Научная статья на тему 'Социально-экономическое положение монопрофильных городов Ивановской области: анализ, перспективы развития'

Социально-экономическое положение монопрофильных городов Ивановской области: анализ, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / MONOCITY / ANTI-RECESSIONARY MANAGEMENT / IVANOVO REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Елена Анатольевна, Печенина Ирина Валентиновна

В статье рассмотрено современное состояние и перспективы развития моногородов (на примере Ивановской области). На основе анализа предложены рекомендации по антикризисному управлению моногородами в условиях общего экономического кризиса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC POSITION OF THE IVANOVO REGION MONOPROFILE CITIES: THE ANALYSIS, DEVELOPMENT PERSPECTIVES

The article considers the current state and development perspectives of monocities (on an example of the Ivanovo region). On the basis of the analysis recommendations about monocities anti-recessionary management in the conditions of the general economic crisis in the country are offered.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое положение монопрофильных городов Ивановской области: анализ, перспективы развития»

Экономические науки

Economic sciences

УДК 336.70

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОНОПРОФИЛЬНЫХ ГОРОДОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Е.А. Абрамова, И.В. Печенина

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассмотрено современное состояние и перспективы развития моногородов (на примере Ивановской области). На основе анализа предложены рекомендации по антикризисному управлению моногородами в условиях общего экономического кризиса в стране.

Ключевые слова: моногород, антикризисное управление, Ивановская область

В России около четверти населения проживает в моногородах, городах в значительной степени зависящих от функционирования градообразующих предприятий. Неустойчивость экономической ситуации на этих предприятиях ведет к нестабильности всех социально-экономических процессов в городе и затрагивает большие массы людей. Следовательно, оценка городского развития, а в особенности экономики моногородов, приобретает в настоящее время все большее значение. Ранее эти процессы регулировались государственным планированием и государственной поддержкой. В современных условиях стихийная рыночная ситуация негативно сказывается на жизни таких образований. Кардинальные перемены, происшедшие в последние годы, были столь многоплановы и динамичны, что необходимо научное осмысление новых условий и вероятных

перспектив развития городов.

Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю приходится порядка 40 % суммарного ВРП Российской Федерации. Из 1095 городов России около 440 соответствуют критериям монопрофильности. Однако, несмотря на массовый характер распространения городских монопоселений, не существует единых содержательных критериев выделения моногородов. В законодательных актах РФ встречаются термины «город с монопроизводственой структурой», «монопромышленный город», но общего определения подобных поселений нет.

Монопрофильность определяется как доминирование какой либо отрасли промышленности в экономике города. Понятие монопрофильности в научной литературе, как правило, применяется к

городам, в которых одно или несколько крупных градообразующих предприятий относятся к одной отрасли промышленности. С этими же предприятиями связаны основная занятость, состояние инженерных сетей и доходы местных бюджетов.

Количественными критериями выступают следующие показатели: на предприятиях доминирующей отрасли либо производится более 50 % объема продукции всех предприятий города, либо работает более 25 % занятых. Дополнительно к монопрофильным относят поселения, имеющие статус сельских населенных пунктов лесопромышленной специализации, а также часть поселений непромышленной специализации, основными функциями которых является обслуживание железнодорожного транспорта, исправительных учреждений, воинских частей, а также города-наукограды.

Следовательно, моногорода можно разделить на следующие категории: промышленные города (с одним крупным предприятием или с несколькими предприятиями одной отрасли) и непромышленные города (направленные на выполнение одной специфической функции).

Экономический кризис 20082009гг. обнажил тесную взаимосвязь показателей уровня благосостояния населения моногородов и степени монополизации производства.

Монопрофильность означает, что основная часть трудоспособного населения города работает на одном предприятии или в одной отрасли, что приводит к возникновению социальной напряженности в условиях постоянного спада объёмов производства. Таким образом, чем больше функций у города, тем устойчивее его положение. Монофункциональные города наиболее уязвимы в своем социально-экономическом развитии, особенно в условиях современной нестабильной макроэкономической ситуации [1].

Монопрофильность городов Ивановского региона связана с исторической специализацией территории. Экономика области в течение полутора веков складывалась как моноиндустриальная, ориентированная преимущественно на производство хлопчатобумажных тканей. Большинство райцентров и малых городов исторически возникли в 17-18 веках как поселки (посады) для работников текстильных мануфактур [4, 5].

