Научная статья на тему 'МАНИПУЛЯТИВНЫЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ'

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МАСС МЕДИА / ВЫБОРНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН / ИНТЕРНЕТ / МЕДИАМАГНАТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТОРАТ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивлиев П.В., Кондрашов С.В.

В данной статье рассматриваются манипулятивные приемы применяемые средствами массовой информации при проведении выборов. Обосновывается объективная необходимость использования СМИ в предвыборном процессе. В частности освещаются электронные способы, позволяющие победить кандидату а также непосредственно социальные технологии, применяемые посредством использования масс медиа в предвыборный период. Приводятся практические примеры такого воздействия. Исследуются методы противоборства медийным манипуляциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIPULATIVE ASPECTS USED BY THE MEDIA DURING ELECTIONS

This article discusses the manipulative techniques used by the media during elections. The objective necessity of using the media in the pre-election process is substantiated. In particular, it highlights electronic methods that allow a candidate to win, as well as directly social technologies used through the use of mass media in the pre-election period. Practical examples of such influence are given. Methods of confrontation with media manipulations are being explored.

Текст научной работы на тему «МАНИПУЛЯТИВНЫЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_7_9 УДК 343.8

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ АСПЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ MANIPULATIVE ASPECTS USED BY MEDIA IN ELECTIONS

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

КОНДРАШОВ Сергей Вячеславович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-male: svinin-pavel@mail.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process

of the Institute for the Training of State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

KONDRASHOV Sergey Vyacheslavovich,

Ph.D. in Law, Senior Lecturer at the Department of Civil Law and Procedure

at the Institute for Training State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-male: svinin-pavel@mail.ru

Краткая аннотация. В данной статье рассматриваются манипулятивные приемы применяемые средствами массовой информации при проведении выборов. Обосновывается объективная необходимость использования СМИ в предвыборном процессе. В частности освещаются электронные способы, позволяющие победить кандидату а также непосредственно социальные технологии, применяемые посредством использования масс медиа в предвыборный период. Приводятся практические примеры такого воздействия. Исследуются методы противоборства медийным манипуляциям.

Abstract. This article discusses the manipulative techniques used by the media during elections. The objective necessity of using the media in the pre-election process is substantiated. In particular, it highlights electronic methods that allow a candidate to win, as well as directly social technologies used through the use of mass media in the pre-election period. Practical examples of such influence are given. Methods of confrontation with media manipulations are being explored.

Ключевые слова. Средства массовой информации; масс медиа; выборный процесс; цифровые технологии; онлайн; интернет; ме-диамагнат; информационное пространство; электорат; предвыборная компания.

Keywords. Mass media; mass media; electoral process; digital technologies; online; the Internet; media tycoon; information space; electorate; election company.

Для цитирования: Ивлиев П.В., Кондратов С.В. Манипулятивные аспекты, используемые СМИ при проведении выборов // Аграрное и земельное право. 2022. № 7(211). С. 9-11. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_7_9.

For citation: Ivliev P. V., Kondrashov S. V. Manipulative aspects used by media in elections // Agrarian and Land Law. 2022. No. 7(211). pp. 911. http://doi. org/10.47643/1815-1329_2022_7_9.

Статья поступила в редакцию: 10.06.2022

Введение. Современное демократическое общество всегда подразумевает выборный процесс, необходимый для смены власти. В XXI веке представить выборы без активного участия средств массовой информации не возможно. Масштабное участие СМИ в выборном процессе является не новым для текущего века и через масс медиа происходила активная реклама тех или иных кандидатов или политических партий достаточно давно, но на сегодняшний день благодаря цифровым технологиям политическая борьба принимает совершенно иной окрас. Необходимо понимать, что грамотное использование масс медиа способно мобилизовать поддержку социума в особенности проявляется в период проведения предвыборных компаний. И именно этот фактор детерминирует особую важность исследуемой нами проблемы.

Цель исследования. На основе выборов в разных государствах, вычленить манипуляционные механизмы, применяемые масс медиа в выборном процессе и проанализировать их с точки зрения выявления причинно следственных связей формирования мотивации у населения сделать выбор в пользу тех или иных политических сил и предоставить эффективный инструментарий противоборства данному процессу.

Методы исследования. В настоящей статье применяются следующие методы: исторический и сравнительный. В соответствии с историческим методом происходит анализ и выявление манипуляционной основы проведения выборов в ретроспективе. А в соответствии со сравнительным методом выявляются общие аспекты манипуляционного воздействия на населения с целью формирования электоральной мотивации.

