Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И КИТАЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенное сотрудничество / таможенная политика / «Один пояс и один путь» / Китайская Народная Республика / Евразийский экономический союз / товарооборот ЕАЭС и Китая

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакирова Г.Я., Алимова К.И.

В настоящей научной работе исследованы основные перспективы развития таможенных отношений между КНР и ЕАЭС. Актуальность темы исследования обусловлена активным разворотом внешнеэкономического сотрудничества между выделенными партнерами. Реализация существующих и подписание новых таможенных соглашений способно обеспечить дальнейшее развитие торговых и таможенных отношений стран – членов Евразийского экономического союза, так и стран – торговых партнеров союза, в первую очередь Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И КИТАЯ»

Научная статья Экономические науки

УДК: 339.37

ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И КИТАЯ

Бакирова Г.Я., Алимова К.И.

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация.

Актуальность темы исследования. В настоящей научной работе исследованы основные перспективы развития таможенных отношений между КНР и ЕАЭС. Актуальность темы исследования обусловлена активным разворотом внешнеэкономического сотрудничества между выделенными партнерами. Реализация существующих и подписание новых таможенных соглашений способно обеспечить дальнейшее развитие торговых и таможенных отношений стран - членов Евразийского экономического союза, так и стран - торговых партнеров союза, в первую очередь Китая.

Цель. Целью данного исследования можно обозначить определение текущего положения дел в развитии отношений КНР и ЕАЭС, а также определение качественных перспектив в реализации этих отношений.

Методы исследования. При рассмотрении настоящей темы использован исторический подход, а также методы анализа, синтеза, сравнения, систематизации и описания.

Результаты. Был сделан вывод, что усиление взаимодействия таможенных органов ЕАЭС и Китая, включая взаимодействие в рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс и один путь», и развитие совместных цифровых механизмов таможенного контроля становятся важнейшими факторами дальнейшего развития рассматриваемых таможенных отношений.

Практическая значимость. Материал данной статьи может быть полезен для изучения таможенного сотрудничества для специалистов в области таможенного дела, мировой экономики и международных экономических отношений, а также широкого круга читателей.

Ключевые слова: таможенное сотрудничество, таможенная политика, «Один пояс и один путь», Китайская Народная Республика, Евразийский экономический союз, товарооборот ЕАЭС и Китая.

Для цитирования: Бакирова Г.Я., Алимова К.И. Перспективы таможенного сотрудничества Евразийского экономического союза и Китая // Глобальная экономика и образование. - 2023 - Том 3-№4 С. 7-15.

Original article Economic Sciences

PROSPECTS FOR CUSTOMS COOPERATION BETWEEN THE EURASIAN ECONOMIC

UNION AND CHINA

Bakirova G.Ya., Alimova K.I.

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia

Annotation.

Relevance. In this scientific work, the main prospects for the development of customs relations between the PRC and the EAEU are investigated. The relevance of this topic is due to the active reversal of

foreign economic cooperation between the selected partners. The implementation of existing and the signing of new customs agreements can ensure the further development of trade and customs relations between the member states of the Eurasian Economic Union and the Union's trading partner countries, primarily China.

Objective. The purpose of this study is to determine the current state of affairs in the development of relations between the PRC and the EAEU, as well as to determine qualitative prospects in the implementation of these relations.

Method. When considering this topic, a historical approach is used, as well as methods of analysis, synthesis, systematization and description.

Results. It was concluded that the digitalization of interaction between the customs authorities of the EAEU and China, the creation of digital customs control mechanisms are becoming the most important factors in the further development of their customs relations.

Practical significance. The material of this article can be useful for studying customs cooperation for specialists in the field of customs and international economic relations, as well as a wide range of readers.

Keywords: customs cooperation, customs policy, the Belt and Road Initiative, the People's Republic of China, the Eurasian Economic Union, the trade turnover of the EAEU and China.

