Научная статья на тему 'АРКТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ'

АРКТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Ключевые слова
Российская Федерация / Китайская Народная Республика / Северный морской путь / СМП / Ямал-СПГ / инфраструктура / международное право / Сообщество единой судьбы человечества / Ледовый шелковый путь / Russian Federation / Peoples Republic of China / North Sea Route / NSR / Yamal-LNG / natural resource potential / infrastructure / international law / Community of shared future for mankind / Polar Silk Road.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эпштейн Виталий Анатольевич, Дагаев Андрей Романович

В статье предпринята попытка охарактеризовать основные принципы, цели и задачи политики России и Китая в отношении Арктики. Авторы рассматривают основные сферы взаимовыгодного сотрудничества и анализируют противоречия КНР и РФ по вопросам международно-правового регулирования арктического региона, принадлежности арктических морских маршрутов, а также дают прогноз относительно укрепления позиций двух стран в Арктике в ближайшие 10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCTIC INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA: MUTUAL BENEFIT AND STRATEGIC CONTRADICTIONS

The article provides the description of Russia’s and China’s Artic Policy, it’s key objectives and goals, analyzes the contradictions between PRC and RF regarding international legal regulation of Arctic region, belonging of arctic sea routes, and provides a forecast of strengthening the positions of two countries in Arctic in the next 10 years.

Текст научной работы на тему «АРКТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ»

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

VOL.2 №4 2020

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

АРКТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ВЗАИМНАЯ ВЫГОДА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЯ

ARCTIC INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: MUTUAL BENEFIT AND STRATEGIC CONTRADICTIONS

Эпштейн Виталий Анатольевич,

Кафедра мировой экономики и международных отношений, Институт бизнеса и делового администрирования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации (РАНХиГС, Москва) Дагаев Андрей Романович бакалавр, выпускник факультета международных отношений Институт бизнеса и делового администрирования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации (РАНХиГС, Москва) epshteinv@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье предпринята попытка охарактеризовать основные принципы, цели и задачи политики России и Китая в отношении Арктики. Авторы рассматривают основные сферы взаимовыгодного сотрудничества и анализируют противоречия КНР и РФ по вопросам международно-правового регулирования арктического региона, принадлежности арктических морских маршрутов, а также дают прогноз относительно укрепления позиций двух стран в Арктике в ближайшие 10 лет.

Ключевые слова: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Северный морской путь, СМП, Ямал-СПГ, инфраструктура, международное право, Сообщество единой судьбы человечества, Ледовый шелковый путь.

Для цитирования: Эпштейн В.А., Дага-ев А.Р. Арктические интересы Российской Федерации и Китайской Народной Республики: взаимная выгода и стратегические противоречия. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(4): 88-98

ABSTRACT

The article provides the description of Russia's and China's Artic Policy, it's key objectives and goals, analyzes the contradictions between PRC and RF regarding international legal regulation of Arctic region, belonging of arctic sea routes, and provides a forecast of strengthening the positions of two countries in Arctic in the next 10years.

Keywords and phrases: Russian Federation, Peoples Republic of China, North Sea Route, NSR, Yamal-LNG, natural resource potential, infrastructure, international law, Community of shared future for mankind, Polar Silk Road.

For citation: Epshteyn V., Dagaev A. Arctic interests of the Russian Federation and the People's Republic of China: mutual benefit and strategic contradictions. Modern oriental studies. 2020; 2(4): 88-98

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ/ ЭПШТЕЙН В.А., ДАГАЕ В А.Р / EPSHTEINV@GMAIL.COM / УДК 327

В последние десятилетия роль Арктики в международных отношениях и мировои экономике неуклонно возрастает, что связано с совокупностью экономических и природных предпосылок. По оценкам ученых, большая часть Северного Ледовитого океана окажется свободнои ото льда к 2030 г. вследствие продолжающегося глобального потепления. [3, С.53] Таяние льдов открывает перед человечеством возможности освоения арктических морских маршрутов и недр Арктики. К первому аспекту проявляют повышенньш интерес как региональные, так и нерегиональные игроки, в том числе из Восточнои Азии.

