Научная статья на тему 'Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и КНДР в современных геополитических реалиях'

Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и КНДР в современных геополитических реалиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР (Северная Корея) / Россия / экономическое сотрудничество / безопасность / баланс сил / Корейский полуостров / санкции / торговля / российско-северокорейское сотрудничество / DPRK (North Korea) / Russia / economic cooperation / security / balance of power / Korean peninsula / sanctions / trade / Russian-North Korean cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранова Ю.В., Стецун М.С., Храменко Е.А.

Долгие годы после распада СССР и перехода российской экономики на рыночные рельсы наблюдался спад в российско-северокорейском сотрудничестве как в экономической, так и политической сферах. Тем не менее, начавшаяся в феврале 2022 г. специальная военная операция РФ в Украине и реализация российской политики «поворот на Восток» заставили руководство страны пересмотреть свою политику в отношении Корейской Народно-Демократической Республики. Пхеньян стал одним из немногих акторов на международной арене, открыто поддержавших Москву, что простимулировало новый виток развития двусторонних экономических отношений в условиях санкционного режима. В данной работе авторы попытаются проанализировать перспективы российско-северокорейской кооперации в области наращивания экономических и торговых связей с учетом современной обстановки, сложившейся как на Корейском полуострове, так и на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for trade and economic cooperation between Russia and the DPRK in modern geopolitical realities

For many years after the collapse of the USSR and the transition of the Russian economy to market tracks there was a decline in Russian-North Korean cooperation in both economic and political spheres. Nevertheless, the special military operation of the Russian Federation in Ukraine that began in February 2022 and the implementation of the Russian policy of “ Russia’s turn to the East” forced the country’s leadership to reconsider its policy towards the Democratic People’s Republic of Korea. Pyongyang became one of the few actors in the international stage who openly supported Moscow, which stimulated a new round of development of bilateral economic relations under the sanctions regime. While writing this scientific paper, the authors will try to analyses the prospects for Russian-North Korean cooperation in the field of building economic and trade ties, taking into account the current situation on both the Korean peninsula and the world arena.

Текст научной работы на тему «Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и КНДР в современных геополитических реалиях»

Баранова Ю.В.

Студент 4-го курса Восточного Института - Школы региональных и международных исследований направления подготовки

41.03.05 Международные отношения. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).

Стеиун М.С.

Дальневосточный федеральный университет.

Храменко Е.А.

Студент 4-го курса Восточного Института - Школы региональных и международных исследований направления подготовки

41.03.05 Международные отношения. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).

Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и КНДР в современных геополитических реалиях

Введение

Глобальный политический и мировой экономический кризисы, несомненно, оставили глубокий отпечаток на внешнеполитической стратегии Российской Федерации в условиях санкционного режима, введенного Западным миром, и проведения СВО в Украине. Новая геополитическая реальность такова, что к 2024 г. количество дружественных государств по отношению к Москве значительным образом сократилось, особенную важность этот аспект приобретает в случае, если мы рассматриваем территориальных соседей, с которыми граничит РФ. В данном вопросе немаловажную роль играет Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), являющееся одной из стран, которые поддержали российскую внешнеполитическую линию в отношении украинского кризиса и «противостояния политике коллективного Запада».

Более того, Северная Корея стала одной из первых и немногих государств, которые признали новые субъекты (регионы), вошедшие в состав РФ, на официальном уровне [15]. Также Пхеньян на постоянной основе голосует против антироссийских резолюций в ООН, тем самым демон-

стрируя свою политическую поддержку России на международной арене. Еще в 2022 г. северокорейское руководство официально заявило о готовности идти бок о бок и сидеть в «одном окопе» с российским народом в борьбе за безопасность и суверенитет государства [24].

