MODERN ORIENTAL STUDIES
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
VOL.2 №4 2020
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В АРКТИКЕ1 THE PROSPECTS FOR RUSSIA-CHINA COLLABORATION IN THE ARCTIC
Фэй Цзюньхуэй
Гуандунскийуниверситет иностранных языков и международной торговли
АННОТАЦИЯ
Северный полярный регион привлекает все большее внимание не только собственно арктических стран, но и ряда неарктических государств, в том числе Китая. Наличие общих интересов в рамках стратегического партнёрства создаёт основу для сотрудничества России и Китая в Арктике. Эффективное российско -китайское взаимодействие в Арктике будет способствовать не только дальнейшему углублению отношений стратегического партнёрства между двумя великими державами, но и долгосрочному устойчивому развитию арктического региона.
Ключевые слова и фразы: Арктика; российско-китайское стратегическое партнёрство; Северный морской путь (СМП); "Арктический пояс Шёлкового пути"; "Один пояс, один путь".
Для цитирования: Фэй Цзюньхуэй, Перспективы сотрудничества России и Китая в Арктике. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(4): 80-87
ABSTRACT
The Northern Polar region has been rising in importance not only for the traditional Arctic nations but also for a number of non-Arctic states, including China. The existence of shared interests under the Russia-China strategic partnership opens up opportunities for their cooperation in the Arctic. The effective Russian-Chinese cooperation in the Arctic, based on convergent interests, will not only contribute to further growth of the strategic partnership between the two great powers, but may also be beneficial to the long-term sustainable development of the Arctic.
Keywords and phrases: the Arctic; the Sino-Russian strategic partnership; Northern Sea Route; "The Arctic Belt of the Silk Road"; "One belt, one way".
For citation: Fei Junhui, The prospects for Russia-China collaboration in the Arctic. Modern oriental studies. 2020; 2(4): 80-87
1 Работа выполнена при поддержке Гуандунского университета иностранных языков и международной торговли (Гуанчжоу, Китай).
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В АРКТИКЕ V0L.2 №4 2020
ISSN: 2686-9675
международные отношения/ Фэй Цзюньхуэй / [email protected]/ УДК 327
В июне 2019 года Россия и Китаи подписали заявление о новом этапе в развитии всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства. Особое внимание при этом уделяется расширению сферы устоичивого развития Арктики. Речь идет о совместных разработке и использовании арктических маршрутов, модернизации инфраструктуры арктического региона, освоении его ресурсов, стимулировании туризма, исследованиях в области полярнои экологии, организации научных экспедиции.
Компании обеих стран живо откликнулись на данное совместное заявление, выразили заинтересованность в реализации стратегии развития арктических маршрутов. Китаиская национальная нефтегазовая корпорация и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о покупке акции ООО «Арктик СПГ-2». Крупнеишая китаиская судоходная компания China Shipping Group подписала с двумя россиискими компаниями и «Фондом Шелкового пути» соглашение о создании предприятия «Морскои арктическии транспорт». Деятельность даннои компании нацелена на установление новых долгосрочных партнерских отношении в сфере международных грузоперевозок между Азиеи и Европои, оптимизацию процессов международнои торговли и бес-препятственньш доступ к неи; тем самым — на содеиствие формированию "сообщества еди-нои судьбы человечества" в Арктике. Китаи-скии эксперт Ван Цзюньтао подчеркивает, что у России и Китая есть все основания для интенсивного и эффективного развития двусторонних отношении в арктическом регионе [Ван,
2016, С. 94]. Очевидно, что россииско-китаиское сотрудничество в Арктике переходит к новому этапу, в данном направлении взаи-модеиствия стран открываются новые горизонты. Особую значимость приобретают меры по реализации инициативы «Арктическии пояс Шелкового пути», изучение перспективных направлении сов-местнои работы России и Китая в Арктике, а также подготовка стратегического плана содеиствия устоичивому развитию региона.
Следующие направления развития рос-сииско-китаиского сотрудничества в Арктике мы рассматриваем в качестве приоритетных.
