кредитования, применение которых способствует сокращению выбросов парниковых газов и содействует устойчивому развитию экономик развивающихся стран. Предложения, направленные на использование в рамках БРИКС наиболее распространенных методов работы компаний по управлению экологическими процессами, способствуют решению важных вопросов расширения финансирования проектов и программ развития БРИКС в современных условиях.

Ключевые слова: БРИКС, углеродное финансирование, кредитование, развитие экономики, углеродные банки.

Для цитирования: Ярыгина И.З. Перспективы углеродного кредитования и финансирования БРИКС в современных условиях // Мировая экономика и мировые финансы. 2023. Т. 2. № 2. С. 5-15. DOI: 10.24412/2949-6454-2023-0080

Irina Z. Yarygina 5

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Professor of the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: jiz4@yandex.ru

Prospects of BRICS carbon financing in modern environment

In contemporary environment of the global economy, carbon finance is a growing industry, within which various mechanisms for lending and financing investment projects are widely used. However, in some cases, there are problems associated with the administration of business processes that ensure measurable emission reductions, which requires careful selection and monitoring of projects. Intergovernmental support for carbon finance and credit mechanisms contributes to the implementation of environmental protection and climate change programs. Carbon finance is an innovative mechanism developed to mitigate the effects of climate change, which is based on providing financial incentives to reduce greenhouse gas emissions through the sale of carbon credits and the use of other risk management methods for production processes. The participation of BRICS business entities in operations on the carbon compensation market is one of the activities that contribute to the expansion of cooperation between partner countries and the formation of a resource base for the development of BRICS. This paper examines the main problems, prospects and mechanisms of carbon financing and lending, the use of which contributes to reducing gas emissions and sustainable development of the economies of developing countries. Proposals aimed at using the most common working methods of companies within the BRICS, whose activities are linked to environmental process management, contribute to solving important issues of expanding financing of BRICS development projects and programs.

Keywords: BRICS, carbon finance, lending, sustainable development, carbon banks. JEL Classification: F02, F18, F34

For citation: Yarygina I.Z. Prospects of BRICS carbon financing in modern environment. World Economy and World Finance, 2023, vol. 2, no. 2, pp. 5-15. DOI: 10.24412/2949-6454-2023-0080

Введение

Углеродное финансирование (УФ) — форма финансирования инициатив, направленных на сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) или смягчение последствий изменения климата. УФ является растущей отраслью, в рамках которой широко применяются различные механизмы кредитования и финансирования инвестиционных проектов.

Быстрое расширение углеродного рынка является прямым результатом Парижского соглашения, которое объединяет 196 стран в целях преодоления негативных последствий деятельности субъектов хозяйствования на окружающую среду и изменение климата. Достижение цели сокращения выбросов ПГ, отмеченная Парижским протоколом, явилось основой формирования рынка углеродных кредитов.

Практика показала, что годовое количество углеродных кредитов лимитируется и определяется странами — участниками мирового рынками углеродного финансирования с учетом целевых показателей выбросов ПГ. В рамках государственных программ, известных как «ограничение и торговля», предоставляются углеродные кредиты в рамках установленных ограничений на выбросы углерода, получивших название «кепка». Объем выбросов ПГ постепенно уменьшается, что затрудняет соблюдение его производственными предприятиями и служит стимулом развития мирового рынка углеродного финансирования и кредитования.

Несмотря на растущую популярность углеродного финансирования и кредитования, имеют место проблемы, связанные с администрированием проектов, обеспечивающих измеримое сокращение выбросов, что требует тщательного отбора проектов и мониторинга бизнес-процессов. Государственная поддержка механизмов углеродного финансирования и кредитования способствует реализации устойчивых программ защиты окружающей среды и изменения климата. Цель углеродного финансирования и кредитования — стимулирование низко углеродных и устойчивых к изменению климата проектов и технологий, а также формирование дополнительных ресурсов развития, достигается, в том числе путем предоставления финансовых стимулов, направленных на сокращения выбросов или секвестрации углерода посредством покупки и продажи углеродных кредитов, а также предоставления других форм финансирования благоприятных для окружающей среды проектов и технологий. Инвестиции в низко углеродные решения, углеродное финансирование и кредитование направлены на поддержку перехода к более устойчивой низко углеродной экономике, а также на содействие социально-экономического развития стран — участниц энергетических программ.

Углеродное финансирование и кредитование как механизм устойчивого развития

экономик БРИКС

Углеродное финансирование — инновационный механизм, разработанный для смягчения последствий изменения климата, который основан на предоставлении финансовых стимулов в целях сокращения выбросов парниковых газов за счет продажи углеродных кредитов и использования других методов управления рисками производственных процессов. Участие субъектов хозяйствования БРИКС в операциях на рынке углеродных компенсаций является одним из способов такой деятельности. На этом рынке субъекты хозяйствования способны привлекать углеродные кредиты под сертифицированные проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов. Механизм кредитования субъектов хозяйствования стран — партнеров основан на продаже (передаче) объемов «выбросов», которые удалось избежать благодаря реализованным проектам других компаний в рамках БРИКС, стремящихся компенсировать свои выбросы ПГ. Доход, полученный от использования этих «кредитов», целесообразно направлять на финансирование дальнейших проектов стран — членов по сокращению выбросов парниковых газов.

