Bibliographic list
1. Kozlov, V., Kalinichenko, K., Ra-kul, E., Bakeev, A. Yug does not keep up with growth of investment forum // Expert South. — 2019. — № 3. — P. 9-16.
2. Kozlov, V., Sturov I. Southern «gazelles» outgrew the last crisis // Expert South. — 2019. — № 4. — P. 6-14.
3. Popov, V. A. Assessment priests of investment attractiveness of regions of South of Russia // Bulletin of advisory council. — 2016. — № 1. — P. 85.
4. Chumichyov, A., Kozlov, V. In-vestportfel of Southern Federal District of 2019: inflated on large projects // Expert South. — 2019. — № 1-2. — P. 3-12.
5. www.raexpert.ru.
О. Б. Иванова, А. Ф. Хапилин, С. А. Хапилин
ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Аннотация
В статье представлена оценка уровня и потенциала для кооперации промышленности в ЕАЭС. Определена роль цифровой экономики в развитии промышленного производства. Выявлены направления укрепления кооперационных связей между промышленными комплексами государств-членов ЕАЭС с использованием возможностей цифровой экономики и существенные факторы для стимулирования необходимых организационно-управленческих инноваций.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз, информационно-коммуникационные технологии, промышленная кооперация, промышленная политика, цифровая экономика.
O. B. Ivanova, A. Ph. Khapilin, S. A. Khapilin
PERSPECTIVES OF DIGITALIZATION OF INDUSTRIAL COOPERATION IN EURASIAN ECONOMIC UNION
Annotation
Article presents an assessment of level and potential for cooperation in industry of EAEU. Role of digital economy in development of industrial production is defined. Directions of strengthening cooperation ties between the industrial complexes of EAEU member states using the opportunities of digital economy and significant factors to stimulate the necessary organizational and management innovations have been identified.
Keywords
Eurasian Economic Union, industrial cooperation, industrial policy, digital economy, information and communication technologies.
Введение
Последние годы характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, с созданием в 2014 г. Евразийского экономического союза, расширением состава его участников за счет Армении и Киргизии, вступлением
в силу с 12 августа 2015 г. Договора о ЕАЭС интеграционный процесс вышел на принципиально новый этап развития. В рамках ЕАЭС декларируется проведение согласованной макроэкономической политики, а также скоординированной, согласованной и единой поли-
тики в отдельных отраслях экономики. Вместе с тем очевидные организационные и нормативно-правовые достижения сопровождаются размыванием непосредственно экономической основы союза, снижением темпов экономического сотрудничества, незначительными достижениями в сфере реальной экономики и научно-технологического сотрудничества, которое имеет принципиальное значение для поступательного развития евразийской экономической интеграции и реализации национальных интересов государств-членов ЕАЭС.
В 2015 г. Евразийским межправительственным советом утверждены рассчитанные на пятилетний период Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. Данный стратегический документ создает базис для перехода от согласованной к единой промышленной политике ЕАЭС в 2020 г., однако фактическое углубление кооперации в значительной степени зависит от объединения промышленных инфраструктур и систем трансфера технологий, а также успешного развития и модернизации промышленности в каждом из государств-членов ЕАЭС.
Материалы и методы
Методологической основой статьи является системно-функциональный подход, обеспечивающий обобщение и синтез различных исследовательских направлений и позволяющий рассматривать экономические процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии. Обоснование выводов и рекомендаций осуществлялось на основе использования общенаучного инструментария, включая абстрактно-логический метод, ретроспективный, сравнительный анализ, что позволило обеспечить репрезентативность результатов исследования.
