Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН / АЛЬМА-МАТЕР / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРОНАВИРУС / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Екатерина Олеговна, Ивлиев Павел Валентинович

В данной статье рассматривается объективная неизбежность перехода системы отечественной подготовки кадров на цифровые рельсы развития. Анализируются предпосылки перехода альма-матер дистанционные технологии. Затрагиваются положительные и отрицательные аспекты процесса обучения при применения электронных инструментов образования. Приводятся примеры успешного применения электронной образовательной среды в системе отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DIGITAL DEVELOPMENT OF DOMESTIC EDUCATION

This article discusses the objective inevitability of the transition of the domestic training system to digital development rails. The prerequisites for the transition of alma mater to remote technologies are analyzed. The positive and negative aspects of the learning process when using electronic education tools are touched upon. Examples of successful application of the electronic educational environment in the system of domestic education are given.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_75

ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ PROSPECTS FOR DIGITAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN EDUCATION

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

ANANYEVA Ekaterina Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматривается объективная неизбежность перехода системы отечественной подготовки кадров на цифровые рельсы развития. Анализируются предпосылки перехода альма-матер дистанционные технологии. Затрагиваются положительные и отрицательные аспекты процесса обучения при применения электронных инструментов образования. Приводятся примеры успешного применения электронной образовательной среды в системе отечественного образования.

Abstract: This article discusses the objective inevitability of the transition of the domestic training system to digital development rails. The prerequisites for the transition of alma mater to remote technologies are analyzed. The positive and negative aspects of the learning process when using electronic education tools are touched upon. Examples of successful application of the electronic educational environment in the system of domestic education are given.

Ключевые слова: Онлайн, альма-матер, дистанционные технологии, коронавирус, информационная инфраструктура, образовательные платформы, обучающие курсы, компьютерные программы, средства массовой информации, электронная образовательная среда.

Keywords: Online, alma mater, distance technologies, coronavirus, information infrastructure, educational platforms, training courses, computer programs, mass media, electronic educational environment.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Петр I: основополагающие вопросы развития социальной помощи в государстве // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 75-77. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_75.

For citation: Ananyeva E.O., Ivliev P.V. Peter I: fundamental issues of social assistance development in the state // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 75-77. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_75.

Статья поступила в редакцию: 29.06.2022

Введение. На сегодняшний день не для кого не секрет, что полноценное будущее и независимость государства возможно только с такой системой образования и подготовкой кадров, которая смогла бы полностью обеспечить необходимыми компетенциями развития страны. И необходимо понимать, что с каждым годом знаний и информации становится все больше и больше и по этой причине необходимо готовить соответствующее количество высококвалифицированных специалистов, которые смогут самостоятельно качественно и в срок выполнить требуемый объем работ. Для всего этого необходимо создавать систему образования, которая будет отвечать реалиям современной действительности. Одной из закономерных особенностей современного образования безусловно будет являться её переход в онлайн среду. Именно такая модель по нашему мнению способна обеспечить максимально быстрый, безболезненный и в общем-то достаточно доступный для большинства населения механизм образования способных максимально эффективно воспитывать и образовывать подрастающее поколение, а также получать качественное второе и последующее образование для более зрелого поколения, при чём в удобном для них формате.

Цель исследования. На основе современных тенденций выявить объективные закономерности развития основного направления образования в России. Обосновать необходимость активного применения в нашем государстве цифровых технологий в сфере образования, а также охарактеризовать основные положительные моменты дистанционного обучения с активным использованием электронных платформ

Методы исследования. В настоящей статье применялся метод сравнительного анализа. В соответствии с ним были выявлены современные тенденции в сфере образования, а также были проанализированы положительные свойства онлайн образования посредством применения дистанционных технологий.

Активное использование цифровых технологий в системе образования продиктовано временем, что с большой толикой уверенности позволяет констатировать факт объективности и неизбежности перехода кузницы кадров на электронные рельсы развития. Надо понимать, что отменить или запретить данный факт или тем более его игнорирование с гарантией приведет к потери конкурентоспособности государства на международной арене.

Необходимо отметить, что современная конъюнктура способствует активному становлению и развитию информационной инфраструктуры в образовательном процессе. Так, например, пандемия коронавирусной инфекции способствовала бурному применению дистанционных

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 8(212)

технологий в системе образования. Благодаря СОУЮ-19 стало появляться большое количество образовательных платформ, обучающих курсов, компьютерных программ, которые необходимы для современный системы обучения основанной на электронной образовательной среде.

