Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР И ИНТЕРЕСЫ РФ'

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР И ИНТЕРЕСЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
379
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Ключевые слова
Китайская Народная Республика / арктическая стратегия / Белая книга «Арктическая политика Китая» / сотрудничество России и Китая в Арктике / интересы России / People's Republic of China / Arctic Strategy / White Paper “China's Arctic Policy” / Russian-Chinese cooperation in the Arctic / Russian interests

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акимова Валерия Гертовна, Мартынов Дмитрий Евгеньевич

С 1980-х годов КНР планомерно наращивает свое присутствие в Арктике. В статье актуализируются интересы страны в регионе и основные направления ее деятельности, определяются этапы становления и развития арктической стратегии Китайской Народной Республики, а также анализируется базовый правительственный документ, регулирующий арктическую политику – Белая книга «Арктическая политика Китая» 2018 года. В процессе реализации политической стратегии в Арктике Китай стремится находить баланс между собственными интересами и суверенными интересами арктических государств, создавая условия для лучшего понимания международным сообществом принципов политики страны в арктическом регионе. В исследовании также определяются направления взаимодействия России и Китая в Арктике и точки соприкосновения их интересов, делается вывод о взаимной выгодности партнерства между двумя странами. Рассматриваются проблемные области взаимодействия, включая вопрос глобального управления в Арктике, в котором российская сторона подчеркивает приоритет суверенных прав арктических государств, а китайская сторона склоняется к необходимости расширения круга государств, способных принимать решения относительно будущего Арктики. В краткосрочной и долгосрочной перспективе прогнозируется большая активизация деятельности Китая на арктическом направлении и углубление международного арктического сотрудничества между Россией и Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S ARCTIC POLICY AND INTERESTS OF RUSSIA

Since the 1980s, China has increased its presence in the Arctic. The article actualizes the country's interests in the region and the main directions of its activities, determines the stages of the formation and development of the Arctic strategy of the People’s Republic of China, and analyzes the basic government document regulating the Arctic policy – the White Paper titled «China's Arctic Policy » (2018). China seeks to strike a balance between its own interests and the sovereign interests of the Arctic states, creating conditions for a better understanding the principles of country’s policy in the Arctic region. The article identifies the areas of interaction between Russia and China in the Arctic and the common ground of their interests, concludes that the partnership between the two countries is mutually beneficial. In the short and long term, China is expected to intensify its activities in the Arctic and deepen international Arctic cooperation between Russia and China.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР И ИНТЕРЕСЫ РФ»

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР И ИНТЕРЕСЫ РФ

молодые ученые / Акимовд В.г., мартынов Д.Е.,/ ZVG1997@MAIL.RU / УДК 327

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР И ИНТЕРЕСЫ РФ

CHINA'S ARCTIC POLICY AND INTERESTS OF RUSSIA

Акимова Валерия Гертовна, магистр международных отношений Мартынов Дмитрий Евгеньевич, доктор исторических наук, доцент Кафедра международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанский (Приволжский) федеральный университет zvg1997@mail.ru

АННОТАЦИЯ

С 1980-х годов КНР планомерно наращивает свое присутствие в Арктике. В статье актуализируются интересы страны в регионе и основные направления ее деятельности, определяются этапы становления и развития арктической стратегии Китайской Народной Республики, а также анализируется базовый правительственный документ, регулирующий арктическую политику - Белая книга «Арктическая политика Китая» 2018 года. В процессе реализации политической стратегии в Арктике Китай стремится находить баланс между собственными интересами и суверенными интересами арктических государств, создавая условия для лучшего понимания международным сообществом принципов политики страны в арктическом регионе. В исследовании также определяются направления взаимодействия России и Китая в Арктике и точки соприкосновения их интересов, делается вывод о взаимной выгодности партнерства между двумя странами. Рассматриваются проблемные области взаимодействия, включая вопрос глобального управления в Арктике, в котором российская сторона подчеркивает приоритет суверенных прав арктических государств, а китайская сторона склоняется к необходимости расширения круга государств, способных принимать решения относительно будущего Арктики. В краткосрочной и долгосрочной перспективе прогнозируется большая активизация деятельности Китая на арктическом направлении и углубление международного арктического сотрудничества между Россией и Китаем.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, арктическая стратегия, Белая книга «Арктическая политика Китая», сотрудничество России и Китая в Арктике, интересы России