Именно ввиду изменившейся геополитической обстановки на карте мира и неминуемого формирования контуров новой системы международных отношений российская внешняя политика меняет свой вектор на Восток (преимущественно в экономическом и политическом отношении), стимулирует развитие стабильных торгово-экономических контактов со странами Северо-Восточной Азии в том числе, что невозможно без построения модели региональной безопасности. Однако для этого следует разрешить остро стоящий на повестке дня вопрос международной изоляции Северной Кореи на Корейском полуострове.

Торгово-экономическое сотрудничество между РФ и КНДР может стать необходимым толчком к выстраиванию многовекторных долгосрочных отношений с Пхеньяном, снижению напряжённости в регионе, а также постепенному выведению Северной Кореи из статуса «международного изгоя» и государства, находящегося под санкциями Совета Безопасности ООН.

Состояние российско-северокорейских отношений в начале XXI века

В 2000-2001 гг. российским руководством были предприняты попытки не допустить дальнейшей эскалации в отношениях между РФ и КНДР посредством проведения визитов на высшем уровне. В ходе данных встреч даже удалось достичь договоренностей в сфере возобновления торгово-экономических связей на рыночных механизмах [20]. Однако попытки реализации инфраструктурных проектов в КНДР к 2010 году не принесли желаемых результатов.

Тем не менее, главным препятствием на пути возобновления экономических связей стали непогашенные задолженности по кредитам на внутриэкономические и военные нужды Пхеньяна - сумма долга составляла 11 млн долл. на момент переговоров [4]. Внутри политических элит РФ не было единства по поводу дальнейшей стратегии действий относительно северокорейских долговых обязательств, особенно против выступала либерально направленная прослойка, входившая в руководящие круги государства.

Однако к 2011 г. конфликт был урегулирован: российская сторона списала 90% задолженности (10 млрд долл.), а оставшиеся 10% долга плани-

руется погашать в течение 20 лет [3]. Тем не менее, стоит отметить, что к этому моменту РФ уже присоединилась к некоторым пакетам санкций против КНДР.

Поворотным моментом для российско-северокорейских отношений стал саммит АТЭС, прошедший в 2012 г. в г. Владивостоке. Именно на саммите Россия официально «простила» Северной Корее 90% долговых обязательств.

Еще больший стимул для углубления двусторонней кооперации придал начавшийся в 2014 г. «Украинский кризис» и первые санкции против Москвы после вхождения Крыма в состав Российской Федерации.

Более того, после украинского кризиса было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между РФ и КНДР [7], было принято решение увеличить товарооборот до 1 млрд. долл. [18], был утвержден переход на расчеты в рублях, а также состоялось подписание первых договоров об открытии корреспондентских счетов банков Пхеньяна в банках Российской Федерации [7].

Этот факт подтверждают статистические данные за 2014 г.: торговля между РФ и КНДР составила 92 млн долл., а КНДР стала 113-м торговым партнером России [19]. Согласно данным южнокорейской организации КОТИЛ, Москва и вовсе стала вторым международным торговым партнером Пхеньяна (доля - 1,35%), в то время как первое место традиционно занимала КНР (90%) [25].

Также стоит отметить, что в 2015 г. состоялось первое заседание Делового совета РФ - КНДР в Москве, а 30 ноября того же года было подписано соглашение о сотрудничестве в области электроэнергетики (в статьи соглашения вошли как поставка электричества, так и строительство и реконструкция электростанций) [16].

Фактически, КНДР была заинтересована в подобном расширении торгово-экономических связей с РФ, так как Китай практически установил монопольное право на торговлю с Северной Кореей. Более того, российская сторона начала предлагать выгодные инфраструктурные проекты, которые могли быть реализованы на территории КНДР.

