Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования законодательства Российской Федерации в области нормирования качества окружающей среды'

Перспективы совершенствования законодательства Российской Федерации в области нормирования качества окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / НОРМИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATIVE / ENVIRONMENT / HEALTH PROTECTION / POLLUTION / RATE SETTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гейт H. A.

В статье определены основы правового регулирования установления нормативов загрязнения окружающей среды и показано влияние загрязнение на здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гейт H. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPSPECTIVES OF IMPROVING LEGAL REGULATIVE RATE SETTING ENVIRONMENT QUALITY

The article defines legal regulative rate setting pollution environment and health protection.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования законодательства Российской Федерации в области нормирования качества окружающей среды»

граждан от неправомерного публичного вмешательства. Обжалование актов налоговых органов, как судебное, так и досудебное, гарантирует права узкой категории лиц - налогоплательщиков - в сфере налоговых правоотношений.

Обжалование актов налоговых органов - целенаправленная юридическая деятельность налогоплательщика и иного заинтересованного лица, направленная на реализацию закрепленного в законодательстве о налогах и сборах права на вос-

становление и охрану неправомерно нарушенных законных прав и интересов, инициируемые этой деятельностью процессуальные действия налоговых органов в рамках предписанной законом процедуры, целью которой является защита законных прав и интересов налогоплательщика, нарушенных в результате вынесения незаконного ненормативного акта налогового органа, осуществление неправомерных действий или бездействия его должностными лицами.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Н.А. ГЕЙТ,

доцент кафедры государственного строительства и права РАГС при Президенте РФ

E-mail [email protected]

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право Рецензент: заведующая кафедрой земельного и экологического права РАП, доктор юридических наук, профессор И.О. Краснова

Аннотация. В статье определены основы правового регулирования установления нормативов загрязнения окружающей среды и показано влияние загрязнение на здоровье человека.

Ключевые слова: правовое регулирование, окружающая среда, охрана здоровья, загрязнение, нормирование.

PERSPSPECTIVES OF IMPROVING LEGAL REGULATIVE RATE SETTING ENVIRONMENT QUALITY

N.A. GEYT,

assistant professor ofstate building and law department academy ofstate service under President ofRF

Annotation. The article defines legal regulative rate setting pollution environment and health protection. Key words: legal regulative, environment, health protection, pollution, rate setting.

Качество окружающей среды - важный фактор обеспечения охраны здоровья. Гарантиями такого обеспечения являются: финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, поскольку «универсальным показателем качества

окружающей среды должно считаться здоровье человека»11.

Правовая база регулирования рассматриваемых отношений обеспечивает организацию природопользования и охрану окружающей среды с уче-

1 Лунга И.Н. Разработка системы оценки отдаленных

последствий мутагенного воздействия факторов внешней среды на наследственность человека // Наследственность человека и окружающая среда. М., 1992. С. 128- 139.

том общих закономерностей функционирования экосистемы, а нормативные правовые акты должны исходить из необходимости единства правовых требований и объединения общих усилий при организации использования природных ресурсов, охране здоровья населения и природы и обеспечения экологической безопасности. Сегодня законодательно определены роль и место природных ресурсов с учетом их естественных и экономических свойств в жизнедеятельности как общества, так и народов, проживающих на соответствующих территориях, отвечающим жизненным потребностям общества с учетом установленных нормативов.

Конституция РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Здоровье есть высшее неотчуждаемое благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают значение многие другие блага, ценности. Каждый должен заботиться о своем здоровье, никто не имеет права посягать на здоровье другого. Конституционная норма соответствует положениям ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Государство обязано обеспечивать охрану здоровья своих граждан и медицинскую помощь нуждающимся в ней. Эта функция государства осуществляется разными методами, включая правовые, направленные на предупреждение повреждения здоровья и на оказание гражданам медицинской помощи, последствиями экологических катастроф, нарушением качества окружающей среды. С учетом значимости решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеют положения Конституции РФ об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41). В Конституции РФ речь идет прежде всего о защите человека от неблагоприятных воздействий природы. Хотя очевидно, что и окружающая среда нуждается в защите от неблагоприятных воздействий человека. Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина наряду с правами, Конституция РФ в ст. 58 устанавливает обязанность каждого сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Негативное воздействие промышленности на окружающую среду остается наиболее острой экологической проблемой, решение которой имеет приоритетное социальное и экономическое значение на современном этапе жизни общества. Статистические данные, приведенные в ежегодных государственных докладах о состоянии и об охране окружающей среды в России, сообщения в средствах массовой информации свидетельствуют о том, что ежегодно увеличиваются объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ от стационарных объектов, оказывающих негативное воздействие на

окружающую среду, остается неблагоприятным состояние водных объектов, увеличивает количество отходов производства и потребления.

