Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Куба / образовательное законодательство Кубы / образовательные системы / мировое образовательное пространство / государственная образовательная политика / competition of the European and transatlantic educational systems / world educational space / state educational policy in Cuba / higher education in Cuba / educational legislation of Cuba

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ольга Андреевна

Изучение опыта правового регулирования образовательных систем государств, находившихся в течение длительного времени в колониальной зависимости или под иным влиянием других государств, актуализируется в последнее время. Показателен опыт становления и развития вузовской образовательной модели на Кубе, имевшей достаточно длительное колониальное прошлое, испытавшей влияние институтов Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. Эмпирическую базу исследования составили источники права, определяющие организационно-правовое строение образовательной системы в исторической ретроспективе и в настоящее время. Оценен положительный и отрицательный опыт правового регулирования кубинского образования, возможности его использования в современных российских реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF HIGHER EDUCATION IN CUBA IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL INTERACTION

The study of the experience of legal regulation of educational systems of states that have been for a long time in colonial dependence or under other influence of other states has been updated recently. The experience of the formation and development of the educational model in Cuba, which had a fairly long colonial past, dominating the public and state institutions of the United States of America and the Soviet Union, is indicative. The empirical basis of the study was made up of local regulations and sources of law that determine the organizational and legal structure of the educational system in historical retrospect and at the present time. The works of researchers in the field of education from a legal, pedagogical, and economic point of view are taken into account. To substantiate the author's position on the issues under study, statistical material was used, as well as data from historical and legal studies in the field of education. The positive and negative experience of legal regulation of Cuban education, the possibility of its use in modern Russian realities are evaluated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

7. Kudryavceva L.V., Shevchenko V.S. Problemy kollizionnogo regulirovaniya brachno-semejnyh otnoshenij v mezhdunarodnom chastnom prave // Aktual'nye problemy sovremennosti. 2018. № 3(21). S. 38-43.

8. Konvenciya o pravovoj pomoshchi i pravovyh otnosheniyah po grazhdanskim, semejnym i ugolovnym delam (Zaklyuchena v g. Minske 22.01.1993) (red. ot 28.03.1997) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data 19.09.2022).

9. Reshenie Melekesskogo rajonnogo suda Ul'yanovskoj oblasti po delu № 2-424/2016 ot 29 aprelya 2016 g. // Internet-resurs «Sudebnye i normativnye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://sudact.ru/regular/doc/UVDISVS7nJbC/

10. Konvenciya, otmenyayushchaya trebovanie legalizacii inostrannyh oficial'nyh dokumentov (Zaklyuchena v g. Gaage 05.10.1961) (vstupila v silu dlya Rossii 31.05.1992) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 1993 N° 6.

11. Konvenciya po voprosam grazhdanskogo processa (Zaklyuchena v g. Gaage 01.03.1954) (vstupila v silu dlya Rossii 26.07.1967) // Vestnik Vysshego Arbitrazhnogo Suda Rossijskoj Federacii. 1996. № 12.

12. Kommentarij k sudebnoj praktike po semejnym sporam / Otv. red. YU.F. Bespalov. M.: YUrajt, 2010.

13. Bespalov Yu.F. Semejnye pravila sudov RF kak erzac-sposob preodoleniya probelov v pravoprimenenii // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2020. № 1.

14. Vedel' I.A., Bezborodov Yu.S. Mezhdunarodno-pravovoe sotrudnichestvo gosudarstv v sfere zashchity prav grazhdan za rubezhom i integracionnye processy // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2014. № 1. S. 25-29.

КУДРЯВЦЕВА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (larisa-k75@mail.ru).

ЧИРЬЕВ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ - студент юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (chirev.2001@mail.ru).

ЖУКОВА ПОЛИНА СТАНИСЛАВОВНА - студентка юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (polina-zhukova-01@inbox.ru).

KUDRYAVTSEVA, LARISA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. CHIRYEV, ILYA S. - student of the Faculty of Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. ZHUKOVA, POLINA S. - student of the Faculty of Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina.