Так, в конце 2014 г. началась модернизация железнодорожного участка Раджин (КНДР) - Хасан (Россия, Приморский край), а также строительство современного грузового терминала в северокорейском порту Раджин. Проект реализовывался совместным предприятием «РасонКон-Транс» (70% уставного капитала принадлежит ОАО «РЖД») по условиям договора с корейской стороной взят в аренду на 49 лет [21]. Поми-

мо своей роли в качестве маршрута прямых поставок продукции между нашими странами, в первую очередь угля, этот коридор имеет и важное политическое значение с точки зрения перспектив для реализации проекта Транскорейской железной дороги, которая открыла бы прямой наземный маршрут из Республики Корея до Западной Европы через Транссибирскую магистраль [9]. Примечательно, что российские инвестиции составили более 250 млн долл. и посредством нового транспортного узла осуществлялась перевозка угля в Китай через Северную Корею в объеме 2 млн т в год [6].

Однако в период с 2014 по 2016 гг. темпы развития торгово-экономического сотрудничества оставались низкими. Причинами тому послужил ряд факторов: низкий уровень экономических мощностей КНДР, дефицит национальной валюты Пхеньяна (что вызывало определённые трудности при расчетах с РФ), внешнеполитические препятствия в виде эскалации напряженности на Корейском полуострове и ядерной программы Северной Кореи, а также недостаток доверия среди российских инвесторов и представителей крупного бизнеса в надежности КНДР в качестве устойчивого торгово-экономического партнера.

Ситуация обострилась в еще больших масштабах в 2016-2017 гг., когда Советом Безопасности ООН был принят ряд санкционных мер в отношении Пхеньяна. Фактически, данные резолюции ввели КНДР в статус международного изгоя в экономической сфере, отрезав государство от мировой финансовой системы и сведя практически к нулю экспортные возможности северокорейской экономики.

Более того, ситуация оказалась критической и для дальнейшего развития российско-северокорейского экономического сотрудничества, так как Российская Федерация присоединилась к пакетам санкций. В результате Москва перестала приобретать у Пхеньяна медь, никель, серебро и цинк, российские банки закрыли свои филиалы и представительства, а также запрещалась поставка нефти и нефтепродуктов, вертолетов, морских судов и товаров двойного назначения в КНДР.

В 2020 г. КНДР и вовсе приостановила трансграничные перевозки и отрезала себя от внешнего мира вследствие вспышки СОУГО-19. А в 2021 г. проект Раджин-Хасан и вовсе приостановил свою деятельность из-за закрытия границ со стороны КНДР, когда трансфер грузов стал невозможен.

Так, по данным ФТС РФ, в последний раз товарооборот между государствами был зафиксирован в статистическом виде лишь в 2020 г.

(не принимая во внимание январь-май 2021 г.) и составил 42,7 млн долл. В основном на данное значение пришёлся российский экспорт, который подходил под статьи гуманитарной помощи Пхеньяну [13], и поставки нефтепродуктов в рамках квоты, одобренной СБ ООН (примечательно, что в последний раз РФ следовала квоте, установленной СБ ООН в 2021 г., что, вероятно, связано с началом СВО в 2022 г. и последующей санкционной блокадой).

Стоит также подчеркнуть, что общий негативный эффект от санкций мог составить 4,6-8,2 млрд долл. США (примерно 20-25% оценочного значения ВВП страны). Рецессия в горнодобывающей промышленности составила 17%, в обрабатывающей - 9,1% [23]. Тем не менее, даже такая статистика не вызвала серьезного падения ВВП страны: ущерб от санкций был частично компенсирован за счет использования «серых» (нелегальных) каналов внешнеэкономической и финансовой деятельности в обход санкционного режима [12].

Современный этап двусторонних торгово-экономических отношений и перспективные сферы сотрудничества РФ и КНДР

Прежде всего стоит отметить, что 2022 г. стал повторным как для России, так и для Северной Кореи. Во-первых, руководство Пхеньяна оказало поддержку Москве по дипломатическим каналам связи после начала СВО и обрушившегося санкционного давления на РФ. Во-вторых, российская внешняя политика и экономика окончательно «развернулись» на Восток. Следовательно, Северная Корея снова начала входить в зону стратегических интересов РФ, в то время как КНДР остро нуждалась в экономической помощи извне, так как основным торговым партнером для государства все еще являлся Китай.