Так, например если раньше процесс голосования было достаточно сложно исказить, так как для этого необходимо было прийти избирателю непосредственно в избирательный участок и собственноручно поместить бюллетень в урною. Научно технический прогресс на сегодняшний день формирует такую техно сферу, посредством которой можно осуществлять процедуру голосования онлайн. Естественно необходимо понимать, что цифровые платформы и соответствующие технологии управляются человеком и создать прозрачные условия для голосования не всегда возможно. Все это, безусловно, создает плодородную почву для спекуляций и манипулированием всего избирательного процесса. Так, например, на последних выборах президента США было большое количество такого рода провокаций, которые вполне себе моги повлиять на весь ход выборов. Были зафиксированы случаи голосования через сеть интернет, где идентификация личности осуществлялось посредством водительского удостоверения. В последствии было установлено, что лицо, который якобы проголосовал никогда не имел водительского удостоверения. Также необходимо отметить, что выборы президента США 2020 г. были беспрецедентными по количеству голосований через почту. Так,

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 7(211)

например для того чтобы победил конкретный кандидат, мошенниками голосовали от имени людей, которым на момент голосования было 120150 лет. И таких случаев было очень много. И с учетом вышеназванных примеров вполне логично следует, что было огромное количество нарушений. Также необходимо отметить, что современное программное обеспечение не исключает двойного или даже многократного голосования, а в особенности, если речь идет не о каких-то хулиганах которые взломали систему, а о хорошо подготовленных профессионалов, целью которых является "протащить" конкретного кандидата на выборную должность. Борьба с такими проявлениями, безусловно, очень сложна и трудоемка. Всё это стало возможно благодаря цифровым онлайн технологиям.

Помимо мошеннических действий посредством онлайн голосования существует также огромное количество инструментов манипулирования собственно до процесса голосования. Так, например история знает прецеденты проведения выборов в случаях еще не законченной процедуры голосования и не подсчитанных до конца бюллетеней, а уже целый массив медийных ресурсов постулирует победу одного из кандидатов на выборную должность. Такое положение дел создает в сознании общество мнение о том, что один из кандидатов уже обречен на поражение и идти голосовать за него уже нет никакой необходимости. Ещё одним очень мощным средством манипулирования является прием, в соответствии с которым одна из сторон прибегает к использованию третьих государств. Так, например, на одних из недавних выборов масс медиа этого государства, ссылаясь на высокопоставленные источники, сообщила о том, что третье государство делает все возможное, чтобы победил одни из кандидатов. Таким образом, данный кандидат полностью дискредитируется в лице всего общества, так как он будет выглядеть агентом третьих государств. Также необходимо осветить и обратные механизмы деятельности СМИ в предвыборный этап. Так, например, влиятельные политики, которые контролируют медиа ресурсы, естественно не допустят попадание в них фактов своей биографии содержащие черные пятна. Что в свою очередь также можно расценить как своего рода косвенную манипуляцию. Ведь в противном случае если такая компрометирующая информация попадет на всеобщее обозрения общественности, то вряд ли такой кандидат будет иметь головокружительный успех на выборах.

Также необходимо отметить, что конкретно в России сформировались свои особенности манипуляционного воздействия на населения в ходе избирательного процесса. В нашей стране постепенно сформировался информационный рынок, характерной особенностью которого является не получение прямых финансовых прибылей, а возможность влиять на общественное мнение[1]. Ведь надо понимать, что если вы обладаете мощным медийным ресурсом, то монетизация при желании может стать неизбежным следствием. Если вы используете СМИ исключительно и только как основной вид экономической деятельности, то после достижения вами определенного уровня вам будет достаточно сложно удерживать ту вершину, на которую вы забрались. Именно поэтому многие медиа магнаты пытаются использовать свои медиа ресурсы в политических целях для того чтобы получить власть, которая в последствии позволит им укрепить свои позиции в обществе. Субъект, который борется за власть прекрасно понимает, что только еще большая власть позволит ему обходить конкурентов и занимать достойное место в жизни именно поэтому в ход идут все возможные ресурсы и становится вполне понятым почему сильные мира сего так остро желают заполучить в собственность средства массовой информации как один из важнейших инструментов власти. Ведь СМИ это не только завоевание общественного сознания и формирование необходимого для вас мировоззрения среди населения, но это ещё защита и оборона вашего политического и любого иного статуса. Субъект, обладающий медийным ресурсом, защищен в значительно большей степени, нежели чем обычный гражданин. Ведь конфликт с медиамагнатом неизбежно может перерасти в информационное пространство, где обидчик явно будет пребывать в заведомо проигрышной позиции. Понимая это, конкуренты будут значительно более договороспособны, что позволит избежать потенциальных конфликтов. Именно поэтому борьба за власть ведется, в том числе и информационном пространстве. Хозяева масс медиа, безусловно, будут использовать данный ресурс в том числе посредством всевозможных спекуляций и провокаций, которые к сожалению уже заложены социальным инженерин-гом. И по этой причине современное состояние общества, в котором мы живем порождает плодородную почву для манипуляций СМИ.

