Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / РИСКИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молокова Елена Леонидовна

Актуальность работы определена возникшими в последнее время социально-экономическими и политическими изменениями, диктуемыми вводимыми западными странами санкциями и попытками изоляции Российской Федерации, в том числе в сфере высшего образования. Указанные обстоятельства обусловили принятие Государственной думой РФ 20 мая 2022 года решения о выходе из Болонской системы, что может повлечь для российской высшей школы некоторую совокупность рисков. В данных условиях актуализировались исследования перспектив развития российского высшего образования во взаимосвязи с трансформацией мирового образовательного поля. В статье на основе анализа эмпирических данных идентифицируются риски и прогнозируется траектория государственной образовательной политики с учетом дальнейшей эскалации международных конфликтов и актуализации российских приоритетов и интересов в сфере воспитания молодежи. В качестве итогов проведенного исследования констатируется необходимость создания собственной национальной модели высшего образования с учетом существующих лучших практик и международного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR RUSSIAN HIGHER SCHOOL UNDER RISK AND UNCERTAINTY

The relevance of the work is determined by the recent socio-economic and political changes, dictated by the sanctions imposed by Western countries and attempts to isolate the Russian Federation, including in the field of higher education. These circumstances have led to the adoption by the State Duma of the Russian Federation on May 20, 2022 of the decision to withdraw from the Bologna system, which may entail a number of risks for the Russian higher education system. In these circumstances, the research into the prospects of development of Russian higher education in relation to the transformation of the global educational field has become more relevant. The article identifies risks based on the analysis of empirical data and forecasts the trajectory of state educational policy, taking into account further escalation of international conflicts and actualization of Russian priorities and interests in the field of youth education. The results of the study state the need to create our own national model of higher education, taking into account the existing best practices and international experience.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

Научная статья Original article УДК 330.3

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

PROSPECTS FOR RUSSIAN HIGHER SCHOOL UNDER RISK AND

UNCERTAINTY

Молокова Елена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, 62 / 45), тел. +7(902) 409-11-49, ORCID: 0000-0003-0076-3369, elmo.sm@mail.ru

Molokova Elena Leonidovna, Candidate of Science in Economics, assistant professor Department of State and Municipal Governance, Urals State University of Economics (620144, Russia, Ekaterinburg, Marta 8 / Narodnoy Voli, 62/45), tel. +7(902) 409-11-49, e-mail: elmo.sm@mail.ru

Аннотация. Актуальность работы определена возникшими в последнее время социально-экономическими и политическими изменениями, диктуемыми вводимыми западными странами санкциями и попытками изоляции Российской Федерации, в том числе в сфере высшего образования. Указанные обстоятельства обусловили принятие Государственной думой РФ

1795

20 мая 2022 года решения о выходе из Болонской системы, что может повлечь для российской высшей школы некоторую совокупность рисков. В данных условиях актуализировались исследования перспектив развития российского высшего образования во взаимосвязи с трансформацией мирового образовательного поля. В статье на основе анализа эмпирических данных идентифицируются риски и прогнозируется траектория государственной образовательной политики с учетом дальнейшей эскалации международных конфликтов и актуализации российских приоритетов и интересов в сфере воспитания молодежи. В качестве итогов проведенного исследования констатируется необходимость создания собственной национальной модели высшего образования с учетом существующих лучших практик и международного опыта.

Abstract. The relevance of the work is determined by the recent socioeconomic and political changes, dictated by the sanctions imposed by Western countries and attempts to isolate the Russian Federation, including in the field of higher education. These circumstances have led to the adoption by the State Duma of the Russian Federation on May 20, 2022 of the decision to withdraw from the Bologna system, which may entail a number of risks for the Russian higher education system. In these circumstances, the research into the prospects of development of Russian higher education in relation to the transformation of the global educational field has become more relevant. The article identifies risks based on the analysis of empirical data and forecasts the trajectory of state educational policy, taking into account further escalation of international conflicts and actualization of Russian priorities and interests in the field of youth education. The results of the study state the need to create our own national model of higher education, taking into account the existing best practices and international experience.

1796

Ключевые слова: высшее образование, Болонская система, риски и неопределенность

Keywords: higher education, the Bologna System, risks and uncertainty

Введение. В настоящее время российские ученые интенсифицировали исследования в сфере идентификации рисков, спровоцированных современной трансформацией мировой политической системы, ставящей национальную экономику в совершенно новые условия функционирования. Условия реализации государственной политики во всех сферах становятся более прозрачными [1], население активнее участвует в политических процессах [3], все большее количество научных работ посвящается рискам [5], возникающим в условиях неопределенности и волатильности отношений между государствами, а также технологиям их преодоления [4]. Очевидно, что российское общество осознает неминуемость предстоящих трансформаций большинства сфер жизнедеятельности. Исключением не стало и высшее образование, являющееся основой поступательного развития национальной экономики.