For citation: Bakirova G.Ya., Alimova K.I. Prospects for customs cooperation between the Eurasian Economic Union and China. Global economy and education. 2023; 3 (4): 7-15 (in Russ.).

Евразийский экономический союз был основан с целями интернационализации экономических региональных политик в области активного взаимодействия в мировой экономике для реализации прав свободной торговли всех стран-участниц Союза. На сегодняшний день Евразийский

экономический союз представляет собой обширную территорию, которая занимает порядка 14% от общей площади суши. Российская Федерация является его центром: штаб-квартира ЕАЭС и офис Евразийской экономической комиссии находятся в Москве [1].

Активное взаимодействие ЕАЭС и Китая успешно реализовывалось и продолжает реализовываться с 2000-х годов. Развитию диалога способствовало несколько основных факторов. Переход к Индустрии 4.0, глобализационные процессы в области цифровизации экономических и таможенных отношений, международного разделения труда способствовали укреплению

внешнеэкономических и таможенных отношений между странами - участницами ЕАЭС [5]. Кроме того, интеграционным процессам этой области значительно поспособствовал тот факт, что территориально страны ЕАЭС расположены близко к КНР, а Российская Федерация и Казахстан имеют с Китаем общие государственные границы. Наблюдается развитие внешнеэкономических

сетей не только на глобальном уровне, но и на локальном, поскольку торговля происходит в рамках взаимодействия приграничных территорий [8].

Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев отметил стабильное развитие торговых отношений ЕАЭС и Китая. По его словам, за 2022 год товарооборот между КНР и странами ЕАЭС увеличился на 20,12%, по сравнению с таким же периодом 2021 года и впервые достиг отметки в 200 миллиардов долларов США [15]. Согласно данным Евразийской экономической комиссии, товарооборот между ЕАЭС и КНР по итогам 2021 года вырос почти на треть (32%), до $166,5 млрд. При этом Китай стал основным торговым партнером Евразийского экономического союза с долей в 19,7% [14]. По итогам 2022 года Китайская Народная Республика занимает первое место во внешней торговле товарами ЕАЭС с долей более 23% товарооборота ЕАЭС. ЕАЭС занимает 8 место в товарообороте Китая с долей в 3,6% от общего товарооборота КНР [13].

Однако внешняя торговля с Китаем распределена между странами ЕАЭС неравномерно. На 2021 г. около 85% товарооборота приходится на Россию [4], порядка 10% — на Казахстан, 3% — на Беларусь, менее 2% — на Кыргызстан и менее 1% — на Армению. Для России и Кыргызстана

КНР — первый торговый партнер, для Армении, Беларуси и Казахстана — второй (после России) [12].

Кроме того, не в полной мере сбалансирована структура взаимной торговли стран ЕАЭС и КНР (рис. 1). На 2021 г. в экспорте ЕАЭС более 55% — минеральные

продукты; 7% — металлы и изделия из металлов; около 5% — древесина и целлюлозно-бумажные изделия; 4% — продукция химической промышленности, каучук и резина. На машины, оборудование и транспортные средства приходится только 3% экспорта [6].

изделия из них

7%

Рисунок 1 - Структура экспорта ЕАЭС в Китай по основным отраслевым направлениям в 2021 г. Источник: Внешняя торговля ЕАЭС с Китаем по итогам 2021 года [Электронный ресурс]. // Евразийская экономическая комиссия : [сайт]. —

URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/718/EAES_Kitay.pdf (дата обращения: 27.04.2023).

В структуре импорта ЕАЭС из Китая, напротив, преобладают машины,

оборудование и транспортные средства — 51% импорта (рис. 2). Доля других товарных групп не так велика, хотя их абсолютные показатели также внушительные и нередко превышают объемы товарооборотов с некоторыми

странами. Текстиль, текстильные изделия и обувь составляют 9% импорта, продукция химической промышленности, каучук — также 9% импорта, металлы и изделия из них -7% импорта), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) - 2% импорта [6].