А с ноября 2022 г. вновь начали реализовываться небольшие партии железнодорожных грузоперевозок по некогда замороженному пограничному переходу Хасан-Туманная (в Северной Корее носит название «Туманган») [14].

Вероятно, 2023 г. стал прорывным в двусторонних отношениях. Так, в сентябре 2023 г. состоялся визит на высшем уровне северокорейского лидера Ким Чен Ына на Дальний Восток России, где состоялась встреча с президентом РФ Владимиром Путиным и губернатором Приморского края Олегом Кожемяко. Прежде всего стоит отметить, что состоялись встречи на космодроме Восточный, где был представлен космический ракетный комплекс «Союз-2» и процесс сборки новой ракеты-носителя

«Ангара». Также северокорейский лидер посетил авиационный завод имени Ю.А. Гагарина и производственный центр компании гражданского дивизиона ОАК «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре, где было продемонстрировано агрегатно-сборочное производство истребителей и окончательная сборка самолетов Су-35, авиационного комплекса Су-57 и сборки 81-100 [8].

По итогам визита на высшем уровне лидеры государств заявили о том, что собираются сотрудничать в сфере развития космических технологий. Более того, президент России отметил, что у российско-северокорейского партнерства неплохие перспективы даже в рамках санкционного режима, наложенного на КНДР. То есть существуют направления взаимодействия в сфере ВПК, не затрагивающие статей санкционных резолюций ООН. А также были выделены и другие сферы сотрудничества в виде сельского хозяйства, развития транспортных коммуникаций, туризма и строительства [1].

Кроме того, в июле 2023 г. бывший министр обороны РФ Сергей Шойгу (в мае 2024 г. эту должность занял Андрей Белоусов) посетил КНДР для проведения переговоров со своим коллегой Кан Сун Намом, северокорейским лидером Ким Чен Ыном и принятия участия в военном параде в честь 70-летия со дня заключения перемирия в корейской войне 1950-1953 гг. (в КНДР называют Днем Победы в великой Отечественной освободительной войне). После визита Пхеньян заявил о том, что выражает «полную поддержку справедливой борьбе армии и народа России за защиту суверенитета и безопасности страны», а также крайне заинтересован и «дальше укреплять сотрудничество и солидарность в одном окопе антиимпериалистической борьбы» [5].

Тем не менее, одним из важнейших событий в области двустороннего торгово-экономического сотрудничества стало прошедшее в ноябре 2023 г. в Пхеньяне 10-е заседание Межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и КНДР. Северокорейская сторона заявила о том, что «отношения между государствами вышли на новый уровень» [26].

В свою очередь российский представитель в лице министра природных ресурсов и экологии А. Козлов поставил цель увеличить объём двустороннего товарооборота до уровня, который наблюдался до пандемии, отдельно подчеркнув, что с начала 2023 г. он уже вырос до 28 млн долл. [22]. Россия также поставляет свою сельскохозяйственную продукцию, а с 2024 г. начался экспорт и мясной продукции в КНДР.

Говоря о туризме, в КНДР построен горнолыжный курорт Масикрен для иностранных граждан, а также в фазе активного строительства находится Вонсан-Кальмаская туристическая зона, включающая в себя 4-километровый пляж, отели и гостиницы [10].

Более того, стоит отметить, что с августа 2023 г. было возобновлено чартерное авиасообщение между государствами. А начиная с марта 2024 г. уже налажено авиасообщение и для туристических потоков из Приморского края РФ в КНДР. Примечательно, что в конце апреля 2024 г. самая большая группа в составе 120 человек отправилась в КНДР через Владивосток: во время майских праздников туристы посетили горы Мехян, музей Коре, парковую зону Тэсон [2]. Таким образом, туризм становится одним из самых перспективных направлений двустороннего сотрудничества, что особенно важно для северокорейской экономики и для продвижения положительного образа коммунистической Северной Кореи в глазах российских граждан.