Во-первых, это торгово-экономическое партнерство. Основная цель россииско-китаиского взаимодеиствия в Арктике — "укрепление сотрудничества в освоении и использовании СМП, а также исследование арктического судоходства". Северо-восточныи морскои проход — новыи евразиискии междуна-родньш торговьш путь; в сравнении с привычными маршрутами он позволит сократить расстояние между странами Азии и Европы примерно на треть. Использование Северовосточного прохода ощутимо снизит стоимость доставки грузов и риски, связанные с их пере-возкои, что принесет значительные экономические преимущества в судоходстве. В то же время реализация инициативы «Арктическии пояс Шелкового пути» и развитие сотрудничества между Китаем и Россиеи (а также другими странами Арктики) радикально изменит сложившуюся схему международных морских перевозок и глобальную систему международнои торговли;
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
будет способствовать смещению мирового торгово-экономического центра на север. В соответствии с этим среди ключевых направлении россииско-китаиского взаимодеиствия в Арктике — торгово-экономическое и морское сотрудничество. В настоящее время это подтверждается не только завершением проекта «Ямал СПГ», но и недавним созданием компании «Морскои арктическии транспорт» [Гао, 2018, С. 53]. В перспективе сотрудничество России и Китая также будет тесно связано с торгово-экономическои деятельностью в арктическом регионе, что создаст условия для перехода к новому этапу россииско-китаиского торгового партнерства, к новому уровню торговых отношении между Азиеи и Европои и тем самым обеспечит устои-чивое развитие мировои торговли в целом.
Во-вторых, сотрудничество в развитии энергетики. Арктическии регион обладает чрезвычаино богатыми и разнообразными природными ресурсами, в том числе морскими. Расширение и углубление партнерства России и Китая в Арктике, безусловно, будет основываться на освоении этих ресурсов и производстве энергии, а также будет содеиствовать торгово-экономическому сотрудничеству, научному и академическому обменам между странами арктического региона. Стоить отметить, что еще в 2014 году Россия и Китаи, стремясь к всеобъемлющему и устоичивому взаимодеиствию в энергетике, подписали совместную декларацию о новом этапе всестороннего стратегического сотрудничества и партнерства. На сего-дняшнии день Китаи, ежегодно приобретая
большие объемы нефти и газа за рубежом, является крупнеишим в мире импортером топливно-энергетического сырья, что делает его зависимым от внешних поставщиков энергоресурсов. Россииские арктические раионы исключительно богаты запасами нефти и газа. У обеих сторон есть прямои интерес к сотрудничеству в энергетическои сфере. Ожидается, что проект энергетического партнерства станет одним из приоритетных в рамках практического сотрудничества между двумя странами в Арктике. К настоящему времени китаиское участие в проекте «Ямал СПГ» уже достигло значительного объема, совместная работа рос-сииских и китаиских компании в области разведки и добычи энергоносителеи вышла на качественно новыи уровень. Разработка энергоресурсов россиискои Арктики и транспортировка энергоносителеи должны еще больше укрепить деловые связи двух стран. В дальнеишем особые усилия следует направить на развитие судоходства на сжиженном природном газе — строительство танкеров, ледоколов
и других полярных судов соответствующего типа; на создание трубопроводнои системы, дальнеишее развитие арктическои нефтегазо-вои базы, совершенствование россииско-китаискои системы поставок углеводородов, совместную борьбу с загрязнением окружаю-щеи среды. Успешная работа в данных направлениях позволит говорить о формировании нового — беспрецедентно высокого — качества россииско-китаиского энергетического партнерства. Планируется, что сотрудничество Рос-
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В АРКТИКЕ У012 №4 2020
2686-9675
международные отношения/ Фэй Цзюньхуэй / [email protected]/ УДК 327
сии и Китая в Арктике будет и впредь включать в себя масштабные совместные проекты в сфере энергоресурсов, содеиствующие инновационному развитию мировои энергетики.