Проведенный анализ показал, что развитые страны находились в авангарде применения механизма углеродного финансирования основано на принципе торговли выбросами углерода. Он включает в себя создание рынка углеродных кредитов, в основе которого передача (продажа) единицы (1 т.) эквивалента двуокиси углерода (С02е), которая сокращается или предотвращается в рамках реализации проекта. Такого типы «кредитов» покупаются или продаются субъектами хозяйствования в целях сокращения выбросов. Цена углеродных кредитов определяется спросом и предложением на рынке.

В развитых странах углеродное финансирование и кредитование регулируется нормативно-правовой базой, которая устанавливает цели по сокращению выбросов. Система торговли квотами на выбросы Европейского союза (Еи ETS) является крупнейшей в мире схемой торговли квотами на выбросы углерода и охватывает более 11 000 объектов в энергетическом и промышленном секторах экономики. Другие развитые страны, такие как Австралия, Новая Зеландия и Япония, также используют аналогичные схемы управления активами.

В дополнение к схемам торговли выбросами углерода используются также механизмы финансирования предотвращающие выбросы ПГ. Например, механизм чистого развития (МЧР) позволяет инвестировать в проекты по сокращению выбросов в развивающихся странах, включая БРИКС и взамен получать углеродные кредиты. Этот механизм широко используется развитыми странами для достижения целей развития и сокращения выбросов ПГ на региональном уровне.

Другим механизмом углеродного финансирования является добровольный углеродный рынок, который позволит субъектам хозяйствования БРИКС приобретать углеродные кредиты для компенсации своих выбросов. Этот механизм популярен среди компаний, которые хотят продемонстрировать свою приверженность устойчивому развитию и уменьшить углеродный след от своей деятельности.

Результатом применения механизмов углеродного финансирования в развитых странах, например, является сокращение выбросов на 8,7% с момента внедрения в практику такого механизма в 2005 г. Применение механизма чистого развития CDM (Clean Development Mechanism) позволило, например, добиться сокращении выбросов ПГ способствовало углеродному кредитованию в развивающихся странах в объеме 1,8 миллиарда долларов США [Международные подходы к углеродному ценообразованию].

Целесообразно отметить противоречивое отношение экспертов к углеродному финансированию. Некоторые утверждают, что использование такого механизма создает извращенный стимул продолжать выбросы парниковые газы, так как компании располагают возможностью просто покупать углеродные кредиты, чтобы компенсировать свои выбросы. Другие утверждают, что углеродное финансирование не было эффективным для сокращения выбросов и использовалось отдельными странами в качестве инструмента, позволяющего избежать санкционных мер.

Европейская практика показала, что углеродное финансирование является важным механизмом смягчения последствий изменений климата, способным расширить объемы финансирования деятельности компаний в различных отраслях и достичь поставленную цель — увеличение прибыли.

Механизмы углеродного финансирования в рамках БРИКС

В настоящее время мировая практика углеродного финансирования и кредитования располагает различными механизмами, применение которых способствует сокращению выбросов парниковых газов и содействует устойчивому развитию экономики. Представляется целесообразным предложить использование в рамках БРИКС наиболее распространенных методов работы компаний, деятельность которых вязана с управлением экологическими процессами.

1. Компенсация выбросов углерода

Компенсация выбросов углерода — способ уменьшения углеродного следа производственных процессов, который предполагает покупку углеродных кредитов в целях компенсации количество выбросов углерода, производимых их деятельностью. Углеродные кредиты генерируются проектами (возобновляемые источники энергии, восстановление лесов), которые сокращают или удаляют парниковые газы.

2. Ограничение и торговля

Ограничение и торговля (CETS) — рыночный инструмент сокращения выбросов парниковых газов, который устанавливает ограничение (квоты) предприятиям на количество выбросов парниковых газов. Участникам выделяются квоты на выбросы, которые используются, в том числе в целях торговли. В рамках применения такого подхода поощряется деятельность предприятий, сокращающих выбросы П. Им разрешается продавать свои неиспользованные квоты другим предприятиям.