Не менее приоритетным является и сотрудничество с приграничными регионами РФ, например, с Приморским краем, особенно в сфере логистики, спортивных, гуманитарных, культурных и образовательных обменов. Так, 13 мая 2024 г. губернатор Приморья заявил о том, что железнодорожное сообщение между северокорейским городом Расон и российским г. Владивостоком будет возобновлено [11]. Кроме того, все еще перспективным считается проект возведения автомобильного моста через реку Туманган, что также позволит нарастить товарооборот между странами и увеличить турпоток посредством внедрения альтернативного способа пересечения границы между двумя странами.

Также стоит отметить и научно-образовательный трек развития двусторонних отношений. В апреле 2024 г. губернатор Приморья вместе с министром образования Северной Кореи обсудили финансирование студенческих обменов между РФ и КНДР. Во-первых, КНДР нуждается в высококвалифицированных специалистах в сферах 1Т, точных наук, а также переводчиках со знанием русского языка [17]. Во-вторых, для российского востоковедения (корееведения) учёба в Северной Корее имеет особое значение для практических исследований молодых специалистов. Более того, 13 мая 2024 г. научно-технологическая делегация КНДР отправилась с визитом в Россию, что свидетельствует о взаимном интересе в таком сотрудничестве.

Также северокорейская сторона может быть заинтересована и в энергетических мощностях РФ, так как у самой КНДР ее катастрофи-

чески не хватает (особенно в сфере выработки электроэнергии и АЭС). Кроме того, не менее важной проблемой для экономики Пхеньяна является нехватка нефти и нефтепродуктов, так как на территории страны отсутствуют заводы по переработке нефти и на страну наложены санкции в отношении импорта иностранной нефти (квота: 500 тыс. баррелей в год).

В свою очередь КНДР может предложить России совместную георазведку на своей территории, так как страна богата залежами минеральных ресурсов. Более того, российский Дальний Восток крайне нуждается в корейской рабочей силе для реализации инфраструктурных проектов, которые успешно осуществлялись силами северокорейских рабочих до введения санкционных резолюций.

Заключение

Подводя итоги, авторам хотелось бы подчеркнуть тот факт, что на современном этапе международная система переживает свой кризис. Рушится старая система международных отношений, уступая медленно формирующемуся регионализму (многополярной системе). Российская Федерация рассматривает Северо-Восточную Азию как один из новых полюсов мирового сопряжения, поэтому выстраивание дружественных отношений как со своими соседями на границах, так и в общем с государствами региона является стратегически важной задачей для страны. Кроме того, Россия стремится занять нишу медиатора на международной арене между конфликтующими сторонами. Мы полагаем, что Москва также заинтересована в статус-кво на Корейском полуострове и недопущении эскалации между двумя Кореями, что может стать угрозой национальной безопасности РФ на территории приграничных субъектов страны (например, Приморский край).

По мнению авторов, окончательной целью России является выведение КНДР из международной изоляции при содействии Китая и получение долгосрочного надежного партнера и союзника в лице Пхеньяна. Северная Корея, вероятно, стала инициатором активного сближения с РФ, так как именно она стала первым государством, поддержавшим Москву после начала СВО и после прошедших референдумов о вступлении новых субъектов в состав РФ. Однако одного политического единства недостаточно для продолжительного конструктивного диалога, поэтому углубление торгово-экономического сотрудничества - крайне важная задача. И все же санкционные резолюции СБ ООН накладывают определенные

запреты и препятствия на пути к высокому уровню товарооборота между двумя странами.

Тем не менее, стоит понимать, что на данном этапе политические задачи являются первоочередными во внешнеполитической стратегии РФ, когда экономические - базисом для поддержания первых.