Результаты
Сотрудничество с партнерами в настоящее время не играет определяющей роли в модернизации экономик стран ЕАЭС и торгово-экономическом
сотрудничестве. Импорт России в 2018 г. составил 240,5 млрд долл. и по сравнению с 2017 г. увеличился на 5,1 %. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 89,0 % общего объема импорта, на страны СНГ — лишь 11,0 %, из них на страны ЕАЭС — 8,1 %. В товарной структуре импорта наибольший удельный вес приходится на машины и оборудование, который в 2018 г. составил 47,3 % (в 2017 г. —
48.6 %). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров составила 50,6 % (в январе-декабре 2017 г. — 51,8 %), из стран СНГ — 20,5 % (22,0 %). Стоимостный объем ввоза этой продукции по сравнению с январем-декабрем 2017 г. возрос на 2,0 %, в том числе электрического оборудования — на 11,8 %, инструментов и аппаратов оптических — на 8,9 %. Возрос физический объем импорта легковых автомобилей на 9,5 %, а грузовых автомобилей — снизился на 17,9 %. Несмотря на взаимный обмен санкцион-ными мерами крупнейшим экономическим партнером России, занимающим ведущее место структуре внешней торговли, является Европейский Союз, на долю которого в 2018 г. приходилось
42.7 % российского товарооборота (в 2017 г. — 42,1 %). Основными торговыми партнерами России среди стран дальнего зарубежья являются: Китай, товарооборот с которым составил 108,3 млрд долл. (124,5 % к январю-декабрю 2017 г.), Германия — 59,6 млрд долл. (119,3 %), Нидерланды — 47,2 млрд долл. (119,4 %), Италия — 27,0 млрд долл. (112,7 %), Турция — 25,6 млрд долл. (115,7 %), Соединенные Штаты — 25,0 млрд долл. (107,9 %) [1].
Результаты анализа данных официальной статистики показывают, что в рамках ЕАЭС во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС преобладают товары низкой степени переработки (более 60 %). Товарный состав взаимной торговли ЕАЭС по 10 основным товарным позициям представлен на рисунке 1.
d 137,6 Нефть сырая, включая газовый конденсат J 127,7 Нефтепродукты л 103,4 Природный и сжиженный газы А 112,5 прокат плоский ш нелегированной стали J 125,0 Автомобили грузовые J 126,6 Руды и концентраты цветных металлов J 13о,о Трубы, трубки н профили из черных металлов J U8,3 Автомобили легковые 4 96.8 Сыры И ТВОрОГ
I Молоко, сливки, кисломолочные продукты
Рисунок 1 — Товарный состав взаимной торговли ЕАЭС по 10 основным товарным позициям в 2018 г.
JK иллионов долларов США
5 210,4
2 750,9
2 710,1
1 377,0
347,9
339,9
703,9
692,3
ejl А
588,6
Суммарный объем экспорта данных товаров занимает более трети (37 %) от общего объема взаимной торговли ЕАЭС, первые три товарные позиции охватывают четверть (24,2 %) от общего объема [2]. Преимущественно сырьевой характер взаимной торговли, ориентация на торгово-экономическое сотрудничество преимущественно с высокоразвитыми западными странами, выгодные для насыщения потребительского рынка в краткосрочном периоде, в долгосрочной перспективе могут привести лишь к закреплению технологической зависимости от стран, не заинтересованных в модернизации и технологическом рывке России, а модернизация будет носить ограниченный, адаптивный характер, связанный с трансфером технологий предыдущего технологического уровня [3].
Развитие технологической кооперации в ЕАЭС требует формирования устойчивых производственно-технологических цепочек, для чего требуется углубление взаимного инновационного сотрудничества. Реализация данного направления может развиваться, прежде всего, за счет принятия нового вызова современности — цифровой экономики.
Обсуждение
Цифровая трансформация экономики является глобальной тенденцией, а потому не может рассматриваться лишь в рамках одной страны. Эффективное осуществление цифровой трансформа-
ции, формирование постиндустриального общества и экономики знаний возможны только при взаимодействии и сотрудничестве множества стран и регионов. В связи с этим, вопросам цифровой трансформации уделяют внимание не только национальные правительства, но и международные организации: Организация объединенных наций, Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Всемирный банк и др. Сотрудничество стран в области развития и повышения эффективности использования ИКТ также осуществляется в рамках региональных интеграционных объединений, в том числе Евразийского экономического союза.
В эпоху трансформации мировой экономики перед ЕАЭС стоит глобальная задача по формированию экономики будущего за счет переформатирования экономических систем государств-членов под цифровые стандарты. Принципиальной особенностью ЕАЭС является ограниченная компетенция основного рабочего (исполнительного) органа Евразийской экономической комиссии (ЕАЭС) преимущественно определяемая через прямое указание в Договоре о ЕАЭС или международном договоре в рамках Союза. При этом если для отраслей транспорта, энергетики, финансовой сферы цифровая экономика в первую очередь означает цифровую трансформацию, и, следовательно, компетенция
ЕЭК в регулировании отношений в этой сфере в зависимости от вида политики (единая, согласованная, скоординированная) имеется, то для решения вопросов развития отдельных отраслей промышленности и видов услуг (электронной торговли и др.), а также «сквозных» вопросов цифровой повестки (персональные данные и их трансграничный оборот, защита прав потребителей, электронные коммуникации и т.д.) необходимая и признаваемая государствами-членами ЕАЭС делегированной компетенция у ЕЭК отсутствует.
