НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 1 (37) (spring 2022)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
http://LLL21 .petrsu.ru http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Выпуск 1 (37). Spring 2022
Главный редактор
Т. А. Бабакова
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Редакционная коллегия
Э. Ванхемпинг О. Грауманн С. А. Дочкин З. Б. Ефлова М. В. Иванова
A. В. Москвина Е. А. Раевская Э. Рангелова
B. В. Сериков
И. З. Сковородкина А. П. Сманцер И. И. Сулима И. В. Филимоненко
Редакционный совет
А. Г. Бермус Е. В. Борзова А. Виегерова Е. В. Игнатович А. Клим-Климашевска А. И. Назаров Е. И. Соколова
Служба поддержки
С. А. Кадетова Т. А. Каракан А. Г. Марахтанов Е. В. Петрова Е. И. Соколова
ISSN 2308-7234
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Решением Президиума ВАК журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий (с 09.08.2018 г., «Педагогические науки»)
Журнал зарегистрирован в информационных системах РИНЦ (договор 473-08/2013)
и ERIH PLUS (18.06.15)
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 20, каб. 208
Электронная почта: [email protected]
© ФГБОУ ВО «ПетрГУ» © авторы статей
DOI 10.15393/j5.art.2022.7425
ЖАРЛЫГАСИНОВ Талгат Мейрканович
докторант Высшей школы экономики и бизнеса Казахский национальный университет им. аль-Фараби (г. Алматы, Республика Казахстан)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИЙ МОДЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ЛОКАЛЬНЫЕ СПЕЦИФИКИ
Аннотация: в статье раскрываются институциональные особенности системных трансформаций, имеющих место в казахстанской системе высшего образования и науки. Представлены результаты эмпирических исследований реализации глобальных инициатив в локальных моделях «перезагрузки» образовательных и научно-исследовательских практик на примере специальности «государственное управление». Рассмотрены особенности двух стейкхолдерских кластеров институций высшего образования и науки, представленных в образовательном пространстве Казахстана. Обосновываются дизайн и прикладные техники исследования, направленные на выявление ключевых детерминант, скрытых причин и исторических предпосылок проблемного поля в некоторых форматах университетских практик и научно-исследовательских инициатив касательно специальности «государственное управление».
Ключевые слова: Казахстан, высшее образование, научно-исследовательские инстиуции, государственное управление, стейкхолдерские кластеры, университеты новой генерации, модели HR-взаимодействия в условиях трансформаций сферы науки и высшей школы, биографический метод HR-case study, внедрение мировых стандартов образования, интеграция в мировое образовательное пространство.
Дата поступления: 13.02.2022
Дата публикации: 26.03.2022
Для цитирования: Жарлыгасинов, Т. М. Институциональные аспекты трансформаций моделей высшего образования и науки в Казахстане на примере специальности «государственное управление»: глобальные тренды и локальные специфики / Т. М. Жарлыгасинов // Непрерывное образование: XXI век. - 2022. - Вып. 1 (37). - DOI: 10.15393/j5.art.2022.7425.
Talgat M. ZHARLYGASSINOV
Postgraduate student_of the Higher School of Economics and Business
The Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Republic of Kazakhstan)
INSTITUTIONAL ASPECTS OF MODELS TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION AND SCIENCE IN KAZAKHSTAN ON THE EXAMPLE OF THE SPECIALTY «PUBLIC ADMINISTRATION»: GLOBAL TRENDS AND LOCAL SPECIFICS
Abstract: the article reveals the institutional features of systemic transformations taking place in Kazakhstan in the system of higher education and science. The results of empirical studies of the
implementation of global initiatives in local models of «reboot» of educational and research practices are presented on the example of the specialty «public administration». The features of two stakeholder clusters of institutions of higher education and science presented in the educational space of Kazakhstan are considered. The design and applied research techniques are substantiated, aimed at identifying key determinants, hidden causes and historical background of the problem field in some formats of university practices and research initiatives regarding the specialty «public administration».
Keywords: Kazakhstan, higher education, research institutions, public administration, stakeholder clusters, New Generation Universities, models of HR-interaction, transformations in the sphere of science and higher education, biographical method HR-case study, introduction of world standards of education, integration, the world educational space.
Received: February 13, 2022
Date of publication: March 26, 2022
For citation: Zharlygassinov T. M. Institutional aspects of models transformation of higher education and science in kazakhstan on the example of the specialty «public administration»: global trends and local specifics. In: Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: the 21st Century]. 2022. № 1 (37). DOI: 10.15393/j5.art.2022.7425.
Ключевые основания казахстанской модели высшего образования носят полипарадигмальный характер. В институциональном поле высших учебных заведений эксперты выделяют два ведущих стейкхолдерских кластера.
В первом, доминирующем по количеству институций кластере представлены университеты, академии, осуществляющие учебный процесс и подготовку научных кадров согласно казахстанским государственным общеобязательным стандартам высшего образования с приоритетно локальным форматом внутривузовских практик. Ряд из них начали свою историю еще в период СССР Многие подобные институты в процессе суверенного развития Казахстана были реформированы, переименованы, трансформированы в современные хозяйствующие субъекты образовательной и научной индустрии РК.
Второй стейкхолдерский кластер высшего образования и науки в Казахстане представлен институциональными структурами новой генерации, в организационно-управленческих и образовательных моделях которых реализованы международные стандарты и мировые педагогические парадигмы [8].
Траектория исследовательской концепции, представленная в данной статье, направлена на изучение влияния глобальных детерминант и локальных специфик, проявляющихся в институциональном поле казахстанской науки и высшей школы, преимущественной во втором стейкхолдерском кластере вузов, ориентированных на зарубежные модели и университетские практики.
Объектом научного анализа в рамках данной исследовательской траектории являются институциональные структуры, вовлеченные в стейкхолдерскую область академической науки и высшего образования с учетом их национальных (локальных) и международных (глобальных) специфик.
Предметом исследования выступают контенты, идеология, политики, форматы, транслируемые новым поколением институциональных структур науки и высшего образования Республики Казахстан.