Список литературы:

1. Артем Геодакян. Песков: Москва будет развивать отношения с Пхеньяном без оглядки на мнение других стран // TASS. 07-10-2023 // URL: https://tass.ru/politika/18675867 (Дата обращения: 14.05.2024)

2. Артем Грачев. Самая большая группа туристов отправилась из Приморья в КНДР // РБК. 29-04-2024 // URL: https://prim.rbc. ru/prim/freenews/662f3e509a79478bc2e5cfe7 (Дата обращения: 14.05.2024)

3. Борис Кавашкин. Россия списала около $10 млрд долга КНДР // TASS. 05-05-2014 // URL: https://tass.ru/ekonomika/1167008 (Дата обращения: 13.05.2024)

4. Булычев Г.Б., Яковлев А.А. Потенциал партнерства с КНДР: экономические плюсы и политические минусы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2023. № 1. С.173.

5. Елена Черненко. Россия с КНДР засели в одном окопе // Газета «Коммерсантъ». 27-07-2023 // URL: https://www.kommersant. ru/doc/6125180 (Дата обращения: 13.05.2024)

6. Захарова Л.В. Перспективы экономических отношений России и КНДР в новых геополитических условиях // Мировое и национальное хозяйство. 2023. № 4 (64). С. 16-30.

7. Захарова Л.В. Экономические отношения России и КНДР в XXI в / Л.В. Захарова // Азия и Африка сегодня. 2015. № 5 (694). С. 15-21.

8. Как проходит визит Ким Чен Ына в Россию. Фоторепортаж // РБК. 15-10-2023 // URL: https://www.rbc.ru/photoreport/15/09/

2023/650164339a79478517cbe2a4 (Дата обращения: 14.05.2024)

9. Канаев Е.А., Данилова О.А., Пятачкова А.С., Терских М.А. и др.; под ред. Карпинской Е.О., Гавриловой С.М. Продвижение экономических интересов России в странах Восточной Азии // Российский совет по международным делам (РСМД). 2022. № 72. 140 с.

10. Кожемяко анонсировал новые туристические туры из Приморья в КНДР с апреля // Ведомости. 22-03-2024 // URL: https:// www.vedomosti.ru/strana/far_eastern/news/2024/03/22/1027363-turisticheskie-turi-primorya-kndr (Дата обращения: 14.05.2024)

11. Кожемяко: между КНДР и Приморьем возобновится железнодорожное сообщение // PrimaMedia. 13-05-2024 // URL: https://primamedia.ru/news/1745927/ (Дата обращения: 14.05.2024)

12. Коргун И.А. К вопросу о продуктивности санкций в отношении КНДР / И.А. Коргун, Г.Д. Толорая // Полис. Политические исследования. 2022. № 3. С. 80-95

13. О торгово-экономическом сотрудничестве России и КНДР // официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/3d766ed4432925428e0e5f2add1c8f1c/TEC_DPRK_ May_2021.pdf

14. Россия и КНДР спустя два года возобновили железнодорожное сообщение // РИА Новости 02-11-2022 // URL: https://ria. ru/20221102/kndr-1828547678.html (Дата обращения: 14.05.2024)

15. Северная Корея поддержала вхождение новых регионов в состав России // РБК. 04-10-2022 // URL: https:// rg.ru/2022/10/04/v-mid-kndr-privetstvovali-vhozhdenie-novyh-regionov-v-sostav-rossii.html?ysclid=lw67gb10fg249286227 (Дата обращения: 12.04.2024)

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о сотрудничестве в области электроэнергетики // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/43727/

17. Студентов из Северной Кореи ждут в Приморье // Vostok.Today. 08-04-2024 // URL: https://vostok.today/50096-studentov-iz-severnoj-korei-zhdut-v-primore.html (Дата обращения: 14.05.2024)

18. Товарооборот Дальнего Востока с КНДР к 2020 году увеличится до 1 миллиарда долларов // DVHAB.RU. 05-06-2014 // URL: https://www.dvnovosti.ru/khab/2014/06/05/21194/ (Дата обращения 13.05.2024)

19. Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2014 г. // Внешняя торговля России. 01.04.2016 // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2016-04/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kndr-severnoy-koreey-v-2014-g/ (Дата обращения 13.05.2024)

20. Торкунов А.В., Толорая Г.Д., Дьячков И.В. Современная Корея: метаморфозы турбулентных лет (2008-2020 гг.). // М.: Акционерное общество «Издательство "Просвещение"». 2021.