В настоящее время на территориях моногородов остро ощутим кризис в сфере производства и низкое качество жизни населения. Создавшееся положение сложилось вследствие того, что предприятия резко снизили объемы выпуска продукции из-за отсутствия местной сырьевой базы, морально отсталого технологического оборудования, низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, общемирового снижения спроса на хлопчатобумажные ткани. Нестабильное положение региона привело к тому, что экономически активная часть населения пополнила нелегальную миграцию в крупные города, где больше предложений рабочих мест, а остальная часть населения медленно деградирует. Так как профильная переориентация высвобождающихся работников практически невозможна (другие отрасли производства неразвиты), безработица приняла системный характер.

В Ивановской области насчитывается 12 моногородов, (численность населения малых моногородов составляет 45% жителей всего региона), следовательно, социально-экономическое положение области напрямую связано с хозяйственной деятельностью моногородов.

Рассмотрим основные социальноэкономические показатели состояния мо-нопрофильных городов Ивановской области, их взаимосвязь с уровнем жизни населения.

Демографическая ситуация в малых городах региона сложная. Малые города

области выделяются устойчивой тенденцией убыли населения (табл. 1.)

Подобная динамика является следствием нарастающего ухудшения социально-экономических условий в регионе, что неизбежно сопровождается естественной убылью населения, ускоренным общим снижением средней продолжи-

тельности жизни. Этот процесс наблюдается в большинстве российских регионов, включая Ивановскую область. При этом низкая привлекательность ее для мигрантов не позволяет компенсировать естественную убыль населения миграционным потоком.

Таблица 1

Значение коэффициента естественного прироста (убыли) населения монопрофильных городов Ивановской области [2]

Название города 2003 2004 2005 2006 2007

Вичуга -0,02 -0,02 -0,02 -0,01 -0,01

Тейково -0,01 -0,01 -0,01 -0,01 -0,01

Фурманов -0,01 -0,01 -0,01 -0,01 -0,01

Г аврилов Посад -0,02 -0,02 -0,01 -0,02 -0,01

Заволжск -0,02 -0,02 -0,02 -0,02 -0,01

Кохма -0,01 -0,01 -0,01 -0,01 -0,01

Наволоки -0,02 -0,01 -0,01 -0,01 -0,01

Приволжск -0,01 -0,01 -0,01 0,00 -0,01

Пучеж -0,03 -0,03 -0,03 -0,03 -0,03

Родники -0,01 -0,01 -0,01 -0,01 -0,01

Южа -0,01 -0,01 -0,02 -0,01 -0,01

Комсомольск -0,02 -0,02 -0,02 -0,02 -0,01

Численность официально зарегистрированных безработных в области на начало 2009 года составила более 16 тыс. чел., уровень официально зарегистрированной безработицы - 3,4 % к экономически активному населению. Неофициальные оценки экспертов дают уровень в 3-5 раз выше. «Скрытые безработные» составляют основу теневой экономики области и пополняют ряды гастарбайтеров столичного региона ввиду географической и транспортной доступности.

Стихийно проявившаяся в кризисный период отраслевая реструктуризация в динамике выглядит так: снижение объемов производства и численности персонала в промышленной сфере с одновременным ростом в сфере услуг и торгов-ли.Но последнее направление к 2007 году уже исчерпало свой потенциал роста (больше уже некого обслуживать), а спад в промышленности продолжается.

Очевидно, для преодоления негативной тенденции нужно стимулировать промышленное развитие. Направлений всего два: создание новых отраслей производства либо воссоздание ранее действующих. Следовательно, необходимы масштабные инвестиции с нацеленностью на будущий платежеспособный спрос на продукцию.

На первый взгляд кажется, что второе из указанных направлений предпочтительнее (меньше неопределенностей в конъюнктуре спроса, можно использовать имеющиеся основные фонды и производственную инфраструктуру). Рассмотрим ситуацию с основными фондами.

Острой проблемой в сфере производства монопрофильных городов является увеличение износа основных фондов, особенно в условиях низкой инвестиционной активности. Текущая по-

требность в инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В среднем по стране к настоящему времени износ основных производственных фон-

дов составляет, по разным оценкам, от 40 до 60%, доля полностью изношенных основных фондов - от 12 до 20%, в Ивановской области свыше 70%.

Таблица 2

Численность зарегистрированных в службе занятости в моногородах

Ивановской области, чел. [2]

Название города 2003 2004 2005 2006 2007

Вичуга 916 1174 711 549 391

Тейково 869 927 804 1082 429

Фурманов 264 384 362 461 512

Г аврилов Посад 160 189 220 242 210

Заволжск 623 736 510 405 367

Кохма 84 109 170 75 142

Наволоки 26 88 109 112 104

Приволжск 270 320 342 323 327

Пучеж 132 226 336 538 528

Родники 323 336 226 214 272

Южа 414 634 564 314 455

Комсомольск 347 693 743 661 764

В моногородах Ивановской области складывающаяся ситуация в инвестиционной сфере в настоящий период остается крайне неустойчивой. Несмотря на заметное оживление инвестиционной активности за последние 5 лет, темпы роста

капиталообразующих инвестиций пока не обеспечивают возможности проведения не только глубоких структурных преобразований в экономике моногородов, но и своевременной модернизации производственного потенциала (табл. 3).

