Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ'

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молокова Е. Л.

Введение . Ретроспективный анализ развития высшего образования позволяет констатировать взаимообусловленность процессов трансформации общества и смены миссии университетов. В частности, демократические процессы и поступательное движение к открытому обществу в стране обуславливает налаживание прозрачности образовательного процесса, гармонизации интересов стейкхолдеров и вовлечение общества в высшее образование. К двум традиционным миссиям университетов (образование и наука) добавилась третья миссия - социальное участие. В настоящее время назрела необходимость всестороннего научного анализа общественного участия в высшем образовании как фактора успешного развития социального тренда. В этой связи востребовано теоретическое осмысление опыта и истории взаимодействий университетов и общественности как отправной основы для поступательного развития общественных отношений в данной сфере. Настоящая работа является частью серии аналитических статей, посвященных истории общественного участия в высшем образовании в отдельные исторические периоды. Хронологические рамки данной статьи ограничены 1900-1917 годами. Предметом исследования является интереснейший период развития российской высшей школы, характеризующийся интенсификацией общественной вовлеченности в высшее образование. Целью работы является анализ опыта общественного участия в высшем образовании на рубеже XIX-XX веков с целью идентификации перспективных для современного высшего образования практик. Методология исследования базируется на историческом анализе научных источников литературы, посвященных изучению высшего образования России. Для описания образовательных общественных отношений использована терминология институциональной парадигмы. С помощью теории координации идентифицированы базовые характеристики развития высшей школы анализируемого периода. По результатам исследования идентифицированы формы общественного участия в высшем образовании, свойственные конкретному историческому этапу развития российской высшей школы 1900-1917 годов. Заключение . Начало XX века характеризуется формированием возможности диалога государства и общества в области развития высшего образования, а также наличием хороших практик общественного участия в высшем образовании, которые имеют потенциал заимствования и воплощения в современной российской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PARTICIPATION IN RUSSIAN HIGHER EDUCATION AT THE TURN OF THE 19TH-20TH ENTURIES

Introduction . Retrospective analysis of higher education development allows to state interdependence of society transformation processes and change of universities’ mission. In particular, democratic processes and progressive movement towards an open society in the country determine the establishment of educational process transparency, harmonization of stakeholders’ interests, and public involvement in higher education. The two traditional missions of universities (education and science) have been complemented by a third mission - social participation. At present, there is a need for a comprehensive scientific analysis of social participation in higher education as a factor in the successful development of the social trend. In this connection, a theoretical understanding of the experience and history of interaction between universities and the public is in demand as a starting point for the progressive development of public relations in this sphere. This paper is part of a series of analytical articles devoted to the history of public participation in higher education in certain historical periods. The chronological framework of this work is limited to 1900-1917. The subject of the study is the most interesting period in the development of Russian higher education, characterized by the intensification of public involvement in higher education. The purpose of the work is to analyze the experience of public involvement in higher education at the turn of the 19th-20th centuries in order to identify promising practices for modern higher education. The methodology of the research is based on the historical analysis of scientific sources of literature devoted to the study of Russian higher education. The terminology of institutional paradigm is used to describe educational social relations. With the help of coordination theory, the basic characteristics of the development of higher education of the analyzed period are identified. The forms of public participation in higher education, peculiar to a particular historical stage of development of Russian higher education in 1900-1917 are identified according to the results of the study. Conclusion . The beginning of the 20th century is characterized by the formation of the possibility of a dialogue between the state and society in the development of higher education, as well as the presence of good practices of public participation in higher education, which have the potential to borrow and implement in the modern Russian school.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ»