В России концепция CETS введена в 2010 году, и с тех пор она является одним из наиболее эффективных механизмов углеродного финансирования. Система CETS работает по модели «кэп-энд-трейд», при котором правительство устанавливает лимит на максимальное количество CO2, которое может выбросить компания. Затем правительство выдает углеродные кредиты или квоты, равные одной тонне CO2, компаниям в зависимости от их размера, типа промышленности и других факторов. Если компания успешно сокращает выбросы углекислого газа, у нее образуется избыток квот, которые она может продать другим компаниям, имеющим избыток выбросов CO2. Благодаря торговле этими квотами компании, сократившие выбросы углекислого газа, получают финансовое вознаграждение, а компании, не сумевшие сократить выбросы, подвергаются штрафным санкциям. С момента введения СЭТС в России страна получила значительные g экологические выгоды. Правительство выдало лицензии на участие в СЭТС 47 компаниям, что привело к сокращению почти 40 миллионов тонн выбросов CO2 к концу 2019 года [Совет ЕС одо-

брил сокращение торговли сертификатами на выбросы С02].Сокращение выбросов С02 помогло России выполнить свои обязательства по Киотскому протоколу и способствовало диверсификации финансовых ресурсов предприятий.

В период с 2010 по 2015 год CETS в России столкнулась с рядом проблем, включая задержку с введением национального углеродного рынка, отсутствие прозрачности и ограниченный мониторинг, а также отсутствие стимулов, побуждающих компании к участию в реализации экологических проектов. В 2015 году Россия запустила национальный углеродный рынок, чтобы снизить риск задержки и уменьшить стоимость участия в мировом углеродном рынке. Введение национального углеродного рынка повысило эффективность CETS в России, обеспечив прозрачную и стандартизированную систему взаимодействий. Кроме того, региональные углеродные рынки предоставили компаниям платформу для более эффективной торговли углеродными квотами, укрепив участие России в системе CETS. Российский рынок торговли углеродными квотами начал работу в 2015 году. Ключевым институтом управления процессами углеродного финансирования и кредитования является АО Газпромбанк. Согласно отчетам, в период с 2015 по 2019 год российские предприятия приобрели около 175 миллионов углеродных квот на сумму 2,5 миллиарда рублей [В России формируется рынок углеродных единиц]. Этот механизм углеродного финансирования позволяет компаниям инвестировать в современные технологии и сокращать свои выбросы ПГ.

Участие России в многостороннем (совместном) механизме кредитования создан в России в 2013 году как средство сотрудничества стран в сокращении выбросов углерода, что способствует развитию рыночных механизмов международного рынка углеродного финансирования и кредитования. Такой рынок в рамках ЕАЭС. СНГ, БРИКС, ШОС обеспечивает продажу российскими участниками углеродных квот другим странам, которые заинтересованы в сокращении своего экологического следа от выбросов ПГ. Кроме того, участие российских предприятий в многостороннем международном рынке углеродного кредитования стимулирует экономических субъектов к реализации экологических проектов и применению технологий, сокращающих выбросы С02, что способствует укреплению имиджа России.

3. Углеродный налог

Налог на выбросы углерода — это налог на количество выбросов углерода, производимых физическими или юридическими лицами. Налог предназначен для поощрения частных лиц и предприятий к сокращению выбросов углерода за счет удорожания процесса производства. Доходы, полученные от налога, используются в целях финансирования проектов, направленных на создание возобновляемых источников энергии или других инициатив, направленных на сокращение выбросов парниковых газов.

Одним из основных инструментов, используемых правительством России для решения экологических проблем, является экологический налог. В 2010 году в России введен первый в истории налог на выбросы углекислого газа, предназначенный для стационарных объектов, выбрасывающих более 150 000 тонн углекислого газа в год. Этот налог начал действовать с взимания платы в размере 30 рублей за тонну выброшенного углекислого газа. Согласно отчетам, к 2020 году почти 176 000 стационарных объектов в России заплатили углеродный налог на сумму более 17 миллиардов рублей. Этот механизм углеродного финансирования эффективно смягчает экологические последствия выбросов углекислого газа и стимулирует предприятия инвестировать в практику экологически чистого производства.

В течение последнего десятилетия российское правительство проводило политику введения различных экологических налогов для решения проблем загрязнения, изменения климата и других экологических проблем в стране. К числу наиболее значимых мер экологической налоговой политики относятся:

Налог на выбросы углекислого газа: Введенный в 2019 году [«Зеленое финансирование» в России...], который направлен на сокращение выбросов парниковых газов в стране. Этот налог, который взимается с крупных промышленных предприятий-эмитентов ПГ и является одной из ключевых стратегий, используемых правительством для достижения целей в области изменения климата в рамках Парижского соглашения.

Налог на загрязнение водных ресурсов введен в России в 2016 году в целях снижения уровня загрязняющих веществ в водоемах страны. Налог взимается с организаций, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в водные объекты сверх установленных лимитов.

Налог на выбросы транспортных средств введен в 2012 году в целях снижения уровня загрязнения воздуха в стране. Налог взимается с транспортных средств в зависимости от уровня выбросов. 9

Налог на утилизацию отходов введен в 2015 году ввело налог и взимается с организаций, которые размещают отходы на полигонах или мусоросжигательных заводах.