Начиная с 2020 года анализ научно-методических исследований использования онлайн образования позволяет уверенно утверждать, что цифровое обучение до пандемии коронавируса применялось только лишь фрагментарно, как правило с целью решения индивидуальных потребностей учащихся в школах, а в высших учебных заведениях применялось лишь к заочникам. Резкий переход к онлайн обучению, вызванный СОУЮ-19 позволяет безошибочно выявить все проблемы и трудности, с которыми столкнулась альма-матер в этот период. Как показывает практика, сразу после перевода школьников и студентов на дистанционное обучение оказалось, что программное обеспечение, которое должно стать основой онлайн образование оставляло желать лучшего. Имеющиеся цифровые платформа не были интуитивными в отличии например от используемых большинство населения социальных сетей где весь интерфейс понятен и не вызывает никаких вопросов. Также на образовательных платформах отсутствовала большое количество необходимых опций, да ещё к тому же проявилась некомпетентность профессорско-преподавательского состава использовать все эти цифровые технологии. Но с другой стороны по истечению двух лет произошло существенное повышении квалификации профессорско-преподавательского состава, а также формирования дополнительных компетенций у обучающихся, выражающихся в появлении разного рода умений и навыков.

Также необходимо отметить, что львиная доля родителей поначалу отрицательно относилась к переходу на дистанционное обучение, мотивируя это тем, что онлайн связан с развлечением, отсутствием контроля и невозможностью развивать коммуникативные навыки в отличии от очного общения с педагогами и другими обучающимися. Но по итогам двух лет статистика в корен изменилась и уже большинство родителей находят в цифровом образовании большое количество положительных характеристик, из которых можно выделить отсутствие возможности контактировать с некоторыми педагогами или учениками, а также возможность обучаться не выходя из стен дома что повышает безопасность. Также можно отметить, что происходит увеличения интереса к точным наукам и в частности к программирования, что безусловно связано с переходом на цифровые платформы обучения.

Также надо сказать, что состояние отечественной системы образования начиная с 1991 года претерпевала серьёзные изменения, носящие также объективный характер. Речь идет о том, что в приснопамятные 90-ые годы Россия во многом утратила педагогический корпус, что никак не способствовало дальнейшему обновлению кадров. То есть иными словами быть педагогом в те сложные времена было совсем не перспективно, и мало кто из молодежи шел учиться на педагога. Из-за этого на данный момент Россия не обладает достаточным количеством педагогических кадров высокого уровня, что безусловно создает проблемы и серьёзные препятствия для трансформации системы альма-матер под нужды государства. И по этой причине подрастающее поколение получит меньше внимания со стороны педагогов, что будет влиять на качество специалистов в будущем. Избежать этого вполне себе позволит применение дистанционных технологий. С развитием интернет-технологий неизбежно происходит трансформация современного профессионального образования[1]. Так, например благодаря разработки всего лишь одним педагогом качественного онлайн курса можно обеспечить сразу десятки тысяч обучающихся, что в принципе исключается при классическом очном образовании. Благодаря цифровизации образования можно более эффективно заинтересовывать молодёжь процессом обучения. Это происходит по той простой причине, что онлайн курс может быть наполнен интересными видео файлами, картинками, всевозможными звуковыми и световыми эффектами. Также для заинтересованности можно использовать соревновательную методику или игровой инструментарий, который гораздо проще применять именно в электронном выражении образования. Также необходимо понимать, что использование цифровых платформ позволит также реализовывать концепцию образования в любом месте где бы не находился ученик, что позволяет сохранить привычные и одновременно комфортные условия для обучающихся, а также позволит сэкономить денежные средства для самих учебных заведениях. Экономия будет выражаться в отсутствии необходимости содержать большие жилые общежития и аудитории для студентов. Все высвобожденные таким образом финансовые средства можно потратить на разработку эффективных обучающих курсов.