«Используя Южныи путь от Даляня (Китаи) до Роттердама (Нидерланды)» кораблю «необходимо проити 12 000 морских миль, что составляет 48 суток пути.» При эксплуатации россииского Северного морского пути, ко-торыи проходит по морям Северного Ледовитого океана (Чукотскому, Восточно-Сибирскому, Лаптевых, Карскому, Баренцеву) и частично Тихого океана (Берингову), «маршрут от Даляня до Роттердама составляет около 8 000 морских миль, что составляет 35 суток пути.» [17, С.117]

В перспективе для арктических государств особыи предметныи интерес будет представлять второи аспект - ресурсныи потенциал северного полярного региона, которыи содержит в себе до 13% неразведанных запасов нефти и до 30% природного газа мира. [10] Среди арктических акторов наиболее заметные усилия по продвижению арктическои повестки прилагаются со стороны Россиискои Федерации и ее стратегического партнера, нерегионального игрока - Китаискои Народнои Республики.

Протяженность морскои границы Россиискои Федерации по Северному Ледовитому океану составляет 19724,1 км., а площадь сухопут-нои части арктическои зоны страны - 3,1 млн. кв. км., что составляет 18% территории России. Во исполнение Основ государственнои политики Россиискои Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнеишую перспективу, утвержденных Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969 Правительство РФ разработало «Стратегию развития арктическои зоны и обеспечения национальнои безопасности на период до 2020 года». В тексте стратегии говорится, что арктическая зона отличается экстремальными природно-климатическими условиями, очаговым характером хозяиственного освоения территории, низкои плотностью населения (1-2 чел. на 10 кв. км) и удаленностью от основных промышленных центров, что приводит к высокои зависимости населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первои необходимости из других регионов России, а также уязвимостью природы от техногенных чрезвычаиных ситуации. [16]

Приоритетом Россиискои Федерации в Арктике заявлено ее комплексное социально-экономическое, технологическое развитие и обеспечение военнои безопасности, вкупе с защитои и охранои государственнои границы. Политика в Арктике проводится в первую очередь для реализации национальных интересов страны. Государство приоритетно стимулирует хозяиственные субъекты на разработку сырьевого потенциала, сооружение инфраструктуры, использование Северного морского пути в качестве национальнои единои транспортнои коммуникации Россиискои Федерации вместе

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

с сохранением экологического равновесия в арктическои зоне. [16]

Предполагается, что в своеи совокупности данные меры гарантируют стабильность внутреннего развития страны, внешнеи торговли и укрепят позиции России как на региональном, так и на международном уровне.

Говоря о политическом присутствии Китая в Арктике, необходимо отметить, что оно связано с присоединением в 1925 г. к так называемому Шпицбергенскому трактату, которьш в 1920 г. определил международно-правовои статус архипелага Шпицберген. «Реальную заинтересованность Китаискои Народнои Республики в исследовании арктического региона и установлении там своего присутствия можно проследить еще с периода Холоднои воины, а именно с 1951 г., когда китаискии ученыи совместно с советскими исследователями, участвовал в экспедиции к Северному магнитному полюсу, став первым гражданином КНР, побывавшим в Арктике.» [18, С.899]

«В 1981 г. КНР возобновила научные исследования региона, в 1995 г. была организована первая пешая экспедиция к Северному полюсу, а в 1995 г. - первая морская экспедиция.» В мае 2013 г. Китаи получил статус страны-наблюдателя Арктического совета, которым обладают Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция, Южная Корея и Япония. Данныи статус (постоянного наблюдателя) позволяет КНР представлять свои интересы, но не дает права участвовать в голосовании. «К концу 2017 г. Китаи осуществил восемь научных экспедиции в Северном Ледовитом океане и не

VOL.2 №4 2020

ISSN: 2686-9675

собирается останавливаться на достигнутом уровне изыскании. В настоящее время научные исследования в Арктике обходятся Китаю в сумму около $60 млн ежегодно.» [18, С.899]