В целом, реализация политики экологических налогов в России основана на мировом опыте и является последовательной. В течение последнего десятилетия достигнуто улучшение экологической ситуации в стране. Однако все еще существуют пробелы, которые необходимо устранить. Так. Например, несмотря на введение налога на загрязнение воды, Россия по-прежнему сталкивается со значительными проблемами в управлении своими водными ресурсами. В 2019 году в стране произошел один из самых серьезных разливов нефти в новейшей истории, когда трубопровод, принадлежащий дочернему предприятию государственной нефтяной компании «Роснефть», дал утечку в Северный Ледовитый океан. Этот инцидент подчеркнул необходимость усиления экологического регулирования и право применения в стране.

Кроме того, есть дополнительная возможность для улучшения ситуации с введением налога на утилизацию отходов, так как Россия по-прежнему сталкивается со значительными проблемами в области управления отходами. Согласно отчету Всемирного банка за 2021 год [The World Bank Annual Report 2021...], только около 20 процентов российских отходов перерабатывается, а большая их часть оказывается на свалках или в мусоросжигательных печах.

Несмотря на усилия российского правительства по решению экологических проблем с помощью системы экологических налогов, предстоит еще много работы для обеспечения эффективной реализации экологической политики. Правительству целесообразно работать над устранением пробелов в действующей политике и нормативных актах и с учетом мировой практики разрабатывать новые и инновационные стратегии, направленные на решение экологических проблем.

4. Зеленые облигации

Зеленые облигации — ценные бумаги с фиксированным доходом, которые используются для финансирования экологически устойчивых проектов. Такие проекты включают формирование возобновляемых источников энергии, обеспечение энергоэффективности или другие инициативы, направленные на сокращение выбросов парниковых газов. Зеленые облигации становятся все более популярными поскольку инвесторы стремятся участвовать в финансировании проектов, оказывающих положительное влияние на окружающую среду. «Зеленые» ценные бумаги с фиксированным доходом, предназначенные для финансирования проектов, оказывающих положительное воздействие на окружающую среду. С момента выпуска первой «зеленой» облигации в 2007 году рынок быстро рос, и в 2019 году общий объем выпуска превысил 200 миллиардов долларов США [Зеленые финансы: повестка дня для России].

Одним из примеров применения этого финансового инструмента является выпуск «зеленых» облигаций французской коммунальной компанией Engie в 2019 году для финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии. Подписка на облигации была превышена более чем в три раза и привлекла широкий круг инвесторов, включая пенсионные фонды, страховые компании и управляющих активами.

5. Климатические фонды

Климатические фонды — финансовые инструменты, обеспечивающие благоприятные условия финансирования проектам, направленным на сокращение выбросов парниковых газов и содействие устойчивому развитию. Такие фонды формируются правительствами, международными организациями или частными компаниями и используются для финансирования широкого круга проектов, включая инициативы в сфере возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и адаптации к изменению климата. В рамках финансирования проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и содействия устойчивому развитию создаются стимулы для сокращения субъектами хозяйствования выбросов углерода и содействие устойчивому развитию.

Примером использования такого механизма может служить Механизм чистого развития (МЧР), который широко используется в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИКООН) для стимулирования инвестиций частного сектора в низко углеродные проекты в развивающихся странах. С момента формирования в 2005 году МЧР утвердил более 8000 проектов, что привело к сокращению выбросов CO2 более чем на 1,5 миллиарда тонн. Одним из ярких примеров является проект «Биогаз в энергию» в Непале, который поддержан МЧР и другими международными источниками финансирования. Проект предусматривал установку более 200 000 биогазовых установок в сельских домохозяйствах, что позволило преобразовывать отходы животноводства в чистую энергию для приготовления пищи и освещения. Проект не только сократил выбросы парниковых газов, но и улучшил здоровье и уровень жизни сельских домохозяйств. В 2008 году создан Климатический инвестиционный 10 фонд (CIF) [Clean Technologies] — финансирования низко углеродных и устойчивых к измене-

нию климата проектов в развивающихся странах. CIF поддержал более 300 проектов в 70 странах и привлек более 8 миллиардов долларов США в виде со финансирования. Одной из историй успеха применения ресурсов этого фонда является программа Scaling Solar в Замбии, Программа включила разработку двух солнечных электростанций, которые увеличили солнечную мощность Замбии на 50%. Проект привлек значительные инвестиции частного сектора и способствовал снижению зависимости Замбии от ископаемого топлива. Взамен страна получила инвестиции и финансирование в экологически чистые технологии, а также доходы от продажи своих углеродных кредитов.