Для того чтобы понять особенности манипуляционного воздействия медиа ресурсов в российской действительности необходимо осветить несколько аспектов. Для начала необходимо отметить на вопрос за кого голосует электорат: за непосредственно профессиональные качества того или иного кандидата на выборную должность или же все-таки за имидж данного субъекта. Практика показывает, что именно за имидж. Дело в том, что современные профессиональные политтехнологи, занимающиеся предвыборной программой своего заказчика прекрасно знают социальную психологию, в соответствии с которой основная масса населения ориентируется на настоящее положение кандидата плюс минус две недели. И по этой причине задача политтехнологов заключается в том, чтобы за две недели до выборов возвысить то есть прорекламировать своего кандидата и тем самым заложить позитивные смыслы в сознание населения. Общество в таком случае как бы «подогревается» изнутри и делает «правильный» выбор. Спустя же еще две недели после выборов население в своей массе вообще забывает за кого они голосовали и уж тем более про предвыборные программы кандидата. Именно такой случай произошел в конце двадцатого века в одной из латиноамериканских стран на выборах губернатора, где за губернаторское кресло вели борьбу два кандидата, первый из которых являлся относительно возрастным генералом в отставке, имеющий при этом хорошую крепкую семью. А вторым кандидатом был на тот момент зрелый имеющий предостаточно управленческого опыта, но не состоящий в браке мужчина. Именно факт отсутствия семьи активно педалировали местные средства массовой информации, тем самым сумев подорвать репутацию второго кандидата в лице избирателей женского пола. Это привело к тому, что именно первый кандидат, то есть генерал в отставки с не большим перевесов одержал победу на выборах. Стоил ли говорить о том, что такую сложную многоходовочку не возможно было провести через активные пиар акции посредством масс медиа. Средства массовой информации являются проводником идей в сознание населения, именно их наличие позволяет осуществлять максимально быстрые манипуляции и мотивировать людей на достижение конкретных задач.

Также необходимо отметить, что прогресс в технологиях на данный момент опережает уровень финансирования избирательных компаний. В данной ситуации речь идёт о том, что даже если у кандидата отсутствует необходимое количество финансовых ресурсов для проведения полно-

масштабной выборной кампании, то даже не смотря на это все равно можно посредством информационных технологий получить желаемый результат. Так, например применение нейролингвистического программирования на дебатах кандидата с использованием в своей речи таких словосочетаний как: "это все знают" или "вы же понимаете" снижает критичность мышления аудитории и по сути не оставляет её выбора нежели чем согласиться с речами манипулятора. Для реализации этого конечно также нужные финансовые средства, но в уже значительно меньших объемах. В данной ситуации необходимо нанять профессионалов в нейролингвистическом программировании, а также минимальные средства для оплаты эфиров или финансирования пабликов в социальных сетях, что в общем-то могут себе позволить многие кандидаты на выборные должности. В особенности такое положение дел характерно для местных выборов, где грамотное позиционирование себя через медийные ресурсы позволяет достичь нужного эффекта, а гонки бюджетов не выходит на первый план. Понятное дело, если речь идет о выборах президента какого-либо государства, то здесь исключительно за счет каких-то приемов нейролингвистического программирования решить судьбу выборов не удастся, но, тем не менее, конкуренция будет идти во всех сферах и в первую очередь в СМИ с применением манипуляционных аспектов. Надо чётко понимать, что именно масс медиа оказывают неизгладимое влияние на восприятие кандидатов при проведении выборов. И надо отдать себе отчёт в том, что если средства массовой информации будут сознательно искажать истинное положение дел, то у избирателей сложится ложное представление о политике. Исходя из этого можно смело констатировать факт, что борьба за электорат при помощи масс медиа будет постоянно расти.