Договор о ЕАЭС не предусматривает реализацию цифровой повестки, ее элементы лишь разрозненно присутствуют в различных положениях договора. Так, Таможенный кодекс ЕАЭС закрепляет обязательность электронного декларирования товаров, внедрение современных информационных технологий во все процессы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Однако, учитывая активное проникновение информационно-коммуникационных технологий практически во все отрасли экономики, промышленности, деятельность органов государственной власти, повседневную жизнь населения становится очевидным тренд «цифровизации» социально-экономических процессов, который не может быть не учтен при развитии интеграционных процессов [4]. Особенно ярко данная тенденция проявляется в процессах цифровой трансформации промышленности, ключевыми направлениями которой являются тенденции массового внедрения роботизированных технологий, переход на обязательную оцифрованную техническую документацию и электронный документооборот, применение мобильных и GPS технологий для мониторинга, контроля и управления процессами на производстве, цифровое проектирование и моделирование технологических процессов [5].
Значимость формирования единого цифрового пространства ЕАЭС, осо-
знание возможностей и рисков реализации цифровой повестки привели к подписанию главами государств-членов ЕАЭС в декабре 2016 г. заявления о цифровой повестке ЕАЭС, а в октябре 2017 г. — утверждению Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. Тем самым было положено начало развитию данного направления в рамках евразийской экономической интеграции.
В настоящее время в рамках ЕАЭС реализуется целый ряд проектов, которые можно отнести к сфере цифровой экономики. С 2015 г. в России реализуется проект обязательного оснащения автомобилей системой экстренного реагирования (ЭРА-ГЛОНАСС), на базе которой внедрена система «Платон», которую планируется распространить на всем пространстве ЕАЭС, а в перспективе на ее базе возможно создание платформы по мониторингу товарных и транспортных потоков в целях обеспечения создания транспортно-логических коридоров и хабов на Евразийском пространстве. В рамках ЕАЭС внедряется система единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов. В рамках реализации задач антимонопольного регулирования прорабатывается вопрос создания в рамках ЕАЭС агрегатора электронных торговых площадок государственных и муниципальных закупок, что может стать основой для разработки цифровой платформы для обеспечения сделок товарами и услугами между предприятиями ЕАЭС.
В рамках механизма таможенного регулирования союза разрабатывается единый механизм прослеживаемости товаров, в перспективе предусматривающий внедрение «электронной счет-фактуры» во внутренней и внешней торговле в рамках Союза, а также система маркировки товаров, направленная на сокращение нелегального оборота фис-
кально значимых товаров. С 2014 г. в России успешно реализуется проект маркировки меховых изделий, в настоящее время по результатам эксперимента прорабатываются пилотные проекты по маркировке других групп товаров (обуви, текстильных изделий, лекарственных средств, продовольственных товаров, машиностроительной продукции). В
2018 г. Правительством РФ утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке: с марта 2019 г. маркируются табачные изделия, с июля
2019 г. — обувь, с декабря 2019 г. — духи и туалетная вода, некоторые товары легкой промышленности, фотоаппараты и лампы-вспышки, шины и пневматические покрышки, с января 2020 г. — лекарства [6, 7]. Однако в целом данные проекты представляют собой разрозненные элементы «цифровизации» определенных отраслей экономики и секторов наднационального регулирования, до настоящего времени не сформирован базис для развития «цифровой повестки» ЕАЭС, не реализуются конкретные проекты, направленные на ускорение процессов промышленной кооперации и модернизации промышленности государств-членов ЕАЭС. В рамках реализации данных задач принципиальными являются следующие направления. Реализация всех без исключения проектов цифрового развития в ЕАЭС при одновременном обеспечении информационной безопасности невозможны без унификации процессов использования информационно-телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, внедрения отечественного программного обеспечения и технологий в общие процессы в рамках ЕАЭС что на начальном этапе предполагает необходимость формирования общего реестра таких программ, баз данных и ИКТ-оборудования. В России переход к использованию отечественного программного обеспечения объективно ускорился в связи с усилением санкционного давления, наличием реальных угроз в сфере
информационной безопасности, в том числе для стратегических важных инфраструктурных, энергетических, транспортных объектов. В настоящее время сформирован Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, включающий более 2,6 тыс. программных продуктов по 22 классам программного обеспечения. Формирование общих реестров программ, баз данных и ИКТ-оборудования в рамках ЕАЭС позволит подтвердить их происхождение из государств-членов ЕАЭС при участии в государственных и муниципальных закупках, оказывать государственную поддержку национальным правообладателям программного обеспечения.