В свою очередь, Зеленый климатический фонд (ЗКФ) — глобальный фонд, созданный в рамках программы ООН для поддержки развивающихся стран в их усилиях по борьбе с изменением климата, реализовал более 150 проектов на сумму 10 миллиардов долларов США. Одним из примечательных примеров углеродного финансирования является проект «Агролесоводство и устойчивое землепользование» в Перу, который поддержан ЗКФ и другими источниками финансирования. Проект предусматривает внедрение методов устойчивого землепользования и восстановление деградировавших земель, что способствовало сокращению выбросов парниковых газов и содействию сохранению биоразнообразия.

Углеродное финансирование и кредитование в настоящее время являются мощными инструментами мобилизации инвестиций частного сектора в низко углеродные и устойчивые к изменению климата проекты, а также способствуют достижению целей устойчивого развития экономики.

6. Экологические сертификаты

Экологическая сертификация — процесс, с помощью которого компании или организации демонстрируют свою приверженность экологической устойчивости посредством строгих процедур аудита и сертификации. В процессе сертификации обычно участвует сторонний орган по сертификации, который оценивает экологические показатели организации по ряду заранее установленных критериев. В свою очередь экологические сертификаты представляют собой систему торговли контролируемыми выбросами, в рамках которой правительство устанавливает целевой показатель сокращения выбросов. Предприятие должно соответствовать предъявляемым требованиям до получения сертификата. Такие сертификаты продаются на рынке, и компании, не выполнившие план по сокращению выбросов, приобретают дополнительные сертификаты, чтобы компенсировать избыточные выбросы.

В России система экологической сертификации существует уже более десяти лет. Эта система направлена на повышение экологической устойчивости путем поощрения компаний к внедрению экологически безопасной практики и снижению их углеродного следа.

За последнее десятилетие система экологической сертификации претерпела значительные изменения. Некоторые из заметных изменений включают:

Расширение схем сертификации. В настоящее время существует несколько схем сертификации в зависимости от характера деятельности компании и отрасли;

Введение налоговых льгот. В 2019 году российское правительство ввело налоговые льготы для компаний, прошедших экологическую сертификацию. Налоговые льготы направлены на стимулирование большего числа компаний к получению экологической сертификации и внедрению экологически безопасных практик;

Упорядочение процесса сертификации. В последние годы российское правительство предприняло усилия по упорядочению процесса экологической сертификации, что облегчает и ускоряет процесс получения сертификата компаниями. Упорядочение процесса сертификации позволило сократить бюрократические проволочки, сделав его более доступным для малых и средних предприятий. Сертификаты на возобновляемые источники энергии (REC) — тип углеродного финансирования продаются на энергетических рынках и используются в целях развития проектов в сфере возобновляемых источников энергии. В России РЭК пока не получили широкого распространения. Тем не менее, страна в отдельных регионах обладает огромным потенциалом возобновляемых источников энергии, включая энергию ветра, солнца и гидроэлектроэнергии. В этой связи целесообразно внедрять REC по мере развития проектов в области возобновляемых источников энергии и создать условия для расширения рынка углеродного финансирования и кредитования.

В целом, система экологической сертификации в России оказалась эффективной в плане стимулирования компаний к внедрению экологически безопасной практики и сокращению углеродного следа. С момента введения системы экологической сертификации наблюдается значительный рост числа компаний, отвечающих предъявляемым требованиям. По данным Роспри- ц

роднадзора, количество организаций, получивших экологическую сертификацию, увеличилось с 10 в 2009 году до 735 в 2020 году.

Кроме того, введение налоговых льгот в 2019 году способствовало значительному увеличению числа организаций, желающих получить экологическую сертификацию. Согласно отчету «Газпромнефть» [Международный банковский бизнес, 2022], налоговые льготы обеспечили значительный финансовый стимул и сделали получение экологической сертификации более привлекательным.

Одной проблем экологической сертификации в настоящее время является недостаточная осведомленность о деятельности малых и средних предприятий, что затрудняет их доступ к процессу сертификации. Эта проблема усугубляется тем, что многим малым и средним предприятиям не хватает финансовых ресурсов для инвестирования в экологически чистые методы. В целом система экологической сертификации эффективно содействует экологической устойчивости и побуждает компании внедрять экологически чистые методы, сокращая углеродный след. Однако предстоит работа по повышению доступности системы экологической сертификации малым и средним предприятиям. Важно приложить больше усилий для повышения осведомленности о системе сертификации и предоставить компаниям больше финансовых стимулов для внедрения экологически безопасной деятельности субъектов хозяйствования.

7. Краудфандинг

В дополнение традиционным механизмам углеродного финансирования и кредитования используются также «краудфандинговые» платформы, обеспечивающие возможность привлечения широкого круга инвесторов в проекты возобновляемых источников энергии. Распространение получили также механизмы «однорангового/прямого кредитования» за счет личных средств инвесторов.

Краудфандинг предполагает следующие виды деятельности: краудлендинг (коллективные займы для финансирования проекта) и краудинвестинг (коллективное инвестирование компании через покупку ее ценных бумаг).