УДК 330.3

DOI 10.30914/2411 -9687-2022-8-3-314-320

Общественное участие в российском высшем образовании

на рубеже XIX-XX веков Е. Л. Молокова

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Ретроспективный анализ развития высшего образования позволяет констатировать взаимообусловленность процессов трансформации общества и смены миссии университетов. В частности, демократические процессы и поступательное движение к открытому обществу в стране обуславливает налаживание прозрачности образовательного процесса, гармонизации интересов стейк-холдеров и вовлечение общества в высшее образование. К двум традиционным миссиям университетов (образование и наука) добавилась третья миссия - социальное участие. В настоящее время назрела необходимость всестороннего научного анализа общественного участия в высшем образовании как фактора успешного развития социального тренда. В этой связи востребовано теоретическое осмысление опыта и истории взаимодействий университетов и общественности как отправной основы для поступательного развития общественных отношений в данной сфере. Настоящая работа является частью серии аналитических статей, посвященных истории общественного участия в высшем образовании в отдельные исторические периоды. Хронологические рамки данной статьи ограничены 1900-1917 годами. Предметом исследования является интереснейший период развития российской высшей школы, характеризующийся интенсификацией общественной вовлеченности в высшее образование. Целью работы является анализ опыта общественного участия в высшем образовании на рубеже XIX-XX веков с целью идентификации перспективных для современного высшего образования практик. Методология исследования базируется на историческом анализе научных источников литературы, посвященных изучению высшего образования России. Для описания образовательных общественных отношений использована терминология институциональной парадигмы. С помощью теории координации идентифицированы базовые характеристики развития высшей школы анализируемого периода. По результатам исследования идентифицированы формы общественного участия в высшем образовании, свойственные конкретному историческому этапу развития российской высшей школы 1900-1917 годов. Заключение. Начало XX века характеризуется формированием возможности диалога государства и общества в области развития высшего образования, а также наличием хороших практик общественного участия в высшем образовании, которые имеют потенциал заимствования и воплощения в современной российской школе.

Ключевые слова: высшая школа, общественное участие, ретроспективный анализ, государственно-общественное управление высшим образованием

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Молокова Е. Л. Общественное участие в российском высшем образовании на рубеже XIX-XX веков // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2022. Т. 8. № 3. С. 314-320. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2022-8-3-314-320

Public participation in Russian higher education at the turn of the 19th-20th enturies

E. L. Molokova

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract. Introduction. Retrospective analysis of higher education development allows to state interdependence of society transformation processes and change of universities' mission. In particular, democratic processes and progressive movement towards an open society in the country determine the establishment of educational process transparency, harmonization of stakeholders' interests, and public involvement in higher education. The two traditional missions of universities (education and science) have been complemented by a third mission -social participation. At present, there is a need for a comprehensive scientific analysis of social participation in

higher education as a factor in the successful development of the social trend. In this connection, a theoretical understanding of the experience and history of interaction between universities and the public is in demand as a starting point for the progressive development of public relations in this sphere. This paper is part of a series of analytical articles devoted to the history of public participation in higher education in certain historical periods. The chronological framework of this work is limited to 1900-1917. The subject of the study is the most interesting period in the development of Russian higher education, characterized by the intensification of public involvement in higher education. The purpose of the work is to analyze the experience of public involvement in higher education at the turn of the 19th-20th centuries in order to identify promising practices for modern higher education. The methodology of the research is based on the historical analysis of scientific sources of literature devoted to the study of Russian higher education. The terminology of institutional paradigm is used to describe educational social relations. With the help of coordination theory, the basic characteristics of the development of higher education of the analyzed period are identified. The forms of public participation in higher education, peculiar to a particular historical stage of development of Russian higher education in 1900-1917 are identified according to the results of the study. Conclusion. The beginning of the 20th century is characterized by the formation of the possibility of a dialogue between the state and society in the development of higher education, as well as the presence of good practices of public participation in higher education, which have the potential to borrow and implement in the modern Russian school.

Keywords: higher school, public participation, retrospective analysis, state-public management of higher education The author declares no conflict of interest.

For citation: Molokova E. L. Public participation in Russian higher education at the turn of the 19th-20th centuries. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2022, vol. 8, no. 3, pp. 314-320. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2022-8-3-314-320

Введение

Современная система высшего образования, как и российская система образования в целом, претерпела смену модели управления от государственно-административной к государственно-общественной. Указанная трансформация обусловлена сменой управленческих парадигм. С одной стороны, государственное управление постепенно приобретает партисипативный характер, в свою очередь высшая школа, согласно стратегическим векторам развития, заданным Национальным проектом «Наука и университеты», а также рядом других документов, должна приобрести более открытый характер и осуществлять свою деятельность на принципах демократизации и гуманизации.

Необходимость общественного участия в высшем образовании обусловлена тем, что на протяжении всей истории развития высшей школы ее цели трансформировались и соответствовали эволюции российского общества. Включение институтов гражданского общества в процессы управления системой высшего образования в настоящее время актуализировалось растущей неудовлетворенностью общественности качеством выпускников, имеющих весьма сла-

бый потенциал гражданственности и низкую способность к социализации в обществе. В таких условиях только совместная работа университетов и общества способна сформировать адекватный профессионально-общественный профиль выпускника, обладающего необходимыми для общества качествами (например, патриотизм).