Выбор такой логики исследовательского дизайна способствует, во-первых, комплексному выявлению ключевых детерминант, скрытых причин и исторических предпосылок проблемного поля в современных университетских практиках и научно-исследовательских структурах. Во-вторых, позволяет системно обосновать актуальные рекомендации для повышения эффективности институциональных структур высшего образования и науки Казахстана в условиях глобальных вызовов и локальных рисков.
Событийный анализ деятельности казахстанских институций в сфере образования и науки дает возможность выявить текущие особенности актуальной проблематики.
Реформирование казахстанской системы высшего образования и науки. Следует обратить внимание на то, что реформирование казахстанской системы высшего образования и науки с первых лет обретения независимости было направлено на внедрение мировых стандартов и нормативов Болонского процесса, введение бакалавриата, магистратуры, упразднение института «больших докторов» по советской классификации научных степеней, введение ученой степени PhD, эквивалентной кандидату наук, многовекторное расширение международных связей и зарубежного компонента в образовательных программах. [5; 8; 10; 15].
Казахстан огромное внимание уделял и уделяет интеграции в мировое образовательное пространство. С 1993 г. в стране действует международная стипендиальная программа «Болашак», в рамках которой многие тысячи молодых казахстанцев получили высшее образование в лучших зарубежных вузах. В стране среди молодежи очень популярно, престижно владеть английским языком. Знание иностранного языка, особенно английского, среди представителей молодежи и среднего поколения находится на высоком уровне. В рамках академической мобильности казахстанские высшие учебные заведения первого кластера имеют возможности отправлять своих студентов на учебу в рамках учебного семестра в другие университеты ближнего и дальнего зарубежья.
Высшие учебные заведения второго кластера осуществляют подготовку бакалавров, магистров, докторантов по канонам лучших зарубежных моделей вузовского образования и науки, масштабно привлекая иностранную профессуру для организации, управления и администрирования учебного процесса на английском языке.
В данной статье мы подробно останавливаемся именно на этом кластере, в котором представлены институции высшего образования и науки в Казахстане новой генерации, ориентированные на мировые стандарты.
Методология исследования. Ниже представлены результаты исследования на основе применения методов кейс-стади и ивент-анализа деятельности казахстанских высших учебных заведений особого статуса, в которых реализованы уникальные модели подготовки кадров на основе международных стандартов мирового образовательного пространства.
Мы применяем в нашем исследовании биографический метод HR-case-study, на основании которого обращение к наиболее влиятельным фигурам из
иностранного HR-состава, ведущего подготовку казахстанских специалистов по специальности «государственное управление», позволяет исследовать тематическую направленность и профессиональные особенности данного экспертного пула.
Также это помогает систематизировать контенты, транслируемые в ходе образовательных практик от приглашенной зарубежной профессуры для будущих казахстанских специалистов в сфере государственной политики.
Институциональные аспекты высшего образования и подготовки научных кадров в сфере государственного управления. В качестве исследовательского кейса рассмотрим институциональные аспекты подготовки государственных служащих в стране. Это детерминировано тем, что проблематика касательно чиновников носит особый характер в технологиях формирования общественного мнения на предмет поиска факторов, препятствующих прогрессу на пути к социальной справедливости.
Следует отметить, что в казахстанском информационном поле термин «чиновник» встречается реже, чем термин «государственный служащий». В этом немалую роль сыграли именно трансформации образовательной парадигмы подготовки специалистов в сфере государственного управления.
Ключевым и ведущим стейкхолдером нового поколения институций высшего образования и науки, специализирующимся в сфере подготовки кадров для государственного управления, является Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Это элитарное высшее учебное заведение подготовки государственных служащих входит во второй, менее многочисленный стейкхолдерский кластер учреждений науки и высшего образования новой генерации.
Следует заметить, что подготовка кадров для сферы государственного управления осуществляется в Казахстане в рамках специальности «государственное и местное управление», по которой ведется образовательный процесс во многих вузах страны. Но центральное место в подготовке и переподготовке государственных служащих занимает Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. В этом высшем учебном заведении нового поколения реализована инновационная модель интегративной подготовки государственных служащих с учетом мировых стандартов и национальных (локальных) специфик.
Ретроспектива создания этого учебного заведения находится в тесной связи с мировым сообществом и деятельностью ведущих международных организаций. Проект создания на базе Академии инновационной модели учебного заведения подготовки государственных служащих новой генерации возник в замысле с Европейским союзом в 2012 г. Впервые в Казахстане на базе этого высшего учебного заведения нового поколения были введены магистерские программы в соответствии с широко распространенными в мировом сообществе стандартами. Академия начала подготовку в РК магистров «Public Administration» и магистров «Public Policy».
Следует обратить внимание, что в русскоязычной профессиональной коммуникации в Казахстане широко применяются именно англоязычные
наименования указанных выше названий специальностей подготовки, без их перевода. Мы говорим о магистерских программах «Паблик администрейшн» и «Паблик полиси», понимая и контент, и границы этих терминов.
Рассмотрим базовые рамки генезиса института подготовки кадров для государственного управления и государственной службы в Казахстане. Следует обратить внимание, что англоязычные и русскоязычные наименования «Паблик полиси», «Паблик адмнистрейшн», «Государственная политика», «Государственное управление» фигурируют в наименованиях разных дивизионов вузов, занимающих ключевые позиции в структурно-функциональном кластере «Государственное управление как академическая дисциплина».
Как соотносятся эти понятия контекстуально, этимологически? Какие мировые стандарты и национальные регламенты имеют место быть в отношении прикладного применения смыслов этих категорий, как это отражается в процессе подготовки кадров для системы государственного управления? Ответы на эти вопросы сосредоточены в ключевых положениях моделей подготовки, реализуемых в университетских стейкхолдерских кластерах РК.
Следует заметить, что «государственное управление» как специальность, направление подготовки, профиль, образовательная программа входит в бэкграунд многих высших учебных заведений Казахстана. Проведем сравнительный анализ содержания образовательных программ, в рамках которых осуществляется подготовка по специальности (направлению) «государственное управление» в казахстанских вузах.