В-третьих, сотрудничество в сферах науки и технологии. Сегодня организация совместных полярных экспедиции, научно-техническое сотрудничество и обмен соответствующеи ин-формациеи между Россиеи и Китаем все еще находятся на начальнои стадии; существуют большие перспективы для совместнои работы в этом плане. Впервые Китаи организовал научную экспедицию в Северньш Ледовитьш океан в 2017 году. Однако в настоящее время лишь мониторинг акватории уже не может быть ос-новнои целью китаиских полярных экспедиции. Кроме того, нельзя не отметить факт определенного отставания стран Арктики в развитии инфраструктуры, научных исследовании и технологии. Сбор и представление данных о навигации в полярных и ледовых раио-нах, а также о Северном Ледовитом океане в целом, осуществляются недостаточно эффективно. В 2016 году китаиские ученые впервые провели комплексное исследование в принад-лежащеи Россиискои Федерации исключитель-нои экономическои зоне Северного Ледовитого океана. Главные направления научного поиска были связаны с морскои геологиеи, геофизи-кои, химиеи океана и химиеи атмосферы. Данное исследование участка Северного Ледовитого океана стало историческим прорывом в рос-сииско-китаиском научном сотрудничестве. В будущем совместные полярные экспедиции
станут важным направлением устоичивого развития Арктики. Совместные проекты и разработки в научно-техническои сфере имеют особое значение: страны Арктики по-прежнему отстают в областях судостроения, производства морского оборудования, строительства портовои инфраструктуры Арктического бас-сеина; освоение региона требует использования современнои высокоуровневои техники. В рамках международного научно-технического обмена с арктическими странами, и в частности, с Россиеи, Китаю необходимо опираться на свои научные и технические достижения, что непременно будет способствовать повышению уровня научных исследовании и технологических разработок в Арктике. Таким образом, в перспективе активное россииско-китаиское взаимодеиствие в обсуждаемои сфере позволит принципиально расширить и углубить изучение Арктики, обеспечить научную основу для принятия решении по вопросам развития судоходства и судостроения, энергетики, портового хозяиства.
В-четвертых, обмен информацией Одним из основных направлении россииско-китаиского стратегического сотрудничества в Арктике станет совместныи бизнес России и Китая, что предполагает создание больших информационных баз данных и обмен ими. Наибольшие объ-е мы данных будут формироваться в связи с передвижением торговых судов, проведением научных полярных экспедиции, гидрометеорологическим прогнозированием и результатам научных исследовании. Обширные базы данных играют важнеишую роль как в уточнении
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
наших представлении об Арктике, так и в различных видах деятельности, направленнои на развитие этого региона [Минина, 2018, С. 84]. В настоящее время человечество находится еще на начальном этапе освоения Арктики, именно поэтому любые данные о регионе имеют неоспоримую ценность. Создание большои "арктическои" базы данных как результата сбора, упорядочения, обработки и анализа соот-ветствующеи информации необходимо внести в повестку дня как можно раньше. Формирование и совершенствование большои базы данных по освоению и развитию Арктики будет способствовать системнои и скоординирован-нои работе в сфере организации арктических маршрутов, эффективному взаимодеиствию сторон в рамках россииско-китаиского проекта «Арктического пояса Шелкового пути» и инициативы "Один пояс, один путь", обеспечению обоснованного и своевременного принятия стратегических решении, связанных с сотрудничеством в развитии региона [Хмельнов, 2019, С. 149]. В частности, совершенствование систем мониторинга ледового покрова и цифровых систем движения судов может быть важным перспективным направлением сотрудничества.
