Научная статья на тему 'Перспективы социально – экономического развития Тульского региона'

Перспективы социально – экономического развития Тульского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корначук О. С., Кирьянова В. А.

В данной работе рассматривается разработка предложений по формированию инвестиционной региональной политики на основе исследования и выявления проблем состояния социально – экономического развития Тульского региона.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given work development of offers on formation of an investment regional politics is examined on the basis of research and revealing of problems of a condition of social and economic development in the Tula region.

Текст научной работы на тему «Перспективы социально – экономического развития Тульского региона»

направлены на получение подтверждений о полученной ранее информации. Ответы: «да», «нет», «в таком-то году», «в таком-то городе».

По отношению к познавательной цели вопросы подразделяются на: 1. Узловые. Ответы на них служат непосредственно достижению цели. 2. Наводящие. Верный или примерный ответ на наводящий вопрос как бы подготавливает соискателя к пониманию узлового вопроса или подсказывает ему, на какую тему следует говорить дальше.

В результате анализа зарубежной и российской практики ведения собеседования в рамках процедуры приема кандидата на работу в организацию наиболее целесообразными с информативной точки зрения и часто задаваемыми вопросами на собеседовании являются: 1. Общие вопросы: -Почему вы ушли из...? -Что входило в ваши должностные обязанности на последнем месте работы? - Какие обязанности вам нравилось (тяготило) выполнять? Почему? - Каковы ваши самые большие достоинства (слабости) как сотрудника? - Как вы видите свою жизнь спустя пять (десять) лет? - Расскажите о том, какую самую большую ошибку по-вашему мнению вы допустили в процессе работы. - Есть ли у вас вредные привычки? - Как вы снимаете напряжение? - Как вы проводите свободное время? 2. Вопросы об инициативе: - Расскажите о проекте, который вы разработали. - Приведите пример, когда вы делали больше, чем от вас требовалось... - 3. Вопросы об умении планировать и осуществлять намеченное: - Вы часто переносите сегодняшние дела на завтра? -Опишите свою самую успешную (неудачную) попытку найти поддержку идеи или предложения. 4. Вопросы об ответственности за принятие решений: - Какие самые важные решения вы приняли за последний год? Как вы их осуществили? - Опишите случай, когда вы привлекали других к принятию решения. Каким был их вклад? 5. Вопросы об умении управлять: - Приходилось ли вам управлять коллективом? - Сколько человек находилось в вашем подчинении? -Какие моменты в управлении коллективом вы считаете наиболее трудными? На конкретном примере расскажите о том, как вы справлялись с подобными ситуациями.

Помимо перечисленных выше приемов, в собеседование можно включать тесты, задачи, различного рода письменные задания.

УДК 657.1

О.С. Корначук, В.А. Кирьянова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА

In the given work development of offers on formation of an investment regional politics is examined on the basis of research and revealing of problems of a condition of social and economic development in the Tula region.

В данной работе рассматривается разработка предложений по формированию инвестиционной региональной политики на основе исследования и выявления проблем состояния социально - экономического развития Тульского региона.

Региональная социально - экономическая политика должна способствовать эффективной специализации регионов, генерированию самостоятельных источников финансирования общественного сектора экономики региона, обеспечению системной поддержки малого бизнеса (как форме самозанятости трудоспособного населения реги-

она), созданию региональной инфраструктуры предпринимательства, оценке реального ресурсно-финансового потенциала региона, преодолению объективно сложившихся различий между регионами, а также укреплению их финансовой самостоятельности (на базе концепции бюджетного федерализма). Более того, «в новых условиях региональная социально - экономическая политика должна рассматриваться не как преимущественно способ компенсации недостатков, а как конкурентная политика и шире - всеобъемлющая политика развития» [1].

Процесс регионального социально - экономического развития сравним с диффузией инноваций: новые отрасли зарождаются в центре и затем распространяются к периферии. В данном случае главной целью региональной политики государства является ускорение этого распространения. Инновационные процессы распространяются или в виде передачи нового продукта, при этом он не подвергается изменениям даже с учетом временного фактора. Если же инновации проявляются в виде развития новых отраслей промышленности или хозяйства из центра к периферии, то характер нового продукта может изменяться с учетом временного лага.

Быстрый переход от административно-плановой к рыночной экономике в любой из стран, выбравших этот путь, всегда приводил к социально-экономическим потрясениям различной продолжительности. В России данный переходный процесс усложняется и удлиняется из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям. По этой причине особенно уязвимыми оказался Тульский регион. Многие региональные «напряженности» в экономике переходного периода являются проявлением противоречия между инерционностью размещения материальных элементов национального богатства (природных ресурсов, основных производственных и непроизводственных фондов) и возросшей динамичностью экономических условий производства, труда, жизнеобеспечения. Острота региональных проблем усиливается несбалансированностью рыночных преобразований в разных сферах. Например, рыночному саморегулированию занятости в Тульском регионе препятствует отсутствие гармоничного рынка жилья (способствующего мобильности рабочей силы) и медленное развитие малого и среднего бизнеса, поглощающего высвобождающуюся рабочую силу из сторнирующих или реконструируемых крупных предприятий. Главные на сегодняшний день для туляков проблемы связанны их с материальным благополучием. А именно - с низкими доходами (зарплаты, пенсии) и высокими обязательными расходами (коммунальные платежи). Рейтинг наиболее значимых проблем, волнующих сегодня туляков, представлен в таблице 1 [2]. Проблему бедности, как первоочередную, поставил Президент В. Путин перед федеральными и региональными органами власти в своем послании уже более года тому назад. Поэтому остановимся на ней подробнее и рассмотрим корреляции в оценке значимости этой проблемы для различных категорий населения Тульской области. Первое, что стоит выделить, это обострение значимости проблемы бедности с увеличением возраста. Так, если среди молодых людей до 25 лет проблему бедности отметили 45% опрошенных, то среди пенсионеров старше 55 лет - практически 70%. Исходя из уровня образования - тенденция наблюдается прямо противоположная: острота проблемы бедности устойчиво падает с увеличения уровня образования от 70% среди жителей области, у которых нет даже среднего образования, до 50% среди тех, у кого есть высшее образование. Осознание богатыми того факта, что невозможно нормально жить в стране, где более трети населения влачит жалкое существование за чертой бедности -это первый камушек в созидание нормального цивилизованного общества. Далее должно последовать изменение отношения бедных к богатству. От «шариковского» «все