Месторождения полезных ископаемых (особенно углеводородного сырья), лесные, водные ресурсы, а также объекты животного и растительного мира эксплуатируются в стране без учета интересов будущих поколений, что приводит к их истощению. В ряде законодательных актов дан перечень мер на установление критерии качества окружающей среды в благоприятном состоянии. Так, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» принятие предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами эффективных мер по соблюдению технологического режима, установленных нормативов качества окружающей среды на основе использования утвержденных технологий, надежной и эффективной работы очистных устройств и т.д. является основанием для констатации наличия «наилучших существующих технологий», «экологически безопасных видов топлива», «безопасного размещения отходов производства» и т.д.

Экологически обоснованное размещение производительных сил, экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, сельского хозяйства предусматривают основные направления деятельности, утвержденные Указом Президента России от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Законодательство по обеспечению охраны природы и здоровья и интересов человека включает в себя ЛК, ВК, Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет меры организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Устанавливается превалирующая роль деятельности и формулируется основная цель разработки и применения экономического и организационно-правового механизмов обеспечения благоприятного состояния окружающей среды.

Огромное значение в совершенствовании законодательства по обеспечению качества окружающей среды имеет принятие Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Закон является правовой базой деятельности по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу за счет осуществления государственных программ и мероприятий по введению высокоэффективных методов очистки выбросов и переходу на малоотходные и безотходные технологии. Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, обеспечивает систему мер в целях улучшения

качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. В нем предусматривается государственный, производственный и общественный контроль над выбросами организаций и выполнением мероприятий по снижению выбросов вредных веществ, особенно токсичных. В связи с тем, что проблему загрязнения воздуха невозможно решить в рамках национальных границ, предусмотрена глава «Международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха».

Необходимым условием совершенствования правового регулирования нормирования качества окружающей среды является правовое обеспечение принципа научной обоснованности нормативов, сочетания экологического и экономического критериев при их установлении.

Для реализации принципов при установлении нормативов применяются следующие правовые инструменты: экологическая экспертиза проектов этих нормативов; учет заключений научных организаций по проектам нормативов.

В законодательстве отсутствует существенный критерий — охрана здоровья человека. Соответственно нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению генетического фонда2.

Определяя виды нормативов качества, законодатель исходит из общественных потребностей охраны окружающей среды от химических, биологических и физических воздействий. При этом качество окружающей среды - это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Качественность окружающей среды ухудшается при несоблюдении установленных нормативов. Это может выразиться в увеличении содержания вредных соединений при превышении предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и почве.

Законодательство о промышленной безопасности формируется в виде комплексной отрасли права. Соответствующие нормы и требования, помимо Федеральных законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», содержатся также в правовых нормативных актах, относящихся к смежным отраслям права (природоохранному санитарному, об охране труда, о защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера). Установлено законодательно соблюдение требований экологической безопасности в отдельных отраслях промышленности. Согласно

2 См.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 219.

Федеральному закону «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса» в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают требования, обеспечивающие экологическую безопасность при производстве и использовании технических средств производства (ст. 9). В вышеуказанных нормативных правовых актах обеспечения благоприятной окружающей среды определяется как выполнение экологических требования предъявляемых к источникам техногенной опасности. Слово «экологические» означает, что соблюдение этих требований ориентировано на недопущение антропогенного воздействия на окружающую среду.

В Положении о порядке разработки, утверждения, издания, введения в действие федеральных, республиканских и местных правил, в Порядке действия на территории России общесоюзных санитарных правил, установлено, что на всей территории России действуют федеральные санитарные правила. Республиканские и местные правила могут быть только временными и вводиться при отсутствии федеральных или в случае их ужесточения с учетом особенностей гигиенической, эпидемической обстановки и состояния здоровья населения.

Нормирование в области охраны окружающей среды является одним из центральных институтов экологического права. Значение этого института определяется тем, что нормативы в области охраны окружающей среды используются при проведении экологического контроля, оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, экологического аудита, при экономическом стимулировании субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при привлечении к юридической ответственности за экологические правонарушения и т.д.

Правовое регулирование нормирования в области охраны окружающей среды осуществляется по трем направлениям:

1) установление нормативов качества окружающей среды;

2) установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

3) установление нормативов допустимого изъятия природных ресурсов.

Однако, несмотря на множество норм в законодательстве, определяющих понятие, виды и сферы применения нормативов, до сих пор не решен ряд проблем в этой сфере, как на федеральном, так и региональном уровне, а также в природопользовании разных видов природных объектов и ресурсов: воздуха, водного фонда, лесного фонда, животного и растительного мира, недр и земельных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.