УДК 342 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-187-191

ИВАНОВА О.А.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ключевые слова: Куба, образовательное законодательство Кубы, образовательные системы, мировое образовательное пространство, государственная образовательная политика.

Изучение опыта правового регулирования образовательных систем государств, находившихся в течение длительного времени в колониальной зависимости или под иным влиянием других государств, актуализируется в последнее время. Показателен опыт становления и развития вузовской образовательной модели на Кубе, имевшей достаточно длительное колониальное прошлое, испытавшей влияние институтов Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. Эмпирическую базу исследования составили источники права, определяющие организационно-правовое строение образовательной системы в исторической ретроспективе и в настоящее время. Оценен положительный и отрицательный опыт правового регулирования кубинского образования, возможности его использования в современных российских реалиях.

IVANOVA, O.A.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF HIGHER EDUCATION IN CUBA IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL INTERACTION

Key words: competition of the European and transatlantic educational systems, world educational space, state educational policy in Cuba, higher education in Cuba, educational legislation of Cuba

The study of the experience of legal regulation of educational systems of states that have been for a long time in colonial dependence or under other influence of other states has been updated recently. The experience of the formation and development of the educational model in Cuba, which had a fairly long colonial past, dominating the public and state institutions of the United States of America and the Soviet Union, is indicative. The empirical basis of the study was made up of local regulations and sources of law that determine the organizational and legal structure of the educational system in historical retrospect and at the present time. The works of researchers in the field of education from a legal, pedagogical, and economic point of view are taken into account. To substantiate the author's position on the issues under study, statistical material was used, as well as data from historical and legal studies in the field of education. The positive and negative experience of legal regulation of Cuban education, the possibility of its use in modern Russian realities are evaluated.

Мировое образовательное пространство постоянно трансформируется, развиваясь с учетом специфики собственной образовательной среды, а также опыта государств-лидеров в образовательной сфере. Сегодня, когда в отечественном образовании проводится отчетливая государственная политика по обеспечению самоидентичности российской высшей школы, представляет интерес опыт Кубы, где выстроена оригинальная сильная и доступная система образования. Тема развития высшего образования в Кубинской Республике - предмет исследования и в советский период, и сегодня отечественных и кубинских ученых. Из большого количества работ разных лет, на которых основаны наши выводы, отметим работы таких авторов, как: Креспо Гомес Г, Арсе Гарридо М., Колесников Н.С., Пино Эстевес П.Р., Строганова Е.Д., Костенко А.Ф., Гомес Б.М., Дугарева Е.А., Чэн Г.Н.

Кубинская система высшего образования несёт отпечатки формирующего влияния с одной стороны европейских (влияние испанской метрополии, влияние Союза ССР как внешнеполитического союзника), с другой - американских систем (в первую очередь североамериканской в лице высшей школы США, аргентинской, которая развивалась синхронно с кубинской), а также объективных факторов исторического развития Кубы (борьба с безграмотностью и элитарностью образования, демократизация и индустриализация в период революционных преобразований второй половины XX века). Во многом благодаря последней из перечисленных особенностей эта система обрела уникальные черты, такими как всеобщее бесплатное образование с развитым специалитетом и глубоким проникновением государства в организационную структуру высших учебных заведений.

Формирование системы высшего образования Кубы преодолело несколько исторических этапов: период зависимости от испанской метрополии, период северо-американского влияния, период влияния Союза ССР и современный период, характеризующийся выходом из политической изоляции и унификацией образовательных процессов. Целесообразно проанализировать каждый из этапов, чтобы выявить, как в условиях постоянного внешнего влияния на государственные и общественные институты, государству удалось не только не отказываться в высшем образовании от достижений каждого этапа, но и преумножить их.

В период колониальной зависимости (XVI-XIX вв.) образование Кубы испытывало те же затруднения, что и испанское. Попечение религиозных орденов (на Кубе - доминиканского) сдерживало естественно-научные исследования и наукоемкую деятельность, предоставляя образованию простейшие задачи расширения кругозора. Первым учреждением высшего образования на Кубе стал «Королевский и Папский университет св. Иеронима» (Гаванский университет), образованный в 1728 году [1, с. 274-275]. При выполнении образовательной программы его студентам присваивалась степень бакалавра.