В настоящее время политика Китая в Арктике базируется на положениях программного документа - «Белая книга об арктическои политике Китая», которая была опубликована в январе 2018 г. пресс-канцеляриеи Госсовета КНР. В тексте книги Китаи именует себя «близкоарктическим» государством, заявляя, что процессы в Арктике напрямую влияют на климат, сельское хозяиство и другие сферы жизни страны. Так, например, глобальное потепление, происходящее в Арктике, по мнению ряда ученых, ставит под угрозу существование прибрежных городов Китая. [19] Статус «близкоарктического» государства базируется не на географическои близости, а на исключи-тельнои заинтересованности в освоении коммуникационного и природного потенциала Арктики. [1] Таким самоназванием Китаи приближает себя к другим неарктическим государствам, уже заявившим о наличии собственнои арктическои политики - Индии, Японии, Республике Корее и другим.

Белую книгу можно рассматривать как единую декларацию целеи Китая в арктическом регионе. Сами же цели следует разделить на 4 основные группы:

Во-первых, магистральным направлением арктическои политики Китая являются научные исследования. Это проявляется в строительстве ледокольного флота, активнои подготовке экипажеи судов, умеющих работать в сложных ледовои обстановке, отправке науч-

международные отношения/ ЭпштЕйн В.А., ДАгАЕв А.Р / EPSHTEINV@GMAIL.COM / УДК 327

но-исследовательских экспедиции, строительстве полярных станции и двустороннем сотрудничестве с научно-исследовательскими организациями региональных игроков. Китаиская сторона рассчитывает создать образ ответственного лица в Арктике за счет тиражирования научных знании о регионе в интересах всего человечества.

Во-вторых - сохранение экосистемы Арктики. Китаи не только призывает поддерживать экологическии баланс в регионе, но и предпринимает правовые шаги по регламентации работы своих компании в Арктике.

В-третьих, Китаи намеревается использовать Арктику раскрывая ее природно-ресурсньш потенциал, используя экономико-географическое положение для организации новых логистических маршрутов.

В-четвертых, китаиская сторона заинтересована в улучшении системы управления Арктикои, однако, на важность даннои цели, какие-либо официальные заявления относительно данного программного положения отсутствуют. Из текста Белои книги можно понять, что Китаи, оценивая Арктику как «достояние всего человечества», стремится уравнять права и интересы арктических и неарктических участников исключительно на базе критерия заинтересованности регионом. [1]

Взаимовыгодное сотрудничество в арктическом регионе можно отнести к ключевым интересам как Россиискои Федерации, так и Ки-таискои Народнои Республики. Обе стороны заинтересованы в первую очередь в разработке углеводородного потенциала Арктики. России-скои стороне выгодно привлекать китаиские

инвестиции для реализации собственных инфраструктурных проектов, а КНР - участвовать в совместнои разработке месторождении нефти и газа, обеспечивая энергетическую безопасность страны.

Особое значение Китаи стал представлять для России в арктических вопросах после введения широкомасштабных экономических санкции со стороны стран Запада в 2014 г. Еще в 2015 г. министр природных ресурсов России Сергеи Донскои подчеркивал, что китаиские инвестиции сыграют ключевую роль в освоении арктического шельфа. Данное заявление во многом было связано с признанием зависимости от импорта оборудования для нефте- и газодобычи, так как около 68% подобных технологии импортировалось. Ожидалось, что сотрудничество с КНР поможет россиискои стороне ликвидировать научныи и технологически существующии пробел. [12]

Материальным воплощением взаимовыгодного сотрудничества России и Китая в Арктике являются реализованные и запланированные к реализации проекты. В первую очередь, это Ямал-СПГ - крупнеишии проект по производству и транспортировке газа в мире. Производственные мощности «Ямал-СПГ» были сооружены во многом благодаря участию китаи-ского капитала. В 2014 г. 20% акции были приобретены компаниеи CNODC, дочернеи компа-ниеи китаискои нефтянои корпорации CNPC. Еще 9,9% в том же году были выкуплены Фондом Шелкового пути, существующего для обхода существующих экономических санкции. [5] Активность китаискои стороны открыла для рос-сииского газа из Заполярья путь на китаискии