21. Хонг Вансок. Трехстороннее сотрудничество РФ, РК и КНДР сквозь призму политики и экономики. Взгляд из Республики Корея // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения, 2020. № 13 (2). С. 225-237.

22. Юрий Смитюк. В Минприроды заявили, что РФ может начать поставки мясной продукции в КНДР в 2024 году // TASS. 17-10-2023 // URL: https://tass.ru/ekonomika/19309709 (Дата обращения: 13.05.2024)

23. Kim I., Lee J. Sanctions for nuclear inhibition: Comparing sanctions conditions between Iran and North Korea // Asian Perspective. 2019. № 43 (1). P. 95122.

24. Press Statement of Kim Yo Jong, Vice-Department Director of CC, WPK. // KCNA. 27-01-2023 // URL: http://kcna.kp/en/article/q/

60be08b71a5f20dab464edf99dcbe060.kcmsf (Дата обращения: 12.04.2024)

25. ^^ ^ 1990 ~ 2022 // KOSIS 03-08-2023 // URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&tblId=DT_1ZG A32&conn_path=I3 (Дата обращения 13.05.2024)

26. Progress of the 10th Meeting of the Trade Economy and Science and Technology Cooperation Committee between the Government of the Democratic People's Republic of Korea and the Government of the Rosiya Alliance // Chosun Central Tong. 16-10-2023 // URL: http://www.kcna.kp/kp/article/q/1261089895385e5474595475a611502e.kcmsf (Дата обращения: 13.05.2024)

Bibliography

1. Artem Geodakyan. Peskov: Moscow will develop relations with Pyongyang without regard to the opinions of other countries // TASS. 07-10-2023 // URL: https://tass.ru/politika/18675867 (05.14.2024)

2. Artem Grachev. The largest group of tourists went from Primorye to the DPRK // RBC. 04/29/2024 // URL: https://prim.rbc.ru/prim/

freenews/662f3e509a79478bc2e5cfe7 (05.14.2024)

3. Boris Kavashkin. Russia wrote off about $10 billion of North Korea's debt // TASS. 05-05-2014 // URL: https://tass.ru/ekonomi-ka/1167008 (05.13.2024)

4. Bulychev G.B., Yakovlev A.A. The potential of partnership with the DPRK: economic pros and political cons // Journal of the New Economic Association. 2023. № 1. P. 173.

5. Elena Chernenko. Russia and the DPRK settled in the same trench // Kommersant newspaper. 07/27/2023 // URL: https://www. kommersant.ru/doc/6125180 (05.13.2024)

6. Zakharova L.V. Prospects for economic relations between Russia and the DPRK in new geopolitical conditions // World and national economy. 2023. № 4 (64). P. 16-30.

7. Zakharova L.V. Economic relations between Russia and the DPRK in the 21st century / L.V. Zakharova // Asia and Africa today. 2015. № 5 (694). P. 15-21.

8. How is Kim Jong-un's visit to Russia going? Photo report // RBC. 10-15-2023 // URL: https://www.rbc.ru/photoreport/15/09/2023/ 650164339a79478517cbe2a4 (05.14.2024)

9. Kanaev E.A., Danilova O.A., Pyatachkova A.S., Terskikh M.A. and etc.; edited by Karpinskaya E.O., Gavrilova S.M. Promoting Russia's economic interests in East Asian countries // Russian International Affairs Council (RIAC). 2022. № 72. 140 p.

