Научная статья на тему 'Перспективы социально-экономического развития волгоградской области с учётом туристско-рекреационного и бальнеологического потенциалов'

Перспективы социально-экономического развития волгоградской области с учётом туристско-рекреационного и бальнеологического потенциалов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
743
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернявский Ю. В.

В стратегии социально-экономического развития России основная роль принадлежит региональному развитию отраслей производства. Повышение эффективности экономического состояния регионов вызовет стимулирование образования прямых внешнеэкономических и социально-культурных связей. Комплексный анализ современной социально-экономической ситуации Волгоградской области позволил выделить приоритеты стратегии развития сети социально-культурного сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы социально-экономического развития волгоградской области с учётом туристско-рекреационного и бальнеологического потенциалов»

ЧЕРНЯВСКИЙ Ю.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ С УЧЁТОМ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО И

БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛОВ

в стратегии социально-экономического развития россии основная роль принадлежит региональному развитию отраслей производства. повышение эффективности экономического состояния регионов вызовет стимулирование образования прямых внешнеэкономических и социально-культурных связей. Комплексный анализ современной социально-экономической ситуации волгоградской области позволил выделить приоритеты стратегии развития сети Ш социально-культурного сервиса и туризма. Это определяет необходимость формирования ¡5 оптимального градостроительного режима развития благоприятных условий для туризма

0 и индустрии гостеприимства. одним из главных приоритетных направлений региональной X экономической политики должно быть развитие инфраструктуры социально-культурного ^ сервиса на межведомственной основе [1, 4].

^ Экономическая система волгоградской области в настоящее время продолжает терять комплексность развития. изменения в политической структуре страны привели к наруше-^ нию прежней системы социально-культурного и бытового обслуживания населения. □ во взаимосвязи социально-экономического состояния территорий и градостроительных условий региона, представлен комплексный социологический анализ реального уровня N обеспечения населения области градостроительными и социальными благами, определены д приоритеты стратегии градостроительного развития,

Ш социально-культурный сервис является одной из составляющих градостроительной от-<\, расли, которая представляет собой сложный объект, формирующийся из взаимосвязанных социальных систем. для выработки стратегической цели оптимального поведения по развитию £ социально-культурного сервиса области необходимо комплексное исследование современ-ё ного социально-экономического состояния. до настоящего времени социальная ориентация, а то есть учет региональных ситуаций характеризующих уровень и качество жизни населения, § является наименее учитываемым фактором при разработке целевых научных программ эко-

> номического развития.

2 Градостроительство влияет на все стороны материальной и духовной жизни общества,

1 формирует среду общественной жизни и определяет первоочередность социальных задач. $ Большую часть широкой синтетической градостроительной деятельности составляет анализ о современных социально-экономических показателей, являющийся основой для принятия о градостроительных решений и классификации градостроительных задач [6].

> динамика реального уровня потребления социальных благ, длительности жизни, пара-

2 метров физического и духовного развития, образованности формирует главные результи-2 рующие показатели социально-экономического развития территории. при доминировании ^ социальной ориентации градостроительства для обеспечения оптимального развития обще-о ства необходимо учитывать сбалансированность с природными, рекреационными, экономист ческими и другими ресурсами территории [8].

^ задачи планирования социально-культурного сервиса и туризма взаимосвязаны с градо-| строительными условиями и их решение напрямую зависит от экономической базы регио-о на. перспективы социально-экономического развития территории могут быть представлены т в виде научно обоснованной градостроительной программы, включающей мероприятия по 5 практической реализации стратегии социальной направленности роста жизнеобеспечения ^ населения. при разработке стратегии социально-экономического развития региона необхо-Е дим комплексный социологический анализ природно-ресурсного, экономического, научно-о технического, социально-культурного потенциалов.

о Комплексный социальный подход к анализу современных экономических процессов на 00 территории волгоградской области позволил выявить следующую ситуацию. Градострои-

тельные условия можно оценить как удовлетворительные. На территории области высокий уровень обеспеченности жильем, газификации сельских населенных мест. На территории развиты все виды транспорта, большая часть имеет высокий уровень транспортной доступности. Через область проходят основные железнодорожные, автомобильные, авиационные и водные пути, связывающие ее со всеми регионами России и странами СНГ.

