Научная статья на тему 'Перспективы развития экономического сотрудничества российской Федерации с Корейской Народно-Демократической Республикой'

Перспективы развития экономического сотрудничества российской Федерации с Корейской Народно-Демократической Республикой Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
332
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / РОССИЯ / СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Луконин С. А.

В статье рассматриваются современные экономические отношения между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой, а также дается оценка перспективам развития экономического сотрудничества РФКНДР. Отмечается, что начало сотрудничества между Россией (в лице СССР) и КНДР относится к середине 20 века, однако, подчеркивается, что власти СССР не рассматривали КНДР в качестве надежного и полноценного экономического и политического партнера. Основная причина недоверия внешняя политика Северной Кореи, направленная на маневрирование между СССР и КНР. В последнее, время в связи с активизацией попыток урегулирования проблемы Корейского полуострова, снова растет заинтересованность со стороны России в экономическом сотрудничестве с Северной Кореей. Однако развитие экономического сотрудничества между РФ и КНДР на данный момент видится, скорее, бесперспективным. Основными негативными факторами являются: отсталость северокорейской экономики, санкционный режим в отношении КНДР, невозможность гарантировать защиту и неприкосновенность российских инвестиций в КНДР. Полноценное российско-северокорейское экономическое сотрудничество возможно лишь при развитии экономического сотрудничества в треугольнике Россия-Китай-Южная Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития экономического сотрудничества российской Федерации с Корейской Народно-Демократической Республикой»

Перспективы развития экономического сотрудничества Российской Федерации с Корейской Народно-Демократической Республикой

Луконин Сергей Александрович

кандидат экономических наук, заведующий Сектором экономики и политики Китая, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук, [email protected]

В статье рассматриваются современные экономические отношения между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой, а также дается оценка перспективам развития экономического сотрудничества РФ-КНДР. Отмечается, что начало сотрудничества между Россией (в лице СССР) и КНДР относится к середине 20 века, однако, подчеркивается, что власти СССР не рассматривали КНДР в качестве надежного и полноценного экономического и политического партнера. Основная причина недоверия - внешняя политика Северной Кореи, направленная на маневрирование между СССР и КНР.

В последнее, время в связи с активизацией попыток урегулирования проблемы Корейского полуострова, снова растет заинтересованность со стороны России в экономическом сотрудничестве с Северной Кореей. Однако развитие экономического сотрудничества между РФ и КНДР на данный момент видится, скорее, бесперспективным. Основными негативными факторами являются: отсталость северокорейской экономики, санкционный режим в отношении КНДР, невозможность гарантировать защиту и неприкосновенность российских инвестиций в КНДР. Полноценное российско-северокорейское экономическое сотрудничество возможно лишь при развитии экономического сотрудничества в треугольнике Россия-Китай-Южная Корея. Ключевые слова: международные экономические отношения, внешняя политика, история, Северо-Восточная Азия, Россия, Северная Корея, сотрудничество

Статья подготовлена за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-28-00097 «Оптимизация российских внешних инвестиционных связей в условиях ухудшения отношений с ЕС») в ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Экономическое сотрудничество Российской Федерации с Корейской Народно-Демократической Республикой:история и перспективы

В последнее время, в связи с активизацией попыток решения проблемы Корейского полуострова, растет заинтересованность Российской Федерации в развитии экономического сотрудничества с Корейской Народно-Демократической Республикой (Северная Корея). Такие попытки предпринимались не один раз, в т.ч. в контексте развития экономического сотрудничества с Республикой Корея (Южная Корея), например, строительство газо- и нефтепровода или высоковольтной линии электропередачи в Южную Корею через территорию Северной Кореи. Однако эти проекты так и не были реализованы. Основными негативными причинами для этого послужили: неблагоприятная политическая ситуация вокруг Корейского полуострова, общая экономическая неразвитость экономики Северной Кореи, попытка Северной Кореи играть интересами соседних государства, отсутствие гарантий со стороны властей Северной Кореи неприкосновенности иностранных инвестиций, санкции в отношении этой страны и т.д.

На данный момент экономическое сотрудничество с Северной Кореей, скорее, бесперспективно, однако при налаживании устойчивых политических и экономических отношений между КНДР, РК и КНР для России могут открыться выгодные перспективы реализации четырехсторонних проектов (РФ, РК, КНДР, КНР).