Флагманом подготовки кадров для сферы государственного управления, как мы уже отметили выше, является Академия государственного управления при Президенте РК, которая входит во второй, наиболее международно ориентированный стейкхолдерский кластер институционального поля высшего образования и науки РК. Особое место в этом же кластере стейкходеров нового поколения институций на рынке образовательных услуг и научного сегмента, включая и сферу государственного управления, занимает Nazarbayev University.
В этих институциях нового поколения в сфере высшего образования и науки приоритетную роль играет иностранный компонент, реализуются глобальные транснациональные образовательные модели. Высшая школа государственной политики как структурное подразделение Nazarbayev University является одним из самых видных стейкхолдеров в сфере подготовки кадров для системы государственного управления Казахстана с доминантой зарубежного компонента в учебном процессе. В названии этого институционального дивизиона Nazarbayev University закреплен термин «государственная политика». Следует заметить, что это широко распространенный в мире методологический подход к пониманию предметной направленности в деятельности органов власти, государственного управления в широком смысле слова.
Две этих статусных инстиуции - высшая школа государственной политики из Nazarbayev University и Академия государственного управления при
Президенте Республики Казахстан - являются представителями второго стейкхолдерского кластера институций высшего образования и науки в РК. В них закреплены мировые нормы аттестации научных кадров. Следует обратить внимание, что в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан сразу же с момента ее основания как совместной инициативы правительства РК и Европейской комиссии был осуществлен решительный отход от советской системы получения ученых степеней и реализована «перезагрузка» процесса подготовки научных кадров в сфере государственного управления по международным канонам.
Нормативно-аттестационный процесс получения ученых степеней «кандидат наук» и «доктор наук», принятый в СССР, упразднили и ввели единый институт докторов «PhD». В Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан в 2012 г. была открыта докторантура в соответствии с мировыми стандартами: DPA (Doctor of Public Administration), DPP (Doctor of Public Policy). В рамках этих программ началась подготовка экспертного корпуса новой генерации для сферы государственной службы Казахстана.
В настоящее время подготовка научных кадров в сфере государственного управления сосредоточена в Академии на направлении Public Administration в рамках образовательной программы «Доктор государственного управления» (Doctor of Public Administration). Целевая группа докторантуры как институциональной структуры подготовки научных кадров в сфере государственного управления предназначена для государственных служащих, а также для специалистов, занятых в государственном, частном и некоммерческом секторах.
Научные основания государственного управления в РК исследуются в ходе освоения программ докторантуры «Доктор государственного управления» в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Научный бэкграунд аналитики сфокусирован на проведении комплексных междисциплинарных исследований в области анализа и оценки проблем государственного управления, по проблемам социально-экономического развития страны и в сфере принятия эффективных управленческих решений на государственном уровне.
В данной формулировке констатируется категориальный аппарат государственного управления как науки и подчеркивается ее междисциплинарный характер. С позиций теоретико-методологических традиций философии науки, философии и методологии научного познания более академически точно звучит дефиниция «Научные основания государственного управления».
Анализ тематического дискурса диссертационных исследований позволяет сделать выводы о наиболее актуальных трендах и текущих проблемах в современном поле государственного управления Казахстана, которое выступает в качестве предмета научного интереса ученых. Ключевым направлением является реформирование государственного управления на уровне методологического и технологического потенциала управления развитием и
изменениями. Актуальны исследования докторантов, направленные на разработку инструментария эффективного взаимодействия государственных органов с гражданами. В фокусе научного интереса развитие и освоение информационных технологий, вопросы децентрализации системы государственного управления, эффективные технологии государственного управления. [3; 7; 12; 13].
Подготовка научных кадров в сфере государственного управления является важным компонентом укрепления научной основательности в управленческой деятельности органов государственной власти.
Дизайн исследования. Особое место в современной казахстанской науке и высшей школе занимает ориентация на лучший зарубежный опыт и мировые тренды трансформаций с позиций оценки эффективности трансфера иностранных социальных технологий и моделей в Казахстан.
Сегодня в казахстанской высшей школе, включая институции подготовки научных кадров, работают представители профессорско-преподавательского состава и административного корпуса с дипломами ведущих зарубежных университетов, с образованием, полученным еще в СССР, а также в Казахстане до введения бакалавриата и магистратуры и после.
В научном и академическом сообществе одновременно легитимно представлены кандидаты наук и «большие» доктора наук советской системы аттестации научных кадров и новые «малые доктора» PhD, магистры, бакалавры. Вероятно, эти обстоятельства являются причиной того, что в профессиональном пространстве университетских практик и научно -исследовательских изысканий имеет место компонент эклектического смешения управленческих, образовательных, методологических и идеологических стереотипов, носителями которого являются представители кадрового корпуса, получившие образование в разных моделях образовательных и социально-экономических систем [2; 5; 6; 8].
Социальный капитал кадрового корпуса сферы науки и высшей школы РК, носители которого сформированы как профессионалы в разных парадигмальных и идеологических моделях образовательных систем, является, на наш взгляд, одним из латентных детерминант проблемных аспектов в системе образования и науки Казахстана, находящихся в перманентном процессе реформирования и модернизации.
В целях проверки этой гипотезы актуально исследование «Экспертная оценка реформирования казахстанской высшей школы и науки» на основе акторно ориентированного подхода, включения собственно «экспертов по опыту», профессионально задействованных в образовательный и научно-исследовательский процессы. При построении выборки и отборе экспертного пула учтены вышеперечисленные факторы касательно образовательных моделей и политик, в условиях которых формировался профессиональный статус эксперта.
По составленному гайду проводится три фокус-группы с представителями профессионалов сферы образования и науки от разных поколенческих когорт и университетских бекграундов. Результаты прикладного эмпирического
исследования выступают эмпирическими основаниями для формулировки рекомендаций и выводов.
В результате контент-анализа государственных программ, нормативно-правовых и инструктивных материалов, научных статей, просветительских публикаций, представленных в казахстанском информационном пространстве относительно системы государственного управления в сфере здравоохранения, установлено наличие разнородных по концептуальным основаниям, интерпретационному дискурсу и предметной направленности потоков трансляции в общественно-политической, социально-экономической риторике касательно казахстанской науки и высшего образования. Эти контенты исходят от представителей разных стейкхолдерских институций, исследующих или комментирующих образовательные и научно-исследовательские практики в сфере государственного управления как социально-политического процесса и социального института.