На территории области, занимающей удобное политико-географическое положение, при благоприятных природно-климатических условиях, достаточно сложная демографическая ситуация, сопровождающаяся сокращением естественного прироста населения, трудоспособного населения и его старением. В настоящее время в Волгоградской области в 2-2,5 раза ниже, чем в сопредельных областях, плотность сельского населения, количество поселков городского типа на единицу территории (табл. 1).

Таблица 1

Социально-демографические и экономические показатели

Наименование субъектов РФ Территория, тыс, км2 Средняя плотность населения, чел/км2 Соотношение отраслей промышленности, % Основные производственные фонды АПК, относительно Волгоградской области

Общая сельского Тяжёлая Лёгкая Всего На 100га с\х угодий

1 2 3 4 5 6 7 8

Волгоградская 113,9 23 5,7 83 17 1 1

Саратовская 101,2 26 6,5 75 25 1,5 1,3

Ростовская 100,8 43 12,0 72 28 2,0 1,9

Астраханская 49,0 20 6,2 58 42 1,8 1,4

Воронежская 52,4 51 18,7 70 30 1,8 1,5

Калмыкия 74,5 11 2,6 60 40 0,5 0,5

Сред, по региону 29 8,6 70 30 1,3 1,3

Ш

Л

ь о (О X

СП

а

г

ш

^

о ь

N □

Ш

О о

I—

ф

о а ф

I

>

0

1 I

ф

ш н

О

а

о <

>

о

0

1_

0

1_

о о

со

О

I—

О

о о.

0

1

д О

В то же время по своему промышленному потенциалу Волгоградская область занимает одно из ведущих мест среди областей Поволжья и в Южном федеральном округе. В структуре промышленного потенциала более 80% составляют отрасли тяжелой промышленности. Отрасли легкой промышленности, имеющие социальную ориентацию, составляют менее 20%, что значительно ниже, чем в сопредельных субъектах РФ.

Такое развитие производства требовало интенсивного использования природных и трудовых ресурсов, что привело к концентрации производственных сил и населения в областном центре и зоне его влияния, к нарушению экологии природной среды, дисбалансу социального состояния на территории.

Актуальность восстановления и дальнейшего развития системы предприятий социально-культурного сервиса и туризма региона возросла и в связи с изменениями в общей геополитической обстановке России. Произошли потери традиционных курортно-рекреационных зон в Прибалтике, Крыму и на Кавказе. Рекреационные ресурсы Волго-Ахтубинской поймы и зон реки Дона мало использовались на местном уровне и не были в достаточной степени задействованы в санаторно-курортном и туристическом обслуживании страны.

Одновременно с усилением социально-экономической напряжённости во многих районах и городах, на территорию области возрос нерегулируемый поток неорганизованных туристов, который наносит ущерб не только природной среде, но и экономике региона. такое положение усиливает необходимость формирование более полной сети современных объектов сервиса и туризма для контроля над антропогенными нагрузками и создания комфортности обслуживания отдыхающих [5, 8].

преодоление кризисных процессов в социально-экономической сфере регионов возможно на основе глубокой теоретической разработки концепции развития социально-культурного сервиса и туризма применительно к каждому конкретному региону.

научные основы стратегии развития представляют собой сочетание гипотезы желаемого состояния с гипотезой перехода к нему. поэтому возможные варианты прохождения процесса необходимо рассматривать на основании анализа совокупности современного состояния факторов, оказывающих влияние на социально-экономическую ситуацию.

изучение и анализ современного состояния сферы социально-культурного сервиса и социально-экономического положения региона позволяет предполагать несколько возможных вариантов дальнейшего развития (табл. 2).

первый вариант возможен при финансовой поддержке Федеральным правительством преимущественного физико-географического и социально-территориального положения волгоградской области над другими регионами россии. Это может обеспечить кратковремен-Ш ную поддержку в развитии, которая

¡5 не в состоянии обеспечить системность функционирования объектов социально-куль-

0 турного сервиса и туризма.