Для цитирования: Акимова В.Г., Мартынов Д.Е. Арктическая политика КНР и интересы РФ. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2 (5): 123-131

ABSTRACT

Since the 1980s, China has increased its presence in the Arctic. The article actualizes the country's interests in the region and the main directions of its activities, determines the stages of the formation and development of the Arctic strategy of the People's Republic of China, and analyzes the basic government document regulating the Arctic policy - the White Paper titled «China's Arctic Policy» (2018). China seeks to strike a balance between its own interests and the sovereign interests of the Arctic states, creating conditions for a better understanding the principles of country's policy in the Arctic region. The article identifies the areas of interaction between Russia and China in the Arctic and the common ground of their interests, concludes that the partnership between the two countries is mutually beneficial. In the short and long term, China is expected to intensify its activities in the Arctic and deepen international Arctic cooperation between Russia and China.

Keywords and phrases: People's Republic of China, Arctic Strategy, White Paper "China's Arctic PolicyRussian-Chinese cooperation in the Arctic, Russian interests

For citation: Akimova V.G., Martynov D.E. China's Arctic policy and interests of Russia. Modern Oriental Studies. 2020; 2 (5): 123-131

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время возрастает роль арктического региона, как нового центра международно-политического сотрудничества, экономического взаимодействия, энергетического развития и научных исследовании. Истончение арктического морского льда открывает доступ к природным ресурсам и новые, более короткие, маршруты судоходства, что стимулирует неарктические государства к участию в арктическом диалоге. Весомым аргументом для их проникновения в регион является проблема климатических изменении в Арктике, которая представляет риск для развития всего мирового сообщества1.

Среди неарктических государств, оказывающих значительное влияние на развитие Арктики, Китаиская Народная Республика (КНР) занимает наиболее активную позицию. Необходимость решения глобальных проблем путем мирного взаимодеиствия всех заинтересованных стран, а значит расширение круга неарктических акторов, влияющих на принятие решении в Арктике, отвечает идеям ки-таискои концепции «Сообщества единои судьбы» (кит. А^^ёЛЖФ). В то же время анализ экономических и военно-политических возможностеи страны позволяет исследователям прогнозировать противостояние великих держав (КНР, США, РФ) в регионе2.

Активное проникновение Китая и усиление конфликтности в Арктике затрагивает интересы России как богатеишего по территории и ресурсам арктического государства. В связи с чем существует необходимость понимания

основ арктическои политики Китая, а также перспектив и рисков россииско-китаиского вза-имодеиствия в регионе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С 1980-х годов, под деиствием политики реформ и открытости КНР планомерно наращивает свое присутствие в Арктике. Стоикии интерес страны к развитию региона обусловлен комплексом взаимосвязанных причин, отражающих основные направления деятельности Китая в Арктике.

Во-первых, энергетика страны не поспевает за растущими потребностями интенсивного экономического развития, в связи с чем Ки-таи постоянно испытывает нехватку энергетических ресурсов. Стратегическим планом деи-ствии по развитию энергетики на 2014-2020 года, опубликованным Госсоветом КНР, в качестве однои из задач обеспечения энергетиче-скои безопасности принято расширение международного сотрудничества, инвестиционнои и торговои деятельности с зарубежными партнерами в области энергетики. Деиствующими направлениями деятельности в Арктике являются изучение, геологоразведка и применение технологии промышленного освоения природных ресурсов Арктики, содержащеи в своих недрах от 13 до 25% мирового запаса углеводородов и других полезных ископаемых [Погодин, 2017, С.4].