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

и другие азиатские рынки: первая партия сжиженного газа из порта Сабетта прибыла в город Наньтун (пров. Цзянсу, Восточныи Китай) уже в июле 2018 г. [13]

Досрочное завершение строительства и успешность работы укрепили доверие китаи-ских нефтегазовых компании к россииским сырьевым проектам в Арктике. Так, в рамках Второго форума высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс, один путь» в апреле 2019 г., компания «Новатэк» подписала соглашение с китаискими CNODC и CNOOC о приобретении последними 20% акции второго крупного комплекса по сжижению газа «Арктик СПГ-2». [14] Таким образом, Китаи стал крупнеишим инвестором проекта, что подтверждает взаимную заинтересованность сторон в освоении ресурсного потенциала Арктики.

Стратегическое взаимодеиствие проявляется и в сфере морских перевозок. Китаиская компания-оператор сухогрузов COSCO провела первое торговое судно «Юншэн» по россииско-му Северному морскому пути из китаиского Даляня в германскии Гамбург еще в 2013 г. [6, С.54] По заявлениям россииских чиновников, использование северного маршрута позволит китаиским экспортерам сэкономить до 30% времени и затрат на доставку товаров в Европу. Более того, Россия, обеспечивающая ледокольное сопровождение судов и предоставляющая портовые услуги, сможет заработать на повышении потребности в маршруте. Однако, к настоящему времени по Северному морскому пути ежегодно проходит чуть более 10 судов под китаиским флагом. На привлекательность маршрута влияют как неблагоприятные погодные условия, так и затраты, связан-

ные с обучением квалифицированного персонала и строительством торговых судов различного ледового класса. Тем не менее, арктиче-скии морскои маршрут рассматривается как будущее всеи логистическои системы Китая, в связи с чем следует ожидать интенсификации навигации в ближаишие 10 лет как следствие климатических изменении в Арктике.

Тем не менее, нельзя утверждать, что рос-сииско-китаиские отношения в Арктике развиваются линеино и при взаимном согласии сторон со всеми аспектами арктическои политики страны-партнера. Ключевые противоречия в позициях двух стран касаются повестки международно-правового регулирования в Арктике.

Арктика - это особыи регион мира, в котором международно-правовое оформление выстроено на основе нескольких международных конвенции и ряда норм договорного права. С институциональнои точки зрения, легитимность участия в арктических делах определяется членством страны в Арктическом совете -важнеишем международном форуме по вопросам Арктики. Для России, как страны, имеющеи протяженную береговую линию в Арктике, сохранение существующего правового порядка краине важно.

Согласно положениям статьи 122 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Арктика -полузамкнутыи регион, состоящии из территориальных вод и исключительных экономических зон арктических государств. В соответствии с этим положением, Россия обладает суверенитетом над территориальными водами и юрисдикциеи над 200-мильнои исключитель-нои экономическои зонои. [8] Из числа острых

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ/ ЭПШТЕЙН В.А., ДАГАЕВ А.Р / EPSHTEINV@GMAIL.COM / УДК 327

вопросов на повестке дня стоит проблема принадлежности продолжении континентальных шельфов в Северном Ледовитом океане.