X другой вариант развития возможен при активизации социально-экономической жизни ^ в регионе, связанной с ее уникальными ресурсными и геополитическими возможностями и ^ дополнительным инвестированием на федеральном уровне. улучшение формирования системы социально-культурного сервиса и туризма произойдет при поддержке кредитно-нало-^ говой политики и взимании платежей за ресурсы, используемые экономически активными □ добывающими предприятиями и промышленностью в региональный бюджет. ^ наиболее оптимальным представляется вариант, базирующийся на созидательном ис-N пользовании преимуществ уникальных рекреационных, культурно-исторических и бальне-д ологических ресурсов области, стимулировании развития предприятий сервиса и товаро-Ш производителей по переработке сельхозпродукции в периферийных районах региона, что .а, способствует более полному использованию природно-ресурсного потенциала. Этот вариант развития предполагает взаимосвязь региона с социально-экономической политикой страны £ в целом по выводу из кризиса экономики, культуры и социально-экономического состояния ё населения. реализация такой политики должна быть взаимно увязана администрацией субъ-о. ектов региона с Федеральным правительством по регулированию инвестиционного и миг-§ рационного поведения всех социально-территориальных групп населения, при приоритете

> развития туристско-рекреационной отрасли.

2 потенциальными инвесторами развития туристско-рекреационных и бальнеологичес-

1 ких комплексов на территории области являются: государственный пенсионный фонд, не-$ государственные пенсионные фонды, бюджеты и иные фонды субъектов рФ, федеральный о бюджет рФ, страховые компании, паевые инвестиционные фонды, инвестиционные банки, о физические лица рФ и иных государств, коммерческие организации рФ и иных государств.

> из существующих в россии туристических фирм более 90% (около 10 тыс.) занимаются

2 размещением клиентов на отдых и лечение в отечественных санаториях, домах отдыха и пан-2 сионатах, остальные ориентированны на зарубежный отдых клиентов. таким образом, можно ^ рассчитывать, что большее количество туристических фирм и пенсионный фонд заинтере-о сованы в размещении клиентов в бальнеологических комплексах волгоградской области [2, о ст. 4; 7].

^ по существующему положению обеспеченность местного населения местами отдыха | и лечения относительно норматива (4,5 тыс. мест) составляет не многим более половины о (табл. 3).

т развитие индустрии гостеприимства оказывает значительное влияние на экономический 5 рост, особенно эффективно, если строительство новых объектов происходит в слабо развитых ^ районах. в этом отношении наиболее перспективен посёлок Эльтон волгоградской области, Е расположенный вблизи озера Эльтон, которое является комплексным бальнеологическим о объектом. в то же время территория области располагает и другими рекреационно-бальнео-о логическими ресурсами, имеется несколько месторождений минеральных вод, естественной 00 осадочной соли, в том числе бишофит и лечебные грязи.

Таблица 2

Влияние инвестиционных возможностей на социально-экономическое развитие Волгоградской области

Варианты финансового состояния:

Сохранение существующего положения

Частичные инвестиционные вложения

Централизованное инвестирование

Оптимальное соци-ально-экономичес-кое развитие

Этапы реализации:

реализация отсутствует

эпизодическая реализация отдельных мероприятий и решений

целенаправленная реализация отдельных мероприятий по решению узловых проблем

планомерная реализация концепций устойчивого развития и социально-экономических, технологических и природоохранных программ.

Социально-экономическая ситуация и варианты последовательности реализации территориально-градостроительных мероприятий:

■ усиление хозяйственного освоения экологически ценных территорий области, особенно в агломерации и приагломерацион-ном районе;

■ усиление нарушений природоохранных и санитарных режимов защитных зон разного назначения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ дробление крупного промышленного и сельского производства;

■ уменьшение централизованных решений крупных социально-экологических проблем, возникших от монопольной нагрузки;

■ дальнейшее разрушение системы туризма и социально-культурного сервиса.

■ усиление хозяйственного освоения проблемных экологических ареалов на базе существующего производства

и социально-

экономической,

инженерной

инфраструктур

с возможным

превышением их

мощностей;

■ выборочная реконструкция экономически выгодных предприятий повышенного класса вредности;

■ разрастание Волгоградской агломерации, со значительным опережением возможностей инженерно-технической инфраструктуры;

■ усиление терри-ториально-градо-строрительных нерегламентиро-ванных нагрузок на экологически ценные территории;

■ социально-культурный сервис сохраняется на существующем уровне

- сокращение наращивания антропогенной нагрузки;

- реконструкция устаревших производственных технологий и достижение лучших экологических характеристик;

- реконструкция и наращивание природоохранной инженерной инфраструктуры, оздоровление селитебных территорий;

- замедление роста агломерации

и сокращение новых нагрузок на санирующие территории;

- развитие межрайонных центров областной системы расселения с учетом экологических ограничений;

- развитие отдельных объектов туризма и социально-культурного сервиса.