10. Kozhemyako announced new tourist tours from Primorye to the DPRK from April // Vedomosti. 03/22/2024 // URL: https://www. vedomosti.ru/strana/far_eastern/news/2024/03/22/1027363-turisticheskie-turi-primorya-kndr (05.14.2024)

11. Kozhemyako: railway communication will resume between the DPRK and Primorye // PrimaMedia. 05/13/2024 // URL: https:// primamedia.ru/news/1745927/ (05.14.2024)

12. Korgun I.A. On the issue of the productivity of sanctions against the DPRK / I.A. Korgun, G.D. Toloraya // Polis. Political studies. 2022. № 3. P. 80-95

13. On trade and economic cooperation between Russia and the DPRK // official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation // URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/3d766ed4432925428e0e5f2add1c8f1c/TEC_DPRK_ May_2021.pdf

14. Russia and the DPRK resumed railway communication two years later // RIA Novosti 02-11-2022 // URL: https://ria.ru/20221102/ kndr-1828547678.html (05.14.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. North Korea supported the entry of new regions into Russia // RBC. 04-10-2022 // URL: https://rg.ru/2022/10/04/v-mid-kndr-priv-etstvovali-vhozhdenie-novyh-regionov-v-sostav-rossii.html?ysclid=lw67gb10fg249286227 (04.12.2024)

16. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Democratic People's Republic of Korea on cooperation in the field of electric power // Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract /43727/

17. Students from North Korea are welcome in Primorye // Vostok.Today. 08-04-2024 // URL: https://vostok.today/50096-studen-tov-iz-severnoj-korei-zhdut-v-primore.html (05.14.2024)

18. Trade turnover between the Far East and the DPRK will increase to $1 billion by 2020 // DVHAB.RU. 06/05/2014 // URL: https:// www.dvnovosti.ru/khab/2014/06/05/21194/ (05.13.2024)

19. Trade between Russia and the DPRK (North Korea) in 2014 // Foreign trade of Russia. 04/01/2016 // URL: https://russian-trade. com/reports-and-reviews/2016-04/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kndr-severnoy-koreey-v-2014-g/ (05.13.2024)

20. Torkunov A.V., Toloraya G.D., Dyachkov I.V. Modern Korea: metamorphoses of turbulent years (2008-2020). // M.: Joint Stock Company "Publishing House "Prosveshchenie"". 2021.

21. Hong Wansok. Trilateral cooperation between the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan and the DPRK through the prism of politics and economics. A view from the Republic of Korea // Bulletin of St. Petersburg University. Political science. International Relations, 2020. № 13 (2). P. 225-237.

22. Yuri Smityuk. The Ministry of Natural Resources stated that the Russian Federation may begin supplies of meat products to the DPRK in 2024 // TASS. 10-17-2023 // URL: https://tass.ru/ekonomika/19309709 (05.13.2024)

23. Kim I., Lee J. Sanctions for nuclear inhibition: Comparing sanctions conditions between Iran and North Korea // Asian Perspective. 2019. № 43 (1). P. 95122.

24. Press Statement of Kim Yo Jong, Vice-Department Director of CC, WPK. // KCNA. 27-01-2023 // URL: http://kcna.kp/en/arti-cle/q/60be08b71a5f20dab464edf99dcbe060.kcmsf (Дата обращения: 12.04.2024)

25. ^^ ^ 1990 ~ 2022 // KOSIS 03-08-2023 // URL: https://kosis.kr/statHtml/statHtml.do?orgId=101&t-blId=DT_1ZGA32&conn_path=I3 (Дата обращения 13.05.2024)

26. Progress of the 10th Meeting of the Trade Economy and Science and Technology Cooperation Committee between the Government of the Democratic People's Republic of Korea and the Government of the Rosiya Alliance // Chosun Central Tong. 16-10-2023 // URL: http://www.kcna.kp/kp/article/q/1261089895385e5474595475a611502e.kcmsf (Дата обращения: 13.05.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.