Наконец, взаимодеиствие в вопросах реагирования на чрезвычаиные ситуации на море. На фоне улучшения судоходнои среды и других условии северо-восточного морского пути, а также увеличения объемов перевозок по СМП, освоения природных ресурсов, расширения научно-экспедиционнои, туристическои и иных сфер деятельности, совместная работа по реше-
нию проблем, связанных с морскими чрезвы-чаиными ситуациями в рассматриваемом регионе, станет важным элементом россииско-китаиского сотрудничества. Активизация различных видов деятельности в акватории мореи СМП неизбежно создаст определенные угрозы для природнои среды и экосистемы Арктики. Необходимо эффективно контролировать и предотвращать экологические риски, минимизировать опасность чрезвычаиных ситуации в даннои акватории. Будучи главными партнерами в рамках «Арктического пояса Шелкового пути», Китаи и Россия должны создать надежные механизмы взаимодеиствия на море, разработать строгую правовую регламентацию исполнения обязательств в различных сферах этого взаимодеиствия от фундаментального мониторинга и управления рисками на СМП до комплекс-нои совместнои деятельности в целях развития арктического региона. Соответствующие ведомства двух стран должны начать полноценное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации морских ЧС, создать специальную платформу для обработки данных об аварииных ситуациях, разработать программы реагирования на риски различнои степени, повысить уровень осведомленности и граждан об экологическои ответственности, минимизировать ущерб от аварии и усилить общую безопасность СМП.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВМЕСТНЫХ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ПРОЕКТОВ
Россия и Китаи, являясь главными участниками проекта «Арктическии пояс Шелкового
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В АРКТИКЕ У012 №4 2020
2686-9675
международные отношения/ Фэй Цзюньхуэй / [email protected]/ УДК 327
пути», должны подготовить стратегическую конвергенцию и технологическую модернизацию промышленности как основу нового этапа устоичивого развития взаимоотношении.
Во-первых, России и Китаю необходимо установить всесторонние, полномасштабные партнерские отношения в рамках проекта «Арктическии пояс Шелкового пути», связанного с инициативои "Один пояс, один путь"; при этом способствовать участию в проекте всех заинтересованных стран арктического региона. Одним из важнеиших условии дальнеишего полноценного сотрудничества в Арктике является устранение недоверия и разного рода опасении в отношениях между странами. Весьма важным представляется и активное привлечение государств арктического региона к участию в проекте, что обеспечит эффективность принимаемых решении, будет содеиствовать появлению многоплановых механизмов взаимного доверия и взаимовыгодных международных экономических отношении. Все это призвано обеспечить дальнеишее развитие Арктики; в частности, стимулировать постепенное формирование новои модели управления регионом, совершенствование многосторонних механизмов даннои модели.
Во-вторых, укрепление торгово-экономического и энергетического партнерства. Совместная работа России и Китая, связанная с торговлеи, энергетикои, транспортом и другими сферами экономики, должна исходить из приоритетов государственнои политики, поддерживать деловые контакты между россии-
скими и китаискими судоходными и энергетическими компаниями, продвигать проекты «Ямал СПГ» и «Морскои арктическии транспорт» в качестве образцов совместного бизнеса. Модель взаимодеиствия России и Китая в Арктике должна затрагивать как можно больше сфер: судоходство, энергетику, торговлю, строительство инфраструктуры и так далее. В то же время необходимо уделять особое внимание дальнеи-шему наращиванию инвестиции с целью повышения уровня научных исследовании и технологии в арктическом регионе. Объединение потенциалов ресурсов и технологии двух стран, сотрудничество в создании полярных судов и морского оборудования, развитие инфраструктуры СМП помогут, с однои стороны, выдвинуть торгово-экономические связи России и Китая на но-выи уровень, а с другои стороны, освоить и защитить энергетические ресурсы.
В-третьих, модернизация инфраструктуры СМП и обмен данными, релевантными для решения этои задачи. Это ключевое направление дальнеишего сотрудничества. Порты в рос-сиискои зоне арктического морского пути в основном были построены в советское время. Устаревание портовых сооружении и оборудования приводит к тому, что крупные суда не могут пришвартоваться. Более половины портов Северного морского пути не функционирует. Другим фактором, обусловливающим износ инфраструктуры и осложняющим развитие портов, является суровая природная среда Арктики [Заиков, 2016, С. 34]. Для успешного освоения арктического пространства России
MODERN ORIENTAL STUDIES
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
и Китаю необходимо совместными усилиями всемерно развивать региональную инфраструктуру, обеспечив при этом надежные гарантии сотрудничества. Важную роль в процессе строительства инфраструктуры арктических маршрутов будет играть обмен разнообразными данными. Китаи и Россия должны активизировать научно-исследовательскую, в том числе экспедиционную, деятельность в Арктике и в связи с этим увеличить инвестиции в данную сферу. Сведения о полярных ледовых условиях, о специфике судоходства в арктических широтах должны послужить основои для разработки новых законов, касающихся Арктики. Следует активно вовлекать различные заинтересованные стороны, прежде всего россииские и китаиские компании, в строительство портовои и энергетическои инфраструктур. Устоичивое развитие «Арктического пояса Шелкового пути» принципиально возможно лишь на основе теснои взаимосвязанности стран арктического региона.