Наиболее крупными международными проектами в сфере краудлендинга являются иностранные площадки Kickstarter, IndieGoGo и RocketHub (искусство, технологии, масс медиа, энергетика, защита окружающей среды). Так, например, проект Glowforge (выпуск лазерного 3D принтера) в 2015 году собрал 27,9 миллиона долларов США за один месяц. Проект Flow Hive (извлечение меда пчёл из ульев) на Indiegogo собрал более 13 миллионов долларов США. На 31 декабря 2022 г. в проектах платформы Indiegogo участвовали предприниматели из 200 стран мира. Собрано более $1 миллиарда долларов США. В свою очередь, 139 тысяч проектов на Kickstarter в 2022 г. собрали необходимые средства для реализации. Всего на базе использования механизма краудфандинга на указанной платформе собрано более $3,1 миллиарда долларов США. Особый интерес в настоящее время приобретают проекты открытого международного инвестирования, ключевым механизмом которого является краудинвестинг.

Представленные данные свидетельствуют о наличии краудинвестинговых платформ БРИКС+, что создает благоприятные условия расширения источников финансирования деятельности субъектов хозяйствования стран — партнеров.

В свою очередь, краудфандинг — финансирование коммерческого или социального проекта на определенных условиях, предполагающих, в том числе, долю в бизнесе. Важно отметить, что новая популярная международная краудфандинг — площадка diegogo.com участвует в финансировании проекта, представляющего практический интерес (4-9%)

В России механизм краудфандинга используется с 2000 г., однако законодательное регулирование данная сфера получила в 2020 г. В 2019 году в России принят закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ), который регулирует общие вопросы привлечения ресурсов на базе использования крауд-фандинговых платформ. При этом понятие «краудфандинг» в законодательстве не используется, а специального закона о краудфандинге нет. Принимая во внимание мировой опыт эффективного использования краудфандинга, представляется целесообразным определить его понятие и механизмы в целях правового обеспечения деятельности российских субъектов экономических отношений всех форм собственности.

Влияние рынка углеродного финансирования и кредитования на развитие новых инструментов управления экологическими рисками БРИКС

Современная мировая практика подтвердила тенденцию развития рынка углеродных про-12 изводных финансовых инструментов. В настоящее время существуют климатические биржи, ко-

торые осуществляют спотовые сделки на «зеленые» облигации на основе спроса и предложений. Рынок деривативов формируется на основе спотовых цен рынка. В настоящее время существует пять наиболее развитых рынков углеродного финансирования:

• Европейская климатическая биржа;

• NASDAQ OMX Commodities Europe;

• PowerNext;

• Товарная биржа, Братислава.

Представляется целесообразным создать торговую площадку климатической биржи БРИКС с домицилированием на торговых площадках стран — членов. В целом, формирование отдельной полноценной биржевой площадки БРИКС будет способствовать развитию финансового рынка стран — членов и стран — партнеров межгосударственного объединения.

В настоящее время на мировом углеродном рынке доступны две отдельные торговые площадки для продажи углеродных кредитов: регулируемый рынок, регулируемый региональными и государственными правилами «ограничения и торговли» и добровольный рынок, на котором компании и частные лица приобретают сертификаты компенсации выбросов углерода самостоятельно.

В 2021 г. глобальный углеродный индекс HIS — Markit (Information Handling Services) показал доходность 108%, что подтверждает интерес инвесторов к этому сектору экономики. Годовая доходность фьючерсных контрактов на выбросы углерода Европейского Союза (EUA) составила 138%, 73% — для Калифорнии и 68% — для RGGI (Региональная инициатива по выбросам парниковых газов), США, что способствовало получению прибыли в размере 108% по сравнению с 2020 г, при этом внутренняя цена на углерод выросла с 24,78 до 51,451 доллара США [Международный банковский бизнес, 2022].

Укреплению рынка углеродного финансирования и кредитования в ближайшей перспективе способствует запуск британского углеродного рынка. Проведенный анализ показал, что финансовый рынок Соединенного Королевства после Brexit дебютировал со своими собственными фьючерсами и был добавлен в индекс IHS. Региональная инициатива по выбросам парниковых газов (RGGI) достигла своего наивысшего уровня за всю историю в 2022 г., когда первая в Соединенных Штатах обязательная схема ограничения и торговли квотами для регулирования выбросов углекислого газа в электроэнергетическом секторе достигла нового максимума. Клиринговая цена составила 13,00 долл. США за тонну, что более чем на 40% выше цены 9,30 долл. США за тонну на сентябрьском аукционе в 2021 г. [Международный банковский бизнес, 2022].