Политическое измерение сотрудничества с КНДР: история вопроса

На рубеже 1970-х - 1980-х годов в СССР произошли изменения в стратегическом восприятии КНДР и РК - в Москве был сделан вывод о том, что, начиная с середины 1970-х годов, Северная Корея стала отставать в экономическом развитии от Южной Кореи. Напротив, на Южную Корею СССР стал смотреть как на потенциального экономического партнера, способного внести вклад в развитие дальневосточной экономики СССР [1, с. 424].

Вместе с тем, военное руководство СССР по-прежнему воспринимало КНДР как часть дальневосточного военного форпоста в противовес т.н. «треугольнику Вашингтон-Сеул-Токио», что позволило КНДР получить от СССР в т.ч. и военную помощь в 1986-1990 гг., а также обязательства по строительству АЭС [2].

В целом, Москва понимала риски сотрудничества с КНДР в ядерной области -поэтому в качестве предварительного условия Пхеньян должен был принять на себя соответствующие типовые обязательства в рамках МАГАТЭ и ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия). Что и было сделано [3].

Вместе с тем, Москва продолжала с недоверием относиться к Пхеньяну, продолжая подозревать его в сотрудничестве с Пекином против интересов СССР. Отсюда и технологические ограничения (Северной Корее передавались не самые новые технологии), которые Москва ввела на военную кооперацию с Северной Кореей, и медлительность в работах по АЭС, которые в итоге закончились лишь выбором площадки для её строительства.

Вместе с тем «новое мышление» Горбачева позволило части советской академической и бюрократической элиты того времени шире распространить свои новые подходы к Южной Корее - как к мощному и перспективному экономическому партнеру СССР. Дополнительно Кремль увидел в действиях Северной Кореи угрозу собственному диалогу с США по вопросам ядерного разоружения, в рамках которого Северная Корея негласно относилась к зоне «советского влияния» [4, с. 48].

Можно сделать вывод, что накануне распада СССР Москва воспринимала Северную Корею по-прежнему как социалистического партнера, но ненадежного - доставлявшего проблемы в области безопасности и разрядки отношений с США. Напротив, Южная Корея стала восприниматься как потенциальный экономический донор.

О £

ю

5

г

оо

2 е

8

сч

09 £

Б

а

2 о

Поворот к Южной Корее: неоправдавшиеся надежды

Распад СССР сопровождался обострением отношений Москвы и Пхеньяна на фоне формирования завышенных ожиданий России в отношении южнокорейских капиталов.

В результате развала СССР экономические и военные связи России с КНДР оказались на нуле. Пхеньян выдвинул новую стратегию безопасности [5, с. 42]. Суть ее состояла в вовлечении в прямой диалог США посредством демонстрации угроз разработки и развития ядерного оружия и обеспечения тем самым выживания режима.

Параллельно, в российско-южнокорейских отношениях, накапливалось разочарование тем, что казавшееся ранее перспективным экономическое партнерство не приносит ожидавшихся результатов.

Новый поворот в стратегическом восприятии Москвой Северной и Южной Кореи произошел в середине 1990-х годов. В то время в дипломатических кругах появилась неофициальная концепция «параллельного» развития отношений с Северной и Южной Кореей [5, с. 42].

Попытка разыграть «северокорейскую карту»

С приходом к власти Владимира Путина усилилось стремление Москвы использовать «северокорейскую карту», и в глобальной игре с США (противодействие расширению НАТО и созданию американской системы Национальной противоракетной обороны), и в игре с Южной Кореей и Китаем за признание за Россией права участвовать в определении судеб Корейского полуострова. Однако дальнейшие попытки разыграть «северокорейскую карту» в игре с США успеха не принесли. Пхеньян ждал от Москвы военной помощи - тогда как Москва предполагала за счет Северной Кореи усилить свои переговорные позиции в диалоге по безопасности с США. В результате стороны (РФ и КНДР) решили поддерживать видимость хороших отношений.

Коренные изменения в российской внешней политике произошли после 11 сентября 2001 года. Поддержав США в тот момент, Россия взяла курс на выстраивание новых отношений между Москвой и Вашингтоном. Сердцевиной их стали вопросы поддержания стратегической стабильности, борьбы с терроризмом, нераспространения оружия массового поражения. Однако дальнейшие события изменили эту тенденцию.