Особую озабоченность России вызывает международное регулирование Северного морского пути - главнои транспортнои артерии в Арктике. По мнению россиискои стороны, освоение и эксплуатация арктического морского маршрута - прерогатива России, рассматри-вающеи СМП в качестве национального транспортного коридора, в результате чего регулирование судоходства по маршруту должно осуществляться исходя из норм национального, а не международного права. Позиция России находит подтверждение в нормах Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярного кодекса), согласно которому прибрежные страны могут устанавливать правила и процедуры прохода иностранных судов, требующих ледокольного сопровождения. Помимо ледокольного сопровождения, неарктические участники должны признавать и уважать права и юрисдикцию арктических стран и соблюдать установленные ими правила судоходства. [11]

Как часть внутренних вод Россиискои Федерации рассматриваются также проливы и архипелаги вдоль СМП. В данном случае ссылка дается на раздел Конвенции 1982 г. «О покрытых льдом раионах». Исходя из положении раздела, Россия как арктическии игрок обеспечивает исполнение собственных законов из-за экологических и навигационных проблем, имеющихся в раионе пролегания арктических морских маршрутов. [8]

Россия выступает против пересмотра текущего международно-правового положения Арктики на основании договорного права. Отмечается, что существующии правовои режим - совокупность многочисленных норм права, а учитывая отличия Арктического региона от Антарктического, россииская сторона не заинтересована в изменении существующего статус-кво или создании рамочного международного договора.

Первая группа противоречии связана с тем, что китаиская сторона в Белои книге определяет Арктику как всемирное достояние и место, где человечество может реализовать концепцию «Сообщество единои судьбы человечества». Провозглашая принадлежность Арктики к даннои концепции, Китаи преследует собственные экономические интересы, а также стремится пересмотреть положения о юрисдикции стран над арктическими территориями. Чаще всего для продвижения своих взглядов относительно международно-правового порядка в северном полярном регионе Китаи ссылается на концепцию «общего наследия человечества», закрепленную в Конвенции 1982 г. Однако несмотря на схожесть с названием китаискои инициативы, она не имеет с послед-неи ничего общего.

Традиционно в доктрине международного права под общим наследием человечества понимают находящиеся за пределами государствен-нои юрисдикции пространства и ресурсы, принадлежащие международному сообществу в целом, которое определяет их правовои режим, включая правила пользования, [9, С.135.] поэтому правовое выражение концепции в Арктике может быть применено только к международному

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

раиону морского дна (МРМД) и его недрам. Стоит отметить, что данныи раион может быть создан только по взаимному согласию всех арктических сторон после одобрения Комиссиеи ООН по границам континентального шельфа и не сможет быть приватизирован какои-либо странои. [8]

Позиционируя себя в качестве конструктивного игрока в Арктике Китаи, при получении статуса постоянного наблюдателя Арктического совета был обязан признать примат норм международного права в Арктике. Однако, в других регионах мира Китаи пренебрегает нормами МП. Наиболее известныи пример - решение спора относительно принадлежности территориальных вод Южно-Китаиского моря. Еще в 2009 г. КНР заявила о суверенитете над 80% акватории ЮКМ и провела так называемую «девятипунктирную линию», зафиксировавшую границу. Позднее, в 2016 г. Китаи не признал решения Гаагского суда о предоставлении прав на акваторию ЮКМ другим странам Юго-восточнои Азии. [7] Это создает определенную почву для сомнении восьми арктических государств в искренности намерении китаискои стороны в регионе и опасении относительно будущего размывания суверенитета в Арктике.

Вторая группа противоречии касается подходов к развитию арктических морских маршрутов и связана с тем, что КНР выступает за свободу судоходства и предоставление прав на использование морских арктических маршрутов всем заинтересованным сторонам. Как отмечалось ранее, СМП рассматривается Росси-еи как национальная транспортная артерия, и россииская сторона намерена развивать его в рамках собственных проектов. Согласно Воен-нои доктрине Россиискои Федерации от 2014 г., военно-морскои флот страны должен обеспе-

чить защиту и продвижение морских интересов России в Арктике. В число интересов входит и стратегическое использование Северного морского пути. [7]

Со своеи стороны Китаи выступил с ини-циативои «Ледовыи шелковыи путь». «Ледовыи шелковыи путь» - одно из ответвлении глобальнои инициативы «Один пояс, один путь» в Арктике, включающее в себя три маршрута: россиискии Северныи морскои путь, ка-надскии Северо-западныи проход и Центральный арктическии маршрут. Впервые предложение о его создании прозвучали в мае 2017 г. по итогам встречи министров иностранных дел России и Китая. КНР заявляет о взаимнои выгоде и общем выигрыше, которые принесет инициатива заинтересованным сторонам, и в особенности имеющеи свои арктические интересы России. Противоречия же кроются в национальном и наднациональном регулировании инициативы и маршрутов «Пути».