Одним из ключевых рынков углеродного финансирования является Китай. Ослабление региональных ограничений выбросов углерода, включая Корею, способствует развитию китайского рынка торговли выбросами углерода, который, как ожидается, станет крупнейшим в мире и расширит программу углеродного финансирования за счет новых игроков — финансовых учреждений и эмитентов в таких отраслях, как как производство цветного металла и строительных материалов. Важно отметить, что в конце сентября 2022 г. открылись торги углеродными единицами на Московской бирже. Продавцом и покупателем выступили отечественные компании. Прогнозируется, что размер мирового рынка углеродного финансирования и кредитования в 2030 году достигнет 50 миллиардов долларов США. Российской Федерации целесообразно расширить деятельность в сфере углеродного финансирования и кредитования в национальных валютах, в том числе на базе укрепления отношений с торговыми площадками дружественных стран.

Перспективы деятельности углеродных банков БРИКС

Важную роль в развитии рынка углеродного кредитования и финансирования и управления рисками реализации энергетических программ в современных условиях способны играть банки с участием БРИКС. Так, например, Всемирный банк (ВБ) поддержал проекты по углеродному финансированию в 75 странах и обеспечил 2 миллиарда долларов США в рамках льготного кредитования с учетом сокращения выбросов ПГ с момента создания первого углеродного фонда (1999 г.).

Поддержка банками, прежде всего, банками развития БРИКС инициатив по климатическому финансированию и кредитованию способно обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов, направляемых на поддержку проектов и программ развития. В свою очередь, такая деятельность банков стимулирует создание новых финансовых инструментов и методов обеспечения устойчивого развития БРИКС, а также совершенствования нормативной базы, способной снизить стоимость продуктов и услуг финансовых институтов для потребителей и устранить барьеры реализации совместных инновационных проектов. Банки — посредники выступа- 13

ют в качестве катализатора доступа частного сектора к ресурсам финансирования, направленным на расширение масштабов действий по борьбе с изменением климата.

Расширение финансирования программ в национальных валютах БРИКС, ЕАЭС, СНГ и других межгосударственных объединений программ по охране окружающей среды и изменению климата, реализация на базе банков развития программ по адаптации к изменению климата (PPRC) и Зеленым климатическим фондом способствует решению важных задач управления рисками устойчивого развития и повышения уровня жизни населения развивающихся стран. Использованию мирового опыта углеродного финансирования способствует создание в странах - партнерах сети специализированных банков, деятельность которых направлена на решение ключевых стратегических задач. Банки такого типа, обладая функциями агентов правительства, способны обеспечить функции финансовых посредников на мировых рынках углеродного финансирования и кредитования, а также способствовать решению задач финансового контроля в ключевых секторах экономики. Деятельность «углеродных» банков, направленная на поддержание доверия к финансовой системе страны и обеспечение соответствия принципам финансирования за счет управления бизнес - процессами и формирования цен на выбросы углерода, способствует обеспечению устойчивого развития субъектов хозяйствования, сдерживанию затрат и созданию благоприятных условий реализации национальной инвестиционной политики на многосторонней основе.

Управление рыночными рисками (волатильность цен, рыночные валютные и процентные ожидания, активность инвесторов) — одна из основных функций банка, который также располагает известными мировой практике методами решения задач в интересах клиентов и контрагентов.

В настоящее время углеродные банки выполняют следующие функции: прогнозирование (суждения или оценки в отношении выбросов и цен на углерод); управление квотами (распределение и отслеживание квот, проведение аукционов); мониторинг выбросов (обеспечение соблюдения и оценка действий по сокращению выбросов); сдерживание затрат (покупка, продажа квот, рассмотрение компенсационных проектов). Международная деятельность углеродных банков способствует межгосударственному сотрудничеству и снижению волатильности мировой рынка энергетических ресурсов. Так, например, правительства Австралия, Канады, США намерены использовать потенциал углеродного банка в качестве инструмента управления ценами на выбросы углерода в рамках решения, в том числе политических задач.

Практика показала, что успешное углеродное финансирование и кредитование связано с реализацией государственных программ нормирования выбросов ПГ, способствующих снижению влияния производственных процессов на изменение климата. Субъекты хозяйствования — участники таких программ обеспечивают безопасность бизнес — процессов и извлекают выгоду из использования инструментов углеродного финансирования (зеленые кредиты и облигации, льготное кредитование и благоприятный налоговый режим и пр.).