В то же время нельзя не отметить достаточно низкую активность и неготовность общества к налаживанию связей и коммуникаций с университетами. Вместе с тем известно, что в истории российского высшего образования можно обнаружить хорошие практики взаимодействий организаций высшего образования как с работодателями, так и с институтами гражданского общества. Настоящая работа посвящена ретроспективному анализу интереснейшего периода развития российской высшей школы, характеризующегося интенсификацией общественной вовлеченности в высшее образование.

Целью работы является анализ опыта общественного участия в высшем образовании на рубеже XIX-XX веков с целью идентификации перспективных для современного высшего образования практик.

Материалы и методы

Методология исследования базируется на историческом анализе научных источников литературы, посвященных изучению высшего образования России. Для описания образовательных общественных отношений использована терминология институциональной парадигмы. С помощью теории координации идентифицированы базовые характеристики развития высшей школы анализируемого периода. В рамках данной теории в качестве базовых использованы работы Г. Минцберга1 и О. Уильямсона [10], описавших способы координации акторов, которые, согласно Е. В. Устюжаниной, определим как «...алгоритм и инфраструктурная поддержка коммуникации, которые обеспечивают согласование, упорядочение и структурирование взаимодействия социальных акторов для достижения общих и/или индивидуальных целей» [8, с. 28]. Не углубляясь в дискуссию о таксономиях механизмов координации, в качестве методологической основы рассуждений используем четыре базовых: (1) иерархия (администрирование), предусматривающая императивное управление и контроль, (2) ценовая координация, стимулирующая акторов, являющаяся одним из факторов принятия решений, (3) взаимное согласование, обеспечивающее гибкость принятия совместных решений, диспозитивность взаимодействий, взаимную ответственность, и (4) стандартизация, обеспечивающая общность ценностей, подходов к интерпретации всех явлений.

С целью ретроспективного анализа выделены отдельные исторические этапы, в рамках которых складывались собственные модели взаимодействия университетов и общества. Хронологические рамки настоящей работы ограничены 1900-1917 годами.

Результаты, обсуждение

Следует отметить, что рассматриваемому периоду предшествовала реформа высшей школы, в рамках которой к началу XX века иерархический механизм, заложенный новым университетским

1 Минцберг Г., Куинн Д., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения: учеб. для выс. школы / пер. с англ. Т. Виноградова и др.; под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер. 2001. 684 с. URL: https://www.studmed.ru/view/mincberg-g-kuinn-db-goshal-s-strate gicheskiy-process-koncepcii-problemy-resheniya_792af23d629.html (дата обращения: 12.12.2022).

уставом и действующим правовым регулированием 1884 года, по-прежнему оставался ведущим и даже преобладающим во взаимодействии университетов и государства, преподавателей и университетов, преподавателей и студентов.

Подчеркнем, что ретроспективно российское высшее образование играло роль идеологического стабилизатора общества в государственных целях, одновременно с этим имея в своих недрах прогрессивные институты гражданского общества, призывающие к демократизации и автономии высшей школы.

Семнадцать лет развития высшей школы, подвергнутых анализу в настоящей статье, характеризовались высокой нестабильностью институциональной среды, обусловленной непродуманным и беспорядочно принимаемым правовым регулированием, действием наряду с устаревшими, новыми нормативными актами. Например, в условиях действия морально устаревшего университетского устава 1884 года приняты весьма прогрессивные временные правила об управлении университетами 1905 г., существенно расширившие автономию университетов и давшие практически неограниченные права университетским советам. Интересной вехой вовлеченности акторов в высшее образования является активизация студенческих объединений, которые оказывали существенное влияние на деятельность университетских (или, другими словами, профессорских) советов, все чаще действующих солидарно со студенческими либерально-оппозиционными группами.

В анализируемый период существенно были снижены требования к созданию новых университетов, что послужило импульсом к созданию не только частных, но и общественных образовательных организаций высшего образования (рис.).

Дореволюционный период развития российской высшей школы в полной мере можно назвать временем становления государственно-общественного управления высшим образованием.