Российский «поворот на Восток»: новые надежды

Новый импульс сотрудничеству России и Северной Кореи придал Саммит АТЭС 2012, который был проведен во Владивостоке в 2012 году. Именно с 2012 г. принято связывать начало российской политики «поворота на Восток» (реальная подготовка началась примерно в 2008 г.). Например, в 2012 г. Россия простила долг КНДР перед СССР в размере почти 10 млрд долларов. При урегулировании долга, рубли, в которых был выражен долг КНДР, были пересчитаны в долл. курсу Госбанка Советского Союза, т.е. по 60 копеек за долл. а первичная скидка составила 90% от суммы долга. В отношении 1 млрд долл. была достигнута договоренность об использовании схемы «долг в обмен на помощь» при реализации совместных проектов в стране [6, с. 42].

Дополнительный, еще более сильный стимул к развитию российско-северокорейских отношений появился в 2014 г. с началом т.н. «Украинского кризиса» и «войны санкций». Примерно с этого времени начинаются активные попытки снова «открыть» Северную Корею, в том числе и для российского бизнеса.

Можно выделить основные вехи в отношениях России и КНДР после украинского кризиса, среди которых:

■ решение увеличить объем взаимной торговли до 1 млрд долл. к 2020 г. [7, с. 42];

■ подписание Россией и Северной Кореей Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (в т.ч. договоренности о развитии сотрудничества в сферах сельского хозяйства, лесозаготовок и строительства) [8, с. 6];

■ договоренность между Россией и Северной Кореей о переходе на расчеты по экспортно-импортным операциям в российских рублях и решении проблем межбанковского взаимодействия [9, с. 42];

■ подписание в июне 2014 г. первых договоров об открытии корреспондентских счетов северокорейских банков в банках России [8, с. 7];

■ первое заседание Делового совета РФ - КНДР, которое состоялось в феврале 2015 г. в Москве;

■ одобрение Д. Медведевым 30 ноября 2015 г. соглашения между РФ и КНДР о сотрудничестве в области электроэнергетики (развитие сотрудничества в области организации межгосударственных поставок электричества, строительства и реконструкции электростанций, а также

в научно-исследовательской сфере) [10].

Вместе с тем, несмотря на растущую видимую активность в российско-северокорейских отношениях, реальных достижений пока мало. В условиях экономического кризиса российские коммерческие компании не хотят инвестировать в Северную Корею, считая такие вложения слишком рискованными. Кроме того, в отношении Северной Кореи действуют санкции, которые также угрожают и российским компаниям, которые захотят сотрудничать с Северной Кореей. В дополнение - нет гарантий, что средства российских компаний, инвестированные в основные фонды на территории Северной Кореи, не буду национализированы властями Северной Кореи.

На основе проведенного исторического анализа политических отношений между Россией и Северной Кореей можно сделать следующие выводы:

■ КНДР никогда не рассматривалась СССР в качестве полноценного экономического партнера;

■ базисом отношений СССР-КНДР являлась геополитика, в частности, противостояние СССР-США, а также, в отдельный период времени, противостояние СССР-Китай в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

■ экономические отношения СССР-КНДР подчинялись логике оказания помощи «дружественному государству» для поддержания существования буферной территории;

■ в 2014 г. «Украинский кризис» придал новый импульс расширению торгово-экономического сотрудничества России с КНДР;

■ в настоящий момент масштаб торгово-экономического сотрудничества РФ-КНДР не превышает размер статистической погрешности;

■ у России РФ не выработана государственная стратегия экономического сотрудничества с КНДР;

■ в целом, на пути экономического сотрудничества России с Северной Кореей стоят непреодолимые препятствия: неразвитость экономики Северной Кореи, санкции в отношении страны, неспособность предоставления гарантий со стороны руководства КНДР на безопасность инвестиций.