■ организация системы охраняемых территорий области; реконструкция существующих

и строительство новых объектов социально-культурного сервиса;

■ сокращение загрязнения в связи с внедрением замкнутых технологий в промышленности; экологически обоснованное ведение сельского хозяйства;

■ развитие социальной и инженерной инфраструктуры, направленной на рекреационные зоны, санаторно-курортную деятельность и системы туристского обслуживания;

■реконструирование и развитие всех городов - опорных центров областной системы социально-культурного сервиса с учетом экологических ограничений.

Таблица 3

Динамика количества мест в учреждениях длительного отдыха Волгоградской области

1980 1985 1990 1996 2000 2005

1 2 3 4 5 6 7

Санатории и дома отдыха, количество 14 14 15 12 14 19

Общее количество мест 2175 2254 2574 2129 2324 2500

В том числе: детских 960 875 960 800 800 960

взрослых 1215 1379 1614 1329 1524 1540

0

1_

О

О со О

I—

О О о.

о ф

со

строительство новых бальнеологических комплексов обеспечит местное население временными рабочими местами на период строительства и постоянными при их эксплуатации. Ориентировочная стоимость строительства одного объекта на 500 мест 6,5 - 7 млрд. рублей, с использованием до 50% строительных и отделочных материалов производителей Волгоградской области и привлечением около 3 тыс. временных рабочих. В процессе эксплуатации возникнет необходимость в потребности, как высококвалифицированных медицинских со-

0

1

д О

трудников, так и среднего и младшего медицинского персонала, сотрудников общественного питания, хозяйственных и сервисных работников.

Большая часть клиентов, пользующихся услугами туристических фирм, предпочитает тратить на отдых и лечение от 1,0 до 3 тыс. рублей в сутки (табл. 4).

Таблица 4

Расходы потенциальных клиентов на основные услуги лечения и отдыха

Ш

Л

ь о (О X

СП

а

г

ш

^

о ь

N □

Ш

О о

I—

ф

I—

^

о а ф

I

>

0

1 I

ф

ш н

О

а

о <

>

о

0

1_

0

1_

о о

со

О

I—

О О о.

Затраты на одного человека в день. (руб.) % - клиентов

Менее 500 1

От 500 до 1000 4

От 1000 до 1500 72

От 1500 до 2000 20

От 2000 до 3000 3

Более 3000 0

Всего 100

При учёте продолжительности отдыха клиентов анализ длительности путёвок предлагаемых пенсионным фондом и туристическими фирмами показывает, что наиболее популярными являются путёвки длительного отдыха от 10 до 28 дней. Это позволит разработать различные программы по лечению и оздоровлению в бальнеологических комплексах, для приёма клиентов по стоимости от 1500 до 2000 рублей в сутки. По статистическим данным объём потенциального спроса на бальнеологические услуги на сырье озера Эльтон при наиболее благоприятных условиях отдыха и лечения может достигать максимальных сумм (до 3000 рублей), это около 3% от общего числа фирм ежегодные затраты которых различаются в зависимости от суточного содержания от 1млн. до 4 млн. рублей (табл. 5).

Таблица 5

Ежегодная стоимость размещения клиентов в санаторно-курортных учреждениях (среднестатистические данные из расчёта стоимости суток)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма затрат в руб. %-т респондентам