Таким образом, подчеркнем, что в анализируемый период существовала и развивалась уникальная форма общественного участия - создание общественных образовательных организаций высшего образования, создаваемых по инициативе интеллигенции, названных «Вольная высшая школа» [3, с. 121]. Не отставали от интеллигенции и предприниматели-промышленники-меценаты, вкладывающие средства как в открытие новых

университетов, так и осуществлявшие финансовую помощь действующим образовательным организациям. Учреждались кооперативные университеты, призванные снабдить экономику управленческими кадрами с высшей квалификацией [1]. Подчеркнем, что социальный состав бла-

Коммерческие

Высшие женские медицинские учебные заведения Высшие женские университетские курсы Художественные (Искусств и искусствоведения)

Ветеринарные Земледельческие (Сельскохозяйственные) Инженерно-промышленные Богословские Военные и военно-морские Педагогические Медицинские Востоковедение Юридические Университеты

готворителей включал в основном предпринимателей из числа промышленников и купцов. Таким образом, общество в условиях явной недостаточности кадров с высшим образованием и интенсивного развития экономики восполнило данный недостаток по собственной инициативе.

6

18

6 4

15 2

6

8

4 6

10

□ Государственные высшие учебные заведения □ Общественные и частные высшие учебные заведения

Рис. Количество высших учебных заведений в 1913-1914 годах [5] / Fig. 1. Number of higher education institutions in 1913-1914 [5]

Еще одной формой общественного участия в высшем образовании можно назвать благотворительную помощь малоимущим студентам, в том числе посредством создания Обществ помощи «недостаточным» студентам [4, с. 124]. Помощь в виде именных стипендий оказывалась и отдельными меценатами.

Особенностью данного периода развития высшей школы была активизация общественно-педагогического движения, характеризовавшегося созданием добровольных обществ, содействующих просвещению в целом и распространению высшего образования в частности.

Активно действовали общественные движения в поддержку женского высшего образования от организации кружков и курсов до подачи петиций органам государственной власти [4].

На данном этапе впервые в России к вопросам развития высшего образования подключился широкий круг индивидов, имеющих активную

гражданскую позицию: общественные деятели, меценаты, творческая интеллигенция. По результатам их деятельности создавались многочисленные общественные организации. В частности, в 1906 г. была создана Лига образования, целью которой была координация деятельности различных просветительских и образовательных общественных организаций.

В терминах теории координации на рубеже веков начал формирование образовательный рынок, отличающийся разнообразием учебных планов и правил, что повысило социальную мобильность населения посредством обучения различных слоев населения. Сказанное обусловило расширение демократизации образовательных процессов, что снизило значение иерархии и повысило потенциал взаимного согласования, именно этот способ опосредовал общественное участие в высшем образовании, которое выражалось в трех основных формах: (1) организационная

4

1

8

4

2

3

4

5

(учреждение университетов, участие в их деятельности), (2) финансовая (инвестирование в открытие и деятельность университетов, материальная поддержка обучающихся и преподавателей, поддержка научной деятельности), (3) политическая (влияние на государственную образовательную политику, в том числе на женское высшее образование, широкое общественно-педагогическое и студенческое движение [6]).

Заключение

В анализируемый период высшая школа перестала быть только объектом государственного внимания, общество принимало активное участие в формировании системы университетов. Открывались частные и общественные учебные заведения, наблюдался рост пожертвенний в данную сферу. Начало XX века характеризуется формированием возможности диалога государства и общества в области развития высшего образования.

Ретроспективный анализ развития российской высшей школы позволяет констатировать систематический возврат автономной модели самоуправления, включающего общественное участие к авторитарному, иерархическому способу управления. Анализируемый период, характеризующийся рассветом интереса общественности к высшей школе, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. В свою очередь советский период низвел общество к роли вспомогательного актора, имеющего весьма слабое регулирующее воздействие и влияние на высшую школу. И только в восьмидесятых годах XX века процессы демократизации и переход экономики на рыночные рельсы сформировали основу для постепенного развития общественного участия в высшем образовании.

При этом в настоящее время относительно низкий уровень гражданской активности общества является фактором нереализованности потенциала общественного участия в государственной образовательной политике в целом и в деятельности университетов в частности.

Практическая значимость ретроспективных исследований общественного участия в образовании заключается в возможности экстраполяции лучших исторических практик на современные общественные отношения. В частности, представляется перспективным развитие меценатства в современной российской высшей школе в условиях интенсивного устаревания материальной базы университетов. Продуктивным представляется принятие общественных решений по созданию университетов, которые были весьма распространены на рубеже XIX-XX веков. Интересным примером влияния общества на появление образовательных организаций высшего образования в настоящее время является Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет мировых цивилизаций имени В. В. Жириновского», учредителем которой является ЛДПР — Либерально-демократическая партия России. Еще одним примером является университет «Сириус», созданный образовательным фондом «Талант и успех», который учрежден выдающимися российскими государственными и общественными деятелями, учеными, спортсменами, артистами и музыкантами. Однако следует признать, что такая практика в современной России ограничена.