Реформы, проведённые под американским протекторатом с середины XIX в., модернизировали систему высшего образования, преобразовав академическое образование в двухступенчатую модель (первый этап общий для всех - аналог бакалавриата, второй со свободным выбором направлений исследовательской деятельности - аналогPhD). Тем самым течение европейской традиции образования, привнесенной на Кубу в «испанский период», было освежено новейшими достижениями все той же европейской системы высшего образования (упрощенной в духе американского прагматизма, но все же европейской в своем корне).

В 1899 году издаются несколько приказов, относящихся к организации высшего образования. К числу принципиально важных, определивших будущее национальной системы образования, следует отнести: приказ от 16 мая 1899 г.о признании дипломов, выданных правительством Испании до 1898 г. (до заключения Парижского мирного договора); приказ от 20 сентября 1899. о свободе выбора направлений научной деятельности в PhD.

Вслед за этим были предприняты масштабные попытки реформирования образовательной системы, известные как План Лануза и План Варона. План Лануза подразумевал расширение образовательной программы дополнительными дисциплинами, что повлекло усложнение организационной структуры Гаванского университета за счет новых факультетов и кафедр. План Варона состоял в утверждении принципиально новых для Кубы организационных начал деятельности университета: выборность должностей в учебном заведении; государственно-частное финансирование университета, контролируемое Попечительским советом ученых, представителей бизнеса и представителей власти; подразделение структуры университета на факультеты, а факультеты на школы (так, например, юридический факультет подразделился на три школы: школу публичного права, школу частного права и школу нотариусов) [14].

Конституция Республики Куба от 5 июля 1940 г. провозгласила широкие демократические свободы и учла многие требования, выдвинутые кубинским обществом в революционных выступлениях первых десятилетий XX века. Например, статья 52 устанавливала, что бюджет Министерства просвещения должен быть не меньше обычного бюджета любого другого Министерства, а статья 53 закрепляла автономию университета и обязательства государства по финансированию университета. Статья 55 объявляла образование светским, но вместе с тем в законоположении статьи 54 допускало создание частных университетов, в которых помимо специальных дисциплин могли изучаться религиозные [2].

В «американский период» всего к 1959 г. на Кубе имелось три государственных университета: Гаванский университет и два новых государственных вуза - в Орьенте (Сантьяго-де-Куба, с 1947 г.) и Центральный университет (Лас-Вильяс, с 1952 г.).

В период советского влияния, берущем начало в 1959 году (победа Кубинской революции, падение режима Ф. Батисты), происходят фундаментальные изменения на всех уровнях образования - от дошкольного до высшего. В течение 1959 - 1961 годов на Кубе искореняется безграмотность взрослых [3]. На повестке дня стояло создание учебных заведений, в которых теперь уже грамотное население страны могло получить образование и обрести специальность, удовлетворяющую нуждам обновляющегося государства. В 1960 году правительство Кубы создало Высший совет университетов, по инициативе которого 10 января 1962 года принят закон - «Основные положения реформы высшего образования» [4]. Закон определял систему управления образованием, во главу которой ставился Высший (Национальный) Совет университетов, а также типовую организационную структуру, обязательную для трех университетов страны (Гаванского, Университета Орьенте и Университета Лас-Вильяс). Закон обязывал студентов посещать лекционные занятия, предусматривал «минимум посещаемости». Законом был заведен порядок производственной практики студентов. Наконец, Закон впервые в истории Кубы предусматривал выплату студентам стипендий.