В выявленном аналитико-комментаторском дискурсе не фиксируется устойчивого противоречия на уровне конфронтации и несогласия. Но это есть особый полипарадигмальный фон осмысления происходящих реформ и текущей ситуации в профессиональном сообществе сферы образования и науки, включая подготовку кадров по специальности «государственное управление». В этом полипарадигамальном фоне сосредоточена рефлексия на основе установок, ориентиров, взглядов, ожиданий разных когорт кадрового пространства высшей школы и науки, отличающихся по своим образовательным, идеологическим, ценностным и профессиональным основаниям.
В нашем эмпирическом исследовании мы фиксируем некоторые социально-профессиональные модели, которые в определенной степени могут сказываться на результативности практик в сфере высшего образования и науки. За основу данного среза социально-демографической стратификации принят репертуарный ряд моделей, в условиях которых респондентом было получено высшее образование и освоены профессиональные компетенции в сфере государственного управления в здравоохранении:
1. Первая группа - специалисты, получившие базовое высшее образование за рубежом в сфере, не имеющей прямого отношения к педагогике и преподаванию.
2. Вторая группа - специалисты, получившие базовое высшее педагогическое образование за рубежом.
3. Третья группа - специалисты, получившие базовое высшее образование в суверенном Казахстане и прошедшие длительные зарубежные программы переподготовки в сфере образования и науки.
4. Четвертая группа - специалисты, получившие высшее базовое образование до 1991 г. в СССР и прошедшие длительные зарубежные программы переподготовки.
5. Пятая группа - специалисты получившие высшее базовое образование в до 1991 г. в СССР, после 1991 г. в суверенном Казахстане или других государствах СНГ, не имевшие длительных зарубежных стажировок или
вообще не выезжавшие с профессиональными целями изучать зарубежный опыт.
6. Шестая группа - специалисты с высшим образованием и зарубежным опытом переподготовки, работающие в сфере университетского образования, но не имеющие базового высшего педагогического образования.
7. Седьмая группа - специалисты с высшим образованием, без зарубежного опыта переподготовки, работающие в области высшего образования, без педагогической подготовки.
В данной градации заложен компонент мировых ориентиров, согласно которым в большинстве университетов мира преподаватели, вне зависимости от того, какую дисциплину они читают, насколько практически они в ней компетентны, обязаны иметь усиленный образовательный бэкграунд касательно педагогических компетенций. В социально-демографическом блоке, сформированном в данной программе исследования, существенное значение может иметь поколенческий фактор, предопределяющий разные векторы теоретико-прикладной направленности респондентов, близкие в ряде случаев к параллельности в их интерпретациях одних и тех же феноменов, событий в процессах реформирования и модернизации системы высшего образования и науки.
Поэтому мы считаем, что целесообразно изучить не только с точки зрения академической модели, в условиях которой сформировался профессионально-аксиологический бэкграунд специалистов на HR-арене высшего образования и науки Казахстана (это первая задача эмпирического исследования), но и с точки зрения их поколенческой принадлежности (вторая задача эмпирического исследования).
Цель эмпирического исследования состоит в том, чтобы выяснить наличие особенностей и специфику отличий в профессиональных ориентирах, установках, приверженностях, оценках в отношении осуществляемых трансформаций и картины будущего в системе казахстанского высшего образования и науки со стороны представителей разных поколенческих и социально-профессиональных когорт «академиков» и «практиков» этой сферы жизнедеятельности. Нами разработана программа прикладного эмпирического исследования, направленная на изучение полипарадигмального поля профессионального сообщества системы казахстанской высшей школы и науки как профессиональных социальных институтов в целях выяснения степени выраженности солидарных моделей профессиональных установок и ожиданий ее акторов.
Солидарные инициативы и их взаимосвязь с социально-профессиональными установками, ориентирами и ожиданиями в сфере HR-арен казахстанской системы высшего образования и науки касательно подготовки государственных служащих являются ключевым направлением данного эмпирического исследования, выполненного в процессе работы над диссертацией на соискание ученой степени PhD в рамках образовательной программы докторантуры по специальности «государственное управление».
Для лаконичной иллюстрации исходного замысла в дизайне нашего исследования применим метафорический прием аллегорий. Мы фиксируем три модели ИК-взаимодействия в условиях изменений и трансформации. Подобранные для их интепретации обыденные аллегории на основе логического перехода от простого к сложному способствуют обозначению четких векторов направленности этих моделей. Три модели ИК-взаимодействия в условиях изменений и трансформации, влияющие на результативность управленческих практик, построены нами по схеме «субъекты инициатив -объекты инициатив - движение (изменение) как результат». Представим контекстуальный смысл этих моделей через упрощенные метафорические аллегории.
Первая модель ИК-взаимодействия в условиях изменений и трансформации. Ее смысловая упрощенная компонента заключается в следующем. Один и тот же предмет можно перемещать несколькими «единицами» двигательных инициатив в одну сторону. Предмет начнет двигаться, и будет результат. Упряжка лошадей, запряженная в экипаж, перемещается в одну сторону и т. п. Обозначим эту модель как «солидарные инициативы привели к движению» (или кратко «солидарные инициативы»).
Вторая модель ИК-взаимодействия в условиях изменений и трансформации. Можно этот же предмет перемещать в разные стороны, при такой поведенческой практике предмет не сдвинется. Классика жанра - басня «Лебедь, рак и щука». Этот формат действий определим как модель «разнонаправленные инициативы не привели к движению». В более кратком обозначении - «разнонаправленные инициативы» или «несолидарные инициативы».
Третья модель ИК-взаимодействия в условиях изменений и трансформации. Аллегория - чайки летают над птенцом, выпавшим из гнезда. Согласно формату таких социальных действий, можно просто «кружить» над предметом, волнуясь, издавая звуки или отчаяния, или поддержки, или угрозы, но ничего практически не делая, чтобы его сдвинуть с места в нужном направлении. Такой формат действий обозначим как «имитация включенности без фактических действий, направленных на движение» (или кратко «имитация инициатив»). Данный прием метафорической упрощенной схематизации при помощи обыденных аллегорий применен здесь исключительно с целью прояснить «гипотезный» модельный ряд в нашем исследовании.