Таким образом, констатируем наличие хороших практик общественного участия в высшем образовании на рубеже веков, которые имеют потенциал заимствования и воплощения в современной российской школе.

1. Востриков В. Н., Быховец М. В., Лищук Е. Н. Из истории подготовки кадров для потребительской кооперации Сибири и Дальнего Востока в дореволюционной России // Социально-экономическое развитие сельских территорий: тренды кооперации: сб. материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной 190-летию потребительской кооперации России (г. Новосибирск, 28 октября 2021 г.) / под ред. Л. П. Наговициной. Новосибирск : Сибирский университет потребительской кооперации, 2021. С. 252-256. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=48093601&pff=1 (дата обращения: 12.08.2022).

2. Гончаров М. А. Эволюция государственно-общественного управления в сфере педагогического образования в дореволюционный период // Историко-педагогический журнал. 2013. № 1. С. 111-121. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/evolyutsiya-gosudarstvenno-obschestvennogo-upravleniya-v-sfere-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-dorevolyutsionnyy-period (дата обращения: 19.08.2022).

3. Гуркина Н. К. Государство и общество в развитии высшего образования в России в начале ХХ века // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 199. С. 119-127. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/gosudarstvo-i-obschestvo-v-razvitii-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-v-nachale-hh-veka (дата обращения: 19.08.2022).

4. Гуркина Н. К. Из исторического опыта отечественной школы (по поводу оценок некоторых переломных моментов истории образования) // Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350-летию со дня рождения Петра Великого: матер. международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 1 апреля 2022 г.) / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. 2022. С. 119-126. URL: http://publish.sutd.ru/docs/content/sb_momenthistory_1_2022.pdf (дата обращения: 12.08.2022).

5. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начала XX века: монография. М. : Мысль, 1991. 392 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18897139 (дата обращения: 12.08.2022).

6. Лубков А. В., Литвинова И. В., Гончаров М. А. К истории университетского педагогического образования в России // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 184-195. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-1-184-195

7. Малышева О. Г., Безина Е. А. «Стриженые студентки»: проблема высшего женского образования на страницах газеты «Московские ведомости» // Вестник МГПУ. Серия: исторические науки. 2022. № 1 (45). С. 49-58. DOI: https://doi.org/10.25688/20-76-9105.2022.45.L04

8. Устюжанина Е. В. Вопросы построения теории координации хозяйственного взаимодействия // Журнал институциональных исследований. 2022. Т. 14. № 1. С. 25-35. DOI: https://doi.org/10.17835/2076-6297.2022.14.1.025-035

9. Хаминов Д. В. Система общего и высшего образования в Российской империи: принципы и направления государственной политики, нормативное регулирование и органы управления (историко-правовой аспект) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 474. С. 285-299. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obschego-i-vysshego-obrazovaniya-v-rossiyskoy-imperii-printsipy-i-napravleniya-gosudarstvennoy-politiki-normativnoe (дата обращения: 19.08.2022).

10. Williamson O. E. Transaction-Cost Economics: The Governance of Contractual Relations // Journal of Law and Economics. Oct., 1979. Vol. 22. No. 2. Pp. 233-261. URL: https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/466942 (дата обращения: 19.08.2022).

Статья поступила в редакцию 31.08.2022 г.; одобрена после рецензирования 20.09. 2022 г.; принята к публикации 30.09.2022 г.

Об авторе

Молокова Елена Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет (620000, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0076-3369, elmo.sm@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Vostrikov V. N., Bykhovets M. V., Lishchuk E. N. Iz istorii podgotovki kadrov dlya potrebitel'skoi kooperatsii sibiri i dal'nego vostoka v dorevolyutsionnoi Rossii [From the history of training the labor force for consumer cooperation in Siberia and The Far East in pre-revolutionary Russia]. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie sel'skikh territorii: trendy kooperatsii: sb. materialov Vserossi-iskoi (natsional'noi) nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 190-letiyu potrebitel'skoi kooperatsii Possii = Social and economic development of rural areas: cooperative trends: coll. of materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference dedicated to the 190th anniversary of consumer cooperation in Russia (Novosibirsk, October 28, 2021). Ed. by L. P. Nagovit-sina. Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk, 2021, pp. 252-256. Available ar: https://elibrary.ru/item.asp?id=48093601 &pff= 1 (accessed 12.08.2022). (In Russ.).