По замыслу авторов Белои книги, маршруты «Ледового шелкового пути» должны находиться в совместном пользовании арктических государств. В случае реализации «Путь» станет примером взаимовыгодного сотрудничества и дополнением к глобальнои инфраструктур-нои инициативе. Китаи стремится заручиться поддержкои всех заинтересованных в строительстве «Ледового шелкового пути» стран, а также продвигать инициативу через своих партнеров в регионе - Исландию и Данию (особенно, ее административную единицу Гренландию), которые, нуждаясь в инвестициях в области добычи полезных ископаемых, поддержали усиление роли КНР в Арктике.

международные отношения/ ЭпшТЕйн В.А., ДАгАЕв А.Р / EPSHTEINV@GMAIL.COM / УДК 327

Говоря об Исландии необходимо отметить, что «во время кризиса 2008-2009 гг., связанного с крахом трех главных банков этого островного государства, Китаи предоставил Исландии валютные свопы на сумму € 406 млн., а в 2012 г. выделил несколько крупных заимов на выгодных условиях для поддержания бан-ковскои системы. Более того, Китаи подписал с Исландиеи соглашение о сотрудничестве в Арктике и соглашение о свободнои торговле, которое вступило в силу в 2014 г.

Между китаискими и исландскими компаниями были заключены контракты по исследованию запасов нефти на юго-восточном побережье страны и в Норвежском море. Именно в обмен на ки-таиские инвестиции в экономику Исландии, последняя превратилась в ключевого лоббиста интересов Китая в Арктическом совете.» [18, С.900]

Что касается Гренландии, ее основным вектором развития является «создание конкурентоспособного горнодобывающего сектора, которыи смог бы активизировать экономику острова и повысить занятость населения, в связи с этим количество выданных поисковых и геологоразведочных лицензии, а также лицензии на добычу полезных ископаемых неуклонно возрастает. Именно китаиская горнодобывающая корпорация Sichan Хтие стала инвестором международного проекта по добыче железнои руды в гренландскои Исуа. Копенгаген надеется на дальнеишее уменьшение ледяного покрова островнои автономнои территории, что позволит добывать больше редких металлов, главным покупателем которых является КНР.» [18, С.900]

Несмотря на декларируемый взаимовыгодный характер и обязательство Китая проводить суда и развивать инфраструктуру в Арктике в соответствии с нормами национального и международного права, в вопросе строительства «Ледового шелкового пути» наблюдается китаецентричныи подход к «взаимнои выгоде». Например, это проявляется в продвижении позиции россиискои стороны как согласнои с развитием китаискои инициативы. Если обратиться к Совместному заявлению КНР и РФ о развитии всестороннего стратегического сотрудничества и партнерства в новую эпоху, сделанному 6 июня 2018 г., можно заметить согласие и взаимную убежденность стран в необходимости совместного освоения арктических морских маршрутов. Однако в заявлении «Ледовыи шел-ковыи путь» не упоминается вовсе. [15]

В сентябре 2018 г., уже после публикации Белои книги, информационное агентство «Синьхуа» опубликовало новостную заметку следующего содержания: сотрудничество России и Китая в рамках «Ледового шелкового пути» сделает возможным не только логистическое использование Арктики, но и станет фактором укрепления китаиского Северо-востока и россииского Дальнего Востока.

В подобных подходах наблюдается перекос в определении роли россииского Северного морского пути как самостоятельного проекта. В большинстве аналитических и новостных материалов «дверью» для китаиских товаров в Европу называется Северная Европа, а не порты России. [2] Это может свидетельствовать о низкои заинтересованности китаискои стороны в развитии арктическои инфраструктуры

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

России и сосредоточении усилии на освоении запасов углеводородного сырья.