В сфере торгово-экономического сотрудничества государств-членов ЕАЭС актуальным вопросом является формирование единой цифровой платформы для взаимодействия промышленных предприятий и научных учреждений. Начало данной работе положено созданием агрегатора электронных торговых площадок государственных и муниципальных закупок в рамках ЕАЭС, а также Евразийской сети трансфера технологий и Евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации.
Концепция создания евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации, утвержденная Советом Евразийской экономической комиссии в 2016 г., предусматривает объединение разрозненных национальных систем и региональных площадок промышленной субконтрактации в единое целое. Структура сети предусматривает два уровня — национальный уровень, включающий национальные органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере обеспечения экономического развития, и наднациональный уровень с полномочиями Евразийской экономической комиссии по координации создаваемой сетевой структуры. Объединяющим ядром Евразийской сети должна стать единая информационная система
промышленности, включающая в себя Единый реестр сведений о промышленных предприятиях Союза. Возможность поиска партнеров по кооперации будет осуществляться посредством соответствующих сервисов через витрину на официальном домене Комиссии [8].
В 2017 г. запущен в опытную эксплуатацию www.eurasianindustry.org — ресурс, предоставляющий участникам сети возможность использовать определенный набор сервисов для поиска партнеров. В конце 2018 г. прошел апробацию рабочий прототип (модель) витрины сервисов евразийской сети промышленной субконтрактации, который был разработан на базе российского национального сегмента. Одновременно было проведено апробирование механизмов подключения национальных сегментов, а также подготовлены проекты документов, являющиеся методической базой для функционирования сети.
Объединение разрозненных площадок в единую сеть промышленной кооперации и субконтрактации позволит создавать базы данных предприятий государств-членов ЕАЭС и осуществлять их ранжирование по финансово-экономическим показателям, анализировать спрос и предложения по отдельным товарным позициям, работам, услугам в рамках всего Союза, выявлять кооперационный потенциал в сфере промышленного производства, исключить дублирование при реализации инвестиционных проектов, закупку иностранного оборудования и материалов при наличии уже готовых технологических решений в других государствах ЕАЭС.
В области машиностроения приоритетное значение имеет техническое и технологическое переоснащение предприятий. Согласно оценкам Евразийской экономической комиссии степень износа оборудования в области машиностроения в целом по ЕАЭС достигает 70 %, а импортозависимость в области станочного оборудования составляет 90 %, что свидетельствует о фактически полном отсутствии отрасли станкостро-
ения в государствах-членах ЕАЭС [9]. При этом Вассернаарские договоренности, дополняемые национальными ограничениями в области экспортного контроля ограничивают поставку более 30 современных видов станочного оборудования из развитых стран, «сложных» токарных и фрезерных станков с точностью выше 6 микрометров, шлифовальных станков с точностью выше 3 микрометров, синхронных пяти координатных станков, а также программного обеспечения к ним.
В настоящее время Евразийской экономической комиссией проводится работа по созданию Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, который будет объединять производственные технологии в данной сфере и помогать потребителям найти союзные аналоги зарубежному оборудованию и технологиям. Вместе с тем полноценная реализация кооперационного потенциала в данной сфере предполагает интеграцию компетенций станкостроительных предприятий государств-членов ЕАЭС в целях создания единого станкостроительного холдинга Союза. Деятельность холдинга как интегратора технологического развития в сфере станкостроения в целях обеспечения промышленного комплекса ЕАЭС современными средствами производства должна быть тесно взаимосвязана с работой по обеспечению функционирования операторов научного сотрудничества — евразийских технологических платформ [10].