Таблица 3

Основные показатели инвестиционной деятельности моногородов Ивановской области, млн.руб. [2]

Название города 2003 2004 2005 2006 2007

Вичуга 12,5 17,1 44,5 92,5 204,1

Тейково 85,5 337,6 111,5 73,5 76

Фурманов 31,6 563,7 80,3 79,7 837,4

Г аврилов Посад 15,5 56,3 29,3 20,3 40,5

Заволжск 4,8 22,5 27,5 58,2 63,7

Кохма 43,4 69,2 76 62 115,8

Наволоки 5,1 3,5 1,4 0,6 15,7

Приволжск 17,5 37,5 43,8 25,8 27,4

Пучеж 6,2 9,8 10,8 28,2 21,1

Родники 34 41,7 60,9 326,5 499,5

Южа 9,6 42,6 30,7 68,4 69,9

Комсомольск 187,8 26,9 1502,6 3611,5 1584,9

Одним из важнейших экономических показателей, определяющих стабильность социального положения региона является уровень жизни населения, который характеризуется месячным среднедушевым денежным доходом. В Ивановской области значение данного

показателя всегда значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В 2009 году среднедушевой денежный доход населения региона составил около 10000 рублей, а в РФ - 16 800 рублей (табл. 4.).

Таблица 4

Среднемесячная заработная плата трудоспособного населения моногородов

Ивановской области, руб. [2]

Название города 2003 2004 2005 2006 2007

Вичуга 2455 3209 4111 4073 6201

Тейково 3013 3339 3397 4212 5941

Фурманов 2896 3729 4828 5475 6836

Г аврилов Посад 2234 2682 4484 6548 10623

Заволжск 2244 2919 3709 4965 6158

Кохма 3662 4524 4493 6287 7876

Наволоки 2521 3081 4460 4597 6531

Приволжск 3556 4334 5406 7239 8022

Пучеж 2237 2835 3708 4747 5822

Родники 2405 2673 4167 4775 6048

Южа 1800 2442 3447 4612 5891

Комсомольск 2376 3173 4454 6472 11092

К настоящему моменту отраслевая структура Ивановской области претерпела значительные изменения, в частности текстильная промышленность в силу объективных макроэкономических причин утратила свое ведущее положение. В результате этой трансформации, несмотря на спад производства в традиционных для области отраслях объём отгруженных товаров собственного производства стабильно возрастает (табл. 5).

Анализ социально-экономического положения малых городов Ивановской области наглядно показывает: сложилась типичная кризисная ситуация, характерная для всех территорий России, где потерпевшей стороной является население. Помощь населению в создании рабочих мест и занятости со стороны региональных органов власти, в конечном счете, сводится к двум направлениям: привлечение внешних инвесторов (создание новых производств и модернизация

старых) и стимулирование предпринимательской инициативы самого населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях общего экономического кризиса в стране, реализация первого из указанных направлений представляется проблематичным, тогда как второе, наоборот, актуальным и своевременным. Здесь возможности региона, в сочетании со стимулирующей политикой федерального правительства, могут дать результат уже в ближайшей перспективе. Ошибочной следует признать позицию отдельных экономистов, призывающих «закрыть» малые города, а жителей выселить в места, более перспективные. Поскольку «два переезда равносильны одному пожару» - это только усилит бедственное положение людей, ставших беженцами в собственной стране.

Вспомним, в 30-е годы ХХ века, в период великой депрессии, в Америке благодаря политике всемерного стимулирования частной предпринимательской инициативы, население в короткий срок

справилось с трудностями, обеспечив в дальнейшем и рост всей экономики страны. Наш отечественный короткий исторический опыт проведения НЭПа также свидетельствует о мощном экономическом потенциале личной предпринима-

тельской инициативы. Сейчас самое время для оказания ей срочной помощи.

Так же современная структура экономики моногородов Ивановской области характеризуется увеличением доли торгового сектора (табл. 6).