В современных условиях мировой экономики Россия является одним из крупнейших источников выбросов парниковых газов в мире и играет важную роль в решении проблемы изменения климата. Рынок углеродного финансирования и кредитования, направленного на сокращение выбросов парниковых газов и содействие устойчивому развитию, получил развитие в России. Инструменты такого рынка используется в целях содействия развитию и внедрению экологически чистых энергетических технологий и методов работы в деятельность предприятий. Российское правительство ввело ряд инициатив, направленных на поощрение роста углеродного финансирования в стране, что включает создание национального углеродного рынка, введение налогов на выбросы углерода и создание программы компенсации выбросов углерода. Национальный углеродный рынок России создан в 2013 году и находится в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Рынок предназначен для продвижения торговли квотами на выбросы и поощрения предприятий к сокращению выбросов углерода. Программа компенсации выбросов углерода в России предназначена для содействия развитию технологий и методов экологически чистой энергетики разрешает предприятиям компенсировать выбросы углерода за счет покупки углеродных кредитов. Программа управляется Российским углеродным фондом и поддерживается правительством России. Развитие рынка углеродного финансирования в России обусловлено рядом факторов, в том числе обильными природными ресурсами страны, многочисленным и растущим населением и стремлением правительства принять меры, направленные на сокращение выброса парниковых газов. Однако имеют место проблемы, препятствующие росту углеродного финансирования в России. К ним относятся недостаточная осведомленность предприятий и потребителей о преимуществах 14 углеродного финансирования и необходимости дальнейших инвестиций в технологии и методы

экологически чистой энергии. В целях сокращения выбросов, повышения энергоэффективности и продвижения возобновляемых источников энергии в России создан Фонд углеродного финансирования и кредитования (CFLF). Одной из основных проблем, стоящих перед CFLF в России, является отсутствие четкой нормативно-правовой базы для углеродного финансирования и кредитования. Кроме того, непонимание преимуществ и потенциала углеродного финансирования и кредитования в России ведет к отсутствию политических и нормативных мер, необходимых для внедрения инструментов углеродного финансирования и кредитования в национальную практику.

Российские банки и Фонд углеродного финансирования и кредитования могут сыграть важную роль в сокращении выбросов парниковых газов в России. Однако в целях реализации потенциала, важно решить проблемы, препятствующие развитию финансового рынка России и стран — партнеров, включая энергетический сегмент. Оптимизация процессов администрирования углеродного финансирования и кредитования, повышение информированности и открытости бизнес — процессов просвещения общественности, поощрению участия частного сектора, устранению нормативных и правовых барьеров способствует внедрению новых финансовых инструментов в обеспечение экономических интересов БРИКС, способствующих сокращению выбросов ПГ и содействующих формированию ресурсной базы устойчивого развития БРИКС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

В России формируется рынок углеродных единиц [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gazprombank. ru/press/7089319/ (дата обращения: 20.05.2023).

Зеленые финансы: повестка дня для России. Диагностическая записка [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// cbr.ru/Content/Document/File/51270/diagnostic_note.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

Международные подходы к углеродному ценообразованию [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www. economy.gov.ru/material/file/c13068c695b51eb60ba8cb2006dd81c1/13777562.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

Международный банковский бизнес — 2022. Проблемы и перспективы / И.З. Ярыгина, Э.Р. Джахонтов, М.И. Столбов [и др.]. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2022. 197 с.

Совет ЕС одобрил сокращение торговли сертификатами на выбросы CO2 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6448aa7d9a79473e98dea41e?from=copy (дата обращения: 01.05.2023).

«Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций. Аналитическая записка [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://documents1.worldbank.org/curated/en/699051540925687477/ pdf/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance-Note.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

Clean Technologies [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cif.org/topics/clean-technologies (дата обращения: 20.05.2023).

The World Bank Annual Report 2021: From Crisis to Green, Resilient, and Inclusive Recovery (Russian) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdeta il/584231633068514608/the-world-bank-annual-report-2021-from-crisis-to-green-resilient-and-inclusive-recovery (дата обращения: 20.05.2023).

References

A market for carbon units is being formed in Russia. URL: https://www.gazprombank.ru/press/7089319/ (date of access: 05.20.2023). (In Russian)

Clean Technologies. URL: https://www.cif.org/topics/clean-technologies (date of access: 20.05.2023).

Green finance in Russia: creating opportunities for green investments. Analytical note. URL: https://documents1.worldbank. org/curated/en/699051540925687477/pdf/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance-Note.pdf (date of access: 20.05.2023). (In Russian)

Green finance: an agenda for Russia. Diagnostic note. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/51270/diagnostic_note.pdf (date of access: 05.20.2023). (In Russian)

International approaches to carbon pricing. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/c13068c695b51eb60ba8cb2006dd8 1c1/13777562.pdf (date of access: 05/01/2023). (In Russian)

International banking business — 2022. Problems and prospects. I.Z. Yarygina, E.R. Dzhahontov, M.I. Stolbov [and others]. Moscow: Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 2022, 197 p. (In Russian)

The EU Council approved the reduction of trade in certificates for CO2 emissions. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6448a a7d9a79473e98dea41e?from=copy (date of access: 01.05.2023). (In Russian)

The World Bank Annual Report 2021: From Crisis to Green, Resilient, and Inclusive Recovery (Russian). URL: https://documents. 15 worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/584231633068514608/the-world-bank-annual-report-2021-from-crisis-to-green-resilient-and-inclusive-recovery (date of access: 20.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.