Менее 1 млн. 11

От 1 млн. до 1,5 млн. 13

От 1,5 млн. до 2 млн. 39

От 2 млн. до 3 млн. 22

От 3 млн. до 4 млн. 5

Более 4 млн. 10

Средние затраты 2 млн. 100

0

1

О

Бальнеологические комплексы Волгоградской области могут планироваться как места лечения и отдыха европейского уровня, так как около 300 фирм заинтересованы в услугах по цене 2-3 тыс. рублей в день. Следовательно можно определить рыночный потенциал предполагаемого использования бальнеологических ресурсов: общее количество туристических компаний РФ - 12 тыс.; количество компаний, размещающих клиентов в отечественных бальнеологических комплексах - 10 тыс.; количество компаний прогнозирующих спрос на услуги бальнеологических комплексов волгоградской области 300; ежегодные расходы туристических копаний - 3,5 млн. рублей. Из расчёта 500 мест в санаторном комплексе и средней продолжительности лечения 15 дней рыночный потенциал основных услуг по лечению и отдыху составит около 20 млрд. рублей и дополнительных услуг около 10 млрд. рублей.

Таким образом, рыночный потенциал основных и дополнительных услуг только одного бальнеологического комплекса волгоградской области среди потребителей пенсионных фондов и туристических фирм может превысить 30 млрд. рублей. Окупаемость вложений инвестиционных средств по прогнозу аналитических данных составит от 7 до 10 лет.

Возникновение дополнительных рабочих мест при возведении и эксплуатации объектов туристско-рекреационного и лечебно-оздоровительного направления повысит общее социально-экономическое состояние населения, увеличит возможности бюджетной составляющей экономики области. Социальная ориентация экономического развития даёт возможность повышения устойчивости развития общества за счёт повышения продолжительности жизни при хорошем здоровье и оптимальном режиме духовного состояния по средствам воспитания культурно-познавательным направлениям туризма.

Таким образом, вопросы планирования и строительства системы социально-культурного сервиса и туризма напрямую зависят от социально-градостроительной политики и экономической базы региона и являются неиспользованным резервом социально-экономического развития.

литература

1. Антюфеев А.в., чернявская Т.А., Уфимцев с.в. Возможности оптимизации системы соци- ш ально-культурного сервиса и туризма в Нижнем Поволжье // Проблемы теории и практики ¡о современного сервиса. Материалы МНПК. Волгоград: ВФ МГУС, 2005. о

2. Бюджет фонда социального страхования на 2006 год. М., 2005. X

3. Проект бальнеологического комплекса на территории Палласовского района пос. Эльтон Волгоградской области. Волгоград: ВГП, 2005.

4. сидоренко в.ф., чернявская Т.А., Итичникова г.А. Рекреационные ресурсы в системе экологически устойчивого развития Волгоградской области // Сертификация, экология, энергосбережение. Материалы МНПК. Турция, Кемер: ВолгГАСА, 1998. б

5. сидоренков.ф., чернявский Ю.в, чернявская Т.А. Стратегия социально-градостроительного развития регионов России // Архитектура, строительство, экология. Материалы МНПК. N Волгоград: ВолгГАСА, 2002. §

7. Тумановв.А. Приграничные районы: от кризиса к устойчивому развитию // Экономичес- Ш кие реформы в регионах РФ. Опыт и перспективы: Сб. статей. М.: Институт современной .л, политики, 1998.

6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год». М., 2004 £

8. чернявский Ю.в. Социологическое исследование градостроительного развития Волгоград- s ской области // Вестник ВогГАСА. Серия "Строительство и архитектура". 2002. № 2(5). а

ЧЕФРАНОВ С.Г. ®

I-

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ПРОЕКТНО-ЭВОЛЮЦИОННОГО о ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ >

СИСТЕМАМИ °

о о

Свойства, условия и предпосылки эффективного управления региональными экономи- § ческими системами требуют совершенствования используемых механизмов, поиска новых о концептуальных подходов к формированию и функционированию управленческой подсис- ^ темы. Объект управления - региональная экономика - представляет собой сложную динами- | ческую открытую систему, функционирующую в условиях высокой неопределенности буду- о щих состояний. Переход российской экономики на траекторию стабильного бескризисного т

роста требует расширения горизонта планирования, что усиливает негативные проявления непредсказуемости поведения внешней среды и предопределяет необходимость учета факторов, обусловливающих неопределенность ситуации. вместе с тем, существующая практика функционирования систем регионального менеджмента позволяет говорить о наличии тен- о

I

денции использования принципов управления проектами. Его характерными признаками яв- о ляется ориентация на развитие отдельной части объекта управления (программы развития 0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.