Какие типы моделей ИК-взаимодействия в условиях изменений и трансформации системы высшего образования и науки Казахстана складываются или не складываются под влиянием академического и поколенческого бэкгранудов профессионалов, включенных в этот процесс? На этот вопрос мы предприняли попытку ответить в эмпирическом исследовании.
Трансформации в сфере казахстанского высшего образования и науки, инициированные реформами и модернизацией, происходят с определенными трудностями и зонами повышенной турбулентности. Безусловно, вызовы глобализации, цифровизация, «черный лебедь» пандемии выступают
объективными факторами таковых трудностей. Об этом есть информация в современной казахстанской и мировой научной литературе [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 15].
Огромное внимание уделяется вопросам влияния глобализации на особенности системы высшего образования и науки в стратегических программных документах Казахстана. В этих документах изложены ключевые направления развития данной сферы, провозглашены фундаментальные задачи стратегического движения по пути устойчивого развития.
Глобальное и локальное, национальное и международное - эти тренды взаимодействуют и взаимодополняют друг друга практически во всех сферах общественного развития в РК. Субъектами таких социальных действий, каковыми являются эти фундаментально стратегически значимые практики, выступают кадры, «человеческий» фактор [3; 8; 10; 11; 15].
Поэтому в данной части работы (эмпирическое исследование) мы сосредоточиваем исследовательское внимание на субъективном HR-факторе, на человеческом потенциале и социальном капитале кадрового состава, включенного как в университетские практики подготовки специалистов для изучаемой нами области государственного управления, так и в собственно профессиональную деятельность, связанную с высшим образованием и наукой в целом.
Мы предпринимаем попытку выяснить, какие форматы и стратегии применяются в практике трансформаций в сфере образования и науки в соответствии с представленным выше трехмодельным континуумом: «солидарные инициативы», «разнонаправленные (несолидарные) инициативы», «имитация инициатив».
Операционализация базовых категорий концепции эмпирического исследования осуществлена путем формулировки открытых и закрытых вопросов, составивших основу гайдов экспертных интервью, фокус-групповых интервью и анкетного опроса.
Важной частью программы эмпирического исследования является анализ текущей ситуации в системе государственного управления как академической дисциплины и науки в казахстанском институциональном поле высшего образования и подготовки научных кадров. Существенными доминантами в области аналитической траектории являются пандемические специфики и цифровые трансформации.
Результаты исследования и обсуждение. Корпус казахстанских ученых, практиков, имеющих ученую степень в сфере государственного управления, ежегодно пополняется новыми кадрами. Какова специфика подготовки научных кадров в сфере государственного управления в разных научных центрах страны?
Проведем сравнительный анализ контента учебных программ (HandbookPhD, Curriculum) по дисциплинам, соотношению теории и практики, требованиям к компетенциям выпускников программ докторантуры разных институций подготовки научных кадров в сфере государственного управления и государственной политики.
Обратимся в качестве исследовательского кейса к анализу учебного процесса в докторантуре Высшей школы государственной политики Nazarbayev University, где осуществляется процесс подготовки научных кадров в сфере Public Policy. Ученая степень, которая присуждается успешно защитившему диссертацию докторанту Высшей школы государственной политики Nazarbayev University, звучит следующим образом «Doctor Public PoHcу».
Первый (осенний) семестр докторантуры включает 32 кредита. Докторант изучает 4 дисциплины по 8 кредитов каждая. «Государственное управление и менеджмент», «государственная политика и анализ», «микроэкономика в государственном секторе», «статистика в государственной политике».
Во втором (весеннем) семестре учебный процесс включает 32 кредита и сосредоточен на следующих 4 дисциплинах, также по 8 кредитов каждая: «политика государственно-муниципального управления», «государственное управление и государственная политика», «макроэкономика в государственном секторе», «проект исследований (качественный и количественный)»
В учебном плане осеннего и весеннего семестров первого года обучения указана позиция «разработка диссертационных исследований» с нулевым показателем по кредитам академической нагрузки. В учебном плане первого года обучения в докторантуре Высшей школы государственной политики Nazarbayev University также заявлен летний семестр, в котором указаны «разработка диссертационных исследований» и «квалификационный экзамен по докторантуре» за первый год обучения с нулевыми показателями по кредитам академической нагрузки.
Во время второго года обучения в докторантуре в течение осеннего семестра изучаются «передовые количественные методы», «передовые качественные методы» и предлагается два элективных курса DPE со стратегическим партнером Высшей школы государственной политики Nazarbayev University, по 8 кредитов на каждую дисциплину. Позиция «разработка диссертационных исследований» является сквозной по всем семестрам обучения в докторантуре. Академическая нагрузка весеннего семестра второго года обучения в объеме двенадцать кредитов полностью сосредоточена на научно-исследовательском компоненте «разработка диссертации и письменный проект».
Также в учебном плане заявлен «квалификационный экзамен по докторантуре» за второй год обучения без указания учебной нагрузки. Летний семестр второго года обучения, все семестры третьего и четвертого годов обучения - «разработка диссертационных исследований». Самый важный компонент докторантуры - «подготовка и написание диссертации» -запланирован в количестве 132 кредитов на третий и четвертый годы обучения.
Итак, теоретическое обучение в количестве 96 кредитов в докторантуре Высшей школы государственной политики Nazarbayev University сосредоточено в учебных курсах в течение первого, второго и третьего семестров.
Научно-исследовательская работа над диссертацией в объеме 144 кредита запланирована в течение четвертого, пятого, шестого, седьмого и восьмого семестров. Докторант в диалоге со своими научными консультантами два с
половиной года работает над диссертацией по актуальной для казахстанского государственного управления теме. Профессорско-преподавательский состав Высшей школы государственной политики Nazarbayev University состоит из иностранных ученых, получивших свое образование и ученые степени в разных странах мира.