По мере реформирования образования обострялись его давние проблемы. Так, до «советского периода» на Кубе отсутствовало нормативно-правовое регулирование присвоения ученых степеней, отсутствовала их номенклатура. Только в декабре 1974 г. был принят Закон № 1281, предусматривавший ученые степени кандидата и доктора наук. Вслед за этим, законом №1296 от 8 мая 1975 г. была утверждена номенклатура должностей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. В номенклатуру входили следующие должности: профессор - 10 лет преподавательского стажа, наличие ученой степени; доцент - 6 лет преподавательского стажа, желательно наличие ученой степени; ассистент - 3 года стажа, курсы повышения квалификации; инструктор - преподаватель с университетским образованием, инструктор-помощник (выпускник педагогического института), техник-помощник (выпускник техникума), заслуженный преподаватель (почетное звание), преподаватель-совместитель (для приглашенных специалистов). Одновременно были установлены категории иностранных специалистов: приглашенный професор, приглашенный ассистент, приглашенный доцент.

Реформирование кубинского образования следовало за практическим опытом СССР. Сотрудничество стран в сфере образования и подготовки национальных (кубинских) кадров, воспитания молодых ученых отличается в первую очередь широтой помощи и бескорыстием советской стороны. После победы революции на Кубу постоянно командировались советские преподаватели. Первое соглашение об обучении в СССР кубинских специалистов было заключено уже 16 ноября 1960 года [5, с. 110]. С 1961 г. на Кубе началось системное изучение русского языка [6, с. 41 ]. Существенному углублению двустороннего сотрудничества способствовало подписание 17 декабря 1964 г. специального соглашения, определившего главные формы сотрудничества университетов Кубы с ведущими советскими ВУЗами [7, с. 223].

В то же время кубинская модель образовательного процесса не превратилась в подобие советской. Куба сохранила испанское наследие, модернизированное в американский период практиками Гарвардского университета, и продолжила двухэтапное обучение студентов с дальнейшей специализацией знаний. В докладе на I съезде Коммунистической партии Кубы в 1975 г. Фидель Кастро обосновывал такую позицию как «реалистическое усвоение опыта и попытку применить его к нашим условиям, действуя очень осторожно и осмотрительно» [8, с. 48].

Отображением советского опыта высшей школы являлся специалитет, программы которого предназначались для освоения физико-технических и инженерных специальностей [9, с. 107].

Сложно сказать, какими соображениями руководствовались власти Кубы, оставляя «старую» модель образовательного процесса. Вероятнее всего за этим решением стояло опасение потерять внешнеполитического партнёра и остаться в окружении культур, с советским образованием совершенно несовместимых. Случись это, и кубинский студент, кубинский ученый не были бы приняты в профессиональных сообществах Америк (вариант - приняты как нечто экзотическое, ограниченное в возможностях профессионального признания). Если это предположение верно, то решение правительства Кубы оказалось весьма дальновидным.

Закрепление образовательной модели состоялось с принятием Конституции Республики Куба 1976 г. [15]. Гл. 4 Конституции «Образование и культура» детально регулировала образование граждан. Марксистско-ленинская идеология определяла направленность воспитания в процессе образования на всех его ступенях. Все учебные заведения являлись государственными. Образование всех уровней провозглашалось общедоступным и предоставлялось бесплатно, обучающимся гарантировалась стипендия, устанавливались льготы для работающих студентов. Причем получение образования являлось обязанностью граждан. Государство гарантировало возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью, как в стенах вузов, так и на производстве при условии направленности научных исследований на решение государственных задач в различных отраслях знания и экономики (ст. 38 Конституции Кубы).

Новейшая история кубинской образовательной системы протекает на фоне примирения политических противоречий, выхода из изоляции и расширения контактов с высшими учебными заведениями сопредельных стран. Система высшего образования представлена сегодня исключительно государственными высшими учебными заведениями. При этом заочное (дистанционное) образование допускается лишь по пяти специальностям: праву, истории, научной и технологической информации, финансам, бухгалтерскому учету и экономике. Государственное управление и контроль за выполнением государственной образовательной политики возложен на Министерство высшего образования. С начала 2000-х годов допускаются международные образовательные отношения, юридическим основанием для которых являются трехсторонние соглашения между Министерством образования Кубы, национальными и зарубежными университетами. Такие соглашения имеются с Великобританией (2002), Венесуэлой, некоторыми странами Евросоюза (2006), Российской Федерацией (2022) [13]. Международное политическое сотрудничество сделало возможным введение института академических обменов [11].