Во-вторых, арктическии регион обладает значительным потенциалом для реализации транспортно-торговых проектов. Перспективы использования арктических путеи (Северного морского пути (Северо-Восточного), Центрально-

1 Флагманское исследование ООН показывает ускорение изменения климата на суше, на море и в атмосфере. URL: https://news.un.org/en/story/2020/03/1059061 (дата обращения: 29.06.2020)

2 America's Arctic Moment: Great Power Competition in the Arctic to 2050. URL: https://www.csis.org/analysis/americas-arctic-moment-great-power-competition-arctic-2050 (date of the request: 29.06.2020)

молодые ученые / АкимовА В.г., мартынов Д.Е.,/ ZVG1997@MAIL.RU / УДК 327

го (Трансполярного) и Северо-Западного) отвечают интересам Китая, который нацелен на становление в качестве морскои и сохранение статуса экономическои державы. В настоящее время на КНР приходится уже более 20 % мировои торговли, свыше 70% импорта и 55% экспорта осуществляется морским транспортом. При этом Северньш морскои путь (СМП), контроли-руемыи Россиеи, имеет особое значение для торговои деятельности, являясь более безопасным, менее протяженным и менее загруженным по сравнению с традиционными путями через Суэцкии и Панамскии каналы в Европу [Погодин, 2017, С.40].

В-третьих, Китаи заинтересован в изучении особенностеи изменения арктического климата и его воздеиствия на окружающую среду, погодные условия и экономику страны. Именно в этих направлениях в основном сосредоточена научно-исследовательская деятельность страны в Арктике. С 1999 года китаиски-ми учеными проведено 26 арктических экспедиции (таблица 1), из них не менее одного раза

в два года проводятся самостоятельные арктические научные исследования на отечественных исследовательских ледоколах «Сюэлун-1», «Сюэлун-2» и с 2004 года ежегодно работа ведется на постоянно деиствующеи арктическои станции «Хуанхэ» [Филиппова, 2019, С. 285].

Наконец, возможности углубления деятельности в трех указанных направлениях значительно сужаются без политическои активности в международных организациях и правовых режимах, регулирующих взаимодеиствие в Арктике. Китаи является участником Конвенции по морскому праву 1982 года и ряда других многосторонних договор, с 1996 состоит в Международном арктическом научном комитете, с 2013 года на правах наблюдателя участвует в работе Арктического совета, регулярно отправляет свои делегации на такие международные арктические форумы, как «Арктика: Территория диалога» (Россия), «Арктические рубежи» (англ. «Arctic Frontiers», Норвегия), «Северньш полярньш круг» (англ. «Arctic Circle», Исландия).

Таблица 1 Основные направления деятельности Китая в Арктике (1981-2019)3

Год Событие

1981 Начало формирования программы полярных исследовании с созданием Национального комитета КНР по экспедициям в Антарктику (с 1996 года - Администрация Арктики и Антарктики КНР, с 2018 года подчиняется Министерству природных ресурсов КНР)

1989 Создан первыи исследовательскии институт, специализирующиися на изучении арктического региона - Институт полярных исследовании КНР (Шанхаи)

1993 Приобретен и опробован украинскии ледокол, переоборудован под исследовательскии и назван «Сюэлун-1» («Снежныи дракон-1»)

1996 Китаи присоединился к Международному арктическому научному комитету

1999 -2019 Проведено 10 самостоятельных арктических научных исследований (1999, 2003, 2008, 2010, 2012, 2014, 2016, 2017, 2018, 2019) и 16 ежегодных экспедиций китайской арктической станции «Хуанхэ» (с 2004 года)

3 Таблица составлена на основе энциклопедии китаиских полярных экспедиции [2], работы Л.В. Филипповои [8] и монографии С.П. Погодина и Ван Цзюньтао [9]

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Таблица 1 Основные направления деятельности Китая в Арктике (1981 -2019). Продолжение

Год Событие

2007 Представители из Китая впервые приняли участие в работе Арктического совета

2004 Открыта первая китаиская арктическая станция «Хуанхэ» («Желтая река») на Шпицбергене (Норвегия), проведена первая экспедиция исследователями станции

2013 Получен статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете, «НОВАТЭК» и Китаиская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) в рамках ПМЭФ подписали соглашение о сотрудничестве по проекту «Ямал СПГ»; в августе Китаиская компания океанских перевозок (COSCO) впервые отправила коммерческии груз на контеинеровозе Юншэн (YongSheng) по СМП

2016 Открыта северная полярная наземная станция дистанционного зондирования в Киркенесе (Норвегия), проведена первая россииско-китаиская научная экспедиция