Одну из ключевых ролей в процессах цифровой трансформации промышленности будет играть аддитивное производство, которое, в отличие от современных «вычитающих» производственных технологий с использованием механической обработки, предусматривает послоевое создание объектов с использованием 3D-принтеров. Аддитивное производство охватывает весь жизненный цикл товара, от проектирования изделия в соответствии с новыми технологическими нормами и маршрутами до получения функционально завершенного
изделия. Преимуществами данного типа производства являются: большой потенциал для создания продукции сложных конструкций и сочетаний материалов, значительная экономия средств при запуске производства за счет возможности хранения и воспроизведения данных в цифровом виде, возможности внесения корректировок в производственный процесс практически на любом этапе, широкие возможности адаптации производства к потребностям заказчиков, сокращение логистических затрат.
В рамках ЕАЭС наибольших успехов достигла Россия, где формируются центры компетенций и подготавливаются стандарты для данного сегмента промышленности. Так, правительственной рабочей группой на базе Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов при участии ведущих НИИ, государственных корпораций, холдингов разработан комплексный план мероприятий по развитию и внедрению аддитивных технологий в РФ на период до 2025 г. Госкорпорацией «Росатом» создана специализированная дочерняя компания, на которую возложены задачи единого отраслевого интегратора по развитию технологий трехмерной печати, в том числе производство 3D-принтеров и их компонентов и материалов для печати, разработка программного обеспечения для аддитивного производства, непосредственное выполнение услуг по печати. В настоящее время компанией разработан промышленный 3D-принтер второго поколения, заключены соглашения и реализованы проекты сотрудничества с рядом ведущих профильных НИИ и корпораций (Курчатовским институтом, МИФИ, Институтом стали, МГТУ им. Баумана, ВНИИАМ, ЦНИИТМАШ, «Ростехом», «Роскосмосом»). Развитие аддитивных технологий реализуется в рамках России при наличии достаточного для кооперации научно-технического потенциала, фундаментальной школы научных исследований у других государств-членов ЕАЭС, что предполагает необходимость
рассмотрения в рамках ЕАЭС вопросов создания единой информационной среды для производства аддитивных технологий, разработку программного обеспечения, наднациональных стандартов, подготовку кадров в данной сфере.
Выводы
Запуск масштабной программы цифровизации промышленной кооперации в Евразийском экономическом союзе полностью коррелирует с общемировыми тенденциями и нацелен на качественные трансформационные изменения в области науки и техники, промышленных технологий, искусственного интеллекта, создания систем обработки больших объемов данных в ЕАЭС. Формирование новой цифровой платформы промышленной кооперации государств-членов ЕАЭС становится объективной необходимостью в контексте новых требований, которые предъявляются к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным система и сервисам в эпоху цифровой экономики.
Результаты исследования, представленного в статье, показывают, что к настоящему времени технологии цифровой экономики частично нашли свое применение в сфере таможенного, антимонопольного регулирования, торговой, транспортной сфере, однако в сфере промышленной кооперации необходимо существенное углубление кооперации по следующим направлениям [10]:
- формирование общих реестров программ, баз данных и информационно-телекоммуникационного оборудования в рамках ЕАЭС;
- создание станкостроительного холдинга, призванного обеспечить максимальное возможное вовлечение в указанный процесс станкостроительных предприятий государств-членов ЕАЭС;
- объединение разрозненных национальных систем и региональных площадок промышленной субконтрактации в евразийскую сеть промышленной кооперации и субконтрактации;
- развитие в ЕАЭС технологий аддитивного производства.
Библиографический список
1. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 г. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.customs.ru.
2. Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза в 2018 г.». [Электронный ресурс]. — http://www.eurasiancommission.org.
3. Шурубович, А. В. Евразийская интеграция и экономическая модернизация: роль человеческого капитала // Вестник института экономики РАН. — 2019. — № 1. — С. 126-143.
4. Липунцов, Ю. П. Формирование информационного пространства цифровой экономики // Вестник института экономики РАН. — 2018. — № 6. — С. 90-102.
5. Логинов, В. В., Шкута, А. А., Логинова, В. Е., Сорокин, Д. Д. Формирование системных механизмов научно-технической кооперации в рамках ЕАЭС с учетом стратегических трендов четвертой промышленной революции // Вестник экономической безопасности. — 2017. — № 3. — С. 205-210.
6. Карлик, А. Е., Кречко, С. А., Платонов, В. В. Промышленная кооперация стран-членов ЕАЭС в перспективе мировой экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2017. — № 3. — Т. 8. — С. 384-393.
7. Иванова, О. Б., Хапилин, А. Ф., Хапилин, С. А. Перспективы совершенствования российской системы таможенного регулирования на современном этапе развития евразийской экономической интеграции // Финансовые исследования. — 2018. — № 4. — С. 166-172.