Принятая в 2019 году новая Конституция сохранила образование в системе социальных ценностей [16]. Вместе с тем, очевидна включенность образовательной системы в рыночный механизм. Образование провозглашается правом, а не обязанностью граждан. Возможность реализации права гарантируется государством. Образование называется в Конституции услугой, которую граждане вправе получить бесплатно, начиная от дошкольного уровня до бакалавриата по программам, удовлетворяющим «потребности экономического и социального развития страны» (ст. 85 Конституции 2019 г.). Коммерциализация образовательных услуг предусмотрена только для иностранных граждан. Устанавливается обязательный для каждого гражданина объем базовой подготовки в сфере общего и профессионального образования. Последипломное обучение и так называемое образование взрослых (вузовское) остается правом граждан, гарантированным государством, и реализуется в соответствии с образовательным законодательством.

Таким образом, несмотря на серьезное политическое влияние внешних факторов (колониальная зависимость, американский протекторат, советский период), кубинская система образования сумела вобрать все приоритеты от государств, под влиянием которых находилась Кубы, и сохранить самоидентичность, узнаваемость, признанную конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве по ряду значимых направлений: лучшее педагогическое и медицинское образование, доступность получения образования, гарантированное трудоустройство, признаваемость кубинского диплома на международном рынке труда, социальная миссия образования и воспитание патриотизма у обучающихся всех уровней.

Опыт выстраивания аутентичной образовательной системы в государстве, претерпевавшем не единожды серьезные социальные потрясения, но сохранявшей от каждого периода лучшие достижения в системе вузовского образования, очевидно, применим в современной России.

Литература и источники

1. Quesada G. de. // Доступно из: http://catalog.hathitrust.org/Record/000239298

2. Конституции государств Американского континента // Конституция Республики Куба от 5 июля 1940 года / пер. под ред. Гурвича Г.С. М.: Иностранная литература, 1959. т. 2.

3. Креспо Гомес Г, АрсеГарридо М. Экономика кубинской высшей школы: проблемы и перспективы // Современная высшая школа. 1983. N01 (41).

4. Колесников Н.С. Куба: Народное образование и подготовка национальных кадров (1959-1979 гг.). М.: Наука, 1980.

5. Соглашение между правительством СССР и правительством Республики Куба об обучении кубинских специалистов в СССР от 16 ноября 1960 // Россия - Куба 1902-2002. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2004.

6. ПиноЭстевес П.Р. Педагогические основы подготовки учителей для средней общеобразовательной школы по заочной системе в высших педагогических институтах Кубы: дисс. канд. пед. наук. Минск, 1984.

7. Соглашение о сотрудничестве и обмене опытом в организации учебно-воспитательной и научной работы между Гаванским университетом и МГУ // Россия - Куба 19Q2-2QQ2. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 2QQ4.

8. Строганова Е.Д. Идеи социализма в Латинской Америке // Латинская Америка, 2QQ9. №12.

9. Костенко А.Ф. Из истории становления системы народного образования на Кубе. (6Q^ - 8Q^ годы XX века) // Современные тенденции в образовании и науке. Матер. межд. конф. 28.11.2Q14 г. Тамбов, 2Q14.

1Q. Высшее образование на Кубе [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://peopleandcountries.com/article-1465-1.html (дата обращения: 11.11.2Q22).

11. Гомес Б.М., Дугарева Е.А. Культурное наследие в правовом воспитании вузовских студентов на Кубе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2Q15. № 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-v-pravovom-vospitanii-vuzovskih-studentov-na-kube (дата обращения: 16.12.2Q22).

12. История высшего образования Кубы: проблемы и достижения. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15169183_81685464.pdf (дата обращения: 16.12.2Q22).

13. Россия и Куба обозначили ориентиры для дальнейшего сотрудничества в сфере образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/61Q17/ (дата обращения: 16.12.2Q22).

14. Чэн Г.Н. История высшего образования Кубы: проблемы и достижения. СПб., 2Q16. 116 с.