Рисунок 2. Структура импорта ЕАЭС из Китая по основным отраслевым направлениям в 2021 г. Источник: Внешняя торговля ЕАЭС с Китаем по итогам 2021 года [Электронный ресурс]. // Евразийская экономическая комиссия : [сайт]. —

URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/718/EAES_Kitay.pdf (дата обращения: 27.04.2023).

Соответственно, при представленной структуре экспорта и импорта и больших объемах реализации товаров значительную роль играет развитие таможенного взаимодействия. Концепция «Один пояс -один путь» направлена на создание и поддержание диалога между Китаем и его торговыми партнерами с целью укрепления таможенных связей. Оно заключается в создании центров, регулирующих поступление и обработку информации о товарах, которые направляются на импорт и экспорт, и обеспечивающих возможности для

оперативного принятия решений

таможенными службами [10].

В качестве основных целей партнерства ЕАЭС и КНР можно выделить организацию взаимодействия в рамках выработки торгово-экономического режима, благоприятствующего развитию внешней торговли; развития логистических цепочек, транспортной инфраструктуры, а также организации механизмов взаимодействия между государственными структурами, участвующими во внешней торговле [1]. Ключевые роли здесь отведены таможенным органам стран ЕАЭС и Китая. Благодаря содействию государствам - торговым партнерам с целью обеспечения стабильных условий для роста товарооборота вырабатывается нормативно-правовая база для эффективного взаимодействия, выявляются и устраняются потенциальные ограничения, а также разрабатываются механизмы взаимодействия таможенных служб с целью взаимного предотвращения и пресечения правонарушений и преступлений при организации внешней торговли [2].

Упрощение всех уровней торгово-экономического сотрудничества посредством организации работ таможенных служб направлено на обеспечение такого уровня взаимодействия, при котором значительно упрощается и ускоряется перевоз товаров через государственные границы. Посредством организации такого рода лояльности расширяется уровень приоритетных направленностей ввиду укрепления

соответствующих внешнеэкономических

связей, увеличиваются объем и

разносторонность заключаемых соглашений между странами участниками Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республикой [3].

В качестве основных форм взаимодействия между КНР и ЕАЭС, осуществляемого посредством организации работы таможенных служб, выделяют заключение разносторонних соглашений, договоров, меморандумов, протоколов, деклараций и прочего для обеспечения бесперебойного функционирования

организации товарооборота.

Отправной точкой в формировании соответствующих таможенных соглашений между КНР и ЕАЭС стала предложенная в 2013 году концепция, получившая название «Один пояс и один путь», согласно которому Китайская Народная Республика намерена охватить большую часть возможных торговых путей, которые объединили бы сразу несколько сухопутных и морских коридоров [1]. В рамках реализации проекта возможно было бы объединить единым таможенным соглашением большую часть евразийского континента и большую часть развитых стран. Экономический потенциал инициативы в перспективе может принести в мировую экономику приток порядка двадцати триллионов долларов США. Ввиду того, что большая часть территориальной инициативы входит в ведение ЕАЭС, то в первую очередь концепция «Одного пояса - одного пути» была вынесена на обсуждение в Евразийской экономической комиссии.

8 мая 2015 года было подписано Совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, которое выразило интерес к проявляемой Китаем инициативе и поддержало ее. На этом этапе была сформирована основа для экономических и таможенных соглашений о взаимном взаимодействии между Китаем и странами ЕАЭС [16].

Впоследствии 17 мая 2018 года было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами - членами, с одной

стороны, и КНР, с другой стороны. 25 октября 2019 года оно вступило в силу и начало действовать на территории всех указанных в нем государств [17]. Основные положения данного соглашения заключаются в следующем.

Согласно статье 6.2, основными целями таможенного сотрудничества являются упрощение таможенных операций ЕАЭС и Китая, чтобы ускорять трансграничное перемещение товаров и снижать издержки участников внешнеэкономической

деятельности, а также обеспечение прозрачности и предсказуемости таможенных процедур. Согласно статье 6.3, стороны должны там, где это возможно, ограничивать излишние меры таможенного контроля и препятствовать его бюрократизации, ограничивая перечень документов

«исключительно необходимыми» [17].