Как уже отмечалось, россииские официальные лица не выступают с прямои поддерж-кои инициативы «Ледовыи шелковыи путь». Эта особенность не помешала ИА «Синьхуа» опубликовать интервью Председателя ВЭБ.РФ И.И. Шувалова, в котором он выразил согласие россиискои стороны в развитии китаискои инициативы. [4] Однако подобные заявления не подтверждались заявлениями других россии-ских чиновников и самим Игорем Шуваловым в других СМИ, что говорит о невернои интерпретации Китаем россииских интересов в Арктике.

Если россииская сторона рассчитывает сохранить статус-кво в вопросе суверенитета над морскими путями в Арктике, то интересы Китая сопряжены с заменои национальных инициатив собственной Для этого от арктических участников требуется уважать интересы Китая, а наилучшим сценарием видится подписание двусторонних соглашении о том, что арктические государства признают инициативу «Ледовыи шелковыи путь» как основу развития арктическои инфраструктуры.

Сотрудничество России и Китая в Арктике носит неизбежныи и исторически обусловленный характер. На данном этапе Китаи, желаю-щии обеспечить собственную энергетическую безопасность и снизить себестоимость доставки товаров в развитые страны Европы, будет активнее участвовать в арктических делах. Это проявляется в позиционировании себя «близкоарктическои странои» и странои, обла-дающеи утвержденнои арктическои политиков В это же время Россииская Федерация, вероят-

нее всего, примет долгосрочную стратегию развития арктических территории на ближаишее десятилетие, в которои закрепит незыблемость суверенитета и исключительного права на распоряжение ресурсами мореи и недр Северного Ледовитого океана в пределах собственнои ис-ключительнои экономическои зоны. Если на текущеи стадии развития отношении России и Китая в Арктике противоречия двух стран не проявляются отчетливо, то через десятилетие в этом отношении возможен сдвиг. К 2030 г., когда большая часть Арктики будет свободна ото льдов в летнее время, положения конвенции, обеспечивающих защиту прав и интересов восьми приарктических стран, подвергнутся эрозии со стороны неарктических участников, будут предприниматься попытки их трактовки в сторону расширения прав нерегиональных игроков. Вероятнее всего, Китаи будет стремиться играть на противоречиях приарктических государств и, заручившись поддерж-кои неарктических акторов для аккумулирования их интересов и выражения согласованнои позиции в Арктическом совете, выступит с ини-циативои по реформированию организации или получения более выгодных условии для дальнеишеи деятельности в регионе. В случае появления подобных попыток, Россиискои Федерации придется отстаивать свои законные права в Арктике и ограждать третьи стороны, в том числе и Китаи, от чрезмерного расширения присутствия в регионе.

международные отношения/ ЭпштЕйн В.А., ДАгАЕв А.Р / EPSHTEINV@GMAIL.COM / УДК 327

ЛИТЕРАТУРА

Белая книга об арктической политике Китая. Пресс-канцелярия Госсовета КНР. -2018. - [Электронное издание] - режим доступа: http://www.scio.gov.cn/zfbps/32832/ 7. Document/1618203/1618203.htm (дата обращения 22.04.2020)

«Биншан сылу» каипи юаньнун хэцзо синьцзиюи («Ледовыи шелковыи путь» открывает новые возможности сотрудни- 8. чества на Дальнем Востоке). -[Электронное издание] - режим доступа: http://www.xinhuanet.com/world/2018-09/10/c_1123407263.htm (дата обращения 22.04.2020) п

9.

Ван Ц. Современная внешнеполитическая стратегия Китая в Арктике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитар- ю ные и общественные науки. 2015. № 3 (227). С. 52-56.