16. 15. Конституция Кубы 1976. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=5Q (дата обращения: 16.12.2Q22).

17. Конституция Кубы 2Q19. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.51256b91-639ec412-3538a517-74722d776562/https/walterlippmann.com/wp-content/uploads/2Q18/Q9/draft-cuban-constitution-2Q18.docx.pdf (дата обращения: 16.12.2Q22).

References and Sources

1. Quesada G. de. // Dostupno iz: http://catalog.hathitrust.org/Record/QQQ239298

2. Konstitucii gosudarstv Amerikanskogo kontinenta // Konstituciya Respubliki Kuba ot 5 iyulya 194Q goda / per. pod red. Gurvicha G.S. M.: Inostrannaya literatura, 1959. t. 2.

3. Krespo Gomes G, ArseGarrido M. Ekonomika kubinskoï vysshei shkoly: problemy i perspektivy // Sovremennaya vysshaya shkola. 1983. No1 (41).

4. Kolesnikov N.S. Kuba: Narodnoe obrazovanie i podgotovka nacional'nyh kadrov (1959-1979 gg.). M.: Nauka, 198Q.

5. Soglashenie mezhdu pravitel'stvom SSSR i pravitel'stvom Respubliki Kuba ob obuchenii kubinskih specialistov v SSSR ot 16 noyabrya 196Q // Rossiya - Kuba 19Q2-2QQ2. Dokumenty i materialy. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2QQ4.

6. PinoEsteves P.R. Pedagogicheskie osnovy podgotovki uchiteleî dlya sredneî obshcheobrazovatel'noï shkoly po zaochnoi sisteme v vysshih pedagogicheskih institutah Kuby: diss. kand. ped. nauk. Minsk, 1984.

7. Soglashenie o sotrudnichestve i obmene opytom v organizacii uchebno-vospitatel'noï i nauchnoï raboty mezhdu Gavanskim universitetom i MGU // Rossiya - Kuba 19Q2-2QQ2. Dokumenty i materialy. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2QQ4.

8. Stroganova E.D. Idei socializma v Latinskol Amerike // Latinskaya Amerika, 2QQ9. .№12.

9. Kostenko A.F. Iz istorii stanovleniya sistemy narodnogo obrazovaniya na Kube. (6Q-e - 8Q-e gody XX veka) // Sovremennye tendencii v obrazovanii i nauke. Mater. mezhd. konf. 28.11.2Q14 g. Tambov, 2Q14.

1Q. Vysshee obrazovanie na Kube [Elektron. resurs]. Rezhim dostupa: http://peopleandcountries.com/article-1465-1.html (data obrashcheniya: 11.11.2Q22).

11. Gomes B.M., Dugareva E.A. Kul'turnoe nasledie v pravovom vospitanii vuzovskih studentov na Kube // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2Q15. .№ 6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-v-pravovom-vospitanii-vuzovskih-studentov-na-kube (data obrashcheniya: 16.12.2Q22).

12. Istoriya vysshego obrazovaniya Kuby: problemy i dostizheniya. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15169183_81685464.pdf (data obrashcheniya: 16.12.2Q22).

13. Rossiya i Kuba oboznachili orientiry dlya dal'nejshego sotrudnichestva v sfere obrazovaniya. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/61Q17/ (data obrashcheniya: 16.12.2Q22).

14. Chen G.N. Istoriya vysshego obrazovaniya Kuby: problemy i dostizheniya. SPb., 2Q16. 116 s.

16. 15. Konstituciya Kuby 1976. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=5Q (data obrashcheniya: 16.12.2Q22).

17. Konstituciya Kuby 2Q19. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.51256b91-639ec412-3538a517-74722d776562/https/walterlippmann.com/wp-content/uploads/2Q18/Q9/draft-cuban-constitution-2Q18.docx.pdf (data obrashcheniya: 16.12.2Q22).

ИВАНОВА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой публичного права, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (public_law@mail.ru).

IVANOVA, OLGA A. - PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Public Law, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (public_law@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.