Научная статья на тему 'Перспективы социально-экономического развития моногородов Ивановской области'

Перспективы социально-экономического развития моногородов Ивановской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / MONOCITIES / REGIONAL POLICY / IVANOVO REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Наталия Владимировна

В статье рассмотрено современное социально-экономическое состояние моногородов Ивановской области и меры, принимаемые правительством области для решения проблем развития моногородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF IVANOVO REGION MONOCITIES SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

In the article the present-day Ivanovo monocities socio-economic condition and measures taken by the regional government to solve the monocities development problems are considered.

Текст научной работы на тему «Перспективы социально-экономического развития моногородов Ивановской области»

УДК 332.14:331.526

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Смирнова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассмотрено современное социально-экономическое состояние моногородов Ивановской области и меры, принимаемые правительством области для решения проблем развития моногородов.

Ключевые слова: моногород, региональная политика, Ивановская область.

На сегодняшний день проблема функционирования и социально- экономического развития моногородов для экономики России приобрела достаточно острый характер.

По данным Минрегионразвития на начало 2011г., в России насчитывалось 335 малых городов, в которых есть одно градообразующее предприятие и, зачастую, неблагополучное. Демографическая ситуация в малых городах остается сложной. Из года в год сокращается численность населения моногородов, при этом более высокими темпами сокращается численность экономически активного населения, растет уровень безработицы. Более низкими темпами растет среднемесячная заработная плата по сравнению со средней по стране, кроме того, сокращается предпринимательская активность населения и величина инвестиций в основной капитал. [2]

В последнее время проблемы моногородов широко обсуждаются в самых различных кругах общественности, экспертов, правительстве.

В министерстве регионального развития разрабатывается некий набор предложений по выводу из кризиса моногородов. Однако единой модели и единой программы решения проблем моногородов, по нашему мнению, выстроить невозможно. Процесс переустройства экономики малых городов должен учитывать местную специфику каждого региона.

Сложившаяся во многих монопро-фильных городах критическая экономическая ситуация, негативно отражается на

уровне жизни населения и уровне развития социальной сферы [1].

Ивановская область отличается высокой долей моногородов, около 70% числа городов региона, где градообразующими являются, в основном, текстильные предприятия. В связи с тем, что текстильное производство последнее десятилетие находится в глубоком кризисе, социально-экономическая ситуация моногородов Ивановской области так же остается критической.

Основной проблемой является проблема занятости в моногородах, уровень которой остается крайне низким.

По состоянию на август 2011г. статус безработного имеют 1,8 тыс. граждан, проживающих в моногородах - это 11,5% от общей численности безработных граждан, зарегистрированных в области. Уровень безработицы колеблется в интервале от 2,2%) в городе Вичуга до 1,3% в поселке Петровский Г аврилово-

Посадского района, в то время как среднеобластное значение этого показателя составляет 2,4%. Предложение рабочей силы в моногородах превышает спрос на нее более чем в два раза. На одно вакантное место претендует от 1 до 23 человек. Более тысячи работников организаций, расположенных на монотерриториях, работали в режиме неполной занятости [5].

В целях организации занятости населения, а также снижения напряженности на рынке труда, с 2009г. на территории области реализуется адресная целевая программа по вовлечению граждан в трудовую деятельность и оказанию им

государственной поддержки. На эти цели выделено из федерального и областного бюджетов около 367 млн. рублей, из которых 195 млн. рублей - на социальные выплаты. В результате более чем для 16,3 тыс. жителей монопрофильных населенных пунктов были организованны общественные и временные работы, предоставлена возможность пройти бесплатное профессиональное обучение и стажировку, оказана финансовая поддержка на открытие собственного бизнеса. Благодаря принимаемым мерам, на большинстве монотерриторий удалось снизить уровень безработицы, поддержать людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и избежать социальных конфликтов [5].

К сожалению, решение проблем занятости только посредством государственной финансовой поддержки невозможно. Решение данных проблем должно носить стратегическую направленность, включать мероприятия, результаты проведения которых носили бы долгосрочный характер. Таким образом, основные направления стратегии развития рынка труда должны состоять в: создании условий для роста квалификации рабочей силы, развития нетривиальной системы образования, улучшения условий труда и системы трудовых отношений, роста заработной платы и прочее.

В Ивановской области с 2011г действует региональная Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, которая предусматривает 8 основных направлений действий [3]:

• опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под угрозой увольнения;

• опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;

• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по ухо-

ду за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

• профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программами модернизации здравоохранения Ивановской области;

• организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан и работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, проживающих в монопрофильных населенных пунктах;

• стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

• содействие трудоустройству незанятых инвалидов; родителей, воспитывающих детей-инвалидов; многодетных родителей;

• содействие самозанятости безработных граждан.