2018 На воду спущен второи китаискии ледокол «Сюэлун-2» («Снежныи дракон-2»), построенныи на китаиских верфях по финскому проекту; открыта китаиско-исландская арктическая научная обсерватория; опубликована Белая книга КНР по арктической политике

Анализ динамики арктическои деятельности Китая по указанным направлениям и материалам таблицы 1 позволяет выделить два исторических этапа ее развития:

- 1980-1990-е года, когда Китаи начал формировать свою программу полярных исследовании, учредил орган, ответственный за ее реализацию (Национальный комитет по экспедициям в Антарктику) и участвовал в исследовательских экспедициях арктических стран;

- с 2000-х годов деятельность Китая в Арктике получает импульс, начинают активно реализовываться самостоятельные исследования и проекты (их количество в последние годы стабильно возрастает), среди них создание станции «Хуанхэ» и строительство «Сюэлун -2»; активизируется участие КНР в многосторонних арктических организациях (Арктическии совет) создаются китаиские научно-исследовательские центры по изучению Арктики [Забелла, 2019, С.173].

Таким образом, усиление присутствия Китая в арктическом регионе вызвано наличием взаимообусловленных энергетических, экономических, исследовательских, политических интересов (расположенных в вероятном порядке убывания их приоритетности). Можно утверждать, что необходимость арктических научных исследовании представляется самои обоснованнои формои участия КНР в развитии Арктики, обеспечивая легитимизацию амбиции страны в разработке энергетических ресурсов и коммерческого использования арктических путеи [Махмутов, 2016, С. 17].

Политические устремления КНР в Арктике трактуются неоднозначно. С однои стороны, китаискими исследователями и даже официальными лицами высказывается мнение о том, что истиннои целью политики Китая в регионе является «интернационализация» Арктики путем заключения глобального соглашения или создания глобального института, в котором

молодые ученые / АкимовА В.г., мартынов Д.Е.,/ ZVG1997@MAIL.RU / УДК 327

арктические и неарктические заинтересованные государства будут на равных условиях принимать решения относительно развития региона [Загорскии, 2019, С. 78]. Эта идея нашла отражение в политике сближения Китая с другими сильными неарктическими государствами и малыми арктическими странами. Например, Китаи, Южная Корея и Япония с 2016 г. проводят трехсторонние встречи на высшем уровне по арктическои повестке4. Несмотря на сложные отношения между странами, в перспективе они способны выступать единым фронтом в деле интернационализации арктического региона. Одновременно Китаи стремится заручиться поддержкои малых арктических стран, среди которых наиболее успешно отношения развиваются с Исландиеи и Даниеи [Журавель, 2018, С. 182]. Между Исландиеи и Китаем с 2013 года деиствует соглашение о свободнои торговле.

С другои стороны, Китаи участвует в работе Арктического совета в качестве наблюдателя, а значит им приняты условия, выдвинутые арктическими странами. Среди них критерии уважения суверенных прав и юрисдикции арктических государств в Арктике. В январе 2018 года с целью конкретизации своеи арктическои стратегии КНР опубликовала Белую книгу «Арктическая политика Китая»5. Провозглашая в качестве однои из целеи «участие в управлении Арктикои», Китаи не отрицает необходимость создания всеобъемлющего документа по арктическим вопросам и подтверждает приоритет национальнои юрисдикции и суверенитета арктических государств. Однако в стратегии подчеркивается важность решения всех возникающих вопросов на основе ба-

ланса интересов заинтересованных государств согласно существующим нормам международного права (базовым документом выступает Конвенция по морскому праву 1982 года).

В стратегии отмечается, что Китаи является «околоарктическим» (приарктическим) государством, то есть одним из неарктических государств, наиболее приближенных к Полярному кругу и экологически, климатически, экономически зависящих от состояния арктическои экосистемы. Кроме того, в документе упоминается концепция «Полярныи Шелковыи путь» и подчеркивается его тесная связь с ини-циативои «Пояса и пути». При этом продвижение экономических интересов Китая строится на таких базовых принципах, как «уважение, сотрудничество, взаимная выгода и устоичивое развитие» (3 глава). В последнеи главе («Основные политические предложения Китая для участия в арктических делах») определены направления деятельности КНР в Арктике, сформулированные в виде пяти политических позиции:

- непрерывное исследование и познание Арктики;

- охрана окружающеи среды, в частности своевременное реагирование на климатические изменения в регионе;

- рациональное использования ресурсов Арктики в рамках норм международного права;

- международное сотрудничество и активное участие в управлении Арктикои;

- содеиствие миру и стабильности в регионе [Куан, 2019, С. 87].