На основании биографического метод HR-case-study проанализируем научный бэкграунд наиболее влиятельных фигур из иностранного преподавательского HR-состава, ведущего подготовку казахстанских специалистов по специальности «государственное управление». Применение биографического метода HR-case-study позволяет исследовать тематическую направленность и особенности данного экспертного пула.
Также это помогает систематизировать контенты, транслируемые в ходе образовательных практик от приглашенной зарубежной профессуры для будущих казахстанских специалистов в сфере государственной политики.
Мы выдвигаем гипотезу, что полипарадигмальность казахстанского профессорско-академического поля кадрового состава, задействованного в сфере высшего образования и в процессе подготовки научных кадров по специальности «государственное управление», возможно, детерминирует некоторые диссонансы в формировании локальных, региональных, отраслевых политик и управленческих моделей и установлении конструктивного диалога взаимопонимания между акторами неправительственного сектора и властными структурами. Проверить данную гипотезу возможно через решение ряда исследовательских задач. Одна из них связана с компаративным анализом инстиуционального поля всех стейкхолдеров сферы подготовки кадров для системы государственного управления с точки зрения содержания их образовательных программ и уяснения экспертных приоритетов в бэкграундах ведущей профессуры и лекторского корпуса. Поэтому мы и обращаемся к биографическому методу HR-case-study.
Итак, деканом ведущей казахстанской институциональной структуры в области высшего образования и науки, осуществляющим учебный и научно-исследовательский процессы в сфере государственного управления, является доктор Вэнг Тат Хуэй (Weng Tat Hui). Он возглавляет Высшую школу государственной политики Nazarbaev University с конца 2015 г.
Доктор Вэнг Тат Хуэй получил ученую степень PhD в области экономики в Австралийском национальном университете. Предметом научных интересов зарубежного ученого, возглавляющего ВШГП, являются рынки труда в условиях глобализации, экономические аспекты миграции и проблемы образования. Также в круг его научно-исследовательского интереса входят вопросы пенсионной системы и процессы старения населения.
Особое место в научном бэкграунде доктора Ванг Тат Хуэя занимает политика на рынке труда в Сингапуре. В послужном списке декана Высшей школы государственной политики Nazarbaev University заявлен консультационный опыт в Министерстве труда Сингапура, в Международной организации труда и в ЮНКТАД. Он осуществлял научно-исследовательскую
работу по совместительству в Сингапурском институте трудовых исследований в должности младшего научного сотрудника в период с 1991 по 1994 г.
Имел место в научной биографии сингапурского ученого, ныне декана ведущей школы государственной политики в РК, опыт работы в Национальном совете Сингапура по заработной плате, в должности эксперта. Также известна его профессиональная деятельность в составах рабочих групп Подкомитета по экономическому обзору по вопросам заработной платы, по реструктуризации при Институте политических и экономических исследований, по профессиональной квалификации в Комитете экономических стратегий Сингапура. На работу в Национальный университет Сингапура доктор Вэнг Тат Хуэй пришел в 1997 г., где проработал до 2004 г.
За восемь лет он был на административных постах в разных дивизионах университета. Работал заместителем директора программы государственной политики, трудился в Департаменте экономики, сначала как заместитель, а потом в качестве исполняющего обязанности главы этого департамента. Был на факультете гуманитарных и социальных наук, в должности заместителя декана. С 2004 по 2008 г. доктор Вэнг Тат Хуэй работал в Школе государственной политики Ли Куан Ю на месте заместителя декана по учебной работе. Отсюда он был приглашен возглавить Высшую школу государственной политики Nazarbaev University в столице Казахстана. С конца 2015 г. доктор Вэнг Тат Хуэй занимает должность декана этой институциональной структуры.
Проведенный биографический анализ, контент-анализ его публикаций, изучение предмета научных интересов и послужного списка показывает, что сингапурский доктор PhD Вэнг Тат Хуэй имеет значительный опыт административной работы в вузе и как ученый специализируется в сфере социально-экономических вопросов глобализации, миграции, образования, старения и рынка труда.
Следующая персоналия нашего исследования биографическим методом HR-case study - профессор Колин Нокс (Colin Knox). Он является заместителем декана Высшей школы государственной политики Nazarbaev University с 2016 г. PhD Public Policy, 1989, Queen's University, Belfast (UK). Доктор Colin Knox отвечает в ВШГП за учебную работу. Ученая степень доктора PhD в области государственной политики была им получена в Университете Квинс в г. Белфаст. Его научные интересы касаются реформирования государственного сектора в развитых и развивающихся странах, а также сосредоточены на местном самоуправлении и механизмах оценки государственной политики. Исследование политик в разделенных обществах также предмет научной экспертизы английского профессора.
До 2016 г. доктор Нокс преподавал дисциплины государственного управления (государственное администрирование и управление, методы исследования современных проблем в области государственной политики) в университете Ольстер в Великобритании. В Казахстане в высшей школе государственной политики Nazarbaev University доктор Колин Нокс возглавляет также разработку программы докторантуры для высших должностных лиц, работающих в государственном секторе.
До начала научно-преподавательской деятельности К. Нокс имел 8-летний опыт работы в органах местного самоуправления в Великобритании. Анализ бэкграунда этого зарубежного ученого свидетельствует о высоком уровене его включения в предметную область в сфере преподавания и практик в сфере государственного управления.
«Высшая школа государственной политики является идеальной средой для взращивания политиков и лидеров Казахстана и Центральной Азии» - цитата с официального сайта данной инстиуции высшего образования в РК. Nazarbaev University занимает очень высокую рейтинговую позицию в казахстанском пространстве высшего образования и науки. Так, 9 февраля 2022 г. Глава казахстанского государства принял профессора Шигео Катсу, первого руководителя Nazarbaev University. В ходе беседы Касым-Жомарта Токаева и Шигео Катсу ключевое внимание было сосредоточено на перспективах учебного процесса и научно-исследовательских разработках новых технологий и инноваций в различных сферах.