Экономические связи России с Северной Кореей: современное состояние

Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации не предоставляет данных по объему российско-северокорейской торговли и инвестициям, а включает их в раздел «про-

Рис. 1

Источник данных: Федеральная таможенная служба Российской Федерации; сайт Внешняя торговля России: http://russian-trade.com/

Рис. 2

Источник: Динамика торговли России с КНДР (Северной Кореей) в 2010 - 2017 годах / http://russian-Ме. com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-kndr-severnoy-koreey-v-2010-2017-godah/

Таблица 1

Структура российского экспорта в Северную Корею в 2010-2017 гг. (в % от общего объема экспорта) Источник: Динамика торговли России с КНДР (Северной Кореей) в 2010 - 2017 годах / http://russian-trade. com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-kndr-severnoy-koreey-v-2010-2017-godah/

Вид товаров 201 О 201 1 201 2 201 3 201 4 201 5 201 6 201 7

1Хродовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё 0,8 22,5 13,4 6,5 19,9 10.2 9,4 11,8

Минеральные продукты 34.4 40.6 42.1 43.6 41.9 83,3 84.8 83.4

Продукция химической промышленности 2,4 3,4 2,8 2.7 0,5 0,7 0,8 1,2

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 8.4 6,3 1,9 6,6 4.8 4.2 0,3 0,3

Текстиль и обувь 0,1 0.6 0.1 0.0 0.0 0.1 0,1 0,1

Металлы и изделия из [¡их 3,1 10.4 2 1.2 2.У 0,3 0,5 0.4 1.4

Машины, оборудование и транспортные средства 6,4 9,6 16,5 33,6 31,6 0,7 42 1,8

чие», что свидетельствует об их незначительности.

Вместе с тем, проследить динамику российско-северокорейских торго-

во-экономических связей можно на основании данных Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Весь период современного торгово-экономического сотрудничества между Россией и Северной Кореей его среднегодовой объем не превышал размер «статистической погрешности». Своего максимума он достиг в 2005 г. и далее снижался (см. Рис. 1).

В период с 2000 до 2005 гг. торговый оборот между Россией и Северной Кореей увеличился почти в 2 раза: со 105 млн долл. в 2000 г. до 233 млн долл. в 2005 году [11]. Однако далее с 2006 г. соответствующий показатель начал постепенно снижаться и в разгар мирового финансово-экономического кризиса в 2009 г. снизился до 49 млн долларов.

В 2010 г. объем российско-северокорейской торговли начал восстанавливаться и достиг 98,5 млн долл., из них: импорт из КНДР в РФ составил - 16,3 млн долл., экспорт - из РФ в КНДР -82,2 млн долларов.

Объем российско-северокорейской торговли в 2011 г. увеличился до 113,7 млн долл., из них: импорт из КНДР в РФ составил 14,5 млн долл., экспорт из РФ в КНДР - 99,2 млн долларов.

В 2012 г. объем российско-северокорейской торговли сократился до -68,6 млн долл. (из них импорт из КНДР в РФ - 10,2 млн долл., экспорт из РФ в КНДР - 58,4 млн долл.).

Объем торговли между Россией и КНДР в 2013 г. российско-северокорейской торговли увеличился до 112,6 млн долл., а в 2014 г. наблюдалось снижение до 92,3 млн долл. (импорт из КНДР в РФ составил 10,2 млн долл., экспорт из РФ в КНДР - 82,1 млн долл.).

В 2015 г. объем российско-северокорейской торговли продолжил снижаться и составил 84,4 млн долл. (из них импорт из КНДР в РФ - 6,1 млн долл., экспорт из РФ в КНДР - 78,3 млн долл.).

В соответствии с последними статистическими данными ФТС России в 2017 г. товарооборот РФ с КНДР составил 78 млн долларов. Из них: экспорт из РФ в КНДР составил 74 млн долл., импорт составил 4 млн долларов [12].

В 2017 г. доля КНДР в общем объеме российской внешней торговли составила 0,013% (2016 г. - 0,016%). В этом же году доля КНДР в общем объеме российского экспорта составила 0,021% (2016 г. - 0,024%). Доля КНДР в общем объеме российского импорта составила 0,002% (2016 г. - 0,005%) [12].

В целом, в период с 2010 г. по 2017 г. наблюдалось положительное сальдо торгового баланса со стороны России -объем российского экспорта в Северную

О £

ю

5

г

оо

2 е

8

сч со £

б

а

2 о

Корею устойчиво превышал импорт из этой страны.

В 2017 г. основная доля российского экспорта в Северную Корею пришлась на следующие виды товаров (см. рис. 2).