8. Цветков, В. А., Степнов, И. М., Ковальчук, Ю. А. Реализация стратегий новой индустриализации экономики // Инвестиции в России. — 2016. — № 3 (254). — С. 39-44.
9. Решение Евразийского межправительственного совета № 1 от 13.04.2016 «О концепции создания Евразийского инжинирингового центра по станкостро-
ению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.eurasiancommission.org.
10. Государственная поддержка инновационной экономики: проблемы и решения на примере государств — членов Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Аналитический вестник. — № 56 (655). — Режим доступа : http://council.gov.ru.
Bibliographic list
1. Customs service of Russian Federation in 2018. Reference materials to enlarged meeting of board of FCS of Russia [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.customs.ru.
2. Report «About condition of mutual trade between member states of Eurasian Economic Union in 2018» [Electronic resource]. — Mode of access : http://www. eurasiancommission.org.
3. Shurubovich, A. V. Eurasian integration and economic modernization: role of human capital // Vestnik of institute of economy of RAS. — 2019. — № 1. — P. 126-143.
4. Lipuntsov, Yu. P. Formation of information space of digital economy // Messenger of institute of economy of RAS. — 2018. — № 6. — P. 90-102.
5. Loginov, B. B., Shkuta, A. A., Logi-nov, V. E., Sorokin, D. D. Formation of system mechanisms of scientific and technical cooperation within EEU taking into account strategic trends of fourth industrial revolution // Messenger of economic security. — 2017. — № 3. — P. 205-210.
6. Karlik, A. E., Krechko, S. A., Pla-tonov, V. V. Industrial cooperation of member countries of EEU in the long term world economy // MID (Modernization. Innovations. Development). — 2017. — № 3. — Vol. 8. — P. 384-393.
7. Ivanova, O. B., Khapilin, A. Ph., Khapilin, S. A. Prospects of improvement of Russian system of customs regulation at the present stage of development of Eurasian economic integration // Financial researches. — 2018. — № 4. — P. 166-172.
8. Tsvetkov, V. A., Stepnov, I. M., Ko-valchuk, Yu. A. Realization of strategy of
new industrialization of economy // Investments in Russia. — 2016. — № 3 (254). — P.39-44.
9. Decision of Eurasian intergovernmental council № 1 from 13.04.2016 «About concept of creation of Eurasian engineering center for machine-tool construc-
tion» [Electronic resource]. — Mode of access : www.eurasiancommission.org.
10. State support of innovative economy: problems and decisions on example of member states of EEU [Electronic resource] // Analitical bulletin. — № 56 (655). — Mode of access : http://council.gov.ru.
М. Б. Стрюков, Л. В. Сахарова, Т. В. Алексейчик, Т. В. Богачёв
ОЦЕНКА ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ КОМПЛЕКСНЫХ И ТЕМАТИЧЕСКИХ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРКАХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ
Аннотация
Для принятия обоснованных управленческих решений на различных уровнях управления налоговыми органами необходимо выявить резервы по мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, определить диспропорции в работе налоговых органов и пути их устранения, разработать приоритетные направления их развития. Предлагается метод оценки работы отделений Федеральной налоговой службы при их аудиторских проверках с учетом важности каждого направления деятельности и системности ошибок по каждому показателю направления на основе теории нечетких множеств.
Ключевые слова
Теория нечетких множеств, нечеткий многоуровневый классификатор, анализ эффективности работы организаций и учреждений, аудиторские проверки налоговых органов.
M. B. Stryukov, L. V. Sakharova, T. V. Alekseychik, T. V. Bogachiov
EVALUATION OF VIOLATIONS FOUND AT COMPLEX AND THEMATIC AUDIT
CHECKS OF TAX AUTHORITIES BASED ON THEORY OF FUZZY SETS
Annotation
For adoption of justified management decisions at various levels of management of tax authorities it is necessary to reveal reserves on mobilization in budgetary system of tax income and other obligatory payments, to define disproportions in work of tax authorities and a way of their elimination, to develop the priority directions of their development. Method is proposed for evaluating the work of Federal Tax Service departments during their audits, taking into account the importance of each activity and the systematic errors for each indicator of direction using methods based on theory of fuzzy sets.
Keywords
Fuzzy set theory, fuzzy multi-level classifier, performance analysis of organizations and institutions, audits of tax authorities.