4 4th ROK-Japan-China Trilateral High-Level Dialogue on Arctic to Take Place. URL: http://www.mofa.go.kr/eng/brd/ m_5676/view.do?seq=320573 (date of the request: 29.06.2020)

5Арктическая политика Китая (=ФИЙЧЖШШЖ) [Электронныи ресурс]. URL: // http://www.gov.cn/ zhengce/2018-01/26/content_5260891.htm (дата обращения: 29.06.2020)

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Таким образом, в процессе реализации политической стратегии в Арктике Китаю приходится балансировать между собственными интересами по расширению присутствия в регионе и суверенными интересами арктических государств, создавая условия для лучшего понимания международным сообществом политики и позиции страны в арктическом регионе.

Особое место в арктическои политике КНР занимает сотрудничество с Россиеи, рас-полагающеи 40 % территории Арктики (9 млн кв. км). Интересы двух стран в развитии арктического региона имеют точки соприкосновения, а сотрудничество в настоящее время и в перспективе способствует получению вза-имнои выгоды, особенно в энергетическои и транспортнои сферах.

Сотрудничество в сфере энергетики способно решить вопрос энергозависимости КНР, способствуя покрытию импортных потребно-стеи в энергоресурсах на 50 % и более, а также может дать импульс экономическому развитию россииских арктических регионов. На даннои направлении две страны уже добились результатов. Деиствует проект «Ямал СПГ» - крупнеи-шее предприятие по производству сжиженного природного газа в РФ с совокупнои долеи мирового рынка данного вида углеводородов около 5%. Китаиская национальная нефтегазовая корпорация CNPC и Фонд шелкового пути владеют 20% и 9,9% акции проекта соответственно [Петровскии, 2018, C. 176].

Другим эффективным направлением вза-имодеиствия является освоение СМП, контролируемого РФ. Белои книгои 2018 года подчеркивается стремление Китая по договоренности

с арктическими государствами создавать морские торговые пути в Арктическом регионе в рамках инициативы «Полярньш Шелковьш путь», в том числе развивать СМП. В августе 2013 года Китаиская компания океанских перевозок (COSCO) впервые отправила коммерческии груз на контеинеровозе Юншэн (YongSheng) по СМП. В Белои книге также обозначена необходимость и способность Китая оказывать помощь в развитии инфраструктуры арктических стран для ее дальнеишеи эксплуатации в экономических целях. Это отвечает и интересам России, находящеися в поисках источников финансирования экономического развития северных территории. Однако китаиская сторона выражает недовольство тарифнои политикои России по использованию СМП и фрахту ледоколов. Такая позиция имеет свои основания, потому что высокая стоимость услуг транспортировки способна снизить коммерческую рентабельность и конкурентоспособность маршрута [Петровскии, 2018, C. 174].

Необходимо отметить, что в отношениях с Россиеи Китаи деиствует в духе прагматизма, активно инвестируя и взаимодеиствуя в тех областях, где риск неудачи наиболее низок [Петровскии, 2018, C. 174]. Так, перспективный проект по строительству глубоководного раи-она морского порта Архангельск должен был вышти на этап реализации в 2020 году: строительно-монтажные работы, закуп технологического оборудования, пуско-наладочные работы и запуск в эксплуатацию согласно плану приходятся на 2020-2023 года. Однако в июле 2019 года проект отправили на доработку и в качестве наиболее оптимистичных сроков запуска в эксплуатацию указали 5 лет. Также

молодые ученые / Акимовд В.г., мартынов Д.Е.,/ zvg1997@maiL.ru / УДК 327

остается нереализованным проект по строительству Белкомура с китаиским участием, ко-торыи в настоящее время только на этапе разработки финансовои и организационнои схемы реализации.