6 июня 2022 года на государственном уровне была озвучена информация о необходимости выхода российского высшего образования из Болонской системы, что неизменно повлечет за собой институциональную трансформацию высшей школы.

Методология проведения исследования заключается в идентификации перспектив развития российской высшей школы в условиях рисков и неопределенности на основе анализа существующей практики участия в международных соглашениях в сфере высшего образования в целом и в Болонской декларации в частности.

Эмпирическая база исследования основывается на оценке достоинств, недостатков и перспектив предстоящего процесса выхода высшей школы

1797

России из Болонской системы. Всеми признаваемыми ключевыми плюсами присоединения к Болонской системе считались следующие:

— обеспечение соотносимости образовательных результатов, что должно было позволить российским студентам трудоустраиваться и продолжать образование в других странах;

— возможность академической мобильности, которая базировалась на доброй воле сторон обмениваться как студентами, так и преподавателями;

— перспектива расширения экспорта российского образования за рубеж в силу унификации образовательных программ и схожей интерпретации их результатов;

— возможность трудовой миграции как в Россию, так и из нее, в основе которой лежат общие подходы к пониманию результатов освоенной работником образовательной программы.

Указанные достоинства, одновременно являются и ее недостатками. В частности, признано подавляющим большинством ученых, что унификация образовательных программ и обеспечение соотносимости образовательных результатов влечет утечку лучших умов за рубеж.

А признание российских дипломов за рубежом так и не приобрело широкого распространения. Иностранный работодатель вводит для российских выпускников собственные селективные требования, что заставляет их переучиваться или доучиваться в другой стране.

Более того, надежда на существенное расширение экспорта российского высшего образования в Европу также не оправдалось, скорее наоборот, был облегчен путь российских талантливых студентов в иностранную магистратуру с последующим трудоустройством в другой стране. Не секрет, что значимая часть российских студентов надеется на перспективы обучения в иностранной магистратуре. С позиций национальных интересов это скорее минус, а не плюс Болонской системы.

1798

Результаты и обсуждение. Перспективы и последствия выхода из Болонской системы представляются не критичными при условии последовательного и продуманного подхода к институциональной трансформации высшей школы.

В частности, важными представляются наработки, полученные в ходе реализации подходов Болонской системы к сопоставимости результатов образования (система кредитов), которая даже вне болонской системы способна дать представление работодателю о полученных знаниях.

Академическая мобильность как подход к индивидуализации образовательной траектории также представляется полезным, однако вполне может быть обеспечен как внутри России, так и вне ее границ без какого-либо членства в Болонской декларации.

Вместе с тем, анализ реализации подходов Болонской системы в Российской Федерации, которая ратифицировала декларацию в 2003 году показывает, что ее лучшие идеи не внедрены в настоящее время.

Например, единственным вузом России, который ввел у себя систему ECTS, соответствующую болонским подходам, является «Сколтех». При этом бально-рейтинговая система, внедренная в вузах России, не является эквивалентом системы кредитов ECTS.

Индивидуализация образовательной траектории также приобрела в России собственные особенности, заключающиеся в введении вариативных, выборных дисциплин. Мобильность между вузами находится в настоящее время в зачаточном состоянии. Таким образом, кроме перехода на двухуровневую систему бакалавриат-магистратура, высшая школа России лишь частично восприняла идеи Болонской системы.

Однако есть совокупность рисков, которые существуют в контексте выхода России из Болонской декларации.

1799

В частности, возможные разрывы соглашений между конкретными вузами приведут к снижению и без того низкого уровня академической мобильности студентов и преподавателей. Указанный риск может возникнуть на фоне рекомендаций Минобрнауки РФ вузам воздержаться от сотрудничества в рамках программы Евросоюза по студенческим обменам Erasmus+ [7]. Указанная программа реализуется в рамках соглашения между Евросоюзом и Россией при финансировании со стороны ЕС. С 2014 года участие в данной программе приняли более 13,2 тыс. российских студентов [7].

Снижение возможностей признания российского высшего образования за рубежом неминуемо повлечет уменьшение потока студентов зарубежных стран в российские вузы. И речь идет не только о европейцах. Большое количество стран, признающих болонскую систему и поставляющих в Россию студентов получит затруднения при трудоустройстве своих выпускников с российскими дипломами.

Таким образом, выход из Болонской системы должен сопровождаться продуманными действиями по сохранению международных связей российской высшей школы и наращиванию потенциала азиатского направления экспорта российского высшего образования.

Вместе с тем, анализ обучающихся в России иностранных студентов показывает, что в настоящее время большая их доля прибывает из дружественных стран, что несколько нивелирует указанные выше риски (рисунок 1).