На сегодняшний день по результатам реализации Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда центрами занятости населения заключено с предприятиями и организациями области 1356 договоров по основным направлениям деятельности.

537 безработных граждан открыли собственное дело и создали 486 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в строительстве, сельском хозяйстве, в сфере оказания бытовых и информационных услуг населению.

404 выпускника учреждений профессионального образования всех уровней проходят стажировку по полученной профессии под руководством квалифицированных наставников.

1796 человек принимают участие в общественных и временных работах, 498 человек проходят опережающее профессиональное обучение востребованным профессиям [5].

Таким образом, принимаемые меры позволяют сдержать рост безработицы,

способствуют сохранению кадрового потенциала предприятий и снижению напряженности на рынке труда Ивановской области.

Однако, решить проблему моногородов реализацией мероприятий только в одной плоскости, а именно локальное решение проблем занятости, невозможно.

Стратегия развития моногородов, да и региона в целом, главным образом, зависит от деятельности градообразующих предприятий.

В идеале, в небольшом поселке вместо одного большого предприятия лучше иметь десять маленьких, и причем, работающих в различных отраслях промышленности. Такая диверсификация отраслевой структуры хозяйства моногородов способствовала бы формированию конкурентного рынка труда, на котором представлено множество работодателей, что позволило бы повысить эффективность занятости. Но переход этот очень тяжелый, непростой, капиталоемкий и болезненный. Поэтому просто губить предприятия, которые много лет работают, кормят и обеспечивают работой людей, - это неправильно. И там, где есть возможность их поддержать, их необходимо, безусловно, поддерживать.

Поэтому решение социально - экономических проблем моногородов должно включать в себя не только диверсификацию экономики моногородов посредством создания новых отраслей, но и воссоздание ранее действовавших предприятий, посредством их реструктуризации. Очевидно одно, и в том и другом случае эти мероприятия требуют значительных финансовых инвестиций, которые государство и крупные частные бизнес-структуры вкладывать не спешат.

В связи с этим, Правительством Ивановской области была разработана «Областная антикризисная программа управления монопрофильными городами» и организована работа по государственной поддержке муниципальных образований с монопрофильной экономикой.

В Ивановской области были отобраны 3 пилотных монопрофильных населенных пункта - это Вичуга, Наволоки и Южа, где, в первую очередь, были разработаны комплексные инвестиционные планы (КИП) развития, которые выступали в качестве основного инструмента реализации задачи господдержки моногородов [4].

Главной целью комплексного инвестиционного плана является обеспечение устойчивого развития города в условиях преодоления кризисных явлений и переход от монопрофильности экономики к ее диверсификации через развитие малого и среднего бизнеса. Основные задачи, которые призваны решить КИПы моногородов Ивановской области, состоят в следующем [4]:

• развить местную промышленность и малый бизнес;

• снизить социальную напряженность на рынке труда, создав дополнительные рабочие места;

• создать новые виды производства и услуг;

• расширить, модернизировать существующие производства и услуги;

• использовать новые технологии в производствах;

• обеспечить потребителей надежной инфраструктурой и создать более комфортные условия для проживания;

• повысить уровень благосостояния населения;

• укрепить финансовую устойчивость поселения;

• создать условия для устойчивого экономического роста.

В качестве якорных инвестиционных проектов были отобраны следующие:

• «Создание лесопромышленного комплекса по глубокой переработке древесины», г. Южа;

• «Создание научно-исследовательс-кого института Текстбетона с опытноэкспериментальным домостроительным комбинатом», г. Наволоки;

• «Организация производства пенополиуретановой изоляции труб для магистральных тепловых сетей», «Приобретение технологической линии нового ткацкого оборудования, переоборудование существующих зданий под новое оборудование и выполнение сопутствующих пуско-наладочных работ», г.Вичуга.

Все Комплексные инвестиционные планы развития моногородов Ивановской области включают в себя целый комплекс мероприятий, связанных именно с участием государства и муниципалитетов в развитии малого бизнеса. Это и выделение кредитов малому и среднему бизнесу под ставку рефинансирования, установленную Центральным Банком России; и привлечение малого бизнеса к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд; и выделение грантов и безвозвратных субсидий на открытие собственного дела; и субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого предпринимательства и т.д. [4].

Безусловно, механизм самозанятости населения через развитие малого бизнеса является одним из ключевых условий решения огромного комплекса социально-экономических проблем, посредством вовлечения в предпринимательство значительной части незанятого населения и, в первую очередь, вынужденных безработных. Малое предпринимательство позволяет быстро организовать производство товаров и услуг, обладает гибкостью, относительно невысокой величиной стартового капитала, быстрой оборачиваемостью активов [7].