Необходимо понимать, что манипулирование сознанием населения представляет собой, четко осознаваемую, хорошо организованную и целенаправленную деятельность заинтересованных лиц для получения выгодных для себя результатов[2]. В данном случае эффективность такого воздействия в первую очередь возможно в случаях сильного эмоционального состояния реципиента, то есть субъекта, на которого оказывается такое воздействие. В нашем случае таким субъектом является все общество. Если внимательно наблюдать за особенностью создания журналистских репортажей, то уверенно прослеживается назидание именно на эмоции целевой аудитории данного масс медиа. Это позволяет акцентировать внимание на конкретном обстоятельстве и буквально впечатать в сознание индивида необходимую информацию заранее манипуляционного характера. Надо понимать, что такой моделью пользуются почти все медийные источники, тем самым серьезно усиляя эмоциональный эффект. Если учесть тот факт, что средствам массовой информации необходимо бороться за наибольшее количеством просмотров и подписок, для того чтобы монетизиро-вать свой контент, то воздействие на эмоциональную сторону становится просто напросто единственным и неизбежным условием выживания конкретного масс медиа. Это очень часто выражается в навязывании образа врага «мы-они». Транслируя боевые действия можно вызвать у людей необходимое эмоциональное состояние и повлиять на их дальнейший политический выбор. Хорошей иллюстрацией этого будет являться пример из экономической сферы, касаемый рекламы товаров в США. В этом государстве весь рекламный контент замкнут на то чтобы вызвать у потенциальных покупателей максимально сильные эмоции, что достигается многократными однотиповыми итерациями целью, которых является побуждение субъекта к приобретению товара, который ко всему прочему вообще не нужен данному человеку. В этой ситуации в ход идут приемы создание искусственного дефицита, ограничения по времени и многое другое, что провоцирует человека приобрести «желанную» вещь. В политической сфере манипуляции основаны идентично. Также необходимо отметить, что модель эмоционального воздействия возможно только в том случае, если население в своей массе не обладает навыкам критического мышления и умения обрабатывать большие объемы информации. Под манипулятивным воздействием следует понимать такое влияние на информационного реципиента, которое им не замечается и при котором он испытывает уверенность в аутентичности и естественности навязываемого ему инородного мнения[3]. Другими словами манипулятор усыпляет бдительность субъекта и делает эмоциональные вбросы в его сознание с целью призвать к определенным действиям. В данной ситуации становится абсолютно понятно, почему американская система образования воспитывает, так называемого квалифицированного потребителя, а не творца. Ведь человек, умеющий работать с информацией вряд ли допустит какие-либо манипуляции своим мнением. Также необходимо понимать, что современная информационная составляющая с каждым годом будет только возрастать. Будут появляться различные цифровые платформы для коммуникации, социальные сети, паблики, группы в которых также будет происходить борьба за электорат. В связи с этим спасение утопающий будет являться делом рук самих утопающих. Речь идет о том, что население должно обладать навыками работы с информацией и тогда можно будет снизить манипуляционную составляющую до минимума. Для минимизации манипуляционного эффекта необходимо выработать навык критического мышления. В идеале это необходимо осуществлять на государственном уровне вводя соответствующие образовательные программы в систему альма-матер. Осуществить это отдельно взятому человеку невозможно. Но для тех, кто не желает оставаться заложником медийных манипуляторов, то необходимо рассматривать различные точки зрения, детально изучать факты, оценивать политические программы разных кандидатов. Необходимо понимать, что если каждый гражданин будет аналитиком, то тогда можно будет полностью иссушить почву для разного рода манипуляций в том числе и в выборном процессе.

Заключение. Подводя итог всему выше сказанному можно смело утверждать о том, что манипуляции со стороны масс медиа в выборном процессе являются, к сожалению, во многом своего рода неизбежностью в борьбе за электорат. Сомнительные и даже не честные методы, к которым прибегают кандидаты и их сторонники являются закономерностью современного информационного состояния общества. И, к сожалению, такой мощный социальный институт как средства массовой информации во многом используется спекулянтами в своих корыстных целях.

Библиогра фия:

1. Розенберг Н.В. «Средства массовой коммуникации и их использование в политической деятельности» // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 128-133.

2. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. «Манипуляционная функция СМИ как способа влияния на мировоззрение общественных масс» // Евразийский юридический журнал. 2022. № 1 (164). С. 448-450.

3. Калинина М.В. «СМИ как инструмент политической манипуляции» // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 13-3. С. 76-78.

References:

1. Rosenberg N.V. Means of mass communication and their use in political activity // Bulletin of the Tambov University. series: Humanities No.11 (139) 2014, p.128-133.

2. Anan'eva E.O. Ivliev P.V. Manipulation function of the media as a way to influence the worldview of the public masses // Eurasian legal journal. No.1 (164) 2022, p.448-450.

3. Kalinina M.V. "Mass media as a tool of political manipulation" // Fundamental and Applied Research in the Modern World No. 13-3, 2016, pp. 76-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.