Научная статья на тему 'Сбалансированная система показателей как инструмент управления предприятием'

Сбалансированная система показателей как инструмент управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корначук О. С., Щеульникова Л. Ю.

Сбалансированная система показателей направлена на повышение эффективности управления и деятельности в целом, без которого невозможно существование в жестких условиях новой экономики, а также сбалансированная система показателей дает высшему руководству компании совершенно новый инструмент управления, переводящий видение компании и ее стратегии в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The balanced system of parameters is directed to increase of a management efficiency and activity without which existence in severe constraints of new economy is impossible, and also the balanced system of parameters gives the top management of the company completely new tool of the management transforming vision of the company and its strategy to a set of interconnected balanced parameters, estimating critical factors not only a current, but also the future development of the organization.

Текст научной работы на тему «Сбалансированная система показателей как инструмент управления предприятием»

Тульской области на период до 2010 года необходима в связи с серьезными изменениями, происходящими в стране [3]. Приоритетами являются четыре национальных проекта в области здравоохранения, образования, строительства доступного жилья и развития агропромышленного комплекса. Все они, по словам Таксира, будут учтены в региональной программе. Планируется, что реализация программы пройдет в два этапа. Первый этап будет завершен в 2008 году, второй - в 2010 году. Особое внимание в программе будет уделено развитию реального сектора экономики, малого бизнеса, укреплению финансовой инфраструктуры, привлечению в регион инвестиций, социальным вопросам, улучшению качества жизни населения, демографии, формированию системы эффективного природопользования и улучшения экологической ситуации, а также вопросам эффективного управления, кадровой политики.

По нашему мнению, уровень доходности, сложившийся на финансовом рынке, значительно превышает показатели рентабельности большинства отраслей народного хозяйства. Но даже те немногие хозяйствующие субъекты, чья рентабельность покрывает плату за пользование денежными средствами, могут рассчитывать только на собственные источники при осуществлении капиталовложений, поскольку на поведении экономических субъектов сказывается существенная неопределенность будущего состояния экономики. В нашей стране позитивная роль инвестиций в обеспечении роста экономики тормозится сложностями переходного периода.

Список литературы

1. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 04.08.2000 г. № 107-ФЗ).

2. Артоболевский, С.С. Региональная политика, направленная на снижение пространственных экономических и социальных диспропорций в РФ (концепция).- 2005.

УДК 657.1

О.С. Корначук, Л.Ю. Щеульникова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

The balanced system of parameters is directed to increase of a management efficiency and activity without which existence in severe constraints of new economy is impossible, and also the balanced system of parameters gives the top management of the company completely new tool of the management transforming vision of the company and its strategy to a set of interconnected balanced parameters, estimating critical factors not only a current, but also the future development of the organization.

Сбалансированная система показателей направлена на повышение эффективности управления и деятельности в целом, без которого невозможно существование в жестких условиях новой экономики, а также сбалансированная система показателей дает высшему руководству компании совершенно новый инструмент управления, переводящий видение компании и ее стратегии в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития организации.

В условиях рыночной экономики предприятию постоянно требуется достигать максимальной прибыли, финансовой устойчивости и эффективности использования всех ресурсов. Это объективно обуславливает усложнение его ориентации в системе экономических связей и, следовательно, возрастание значимости функций управления предприятием.

В течение длительных обсуждений и дискуссий была выработана основа данной модели, базирующаяся на четырех основных составляющих (проекциях) - финансы, маркетинг, внутренние бизнес - процессы, обучение и рост. Таким образом, система получила название "сбалансированной", так как основывалась на комплексном подходе к оценке как материальных, так и неосязаемых активов.

Как уже отмечалось ранее, основной причиной исследований связанных с разработкой BSC являлась нарастающая потребность в оценке критериев будущего и текущего потенциала различных компаний связанного с перспективами развития и роста базирующаяся на совокупности как финансовых, так и нефинансовых показателей. Использование данной системы в целях стратегического управления сформировало еще больший интерес со стороны деловых кругов.

Основной принцип Balanced Scorecard, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления - управлять можно только тем, что можно измерить. Иначе говоря, цели можно достигнуть только в том случае, если существуют поддающиеся числовому измерению показатели, говорящие управленцу, что именно нужно делать и правильно ли с точки зрения достижения цели он делает то, что делает. Balanced Scorecard делает акцент на нефинансовых показателях эффективности, давая возможность оценить такие, казалось бы, с трудом поддающиеся измерению, аспекты деятельности как степень лояльности клиентов, или инновационный потенциал компании. Методика Balanced Scorecard предоставляет топ-менеджерам и собственникам возможность перевести цели компании на уровень операционной деятельности. Она позволяет четко понять, как отдельные подразделения, проекты компании и даже отдельные сотрудники влияют на достижение поставленных перед компанией целей, и дает возможность корректировать их деятельность, направляя ее на выполнение стратегии. Построение BSC осуществляется таким образом, чтобы задачи и показатели менеджеров более высокого уровня в интегрированном виде отражали задачи и показатели менеджеров более низкого уровня. BSC - достаточно требовательная методика. В построении управления на основе BSC необходимо деятельное участие всех сотрудников компании - от генерального директора до рядового клерка. Мало объяснить персоналу, в чем цели компании, - каждый сотрудник должен быть заинтересован в их достижении. Иначе ни один инструмент управления, каким бы эффективным он ни был, не принесет бизнесу ощутимой пользы.