По статье 6.10 в рамках таможенного сотрудничества таможенным органам сторон необходимо обеспечивать обмен опытом и разрабатывать процедуры запроса помощи у таможенных органов другой стороны.

Согласно статье 6.14, в рамках применения информационных технологий необходимо внедрять применение

безбумажных технологий, предоставлять участникам внешнеэкономической

деятельности возможность электронно декларировать товары.

Согласно статье 6.18, в рамках развития таможенной инфраструктуры будет производиться модернизация технических средств, используемых при таможенном контроле в сопредельных пунктах пропуска, включая средства инжиниринга,

информационных технологий и

телекоммуникационные системы.

Согласно статье 6.15, сторонам необходимо внедрять механизмы «единого окна» для таможенного контроля на национальном уровне и интегрировать их с аналогичными механизмами у других сторон Соглашения. Это позволит развивать и ускорять обмен информацией, создаст условия для взаимного признания электронной документации. Обмену информацией посвящена статья 6.20, в которой закрепляется

необходимость заключения соглашения, направленного на электронный обмен информацией об объектах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и КНР.

В статье 6.21 закреплена необходимость создания каждой из сторон соглашения информационных центров, которые будут обрабатывать запросы субъектов внешнеэкономической деятельности про механизмы таможенного регулирования и с помощью сети Интернет обеспечат разъяснение процедуры направления данных запросов. [17].

Благодаря подписанию

рассматриваемого соглашения между КНР и странами - участницами ЕАЭС образовалась устойчивая связь, была создана совместная комиссия КНР и ЕАЭС [17]. 23 декабря 2021 года в ходе заседания данной комиссии представители Китайской Народной Республики отметили, что для эффективного сотрудничества в вопросах упрощения диалога между таможенными органами КНР и ЕАЭС необходимо качественно изменить

взаимодействие таможенных служб и переходить к так называемой

интеллектуальной таможне. В частности, рассматривались вопросы организации интеллектуального таможенного

взаимодействия, включающие в себя три основных направления: интеллектуализацию таможенного взаимодействия в целом, создание интеллектуальных таможенных границ и развитие интеллектуальной взаимосвязи при взаимодействии таможенных ведомств. Представители Китайской Народной Республики выразили особую надежду, что при осуществлении взаимодействия удастся укрепить взаимовыгодное сотрудничество по всей установленной линии органов таможни договорившихся государств, выдвинуть соответствующие концепции по развитию процессов организации «единых окон» с целями развития механизмов сотрудничества. Китайская Народная Республика призвала также организовывать постоянный обмен опытом при реализации предложенной ими инициативы, получившей название

«Концепция трех интеллектуальных сфер» [21].

Другим важнейшим документом, который определил порядок взаимодействия между государствами исходя из упрощения таможенных связей, стало Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международных перевозок, которые осуществляются через границы Китайской Народной Республики и стран ЕАЭС. Принятие этого соглашения состоялось 6 июня 2019 года. Данное соглашение вступило в силу 21 ноября 2020 года [18]. Соглашение включило в предложения по развитию таможенного взаимодействия в целях ускорения прохождения таможенных процедур. Это необходимо для упрощения оформления таможенной документации на товары, которые ввозятся на территорию стан-партнёров, в также на подкатегории товаров, перевозимых посредством транзита в страны Европейского союза.

Кроме того, соглашением

предусмотрено, что информация о товарах будет поступать в единый реестр, который будет охватывать в себе товары, транспортируемые посредством

автомобильного, железнодорожного,

воздушного, водного транспорта и при использовании транспортных средств, предназначенных непосредственно для международных перевозок. КНР - вторая страна после Вьетнама, с которой ЕАЭС заключил подобное соглашение о передаче информации в ходе осуществления таможенных процедур [2].