ВЭБ.РФ готовит сделки по развитию инфраструктуры «Ледового Шелкового пути». - [Электронное издание] - режим до- ц ступа: http://russian.news.cn/2019-09/17/ c_138396583.htm (дата обращения 22.04.2020

Газовое сияние: как «Новатэк» построил завод на краю земли. - [Электронное издание] - режим доступа: https:// 12 www.forbes.ru/milliardery/370603-gazovoe -siyanie-kak-novatek-postroil-zavod-na-krayu-zemli (дата обращения 22.04.2020)

ство по созданию Арктического синего экономического коридора: проблемы и перспективы //Общество: политика, экономика, право. 2018. № 3. - С. 51-55.

Гудев П.А. Арктические недоразумения -[Электронное издание] - режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/arkticheskie -nedorazumeniya/. (дата обращения 22.04.2020)

Конвенция ООН по морскому праву. 1982. - [Электронное издание] - режим доступа: https://www.un.org/ru/documents / decl_conv/conventions/pdf/lawsea.pdf (дата обращения 22.04.2020)

Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. /Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовои ун-т. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 544 с.

Малышева М. Запасы, которые трудно извлечь. - [Электронное издание] - режим доступа: https://www.gazeta.ru/

science/2012/05/26_a_4602393.shtml (дата обращения 22.04.2020)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярныи кодекс). 2014. - [Электронное издание] - режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/420376046 (дата обращения 22.04.2020)

Китаи будет инвестировать в россиискую Арктику. - [Электронное издание] - режим доступа: https://rg.ru/2015/11/19/arktika -site.html (дата обращения 22.04.2020)

6. Гао Т. Россииско-китаиское сотрудниче- тт

13. «Новатэк» запускает вторую очередь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

«Ямала СПГ». - [Электронное издание] -режим доступа: https://

www.vedomosti.ru/business/ artides/2018/08/08/777708-novatek (дата обращения 22.04.2020)

14. НОВАТЭК позвал китаицев на завод. -[Электронное издание] - режим доступа: https://www.rbc.ru/

newspa-

per/2019/04/26/5cc19b4b9a794744f3d7b 676 (дата обращения 22.04.2020)

15. Совместное заявление Россиискои Федерации и Китаискои Народнои Республики о развитии отношении всестороннего стратегического сотрудничества и партнерства в новую эпоху (Полныи текст). -[Электронное издание] - режим доступа: http://www.xmhuanet.com/world/2019-06/06/c_1124588552.htm (дата обращения 22.04.2020)

16. Стратегия развития Арктическои зоны Россиискои Федерации и обеспечения национальнои безопасности на период до 2020 года. - [Электронное издание] - режим доступа: http://government.ru/ ^/18360/ (дата обращения 22.04.2020)

17. Эпштеин В.А. Холодныи шелковыи путь: аргументы РФ. // Сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс - один путь»: материалы Международнои научнои конференции. Томск, 27-28 ноября 2017 г. - Томск: Издательскии Дом Томского государственного университета, 2018. - С.116-120.

18. Эпштеин В.А., Тахаева А.Р. Арктические интересы Китаискои Народнои Республики. // РОССИЯ И КИТАИ: ИСТОРИЯ И ПЕР-

СПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА: материалы VIII международнои научно-практическои конференции

(Благовещенск - Хэихэ, Чанчунь, Шэньян, 21-28 мая 2018 г.). Выпуск 8 / Отв. ред. Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2018. - С. 898-904.

19. Kopra S. Climate Change and China's Rise to Great Power Status: Implications for the Global Arctic. / Ed. by Finger M., Heininen L. The Global Arctic Handbook. - Springer, Cham, 2019 - P. 136-137.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Epshteyn Vitaly Anatolievich, Ph.D. in Sociology, Associate Professor

International Relations department,

Institute of Business Studies (IBS-Moscow),

Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA, Moscow)

E-mail: epshteinv@gmail.com

Dagaev Andrei Romanovich,

Graduate of the Faculty of International Relations (Focus: political and economic development of the countries of the East)

Institute of Business Studies (IBS-Moscow), International Relations department

Russian presidential academy of national economy and public administration (RANEPA, Moscow)

E-mail: dagaevand97@gmail.com

Принята к публикации: 01.08.2020 Submission Date: 05.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.