В-четвертых, Китаи делает все возможное для развития соответствующих технологических отраслеи и в целом для формирования россииско-китаиского партнерства в Арктике. Китаи, как соучредитель «Арктического пояса Шелкового пути», уделяет особое внимание углублению международного сотрудничества в обсуждаемом регионе. Провинциям и муниципалитетам КНР предстоит создать специальныи Фонд развития морскои промышленности, деятельность которого будет способствовать повышению уровня китаиских арктических морских технологии и ускорению индустриального раз-
VOL.2 №4 2020
ISSN: 2686-9675
вития арктическои зоны. В числе ключевых направлении сотрудничества — модернизация Северо-Восточного региона КНР, продвижение результатов китаиских научных исследовании и технологических разработок, строительство арктических судов, морскои техники и судоход-нои инфраструктуры [Иволга, 2017, С. 322]. В качестве логистическои основы «Арктического пояса Шелкового пути» Китаи рассматривает систему китаиских и арктических морских портов, создание которои является весьма существенным вкладом в торгово-экономическое сотрудничество России и Китая, особенно в части транспортировки энергоресурсов.
Успешныи опыт россииско-китаиского взаимодеиствия в рамках инициативы «Арктическии пояс Шелкового пути» позволяет утверждать, что она знаменует переход к новому этапу партнерства России и Китая в Арктике, а также к новои эпохе в "единои судьбе" восьми арктических государств [Александров, 2015, С. 28]. На данном этапе основные направления сотрудничества России и Китая будут связаны с энергетикои, торговлеи, транспортом и другими отраслями экономики, в также с обменом научно-техническои и информацией В перспективе разнообразный потенциал Арктики будет только нарастать.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В АРКТИКЕ V0L.2 №4 2020
ISSN: 2686-9675
международные отношения/ Фэй Цзюньхуэй / [email protected]/ УДК 327
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров О.Б. Перспективы стратегического альянса России и Китая в Арктике // Россия XXI. 2015. № 2. С. 24-35.
2. Ван Цзюньтао. Россииско-китаиские отношения в Арктике: проблемы и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1(239). С. 92-96.
3. Гао Тяньмин. Россииско-китаиское сотрудничество по созданию Арктического синего экономического коридора: проблемы и перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 3. С. 51-55.
4. Заиков К.С., Калинина М.Р., Кондратов Н.А., Тамицкии А.М. Стратегические приоритеты научных исследовании России и зарубежных государств в арктическом регионе // Арктика: экология и экономика. 2016. №3 (23). С. 29-37.
5. Иволга А.Г. Сотрудничество России и Китая в сфере развития арктического туризма: инновационныи аспект // Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: Сборник научных трудов по материалам Междуна-роднои научно-практическои конференции (г. Москва, 11 сентября 2017 г.). Харбин, КНР: Харбинскии инженерныи университет, 2017. С. 320-327.
6. Минина М.В., Щитинскии В.А. Проблемы управления социально-экономическим развитием Арктическои зоны Россиискои
Федерации. Управленческое консультирование. № 6 (114). 2018. С. 77-88.
7. Хмельнов И. Н. Безопасность транспортных коридоров в Арктике. СПб Арктические чтения // Материалы международ-нои научнои конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. С. 143-151.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Associate Professor, PhD Fei Junhui
European languages and cultures Institute, Faculty
of Russian studies
Guangdong University of foreign languages and foreign trade
510420, China, Guandong, Guangzhou, пр-т Bayun-dadao
e-mail: [email protected].
Принята к публикации: 01.08.2020 Submission Date: 05.08.2020