Говоря о перспективах развития внешнеэкономических, торговых и

таможенных отношений между Китайской Народной Республикой и странами ЕАЭС, можно выделить некоторые ключевые аспекты, которые стали возможны благодаря долгой работе по выстраиванию экономических отношений. Именно поэтому можно привести в качестве примера концепцию «Одного пояса и одного пути», поскольку именно она стала отправной точкой, после которой отношения между КНР И ЕАЭС стали наиболее активно укрепляться и получили возможность для дальнейшего активного развития [9].

В рамках действия Концепции «Один пояс - один путь» 16 мая 2023 года была подписана Дорожная карта по активизации и насыщению торгово-экономического

взаимодействия стран ЕАЭС и Китая. Она направлена на проведение активационных механизмов, целями которых является повышение объемов товарооборота, а также внешнеэкономическое развитие в рамках реализации практических мер по улучшению качества взаимодействия [19].

Данная дорожная карта предусмотрела взаимодействие в трех ключевых вопросах. Во-первых, это улучшение транспортных коридоров посредством применения соответствующих цифровизационных и инновационных технологий. Во-вторых, это расширение предметности осуществляемых диалогов, непосредственно или в части касающихся вопросов внешнеэкономического развития торговли, а также проведение качественных диалогов относимо к проводимой политике каждого государства-партнера. В-третьих, это проведение научных исследований совместного характера, нацеленные на разработку новых сценариев возможного взаимодействия, с целями углубления сотрудничества и рассмотрения наиболее эффективной политики, которую стоит производить для повышения качества взаимодействия [20].

Кроме того, в рамках сопряжения ЕАЭС и концепции «Одного пояса и одного пути» предполагается гармонизация систем прослеживаемости товаров, проходящих через таможенные границы, и разработка общих стандартов по прохождению транзитных товаров Китая через территорию ЕАЭС. Данные стандарты должны способствовать упрощению таможенных процедур в случае, если они приводят к значительным транзакционным издержкам для участников внешнеторговых отношений [1].

Российской Федерацией были заложены соответствующие предложения по цифровизации таможенных органов, нашедшие свое отражение в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, принятой посредством подписания

Распоряжения Правительства Российской

Федерации 23 мая 2020 года № 1388 [7]. Так, одним из основных сдерживающих факторов для надлежащего внедрения инновационных и цифровизационных технологий в область применения их таможенными структурами, расположенными в непосредственной приграничной территории, является недостаточный уровень оснащенности пропускных пунктов. На уровне, предусмотренном концепциями КНР и ЕАЭС, находятся не более 15% таможенных структур, которые отвечают современным требованиям [1]. Остальные нуждаются в качественной реструктуризации посредством реконструкции и модернизирующих процедур. В качестве меры по преодолению данной проблемы была избрана стратегия создания единой информационной системы, которая призвана обеспечивать прием и обработку расширенной предварительной информации для любого из органов государственного внутреннего контроля, которыми должны быть оснащены все пропускные таможенные пункты. Кроме того, ориентиром обозначена организация электронного документооборота между всеми участниками таможенных отношений. Стратегия также предусматривает создание систем, организующих электронные очереди

[7].

16 июня 2022 года в интервью «Российской газете» в ходе Петербургского международного экономического форума директор департамента законодательства в области таможни и практики правоприменения ЕЭК Сергей Владимиров обратил особенное внимание на тот факт, что Евразийский экономический союз в своих внутренних документах о принятии стратегий на период 2025-2030 год предусматривает внедрение дополнительных инновационных и

цифровизационных технологий при организации работы таможенных служб, внедрение дополнительных

цифровизационных возможностей для осуществления таможенных операций и таможенном контроле. В том числе он выразил идею о введении соответствующих интеллектуальных пунктов пропуска, что значительно упростит уровень взаимодействия между ведомствами [22].