Исследовательская сфера взаимодеи-ствия двух стран в Арктике представляется наименее конфликтнои. Сотрудничая с Китаем в даннои области, Россия способна увеличить количество фундаментальных арктических изыскании с меньшими затратами, предоставляя взамен китаиским ученым доступ к исследуемым зонам в рамках двусторонних и многосторонних исследовании. Примером совмест-нои научнои активности является проведенная с 19 августа по 20 сентября 2016 года первая россииско-китаиская научная экспедиция.

Несмотря на существенное совпадение интересов и перспективы россииско-китаиского взаимодеиствия в Арктике, в политическом поле видение арктического будущего воспринимается двумя странами по-разному. Россия настаивает на приоритете прав арктических государств в регионе и соответственно ограничении круга стран, способных принимать реальные политические решения. Китаи же, не имея подобных привилегии, стремиться открыть Арктику для таких как сама КНР заинтересованных в развитии региона акторов с целью защиты собственных экономических интересов и продвижения своих глобальных инициатив [Цинь, 2018, С. 162].

ВЫВОДЫ

Политика Китая по продвижению интересов в Арктике обосновывается возможностью

доступа к обширнои ресурснои углеводороднои базе региона, экономическими перспективами использования арктических транспортных пу-теи, необходимостью проведения экологического, климатического мониторинга и др. Активизация деятельности КНР в Арктике по указанным направлениям в последние годы привела к ситуации, когда перед странои встает задача нахождения равновесия между собственными интересами по расширению присутствия в регионе и суверенными интересами арктических государств. Важнои задачеи китаиского руководства становится создание условии для лучшего понимания международным сообществом политики и позиции страны в арктическом регионе. Данную задачу выполняет Белая книга «Арктическая политика Китая», изданная в январе 2018 года и разъясняющая основы арктиче-скои стратегии страны. Арктическая политика КНР осуществляется сбалансированно и осторожно, на основе соблюдения норм международного права и приверженности принципам «уважения, сотрудничества, взаимнои выгоды и устоичивого развития».

Особое значение в арктическои стратегии Китая уделяется международному сотрудничеству с арктическими странами, среди которых важную роль играет Россия. Страны рассматривают друг друга как ключевых партнеров по развитию Арктики. Взаимная выгода сотрудничества заключается в возможности для РФ распределить финансовую нагрузку по освоению россиискои арктическои зоны, модернизации существующих и строительству новых инфраструктурных объектов на всем протяжении СМП. КНР способна получать значительную

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

прибыль от торговои, транспортнои и энерге-тическои деятельности вдоль СМП. В кратко-срочнои и долгосрочнои перспективе следует ожидать большеи активизации работы Китая 5 на арктическом направлении и расширение сфер международного сотрудничества. Оптимальным подходом в выстраивании двусторонних отношении в Арктике представляется гарантирование экономических преференции 6. и стабильности сотрудничества для китаиских партнеров в обмен на политическую поддержку Китаем суверенных прав России на арктиче- 7. ские территории, в частности в отстаивании позиции РФ по вопросу расширения границ ее континентального шельфа в Арктике.

ИСТОЧНИКИ

1. Арктическая политика Китая 8.

ШШЖ) [Электронныи ресурс]. URL: // http://www.gov.cn/zhengce/2018-01/26/ content_5260891.htm (дата обращения: 29.06.2020) 9.

2. Энциклопедия Китаиских Полярных Экспедиции (=Chinese Polar Expedition Encyclopedia) [Электронныи ресурс]. URL: // http://www.polar.org.cn/en/expeditionList/ 10 (дата обращения: 29.06.2020)

ЛИТЕРАТУРА

3. Азиатские игроки в Арктике: интересы, воз- 11 можности, перспективы. Доклад № 26/2016 / [Т.А. Махмутов и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Россиискии совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2016. - 56 с.

4. Журавель В.П. Россия и азиатские страны

Арктического совета: проблемы взаимодеи-ствия / / Научно-аналитическии вестник Института Европы РАН. 2018. № 2. С. 194-200.

Забелла А.А. Цели и интересы Китая в Арктике // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 4. С. 166-175.

Загорскии А.В. Китаи принимает условия в Арктике / / Мировая экономика и международные отношения. 2019. т. 63, № 7. С. 76-83.