2. Goncharov M. A. Evolyutsiya gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya v sfere pedagogicheskogo obrazovaniya v dorevolyutsionnyi period [The evolution of state-public management in teacher education in the pre-revolutionary period]. Istoriko-pedagogicheskii zhurnal = Historical and Pedagogical Journal, 2013, no. 1, pp. 111-121. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-gosudarstvenno-obschestvennogo-upravleniya-v-sfere-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-dorevolyutsionnyy-period (accessed 19.08.2022). (In Russ.).

3. Gurkina N. K. Gosudarstvo i obshchestvo v razvitii vysshego obrazovaniya v Rossii v nachale XX veka [State and society in the development of higher education in Russia in the early twentieth century]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo insti-tuta kul'tury = Proceedings of Saint-Petersburg State Institute of Culture, 2013, vol. 199, pp. 119-127. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-obschestvo-v-razvitii-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-v-nachale-hh-veka (accessed 19.08.2022). (In Russ.).

4. Gurkina N. K. Iz istoricheskogo opyta otechestvennoi shkoly (po povodu otsenok nekotorykh perelomnykh momentov istorii obrazovaniya) [From the historical experience of the national school (regarding the assessments of some turning points in the history of education)]. Perelomnye momenty istorii: lyudi, sobytiya, issledovaniya. K 350-letiyu so dnya rozhdeniya Petra Velikogo: mater. Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii = Turning points in history: people, events, research. 350th Jubilee of Peter the Great: materials of the International scientific conference (St. Petersburg, April 1, 2022). Ed. by S. I. Bugashev, Yu. V. Vatolina, A. S. Minin. SUITD, SPb., 2022, pp. 119-126. Available at: http://publish.sutd.ru/docs/content/sb_momenthistory_1_2022.pdf (accessed 12.08.2022). (In Russ.).

5. Ivanov A. E. Vysshaya shkola Rossii v kontse XIX - nachala XX veka: monografiya [Higher school in Russia at the end of XIX - the beginning of XX century: monograph]. Moscow, Mysl Publ., 1991, 392 c. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id= 18897139 (accessed 12.08.2022). (In Russ.).

6. Lubkov A. V., Litvinova I. V., Goncharov M. A. K istorii universitetskogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii [On the history of university pedagogical education in Russia]. Problemy sovremennogo obrazovaniya = Problems of Modern Education, 2022, no. 1, pp. 184-195. ( In Russ.). DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-1-184-195

7. Malysheva O. G., Bezina E. A. "Strizhenye studentki": problema vysshego zhenskogo obrazovaniya na stranitsakh gazety "Moskovskie vedomosti" ["Short-haired students": the problem of women's higher education in "Moskovskie Vedomosti"]. Vestnik MGPU. Seriya: Istoricheskie nauki = MCU Journal of Historical Studies, 2022, no. 1 (45), pp. 49-58. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25688/20-76-9105.2022.45.L04

9. Ustyuzhanina E. B. Voprosy postroeniya teorii koordinatsii khozyaistvennogo vzaimodeistviya [Creating the theory of economic interaction and coordination: the main issues]. Zhurnal institutsional'nykh issledovanii = Journal of Institutional Studies, 2022, vol. 14, no. 1, pp. 25-35. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17835/2076-6297.2022.14.L025-035

10. Khaminov D. V. Sistema obshchego i vysshego obrazovaniya v Rossiiskoi imperii: printsipy i napravleniya gosudarstvennoi politiki, normativnoe regulirovanie i organy upravleniya (istoriko-pravovoi aspekt) [The system of general and higher education in the Russian Empire: principles and directions of public policy, regulation, and governing bodies (a historical and legal aspect)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2022, no. 474, pp. 285-299. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obschego-i-vysshego-obrazovaniya-v-rossiyskoy-imperii-printsipy-i-napravleniya-gosudarstvennoy-politiki-normativnoe (accessed 19.08.2022). (In Russ.).

11. Williamson O. E. Transaction-cost economics: The governance of contractual relations. Journal of Law and Economics, 1979, vol. 22, no. 2, pp. 233-261. Available at: https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/466942 (accessed 19.08.2022). (In Eng.).

The article was submitted 31.08.2022; approved after reviewing 20.09.2022; accepted for publication 30.09.2022.

About the author Elena L. Molokova

Ph. D. (Economics), Associate Professor of the Department of State and Municipal Governance, Ural State University of Economics (62 8 Marta St., Yekaterinburg 620000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0076-3369, elmo.sm@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.