Подводя итоги данной работы, можно отметить, что товарооборот с Китаем имеет для Евразийского экономического союза ключевое значение. Поэтому организация сотрудничества в этой области является одним из основных направлений организации международного экономического

сотрудничества. Перспективы развития в этой области, исходя из целей и стратегий Китайской Народной Республики и Евразийского экономического союза предполагает качественное изменение существующих таможенных правил и норм. В отношениях, построенных между Китаем и странами - участницами Евразийского экономического союза, четко прослеживается переход к более интенсивному взаимодействию. Китайская Народная Республика как ведущий импортер товаров, произведенных на своей территории заинтересован в изменении действующих таможенных соглашений. Причина

заинтересованности заключается в том, что процедуры цифровизации, направленные на упрощение сложившегося процесса, изменяют уровень взаимодействия до такой степени, чтобы товары поступали без каких-либо задержек до конечного потребителя.

Российская Федерация, в свою очередь, стремится наладить как логистические цепочки для собственных нужд, так и для организации транзита через свои территории в страны-партнеры ЕАЭС. Участие Российской Федерации в принятии концепций по упрощению таможенных отношений является в рассматриваемом вопросе ключевым, поскольку именно Российская Федерация имеет на сегодняшний день наибольшую протяженность смежной государственной границы с Китайской Народной Республикой, а соответственно, большее число таможенно-пропускных пунктов, действующих на прием и регистрацию товаров во внешней торговле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввиду рассмотренных соглашений между странами - участницами ЕАЭС и Китайской Народной Республики, а также исходя из направленности риторики глав министерств и ведомств, можно наблюдать устойчивое развитие внешнеэкономических связей между рассматриваемыми структурами.

Перспективы развития этих отношений имеют инновационную направленность. Она выражается в организации электронных таможенных деклараций и их взаимным признании, а также гармонизации систем прослеживаемости товаров, создании и интеграции механизмов «единого окна» и дальнейшем создании единой

информационной системы. Комплекс мер по интеграции и цифровизации таможенных отношений между ЕАЭС и Китаем может поспособствовать количественному и качественному развитию их экономического сотрудничества.

Литература:

1. Сопряжение стратегии развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс]. // Евразийская экономическая комиссия : [сайт]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/822/Doklad_Kitay_short_17.08.pdf (дата обращения: 27.04.2023).

2. Щерба Ксения Дмитриевна "один пояс - один путь": перспективы сопряжения с ЕАЭС // Социально-гуманитарные знания. 2019. №6. С. 164-168.

3. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 8 июня 2018 года [Электронный ресурс]. // НСЗК : [сайт]. Режим доступа: https://nlgc.ru/news/sovmestnoe-zayavlenie-rossiyskoy-federatsii-i-kitayskoy-narodnoy-respubliki-ot-8-iyunya-2018-goda/ (дата обращения: 27.04.2023).

4. Внешняя торговля [Электронный ресурс]. // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 27.04.2023).

5. Шухно, С. С. ЕАЭС и китайская инициатива «Один пояс — один путь»: новые возможности сотрудничества / С. С. Шухно. // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 4 (30). С. 26-32.

6. Внешняя торговля ЕАЭС с Китаем по итогам 2021 года [Электронный ресурс]. // Евразийская экономическая комиссия : [сайт]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/718/EAES_Kitay.pdf (дата обращения: 27.04.2023).

7. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564952866 (дата обращения: 27.04.2023).

8. Francois, J. and and D. Spinanger (2021) "WTO Accession and the Structure of China's Automotive Sector"/ World Bank and Oxford University Press. 2021. Pp. 191-210.

9. Chen, Q. (2020) Chinese and Russian transport corridors and the belt and road initiative: prospects of Sino-Russian cooperation. R-economy, 6(2), 100-110.

10. Shakhanova, G., & Garlick, J. (2020). The Belt and Road Initiative and the Eurasian Economic Union: Exploring the "Greater Eurasian Partnership". Journal of Current Chinese Affairs, 49(1), 33-57.