Петровскии В.Е., Филиппова Л.В. Стратегия Китая по освоению Арктики и перспективы россииско-китаиского сотрудничества в регионе // Китаи в мировои и региональнои политике. История и современность, 2018. т. 23, № 23. С. 171-182.

Погодин С. Н. Международная деятельность Китая в Арктике / С. Н. Погодин, Ван Цзюньтао. - СПб.: Изд-во Политехн. ун -та, 2017. - 156 с.

Филиппова Л.В. Научныи потенциал Китая в Арктике // Китаи в мировои и реги-ональнои политике. История и современность. 2019. т. 24, № 24. С. 279-295.

Цзэнцзюнь К., Каифэи О. Новая политика Китая по Арктике // Мировая экономика и международные отношения. 2019. т. 63, № 7. С. 84-91.

Цинь Дун, Лукин А.Л. Перспективы сотрудничества России и Китая в Арктике и россиискии Дальнии Восток // Оикуме-на. Регионоведческие исследования. 2018. № 4. С. 158-167.

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР И ИНТЕРЕСЫ РФ

молодые ученые / АкимовА В.Г., мАртынов Д.Е.,/ zvg1997@maiL.ru / УДК 327

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RESOURSES AND BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. China's Arctic Policy

URL: // http://www.gov.cn/zhengce/2018-01/26/content_5260891.htm

2. Chinese Polar Expedition Encyclopedia. URL: // http://www.polar.org.cn/en/ expeditionList/

3. Asian players in the Arctic: interests, opportunities, prospects (2016), Report No. 26/2016 / [T.A. Makhmutov and others]; [Ch. Ed. IS Ivanov]; The Russian Council for International Affairs (INF). - Moscow: NP RNMD, 2016. 56 p.

4. Zhuravel, A.P. (2018) Rossiya i aziatskie strany Arkticheskogo soveta: problemy vzaimodejst-viya [Russia and Asian states of the Arctic Council: problems of interaction]. Scientific and Analytical Herald of IE RAS. no. 2. pp. 194-200.

5. Zabella, A.A. (2019) Celi i interesy Kitaya v Arktike [China's goals and interests in the Arctic]. Bulletin of Moscow State Regional University. no. 4. pp. 166-175.

6. Zagorskii A.V. (2019) Kitaj prinimaet uslovi-ya v Arktike [China accepts rules in the Arctic]. World Economy and International Relations, 2019, vol. 63, no. 7, pp. 76-83.

7. Petrovskii V.E., Filippova L.V. (2018) Strate-giya Kitaya po osvoeniyu Arktiki i perspek-tivy rossiiskokitaiskogo sotrudnichestva v regione [China's strategy for the development of the Arctic and prospects for Russo-Chinese cooperation in the region]. Kitai v mirovoi i regional'noi politike. Istoriya

i sovremennost'. vol. 23, no. 23, pp. 171-182.

8. Pogodin S.N., Van Juntao (2017) Mezhdu-narodnaya deyatel'nost' Kitaya v Arktike [China's international activities in the Arctic]. Saint-Petersburg: SPbPUPublishing. 157 p.

9. Filippova L.V. (2018) Nauchnyj potencial Kitaya v Arktike [China's scientific potential in the Arctic]. Kitai v mirovoi i regional'noi politike. Istoriya i sovremennost'. vol. 24, no. 24, pp. 279-295.

10. Zengjun Kuang, Kaifei Ou (2019) Novaya politika Kitaya po Arktike [China's new Arctic policy]. World Economy and International Relations, 2019, vol. 63, no. 7, pp. 84-91.

11. Tsin Dun, Lukin A.L. (2018) Perspektivy sotrudnichestva Rossii i Kitaya v Arktike i rossijskij Dal'nij Vostok [The prospects for Russia-China collaboration in the Arctic and the Russian Far East]. Ojkumena. Regional researches. no. 4. pp. 158-167.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

MIA, Akimova Valeriya

Associate Professor, PhD in History,

Martynov Dmitry

Department of International Relations, World Politics and Diplomacy

Kazan Federal University

420008, Kazan, Pushkin str. 1/55

Russia

zvg1997@mail.ru

Принята к публикации: 09.09.2020

Submission Date: 09.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.