В диалоге Президента Казахстана с первым руководителем Nazarbaev University подчеркивалось, что деятельность этого высшего учебного заведения ориентирована на содействие модернизации национальной экономики и социальной сферы в РК. Глава государства подтвердил свое намерение посетить Nazarbaev University в ближайшее время и поздравил Шигео Катсу с 70-летним юбилеем, выразив главе ведущего казахстанского вуза благодарность за его многолетнюю плодотворную работу на благо образования Казахстана.
Всего в учебном и научном процессах высшей школы государственной политики Nazarbayev University, согласно сведениям на официальном сайте, задействовано 14 человек профессорско-преподавательского состава, из которых 4 казахстанских преподавателя занимают должность «ассистент-профессор», «постдок» с ученой степенью PhD, полученной ими в лучших англоязычных зарубежных вузах, и 10 иностранных преподавателей с сильным научным бэкграундом и многочисленным списком публикаций в ведущих рейтинговых англоязычных издательствах и журналах мирового научно-образовательного сообщества.
Такова уникальная особенность казахстанской высшей школы и науки, в локальном пространстве которой созданы особые элитные университеты по моделям мировых образовательных стандартов с зарубежным профессорско-преподавательским составом, учебным и исследовательскими процессами, осуществляемыми в рамках мировых университетских практик, и наличием публикаций в ведущих англоязычных рейтинговых издательствах и журналах. Данный анализ на основе биографического метода HR-case-study осуществлен на базе официальных данных об учебном процессе DDP на сайте Высшей школы государственной политики Nazarbayev University.
Еще раз обращаем внимание на то, что в Казахстане подготовка научных кадров в сфере государственного образования в рамках программ докторантуры (аналог советской аспирантуры) ведется в двух кластерах институций высшего образования и науки. К учебным заведениям нового поколения с высоким зарубежным компонентом относятся Академия государственного управления
при Президенте РК и Высшая школа государственной политики Nazarbayev University.
Также программы докторантуры по данному направлению реализуются в известных казахстанских вузах первого стейкхолдерского кластера, история которых началась еще при СССР, в бытность которого это были самые элитные и престижные вузы Казахстана, которые в настоящее время, пройдя успешный путь реформирования и модернизации, занимают высокие позиции в мировых и страновых рейтингах. Речь идет о Казахском национальном университете им. Аль-Фараби и Университете народного хозяйства, сохранившем в названии прежний брэнд «НАРХОЗ», что указывает на богатую образовательную историю и научные традиции вуза. Ныне это высшее учебное заведение именуется Университет НАРХОЗ. Необходимо учитывать тот факт, что модели подготовки государственных служащих, образования научных кадров в Казахстане кардинально трансформировались за период его суверенного развития.
Модернизация и реформирование высшего образования и науки в Казахстане являются предметом достаточно острой полемики экспертного пула от университетских практик и научно-исследовательских институций. В рамках этой полемики проблемы подготовки кадров для государственного управления также выступают предметом дискуссий в части понимания его актуальных моделей и политик.
Актуализирована стратегическая значимость комплексного и системного изучения, с одной стороны, специфики трансформаций, которые стали следствием реформирования и модернизации в социальном институте государственного управления, включая модели подготовки кадров.
С другой стороны, сформировалась необходимость учитывать общие тренды изменений в сфере образования и науки, включая как «перезагрузку» университетских моделей подготовки кадров по мировым стандартам, так и функциональную специфику научно-исследовательской сферы в целом.
Список литературы
1. Гуревич Л. Я. О реформе высшего образования и науки в Казахстане / Л. Я. Гуревич. Алматы, 2015. С. 104-107.
2. Кукеев А. К. Конституционно-правовые принципы права на высшее образование / А. К. Кукеев // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88). C. 15-21.
3. Курганская В. Д. Состояние и тенденции исламского просвещения и образования в Республике Казахстан : научно-исследовательский отчет / В. Д. Курганская, А. Г. Косиченко ; Центр гуманитарных исследований, Friedrich Ebert stiftung. Алматы : Центр гуманитарных исследований, 2006. 104 с.
4. Мынбаева А. К. История, теория и технологии научной деятельности высшей школы / А. К. Мынбаева. Алматы, 2010. 249 с.
5. Ахметова Г. К. Казахстан и ОБСЕ: направления развития высшего образования [Электронный ресурс] / Г. К. Ахметова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2008. № 1 Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kazahstan-i-obse-napravleniya-razvitiya-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 12.02.2022).
6. Асылбекова A. Система высшего и послевузовского образования Республики Казахстан: прошлое и настоящее [Электронный ресурс] / A. Асылбекова // Вестник КазНУ. Серия педагогическая. 2016. Vol. 46. № 3. Электрон. дан. URL: https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/321 (дата обращения: 12.02.2022).
7. Бердыкулова Г. М. Высшая школа Республики Казахстан: развитие в направлении международной интеграции и информатизации [Электронный ресурс] / Г. М. Бердыкулова // Вестник МИЭП. 2010. № 1. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshaya-shkola-respubliki-kazahstan-razvitie-v-napravlenii-mezhdunarodnoy-integratsii-i-informatizatsii (дата обращения: 12.02.2022).
8. Ванхемпинг Э. Стратегические направления в образовательной аналитике Финляндии и России: компаративный подход [Электронный ресурс] / Э. Ванхемпинг // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 4 (32). Электрон. дан. DOI: 10.15393/j5.art.2020.6344 (дата обращения: 12.02.2022).
9. Енин Ю. И. Формирование единого научно-образовательного и производственного пространства в условиях евразийской экономической интеграции [Электронный ресурс] / Ю. И. Енин // Евразийская Экономическая Интеграция. 2012. № 2 (15). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-edinogo-nauchno-obrazovatelnogo-i-proizvodstvennogo-prostranstva-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy-integratsii (дата обращения: 12.02.2022).
10. Макенова А. Б. Сотрудничество Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере образования, науки и инноваций [Электронный ресурс] / А. Б. Макенова // Постсоветские исследования. 2018. № 7. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-respubliki-kazahstan-i-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-obrazovaniya-nauki-i-innovatsiy (дата обращения: 12.02.2022).