В целом, основными статьями российского экспорта в Северную Корею в 2010-2017 гг. являлись: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, а также минеральные продукты (см. таб. 1).

В 2017 г. Основная доля импорта из Северной Кореи в Россию пришлась на следующие товары (рис. 3).

В целом, основными статьями импорта из КНДР в РФ в 2010-2017 гг.: продукция химической промышленности, текстиль и обувь, машины, оборудование и транспортные средства (см. таб. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем инвестиционного сотрудничества между РФ и КНДР также небольшой и попадает в статистических отчетах в раздел «прочие». По данным Министерства экономического развития Российской Федерации объем российских прямых инвестиций в КНДР с 2010 по 2014 гг. составил около 195 млн долл., северокорейских в Россию - около 3 млн долларов [13].

Главным проектом инвестиционного сотрудничества между РФ и КНДР, реализуемым с 2008 г., остается проект реконструкции и развития железных дорог КНДР. В его рамках было осуществлено восстановление 54-километрового участка железной дороги Хасан - Раджин (см. приложение 1) и строительство в п. Раджин грузового терминала для организации транзитных перевозок с выходом на Транссиб. Инвестиции российской стороны составили 250 млн долларов [13].

В целом торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество России и Северной Кореи находится на минимальном уровне. Двусторонние проекты носят, скорее, политический характер. Потенциальные проекты, которые обсуждаются в российском научном и бизнес сообществе являются гипотетическими и могут быть реализованы только при условии формирования устойчивых экономических и политических отношений между Севером и Югом Корейского полуострова.

Литература

1. Федоровский А.Н. Северная и Южная Корея в условиях смены власти / В сборнике: Год планеты: экономика, политика, безопасность Ежегодник. Москва, 2012. С. 424.

2. Обменяли хулигана на Луиса Кар-

Рис. 3

Источник: Динамика торговли России с КНДР (Северной Кореей) в 2010 - 2017 годах / Ь!!р://ги$э1ап-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-kndr-severnoy-koreey-v-2010-2017-до(1а11/

Таблица 2

Структура российского импорта из Северной Кореи в 2010-2017 гг. (в % от общего объема импорта) Источник: Динамика торговли России с КНДР (Северной Кореей) в 2010 - 2017 годах / http://russiaп-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-kndr-severnoy-koreey-v-2010-2017-godah/

Вид товаров 2Ü1 О 201 1 201 2 201 3 201 4 201 5 201 6 201 7

Продовол ьсгае н н ы е товары и сельскохозяйственное сырьё 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 29,4 32,0 0,0

Минеральные продукты 28.4 20.9 17,6 1,7 1,3 0,1 0,0 1.0

Продукция химической промышленности 11.1 21,2 19,4 10,6 4,6 5,4 3,9 16,1

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 0,6 1.1 0,3 0,9 0,1 0,1 0,0 1,2

Текстиль и обувь 6,2 !5,2 29.8 45,1 47,5 35.0 16.7 37.4

Металлы и изделия из них 4.8 3.1 4,2 0.9 3,5 0.8 1.1 6.2

Машины, оборудование и транспортные средства 44,9 31,7 19,2 23,0 26,8 11,4 33,3 11,0

валана - Иран на Северную Корею / http:/ /www.globalrus.ru/comments/70634

3. Ядерная программа КНДР / www.pircenter.org

4. Михеев В.В. Сеульский пасьянс (традиции, мораль и политика в Южной Корее) / Проблемы Дальнего Востока. 1990. № 6. С. 48.

5. Михеев В.В. Гамбит «анти-НАТО» и политика России на Дальнем Востоке / Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 5. С. 42.

6. Михеев В.В. Гамбит «анти-НАТО» и политика России на Дальнем Востоке / Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 5. С. 44

7. Россия простила КНДР 11 миллиардов долларов / https://lenta.ru/news/ 2012/09/18/debt/

8. Товарооборот Дальнего Востока с КНДР к 2020 году увеличится до 1 миллиарда долларов / http:// www.dvnovosti.ru/khab/2014/06/05/ 21194/#ixzz4KLizrK7M

9. Л.В. Захарова Экономические отношения России и КНДР в XXI в. / АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 5 _ 2015, С. 6

10. Л.В. Захарова Экономические отношения России и Северной Кореи / http:/ /www.webeconomy.ru/ index.php?page = cat&newsid =3130&type=news