отобрать и поделить» - к восприятию богатства как стимула к достижению собственного благополучия [2]. В связи с этим возрастает актуальность проведения комплексного анализа социально-экономического положения Тульского региона, который служит нескольким целям. Он необходим, во-первых, для понимания существа наблюдаемых процессов и роли влияющих на них факторов; во-вторых, для выявления важных особенностей Тульского регионов, проблемных и критических ситуаций в их развитии; в-третьих, для оценки возможных последствий происходящих процессов; в-четвертых, для выработки мер воздействия на эти процессы в нужных направлениях посредством различных средств. Определение конкретных путей дальнейшего социально-экономического развития Тульского региона в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является хозяйственный комплекс Тульской области.

Табл. 1. Рейтинг наиболее значимых проблем Тульского региона

Ранг Проблемы Доля (%)

1 Низкий уровень жизни (бедность, низкие зарплаты и пенсии) 57,3

2 Высокие платежи за услуги ЖКХ 50,1

3 Низкое качество услуг ЖКХ 32,2

4 Сложности с трудоустройством, безработица 28,1

5 Наркомания 25,3

6 Низкое качество медицинского обслуживания 24,1

7 Проблемы экологии, загрязнение окружающей среды 23,9

8 Упадок сельского хозяйства 22,0

9 Развал промышленности 20,1

Прогноз перспективного социально-экономического развития Тульской области на период до 2010 года свидетельствует о потенциальной возможности подъема хозяйственного комплекса Тульской области и вывода его из депрессивного состояния за счет саморазвития и использования собственных ресурсов. Значение для теории и практики научных результатов. Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений и выводов исследования для дальнейшего развития методики территориальной организации хозяйства Тульского региона и выработке на этой основе методических подходов к оптимизации соответствующих программ социально-экономического развития Тульского региона. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что применение методических подходов и рекомендаций способствуют обеспечению развития депрессивного Тульского региона в условиях рыночной экономики. Предлагаемые рекомендации дают возможность совершенствовать отраслевую структуру региона, решать экологические проблемы, обеспечить занятость населения, улучшить инвестиционный климат, что способствует саморазвитию и повышению социально-экономической стабильности.

Разработкой концепции и программы социально - экономического развития региона занимались разработчики из Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, возглавляемая доктором экономических наук, профессором, научным руководителем научно-исследовательского отдела, заведующим кафедрой Кимом Таксиром, сообщили в пресс-службе администрации области. Основным приоритетом для всех ветвей власти остается повышение качества жизни населения Тульской области. По словам Кима Таксирома, разработка программы социально-экономического развития

Тульской области на период до 2010 года необходима в связи с серьезными изменениями, происходящими в стране [3]. Приоритетами являются четыре национальных проекта в области здравоохранения, образования, строительства доступного жилья и развития агропромышленного комплекса. Все они, по словам Таксира, будут учтены в региональной программе. Планируется, что реализация программы пройдет в два этапа. Первый этап будет завершен в 2008 году, второй - в 2010 году. Особое внимание в программе будет уделено развитию реального сектора экономики, малого бизнеса, укреплению финансовой инфраструктуры, привлечению в регион инвестиций, социальным вопросам, улучшению качества жизни населения, демографии, формированию системы эффективного природопользования и улучшения экологической ситуации, а также вопросам эффективного управления, кадровой политики.

По нашему мнению, уровень доходности, сложившийся на финансовом рынке, значительно превышает показатели рентабельности большинства отраслей народного хозяйства. Но даже те немногие хозяйствующие субъекты, чья рентабельность покрывает плату за пользование денежными средствами, могут рассчитывать только на собственные источники при осуществлении капиталовложений, поскольку на поведении экономических субъектов сказывается существенная неопределенность будущего состояния экономики. В нашей стране позитивная роль инвестиций в обеспечении роста экономики тормозится сложностями переходного периода.

Список литературы

1. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 04.08.2000 г. № 107-ФЗ).

2. Артоболевский, С.С. Региональная политика, направленная на снижение пространственных экономических и социальных диспропорций в РФ (концепция).- 2005.

УДК 657.1

О.С. Корначук, Л.Ю. Щеульникова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

The balanced system of parameters is directed to increase of a management efficiency and activity without which existence in severe constraints of new economy is impossible, and also the balanced system of parameters gives the top management of the company completely new tool of the management transforming vision of the company and its strategy to a set of interconnected balanced parameters, estimating critical factors not only a current, but also the future development of the organization.

Сбалансированная система показателей направлена на повышение эффективности управления и деятельности в целом, без которого невозможно существование в жестких условиях новой экономики, а также сбалансированная система показателей дает высшему руководству компании совершенно новый инструмент управления, переводящий видение компании и ее стратегии в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.