Индивидуальное и малое предпринимательство зачастую проявляется в торговле и сфере услуг, а именно такой деятельности, как мелкое строительство, услуги по ремонту домов, квартир, ремонт бытовой техники, медицинские и ветеринарные услуги, парикмахерские услуги, услуги ателье и др.

Поэтому, в рамках решения проблемы самозанятости населения в моногородах необходимо создавать благоприятные условия для развития малого предпринимательства.

Однако, необходимо понимать, что все усилия, направленные на привлечение населения в малое предпринимательство не принесут желаемого эффекта и развития экономики моногородов в связи с тем, что граждане не могут покупать услуги и продукцию, которую эти предприятии производят в силу своей неплатежеспособности.

Поэтому, наряду с решением проблемы самозанятости населения в виде поддержки развитию малого предпринимательства, на сегодняшний день, необходимо решать вопрос с активным привлечением инвестиций в регион на развитие среднего и крупного бизнеса для возобновления деятельности уже существующих в моногородах градообразующих предприятий или иной деятельности на базе их мощностей [6].

Общий объем требуемых инвестиций на реализацию заявленных комплексных инвестиционных планов Ивановской области составляет 12490,664 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 3889,039 млн. рублей, регионального -616,749 млн. рублей, местного 235,876 млн. рублей и 7749 млн. рублей за счет частных инвестиций [1].

Объем затрат на реализацию заявленных комплексных инвестиционных планов в разрезе моногородов и источников финансирования представлен в таблице 1 [4].

Кроме того, планами предусмотрено выделение не малого объема средств на проведение мероприятий, связанных с модернизацией инфраструктуры районов, как одного из факторов, способствующих привлечению инвестиций в регион.

Таблица 1

Объем финансирования 1ч 1111 моногородов Ивановской области на период 2010-2015 г.г.

Моногород Объем финансирования, млн. руб.*

Федеральный бюджет Областной бюджет Г ородской бюджет Частные инвестиции Всего

Вичуга 2682,979 169,295 202,976 2573,153 5628,415

Наволоки 748,360 121,753 19,392 3903,000 4792,505

Южа 457,700 325,700 13,500 1273,080 2069.98

Всего: 3889,039 616,748 235,868 7749,233 12490,888

• - представлен в ценах 2010г.

Поэтому, на наш взгляд, на первых этапах (в условиях дефицита финансовых возможностей) целесообразно:

• максимально использовать (с учетом потребностей рынка) возможности существующих предприятий, во многих случаях для их «оживления» достаточно скромных ресурсов для пополнения оборотных средств;

• развитие малого и среднего предпринимательства, особенно сфер деятельности, ориентированных на использование местных возможностей и предпосылок, дающих быстрый оборот капитала и рост мест приложения труда;

• налаживание внутригородской и внутрирайонной межотраслевой кооперации;

• заблаговременная подготовка и переподготовка кадров для предприятий и организаций, намечаемых к развитию (размещению) в городе;

• осуществление не капиталоемких мер по повышению привлекательности городской среды;

• проведение комплекса традиционных мероприятий по улучшению занятости населения и его социальной защите.

В условиях же дальнейшего расширения инвестиционных возможностей приоритетное внимание может быть отдано мероприятиям, обеспечивающим

проведение диверсификации, перепрофилирования и реструктуризации экономической базы, а также существенному повышению качества и привлекательности городской среды.

*статъя печатается по материалам исследований по проекту гранта Российского Фонда Фундаментальных исследований (№ 09-06-97508).

ЛИТЕРАТУРА

1. О проблемах моногородов / Министерство регионального развития РФ (электронный ресурс) http://www.minregion.ru/press office/terms/1088.ht ml от 14.02.11г.

2. Моногорода: выход из стагнации / Союз российских городов (электронный ресурс) http://monogorod.org/pages/1105.html от 30.08.1 lr.

3.Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020г. (электронный ресурс) http://invest.ivanovo.ru/climate/.

4. Комплексные инвестиционные планы развития моногородов / Моногорода / Развитие области / Департамент экономического развития и торговли Ивановской обл. (электронный ресурс) http ://www. ivderit.ru/.

5. Материалы заседания Правительства Ивановской области от 23.08.2011г. (Электронный ресурс) http ://www. ivanovoobl.ru/.

6. М. Чкаников Моно в профиль (Электронный ресурс) http://www.rg.ru/2009/12/15/mono.html от 15.12.09г.

7. Е. Решетникова Снизить зависимость (Электронный ресурс)

http://www.rg.ru/2011/02/08/mono.html от 08.02.11 г.

Рукопись поступала в редакцию 6.10.2011.

PERSPECTIVES OF IVANOVO REGION MONOCITIES SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

N. Smirnova

In the article the present-day Ivanovo monocities socio-economic condition and measures taken by the regional government to solve the monocities development problems are considered.

Keywords: monocities, regional policy, Ivanovo region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.