1800

Малдова 23 0.7

223 1.07

Ирак гга 1.28 Z23Z1 1.56 Азербайджан zz^jj^i 2.31

2.6

Украина ïzzzzzzj 2.65 У/////Л 3.06 Египет Ysssssssssi 4.2

5.72

Таджикистан sssssssssssssssszzi 7.19

10.31

Yrnm ssssssA 10.73

/УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУЛТШ 16.28

Ка3ахстан 20.29

Рисунок 1 - Доля студентов зарубежных стран, обучающихся в России [6]

В то же время анализ образовательной миграции показывает, что академическая мобильность доступна лишь небольшой части российских студентов, что обусловлено, в том числе неплатежеспособным спросом на нее российских домохозяйств, в большинстве своем не способных профинансировать проживание собственного ребенка за рубежом. При этом, согласимся с депутатами Государственной Думы РФ Г.А. Зюгановым, О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, Н.В. Коломейцевым Н.А. Останиной, В.И. Кашиным, Н.И. Осадчим, А.А. Алехиным, А.В. Корниенковым том, что: «в настоящее время недружественные действия в отношении Российской Федерации большинства стран - участников Болонского процесса практически свели возможности трансграничной академической мобильности российских студентов к нулю» [2].

Выводы. Выражая авторскую точку зрения, отметим, что в настоящее время высшая школа России представляет собой гибрид советской практики высшего образования и образцов Болонской системы. В частности, наряду с бакалавриатом и магистратурой (к слову сказать, возникшей еще до присоединения к Болонской декларации) продолжается, хоть и в малых масштабах, реализация специалитета, совсем не характерного европейской

1801

модели высшего образования. Система кредитов, в ее классическом европейском понимании не внедрена. Большая часть принципов Болонской декларации не реализуется, демонстрируются ее формальные признаки, без глубины и содержательной переработки.

В связи со сказанным, представляется, что в настоящее время следует создавать собственную модель высшего образования, не исключая диффузию хороших зарубежных практик, и не пренебрегая уже наработанным опытом, сложившимся в рамках Болонской системы.

Литература

1. Дурандина О. А. Технологии партисипативного участия некоммерческих организаций в региональном управлении//Заметки ученого Учредители: Общество с ограниченной ответственностью" Приоритет". - №. 7. - С. 256-264.

2. О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (о добровольности участия образовательных организаций высшего образования в Болонском процессе): Законопроект № 138658/ URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/138658-8

3. Ляшенко Е.А. Российский и зарубежный опыт реализации социальных проектов на основе вовлечения граждан И бизнеса / Сборник: Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор М.А. Задорина. Екатеринбург, 2022. С. 180184.

4. Радковская Е. В. Анализ актуальных трендов инновационного развития / Сборник: Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования. материалы IV Всероссийской научно -практической конференции. Екатеринбург, 2021. С. 77-82.

1802

5. Ялунина Е. Н., Пиминова П. Д. Анализ рисков деятельности промышленного предприятия и их экономическое содержание / Сборник: Цифровая экономика и онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2022. - С. 121.

6. Сайт Статиста. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.1de3cc69-632f1852-2687dd96-74722d776562/https/www.statista.com/

7. ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo

References

1. Durandina O. A. Technologies of participatory participation of noncommercial organizations in regional management // Notes of the scientist Founders: Limited Liability Company "Prioritet". - №. 7. - С. 256-264.

2. On Amendments to Article 11 of Federal Law "On Education in the Russian Federation" (On Voluntary Participation of Higher Education Institutions in the Bologna Process): Bill No. 138658/ URL: https:// sozd.duma. gov.ru/bill/138658-8

3. Lyashenko E.A. Russian and foreign experience of social projects realization on the basis of citizens and business involvement / Collection: Financial and legal aspects of socially oriented investing. Materials of V All-Russian Scientific and Practical Conference. Editor-in-chief M.A. Zadorina. Ekaterinburg, 2022. С. 180-184.

4. Radkovskaya E. V. The analysis of current trends in innovative development / Collection: Financial and legal aspects of socially-oriented investing. materials IV All-Russian scientific-practical conference. Ekaterinburg, 2021. С. 77-82.

5. Yalunina E. N., Piminova P. D. Analysis of risks of industrial enterprise and their economic content / Collection: Digital economy and online education: key trends and obstacles. Materials of the International scientific-practical conference. - 2022. - С. 121.

1803

6. Site of the Statistician. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.1de3cc69-632f1852-2687dd96-74722d776562/https/www.statista.com/

7. TASS. URL: https://tass.ru/obschestvo

© Молокова Е.Л., 2022 Научный сетевой журнал «Integral» №5/2022.

Для цитирования: Молокова Е.Л. Перспективы российской высшей школы в условиях риска и неопределенности // Научный сетевой журнал «Integral» №5/2022.

1804

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.