Таблица 5

Объём отгруженных товаров собственного производства в моногородах Ивановской области, млн. руб. [2]

Название города 2003 2004 2005 2006 2007

Вичуга - 619 893 906 1045

Тейково - 412 861 972 1099

Фурманов - 883 967 1194 2335

Г аврилов Посад - - 122 234 110

Заволжск - - 358 328 386

Кохма - - 967 1131 1369

Наволоки - - 236 296 347

Приволжск - - 866 998 1270

Пучеж - - 163 211 122

Родники - - 843 900 103

Южа - - 200 300 443

Комсомольск - - 44,8 48 42

Таблица 6

Индекс физического объема оборота розничной торговли малых городов

Ивановской области (в % к предыдущему году) [2]

Название города 2003 2004 2005 2006 2007

Вичуга 108 100,2 110,7 158,1 115,6

Тейково 85,6 79,8 107,3 133,2 99,5

Фурманов 102,2 86 110,8 149,7 122,3

Г аврилов Посад 102,7 108,7 87,8 121,9 115,8

Заволжск 87,3 86,7 111,4 69,6 110

Кохма 106,2 101 98,3 127,3 103

Наволоки 123,8 75,1 154,6 119,3 105

Приволжск 113,4 102,3 102,7 149,1 103,2

Пучеж 81 119,5 106,9 133,5 97,6

Родники 93,3 92,1 99,5 138,1 105,9

Южа 111 122 73 86 93

Комсомольск 101.7 95 107,5 134 99,9

Потенциальные возможности регионов и федеральной власти лежат, прежде всего, в политической плоскости:

- максимально облегчить уведомительный порядок открытия «микробизнеса», а также в фискальной сфере - обнулить на-

логообложение на период становления (измеряемый не в годах, а в масштабах бизнеса). Это позволит вовлечь в экономический оборот личные сбережения граждан («чулок»), суммарный объем которых сопоставим с возможностями бюджета.

Конкретно, в Ивановском регионе, с его густой сетью университетов, региональная власть могла бы обязать ВУЗы максимально расширить сеть учебноконсультационных центров по территории и ассортимент краткосрочных образовательных курсов по всем направлениям первоначальных (и более глубоких) знаний основ бизнеса для широких масс населения (предпринимателей) [3].

Через 2-3 года окрепшие возможности бюджетного финансирования могут быть сконцентрированы на решении задач первого из вышеназванных направлений: содействия инвестиционной привлекательности развитию крупных производств.

В результате проведенного анализа социально-экономического положения моногородов Ивановской области можно сделать вывод, что, несмотря на ухудшающееся положение в сфере промышленного производства, сформировались положительные тенденции в перепрофилировании структуры экономики исследуемых объектов.

Для содействия развитию малых городов, решению комплекса общих и специфических социальных и экономических проблем данного типа городов необходима разработка эффективных стратегий и программ развития. На наш взгляд, приоритетными направлениями

развития моногородов Ивановской области являются:

- повышение качества проводимой инвестиционной политики (определение приоритетных направлений инвестирования, механизмы содействия потенциальным и реальным инвесторам);

- повышение эффективности производства на градообразующем предприятии, в том числе перевооружение и увеличение производительности труда;

- развитие инфраструктуры городов;

- развитие смежных с основным профилем города производств.

* статья подготовлена по материалам исследований, поддержанных грантом Российского Фонда Фундаментальных исследований (09-06-97508).

ЛИТЕРАТУРА

1. Антикризисное управление / Е.П. Жарковская Е.П., Б.Е. Бродский.-М.:Омега-Л, 2006.

2. Города Ивановской области:Стат. Сборник / Госкомстат РФ Ивановский комитет государственной статистики.- Иваново. 2008.

3. Койфман О.И., Ильченко А.Н. Социальноэкономическая миссия университета как инновационного центра в развитии предпринимательства в регионе // Тезисы-доклада межд. конф. «Экономика России в условиях глобализации и вступления в ВТО» - Сочи, 2007.

4. Отраслевая реструктуризация региональной экономики на этапе посткризисного развития / под ред.А.Н. Ильченко, А.Н. Петрова; ГОУ ВПО «ИГХТУ», Иваново, 2007.

5. Экономика Ивановской области: состояние, проблемы, развитие / редколл. В.И. Тихонов и др.И.изд.-«Иваново-Вознесенск», 2002.

SOCIO-ECONOMIC POSITION OF THE IVANOVO REGION MONOPROFILE CITIES:

THE ANALYSIS, DEVELOPMENT PERSPECTIVES

E. Abramova, I. Pechenina

The article considers the current state and development perspectives of monocities (on an example of the Ivanovo region). On the basis of the analysis recommendations about monocities anti-recessionary management in the conditions of the general economic crisis in the country are offered.

Keywords: monocity, anti-recessionary management, Ivanovo region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.