Необходимо отметить, что в мире уже относительно давно реализуются концепты цифрового образования. Хэдлайнером здесь до не давнего времени являлись США. И это не удивительно ведь именно США является законодателем мод в портативных электронных средствах, да и вообще локомотивом популярных информационных инноваций. Развития онлайн образования в Америке началось в среднем примерно лет на 10 раньше чем пандемия коронавируса. И выражалось это в всевозможных курсах, касаемых повышения квалификации необходимой для карьерного роста в тех или иных корпорациях. Безусловно США имеет достаточный опыт в развитии цифровых образовательных платформ, который необходимо заимствовать России. При этом надо понимать, что начиная с 2020 года сегмент онлайн образования очень бурно набирает обороты и пик роста цифрового обучения ещё не пройден. Все больше и больше людей предпочитают использовать онлайн технологии в обучении для своего будущего. Данное исследование не было бы полным если бы не отражало и отрицательные стороны перехода на цифровые системы образования. Онлайн-образование вызывает неоднозначную реакцию у российских педагогов[2]. Многие преподаватели не обладают необходимыми навыками в работе с цифровыми платформами, что вызывает серьёзнейший протест у определенной категории учителей. Такой формат получения информации и обучения требует от педагогов большой степени подготовки и развития педагогической ИКТ-компетентности[3].Также надо сказать, что в маленьких населенных пунктах где существуют проблемы со связью и интернетом, могут возникнуть затруднения, связанные с трансляцией видео курсов или проблемы загрузки контента. Ещё одной не маловажной проблемой является ухудшение здоровья обучающихся, которые будут вынуждены проводит много времени перед компьютером. Конечно же можно дополнительно выделить проблему недостаточной оснащенности современных школ и иных учебных заведений необходимым оборудованием или проблему оценивания результатов обучающихся. Но по большому счёту все препятствия касающиеся технических аспектов, решаются со временим посредством государственного финансирова-

ния. Таким образом, можно обеспечит деревни качественной связью и интернетом, создать эффективную и одновременно прозрачную систем оценивания и контроля учебного процесса. Те трудности, с которыми столкнулась система образования России в первую очередь связаны с резким скачком перехода на цифровые рельсы обучения, вызванные пандемией коронавируса. Если всё это делать плавно и заранее к этому готовиться, то рост качества образования был бы обеспечен.

При этом необходимо понимать, что онлайн образование не является и не в коем случае не должно являться полной заменой традиционного очного образования. Очное классическое обучение также содержит в себе определенные плюсы и по этой причине мы склонны считать, что две этих системы образования должны друг друга дополнять и обогащать.

Государственная политика на сегодняшний день должна создать условия для успешного внедрения и совершенствования основных направлений цифровизации отечественного образования, её непрерывности, а также всячески способствовать образовательным организациям решать имеющиеся затруднения в сфере электронного образования и предпринять комплекс мер, связанных с обеспечением её доступности для широких масс населения и повышения её эффективности.

Заключение. Подводя итог всем вышесказанному необходимо отметить, что современная конъюнктура, в которой мы живем требует большого количества компетенций и очное классическое образование почти наверняка будет отставать от времени. Дистанционные технологии и цифровые платформы на которых может зиждиться образовательный процесс способны дать человеку возможность переобучаться «не отходя от станка»в свободное время и не теряя его. Заимствование опыта зарубежных стран в образовательном программном обеспечении позволит сократить отставание нашего государства в этом процессе и даже опередить ведущие страны по качеству цифрового образования. Электронное обучение и дистанционных технологии уверенно и быстро становятся неотъемлемой частью образовательных программ. Цифровизация образования способна сделать школьников и студентов значительно более адаптированными на рынке трудовых услуг, что неизбежно будет приводить к увеличению конкурентоспособности учебного заведения. И по этим причинам можно сделать утверждение о том, что активное использование цифрового образования является объективной необходимостью и повсеместно должно быть поддержано государством.

Библиогра фия:

1. Жукова Н.Н. Булах К.В. Т.Г. Чумак «Актуальные проблемы и перспективы цифровой трансформации отечественной системы профессионального образования» // Вестник Адыгейского государственного университета. серия 3: педагогика и психология, № 3 (263), 2020 г. С. 62-70.

2. Новиков С.Г. «Онлайн-образование в контексте стратегии опережающего развития» // Известия волгоградского государственного педагогического университета № 10 (153), 2020 г. С. 4-8.

3. Поташева О.В. Быкова А.Н «Онлайн-образование в республике Карелия в новых реалиях развития общества» // Открытое образование, Том № 25, № 6, 2021 г. С. 13-23.

References:

1. Zhukova N.N. Bulakh K.V. T.G. Chumak "Actual problems and prospects of digital transformation of the domestic system of vocational education" // Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, No. 3 (263), 2020, pp. 62-70.

2. Novikov S.G. "Online education in the context of the strategy of advanced development" // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University No. 10 (153),

2020, pp. 4-8.

3. Potasheva O.V. Bykova A.N. "Online education in the Republic of Karelia in the new realities of the development of society" // Open Education, Vol. No. 25, No. 6,

2021. P. 13-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.