Сбалансированная система показателей охватывает важнейшие аспекты деятельности предприятия - потребительский, хозяйственный, инновационный, финансовый. Система позволяет увязать стратегию с оперативным бизнесом. Идея сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard) отвечала желаниям менеджмента обрести взвешенный набор монетарных и немонетарных показателей для внутрифирменных управленческих целей. Новая система направлена, прежде всего, на увязку показателей в денежном выражении с операционными измерителями таких аспектов деятельности предприятия, как удовлетворенность клиента, внутрифирменные хозяйственные процессы, инновационная активность, меры по улучшению финансовых результатов.

Внедрение, рассматриваемой концепции означает широкую перестройку всего процесса осуществления организационной стратегии. В этой связи важны два следую-

щих обстоятельства. Во-первых, применение сбалансированной системы показателей -это процесс не разработки стратегии, а ее реализации, предполагающий наличие на предприятии уже четко сформулированной стратегии. Во-вторых, новую концепцию надо рассматривать не столько как систему показателей, сколько как всеохватывающую систему управления. При ее внедрении не следует также пытаться систематизировать в той или иной форме монетарные и немонетарные показатели. Каплан и Нортон специально подчеркивают, что нацеленная на успех программа сбалансированных показателей должна начинаться с признания того факта, что это не проект из области "мер и весов", а проект, рассчитанный на изменения. Особенно удобно сбалансированную систему показателей использовать как инструмент стратегической коммуникации и спецификации в тех случаях, когда стратегия сформулирована расплывчато и носит политическую окраску. Особенно часто такое случается в государственной администрации и некоммерческих организациях. При реализации концепции сбалансированной системы показателей программное обеспечение не входит в число главных проблем. Тем не менее, сбор, оценка и анализ данных играет здесь большую роль. Поэтому сегодня ведущие компании по разработкам и производству компьютерных программ работают над созданием соответствующего специального программного обеспечения. Ряд преимуществ, выявленных на практике, можно кратко выразить следующим образом: сбалансированная система показателей является инструментом, позволяющим полномасштабно увязать стратегию предприятия с оперативным бизнесом; кроме того, новая система дает возможность принимать вполне объективные решения в области распределения ресурсов.

Система сбалансированных показателей может использоваться в различных отраслях: известны примеры ее применения в банковском деле, здравоохранении, правительственных учреждениях, страховании, телекоммуникациях, неприбыльных организациях и др. Полезность методики выражается в нескольких открывающихся возможностях, не зависящих от отрасли. Время разработки Balanced Scorecard зависит от размера компании, ее структуры, отрасли и специализации. Первоначальный период обычно занимает 2-3 месяца. Вместе с тем, однажды определенные, Balanced Scorecard не остаются незыблемыми на долгие годы. Они продолжают постоянно развиваться и совершенствоваться, поскольку изменяется и стратегия предприятия. Фактически планирование стратегии становится непрерывным, постоянно улучшаемым процессом. При этом наиболее часто используются следующие типовые метрики: "Оборот" и "Денежный поток" (финансы); "Распределение сегментов", "Оценка покупательной способности" (клиенты); "Показатели улучшения процессов", "Индекс качества" (внутренние процессы); "Индекс опросов", "Степень компетенции" (обучение). Для других компаний типовые метрики могут быть иными.

Методика работает с максимальной отдачей, если старшие руководители уже ищут способы более эффективного руководства стратегией организации или подразделений. Те из них, кто считает важными видение, коммуникативность, инновации, участие и инициативу служащих, - получат естественный и мощный инструмент управления. К трудностям перехода к Balanced Scorecard следует отнести и то, что, как правило, после первого этапа внедрения многие желательные измерения еще не реализованы (иногда отсутствует до 40% показателей). Первая реакция руководства предсказуема: если мы не можем измерять то, что хотим, давайте хотеть то, что мы можем измерить. Внедрение BSC на отечественных предприятиях следует осуществлять, используя различные подходы. Применение единого подхода в данном случае невозможно. В качестве критериев выбора того или иного метода внедрения выступают масштабы пред-

приятия, отраслевая специфика, особенности корпоративной культуры, наличие системы бизнес-планирования и стратегического менеджмента, методы управления и инструменты, применяемые руководством, отлаженность бизнес-процессов, эффективность и охват системы управленческого учета.

В любом случае постановка BSC - это оправданный шаг, приводящий к повышению эффективности управления и деятельности в целом, без которого невозможно существование в жестких условиях новой экономики. В условиях динамично развивающейся экономики все большее значение приобретают информационные технологии и интеллектуальный капитал. Исследовав особенности применения сбалансированной системы показателей, можно сказать о том, что полезность системы выражается в нескольких открывающихся возможностях, не зависящих от отрасли.

Рассмотрев возможные перспективы России, можно сказать о том, что в нашей стране BSC имеет широчайшие перспективы и потенциал с точки зрения ее использования на отечественных предприятиях, что открывает возможности для перехода на качественно новую модель управления.

Обобщая изложенный материал, можно сказать, что сбалансированная система показателей дает высшему руководству компании совершенно новый инструмент управления, переводящий видение компании и ее стратегии в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития организации.

Список литературы

1. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. - М.: Омега-Л; Высш. шк., 2004. - 528 с.

2. Головизнина, А.Т. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Пособие/

А.Т.Головизнина, О.И.Архипова. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. - 184с.

3. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 476с.

УДК 657.1

Ю.А. Косый, В.А. Кирьянова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЕТА

The system of the balanced parameters is an approach necessary for maintenance of management of the company of the information helping with a formulation of strategic politics and the purposes of the organization. The given approach does accent that it is necessary to provide the user in the objective and impartial image the information which is directed on all significant sites of activity of the organization.

Система сбалансированных показателей - это подход, необходимый для обеспечения менеджмента компании информацией, помогающей в формулировании стратегической политики и целей организации. Данный подход делает акцент на том, что пользователя необходимо объективным и беспристрастным образом обеспечить информацией, которая направлена на все значимые участки деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.