11. Нурсеит Н. А. Как поднять высшее образование и науку на новый качественный уровень в Казахстане? [Электронный ресурс] / Н. А. Нурсеит // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 2 (46). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-podnyat-vysshee-obrazovanie-i-nauku-na-novyy-kachestvennyy-uroven-v-kazahstane (дата обращения: 12.02.2022).
12. Огнева В. В. Интегративные возможности международного сотрудничества стран СНГ в сфере подготовки кадров государственной службы [Электронный ресурс] / В. В. Огнева // Управленческое консультирование. 2014. № 2 (62). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnye-vozmozhnosti-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-sng-v-sfere-podgotovki-kadrov-gosudarstvennoy-sluzhby (дата обращения: 12.02.2022).
13. Смирнова В. А. Казахстанский опыт реформирования высшего образования [Электронный ресурс] / В. А. Смирнова // Вопросы образования. 2010. № 4. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kazahstanskiy-opyt-reformirovaniya-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 12.02.2022).
14. Шукушева Е. В. Сотрудничество Казахстана и ЕС в сфере образования: новые вызовы и измерения [Электронный ресурс] / Е. В. Шукушева // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. № 5-1. Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-kazahstana-i-es-v-sfere-obrazovaniya-novye-vyzovy-i-izmereniya (дата обращения: 12.02.2022).
15. Ящук Т. Ф. Государственная политика Российской Федерации и Республики Казахстан в сфере высшего образования: сравнительно-правовой анализ [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ящук // Вестник ОмГУ Серия. Право. 2013. № 2 (35). Электрон. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-rossiyskoy-federatsii-i-respubliki-kazahstan-v-sfere-vysshego-obrazovaniya-sravnitelno-pravovoy-analiz (дата обращения: 12.02.2022).
References
1. Gurevich L. Ya. On the reform of higher education and science in Kazakhstan. Almaty,
2015. P. 104-107. (In Russ.)
2. Kukeyev A. K. Constitutional legal principles of the right to higher education. In: Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. 2021. № 1 (88). P. 15-21. (In Russ.)
3. Kurganskaya V. D., Kosichenko A. G. Status and trends of Islamic enlightenment and education in the Republic of Kazakhstan: research report. Almaty, 2006. 104 p. (In Russ.)
4. Mynbaeva A. K. History, theory and technology of scientific activity of higher education. Almaty, 2010. 249 p. (In Russ.)
5. Akhmetova G. K. Kazakhstan and the OSCE: Directions for the Development of Higher Education [Electronic resource]. In: Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya. 2008. № 1. Electron dan. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kazahstan-i-obse-napravleniya-razvitiya-vysshego-obrazovaniya (date of access: 12.02.2022). (In Russ.)
6. Asylbekova A. The system of higher and postgraduate education of the Republic of Kazakhstan: past and present [Electronic resource]. In: Vestnik KazNU. Seriya pedagogicheskaya.
2016. Vol. 46. № 3. May 3, Electron dan. URL: https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/321. (date of access: 12.02.2022). (In Russ.)
7. Berdykulova G. M. Higher School of the Republic of Kazakhstan: development in the direction of international integration and informatization [Electronic resource]. In: Vestnik MIEP. 2010. № 1. Electron dan. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshaya-shkola-respubliki-kazahstan-razvitie-v-napravlenii-mezhdunarodnoy-integratsii-i-informatizatsii (date of access: 12.02.2022). (In Russ.)
8. Vanhemping E. Strategic Directions in Educational Analytics in Finland and Russia: A Comparative Approach [Electronic resource]. In: Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2020. № 4 (32). Electron dan. DOI: 10.15393/j5.art.2020.634 (date of access: 12.02.2022) (In Russ.)
9. Enin Yu. I. Formation of a single scientific, educational and industrial space in the conditions of Eurasian economic integration [Electronic resource]. In: Evrazijskaya Ekonomicheskaya Integraciya. 2012. № 2 (15). Electron dan. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-edinogo-nauchno-obrazovatelnogo-i-proizvodstvennogo-prostranstva-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy-integratsii (date of access: 12.02.2022). (In Russ.)
10. Makenova A. B. Cooperation between the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation in the field of education, science and innovation [Electronic resource]. In: Postsovetskie issledovaniya. 2018. № 7. Electron dan. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-respubliki-kazahstan-i-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-obrazovaniya-nauki-i-innovatsiy (date of access: 12.02.2022). (In Russ.)
11. Nurseit N. A. How to raise higher education and science to a new qualitative level in Kazakhstan? [Electronic resource]. In: Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 2. Electron dan. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-podnyat-vysshee-obrazovanie-i-nauku-na-novyy-kachestvennyy-uroven-v-kazahstane (date of access: 12.02.2022) (In Russ.)
12. Ogneva V. V. Integrative opportunities for international cooperation of the CIS countries in the field of training of public service personnel [Electronic resource]. In: Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2014. № 2 (62). Electron dan. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnye-vozmozhnosti-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-stran-sng-v-sfere-podgotovki-kadrov-gosudarstvennoy-sluzhby (date of access: 12.02.2022). (In Russ.)
13. Smirnova V. A. Kazakhstani experience of reforming higher education [Electronic resource]. In: Voprosy obrazovaniya. 2010. № 4. Electron dan. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kazahstanskiy-opyt-reformirovaniya-vysshego-obrazovaniya (date of access: 12.02.2022). (In Russ.)
14. Shukusheva E. V. Cooperation between Kazakhstan and the EU in the field of education: new challenges and dimensions [Electronic resource]. In: Bol'shaya Evraziya: razvitie,
bezopasnost', sotrudnichestvo. 2022. № 5-1. Electron dan. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-kazahstana-i-es-v-sfere-obrazovaniya-novye-vyzovy-i-izmereniya (date of access: 12.02.2022). (In Russ.)
15. Yashchuk T. F. State policy of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the field of higher education: a comparative legal analysis [Electronic resource]. In: Vestnik OmGU. Series. Right. 2013. № 2 (35). Electron dan. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-rossiyskoy-federatsii-i-respubliki-kazahstan-v-sfere-vysshego-obrazovaniya-sravnitelno-pravovoy-analiz (date of access: 12.02.2022). (In Russ.)