11. Л.В. Захарова Экономические отношения России и КНДР в XXI в. / АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 5 _ 2015, С. 7

12. Россия и Северная Корея договорятся об энергетическом сотрудничестве / https://lenta.ru/news/2015/1 1/30/ energokndr/

13. Здесь и далее данные базы данных «Внешняя торговля России» / http:// russian-trade.com/reports-and-reviews/ 2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-kndr-severnoy-koreey-v-2010-2017-godah/

14. Динамика торговли России с КНДР (Северной Кореей) в 2010 - 2017 годах / http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-

rossii-s-kndr-severnoy-koreey-v-2010-2017-godah/

15. Что связывает Россию и Северную Корею / http://www.kommersant.ru/ doc/2907448

Prospects of the economic cooperation of the Russian Federation with the Democratic People's Republic of Korea Lukonin S.A.

Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO) The article examines modern economic relations between the Russian Federation and the Democratic People's Republic of Korea, as well as assesses the prospects for the development of economic cooperation between the Russian Federation and the DPRK. It is noted that the beginning of cooperation between Russia (represented by the USSR) and the DPRK dates back to the mid-20th century, however, it is emphasized that the authorities of the USSR did not view the DPRK as a reliable and full-fledged economic and political partner. The main reason for distrust is North Korea's foreign policy aimed at maneuvering between the USSR and the PRC. In recent times, in connection with the intensification of attempts to resolve the

problem of the Korean peninsula, interest from Russia in economic cooperation with North Korea is growing again. However, the development of economic cooperation between the Russian Federation and the DPRK at the moment seems rather hopeless. The main negative factors are the backwardness of the North Korean economy, the sanctions regime for the DPRK, the inability to guarantee the protection and inviolability of Russian investments in the DPRK. Full-fledged Russian-North Korean economic cooperation is possible only with the development of economic cooperation in the triangle Russia-China-South Korea. Keywords: international economic relations, foreign policy, history, North-East Asia, Russia, North Korea, cooperation. References

1. Fedorovsky A.N. North and South Korea in the

conditions of change of the power / In the collection: Year of the planet: economy, policy, safety Year-book. Moscow, 2012. Page 424.

2. Exchanged the hooligan for Luhs Karvalan - Iran

to North Korea / http://www.globalrus.ru/ comments/70634

3. Nuclear program of DPRK / www.pircenter.org

4. Mikheyev V.V. The Seoul solitaire (traditions,

morals and a policy in South Korea) / Problems of the Far East. 1990. No. 6. Page 48.

5. Mikheyev V.V. A gambit of anti-NATO and the

politician of Russia in the Far East / Problems of the Far East. 1997. No. 5. Page 42.

6. Mikheyev V.V. A gambit of anti-NATO and the

politician of Russia in the Far East / Problems of the Far East. 1997. No. 5. Page 44

7. Russia forgave to DPRK 11 billion dollars / https:/

/Lenta.ru/news/2012/09/18/debt/

8. Commodity turnover of the Far East with DPRK

by 2020 will increase to 1 billion dollars / http://www.dvnovosti.ru/khab/2014/06/05/ 21194/#ixzz4KLizrK7M

9. L.V. Zakharova the Economic relations of Russia

and DPRK in the 21st century / ASIA AND AFRICA today No. 5 _ 2015, S. 6

10. L.V. Zakharova Economic relations of Russia and North Korea / http://www.webeconomy.ru/ index.php?page=cat&newsid=3130&type=news

11. L.V. Zakharova the Economic relations of Russia and DPRK in the 21st century / ASIA AND AFRICA today No. 5 _ 2015, S. 7

12. Russia and North Korea will agree about energetic cooperation / https://Lenta.ru / news/2015/11/30/energokndr/

13. Hereinafter these databases «Foreign Trade of Russia» / http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-torgovli-rossii-s-kndr-severnoy-koreey-v-2010-2017-godah/

14. Dynamics of trade of Russia with DPRK (North Korea) in 2010 - 2017 years / http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/ dinamika-torgovli-rossii-s-kndr-severnoy-koreey-v-2010-2017-godah/

15. What connects Russia and North Korea / http:/ /www.kommersant.ru/doc/2907448

О À

BS

S

if

00

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.