11. "Tariffs and imports: Summary and duty ranges" [Электронный ресурс]. // WTO-iLibrary: [сайт]. [2021]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles21_e.pdf(дата обращения: 27.04.2023).

12. "World Tariff Profiles 2020" [Электронный ресурс]. // World Trade Organization: [сайт]. Режим доступа: https://www.wto-ilibrary.org/content/books/9789287050526 дата обращения: 27.04.2023).

13. Удельный вес Китая в общем объеме внешней торговли ЕАЭС вырос до 23% в 2022 году [Электронный ресурс]. // Интерфакс : [сайт]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/889258 (дата обращения: 27.04.2023).

14. Товарооборот ЕАЭС с Китаем по итогам 2022 года вырос более чем на 20% [Электронный ресурс]. // Inbusiness.kz : [сайт]. Режим доступа: https://inbusiness.kz/ru/last/tovarooborot-eaes-s-kitaem-

po-itogam-2022-goda-vyros-bolee-chem-na-

20#:~:text=По%20данным%20ЕЭК%2C%20товарооборот%20между,товарообороте%20Китая%20с%2 0долей%203%25 (дата обращения: 27.04.2023).

15. Андрей Слепнев: «Товарооборот ЕАЭС с Китаем по итогам 2022 года превысил 200 млрд долларов» [Электронный ресурс]. // Евразийская экономическая комиссия : [сайт]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/andrey-slepnev-tovarooborot-eaes-s-kitaem-po-itogam-2022-goda-prevysil-200-mlrd-doПarov/ (дата обращения: 27.04.2023).

16. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути от 8 мая 2015 года [Электронный ресурс]. // Президент России : [сайт]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 27.04.2023).

17. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны [Электронный ресурс]. // Евразийская экономическая комиссия : [сайт]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/21b/Tekst-russkiy-_EAEU-alternate_-final.pdf (дата обращения: 27.04.2023).

18. Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. // Евразийский экономический союз : [сайт]. Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01522104/iatc_17062019 (дата обращения: 27.04.2023).

19. ЕАЭС и Китай договорились упростить торговлю и ускорить ж/д перевозку грузов [Электронный ресурс]. // Интерфакс : [сайт]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/886480 (дата обращения: 27.04.2023).

20. Представители ЕЭК и КНР подписали дорожную карту по развитию сотрудничества [Электронный ресурс]. // Общественный совет при ФТС России : [сайт]. Режим доступа: https://www.osfts.ru/novosti/2023/3532-predstaviteli-eek-i-knr-podpisali-dorozhnuyu-kartu-po-razvitiyu-sotrudnichestva (дата обращения: 27.04.2023).

21. Формирование «единого окна» и интеллектуальную таможню обсудили представители ЕЭК и Китая [Электронный ресурс]. // Евразийская экономическая комиссия : [сайт]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/formirovanie-«edinogo-okna»-i-intellektualnuyu-tamozhnyu-obsudili-predstaviteli-eek-i-kitaya/ (дата обращения: 27.04.2023).

22. В ЕЭК рассказали "РГ", как цифровизация таможни изменит Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]. // Российская газета : [сайт]. Режим доступа: https://rg.ru/2022/06/16/v-eek-rasskazali-o-cifrovizacii-tamozhni.html (дата обращения: 27.04.2023).

Авторы публикации Бакирова Гульназ Яновна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международных экономических отношений (внешний совместитель) Института

международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Россия. gul.bak@yandex.ru

Алимова Камилла Ильнуровна, бакалавр Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Россия. alimova.kamilla1203@yandex.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 20.11.2023 Принята к публикации: 20.12.2023 Опубликована: 31.12.2023

Authors of the publication Gulnaz Ya. Bakirova, Ph.D. in Law, Associate Professor, Associate Professor in the Department of International Relations of the Institute of International Relations of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. gul.bak@yandex.ru

Kamilla I. Alimova, bachelor of the Institute of International Relations of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. alimova.kamilla1203@yandex.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: 20.11.2023

Accepted for publication: 20.12.2023

Published: 31.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.